Учебно-методический комплекс дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»





НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»
страница1/9
Дата публикации02.05.2015
Размер1.02 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > География > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
c:\users\user\desktop\сканы_тит. листы + аннотации\общие\опд.ф.8 безопасность жизнедеятельности\1.jpg

Содержание


  1. Аннотация………………………………………………………………………3

2. Рабочая программа……………………………………………………………..7

3. Конспекты лекций……….……………………………………………………22

4. Материалы практических занятий …………………………………………..29

5. Материалы для организации самостоятельной работы студентов ………..32

6. Контрольно-измерительные материалы……………………………………..34

7. Список литературы……………………………………………………………78

8. Глоссарий……………………………………………………………………...82

Аннотация учебно-методического комплекса дисциплины

«Безопасность жизнедеятельности»

Специальность 080401.65 «Товароведение и экспертиза товаров» (по областям применения)


Учебно-методический комплекс дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» разработан для студентов 3 курса специальности 080401.65 «Товароведение и экспертиза товаров» (по областям применения) в соответствии с требованиями ГОС ВПО по данной специальности и положением об учебно-методических комплексах дисциплин образовательных программ высшего профессионального образования.

Дисциплина входит в перечень дисциплин цикла ОПД – общепрофессиональные дисциплины.

Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет 100 часов. Учебным планом предусмотрены лекционные занятия (26 час.), практические занятия (28 час.), самостоятельная работа студента (46 час.). Дисциплина реализуется на 2 курсе в 3 семестре.

Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» охватывает следующий круг вопросов: физиология труда и рациональные условия жизнедеятельности; особенности психологического состояния человека в чрезвычайных ситуациях; анатомо-физиологические воздействия на человека опасных и вредных факторов; характеристики чрезвычайных ситуаций, принципы организации мер по их ликвидации; методы и средства повышения безопасности экологичности проблем технических систем и технологических процессов; экобиозащитная техника; правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности.

Основные дидактические единицы (разделы):

Модуль 1. (Раздел 1). Теоретические основы БЖД. Основные понятия и определения.

Модуль 2. (Раздел 2). БЖД в производственных условиях (Санитарно-c:\users\user\desktop\новая папка\безопасность жизнедеятельности\3.jpg

Abstract teaching complex subjects "Safety"
Specialty 080401.65 "Commodity and examination of goods"


(by application)
Educational-methodical complex "Safety" is designed for 3rd year students of the specialty 080401.65 "Commodity and examination of goods" (by application) in accordance with the requirements of the GEF HPE in this direction and the position of the educational complex on educational programs of higher education.

Discipline is part of the CAP cycle disciplines - general professional disciplines.
The total complexity of the discipline is 100 hours. Curriculum provides lectures (26 hours), Workshops (28 hours), Independent work of the student (46 hours). Discipline is implemented on 2 course in semester 3.

Discipline "Safety" covers the following issues: physiology of labor and living conditions of the rational; characteristics of the psychological state of a person in an emergency, anatomy and physiology of human exposure to hazardous and harmful factors, the characteristics of emergency situations, the principles of the organization of measures to eliminate them, methods and tools improve the safety of ecological problems of technical systems and processes; ekobiozaschitnaya technology, legal, regulatory, technical and organizational foundations of life safety.

The main didactic units (sections):

Module 1. (Section 1). Theoretical Foundations of BDZ. Basic concepts and definitions.

Module 2. (Section 2). BDZ in a production environment (Sanitation basic security, safety, fire safety).

Module 3. (Section 3). Natural aspects of safety.

Module 4. (Section 4). Life safety in emergency situations (protection of population and territories in emergency situations).

Kinds of study: lectures, practical classes, independent work on the course of discipline. Form of assessment: exam.
Training complex includes:

  • working curriculum subjects;

  • lecture notes (detailed plan);

  • materials for the workshops;

  • materials for students' independent work;

  • a list of references;

  • glossary.

The advantage of this is the presence of UMKD detailed lecture notes on the subject (in the form of officially released tutorials with the text of lectures and test cases), as well as the availability of electronic tests for the verification of theoretical knowledge and practical skills.


The author-composer educational complex:

Ph.D., Associate Professor of Safety in Technosphere V.V. Chernysheva


Head of the Department of Safety in Technosphere A.I. Agoshkov

c:\users\user\desktop\сканы_тит. листы + аннотации\общие\опд.ф.8 безопасность жизнедеятельности\3.jpg

АННОТАЦИЯ

Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» входит в перечень дисциплин цикла общепрофессиональных дисциплин (ОПД).

Целью изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» является формирование у обучающихся профессиональных навыков по оценке среды обитания, в том числе условий труда, и разработке научно-обоснованных защитных мероприятий, направленных на предупреждение профессиональных заболеваний, травматизма, аварийности и снижение техногенного и антропогенного воздействия на биосферу.

Задачей изучения дисциплины БЖД – обеспечить студентов теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для: создания комфортного (нормативного) состояния среды обитания и зонах трудовой деятельности и отдыха человека; идентификации негативных воздействий среды обитания естественного, техногенного и антропогенного происхождения, разработки и реализации мер зашиты человека и среды обитания от негативных воздействии; проектирования и эксплуатации техники, технологических процессов и объектов экономики в соответствии с требованиями по безопасности и экологичности; обеспечение устойчивости функционирования объектов и технических систем в штатных и чрезвычайных ситуациях; принятия решений по защите производственного персонала и населения от возможных последствий аварии, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а также принятия мер по ликвидации их последствий, прогнозирования развития негативных воздействий и оценки последствий их действия.

В результате изучения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

- теоретические основы безопасности жизнедеятельности;

- правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности;

- средства и методы повышения безопасности технических средств и технологических процессов;

- правила промышленной безопасности пищевых производств;

- основные закономерности строения и функционирования биосферы, особенности техногенного воздействия, глобальные проблемы окружающей среды и экологические принципы рационального использования природных ресурсов, технических средств и технологий

Уметь:

- выбирать технические средства и технологии с учетом экологических последствий их применения;

Владеть:

- основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, умение принимать решения в условиях риска;

- методами разработки процессов, обеспечивающих экологическую безопасность окружающей среды;

- методами инженерной защиты окружающей среды;

- правилами безопасной работы в химических и микробиологических лабораториях;

- приемами действий в аварийных ситуациях


  1. содержание теоретической части курса

МОДУЛЬ 1. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности (8 час.)

Раздел 1. Теоретические основы БЖД. Основные понятия и определения (8 час.)

Тема 1.1. Основные понятия и определения (2 час.)

Виды деятельности человека. Аксиома потенциальной опасности. Понятие опасности. Понятие безопасности.

Модели деятельности человека с точки зрения БЖД. Виды нежелательных последствий. Реальные и потенциальные (скрытые) опасности. Номенклатура опасностей. Квантификация опасностей. Таксономия опасностей. Классификация опасностей по основным признакам: природе, официальному стандарту, локализации, времени проявления отрицательных последствий, видам причиненного ущерба, вызванным последствиям, сферам проявления, структуре (строению), характеру воздействия на человека. Понятие пассивных опасностей.

Идентификация опасностей. Причины и последствия. Триада “опасность – причина – последствия”. Понятие риска как меры опасности. Индивидуальный риск. Социальный риск. Субъективность в восприятии риска.
Тема 1.2 Концепции абсолютной безопасности и приемлемого риска (1 час.)

Методологические подходы в определении риска: инженерный, модельный, экспертный, социологический. Абсолютная безопасность. Концепция приемлемого риска. Методы анализа: априорный, апостериорный; прямой, обратный. Методы управления риском.
Тема 1.3 Принципы, методы, средства обеспечения безопасности (2 час.)

Принципы обеспечения безопасности: ориентирующие, технические, организационные, управленческие. Широко применяемые принципы. Принцип нормирования. Принцип слабого звена. Принцип информации. Принцип классификации. Методы обеспечения безопасности. Понятие гомосферы. Понятие ноксосферы. Метод разделения гомосферы и ноксосферы. Метод нормализации ноксосферы. Метод адаптации человека к условиям ноксосферы. Средства обеспечения безопасности. Индивидуальные средства защиты. Коллективные средства защиты. Режимы работы средств защиты. Надежность средств защиты.
Тема 1.4 Элементы системного анализа в разработке безопасных условий деятельности (1 час.)

Цель проведения системного анализа в БЖД. Этапы системного анализа при проектировании безопасных условий. Построение “Деревьев причин и опасностей”.

Тема 1.5 Психологические аспекты БЖД. Эргономические аспекты БЖД (2 час.)

Психология безопасности. Функциональное состояние оператора; основные фазы. Производственные и особые психические состояния. Запредельные формы психического напряжения. Особые психические состояния и их влияние на безопасность. Пароксизмальные состояния. Психогенные изменения настроения. Состояния, связанные с приемом психотропных средств. Человек как элемент системы “человек – среда”. Анализаторы человека: зрительные, слуховые, тактильные, температурные, болевая и вибрационная чувствительность. Эргономические основы БЖД. Виды совместимости техники и человека: информационная, биофизическая, энергетическая, пространственно-антропометрическая, технико-эстетическая.
МОДУЛЬ 2. БЖД в производственных условиях (6 час.)

Раздел 2 Охрана труда (6 час.)

Тема 2.1. Правовые основы охраны труда. Особенности организации службы охраны труда в организациях (2 час.)

Правовые основы охраны труда. Трудовое законодательство. Государственная политика в области охраны труда. Контроль и надзор за состоянием охраны труда. Сертификация охраны труда. Аттестация рабочих мест. Особенности организации службы охраны труда в организациях. Функции и задачи служб по охране труда на предприятии.
Тема 2.2 Основы производственной санитарии. Санитарно-гигиенические требования к организации рабочих мест (1,5 час.)

Задачи производственной санитарии. Гигиеническая оценка условий труда. Вредные производственные факторы (физические, химические, биологические, факторы трудового процесса, психофизиологические). Оптимальные и допустимые условия труда. Вредные и опасные условия труда. Нормативные документы.

Тема 2.3 Основные направления гигиенической оценки труда в производственных условиях (1,5 час.)

Требования к параметрам микроклимата производственных помещений. Требования к состоянию воздуха рабочей зоны. Химически вредные вещества. ПДК вредных веществ в воздухе рабочей зоны, в атмосферном воздухе населенных пунктов. Нормативные требования к освещенности производственных помещений. Шумовые нагрузки на рабочих местах. Техника безопасности.
Тема 2.4 Обеспечение пожарной безопасности (1 час.)

Организация пожарной безопасности на производстве. Средства автоматического контроля и сигнализации. Средства тушения пожаров.
МОДУЛЬ 3. Природные аспекты БЖД (6 час.)

Раздел 3. Природные аспекты БЖД (6 час.)

Тема 3.1 Учение Вернадского о биосфере и основные аспекты современных представлений о биосфере (0,5 час.)

Роль экологии и охраны окружающей среды в регулировании устойчивости экосистем. Учение В.И. Вернадского о биосфере.
Тема 3.2 Современные представления о биосфере (0,5 час.)

Основные аспекты современного представления о биосфере. Понятие экологических факторов и периодичности их действия. Концепция экосистем. Виды экосистем. Экологические правила и экологические законы. Роль антропогенного воздействия в нарушении толерантности экосистем.
Тема 3.3 Опасности, связанные с антропогенной деятельностью. Последствия демографического взрыва и истощения природных ресурсов (2 час.)

Роль антропогенных факторов в нарушении устойчивости экосистем. Загрязнения атмосферы. Пыль. Газообразные загрязнения. Аэрозольные загрязнения. Парниковый эффект. Кислотные дожди. Смоги. Замутнение атмосферы. Истощение озонового слоя. “Кислородный голод”. Температурные инверсии. Физические загрязнения (шум, тепловые загрязнения). Загрязнение гидросферы. Загрязнение нефтепродуктами. Загрязнение ПАВ. Загрязнение органическим веществом. Радиоактивное загрязнение. Аккумуляция токсичных веществ в водной биоте.
Тема 3.4 Истощение ресурсов. Последствие. Меры по компенсации (1 час.)

Загрязнение и деградация литосферы. Эрозия почв (ветровая, водная, химическая). Деградация почв. Радиоактивное загрязнение почв. Влияние химического загрязнения на формирование биокосного вещества (почвы).

Истощение ресурсов планеты. Аспекты демографического взрыва, истощения природных ресурсов и загрязнения окружающей среды как основные направления в опасности возникновения ситуации “пределов роста”.
Тема 3.5 Гигиеническое нормирование вредных факторов в окружающей среде (0,5 час.)

Применяемые принципы и методы нормирования вредных факторов в окружающей среде. Критерии оценки состояния пресноводных экосистем. Критерии экологической оценки состояния почв. Критерии экологической оценки состояния атмосферы.
Тема 3.6 Гигиеническое нормирование контаминантов в продуктах питания (0,5 час.)

Виды контаминантов в продуктах питания. Нормативные документы в нормировании контаминантного состава продуктов питания. Методы снижения содержания контаминантов в продуктах питания.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс дисциплины фтд безопасность жизнедеятельности...
«Безопасность жизнедеятельности со специализацией Экологическая безопасность и охрана труда»
Учебно-методический комплекс дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»
Руп дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Направление подготовки 190205. 65 «Подъемно-транспортные, строительные, дорожные...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс дисциплины медицина катастроф направление...
...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс дисциплины ен. В. Безопасность жизнедеятельности
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании основной образовательной программы специальности 040201 "Социология"...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс содержит учебно-методический план, темы...
В. И. Гренц. Безопасность жизнедеятельности. Учебно-методический комплекс, рабочая учебная программа для студентов направления 030200....
Учебно-методический комплекс дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс содержит учебно-методический план, темы...
В. И. Гренц. Безопасность жизнедеятельности. Учебно-методический комплекс, рабочая учебная программа для студентов специальности...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс содержит учебно-методический план, темы...
В. И. Гренц. Безопасность жизнедеятельности. Учебно-методический комплекс, рабочая учебная программа для студентов очного и заочного...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «безопасность жизнедеятельности»
Умкд «Безопасность жизнедеятельности» часть 1 составлен на основании типовой программы гос впо, гос №215 тех/бак от 23. 03. 2000...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» iconРабочая программа обсуждена на заседании кафедры математики и информатики...
Настоящий учебно-методический комплекс по курсу «Безопасность жизнедеятельности» предназначен для студентов, обучающихся по специальности...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 11, Дпп. Дс. 7 Основы...
«Безопасность жизнедеятельности» со специализацией «Экологическая безопасность и охрана труда», 050104 «Безопасность жизнедеятельности...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»
Безопасность жизнедеятельности – это область научных знаний, изучающая общие опасности, угрожающие каждому человеку и разрабатывающая...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «безопасность жизнедеятельности»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф»
Безопасность жизнедеятельности – область научных знаний, изучающая природу опасностей, угрожающих человеку и окружающему миру, закономерности...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Правовое регулирование и...
«Безопасность жизнедеятельности», 050720 «Физическая культура», утвержден ученым советом вгпу 29. 09. 05, протокол №2
Учебно-методический комплекс дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Безопасность жизнедеятельности, медицина катастроф»

Учебно-методический комплекс дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «безопасность жизнедеятельности»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск