АННОТАЦИЯ ООП «Актуальные проблемы политического и социально-экономического развития региона (Китай)» НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ 032000.68 «ЗАРУБЕЖНОЕ РЕГИОНОВЕДЕНИЕ» 1. Общая характеристика магистерской программы «Актуальные проблемы политического и социально-экономического развития региона (Китай)» ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет»
1.1. Цель магистерской программы. ООП магистратуры имеет своей целью развитие у студентов личностных качеств и формирование общекультурных, профессиональных и специальных (отражают региональную специфику и требования работодателей) компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ПрООП ВПО по направлению подготовки 032000.68. Образовательная цель ООП состоит в подготовке компетентного профессионала в сфере зарубежного регионоведения; в формировании корпуса знаний и умений в области методики научного изучения региональных особенностей развития региона, переводческой деятельности. Воспитательная цель ООП заключается в формировании готовности к самостоятельной исследовательской и управленческой работе, к несению ответственности за ее результаты. Цели магистерской программы согласованы с потенциальными работодателями (Управление Федеральной Миграционной службы по Алтайскому краю, Департаменту Министерства иностранных дел по Алтайскому краю, Торгово-промышленная палата Алтайского края).
1.2. Срок освоения магистерской программы 2 года.
1.3. Трудоемкость магистерской программы 120 зачетных единиц.
1.4. Требования к уровню подготовки, необходимому для освоения магистерской программы «Актуальные проблемы политического и социально-экономического развития региона (Китай)».
Лица, имеющие диплом бакалавра и желающие освоить данную магистерскую программу, зачисляются в магистратуру по результатам вступительных испытаний, программы которых разрабатываются выпускающей кафедрой с целью установления у поступающего наличия следующих компетенций:
– готовность к использованию современных знаний по истории, экономике, культуре, социально-политической системе, правовой системе региона специализации и в организационно-управленческой работе в сфере регионалистики;
– способность применять теоретические основы и инструментарий (методы) регионального комплексного исследования региона специализации;
– способность понимать, изучать и критически анализировать научную информацию по тематике исследования и представлять результаты таких исследований. 2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника магистерской программы «Актуальные проблемы политического и социально-экономического развития региона (Китай)».
2.1. Область профессиональной деятельности выпускника.
Область профессиональной деятельности магистров включает предоставление информационных, коммуникационных, аналитических, консультативных, образовательных и иных услуг организациям и частным лицам, нуждающимся в комплексной систематизированной информации о зарубежных странах и регионах.
2.2. Объекты профессиональной деятельности выпускника
Объектами профессиональной деятельности магистров являются политические, социальные, экономические, демографические, лингвистические, культурные, религиозные и иные явления и процессы, происходящие на регионально-страновом и межрегиональном уровнях. 2.3. Виды профессиональной деятельности выпускника
Магистр по направлению подготовки 032000 «Актуальные проблемы политического и социально-экономического развития региона (Китай)» готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
Организационно-коммуникационная деятельность:
В органах федерального, регионального, муниципального государственного управления – направлена на обеспечение дипломатических, внешнеэкономических и иных контактов с зарубежными странами и регионами, а также контактов органов государственной власти, заинтересованных ведомств и общественных организаций на территории РФ с представителями соответствующих стран и регионов мира;
Информационно-аналитическая деятельность
В органах федерального, регионального, муниципального государственного управления – связана с исследованием основных тенденций развития политических систем и экономик зарубежных стран и регионов, их социально-политических, военных, торгово-экономических и культурных связей с РФ, международной деятельности отдельных зарубежных и региональных организаций;
Культурно-просветительская деятельность:
Практическая деятельность в учреждениях образовательно-культурного типа связана с работой в области культурных обменов и гуманитарного взаимодействия, связанная с систематизацией библиотечных, архивных, музейных фондов, организацией выставок, презентаций, аукционов и иных мероприятий в сфере культуры;
Научно-исследовательская и преподавательская деятельность:
В высших учебных заведениях, научно-исследовательских институтах и центрах, музеях, библиотеках, архивах: в области изучения теоретических и прикладных проблем развития зарубежных стран и регионов, включая языки, литературу, историю, политику, экономику, демографию, религию, культуру населяющих их народов.
2.4. Задачи профессиональной деятельности выпускника
Магистр по направлению подготовки 032000 «Актуальные проблемы политического и социально-экономического развития региона (Китай)» готовится к выполнению следующих задач профессиональной деятельности:
в области организационно-коммуникационной деятельности:
– ведение официальной и деловой переписки, подготовка проектов международных документов (договоров, меморандумов) на русском и иностранном языке, включая языки региона специализации;
– подготовка публичных выступлений официальных лиц по вопросам, касающимся общественно-политической и торгово-экономической проблематики;
– осуществление функций пресс-секретаря, помощника руководителей региональных и федеральных органов государственного управления, ответственных за проведение внешней политики в отношении отдельных зарубежных стран и регионов; в области информационно-аналитической деятельности:
– экспертная оценка данных по различным аспектам социально-политического и экономического развития зарубежных стран и регионов;
– подготовка аналитических досье по отдельным странам, организациям, деятелям с использованием источников на русском и иностранном языке, включая языки региона специализации;
– подготовка рекомендаций для государственных, общественных, коммерческих и иных организаций, касающихся продвижения их интересов в зарубежных странах и регионах; в области редакционно-издательской деятельности:
– подготовка аналитических рефератов и рецензий на отечественную и зарубежную научную литературу, посвященную региональной проблематике;
– осуществление литературной и научной редакции информационно-аналитических материалов, посвященных региональной проблематике; в области культурно-просветительской деятельности:
– работа с архивными, и библиотечными и музейными фондами, имеющими отношение к региону специализации;
– организация международных выставок, презентаций, аукционов, иных мероприятий в сфере культуры;
– поддержание культурных и профессиональных контактов с посольствами м консульствами иностранных государств в России, а также с посольствами и консульствами России за рубежом; в области научно-исследовательской и преподавательской деятельности:
– планирование, осуществление и презентация результатов индивидуального научного исследования;
– преподавание предметов, находящихся в проблемном поле региона специализации, в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования;
–подготовка библиографических обзоров, аннотаций, рефератов, преподавание библиометрических исследований по проблемам, связанным с регионом спеуиализации.
3. Компетенции выпускника ООП магистратуры, формируемые в результате освоения магистерской программы «Актуальные проблемы политического и социально-экономического развития региона (Китай)».
Выпускник должен обладать следующими компетенциями: Общекультурные компетенции
– быть готовым к работе в многонациональном и поликультурном коллективе, проявлять толерантное отношение к межкультурным и межрелигиозным различиям (ОК-1);
– демонстрировать знание стилистических особенностей русского языка, грамотно использовать их в профессиональной и научной деятельности (ОК-2);
– свободно осуществлять устную и письменную коммуникацию на иностранном языке международного общения, отличном от языка региона специализации, на деловом и профессиональном уровне (ОК-3);
– обладать навыками публичного выступления на профессиональные и научные темы, уметь доводить собственные выводы, предложения, аргументы до сведения специалистов и неспециалистов (ОК-4);
– обладать навыками рефлексии, быть способным к адекватной оценке и конструктивной критике своих научных и профессиональных результатов (ОК-5);
– проявлять гражданскую позицию, активно участвовать в выработке социально значимых политических решений (ОК-6);
- критически переосмысливать накопленный научный и профессиональный потенциал и профессиональный опыт, адаптироваться к изменению социокультурных и социальных условий деятельности (ОК -7);
- самостоятельно формулировать научные проблемы, выдвигать гипотезы и разрабатывать программу исследований с учетом междисциплинарных связей (ОК-8);
- уметь корректно выбирать, применять, сочетать и модифицировать общенаучные и частнонаучные, качественные и количественные методы исследования, исходя из конкретных теоретических и практических задач (ОК-9);
- владеть современными программными средствами статистического анализа и математического моделирования, включая инструменты визуальных данных (ОК-10);
- представлять информационные материалы широкой аудитории с применением современных программных средств обработки и редактирования информации, в том числе на иностранном языке международного общения и языке региона специализации (ОК-11);
- вести библиографическую работу с применением современных технологий поиска, обработки и анализа информации (ОК-12);
- уметь критически оценивать источники информации, стандартизировать и классифицировать первичные данные, создавать и использовать существующие базы данных (ОК-13);
- определять основные направления развития глобальной информационной среды, самостоятельно осваивать новые средства коммуникации и работы с информационными потоками (ОК-14);
- уметь идти на компромисс и проявлять инициативу, отстаивать личную позицию в социально приемлемых формах (ОК-15);
- соблюдать государственную и коммерческую тайну, хранить конфиденциальную информацию, обеспечивать интересы клиента и работодателя в профессиональной деятельности (ОК-16);
- просчитывать последствия принимаемых решений, нести профессиональную ответственность за результаты своей профессиональной деятельности и профессиональной деятельности подчиненных (ОК-17);
- соблюдать законодательные и нормативные акты Российской Федерации и зарубежных стран, регулирующие сферу высшего профессионального образования и профессиональной деятельности (ОК-18). Профессиональные компетенции
- соотносить исторические, политические, социальные, экономические, демографические, цивилизационные закономерности, факторы, тенденции развития зарубежных регионов с основными этапами эволюции глобальной системы международных отношений и ее региональных подсистем (ПК-1);
- объяснять причины интеграционных и дезинтеграционных процессов в современном мире, давать комплексные анализ их истоков, внутренних противоречий , реальных и потенциальных последствий (ПК-2);
- анализировать социальную, экономическую и политическую природу традиционных и нетрадиционных угроз национальной, региональной и глобальной безопасности (ПК-3);
- объяснять причины возникновения и исторической динамики основных региональных конфликтов, предлагать научно обоснованные рекомендации по их деэскалации и урегулированию (ПК-4);
- учитывать в практической и исследовательской деятельности этнокультурные, этноконфессиональные, этнопсихологические параметры, определяющие менталитет населения различных регионов мира (ПК-5);
- проводить углубленный анализ социально-политических учений зарубежных странах, соотносить их с развитием политических систем, политических культур и политических процессов в различных регионах мира (ПК-6);
- давать характеристику ведущим отечественным и зарубежным научным школам, оценивать их вклад в формирование предметного поля и методологии мирового комплексного регионоведения (ПК-7);
- объяснять классические и современные теории мирового комплексного регионоведения и международных отношений, давать сравнительные анализ их относительных достоинств и недостатков (ПК-8);
- владеть основными методами комплексного междисциплинарного исследования регионов мира, уметь синтезировать новое знание, формулировать обобщающие выводы и оценки (ПК-9);
- владеть компаративными методами, давать аргументированное научное объяснение сходству и/или различию различных стран и регионов мира, обусловленному историческими закономерностями (ПК-10);
- владеть методами структурно-функционального анализа политических, социальных и экономических институтов, характерных для различных стран и регионов мира, с учетом их культурно-исторической специфики (ПК-11);
- владеть навыками аналитического чтения и аудирования текстов общепрофессиональной направленности на языке (языках) региона специализации (ПК-12);
- владеть основами общепринятых международных систем транслитерации имен и географических названий на языке (языках) региона специализации, систематически применять их в профессиональной деятельности (ПК-13);
- владеть навыками двустороннего устного и письменного перевода, направленного на обеспечение профессиональной деятельности с использованием языка (языков) региона специализации (ПК-14);
- владеть навыками синхронного восприятия и документирования мультимедийной информации на языке (языках) региона специализации (ПК-15);
- владеть навыками составления профессионально ориентированных текстов на языке (языках) региона специализации (ПК-16);
- демонстрировать углубленное знание лингвострановедческой специфики региона специализации, учитывать ее при составлении профессионально ориентированных текстов (ПК_17);
- моделировать региональные политические, экономические, демографические, и иные социальные процессы, строить научные прогнозы их развития (ПК-18). 4. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации магистерской программы «Актуальные проблемы политического и социально-экономического развития региона (Китай)».
В соответствии с п.39 Типового положения о вузе и ФГОС ВПО магистратуры по направлению подготовки 032000.68 содержание и организация образовательного процесса при реализации данной ООП магистратуры регламентируется учебным планом; рабочими программами дисциплин (модулей); программами практики, НИР и государственного экзамена; а также методическими материалами, обеспечивающими реализацию соответствующих образовательных технологий. 5. Итоговая государственная аттестация выпускников магистерской программы «Актуальные проблемы политического и социально-экономического развития региона (Китай)».
Итоговая государственная аттестация выпускника магистратуры является обязательной и осуществляется после освоения образовательной программы в полном объеме. ИГА включает междисциплинарный государственный экзамен и защиту магистерской выпускной квалификационной работы (магистерская диссертация).
Программа государственного экзамена разрабатывается выпускающей кафедрой. Для объективной оценки компетенций выпускника тематика экзаменационных вопросов и заданий носит комплексный характер и соответствует основным дисциплинам общенаучного и профессионального циклов.
Тематика выпускных квалификационных работ должна быть направлена на анализ регионально-страновых и межрегиональных явлений, процессов и их взаимосязей, поиск частных и универсальных закономерностей развития изучаемой страны /региона с обязательным привлечением источников и литературы на соответствующих иностранных языках.
При выполнении выпускной квалификационной работы обучающиеся должны показать свою способность и умение, опираясь на полученные углубленные знания и сформированные общекультурные и профессиональные компетенции, самостоятельно решать на современном уровне задачи своей профессиональной деятельности, профессионально излагать специальную информацию, научно аргументировать и защищать свою точку зрения, доказывать целесообразность и актуальность разработанных социокультурных проектов. |