Самарский государственный архитектурно-строительный университет





Скачать 260.96 Kb.
НазваниеСамарский государственный архитектурно-строительный университет
страница1/2
Дата публикации14.10.2013
Размер260.96 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Культура > Программа дисциплины
  1   2


Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Самарский государственный архитектурно-строительный университет

Институт Экономики и Управления

Кафедра политологии, социологии и права

Утверждаю:

Декан ФИСТ__________С.А. Пиявский

«___»________________2007 г.

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

культурология в информационном обществе
Индекс дисциплины по учебному план: ГСЭ.Ф.04

Направление: 230200 «Информационные системы»

Специальность: 230201 «Информационные системы и технологии»
Форма обучения: очная

Всего часов по дисциплине: 90

В том числе аудиторных: 34

Самостоятельная работа: 56

Форма итогового контроля: зачет

Курс обучения: 1

Семестр обучения: 1

Разработана доцентом кафедры ПСП, к.и.н, Е.И. Костюковой ___________
Рассмотрена и одобрена на заседании каф. ПСП протокол №___от «____»______200_г.

Зав.каф. ПСП ____________________Н.С. Мухаметшина
Рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии по специальности: «ИСТ» протокол №___ от «__»________200_г.
Председатель методической комиссии: ______________________С.А. Пиявский
Действие программы продлено на _____________уч. год на заседании каф. ______,

протокол №___ от «____»_______________________200__ г.
Зав. каф. ПСП ___________________ Н.С. Мухаметшина
Действие программы продлено на _____________уч. год на заседании каф.________

протокол №

______ от «___»__________________________200__г.
Зав. каф. ПСП ___________________ Н.С. Мухаметшина

Самара, 200

(Данная рабочая программа разработана в соответствии с ГОС направление подготовки 230200 - Информационные системы)

Индекс

Наименование дисциплин и их основные разделы

ГСЭ.Ф.04.

Культурология

Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры. Теоретическая и прикладная культурология. Методы культурологических исследований. Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная само идентичность, культурная модернизация. Типология культур. Этническая и национальная, элитарная и массовая культуры. Восточные и западные типы культур. Специфические и "серединные" культуры. Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе. Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобальные проблемы современности. Культура и личность. Инкультурация и социализация.



Раздел 1: Цели и задачи изучения дисциплины
Цель: Цель теоретического раздела курса – познакомить (в соответствии с проблемно-хронологическим принципом изложения) слушателей с историей культурологической мысли, категориальным аппаратом данной области знания, раскрыть существо основных проблем современной культурологии. Цель исторического раздела – дать представление о специфике и закономерностях развития мировых культур.

Задачи курса: Проследить становление и развитие понятий «культура» и «цивилизация», рассмотреть взгляды на место культуры в социуме, представления о социокультурной динамике, типологии и классификации культур, внутри- и межкультурных коммуникациях, осуществить знакомство с основными направлениями методологии культурологического анализа. Рассмотреть историко-культурный материал, исходя из принципов цивилизационного подхода, выделить доминирующие в той или иной культуре ценности, значения и смыслы, составляющие ее историко-культурное своеобразие. Сформировать представления о наиболее важных проблемах развития отечественной культуры.
Раздел 2: Содержание дисциплины

(Распределение часов курса по темам и видам работ)



Виды учебной работы

Всего часов

Семестр

Общая трудоемкость дисциплины

90

1

Аудиторные занятия:

34

1

Лекции:
Тема 1. Культура и культурология

Тема 2. Становление культурологической мысли в европейской философии

Тема 3. Культурологическое знание второй половины XIX-XX в.

Тема 4. Традиционные общества.

Тема 5. Античность как тип культуры

Тема 6. Средневековый тип культуры. Роль христианства в культуре средневековой Европы.

Тема 7. Культура Возрождения, Просвещения, “Рождение Запада”.

Тема 8. . Модерн: от расцвета к кризису (XIX-XX вв).

Тема 9. Геополитические характеристики русской культуры, специфика социодинамики русской культуры.

Тема 10. Православие и русская православная церковь в истории отечественной культуры.

Тема 11. Переход к культуре нового типа. Петровские реформы в области духовной культуры.

Тема 12. Русская культура и выбор исторического пути развития (XIXв.).

Тема 13. Культура России ХХ века.


18
1

1
1
1

1

1

1
1
2

2

2

2
2

1

Лабораторные занятия

-

-

Практические занятия:
Тема 1. Предмет и методы культурологи. Структура и функции культуры

Тема 2. Развитие представлений о культуре в западноевропейской

философии. Становление культурологии как науки

Тема 3. Кризис просветительских представлений о культуре. Развитие теорий культуры в XIX веке.

Тема 4. Культура и цивилизация

Тема 5. Формирование культуры нового типа: светской, гуманистической

Тема 6. Русская культура как особый тип культуры. Переход России от культурной изоляции к интеграции с европейской культурой

Тема 7. Европейскаяи русская культ ура в XIX веке– начале XX века

Тема 8. Культура и глобальные проблемы современности


16
2
2


2

2

2
2


2
2

1

Курсовой проект

-

-

Другие виды занятий

-

-

Самостоятельная работа:

56

1

Курсовой проект (работа)

-

-

Реферат

-

-

Другие виды самостоятельной работы

56

1

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

зачет

1



Раздел 3: Тематика лекционных занятий
Тема 1. Культура и культурология (1 час)
Структура и состав современного культурологического знания. Понятие и многообразие подходов к определению культуры. Обыденное и теоретическое представления о культуре (философский, социологический, гуманитарный, культурно-антропологический подходы). Культура и цивилизация. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология, теоретическая и прикладная культурология.

Методы культурологических исследований; основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация; типология культуры, мировая, этническая, национальная культуры.


Тема .2. Становление культурологической мысли в европейской философии (1 час)
Эпоха Возрождения: социально-исторические предпосылки становления культурологической мысли. Принципы гуманизма, антропоцентризма и историзма.

Классическая модель культуры в европейской философии. Просветительская концепция культуры. Социоцентризм французского просвещения и его концептуализация в понятии «цивилизация». Антропоцентризм немецкого просвещения и понятие «культуры». Культура как проблема европейской философии XIX в. Природа и культура в философииИ. Канта. Философия культуры немецкого романтизма. “эстетическая утопия” Ф. Шиллера. Гегелевская концепция культуры как “образования” (die Bildung).
Тема.3. Культурологическое знание второй половины XIX-XX в. (1 час)
Философия культуры. Философско-культурологические воззрения К. Маркса. Критика классического образа культуры. Кризис рационализма (А. Шопенгауэр, Р. Вагнер, Ф. Ницше).

Неокантианство о методологических проблемах «наук о природе» «наук о культуре» (В. Виндельбанд, Г. Риккерт).

Экзистенциалистская концепция культуры. С. Кьеркегор, Н.А. Бердяев и Л. Шестов о человеке, истории и культуре. Методологические возможности концепции «осевого времени» К. Яспера. Ж.-П. Сартр о повседневности как основе культурной жизни индивида. А. Камю – «абсурд» как метафизическая характеристика бытия человека в культуре.

Культурная антропология. Классический эволюционализм (Г. Спенсер, Э.-Б. Тайлор). Идеи единства человечества поступательного прогресса цивилизации. Специфика современного эволюционализма. Неэволюционализм (Л. Уайт и др.). «Теория модернизации». Кризис классического образа человека и культуры в диффузионизме (Ф. Ратцель, Л. Фробениус, Ф. Гребнер).

Структурный функционализм в культурной антропологии. Культура как система «институтов» (Б.К. Малиновский). Культура как структура А.Р. Радклифф-Браун. Судьбы структурализма в ХХ в.

Социология культуры. Специфика социологического подхода к культуре. Соотношение культуры и социальной системы (П. Сорокин, Т. Парсонс, Р. Мертон). Два направления в социологии: «натуралистически объективистское» (О. Конт, Э. Дюркгейм) и «культурно-аналитическое» (М. Вебер).

Психоаналитическая концепция культуры (З. Фрейд, К.-Г. Юнг, Э. Фромм, А. Адлер, Ж. Лакан).

Гуманитарное направление в культурологии. Проблема понимания в науках о культуре. Герменевтика (В. Дильтей).

Историческая наука в поисках культурного синтеза. Школа «анналов» и ее отечественные предтечи (Л.П. Карсавин, П.М. Бицилли). Менталитет народа, сообщества.

Семиотический подход к культуре. Культура как знаково-символическая система. Отечественная семиотическая школа (Ю. М. Лотман, Б.А. Успенский и др.).

Проблема типологии культур. Кризис историзма и европоцентризма. Плюрализация историко-культурного процесса («культурно-исторические типы» Н.Я. Данилевского, «морфология культуры» О. Шпенглера, этнология Л.Г. Гумилева). В поисках нового синтеза: цивилизационная теория А.Д. Тойнби.

Постмодернистская ситуация и культурология. Деконструктивизм. Диалогическая концепция культуры (М.М. Бахтин, М. Бубер). От структурализма к постструктурализму (М. Фуко, Р. Барт).

Тема 4. Традиционные общества (1 час)
Переход от предыстории к цивилизации. Древний Восток: единство и многообразие. Общие и отличительные черты культур традиционных обществ (Древний Египет, Месопотамия, Ассирия, Индия, Китай, Япония). Мировоззрение. Основные виды мировоззрения. Мифология, сущность и особенности мифологического сознания. Роль мира в первобытной культуре. Судьба мифологии в современной культуре. Религия. Особенности религиозного сознания. Первичные формы религиозности и религии в первобытной культуре. Роль религиозного сознания в культуре. Элементы первобытной культуры в культуре современного типа. Проблемы культурной самобытности и локальных культур первобытного типа в условиях современной цивилизации
Тема 5. Античность как тип культуры (1 час)

Крито-микенский период и культура ахейской Греции. Полис в жизни античного человека: Афины и Спарта – два типа полисной организации. Классика как динамическое единство «гармонизированных противоположностей». Античный космологизм. Античная мифология и религия. Особенности художественной культуры. Становление рационального дискурса, появление и развитие философии. Эллинизм. Человек и общество, проблема личности. Греция и Рим: проблема преемственности культуры.

Тема 6. Средневековый тип культуры. (1 час)

Роль христианства в культуре средневековой Европы.

От античности к средневековью. Средневековые «ренессансы»: амбивалентное отношение к античности. Христианство – стержень культуры. Патристика. Социокультурная специфика католицизма. Церковная и светская власть: коллизии противостояния и союза. Великая и малая эсхотологии. Проблема личности. Особенности средневековой картины мира. Символизм средневекового мировоззрения. Особенности художественной культуры. Романское искусство. Готика. Социальная структура и ее восприятие современниками. Корпоративизм. Трансформация городов и становление нового образа жизни.

Тема 7. Культура Возрождения, Просвещения, “Рождение Запада”. (1 час)

Возрождение. Новые представления о человеке и его месте в мире. Титанизм Возрождения. Магия и эзотерика в культуре Ренессанса. «Охота на ведьм». Отражение нового мировоззрения в художественной культуре. «Северное Возрождение». Кризис гуманизма. Барокко.

Реформация. Новый взгляд на Бога и на отношение человека к Богу. Лютеранство. Оправдание верой. Идея «призвания». Кальвинизм и идея предопределения. Проблема «свободы воли». Реформация и гуманизм. Контрреформация. Формирование новой картины мира. Новый тип трудовой этики.

Рационализм и Просвещение. Культурный проект модерна. Научная революция: эмпиризм и рационализм. Идея европоцентризма. Развитие капитализма (Голландия - Англия). Механическая картина мира. Культурная программа «просвещенного абсолютизма». Универсальный критицизм Просвещения. Куль разума. Идеи прогресса цивилизации и культуры, развитие историзма. Значение принципа воспитания «нового человека». Классицизм в искусстве. Мировое значение Французской революции. Рождение национальной идеи. Романтизм.

Тема 8. Модерн: от расцвета к кризису (XIX-XX вв.). (1 час)
Развитие промышленного капитализма. Проблема «отчуждения» в философских рефлексиях. Либерализм. Расцвет естественных наук. Позитивизм как философия и идеология. Реализм в искусстве. Стиль модерн. Элитарная и массовая культуры. Кризис самосознания «Запада» и его отражение в социально-философской мысли. Иррационализм. Декаданс в искусстве. Научно-техническая социокультурная модернизация. Переход на информационные технологии производства и регуляции социальной практики. «Пост» или «анти» модерн. Кризис «метаповествований». Плюрализация жизненных стилей. Децентрализация мировоззрений. Формирование глобальных проблем современности. Поиски новой идентичности в культурах постиндустриального общества. Культура и глобальные проблемы современности; культура и личность.

Тема9. Геополитические характеристики русской культуры,

специфика социодинамики русской культуры. (2 часа)
Восточный и Западный типы культур.

Россия между Европой и Азией – в поисках культурной идентичности. Западники, славянофилы, евразийцы о путях развития России.
Тема 10. Православие и русская православная церковь

в истории отечественной культуры. (2 часа)
Социокультурная и догматическая специфика восточной ветви христианства. Крещение Руси – момент культурно-исторического выбора. Особенности освоения православия различными слоями русского общества. Особенности древнерусского искусства: литература, архитектура, изобразительное искусство. Влияние византийской культуры на становление древнерусской культуры. Формирование национальных особенностей в искусстве.
Тема 11. Переход к культуре нового типа. (2 часа)

Петровские реформы в области духовной культуры.
Первая революция верхов. Дилемма европеизации России и ее национальной самобытности. Феномен дифференциации культуры. Петровские реформы в области образования, просвещения, быта, их оценка западниками и славянофилами. Проблема автономности и значимости личности в русской культуре этого времени. Искусство в системе культуры ХVII-XVIII веков. (Творчество С. Ушакова, Рокотова, Аргунова, Левицкого, Боровиковского и др.) Русский классицизм, русское барокко. Система паркового искусства и ансамблевой архитектуры. Театр и музыка в культуре ХVII-XVIII веков.
Тема 12. Русская культура и выбор исторического пути развития (XIX в.). (2 часа)
Социокультурные доминанты эпохи. Дальнейший процесс дифференциации культуры: либеральная, консервативная, демократическая, культуры. Морально-философские искания эпохи. Многообразие художественных стилей и направлений: романтизм, реализм, критический реализм передвижников, символизм, модерн. Эстетизм и его выражения в отечественной культуре ХIХ века.
Тема 13. Культура России ХХ века.( 2 часа)
Социокультурная характеристика русского общества начала ХХ века. Альтернативная преемственность и разрушение традиционных форм культуры. Импрессионизм и его русские адепты. Поиск философских и символических начал искусства: неоимпрессионизм (Ж.Сера, П.Синьяк), постимпрессионизм (П.Сезанн, В. Ван Гог, П Гоген, А. Де Тулуз-Лотрек), их русские последователи. Архитектура: от эклектики к модерну. Русский авангард и его мировое значение. Политизация культуры и ее негативные последствия после Октябрьской революции. Объективные и субъективные основания политики культурного изоляционизма. Процессы дифференциации культуры: элитарная и массовая, официальная и оппозиционная культуры. Проблема национального в отечественной культуре ХХ века. Мифы и стереотипы в современной культуре. Стагнация и кризис культуры. Их причины, формы и методы преодоления.

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Самарский государственный архитектурно-строительный университет iconКазанский государственный архитектурно-строительный университет утвержда ю
Казанский государственный архитектурно-строительный университет”/ Разработано начальником учебно-методического управления И. И. Мустафиным....
Самарский государственный архитектурно-строительный университет iconСамарский государственный архитектурно-строительный университет
Оценочные средства для контроля успеваемости и результатов освоения учебной дисциплины 28
Самарский государственный архитектурно-строительный университет iconСамарский государственный архитектурно-строительный университет
Примерный перечень курсовых работ по основам менеджмента (для направления «Менеджмент» по теории менеджмента) 6
Самарский государственный архитектурно-строительный университет iconРоссийской Федерации Самарский государственный архитектурно-строительный...
Иас – совокупности взаимоувязанных автоматизированных систем, объединенных общей целью функционирования
Самарский государственный архитектурно-строительный университет iconСамарский государственный архитектурно-строительный университет центр...
Керамзитобетон крупнопористый, коэффициент теплопроводности, паропроницаемость, сопротивление теплопередаче, фрагмент стены
Самарский государственный архитектурно-строительный университет iconОбразовательное учреждение высшего профессионального образования...
Проектирование информационных систем и программных комплесов: методические указания / Сост. В. П. Дерябкин, З. Ф. Камальдинова. –...
Самарский государственный архитектурно-строительный университет iconКазанский государственный архитектурно-строительный университет Кафедра...
Ия для выполнения расчетно-графической работы для студентов 1 курса по направлению «Строительство». Методические указания соответствуют...
Самарский государственный архитектурно-строительный университет iconС. А. Пиявский Самарский государственный архитектурно-строительный университет
Необходимо за счет эффективного государственного управления максимально ускорить наиболее глубинные закономерные процессы становления...
Самарский государственный архитектурно-строительный университет iconСамарский государственный архитектурно-строительный университет
Справочник студента, дабы уберечь неразумных от подводных камней реки знаний, расставленных злобными преподами. Сам автор имел обширную...
Самарский государственный архитектурно-строительный университет icon«Управление проектами в туризме»
«Воронежский государственный архитектурно-строительный университет» (далее по тексту – Университет)
Самарский государственный архитектурно-строительный университет iconГоу впо «Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет»
Себряковский филиал гоу впо «Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета»
Самарский государственный архитектурно-строительный университет icon«Информатика и программирование» для студентов специальности
«Воронежский государственный архитектурно-строительный университет» (далее по тексту – Университет)
Самарский государственный архитектурно-строительный университет iconРоссийской Федерации Самарский государственный архитектурно-строительный...
Информационные системы” являются информационные системы и сети, их математическое, информационное и программное обеспечение, способы...
Самарский государственный архитектурно-строительный университет iconПрограмма дисциплины «Основы территориального планирования и управления в регионах»
«Воронежский государственный архитектурно-строительный университет» (далее по тексту – Университет)
Самарский государственный архитектурно-строительный университет iconРоссийской Федерации Самарский государственный архитектурно-строительный...
Системный анализ – новая, находящаяся в стадии формирования наука о закономерностях развития сложных естественных и искусственных...
Самарский государственный архитектурно-строительный университет iconРоссийской Федерации Самарский государственный архитектурно-строительный...
«Информационные системы», по специальности 23201 «Информационные системы и технологии», ут­вер­ж­ден­ным Министерством образования...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск