Составители Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев





НазваниеСоставители Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев
страница1/7
Дата публикации08.05.2015
Размер0.85 Mb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > География > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 12


Согласовано

с экспертным советом

комитета образования

Протокол № ___

от «___»____________2012г

Утверждено

на заседании педсовета

Протокол № ___

от «___»____________2010г
Директор школы

______________ Е. В. Малкова



Рабочая программа

по географии

6 – 9 классы

Составители:

творческая группа РМО

учителей географии

Узловая
2012

Рабочая программа рассчитана на 280 часов

(70 часов в 6 классе по 2 часа в неделю,

70 часов в 7 классе по 2 часа в неделю,

70 часов в 8 классе по 2 часа в неделю

70 часов в 9 классе по 2 часа в неделю).

Пояснительная записка


Статус документа

Рабочая программа составлена на основе:

  • стандарта основного общего образования по географии (Сборник нормативных документов. География/ Составители Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004.);

  • федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по географии;

  • примерной программы для основного общего образования по географии 2004 г. Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2004 г;

  • примерной программы для основного общего образования по географии. (Сборник нормативных документов. География/ Составители Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – 2 - еиздание - М.: Дрофа, 2008.);

  • программы по географии «Начальный курс географии» авт. Т.П. Герасимова. М.: Дрофа 2004.

  • программы «Материки, океаны, народы и страны » 7 класс, Автор И.В. Душина. (Сборник нормативных документов. География/ Составители Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004.).

  • программы «География России » 8-9 классы, Автор И.И. Баринова, В.П. Дронов . (Сборник Программы для общеобразовательных учреждений. География 6-11 классы/ Составитель Е.В. Овсянникова – 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2009.).


Тип учреждения: средняя общеобразовательная школа.

Задачей основного общего образования является создание условий для воспитания, становления и формирования личности обучающегося, для развития его склонностей, интересов и способности к социальному самоопределению.

Направление работы школы – «Воспитание личности с экоцентрическим типом мышления».

Приоритетными направлениями Программы развития школы являются:

- изменение методов, технологий обучения, расширение информационно – коммуникативных технологий, способствующих формированию практических умений и навыков анализа информации, самообучению учащихся.

- обеспечение доступности изучения предметов в соответствии со способностями и физическим развитием детей и подростков.

- формирование у школьников гражданской ответственности, духовности, культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.

Структура документа

Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса, содержанием разделов и тем, рекомендуемым перечнем практических работ; требования к уровню подготовки учащихся.

Общая характеристика учебного предмета

Начальный курс (6 класс) является частью целостного единого учебного предмета «География». В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.

Начальный курс – первая ступень в географическом образовании, имеющая лишь некоторые пропедевтические знания из курса «Природоведение», «Окружающий мир» о свойствах некоторых природных веществ (воды, воздуха, горных пород, растительного и животного мира), о человеке и окружающей его среде, о некоторых явлениях в природе, о связях между природой и человеком. В таких условиях между природой и человеком. В таких условиях главная цель изучения курса в основной школе: овладение «азбукой» нового для учащихся учебного предмета. При его изучении учащиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках. Кроме того, учащиеся приобретают топограф – картографические знания и обобщенные приемы учебной работы на местности, а также в классе.

Нельзя не отметить, что именно при изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно – следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего, карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.

На относительно завершенном уровне учащиеся должны приобрести знания о географических особенностях ближайшего окружения школы и соответствующие приемы ознакомления с его рельефом, водами, погодой, растительным и животным миром, с почвами.

Краеведческий принцип в содержании курса и в технологии его изучения выполняет двойную функцию: в процессе непосредственного восприятия географических объектов и явлений, при котором взаимодействует интеллектуальное мышление и практическая деятельность, учащиеся приобретают знания о конкретном геокомплексе (на локальном уровне: «Наша местность») как составной части земных оболочек. Одновременно формируются основные общие предметные понятия («горы», «равнины», «река», «климат» и т.п.), элементарные знания о причинно-следственных связях между компонентами природы. Эти теоретические знания и важные составные части содержания курса, приемы учебной работы, приобретенные учащимися при непосредственном контакте с изучаемыми объектами и явлениями в процессе практических работ, в дальнейшем используются ими для самостоятельного приобретения новых знаний.

Курс географии материков и океанов (7 класс) — это второй по счету школьный курс географии. В содержании курса увеличен объем страноведческих знаний и несколько снижена роль общеземлеведческой составляющей, что должно усилить его гуманистическую и куль­турологическую роль в образовании и воспитании учащихся.

Содержание курса построено в соответствии с идеями гуманизации и усиления социальных аспектов содержания, принципов комплексности, экологизации, историзма. Важ­нейшим принципом построения курса является интеграция, которая проявляется в попытках объединения в единую си­стему физико-географических и социально-экономических составляющих. В реализации этого принципа особое место принадлежит комплексным природно-хозяйственным ре­гионам.

Курс «География России» занимает важное место в структуре школьных курсов географии. С одной стороны, он завершает базовое географическое образование школьни­ков, С другой стороны, в данном курсе формируются знания и умения, которые служат основой для успешного изучения курса «Экономическая и социальная география мира». Осо­бая роль курса определяется его большим мировоззренче­ским значением и тесными связями изучаемого содержания с современностью и личным опытом учащихся.

Кроме основного содержательного блока, представлен­ного в Стандарте разделом «География

России», в данную программу были частично включены знания из других раз­делов:

«Источники географической информации», «Приро­допользование и геоэкология».

В структурном отношении курс состоит из двух частей: «Природа, население и хозяйство России» и «Хозяйство и географические районы», которые, в свою очередь, подразделяются на введение и шесть разделов: «Особенности географического положения», «Природа Рос­сии», «Население России», «Хозяйство России», «География крупных регионов России», «Россия в современном мире».

Изучение России будет неполным, если не брать во внимание географию своей местности, поэтому в рабочую программу включены темы регионального компонента с теоретическим и практическим материалом.
Цель курса (6 класс):
освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Основная цель курса (7 класс) — создать у учащихся целостное представле­ние о Земле как планете людей, раскрыть разнообразие ее природы и населения, ознакомить их со странами и народами, сформировать не­обходимый минимум базовых знаний и представлений страноведче­ского характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи.

Другая важная цель курса

раскрыть закономерности землеведческого харак­тера, с тем, чтобы школьники в разнообразии природы, населения и его хозяйственной деятельности увидели единство, определенный по­рядок, связь явлений, что будет воспитывать убеждение в необходи­мости бережного отношения к природе, международного сотрудниче­ства в решении проблем окружающей среды на базе знаний о роли природных условий в жизни людей.

Цель курса (8 – 9 класс)

Главная цель курса заключается в развитии географического мышления школьников и формировании у школьни­ков целостного представления о своей стране, а также лич­ностных качеств: патриотизма; уважения к населяющим Российскую Федерацию народам, их культуре и националь­ным особенностям.


Учебно-методические задачи:

  • сформировать представление о России как о совокупно­сти разнообразных территорий, обозначить место и роль России в современном мире;

сформировать целостное представление об особенно­стях природы, населения и хозяйства страны;

  • научить школьников работать с разными источниками географической информации, показать

практическую значимость изучения географических процессов, явле­ний, причинно-следственных связей, закономерностей;

  • развивать картографическую грамотность школьников;

  • сформировать у школьников образные представления о крупных природно-хозяйственных регионах страны;

• показать взаимодействие природной среды, населения и территории на локальном уровне (на примере своей местности).


Специфика курса

Специфика курса состоит в широком использовании картографических источников информации. Поэтому изучение географии России поможет освоению картографического метода познания своей Родины, а также информационного представления о России как совокупности разнообразных территорий и представления о крупных природно-хозяйственных регионах страны.

Для достижения данной цели необходимо решить сле­дующие учебно-методические задачи:

  • расширить и конкретизировать представления о про­странственной неоднородности поверхности Земли на разных уровнях ее дифференциации (от планетарного до локального);

  • создать образные представления о крупных регионах ма­териков и странах, использовании природных богатств в хозяйственной деятельности;

  • усилить гуманистическую и культурологическую на­правленность содержания курса посредством комплекс­ных страноведческих характеристик регионов и стран, в центре которых — человек, люди, народы, их образ жизни, материальная и духовная культура, хозяйствен­ная деятельность;

  • способствовать воспитанию учащихся в духе уважения к другим народам посредством развития знаний об исто­рии, традициях и образе мышления людей другой куль­туры;

  • на основе историко-географического подхода раскрыть изменения политической карты, практики природополь­зования, процесса нарастания экологических проблем в пределах материков, океанов и отдельных стран; фор­мировать у школьников эмоционально-ценностное отношение к географической среде;

  • продолжить развитие картографической грамотности школьников посредством работы с картами разнообраз­ного содержания и масштаба (картами материков, океа­нов, отдельных стран, планов городов); изучения спосо­бов изображения географических объектов и явлений, применяемых на этих картах;

• учить извлекать информацию из различных источников

знаний, составлять по ним комплексные страноведче­ские описания и характеристики территории.

Специфика курса также состоит в широком использовании картографических источников информации. Поэтому изучение материков и океанов поможет освоению картографического метода познания нашей планеты.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 245 часов обязательного изучения учебного предмета «География» на этапе основного общего образования, в том числе в 6 классе – 35 часов (1 учебный час в неделю), в 7,8, и 9 классах – по 70 часов (2 учебных часа в неделю). В базисном учебном плане для общеобразовательных учреждений Тульской области 1 час учебного предмета «География» в 6 классе перенесен в региональный компонент. Этот час использован для изучения тем краеведческого модуля, включенного в курс географии 6 класса.


Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Результаты обучения

Результаты обучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки учащихся», который полностью соответствует стандарту.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе описывать и объяснять, приводить примеры, использовать разнообразные географические источники информации – карту, статистические материалы, геоинформационные системы, пользоваться приборами, а также составлять географическую характеристику разных территорий.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, необходимые учащимся непосредственно в окружающей среде для оценки её состояния, качества, изменений, возможностей сохранения и улучшения прежде всего в своей местности.

Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения географии ученик должен знать/понимать

6 класс

  1. Знать/понимать

    • Существенные признаки плана местности, географической карты, виды масштабов картографических изображений;

    • Форму и размеры Земли (длина окружности);

    • На глобусе и карте: полюсы, линии градусной сетки, экватор, начальный меридиан;

    • Основные земные сферы и части внутреннего строения Земли;

    • Основные формы рельефа суши и дна океана и их различия по высоте;

    • Основные части земной коры, гидросферы, атмосферы;

    • Характерные природные явления, изменяющие рельеф земной коры;

    • Части Мирового океана;

    • Воды суши подземные и поверхностные;

    • Речную систему, речной бассейн;

    • Компоненты ПТК;

    • Правила поведения в природе;

    • Причины изменения температуры воздуха в течение суток, года;

    • Главную причину образования ветра;

    • Главную причину образования облаков, осадков;

    • Пояса освещенности Земли;

    • Географические координаты своей местности.

  1. Приводить примеры:

    • Характерных природных явлений в земной коре, гидросфере, атмосфере;

    • Связей между элементами погоды;

    • Изменения погоды в связи со сменой воздушных масс;

    • Воздействия организмов на компоненты неживой природы;

    • Влияние климата на водоёмы, растительный и животный мир в природе;

    • Меры по охране природы в своей местности;

    • Горных пород и минералов, их использования человеком;

    • Влияния природы на отрасли промышленности, сельского хозяйства, транспорт, отдых населения в своей местности;

    • Взаимосвязей: река-рельеф;

    • Искусственных водоемов;

    • Из истории географических исследований и открытий.

  2. Определять:

    • Атмосферное давление, температуру воздуха, виды облаков, осадков, направление ветра;

    • Стороны горизонта (ориентироваться) на местности, стороны света по плану местности и географическим картам;

    • Абсолютные и относительные высоты;

    • Объекты на плане и карте, расстояния, обозначать их на чертеже, контурной карте;

    • По карте географическое положение объектов;

    • По образцам: осадочные и магматические горные породы;

    • Фенологические сроки начала года.

4. Описывать:

    • Географические объекты и явления на местности (погода, рельеф, воды, почвы, растительность и животный мир), их использование и изменение человеком; давать оценку экологического состояния.

  1. Объяснять:

    • Особенности рельеф, климата, вод, бикомплекса, окружающей среды, влияющей на жизнь труд, отдых населения (на примере свей местности).

7 класс

  • основные источники информации, необходимые для изучения курса;

  • основные географические понятия: природный ком­плекс, географическая оболочка, природная зона, плат­форма, складчатая область, воздушная масса, пассаты, климатический пояс, режим реки, широтная зональ­ность, вертикальная поясность, географическое поло­жение материка, этнос, антропогенный ландшафт, при­родные ресурсы (богатства);

  • различия географических карт по обхвату территории, по содержанию, масштабу,

  • спосо­бы картографического изображения;

  • результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

  • происхождение материков, строение земной коры;

  • основные типы воздушных масс и их свойства;

  • закономерности распределения температур воздуха, по­ясов атмосферного давления и осадков на поверхности Земли;

  • причины образования океанических течений;

  • особенности размещения растительного и животного мира, почв на Земле;

  • что такое природная зона, причины и закономерности смены природных зон на Земле;

  • материки и океаны как крупные природные комплек­сы Земли;

  • особенности природы Тихого, Атлантического, Индий­ского, Северного Ледовитого океанов;

  • взаимосвязи компонентов природы, их изменения в результате деятельности человека;

  • географическая зональность и поясность;

  • главные черты природы Африки, Австралии, Северной и Южной Америки, Антарктиды, Евразии: основные фор­мы рельефа, особенности климата, крупнейшие реки и озера, растительный и животный мир; природные зоны материков;

  • население материка, его занятия и образ жизни; основ­ные проблемы населения материка;

  • географические особенности природы материков и океанов, гео­графию народов Земли; различия в хозяйственном освоении раз­ных территорий и акваторий;

  • связь между географическим поло­жением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдель­ных регионов и стран;

уметь

выделять, описывать и объяснять по картам и другим источникам географической информации существенные признаки геогра­фических объектов и явлений на материках и в океанах;

  • находить в разных источниках и анализировать информацию, не­обходимую для изучения географических объектов и явлений на разных материках и океанах, а также обеспеченность их природными и челове­ческими ресурсами, их хозяйственный потенциал, экологические проблемы;

  • приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на особенности культуры народов; районов разной специализации хозяйственной деятельности крупнейших регионов и стран мира;

  • составлять краткую географическую характеристику разных тер­риторий на основе разнообразных источников географической информации;

  • показывать по карте географические объекты, предусмотренные программой;

  • обозначать на контурных картах изучаемые географические объекты;

  • определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

  • применять приборы и инструменты для определения количест­венных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

  • создавать продукты самостоятельной деятельности (доклады, рефераты);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• чтения карт различного содержа­ния;

  • оценивания географическое положение материков и отдельных стран;

  • оценивания изменения природы материков под воздействием хозяйственной деятельности человека;

  • оценивания жизни, быта, традиции населения материков и отдельных стран

  • проведения самостоятельного поиска географической информа­ции на местности из разных источников: картографических, ста­тистических, геоинформационных.

8 – 9 класс

знать/ понимать

•- основные географические понятия и термины: федера­ция, государственная территория, экономическая зона, континентальный шельф, экономико-географическое положение, геополитическое положение, местное вре­мя и поясное время, циклон, антициклон, мелиорация, рациональное природопользование, естественное дви­жение населения, миграция, экономически активное население, трудовые ресурсы, агломерация, природ­ные ресурсы, природно-ресурсный потенциал, ресурсная база, хозяйство страны, предприятие, отрасль хо­зяйства, межотраслевой комплекс, отраслевая и тер­риториальная структура хозяйства, кооперирование, специализация, транспортная система, транспортный узел, грузооборот, пассажирооборот, экономическая интеграция;

- различия географических карт по содержанию, масшта­бу, способам картографического изображения;

- результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

- географические явления и процессы в геосфере, взаимо­связи между ними, их изменения в результате деятель­ности человека;

- географическую зональность и поясность;

- различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий;

- связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных терри­торий;

- специфику географического положения и администра­тивно-территориального устройства Российской Феде­рации;

- особенности природы, населения, основных отраслей хо­зяйства, природно-хозяйственных зон и районов Рос­сийской Федерации;

- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях;

- меры по сохранению природы и защите людей от сти­хийных природных и техногенных явлений;

уметь

- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

- находить в разных источниках и анализировать инфор­мацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий, их обеспечен­ности природными и человеческими ресурсами, хозяй­ственного потенциала, экологических проблем;

- приводить примеры использования и охраны природ­ных ресурсов, адаптации человека к условиям окружа­ющей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров про­изводства важнейших видов продукции, основных ком­муникаций и их узлов, внутригосударственных и внеш­них экономических связей России;

- составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источни­ков географической информации и форм ее представ­ления;

- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме, выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в прак­тической деятельности и повседневной жизни

- для определения поясного времени;

- для чтения карт различного содержания;

- для учета фенологических изменений в природе своей местности; для проведения наблюдений за отдельными географи­ческими объектами, процессами и явлениями, их изме­нениями в результате природных и антропогенных воз­действий; оценки их последствий;

- для решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

- для проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Используемый УМК:

1. Т.П.Герасимова, Н. П. Неклюкова. Начальный курс географии. 6 класс – М.: Дрофа, 2008.

2. В.И.Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт „Физическая география, начальный курс“. 6 класс – М.: Дрофа, 2008.

3. Атлас. Физическая география, начальный курс. 6 класс.

4. Мультимедийная программа: География 6-10 класс.

5. В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев. География материков и океанов. 7 класс – М.: Дрофа, 2008.

6. В.И.Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт „География материков и океанов“. 7 класс – М.: Дрофа, 2008.

7. Атлас. География материков и океанов. 7 класс.

8. Мультимедийная программа: География 6-10 класс.
6 класс

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ.

ВВЕДЕНИЕ (3 ЧАСА)

География как наука о Земле.

Развитие географических знаний человека о Земле. Источники получения знаний о природе Земли, населении, хозяйстве. Методы получения, обработки, передачи и представления географической информации. Представление о мире в древности. Эпоха Великих географических открытий. Выдающиеся географические открытия и исследования в России и в мире. Знаменитые путешественники и географы, уроженцы Тульского края Современные научные исследования космического пространства.

Земля – планета Солнечной системы. Солнце – источник жизни на Земле. Земля – одна из девяти планет Солнечной системы; ее ближайшие соседи. Луна – спутник Земли, их взаимодействие. Движение Земли. Вращение Земли вокруг своей оси. Смена дня и ночи. Движение Земли вокруг Солнца. Смена времен года в обоих полушариях. Влияние Космоса на Землю и жизнь людей. Возникновение и геологическая история Земли. Сравнение Земли с обликом других планет Солнечной системы.
Практические работы:

ПР 1. Наблюдение за погодой (календарь) высотой Солнца над гори­зонтом, сезонны­ми изменениями состояния расти­тельности и водо­емов.

ПР 2. Нанести на кон­турную карту маршруты путе­шествий Ф.Магеллана, Х.Колумба. Надписать назва­ния материков и океанов
РАЗДЕЛ 1. ИСТОЧНИКИ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ (14 ЧАСОВ)

  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Составители Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев iconУчебно тематическое планирование Учитель: Ракипова Р. Р. Количество часов: Всего
«Примерные программы по истории» мо ртф москва. 2007. Составители Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев
Составители Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев iconРабочая программа по геометрии учитель: Поташникова Е. М
Планирование составлено на основе Программы по математике среднего (полного) общего образования. Составители: Днепров Э. Д., Аркадьев...
Составители Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сборник нормативных документов «Физика», примерные программы по физике, Дрофа, м-2007, составители Э. Д. Днепров,А. Г. Аркадьев
Составители Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Примерной программы по иностранному языку для 5-7 классов (составители Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев), 2- е изд., стереотип. – М.:...
Составители Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Примерной программы по иностранному языку для 5-7 классов (составители Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев), 2- е изд., стереотип. – М.:...
Составители Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев iconКачество это
«Животные» авторов В. В. Пасечника, В. В. Латюшина, В. М. Пакуловой Сборник нормативных документов. Биология. Составители Э. Д. Днепров,...
Составители Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев iconВопрос №1 факторы, определяющие здоровье
«Животные» авторов В. В. Пасечника, В. В. Латюшина, В. М. Пакуловой Сборник нормативных документов. Биология. Составители Э. Д. Днепров,...
Составители Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев iconПогрешности измерений физических величин
«Животные» авторов В. В. Пасечника, В. В. Латюшина, В. М. Пакуловой Сборник нормативных документов. Биология. Составители Э. Д. Днепров,...
Составители Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев iconКультурная память и культурное наследие фронтира
«Животные» авторов В. В. Пасечника, В. В. Латюшина, В. М. Пакуловой Сборник нормативных документов. Биология. Составители Э. Д. Днепров,...
Составители Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Планирование составлено на основе федерального компонента государственного стандарта и Примерных программ по иностранным языкам для...
Составители Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев iconПопытки фальсификации в ущерб интересам России
«Животные» авторов В. В. Пасечника, В. В. Латюшина, В. М. Пакуловой Сборник нормативных документов. Биология. Составители Э. Д. Днепров,...
Составители Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев iconОб остаточных признаках семиогенеза в языковом знаке
«Животные» авторов В. В. Пасечника, В. В. Латюшина, В. М. Пакуловой Сборник нормативных документов. Биология. Составители Э. Д. Днепров,...
Составители Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев iconИсследование механизмов сенсорного восприятия и организации движений
«Животные» авторов В. В. Пасечника, В. В. Латюшина, В. М. Пакуловой Сборник нормативных документов. Биология. Составители Э. Д. Днепров,...
Составители Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев iconРабочая программа по курсу «Обществознание»
Составители Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. –М.: Дрофа, 2007. Авторской программы Кравченко А. И. Обществознание: Программа курса...
Составители Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев iconВ. М. Мишина Рекомендовано Учебно-методическим центром Профессиональный учебник
«Животные» авторов В. В. Пасечника, В. В. Латюшина, В. М. Пакуловой Сборник нормативных документов. Биология. Составители Э. Д. Днепров,...
Составители Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев iconЛауреаты и победители научно-практических конференций и конкурсов учащихся
«Животные» авторов В. В. Пасечника, В. В. Латюшина, В. М. Пакуловой Сборник нормативных документов. Биология. Составители Э. Д. Днепров,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск