Обзор инновационных образовательных проектов по информатике





Скачать 142.98 Kb.
НазваниеОбзор инновационных образовательных проектов по информатике
Дата публикации26.02.2015
Размер142.98 Kb.
ТипОбзор
100-bal.ru > Информатика > Обзор
МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Волгоградский государственный социально-педагогический университет»

(ФГБОУ ВПО «ВГСПУ»)

Факультет математики, информатики и физики

Кафедра теории и методики обучения физике и информатике

РЕФЕРАТ

На тему: Обзор инновационных образовательных проектов по информатике

Выполнила:

Студентка группы

МИФ-ИВМ-11

Двужилова Л.А.

Волгоград 2014

Содержание

Введение……………………………………….……………………………..3
Требования к разработке проектов……………….…………………………..4
Учебно – дидактический проект……………….……………………………9
Проект «ЭВМ: история создания и развития»….…………………………10
Заключение…………………………………………………………………..13

Введение

Метод проектов - не новое явление в педагогике. Возник он в начале XX века в американской школе, применялся и в отечественной дидактике (особенно в 20-30 годы).

Проектная форма педагогической деятельности эффективна только в контексте общей концепции обучения и воспитания, а это прослеживается в стандартах второго поколения, которые предпочитают отход от авторитарных и репродуктивных методов обучения и предусматривают продуманное и обоснованное сочетание с многообразием методов, форм и средств обучения, и является одним из инновационных подходов в российском образовании.

Проектный метод обучения относится к активным методам обучения, а точнее к исследовательским методам и использует в своей основе стратегию погружения в учебный предмет или объект изучения реального мира. Проектный метод очень эффективен, но проблематичен в использовании на традиционном уроке, учитывая современную образовательную базу. Тем не менее, как отмечает С. И. Горлицкая, проектный метод реализует следующие дидактические принципы:

  • Принцип сознательности и активности. Подлинную сущность человеческого образования составляют глубоко и самостоятельно осмысленные знания.

  • Принцип связи теории с практикой. Практика критерий истины, источник познавательной деятельности и область приложения результатов обучения.

  • Осуществление межпредметных связей для наиболее полной

информационной картины мира. Этот принцип реализуется за счѐт подбора проектов разной тематики и взаимодействия с другими учителями предметниками.

Также проектный метод обучения тесно связывается с принципами прочности усвоения новых знаний и принципом научности.

Требования к разработке проектов.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Учебная программа, которая последовательно применяет этот метод, строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. Для выполнения каждого нового проекта (задуманного самим ребенком, группой, классом, самостоятельно или при участии учителя) необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальный проект тот, для исполнения которого необходимы знания из различных областей, позволяющие разрешить целый комплекс проблем.

При разработке проектов, их структуры, при координации деятельности учащихся в группах необходимо знание типологии проектов. Таковыми, как считает Н. А. Барыкова, могут быть:

  1. Доминирующий в проекте метод: исследовательский, творческий, приключенческий, ролево-игровой, практико-ориентированный.

  2. Доминирующий в проекте содержательный аспект: литературное творчество, естественно-научные исследования, экологические, языковые (лингвистические), культурологические (страноведческие), ролево-игровые, спортивные, географические, исторические, музыкальные исследования;

  3. Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта).

  4. Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).

  5. Количество участников проектов (индивидуальные, парные, групповые);

  6. По продолжительности проведения: краткосрочные, долгосрочные, эпизодические.

В соответствии с первым признаком Н. А. Барыкова предлагает следующие типы проектов:

  • Исследовательские. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры проекта, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов;

  • Творческие. Не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете, сочинении, видеофильме, спортивной игре, экспедиции);

  • Информационные проекты. Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом.

  • Игровые проекты. В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая, приключенческая.

  • Практико-ориентированные проекты. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно носит четко ориентированный на социальные интересы, интересы самих участников результат (газета, документ, видеофильм, звукозапись, программа действий, справочный материал).

Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выходы и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, организация систематической внешней оценки проекта.

Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классной комнате, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

В связи с появлением возможности использования телекоммуникаций, появляется и возможность разработки телекоммуникационных проектов.

Под учебным телекоммуникационным проектом понимают совместную учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, организованную на основе компьютерной телекоммуникации, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата деятельности. Специфика телекоммуникационных проектов заключается, прежде всего, в том, что они по самой своей сути всегда межпредметны. Решение проблемы, заложенной в любом проекте, всегда требует привлечения интегрированного знания. Но в телекоммуникационном проекте, особенно международном, требуется, как правило, более глубокая интеграция знания, предполагающая не только знание собственно предмета исследуемой проблемы, но и знания особенностей национальной культуры партнера, особенностей его мироощущения.

Тематика и содержание телекоммуникационных проектов должны быть такими, чтобы их выполнение совершенно естественно требовало привлечения свойств компьютерной телекоммуникации. Другими словами, далеко не любые проекты, какими бы интересными и практически значимыми они ни казались, могут соответствовать характеру телекоммуникационных проектов. Телекоммуникационные проекты оправданы педагогически в тех случаях, когда в ходе их выполнения:

  • предусматриваются множественные или длительные наблюдения за тем или иным природным, физическим, социальным и прочим явлением, требующие сбора данных в разных регионах для решения поставленной проблемы;

  • предусматривается сравнительное изучение, исследование того или иного явления, факта, события, имеющих место в различных местностях для выявления определенной тенденции или принятия, решения, разработки предложений;

  • предусматривается сравнительное изучение эффективности использования одного и того же или разных (альтернативных) способов решения одной проблемы, для получения данных об объективной эффективности предлагаемого способа решения проблемы;

  • предлагается совместное творческое создание: чисто практическая работа (выведение нового сорта растения в разных климатических зонах) или творческая работа (создание журнала, газеты, пьесы, книги, музыкального произведения, предложений по совершенствованию учебного курса, спортивных, культурных мероприятий и т.д.);

Организация проектов требует тщательной специальной подготовки учителей и учащихся. От учителя, по мнению С. И. Горлицкой, требуется:

  • умение увидеть и отобрать наиболее интересные и практически значимые темы проектов;

  • владение всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, умение организовать исследовательскую, самостоятельную работу учащихся;

  • переориентация всей учебно-воспитательной работы учащихся по своему предмету на приоритет разнообразных видов самостоятельной деятельности учащихся, индивидуальных, парных, групповых видов самостоятельной деятельности исследовательского, поискового, творческого плана. Это вовсе не означает, что следует полностью отказаться от традиционных видов работ, объяснительно-иллюстративного и репродуктивных методов, классно-урочной системы, коллективных, фронтальных форм работы. Речь идет о приоритетах, о смещении акцентов и не более того;

  • владение искусством коммуникации, которое предусматривает умение организовать и вести дискуссии, не навязывая свою точку зрения;

  • способность генерировать новые идеи, направить учащихся на поиск путей решения поставленных проблем;

  • умение устанавливать и поддерживать в группе проекта устойчивый, положительный эмоциональный настрой;

  • практическое владение языком партнера, достаточную осведомленность о культуре и традициях народа, государственном и политическом устройстве страны, ее истории (международный проект);

  • владение компьютерной грамотностью;

  • умение интегрировать знания из различных областей для решения проблематики выбранных проектов.

От учащихся требуется:

  • знание и владение основными исследовательскими методами (анализ литературы, поиск источников информации, сбор и обработка данных, научное объяснение полученных результатов, выдвижение гипотез, методов их решения);

  • владение компьютерной грамотностью: умение вводить и редактировать информацию (текстовую, графическую), обработку получаемых количественных данных с помощью программ электронных таблиц, пользование базами данных, распечатку информации на принтере;

  • владение коммуникативными навыками;

  • умение самостоятельно интегрировать ранее полученные знания по разным учебным предметам для решения познавательных задач;

  • в случае международного проекта - практическое владение языком партнера.

Работа над любым проектом включает определенные этапы выполнения проекта, которые стоит четко спланировать для достижения
максимальной эффективности проектной работы. В своей работе я беру за основу этапы работы над проектом, предложенные С. И. Горлицкой:

I этап. Организационный. Включает в себя представление и создание группы учащихся для работы над проектом.

  1. этап. Выбор и обсуждение главной идеи будущего проекта. Он включает определение целей и задач (зачем этот проект, что ученики узнают и чему научатся по завершении работы над этим проектом); обсуждение стратегии достижения поставленных целей и уточнение проектов (т.е. какие темы будущих проектов помогут ученикам узнать то-то и научиться тому-то, и каков общий план работы над конкретным проектом, обеспечивающий достижение поставленной задачи).

  2. этап. Обсуждение методических аспектов и организация работы учащихся на уроке и во внеурочное время.

  3. этап. Структурирование проекта с выделением подзадач для определенных групп учащихся, подбор необходимых материалов. Общий простой план на этом этапе становится развернутым, выделяются этапы и их задачи (подзадачи) и распределяются между группами учащихся с учетом их интересов, определяются планируемые результаты и способы их решения, оформления.

V этап. Собственно работа над проектом. Тщательно разработанные задания для
каждой группы учащихся и подобранный (если это необходимо) материал позволяют
учителю не вмешиваться в работу группы, выполняя роль консультанта.
Предполагается интенсивный обмен информацией, мнениями, полученными
результатами.

VI этап. Подведение итогов. На этом этапе группы рассказывают о проделанной
работе, результаты обобщаются и оформляются в виде книги, журнала, видеофильма,
газеты, Web-сайта.

Учебно – дидактический проект

Тема проекта:

Формирование познавательной активности и самостоятельности учащихся на уроках информатики на основе технологии самоорганизации.

Цель проекта – разработка дидактических материалов по базовому курсу информатики для учащихся 7-9 классов на основе технологии самоорганизации.

Задачи проекта:

  формировать самоорганизацию и саморазвитие учащихся (через свободу выбора учащимися образовательных целей, индивидуальной траектории образования, источников информации);

  активизировать познавательную деятельность учащихся (через выполнение учеником образовательных продуктов на протяжении всей индивидуальной образовательной траектории);

  усилить практическую направленность (через создание различных по форме и представлению образовательных продуктов);

  оптимизировать труд учителя (через накопление методического и дидактического материала);

  развивать творчество, коммуникативные качества (через организацию работы в малых группах сменного состава).

Форма апробации:

  изучение теории самоорганизации;

  создание дидактических материалов для учителя и учащегося;

  проведение уроков;

  проведение семинаров и мастер-классов.

Проект «ЭВМ: история создания и развития».

Предмет: информатика и физика. Техническое обеспечение: пакет программ Microsoft Office, Интернет. Справочная литература энциклопедического характера

Идея проекта: история развития вычислительной техники интересна и многообразна. Изучая программный материал, приходится ограничиваться краткой справкой (из-за дефицита времени 1 час в неделю). Большой интерес у обучающихся вызывает дополнительная работа по этому вопросу с привлечением информационных материалов различной природы.

Типология проекта

По доминирующей в проекте деятельности – исследовательский.

По предметно-содержательной области – межпредметный.

По характеру координации проекта – с открытой, явной координацией.

По характеру контактов – внутренний.

По количеству участников – групповой.

По продолжительности выполнения – средней продолжительности (2 месяца).

Цели проекта:

- общеучебные: формирование интереса к обучению; развитие памяти. Наблюдательности. Познавательных интересов. Творческих способностей, логического мышления; формирование умения работать с поступающей информацией; привитие исследовательских навыков.

- по информатике: познакомить с основными видами информационных процессов: поиск, представление, передача, обработка (в том числе преобразование и систематизация), использование и хранение информации; методам поиска и отбора; анализу и оценке свойств информации; познакомить с различными способами представления информации; систематизацией информации; сформировать навыки сортировки информации; научить интерпретировать и анализировать данные, в том числе представленные в графической форме и диаграммы.

При изучении информационных технологий очень интересным получился проект «Загрязнение космоса»(посвященной 50-летию полета человека в космос) , в котором старшеклассники, проводя исследования по выбранной ими же общественно значимой теме, обрабатывали полученные данные в MS Excel, а затем создавали проект в Microsoft Power Point.

В результате такого обучения наши ученики обладают прочными знаниями по предмету, творческими способностями, глубоким интересом к изучению информатики. Это подтверждают результаты полугодовых и годовых аттестаций обучающихся 10 и 11 классов. Отслеживание результатов работы с применением проектного метода проводилось с помощью промежуточного, итогового контроля устного и письменного опроса.



Заключение

Проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выходы и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, организация систематической внешней оценки проекта.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Обзор инновационных образовательных проектов по информатике iconКонкурс общественно значимых инновационных проектов среди образовательных...
Конкурс общественно значимых инновационных проектов среди образовательных учреждений муниципального образования город Краснодар
Обзор инновационных образовательных проектов по информатике icon«Методы разработки инновационных проектов»
Охватывают различные стороны. Рассмотрев критерии на которые разделяются классификации, был выделен новый признак – область разработки...
Обзор инновационных образовательных проектов по информатике iconИнновационных образовательных проектов
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Общеобразовательное учреждение гимназия №11 имени А. Н. Кулакова»
Обзор инновационных образовательных проектов по информатике iconКонкурс инновационных образовательных проектов в области преподавания...
«Познавательная интерактивная экскурсия для школьников по Засвияжскому району города Ульяновска»
Обзор инновационных образовательных проектов по информатике iconОб итогах проведения III межрегионального конкурса инновационных научно-технических проектов
Наук Республики Татарстан и гно «Инвестиционно-венчурный фонд Республики Татарстан» был проведен III межрегиональный конкурс инновационных...
Обзор инновационных образовательных проектов по информатике iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конкурс проводился с целью повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников образовательных учреждений, выявления...
Обзор инновационных образовательных проектов по информатике icon«Повышение качест ва обучения в условиях перехода на фгос через использование...
Мбоу сош №7 состоялся районный семинар директоров образовательных учреждений по теме «Повышение качества обучения в условиях перехода...
Обзор инновационных образовательных проектов по информатике iconКонкурс инновационных проектов
Работа с рисунками, учебником, памятками, составление последовательности построения рисунка
Обзор инновационных образовательных проектов по информатике iconЭкономическая оценка инновационных проектов с применением метода реальных опционов
Работа выполнена в Институте экономики и организации промышленного производства со ран
Обзор инновационных образовательных проектов по информатике iconПоложение о региональном этапе второго Открытого Всероссийского конкурса...
Всероссийского конкурса культурологических, образовательных, социально-просветительских, информационно-медийных проектов «Семья основа...
Обзор инновационных образовательных проектов по информатике iconМетодическое пособие по курсу «Маркетинг инновационных проектов»...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Обзор инновационных образовательных проектов по информатике iconПрограмма «Экономика» Студент группы №1221 Егорова Дина Николаевна...
«Методическое обеспечение оценки экономической эффективности инновационных проектов»
Обзор инновационных образовательных проектов по информатике iconПоложение о III региональном конкурсе образовательных проектов, посвящённом...
Настоящее положение определяет цели, задачи и порядок проведения III регионального конкурса образовательных проектов «Московская...
Обзор инновационных образовательных проектов по информатике iconПрограмма мероприятий V евразийского экономического форума «оренбуржье...
Международная выставка инвестиционных и инновационных проектов «эффективность и качество»
Обзор инновационных образовательных проектов по информатике iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Районный фестиваль инновационных педагогических проектов и программ «Инновация- путь к обновлению образования, номинация «Элективные...
Обзор инновационных образовательных проектов по информатике iconВ уроке использован фрагмент мультфильма «Ничуть не страшно!»
Фрагмент открытого урока «Страшные истории» для презентационных мероприятий по обмену опытом инновационных образовательных практик...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск