Скачать 260.96 Kb.
|
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Самарский государственный архитектурно-строительный университет Институт Экономики и Управления Кафедра политологии, социологии и права Утверждаю: Декан ФИСТ__________С.А. Пиявский «___»________________2007 г. ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ культурология в информационном обществе Индекс дисциплины по учебному план: ГСЭ.Ф.04 Направление: 230200 «Информационные системы» Специальность: 230201 «Информационные системы и технологии» Форма обучения: очная Всего часов по дисциплине: 90 В том числе аудиторных: 34 Самостоятельная работа: 56 Форма итогового контроля: зачет Курс обучения: 1 Семестр обучения: 1 Разработана доцентом кафедры ПСП, к.и.н, Е.И. Костюковой ___________ Рассмотрена и одобрена на заседании каф. ПСП протокол №___от «____»______200_г. Зав.каф. ПСП ____________________Н.С. Мухаметшина Рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии по специальности: «ИСТ» протокол №___ от «__»________200_г. Председатель методической комиссии: ______________________С.А. Пиявский Действие программы продлено на _____________уч. год на заседании каф. ______, протокол №___ от «____»_______________________200__ г. Зав. каф. ПСП ___________________ Н.С. Мухаметшина Действие программы продлено на _____________уч. год на заседании каф.________ протокол № ______ от «___»__________________________200__г. Зав. каф. ПСП ___________________ Н.С. Мухаметшина Самара, 200 (Данная рабочая программа разработана в соответствии с ГОС направление подготовки 230200 - Информационные системы)
Раздел 1: Цели и задачи изучения дисциплины Цель: Цель теоретического раздела курса – познакомить (в соответствии с проблемно-хронологическим принципом изложения) слушателей с историей культурологической мысли, категориальным аппаратом данной области знания, раскрыть существо основных проблем современной культурологии. Цель исторического раздела – дать представление о специфике и закономерностях развития мировых культур. Задачи курса: Проследить становление и развитие понятий «культура» и «цивилизация», рассмотреть взгляды на место культуры в социуме, представления о социокультурной динамике, типологии и классификации культур, внутри- и межкультурных коммуникациях, осуществить знакомство с основными направлениями методологии культурологического анализа. Рассмотреть историко-культурный материал, исходя из принципов цивилизационного подхода, выделить доминирующие в той или иной культуре ценности, значения и смыслы, составляющие ее историко-культурное своеобразие. Сформировать представления о наиболее важных проблемах развития отечественной культуры. Раздел 2: Содержание дисциплины (Распределение часов курса по темам и видам работ)
Раздел 3: Тематика лекционных занятий Тема 1. Культура и культурология (1 час) Структура и состав современного культурологического знания. Понятие и многообразие подходов к определению культуры. Обыденное и теоретическое представления о культуре (философский, социологический, гуманитарный, культурно-антропологический подходы). Культура и цивилизация. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология, теоретическая и прикладная культурология. Методы культурологических исследований; основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация; типология культуры, мировая, этническая, национальная культуры. Тема .2. Становление культурологической мысли в европейской философии (1 час) Эпоха Возрождения: социально-исторические предпосылки становления культурологической мысли. Принципы гуманизма, антропоцентризма и историзма. Классическая модель культуры в европейской философии. Просветительская концепция культуры. Социоцентризм французского просвещения и его концептуализация в понятии «цивилизация». Антропоцентризм немецкого просвещения и понятие «культуры». Культура как проблема европейской философии XIX в. Природа и культура в философииИ. Канта. Философия культуры немецкого романтизма. “эстетическая утопия” Ф. Шиллера. Гегелевская концепция культуры как “образования” (die Bildung). Тема.3. Культурологическое знание второй половины XIX-XX в. (1 час) Философия культуры. Философско-культурологические воззрения К. Маркса. Критика классического образа культуры. Кризис рационализма (А. Шопенгауэр, Р. Вагнер, Ф. Ницше). Неокантианство о методологических проблемах «наук о природе» «наук о культуре» (В. Виндельбанд, Г. Риккерт). Экзистенциалистская концепция культуры. С. Кьеркегор, Н.А. Бердяев и Л. Шестов о человеке, истории и культуре. Методологические возможности концепции «осевого времени» К. Яспера. Ж.-П. Сартр о повседневности как основе культурной жизни индивида. А. Камю – «абсурд» как метафизическая характеристика бытия человека в культуре. Культурная антропология. Классический эволюционализм (Г. Спенсер, Э.-Б. Тайлор). Идеи единства человечества поступательного прогресса цивилизации. Специфика современного эволюционализма. Неэволюционализм (Л. Уайт и др.). «Теория модернизации». Кризис классического образа человека и культуры в диффузионизме (Ф. Ратцель, Л. Фробениус, Ф. Гребнер). Структурный функционализм в культурной антропологии. Культура как система «институтов» (Б.К. Малиновский). Культура как структура А.Р. Радклифф-Браун. Судьбы структурализма в ХХ в. Социология культуры. Специфика социологического подхода к культуре. Соотношение культуры и социальной системы (П. Сорокин, Т. Парсонс, Р. Мертон). Два направления в социологии: «натуралистически объективистское» (О. Конт, Э. Дюркгейм) и «культурно-аналитическое» (М. Вебер). Психоаналитическая концепция культуры (З. Фрейд, К.-Г. Юнг, Э. Фромм, А. Адлер, Ж. Лакан). Гуманитарное направление в культурологии. Проблема понимания в науках о культуре. Герменевтика (В. Дильтей). Историческая наука в поисках культурного синтеза. Школа «анналов» и ее отечественные предтечи (Л.П. Карсавин, П.М. Бицилли). Менталитет народа, сообщества. Семиотический подход к культуре. Культура как знаково-символическая система. Отечественная семиотическая школа (Ю. М. Лотман, Б.А. Успенский и др.). Проблема типологии культур. Кризис историзма и европоцентризма. Плюрализация историко-культурного процесса («культурно-исторические типы» Н.Я. Данилевского, «морфология культуры» О. Шпенглера, этнология Л.Г. Гумилева). В поисках нового синтеза: цивилизационная теория А.Д. Тойнби. Постмодернистская ситуация и культурология. Деконструктивизм. Диалогическая концепция культуры (М.М. Бахтин, М. Бубер). От структурализма к постструктурализму (М. Фуко, Р. Барт). Тема 4. Традиционные общества (1 час) Переход от предыстории к цивилизации. Древний Восток: единство и многообразие. Общие и отличительные черты культур традиционных обществ (Древний Египет, Месопотамия, Ассирия, Индия, Китай, Япония). Мировоззрение. Основные виды мировоззрения. Мифология, сущность и особенности мифологического сознания. Роль мира в первобытной культуре. Судьба мифологии в современной культуре. Религия. Особенности религиозного сознания. Первичные формы религиозности и религии в первобытной культуре. Роль религиозного сознания в культуре. Элементы первобытной культуры в культуре современного типа. Проблемы культурной самобытности и локальных культур первобытного типа в условиях современной цивилизации Тема 5. Античность как тип культуры (1 час) Крито-микенский период и культура ахейской Греции. Полис в жизни античного человека: Афины и Спарта – два типа полисной организации. Классика как динамическое единство «гармонизированных противоположностей». Античный космологизм. Античная мифология и религия. Особенности художественной культуры. Становление рационального дискурса, появление и развитие философии. Эллинизм. Человек и общество, проблема личности. Греция и Рим: проблема преемственности культуры. Тема 6. Средневековый тип культуры. (1 час) Роль христианства в культуре средневековой Европы. От античности к средневековью. Средневековые «ренессансы»: амбивалентное отношение к античности. Христианство – стержень культуры. Патристика. Социокультурная специфика католицизма. Церковная и светская власть: коллизии противостояния и союза. Великая и малая эсхотологии. Проблема личности. Особенности средневековой картины мира. Символизм средневекового мировоззрения. Особенности художественной культуры. Романское искусство. Готика. Социальная структура и ее восприятие современниками. Корпоративизм. Трансформация городов и становление нового образа жизни. Тема 7. Культура Возрождения, Просвещения, “Рождение Запада”. (1 час) Возрождение. Новые представления о человеке и его месте в мире. Титанизм Возрождения. Магия и эзотерика в культуре Ренессанса. «Охота на ведьм». Отражение нового мировоззрения в художественной культуре. «Северное Возрождение». Кризис гуманизма. Барокко. Реформация. Новый взгляд на Бога и на отношение человека к Богу. Лютеранство. Оправдание верой. Идея «призвания». Кальвинизм и идея предопределения. Проблема «свободы воли». Реформация и гуманизм. Контрреформация. Формирование новой картины мира. Новый тип трудовой этики. Рационализм и Просвещение. Культурный проект модерна. Научная революция: эмпиризм и рационализм. Идея европоцентризма. Развитие капитализма (Голландия - Англия). Механическая картина мира. Культурная программа «просвещенного абсолютизма». Универсальный критицизм Просвещения. Куль разума. Идеи прогресса цивилизации и культуры, развитие историзма. Значение принципа воспитания «нового человека». Классицизм в искусстве. Мировое значение Французской революции. Рождение национальной идеи. Романтизм. Тема 8. Модерн: от расцвета к кризису (XIX-XX вв.). (1 час) Развитие промышленного капитализма. Проблема «отчуждения» в философских рефлексиях. Либерализм. Расцвет естественных наук. Позитивизм как философия и идеология. Реализм в искусстве. Стиль модерн. Элитарная и массовая культуры. Кризис самосознания «Запада» и его отражение в социально-философской мысли. Иррационализм. Декаданс в искусстве. Научно-техническая социокультурная модернизация. Переход на информационные технологии производства и регуляции социальной практики. «Пост» или «анти» модерн. Кризис «метаповествований». Плюрализация жизненных стилей. Децентрализация мировоззрений. Формирование глобальных проблем современности. Поиски новой идентичности в культурах постиндустриального общества. Культура и глобальные проблемы современности; культура и личность. Тема9. Геополитические характеристики русской культуры, специфика социодинамики русской культуры. (2 часа) Восточный и Западный типы культур. Россия между Европой и Азией – в поисках культурной идентичности. Западники, славянофилы, евразийцы о путях развития России. Тема 10. Православие и русская православная церковь в истории отечественной культуры. (2 часа) Социокультурная и догматическая специфика восточной ветви христианства. Крещение Руси – момент культурно-исторического выбора. Особенности освоения православия различными слоями русского общества. Особенности древнерусского искусства: литература, архитектура, изобразительное искусство. Влияние византийской культуры на становление древнерусской культуры. Формирование национальных особенностей в искусстве. Тема 11. Переход к культуре нового типа. (2 часа) Петровские реформы в области духовной культуры. Первая революция верхов. Дилемма европеизации России и ее национальной самобытности. Феномен дифференциации культуры. Петровские реформы в области образования, просвещения, быта, их оценка западниками и славянофилами. Проблема автономности и значимости личности в русской культуре этого времени. Искусство в системе культуры ХVII-XVIII веков. (Творчество С. Ушакова, Рокотова, Аргунова, Левицкого, Боровиковского и др.) Русский классицизм, русское барокко. Система паркового искусства и ансамблевой архитектуры. Театр и музыка в культуре ХVII-XVIII веков. Тема 12. Русская культура и выбор исторического пути развития (XIX в.). (2 часа) Социокультурные доминанты эпохи. Дальнейший процесс дифференциации культуры: либеральная, консервативная, демократическая, культуры. Морально-философские искания эпохи. Многообразие художественных стилей и направлений: романтизм, реализм, критический реализм передвижников, символизм, модерн. Эстетизм и его выражения в отечественной культуре ХIХ века. Тема 13. Культура России ХХ века.( 2 часа) Социокультурная характеристика русского общества начала ХХ века. Альтернативная преемственность и разрушение традиционных форм культуры. Импрессионизм и его русские адепты. Поиск философских и символических начал искусства: неоимпрессионизм (Ж.Сера, П.Синьяк), постимпрессионизм (П.Сезанн, В. Ван Гог, П Гоген, А. Де Тулуз-Лотрек), их русские последователи. Архитектура: от эклектики к модерну. Русский авангард и его мировое значение. Политизация культуры и ее негативные последствия после Октябрьской революции. Объективные и субъективные основания политики культурного изоляционизма. Процессы дифференциации культуры: элитарная и массовая, официальная и оппозиционная культуры. Проблема национального в отечественной культуре ХХ века. Мифы и стереотипы в современной культуре. Стагнация и кризис культуры. Их причины, формы и методы преодоления. |
Казанский государственный архитектурно-строительный университет утвержда ю Казанский государственный архитектурно-строительный университет”/ Разработано начальником учебно-методического управления И. И. Мустафиным.... | Самарский государственный архитектурно-строительный университет Оценочные средства для контроля успеваемости и результатов освоения учебной дисциплины 28 | ||
Самарский государственный архитектурно-строительный университет Примерный перечень курсовых работ по основам менеджмента (для направления «Менеджмент» по теории менеджмента) 6 | Российской Федерации Самарский государственный архитектурно-строительный... Иас – совокупности взаимоувязанных автоматизированных систем, объединенных общей целью функционирования | ||
Самарский государственный архитектурно-строительный университет центр... Керамзитобетон крупнопористый, коэффициент теплопроводности, паропроницаемость, сопротивление теплопередаче, фрагмент стены | Образовательное учреждение высшего профессионального образования... Проектирование информационных систем и программных комплесов: методические указания / Сост. В. П. Дерябкин, З. Ф. Камальдинова. –... | ||
Казанский государственный архитектурно-строительный университет Кафедра... Ия для выполнения расчетно-графической работы для студентов 1 курса по направлению «Строительство». Методические указания соответствуют... | С. А. Пиявский Самарский государственный архитектурно-строительный университет Необходимо за счет эффективного государственного управления максимально ускорить наиболее глубинные закономерные процессы становления... | ||
Самарский государственный архитектурно-строительный университет Справочник студента, дабы уберечь неразумных от подводных камней реки знаний, расставленных злобными преподами. Сам автор имел обширную... | «Управление проектами в туризме» «Воронежский государственный архитектурно-строительный университет» (далее по тексту – Университет) | ||
Гоу впо «Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет» Себряковский филиал гоу впо «Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета» | «Информатика и программирование» для студентов специальности «Воронежский государственный архитектурно-строительный университет» (далее по тексту – Университет) | ||
Российской Федерации Самарский государственный архитектурно-строительный... Информационные системы” являются информационные системы и сети, их математическое, информационное и программное обеспечение, способы... | Программа дисциплины «Основы территориального планирования и управления в регионах» «Воронежский государственный архитектурно-строительный университет» (далее по тексту – Университет) | ||
Российской Федерации Самарский государственный архитектурно-строительный... Системный анализ – новая, находящаяся в стадии формирования наука о закономерностях развития сложных естественных и искусственных... | Российской Федерации Самарский государственный архитектурно-строительный... «Информационные системы», по специальности 23201 «Информационные системы и технологии», утвержденным Министерством образования... |