Самарский государственный экономичекий университет





НазваниеСамарский государственный экономичекий университет
страница1/6
Дата публикации17.11.2014
Размер1.07 Mb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Философия > Программа
  1   2   3   4   5   6


УДК 167/168 (079.1)

ББК 87.5я77

П78

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию
САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА Социологии и педагогики

УТВЕРЖДЕНО

Научно-техническим советом университета

(протокол № _____ от _12.01.11_)


ПРОГРАММА

КАНДИДАТСКОГО ЭКЗАМЕНА

ПО ИСТОРИИ И ФИЛОСОФИИ НАУКИ

для аспирантов и соискателей

нефилософских специальностей

(основной курс)

Рассмотрено и одобрено на

заседании кафедры Социологии и педагогики

(протокол № …………….г.)

Зав. кафедрой социологии и педагогики

д. пед. н., проф. Э.П. Печерская
Программу разработали:

Д.филос.н., проф. Ургалкин Ю.А., к.полит.н.,доц.

Борисов С.В., к.филос.н., доц. Бондарев С.И.

к.филос.н., доц.Костин В.И. на основании программы –

минимум кандидатских экзаменов по философии

науки,утвержденной приказом Минобразования

РФ 697 от 17.02.2004г.
Самара 2011
Введение
Настоящая программа кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки» предназначена для аспирантов и соискателей ученых степеней всех научных специальностей, относящихся к социально-гуманитарному блоку наук. Программа ориентирована на анализ основных мировоззренческих и методологических проблем, возникающих в науке на современном этапе ее развития, и получение представления о тенденциях исторического развития отраслей науки.
I. Организационно-методический отдел

1.1. Цель курса:

Расширить знание философии через обращение к таким ее раз­делам, как эпистемология и философия науки. Дать комплексное представление о философии и истории науки через философскую рефлексию над наукой и научным познанием.

1.2. Задачи курса:

Подготовка аспирантов и соискателей к сдаче кандидатского экзамена «История и философия науки»;

- повышение компетентности в области методологии научно­го исследования;

- формирование представлений о природе научного знания, месте науки в современной культуре, механизмах функционирова­ния науки как социального института, об истории науки как кон­цептуальной истории;

- формирование исследовательских навыков аспирантов и со­искателей через изучение проблематики эпистемологии науки.

2. Требования к уровню освоения курса: В результате изучения дисциплины аспиранты и соискатели должны знать:

- предмет и проблемное поле истории и философии науки, ха­рактер современных социальных проблем, связанных с особенно­стями функционирования данной сферы общества;

- уметь отвечать на вопросы о природе науки, общих законо­мерностях научного познания в его историческом развитии и в изменяющемся социокультурном контексте;

- знать основные школы философии науки и основных пред­ставителей отечественной и зарубежной философии науки;

- ориентироваться в основных методологических и мировоз­зренческих проблемах, возникающих в науке на современном эта­пе ее развития;

- сформировать навыки методологического анализа в области теоретических и прикладных исследований.

3. Структура курса.

Настоящий курс «История и философия науки» состоит из трех блоков:

1 - Общие проблемы философии науки

Эта часть кандидатского экзамена представляет собой общую для всех научных специальностей базовую часть, обязательную для каждого аспиранта и соискателя ученой степени кандидата наук как единый минимум требований к уровню знаний в философии избранной научной области. Она представляет собой введение в общую проблематику философии науки. Наука рассматривается в широком социокультурном контексте и в ее историческом развитии. Программа ориентирована на анализ основных мировоззренческих и методологических проблем, возникающих в науке на современном этапе ее развития.

2- Философские проблемы социально-гуманитарных наук в целом и областей научного познания (экономика, философия, социология, право, история). Данный раздел ориентирован на анализ мировоззренческих и методологических проблем социально-гуманитарных наук, их генезиса, настоящего состояния и тенденций дальнейшего развития.

3- История соответствующей отрасли науки.

Результатом работы аспиранта (соискателя) по третьей части экзамена должен быть реферат по истории отрасли науки, соответствующей двум первым цифрам шифра специальности предполагаемой диссертации из номенклатуры специальностей научных работников. Реферат в установленные сроки сдается на кафедру социологии и педагогики.

Таким образом, для подготовки к экзамену соискатели и аспиранты используют часть I - «Общие проблемы философии науки» данной программы, часть - II «Философские проблемы социально-гуманитарных наук» , часть III - вопросы истории из областей научного знания, соответствующих области научных исследований аспирантов и соискателей.
4. Требования и рекомендации

4.1. Прием кандидатских экзаменов по истории и философии науки проводится в СГЭУ кафедрой социологии и педагогики с участием представителей профильных кафедр для аспирантов и соискателей по окончании действующих при кафедре социально-политических наук курсов по подготовке к кандидатскому экзамену.

4.2. На курсах организуется подготовка аспирантов (соискателей) по общим проблемам философии науки и философским проблемам областей научного знания.

4.3. Одновременно с деятельностью названных курсов профильная кафедра (организация), к которой аспирант/соискатель прикреплен для работы над диссертацией, обеспечивает подготовку и самостоятельное изучение аспирантом/соискателем вопросов, связанных с проблемами истории избранной отрасли науки.

По завершению этой работы для допуска к экзамену аспиранту/соискателю необходимо представить на кафедру социологии и педагогики завершенный реферат по истории избранной отрасли науки (обязательно с аспектами методологии этой дисциплины, привязанными к диссертационной теме). Проверку реферата проводит научный руководитель аспиранта (соискателя), который осуществляет первичную экспертизу и дает письменное заключение о готовности реферата.

4.4. Тема реферата по истории избранной отрасли науки согласовывается аспирантом/ соискателем с его научным руководителем и кафедрой социологии и педагогики. В работе над рефератом должна быть проявлена самостоятельность, хорошее понимание философско-методологических аспектов темы и привлечена новейшая литература по теме.

4.5. Реферат с оценкой не позднее, чем за месяц до начала кандидатских экзаменов, передается автором на кафедру социологии и педагогики. Заведующий кафедрой поручает своим сотрудникам последующую проверку реферата на предмет его соответствия философско-методологическим требованиям, составления короткой рецензии по нему и вынесения окончательной оценки по системе «зачтено» - «не зачтено».

При наличии оценки «зачтено» аспирант/соискатель допускается к сдаче экзамена по философии науки и по философским (методологическим) проблемам соответствующей отрасли наук.

4.6. В случае прикрепления соискателя только для сдачи кандидатского экзамена (т.е. при отсутствии научного руководителя) тема реферата утверждается кафедрой социологии и педагогики и первичная проверка реферата осуществляется преподавателями этой кафедры, входящими в состав комиссии по приему кандидатского экзамена.

5. После успешной сдачи экзамена оформляется удостоверение о сдаче кандидатского экзамена, где указывается дата, оценка, состав комиссии и наименование отрасли науки из номенклатуры специальностей научных работников, по которой проходила подготовка и сдача экзамена.


5.1. Распределение часов курса по темам и видам работ




Наименование тем




Всего часов

Аудиторные занятия (час.)




В том числе

лекции

семинары

Раздел 1. Общие проблемы философии науки

ТЕМА 1. Предмет и основные концепции современной философии науки.


4


2


2




ТЕМА 2. Наука в культуре современной цивилизации.

4

2


2





ТЕМА 3. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции .

4

2

2




ТЕМА 4. Структура научного знания.

4

2

2




ТЕМА 5. Динамика науки как процесс порождения нового знания

4

2

2




ТЕМА 6. Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности

4

2

2




ТЕМА 7. Особенности современного этапа развития науки. Перспективы научно-технического прогресса.

4

2

2




ТЕМА 8. Наука как социальный институт.

4

2

2




Итого 1-й раздел

32

16

16




Раздел 2. Философские проблемы социально-гуманитарных наук.

ТЕМА 1. Общетеоретические подходы.













ТЕМА 2. Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного познания.




2

2




ТЕМА 3. Субъект социально-гуманитарного познания.

4

2


2





ТЕМА 4. Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании.

4

2

2




ТЕМА 5. Жизнь как категория наук об обществе и культуре.

4

2

2




ТЕМА 6. Время, пространство, хронотоп в социальном и гуманитарном знании.

4

2

2




ТЕМА 7. Коммуникативность в науках об обществе и культуре: методологические следствия и императивы.

4

2

2




ТЕМА 8. Проблема истинности и рациональности в социально-гуманитарных науках. Объяснение, понимание, интерпретация в социальных и гуманитарных науках.

4

2

2




ТЕМА 9. Вера, сомнение, знание в социально-гуманитарных науках.

4

2

2




ТЕМА 10. Основные исследовательские программы социально-гуманитарных наук.

4

2

2




ТЕМА 11. Разделение социально-гуманитарных наук на социальные и гуманитарные науки.

4

2

2




ТЕМА 12. «Общество знания». Дисциплинарная структура и роль социально-гуманитарных наук в процессе социальных трансформаций

4

2

2




Итого 2-й раздел


48

24

24




Всего часов

80

40

40






РАЗДЕЛ 1. Общие проблемы философии науки
ТЕМА 1. Предмет и основные концепции современной философии науки.
Три аспекта бытия науки: наука как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая сфера культуры. Современная фи­лософия науки как изучение общих закономерностей научного позна­ния в его историческом развитии и изменяющемся социокультурном контексте. Эволюция подходов к анализу науки.

Логико-эпистемологический подход к исследованию науки. Позити­вистская традиция в философии науки. Расширение поля философской проблематики в постпозитивистской философии науки. Концепции К. Поппера, И. Лакатоса, Т. Куна, П. Фейерабенда, М. Полани.

Социологический и культурологический подходы к исследованию развития науки. Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности.


ТЕМА 2. Наука в культуре современной цивилизации.
Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития и их базисные ценности. Ценность научной рациональности.

Особенности научного незнания. Наука и философии. Наука и искусство. Наука и обыденное познание. Роль науки в современном обра­зовании и формировании личности. Функции науки в жизни общества (наука как мировоззрение, как производительная и социальная сила).
ТЕМА 3. Возникновение науки и основные стадии ее исторической

эволюции.
Преднаука и наука в собственном смысле слова. Две стратегии по­рождения знаний: обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей, обеспечивающих выход за рамки наличных ис­торически сложившихся форм производства и обыденного опыта.

Культура античного полиса и становление первых форм теоретичес­кой науки. Античная логика и математика. Развитие логических норм научного мышления и организаций науки в средневековых университе­тах. Роль христианской теологии в изменении созерцательной позиции ученого: человек — творец с маленькой буквы; манипуляция с природными объектами — алхимия, астрология, магия. Западная и восточная средневековая наука.

Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Формиро­вание идеалов математизированного и опытного знания: оксфордская школа Р. Бэкон, У. Оккам. Предпосылки возникновения эксперимен­тального метода и его соединения с математическим описанием природы: Г Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт. Мировоззренческая роль науки в новоевропейской культуре. Социокультурные предпосылки возникно­вения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы.

Формирование науки как профессиональной деятельности. Возникновение дисциплинарно организованной науки. Технологические при­менения науки. Формирование технических наук.

Становление социальных и гуманитарных наук. Мировоззренческие основания социально-исторического исследования.
ТЕМА 4. Структура научного знания.
Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания. Эмпирический и теоретический уровни, крите­рии их различения. Особенности эмпирического и теоретического язы­ка науки.

Структура эмпирического знания. Эксперимент и наблюдение. Слу­чайные и систематические наблюдения. Применение естественных объ­ектов в функции приборов в систематическом наблюдении. Данные на­блюдения как тип эмпирического знания. Эмпирические зависимости и эмпирические факты. Процедуры формирования факта. Проблема тео­ретической нагруженности факта.

Структура теоретического знания. Первичные теоретические моде­ли и законы. Развитая теория. Теоретические модели как элемент внут­ренней организации теории. Ограниченность гипотетико-дедуктивной концепции теоретических знаний. Роль конструктивных методов в дедуктивном развертывании теории. Развертывание теории как процесс решения задач. Парадигмальные образцы решения задач в составе тео­рии. Проблемы генезиса образцов. Математизация теоретического зна­ния. Виды интерпретации математического аппарата теории.

Основания науки. Структура оснований. Идеалы и нормы исследова­ния и их социокультурная размерность. Система идеалов и норм как схема метода деятельности.

Научная картина мира. Исторические формы научной картины ми­ра. Функции научной картины мира (картина мира как онтология, как форма систематизации знания, как исследовательская программа).

Операциональные основания научной картины мира. Отношение онтологических постулатов науки к мировоззренческим доминантам культуры.

Философские основания науки. Роль философских идей и принци­пов в обосновании научного знания. Философские идеи как эвристика научного поиска. Философское обоснование как условие включения на­учных знаний в культуру. Логика и методология науки. Методы научно­го познания и их классификация.
ТЕМА 5. Динамика науки как процесс порождения нового знания.
Историческая изменчивость механизмов порождения научного зна­ния. Взаимодействие оснований науки и опыта как начальный этап ста­новления новой дисциплины. Проблема классификации. Обратное воз­действие эмпирических фактов на основания науки.

Формирование первичных теоретических моделей и законов. Роль аналогий в теоретическом поиске. Процедуры обоснования теоретичес­ких знаний. Взаимосвязь логики открытия и логики обоснования. Меха­низмы развития научных понятий.

Становление развитой научной теории. Классический и неклассиче­ский варианты формирования теории. Генезис образцов решения задач.

Проблемные ситуации в науке. Перерастание частных задач в проблемы. Развитие оснований науки под влиянием новых теорий.

Проблема включения новых теоретических представлений в культуру.
ТЕМА 6. Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности.
Взаимодействие традиций и возникновение нового знания. Науч­ные революции как перестройка оснований науки. Проблемы типоло­гии научных революций. Внутридисциплинарные механизмы научных революций. Междисциплинарные взаимодействия и «парадигмальные прививки» как фактор революционных преобразований в науке. Со­циокультурные предпосылки глобальных научных революций. Перестройка оснований науки и изменение смыслов мировоззренческих универсалий культуры. Прогностическая роль философского знания. Философия как генерация категориальных структур, необходимых для освоения новых типов системных объектов.

Научные революции как точки бифуркации в развитии знания. Нелинейность роста знаний. Селективная роль культурных традиции в вы­боре стратегий научного развития. Проблема потенциально возможных историй науки.

Глобальные революции и типы научной рациональности. Историче­ская смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая наука.
ТЕМА 7. Особенности современного этапа развития науки. Перспективы научно-технического прогресса.
Главные характеристики современной, постнеклассической науки. Современные процессы дифференциации и интеграции наук. Связь дисциплинарных и проблемно-ориентированных исследований. Осво­ение саморазвивающихся «синергетических» систем и новые страте­гии научного поиска. Роль нелинейной динамики и синергетики в раз­витии современных представлений об исторически развивающихся системах. Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и си­стемного подходов. Глобальный эволюционизм и современная науч­ная картина мира. Сближение идеалов естественно-научного и соци­ально-гуманитарного познания. Осмысление связей социальных и внутринаучных ценностей как условие современного развития науки. Включение социальных ценностей в процесс выбора стратегий иссле­довательской деятельности. Расширение этоса науки. Новые этичес­кие проблемы науки в конце XX столетия. Проблема гуманитарного контроля в науке и высоких технологиях. Экологическая и социально-гуманитарная экспертиза научно-технических проектов. Кризис идеа­ла ценностно-нейтрального исследования и проблема идеологизированной науки. Экологическая этика и ее философские основания. Философия русского космизма и учение В.И. Вернадского о биосфере, техносфере и ноосфере. Проблемы экологической этики в современ­ной западной философии (Б. Калликот, О. Леопольд, Р. Аттфильд).

Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих устано­вок техногеной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм. Наука и паранаука. Поиск нового типа цивилизационного развития и новые функции науки в культуре. Научная рациональность и проблема диалога культур. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов.
ТЕМА 8. Наука как социальный институт.
Различные подходы к определению социального института науки. Историческое развитие институциональных форм научной деятельнос­ти. Научные сообщества и их исторические типы (республика ученых XVII в.; научные сообщества эпохи дисциплинарно организованной на­уки; формирование междисциплинарных сообществ науки XX столе­тия). Научные школы. Подготовка научных кадров. Историческое раз­витие способов трансляции научных знаний (от рукописных изданий до современного компьютера). Компьютеризация науки и ее социальные последствия. Наука и экономика. Наука и власть. Проблема секретнос­ти и закрытости научных исследований. Проблема государственного ре­гулирования науки.
РАЗДЕЛ II. Философские проблемы социально-гуманитарных наук.
ТЕМА 1. Общетеоретические подходы.
Донаучные, ненаучные и вненаучные знания об обществе, культуре, истории и человеке. Историческая природа науки как социального явления. Философия как интегральная форма научных знаний, в том числе и зна­ний об обществе, культуре, истории и человеке (Платон, Аристотель, Кант, Гегель, Гоббс, Локк и др.). Донаучные, ненаучные и вненаучные знания об обществе, культуре, истории и человеке. Формирование научных дисцип­лин социально-гуманитарного цикла: эмпирические сведения и историко-логические реконструкции. Социокультурная обусловленность дисципли­нарной структуры научного знания: социология, экономика, политология, наука о культуре как отражение в познании относительной самостоятель­ности отдельных сфер общества. Зависимость СГН от социального контек­ста: классическая, неклассическая и постнеклассическая наука. СГН как феномен, зародившийся на Западе, его общечеловеческое значение. Рос­сийский контекст применения социального знания и смены его парадигм.
ТЕМА 2. Объект и предмет социально-гуманитарного познания.
Специфика объекта и предмета социально-гуманитарных наук. Особенности общества и человека, его коммуника­ций и духовной жизни как объектов познания: многообразие, неповторя­емость, уникальность, случайность, изменчивость. Отличие общества от природы. Объект социально-гуманитарных наук как выделенная практикой часть объективной реальности. Конструирование предмета познания из объекта познания. Субъект социально-гуманитарных наук. Проблема взаимодействия субъекта и объекта – центральная проблема теории познания. Историческая конкретность субъект - объектных отношений в социально-гуманитарных науках. Ответственность субъекта познания за получение достоверного знания. Человек – как познающий субъект и как часть объекта познания. Включенность сознания субъекта, его системы ценностей и интересов в объект исследования социально-гуманитарных наук. Научное сообщество как субъект познания.

Конвергенция естест­венно-научного и социально-гуманитарного знания в неклассической науке, эволюция и механизмы взаимодействия. Гуманизация и гуманита­ризация современного естествознания. Возможность применения матема­тики и компьютерного моделирования в СГН. Научная картина мира в социально-гуманитарных науках.

ТЕМА 3. Субъект социально-гуманитарного познания.
Индивидуальный субъект, его форма существования. Включенность сознания субъекта, его системы ценностей и интересов в объект иссле­дования СГН. Личностное неявное знание субъекта. Индивидуальное и коллективное бессознтельное в гуманитарном познании. Коллектив­ный субъект, его формы существования. Научное сообщество как субъ­ект познания. Коммуникативная рациональность. Роль традиций, цен­ностей, образцов интерпретации и «предрассудков» (Гадамер) в межсубъектном понимании и смыслополагании.
ТЕМА 4. Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании.
И. Кант: диалектика теоретического и практического (нравственно­го) разума. Методологические функции «предпосылочного знания» и регулятивных принципов в науке. Явные и неявные ценностные предпо­сылки как следствия коммуникативности СГН. Оценочные суждения в науке и необходимость «ценностной нейтральности» в социальном ис­следовании. Принципы «логики социальных наук» К. Поппера. Многообразие картин мира. Научная картина мира как целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях действительности. Структура научной картины мира. Парадигмальный характер научной картины мира. Научная картина мира в социально-гуманитарных науках. Роль научной картины мира, стиля научного познания, философских категорий и принципов, представлений здравого смысла в исследовательском процессе социально-гуманитарных наук. Роль на­учной картины мира, стиля научного познания, философских категорий и принципов, представлений здравого смысла в исследовательском про­цессе социально-гуманитарных наук. Вненаучные критерии: принципы красоты и простоты в социально-гуманитарном познании.
ТЕМА 5. Жизнь как категория наук об обществе и культуре.
Понимание жизни за пределами ее биологических смыслов. Социокультурное и гуманитарное содержание понятия жизни (А. Бергсон, В. Дильтей, философская антропология). Ограниченность применения естественно-научных методов, причинных схем. Познание и «пережи­вание» жизни — основное содержание художественных произведений. История — одна из форм проявления жизни, объективация жизни во времени, никогда не завершаемое целое (Г. Зиммель, О. Шпенглер, Э. Гуссерль и др.).
ТЕМА 6. Время, пространство, хронотоп в социальном и гуманитарном знании.
Различие времени как параметра физических событий и времени как общего условия и меры становления человеческого бытия, осуществле­ния жизни. Объективное и субъективное время. Социальное и культур­но-историческое время. Переосмысление категорий пространства и вре­мени в гуманитарном контексте (М.М. Бахтин). Введение понятия хронотопа как конкретного единства пространственно-временных ха­рактеристик. Особенности «художественного хронотопа».
ТЕМА 7. Коммуникативность в науках об обществе и культуре: методологические следствия и императивы.
Направления исследования проблем коммуникативности: как передачи информации с помощью социальных институтов и структур и как профессионального общения внутри наук. Теория социальной коммуникации как универсального социокультурного механизма. Коллективный субъект как носитель познавательного процесса и один из видов коммуникативной деятельности. Познавательные следствия коммуникативной рациональности. Роль диалога в социальном познании. Рождение знания в процессе взаимодействия «коммуницирующих индивидов». Коммуникативность (общение ученых) как условие созда­ния нового социально-гуманитарного знания и выражение социокуль­турной природы научного познания. Научные конвенции (соглашения, договоренности) как необходимость и следствие коммуникативной при­роды познания. Моральная ответственность ученого за введение кон­венций. Индоктринация — внедрение, распространение и «внушение» какой-либо доктрины как одно из следствий коммуникативности науки.
ТЕМА 8. Истинное и рациональное в социально-гуманитарных науках. Объяснение, понимание, интерпретация.
Проблема истинности, объективности и рациональности в социально-гуманитарных науках. Классическая и неклассическая концепции истины в СГН. Вера, сомнение знание в СГН. Диалектика веры и сомнения. Конструктивная роль веры как условия «бытия среди людей» (Л. Витгенштейн). Вера и истина. Вера и понимание в контексте коммуникаций. Рациональное, объективное, истинное в СГН. Экзистенциальная истина, истина и правда. Проблема истины в свете практического применения СГН. Плю­рализм и социологическое требование отсутствия монополии на истину. Релятивизм, психологизм, историзм в СГН и проблема истины.

Объяснение, понимание, интерпретация в социальных и гуманитарных науках. Объяснение и понимание как следствие комуникативности науки. Герменевтика – наука о понимании и интерпретации текста. Текст как особая реальность и «единица» методологического и семантического анализа социально-гуманитарного знания. Природа и типы объяснений. Объяснение — функция теории. Понима­ние в гуманитарных науках, необходимость обращения к герменевтике как «органону наук о духе» (В. Дильтей, Г.Г. Гадамер). Специфика по­нимания: не может быть репрезентировано формулами логических опе­раций, требует обращения к целостному человеку, его жизнедеятельно­сти, опыту, языку и истории. Текст как особая реальность и «единица» методо­логического и семантического анализа социально-гуманитарного зна­ния. Язык, «языковые игры», языковая картина мира. Интерпретация как придание смыслов, значений высказываниям, текстам, явлениям и событиям — общенаучный метод и базовая операция социально-гумани­тарного познания. Проблема «исторической дистанции», «временного отстояния» (Гадамер) в интерпретации и понимании. Объяснение и понимание в социологии, исторической, экономической и юридической науках, психологии, филологии, культурологии.
ТЕМА 9. Вера, сомнение, знание в социально-гуманитарных науках.
Вера и знание, достоверность и сомнение, укорененность веры как «формы жизни» (Л. Витгенштейн) в допонятийных структурах. Диалек­тика веры и сомнения. «Встроенность» субъективной веры во все процес­сы познания и жизнедеятельности, скрытый, латентный характер верова­ний как эмпирических представлений и суждений. Конструктивная роль веры как условия «бытия среди людей» (Л. Витгенштейн). Вера и верова­ния — обязательные компоненты и основания личностного знания, резуль­тат сенсорных процессов, социального опыта, «образцов» и установок, ап­робированных в культуре. Вера и понимание в контексте коммуникаций. Вера и истина. Разные типы обоснования веры и знания. Совместное рас­смотрение веры и истины — традиция, укорененная в европейской фило­софии. «Философская вера» как вера мыслящего человека (К. Ясперс).
ТЕМА 10. Основные исследовательские программы социально-гуманитарных наук.
Содержание исследовательской программы: характеристика предмета, метода исследования, общих предпосылок научной теории, способов перехода от философской системы к научным построениям. Трудности определения исследовательской программы. Натуралистические и антинатуралистические программы как основные в методологии социально-гуманитарных наук.

Натуралистическая и антинатуралистическая исследовательские про­граммы в социологии, исторической, экономической и юридической на­уках, психологии, филологии, культурологии.
ТЕМА 11. Разделение социально-гуманитарных наук на социальные и гуманитарные науки.
Проблема разделения социальных и гуманитарных наук (по предме­ту, по методу, по предмету и методу одновременно, по исследователь­ским программам). Критерии разделения на гуманитарные и социальные науки. Методы социальных и гуманитарных наук. Вненаучное социальное знание. Отличие гуманитарных наук от вненаучного знания. Взаимодействие социальных, гуманитарных наук и вненаучного знания в экспертизах социальных проектов и программ.
ТЕМА 12. «Общество знания». Дисциплинарная структура и роль социально-гуманитарных наук в процессе социальных трансформаций.

Дисциплинарная структура социально-гуманитарного знания и междисциплинарные исследования. Изменения дисциплинарной структуры СГН, сложившейся в XIX в. Смена лидирующих дисциплин. Переопре­деление парадигм и тем, появление новых областей исследования. Повышение значения междисциплинарности в решении социально-гуманитарных проблем. Воз­растание роли знания в обществе. «Общество знания». Участие СГН и вненаучного знания в экспертизах социальных проектов и программ. Значение опережающих социальных исследований для решения соци­альных проблем и предотвращения социальных рисков.. Роль социально-гуманитарных наук в процессе социальных трансформаций. Особенности научных революций в социальном и гуманитарном познании.
ЛИТЕРАТУРА

для подготовки к сдаче кандидатского минимума по курсу «История и философия науки»

Основная литература

Антошин С.С. Основы философии. М.ИНФРА – М., 2010.

Балашов Л.Е. Философия. Учебник/4-е изд. М.,Дашков и К, 2009.

Борзенков В.Г. Философия науки. На пути к единству науки: учебное пособие / В.Г. Борзенков. -М.: КДУ, 2008.

Бучило Н.Ф., Исаев И.А. История и философия науки: учебное пособие. М.: Проспект. 2010.

Борисов С.В. Основы философии: Учеб.пособие. М., Флинта, 2010.

Голубинцев В.О. Философия науки: В.О. Голубинцев, А.А. Данцев, B.C. Любченко. - Изд. 2-е. -Ростов-на-Д.: Феникс, 2008.

Гирусов Э.В. Актуальные проблемы философии науки / Отв. ред.. М.: Прогресс-Традиция. 2007.

Гришунин С.И. Философия науки: Основные концепции и проблемы: учебное пособие. Изд. 2-е, испр. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009.

Губин В.Д. Философия.М.Проспект, 2010.

Зеленов Л.А. История и философия науки: учебное пособие /Л.А. Зеленов, А.А. Владимиров, В.А. Щуров. - М.: Флинта: Наука, 2008.

Золотухин В.Е. История и философия науки: для аспирантов и соискателей. Изд. 2-е, допол. -Ростов н/Д.: Издательский центр «Март», 2006.

Ивин А.А. Философия науки: учебное пособие для аспирантов и соискателей. М.: Издательство ЛКИ, 2007.

История и философия науки (философия науки): учебное пособие / Е.Ю. Вельская, Н.П. Волкова, М.А. Иванов и др.: Под ред. проф.Ю.В. Крянева, проф. Л.Е. Моториной. М.: Альфа-М, ИНФРА-М, 2010.

История и философия науки. Введение в специальность: учебное пособие / Под общ. ред. А.Д. Урсул / Издательство «Экзамен», изд. 2-е. РАГС, 2007.

История и философия науки: учебное пособие / Б.Н. Бессонов. М.: Высшее Образование, 2010.

История философии. Учебник для вузов. СПб., Питер, 2010.

Канке В.А. Общая философия науки: Учебник / В.А. Канке. - М.: Издательство «Омега-Л», 2009.

Канке В.А. Философия экономической науки: учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2009.

Классическая философия науки. Хрестоматия / Под ред. В.И. Пржиленского. - Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов-на-Д.: Март, 2007.

Мамзин А.С.(Ред.) История и философия науки: Учебное пособие для аспирантов, 304с. Изд. дом «Питер», 2007.

Степин B.C. Философия науки. Общие проблемы: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук / B.C. Степин. - М.: Гардарики, 2008.

Тарасов Ю.Н. Философия науки. 2-е издание, исправленное и дополненное. Воронеж-2008.

Тарасов Ю.Н.Философские проблемы социально-гуманитарных нмапук.

ВОРОНЕЖ, 2008.

Философия / Под ред. В.П. Кохановского. - Ростов н/Д: «Феникс», 2006.

Философия:учебник для вузов/ под.ред.В.Н.Лавриненко, В.П.Ратникова. - 4-е изд. перераб. и доп.. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 735 с. – (Серия «Золотой фонд российских учебников».)

Кохановский В.П., Пржиленский В.И., Сергодеева Е.А. Философия науки. Учебное пособие.- М.: ИКЦ «Март», Ростов н/Д:, 2006.

Лебедев С.А. Философия науки. Краткая энциклопедия (основные направления, концепции, категории) / Научное издание. М.: Академический Проект, 2008.

Лешкевич Т.Г. Философия науки: учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2008.

Лекции по философии науки: Учебное пособие / В.И. Пржиленский. - М.: ИКЦ «Март», 2008.

Микешина Л.А. Философия науки: Учебн. пособие. – М: Международный университет в Москве 2006.

Никитич Л.А. История и философия науки: учебное пособие для студентов и аспирантов вузов / Л.А. Никитич. - М.: Юнити-Дана, 2008.

Общие проблемы философии науки:учеб. пособие для аспирантов и соискателей ) под общ. Ред.канд.филос.наук. доц. Гайнуллиной._Казань:Познание, 2008.

Рузавин Г.И. Философия науки: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Г.И. Рузавин. - М.: Юнити-Дана, 2008.

Ушаков Е.В. Введение в философию и методологию науки: учебник / Е.В. Ушаков. - М.: КноРус, 2008.

Хрусталев Ю.М. История и философия науки: учебное пособие / Ю.М. Хрусталев. - Ростов-на-Д.: Феникс, 2009.

Шишков И.З. История и философия науки: учебное пособие / И.З. Шишков. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010.

Яскевич Я.С. Философия и методология науки: учебное пособие / Я.С. Яскевич, В.К. Лукашевич. -Мн.: БГЭУ, 2009.

















  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Самарский государственный экономичекий университет iconРабочая программадисциплин ы
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарский государственный университет»
Самарский государственный экономичекий университет iconСамарский государственный университет
К реферату прилагается рецензия, написанная преподавателем иностранного языка, ведущим занятия
Самарский государственный экономичекий университет iconСамарский государственный архитектурно-строительный университет
Оценочные средства для контроля успеваемости и результатов освоения учебной дисциплины 28
Самарский государственный экономичекий университет iconФинансовое обеспечение жилищно-коммунального комплекса региона
Работа выполнена в фгбоу впо «Самарский государственный экономический университет»
Самарский государственный экономичекий университет iconСамарский государственный архитектурно-строительный университет
Воспитательные: вызвать интерес к изучаемому материалу, воспитание интереса к изучению русского языка
Самарский государственный экономичекий университет iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика с. П. Королёва
Самарский государственный экономичекий университет iconРоссийской Федерации Самарский государственный университет
Компетентностно-квалификационная характеристика выпускника магистратуры по направлению 020400. 68 Биология, магистерская программа...
Самарский государственный экономичекий университет iconДетская беспризорность и безнадзорность в россии конца
...
Самарский государственный экономичекий университет iconБухгалтерский учет затрат на аутсорсинг в структурных подразделениях железнодорожного транспорта
Работа выполнена в фгбоу впо "Самарский государственный университет путей сообщения"
Самарский государственный экономичекий университет iconСамарский государственный медицинский университет
...
Самарский государственный экономичекий университет iconФункционально-ориентированное управление стратегическими изменениями...
Работа выполнена в фгбоу впо «Самарский государственный экономический университет»
Самарский государственный экономичекий университет iconСовершенствование методов оценки производственных затрат промышленных...
Работа выполнена в фгбоу впо «Самарский государственный экономический университет»
Самарский государственный экономичекий университет iconРефинансирование ипотечных кредитов на приобретение коммерческой...
Работа выполнена в фгбоу впо «Самарский государственный экономический университет»
Самарский государственный экономичекий университет iconНаучно-техническая библиотека современные молодежные субкультуры
...
Самарский государственный экономичекий университет iconНазвания картин американских художников ХХ-ХХI веков: опыт дискурсивного описания
Работа выполнена на кафедре английской филологии фгбоу впо «Самарский государственный университет»
Самарский государственный экономичекий университет iconСамарский государственный архитектурно-строительный университет
Примерный перечень курсовых работ по основам менеджмента (для направления «Менеджмент» по теории менеджмента) 6


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск