Киотский протокол проблемы и возможные решения для россии





Скачать 344.79 Kb.
НазваниеКиотский протокол проблемы и возможные решения для россии
страница1/4
Дата публикации29.04.2015
Размер344.79 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
  1   2   3   4




КИОТСКИЙ ПРОТОКОЛ – ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНЫЕ РЕШЕНИЯ ДЛЯ РОССИИ

Канд. геогр. наук Л.К. Малик (Институт географии РАН)
Киотский Протокол.

Международное соглашение по ограничению и сокращению выбросов в атмосферу парниковых газов (ПГ). 31 мая 2002 года Евросоюз официально информировал ООН о ратификации Киотского протокола. В ноябре 2004 г. Киотский протокол (КП) ратифицировала Россия.

Согласно Протоколу для индустриально развитых стран и стран с переходной экономикой (всего 90 стран) устанавливались количественные показатели ограничения выбросов углекислого газа — основного парникового газа, ответственного, в соответствии с принятой Концепцией изменения климата, за процесс его глобальных изменений. Протокол предусматривает сокращение выбросов ПГ по сравнению с базовым уровнем 1990 года к 2008-2012 г.г. — на 5 % ниже этого уровня, а в странах ЕС — на 8%.

Подобные обязательства по мнению Международной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК) могут привести лишь к незначительному сокращению темпов роста выбросов и стабилизации концентрации ПГ в атмосфере. В последующем в течение нескольких десятилетий будет необходимо более значительное сокращение глобальных выбросов и стабилизация ПГ на таком уровне, который не допускает опасного антропогенного воздействия на климатическую систему. Такой уровень должен быть достигнут в сроки, достаточные для естественной адаптации экосистем к изменению климата, позволяющие не ставить под угрозу производство продовольствия и обеспечивающие дальнейшее экономическое развитие на устойчивой основе. Каков этот безопасный уровень до сих пор является предметом споров, очевидно, он разный для разных стран [7].

Ряд дискуссионных вопросов, связанных с причинами глобального потепления климата, автор рассматривал достаточно подробно в предыдущих публикациях, в том числе в этом сборнике [11, 12, 14, 22 и др.].

В настоящей статье обсуждаются проблемы выполнения международных обязательств России по Киотскому Протоколу и необходимые мероприятия по их активизации.
Значение Протокола для России.

Киотский протокол впервые в истории международных соглашений в области окружающей среды ввел рыночные отношения в качестве основы для реализации мероприятий по снижению выбросов ПГ — были установлены пределы суммарных антропогенных выбросов для каждой страны, ратифицировавшей Протокол. При этом разрешена коммерческая переуступка своих прав на выбросы (квот), которые могут приобретаться или передаваться другим странам.

Кроме задачи смягчить, а в некоторых случаях полностью компенсировать ущерб от последствий глобального потепления климата, Киотский протокол имеет большое геополитическое значение. Он открывает новые формы межгосударственных отношений, а России, ратифицировавшей КП, позволяет войти в систему глобального международного сотрудничества в области политических и социально-экономических проблем [19].

На первом этапе его реализации Киотского Протокола (до 2012 г.) Россия не будет расплачиваться за выбросы ПГ, напротив, может реализовать «недовыбранные» квоты на выбросы, т.к. по оценкам ведущих экспертов от Минэкономразвития, Института энергетических исследований РАН и др. к 2008-2012 гг. выбросы России не превысят базового рубежа 1990 года.

Более того, представители ряда организаций (Центра экологической политики, Высшей школы экономики и др.) считают, что Россия на первом этапе осуществления КП не только не превысит квот на выбросы, а напротив, в 2008-2012 году суммарные выбросы, установленные Протоколом (2370 млн.т), не будут достигнуты, а составят лишь около 86% указанной величины (при условии устойчивого экономического роста и даже при отсутствии специальных мер).

Однако нет полной уверенности в прогнозах размеров выбросов ПГ в период 2008-2012 гг., особенно в их динамике от автомобильного транспорта. Например, в 2005 году в Москве трехмиллионный автопарк производил ежегодно 830 тысяч тонн выбросов в атмосферу. Для сравнения, все промзоны города, ТЭЦ, районные тепловые станции и котельные выбрасывают в год 170 тысяч тонн загрязняющих веществ, т.е. почти в 5 раз меньше. Учитывая нерегулируемый рост автопарка и неразработанность конкретных мероприятий по снижению от него выбросов (в экологической доктрине города, принятой московским правительством, они лишь обозначены), прогнозируемые выбросы могут оказаться значительно выше, как и по стране в целом. Это свидетельствует о возможном превышении пороговых величин выбросов и отсутствие гарантий квот на выбросы. В случае превышения Россией уровня выбросов 1990 г. потребуются большие затраты. Штраф за превышение составляет 40 евро за 1 тонну выбросов.

После 2012 г. обязательства России по Киотскому протоколу требуют ограничения выбросов ПГ, что возможно в первую очередь путем перевооружения производств, создания эффективных технологий, осуществления мер по энергосбережению, развитию нетрадиционных источников энергии и т.д.

В настоящее время не прекращается дискуссия — не являются ли обязательства России по КП ограничителями ее экономического роста. Большая часть исследователей этой проблемы считает, что мероприятия по выполнению Россией обязательств КП — ограничения выбросов ПГ, не только не должны тормозить экономическое развитие страны, но напротив, стимулировать технический прогресс в промышленности, развивать экологически чистое по сравнению с традиционными технологиями производство электроэнергии и т.д.

Начальный этап выполнения Россией обязательств по КП — инвентаризация выбросов ПГ, оценка роли отдельных видов производств в выбросах для выявления потенциала их сокращения. Т.е. отладка системы мониторинга выбросов ПГ, в первую очередь в энергетике — главном поставщике СО2, и контроль за использованием органического топлива в употребляющих его производствах. Необходим также соответствующий нормам КП учет сокращения выбросов ПГ.

Здесь стоит заметить, что Евросоюз взял на себя лидирующую роль в разработке различных механизмов и принципов введения в действие и осуществление КП.

Выполнение мониторинга ПГ по европейским стандартам ставит государства, подписавшие КП, в жесткие рамки обязательных процедур, выполнение которых представляет определенные сложности. Европейские государства уже столкнулись с аналогичными трудностями в связи с реализацией единой водной политики на всей территории стран-участников ЕС. В публикации Р. Кромера и данных Интернета продемонстрированы сложности осуществления совместных действий на жесткой правовой основе большим числом исполнителей — стран с различным уровнем развития экономики и разными национальными водными и другими законодательствами. [8, http://www.iksr.de и др.]. С аналогичными трудностями сталкивается РФ при выполнении заданий КП.
Обязательства России по Киотскому протоколу.

На конференции в Марракеше в 2001 г. был принят пакет юридических документов, определяющих правила и процедуры выполнения странами обязательств по сокращению и стабилизации выбросов ПГ в рамках КП. После установления «правил игры» на международном уровне усилия были перенесены на национальный уровень.

После ратификации КП в России необходимо было создать национальный орган, имеющий достаточные полномочия для организации национальной системы учета выбросов ПГ, ведения национального регистра квот на выбросы ПГ и для представления отчетности на международном уровне о выполнении Россией своих обязательств [18].

Правительством Российской Федерации был принят комплексный план действий по реализации КП. Этот план рассматривается в качестве основы национальной климатической стратегии и политики РФ до окончания первого периода КП, то есть до 2012 г. Основные разделы и рекомендуемые мероприятия Плана соответствуют статьям Протокола [2].

План предусматривает пять основных направлений деятельности правительства по выполнению обязательств по КП, включающих целую серию мероприятий. В нем также указаны ответственные министерства и ведомства, количественные показатели эффективности выполнения поставленных задач и сроки их выполнения. Из пяти направлений действий Плана отметим с нашей точки зрения важнейшие, первоочередные мероприятия, невыполнение которые создает барьеры на пути реализации всего Плана действий. Это — снижение энергоемкости ВВП, увеличение в энергобалансе доли возобновляемых источников энергии, интенсификация поглощения СО2 в лесном и сельском хозяйстве, осуществление рыночных реформ, разработка механизмов квотирования, расширение научно-исследовательских работ по анализу влияния изменения климата на окружающую природную среду и экономику и предотвращению неблагоприятных последствий, утверждение основных нормативно-правовых и инструктивно-методических документов, необходимых для реализации обязательств по КП, международное сотрудничество и, наконец, создание национальной системы оценки антропогенных выбросов ПГ и ежегодное представление в органы КП кадастра их данных.

Необходимо отметить, что перечисленные и другие мероприятия по осуществлению Плана действий не являются новыми начинаниями. Многие исследования по влиянию выбросов ПГ на климат, оценка экологического и экономического ущербов и разработка мер по их предотвращению, осуществляются в рамках действующих Федеральных программ. Так, поглощение российскими лесами ПГ по международным методикам проводится уже с начала 2005 г. по заказу Министерства природных ресурсов РФ, ряд мероприятий в области энергетики содержится в программе «Энергоэффективная экономика» и т.д.

Была также создана Межведомственная комиссия по координации действий, подготовлены основные нормативно-правовые и методические документы для осуществления КП на национальном уровне и др.

В настоящее время проблема глобального потепления из фазы публичных обсуждений перешла к осуществлению конкретных действий, направленных в первую очередь на учет ПГ и составление Государственного доклада, который передается 1 раз в три года в Секретариат Рамочной конвенции ООН об изменении климата. Основными разделами доклада являются учет и прогноз выбросов ПГ, меры по их снижению, адаптационные мероприятия и др. Все это в условиях жестких временных рамок завершения действий по созданию такой системы (вспомним жесткие календарные сроки осуществления «водной директивы» странами ЕС!).

Работа по подготовке кадастра выбросов ПГ, национального сообщения и доклада в едином формате отчетности началась в 2005 году. Но высказывались опасения о возможности завершения всей работы в срок и в соответствии с международными требованиями. Между тем, в случае непредоставления доклада в органы КП и РКИК ООН и отсутствия его утверждения международной экспертной группой, страна может лишиться национальной квоты, необходимой для участия в торговле квотами на выбросы [2].

Рассмотрим конкретные результаты выполненных в России обязательств по КП — учет выбросов ПГ.

До последнего времени размеры выбросов ПГ в нашей стране устанавливались по данным Госкомстата, обобщающего показатели различных видов производств. В связи с тем, что в основу Протокола положена концепция изменения климата под влиянием ПГ антропогенного происхождения, продуцируемых в основном сжиганием ископаемого топлива для целей энергетики, то возможности учета и снижения ПГ рассматриваются прежде всего для энергетического сектора экономики. Т.е. в отчетном докладе отражаются в первую очередь результаты инвентаризации выбросов ПГ, связанных с энергетическими процессами, по методике МГЭИК. Большой интерес в связи с этим представляют исследования, проведенные в 1999-2004 гг. Центром по эффективному использованию энергии, осуществлявшим «Межрегиональный проект разработки систем мониторинга и отчетности о выбросах парниковых газов в России» при поддержке группы передовых международных исследований Северо-Западных Тихоокеанских Национальных лабораторий США и финансовой поддержке Агентства по защите окружающей среды США [3].1

В работе использовались, в соответствии с руководством МГЭИК, два метода учета выбросов CO2 – базовый, основанный на данных об общем производстве, экспорте и импорте различных видов ископаемого топлива, и расчет выбросов в соответствии с форматами Международного энергетического Агентства по следующим категориям источников эмиссии CO2 – энергетика, промышленность и строительство, транспорт, коммунально-бытовой сектор, население, сельское хозяйство. Значения эмиссии CO2 , установленные обоими методами, оказались хорошо соответствующими друг другу.

Полученные результаты свидетельствуют о возможности проведения в России полной инвентаризации выбросов ПГ, связанных с энергетическими процессами, в соответствии с методикой МГЭИК. Во всяком случае, российская энергетическая статистика содержит достаточно данных для проведения инвентаризации, но в некоторых случаях необходимы экспертные оценки, например, при установлении эмиссии парниковых газов, выделяющихся при добыче угля, а также при добыче, переработке и транспортировке нефти и газа и т.д.

Напомним, Киотским Протоколом контролируется шесть газов (или группы газов) – диоксид углерода (СО2 ), метан (СН4), закись азота (N2О), гидрофторуглероды (ГФУ), перфторуглероды (ПФУ), гексафторид серы (SF6). Данные о них выражаются в эквиваленте СО2. Существенную часть ПГ составляет самый распространенный парниковый газ — водяной пар, вклад которого в парниковый эффект превышает вклад СО2. Однако водяной пар не рассматривается в Протоколе ввиду его преимущественно природного происхождения, сложности контроля и отсутствия данных о росте концентраций в атмосфере.

Выбросы CO2 составляют более 99% выбросов парниковых газов в электроэнергетике. Крупнейшим поставщиком парниковых газов являлась РАО «ЕЭС России» — одна из крупных энергетических компаний в мире. Доля выбросов этой компании составляла около 30% общего количества российских и 3% мирового выбросов углекислого газа.

РАО «ЕЭС России» — первая из российских компаний занялась вопросами управления выбросами ПГ и провела по международным стандартам инвентаризацию выбросов во всех своих региональных подразделениях и учредила энергетический углеродный фонд.

Большое значение имеет выполненный в этой компании подсчет выбросов от системы ее тепловых станций с учетом физико-химических характеристик используемых в России органических видов топлив и технологий их сжигания [16]. С этой целью ведущими научно-исследовательскими институтами в РАО «ЕЭС России» в конце девяностых годов прошлого века было произведено установление выбросов четырех парниковых газов за период 1990-1997 гг. по данным 357 тепловых электростанций России. Позже инвентаризация парниковых газов была дополнена данными за 1998-2002 гг., а также учтены выбросы от вспомогательных производств и транспорта (силами энергетического углеродного фонда).

Использовались данные по трем видам топлива, сжигаемого на ТЭС – твердого топлива (угля), природного газа и мазута. В результате было установлено, что с 1990 по 2002 гг. выбросы CO2 снизились с 708,5 млн. т до 470,2 млн. т или на 33,7%. Вклад выбросов CH4 , N2O, SF6 и парниковых газов от производств и транспорта составил не более 0,7%.

Проведенная инвентаризация выбросов ПГ была признана уникальной работой в теплоэнергетическом секторе не только в России, но и в мире. Результаты расчетов помогают ориентироваться в мероприятиях по повышению энергоэффективности и энергосбережению, а также использовать энергокомпаниям России их потенциал сокращения выбросов парниковых газов.

Важным является вопрос о готовности в целом частного российского бизнеса к мероприятиям по снижению выбросов ПГ, введению новых и учреждению существующих стандартов и нормативов в тех видах хозяйственной деятельности, которые прямо или косвенно приводят к выбросам ПГ. Между тем, уровень осведомленности о механизмах реализации обязательств по КП у многих компаний еще недостаточно высок, хотя большинство из них признали неизбежность и полезность учета выбросов.

Первой наиболее «продвинутой» в этом отношении, как было показано, являлась РАО «ЕЭС России» и ее подразделения. Недостаточно поняты также приоритеты и выгоды международного сотрудничества в рамках КП, открывающего компаниям дополнительные возможности получения инвестиций в проекты по совершенствованию производственных процессов и внедрению новых технологий, приводящих к снижению выбросов ПГ. Это связано с тем, что механизмы международного сотрудничества и деятельности государственных органов РФ в сфере выполнения обязательств КП не были установлены до конца. Долго продолжались дискуссии законодателей — направлять ли выручку от квот в национальный бюджет или дать компаниям возможность самостоятельно осуществлять свои проекты, торгуя углеродными квотами.

Между тем, все крупные предприятия в Европе давно получили задания по максимальным годовым размерам выбросов до 2012 года.

Положение дел в РФ изменилось последние 1-2 года, когда пришло понимание роли бизнеса в борьбе с последствиями климатических изменений. Сотни компаний приняли участие в ежегодных экологических рейтингах, прошли экологическую сертификацию, высокие экологические показатели производств стали важнейшими показателями конкурентоспособности и успешности предприятий. Все большее число ведущих российских компаний становится транснациональными, меняется их менталитет и экологические задачи.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Киотский протокол проблемы и возможные решения для россии iconДоклад на тему: «Киотский протокол: экономические механизмы для решения...
Среди глобальных экологических проблем, которые в настоящее время считаются главными проблемами человечества, наиболее серьезной...
Киотский протокол проблемы и возможные решения для россии iconКак выполняется Киотский протокол в России, проекты Совместного осуществления
Выбросы парниковых газов в России в 2005 г составили 2289 млн т Со2 эквивалента или 71,3% от уровня 1990 г. Эти значения были рассчитаны...
Киотский протокол проблемы и возможные решения для россии iconРеферат по дисциплине Компьютерные информационные технологии
Данная работа посвящена раскрытию темы: «Защищенный документооборот – проблемы и возможные решения»
Киотский протокол проблемы и возможные решения для россии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой...
Киотский протокол проблемы и возможные решения для россии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно. Привлечение родителей...
Киотский протокол проблемы и возможные решения для россии iconРеферат Энергетика будущего. Возможные проблемы

Киотский протокол проблемы и возможные решения для россии iconСеминар для учителей и руководителей детских объединений «Возможные...
«Особо охраняемые природные территории: состояние, проблемы и перспективы развития»
Киотский протокол проблемы и возможные решения для россии iconУчебный блок «Россия при первых Романовых»
Проблемная лекции – первые Романовы (проблемы России первой половины 17 вв, пути их решения, результат)
Киотский протокол проблемы и возможные решения для россии iconВнеклассное мероприятие в 4 классе Тема: Урок чистоты
Цель: изучить, что делается для решения утилизации бытовых отходов в разных странах, городах, и, непосредственно, в нашем городе,...
Киотский протокол проблемы и возможные решения для россии iconУрок- изучение новой темы: «Сумма углов треугольника»
Решить задачи по готовым чертежам (дать учащимся 2-3 минуты на обдумывание,а далее обсудить возможные варианты решения)
Киотский протокол проблемы и возможные решения для россии iconО режиме работы Государственного образовательного учреждения гбоу...
В целях решения основных задач по содержанию образования, развития, воспитания учащихся, четкой организации их труда, труда педагогического...
Киотский протокол проблемы и возможные решения для россии iconРабочая программа дисциплины 050400 опд. Р. 05 Актуальные проблемы...
Дисциплина «Актуальные проблемы социальной истории России» включена в структуру цикла общекультурного блока базового высшего образования...
Киотский протокол проблемы и возможные решения для россии iconРешение любой проблемы делится на этапы. Очень важен третий этап...
Современная методика преподавания географии позволяет использовать разнообразные модели уроков. И чем они разнообразнее, тем ярче...
Киотский протокол проблемы и возможные решения для россии iconУрок «Байкал – уникальный уголок России»
...
Киотский протокол проблемы и возможные решения для россии iconФедеральное агентство по образованию
Преподавание иностранных языков и культур: проблемы, поиски, решения (Лемпертовские чтения – VII). Материалы Международного научно-методического...
Киотский протокол проблемы и возможные решения для россии iconСправочник для всех тех, кто принимает решения в важнейших сферах...
Охватывается широкий спектр геополитических школ и воззрений и актуальные проблемы. Впервые формулируется геополитическая доктрина...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск