Об остаточных признаках семиогенеза в языковом знаке





Скачать 126.82 Kb.
НазваниеОб остаточных признаках семиогенеза в языковом знаке
Дата публикации14.07.2013
Размер126.82 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы


ИВАНОВ Н.В.

доктор филологических наук


ОБ ОСТАТОЧНЫХ ПРИЗНАКАХ СЕМИОГЕНЕЗА В ЯЗЫКОВОМ ЗНАКЕ

Память языка – феномен универсальный, многофакторный, многоуровневый. Исследование языковой памяти обращает нас к диахроническим процессам в языке. Языковая диахрония важна в том отношении, что открывает, возможно, наиболее верный путь к полноценному пониманию природы языка, особенностей его функциональных и структурных состояний в синхронии. Категория памяти связывает нас, прежде всего, с материей языка, с языковым знаком, который можно назвать универсальным носителем языковой памяти.

Самым общим образом языковую память можно разделить на два уровня, с каждым из которых будет ассоциироваться определенная диахроническая ретроспектива. В ближайшем историческом рассмотрении мы говорим о культурно-исторической памяти языка. На большем удалении, выходящем за рамки обозримой истории, можно говорить о генетической памяти языка. Думается, данными полюсами вполне исчерпывается пространство языковой памяти.

В памяти меньшего масштаба представлена история нормативного, узуального и идиоматического становления языка. Культурно-историческая память рациональна и в определенном смысле (как производная от социальных установок языка) «прагматична»: в ней сохраняется лишь функционально необходимое. Способность «забывать» важна для этой памяти не меньше, чем способность «помнить». В первую очередь, она обращена к содержательной стороне языкового знака, служит манифестацией истории становления в культурном и коммуникативном опыте языка внутренней формы слова, словесного образа.

Вторая память, названная выше генетической, в большей своей части носит иррациональный характер. Эту память можно назвать также памятью формы. О ней речь заходит тогда и там, когда и где внутренняя форма слова перестает быть сигналом его прошлой жизни. Эта память обращена больше к предыстории, чем к истории языкового знака: этимологической, генетической, архетипической. Некорректно говорить про эту память, что с ней связана способность «забывать». Так или иначе, речь идет о сохранении в языке различных «ископаемых останков» его прошлых состояний, о «фоссилизации» в языковом знаке формальных, содержательных и функциональных элементов (признаков) прошлой жизни.

Насколько далеко простирается генетическая память языка? Как и в чем следует видеть свидетельства этой памяти в современных языковых формах? Какие инструменты предлагает наука для адекватного проникновения в эту память?

В современном языкознании феномены, связанные с генетической памятью языка, изучаются несколько обособленно и в целом стоят на периферии современной науки о языке. Вместе с тем, нельзя сказать, что наука начинает обходить стороной или «забывать» генетическую память языка. Именно с генетической постановки вопроса о языке, с проблематики языкового родства начинала свое развитие лингвистика как самостоятельная научная дисциплина. Более того, обращение к генезису языковых форм, функций, отношений всегда стимулировало развитие лингвистики, давало импульс ее движению вперед. Проблематика генетической памяти является определяющей для сравнительно-исторического метода, метода глубинной этимологии, является одним из перспективных путей развития лингвистической типологии. Эта же проблематика была по сути центральной в фольклорно-филологических штудиях конца XIX – начала ХХ вв. На протяжении всего периода мысль ученых неизменно возвращалась к вопросам генетической производности языковых форм.

Можно говорить о различных масштабах генетической памяти. Компаративистика обращается к праязыковой памяти. От языковой истории компаративистика восходит к праистории языка, ищет ближних и дальних «родственников» языка. Вершиной научного поиска и отправной точкой в диахроническом описании языковой истории здесь является праязык (например, в индоевропеистике – индоевропейский праязык).

Лингвистическая типология (стадиальная, контенсивная) в своих обобщениях идет дальше – к некоему универсальному языковому прототипу, протоязыку [см. Барулин]. Картина стадиальной иерархии языковых типов – от инкорпорирующего к аналитическим и изолирующим [Мещанинов] или от активного к эргативному и номинативному [Кацнельсон], [Климов] – призвана схематически раскрыть последовательные этапы глоттогенеза. Глоттогенез понимается как процесс формирования языковой артикулированности (фонетической, морфологической, синтаксической) в естественно-выразительной коммуникативной системе (ЕКС). Мы не готовы, вслед за А.Н. Барулиным, определять ЕКС как «зоосемиотическую» систему. Задача научного описания перехода от ЕКС к человеческому языку чрезвычайно трудоемкая. Многие стороны этого процесса «теряются» глубинах языковой памяти, их элементы восстанавливаются лишь косвенным образом. Сложная история функционального вычленения и синтаксической артикулированности членов предложения и частей речи в языках инкорпорирующего типа описывается в трудах И.И. Мещанинова и его последователей. Если праязыковая реконструкция охватывает период предположительно от 3000 до 1000 лет до н.э., т.е. переход от праистории к истории языка, то глоттогенетический анализ ищет признаки перехода от протоистории к праистории языка, что, по-видимому, эквивалентно временному периоду от 25000 до 5000 лет до н.э.

Впрочем, науку уже не удовлетворяет ни праистория, ни протоистория языка. Она стремится обнаружить признаки еще более глубокой протоистории в существующих языковых формах и с этих позиций обращается к новому масштабу памяти – к семиотической памяти языка. Семиотическую память трудно датировать конкретными временными рамками. Здесь важны не столько исторические референции, сколько научное понимание фундаментального характера данного уровня языковой памяти по отношению к другим, следующим за ним уровням. Вся полнота процесса формирования языкового знака – в структурном и функциональном аспектах – представлена в этом виде памяти. Данную память еще можно было бы назвать памятью языкового семиозиса. Сам же процесс знаковой эволюции принято называть семиогенезом. Динамику глоттогенетических переходов (динамику формирования частей речи и способов их функциональной речевой репрезентации) невозможно обосновать, если не обращаться к принципам семиогенеза. «Теория глоттогенеза должна быть встроена в теорию эволюции знаковых систем…» [Барулин: 11].

Семиогенез – органичная часть культурогенеза. В связи с этим мы определяем его как культурную эволюцию знака [см.: Иванов: 13, 38-40]. Семиогенез в узком понимании касается только форм исторической знаковости (т.е. форм, доступных историческому изучению: символа и знака) и рассматривается как переход от форм символической знаковости к формам собственно языковой знаковости (при соответствующем расширении функциональных возможностей знакового семиозиса: расширении феноменологических возможностей знака). Семиогенез в широком понимании, помимо названных форм исторической знаковости, охватывает также формы доисторической знаковости – формы животного сигнала (аффективной двигательной реакции животного на внешний стимул). В настоящей статье мы будем придерживаться широкой трактовки семиогенеза.

Итак, следует различать три масштаба изучения генетической памяти: 1) ближайший генетический, восходящий к праязыку, формы которого ищут и изучают глубинная этимология и компаративистика; 2) глоттогенетический, относящий нас к протоязыку, который исследуется различными направлениями лингвистической типологии; 3) семиогенетический, изучаемый семиотикой, который относит нас, по сути, к психофизиологическим основаниям знаковости.

Представляют интерес формальные признаки, по которым различаются научные подходы к трем масштабам генетической языковой памяти. Сравнительно-исторический метод работает в пределах отношения фонема/морфема – языковое значение. Предельной единицей анализа является морфема (слово). В основе типологического анализа лежит отношение слово – предложение. Типология оперирует категориями морфологии и синтаксиса. Предельной единицей анализа является предложение. Семиотика имеет дело со знаковыми объектами любой степени сложности. Обращаясь к семиозису, семиотика стремится раскрыть все возможные условия порождения знака, которые определяют его феноменологию. Семиотика выходит за рамки предложения и обращается к форме высказывания, исследует механизмы языковой репрезентации высказывания.

Компаративистика не выходит за рамки того отношения, которое в семиотике именуется семантическим (отношение форма – значение). Вершиной типологии является синтактика (контекстное отношение между формами). Семиотика, выходя за рамки предложения, способна обращаться к прагматике знака. При этом она не оставляет в стороне семантический и синтаксический компоненты анализа. Семиотика ориентирована на всю полноту знаковой онтологии, на всю глубину семиозиса, определяемого как процесс порождения знака [Morris: 19] или как процесс коммуникативного становления знака [Иванов: 13]. Семантика при таком подходе трактуется как базовое отношение и как необходимая точка отсчета всех остальных измерений знака. Синтактика образует внутреннее поле знака, в котором протекает деятельность знака – его категориальная модификация. Прагматика – вершина смыслового становления знака в речевом узусе, которая характеризует внешнюю функциональность знака.

Помимо исчерпывающего охвата феноменологического опыта знака (семиозиса), семиотика является, пожалуй, единственной дисциплиной, способной обратиться к опыту семиогенеза – к наиболее глубинной генетической памяти знака. Впрочем, для такого подхода существуют определенные препятствия. В семиотике доминируют линейные трактовки семиогенеза, как процесса последовательной смены эволюционных этапов от одних видов знаковых форм к другим, от менее совершенных к более совершенным. При переходе от одной формы к другой, старая форма как бы отмирает, уступая место новой. Ограниченность такого понимания семиогенеза мы видим в том, что в нем вопрос о генетической памяти знака подменяется вопросом о генетической преемственности.

Линейная модель семиогенеза должна быть дополнена (развита) кумулятивной моделью семиогенеза. В соответствии с последней опыт предыдущего этапа семиогенеза не умирает в новой рождающейся форме знаковости, но сохраняется в ней в снятом виде. Имеется в виду, что при переходе от индексального знака к иконическому, последний не утрачивает, но в полной мере сохраняет индексальную способность. Возникающий вслед за этим языковой знак также аккумулирует в себе признаки двух предшествующих этапов, т.е. признаки индексальности и иконичности.

Кумулятивная модель семиогенеза требует пересмотра пирсовской терминологии, которая не приспособлена для интерпретации кумулятивных признаков в семиогенезе. Наиболее уязвимым местом в пирсовской модели семиогенеза является категория символа. Об этом неоднократно говорили лингвисты. Так, Р.О. Якобсон указывал на «опасность досадных двусмысленностей», которые неизбежно возникают при той интерпретации символа, которую предложил Ч. Пирс [Якобсон: 104]. Л. Ельмслев тоже не поддерживает пирсовскую трактовку символа [Ельмслев: 368]. Ч. Пирс считает символизм атрибутом языкового знака и, таким образом, отрывает символизм от иконизма. Между тем, если понимать символ традиционно, как «мотивированный знак» [Соссюр: 101], иконизм (изобразительная похожесть формы и содержания) должен считаться сущностью символизма [Иванов: 116]. Кроме того, иконизм – уже достаточно сложный вид знаковой мотивированности, который следует за выразительной мотивированностью, характерной для животного сигнала, т.е. за той мотивированностью, при которой между формой и содержанием присутствует физическая связь, “physical connection” [Peirce: 159]. В современных трактовках иконический знак все чаще ставится после индексального [см.: Мечковская: 130-135], так что современная модель семиогенеза имеет следующий вид: индексный знак – иконический знак – языковой знак1.

При той коррекции модели семиогенеза, которая уже фактически проходит в науке, падает и непреложность пирсовских терминов, обычно используемых при обозначении семиотических сущностей. Собственно, важны не термины, важны категории, которые эти термины представляют. Коррекция пирсовской модели семиогенеза имеет целью соотнести пирсовскую терминологию с общеизвестными научными категориями: за индексным знаком скрывается сигнал – аффективная двигательная реакция субъекта на внешний стимул (рефлекс); за иконическим знаком стоит символ – длинный ряд символических форм, основанных на функции образного замещения; за языковым знаком сохраняется его собственное научное значение (мы в полной мере придерживаемся тех базовых характеристик языкового знака, которые сформулировал Ф. де Соссюр). Таким образом, новая модель семиогенеза образуется следующей иерархией семиотических сущностей: сигнал – символ – языковой знак. Одна сущность здесь не просто следует за другой, но вырастает из другой. Мы видим свою задачу в том, чтобы объяснить языковой знак как сущность, венчающую процесс семиогенеза и сохраняющую при этом в себе характерные свойства предыдущих этапов.

Ближайшим образом языковой знак связан с символом. Вряд ли речь может идти о том, чтобы восстановить прежнее символическое состояние языкового знака в целом. Однако определенные свидетельства символической памяти, сохраняющиеся в языковом знаке, подлежат выявлению и научному рассмотрению. Неслучайно язык иногда образно называют «кладбищем метафор». Эти свидетельства служат источником к пониманию особенностей формирования современной языковой картины мира. К символической памяти языкового знака обращается глубинная этимология. Большую эффективность показывает здесь метод «множественной этимологии» В.Н. Топорова – М.М. Маковского [см. Маковский], в котором классический сравнительно-исторический анализ слова расширяется за счет семантического компонента, в котором открывается праязыковой символический «метатекст» слова, управляющий его идиоматической функцией. Концептуализация языкового дискурса также явление во многом символическое. На этом уровне рассмотрения открывается широкая область «языкового символизма», где значимость и стилистическая окраска определяют узус, не влияя на семантические характеристики знака по существу. Таким образом, символический знак, переходя в языковое состояние, несет на себе груз своего прежнего символического опыта, что проявляется в различного рода функциональных окрасках, способных доходить до узуального табуирования слова. Это не символический опыт слова, как таковой. Это – «отголоски» прежнего символического опыта. Время символов прошло, но их тени остались.

Не менее важно сохранение в языковом знаке свойств сигнала.

Здесь необходим комментарий. Принципиальным образом, как таковой, сигнал не является знаком, поскольку в его основе лежит физическая связь формы и содержания, где одно становится другим. В семиотической связи нет физических зависимостей между формой и содержанием, одно не становится другим и не переходит в другое, оно есть другое. Подобное «бытие-как-другое», «бытие-не-в-своем-качестве» мы и видим в знаке и в символе. В символе и в знаке нет переходности одного в другое, которая нам дана в сигнале. Возникает вопрос: почему мы, понимая принципиальную не-знаковость сигнала, тем не менее, включаем эту форму в общую модель семиогенеза и, более того, настаиваем на необходимости и существенности свойств сигнала в языковом знаке?

Сигнал восполняет целостную парадигму возможных связей и отношений между формой и содержанием, которые присутствуют в языковом знаке. Языковой знак, как таковой, основан на условном и произвольном тождестве формы и содержания. В символе мы видим изобразительное (миметическое) отождествление формы и содержания. В этих условиях форма играет ведущую роль, определяя порядок смыслового развертывания содержания. В сигнале, наоборот, мы видим выразительное тождество формы и содержания. Доминирует содержание, форма выразительно следует за ним, повторяя его смысловое движение. Собственно, в этом – источник экспрессии языкового знака. В аспекте своей экспрессивной функции, как сигнал, языковой знак выступает как фигура выражения. В этом аспекте нам открывается динамика языкового знака.

В языковом знаке, взятом феноменологически (т.е. в контексте, в движении), все три типа связи даны одновременно: 1) искусственный, где основой взаимосвязи формы и содержания является принцип произвольности и условности; 2) выразительный, где порядок смыслового развертывания содержания представлен выразительной динамикой формы; 3) символический, где смысловая значимость содержания является функцией формы (жанрово-стилистическое и поэтическое качество знака). Первый тип связи является для языкового знака сущностным.

Сигнал раскрывает языковой знак с внешней, выразительной стороны. Функция сигнала в языковом знаке разделена на аспекты: низший и высший. Низший, артикуляционно-выразительный, представлен фонематическим уровнем языка. Высший, эмоционально-выразительный, представлен аспектом актуального членения предложения. Низший – «деградирующий», условный сигнал. Высший – безусловный сигнал. Примечательно, что Ч. Пирс проводил такое же разграничение в том виде знаков, которые он определял как «индексные»: “genuine indices” и “degenerated indices” [Peirce: 160, 172]. Данное различие отражает принципиальную разделенность языкового выражения, которое представлено звуками и интонацией. В звуке языка (фонеме) нам дан умерший, застывший сигнал. В интонации (основном маркере актуального членения) нам дан живой выразительный сигнал. На прагенетическую природу феномена фразового ударения (которое первоначально именовалось «психологическое членение», а впоследствии было названо «актуальное членение») относительно структурного языкового синтаксиса указывал Г. Пауль [Пауль: 315-338].

Языковой знак – высший тип знаковости, вершина семиогенеза. Три аспекта знакового отношения представлены в нем разделено: семантика, синтактика и прагматика. Семантика опирается на условный принцип связи формы и содержания. Синтактика обеспечивается условной артикулированностью языкового означающего (условностью языкового сигнала). Прагматика выражается через безусловную сторону языкового сигнала. Принципиальное значение имеет система переходов от семантики к синтактике и от синтактики к прагматике в языковом знаке.

В отличие от языкового знака, в символе мы видим принципиальную отдельность (абстрактность) лишь символического значения (семантики). Два других аспекта знакового отношения в нем (синтактика и прагматика) слиты, не различены. Семантика символа уже вполне условна, однако синтактика в нем все еще непосредственно выразительна, иероглифична, перегружена прагматикой.

В сигнале (безусловной двигательной реакции субъекта на внешний стимул) мы видим полную неразличенность трех семиотических функций: семантики, синтактики, прагматики. Семантическая задача в сигнале решается непосредственно выразительно, замыкается на животный аффект.

____________________

Литература:

Барулин А.Н. Теория глоттогенеза и сравнительно-историческое языкознание.// www.dialog-21.ru/Archive/2004/Barulin.htm - 11 с.

Ельмслев Л. Пролегомены к теории языка.// Новое в лингвистике. Вып. I. – М.: Изд. ин. лит-ры, 1960. – С. 284–389.

Иванов Н.В. Символическая функция языка в аспектах семиогенеза и семиозиса. – Дисс. на … доктора филол. наук. – М., 2002. – 377 с.

Кацнельсон С.Д. Типология языка и речевое мышление. – Л.: Наука, 1972.

Климов Г.А. Принципы контенсивной типологии. – М.: Наука, 1983. – 315 с..

Маковский М.М. Феномен табу в традициях и в языке индоевропейцев. Сущность – форма – развитие. – М.: Азбуковник, 2000 г. – 268 с.

Мечковская Н.Б. Семиотика: Язык. Природа. Культура (курс лекций). – М.: изд. центр «Академия», 2004. – С. 130-135 (и далее)

Мещанинов И.И. Члены предложения и части речи. – Л.: Наука, 1978 – 387 с.

Пауль Г. Принципы истории языка. – М.: Изд. ин. лит-ры, 1960. – 500 с.

Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики.// Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию. – М.: Прогресс, 1977 г. – С. 31–285.

Якобсон Р. В поисках сущности языка.// Семиотика. – М.: Радуга, 1983. – С. 102-117.

Morris Ch. Writings on the General Theory of Signs. – The Hague – Paris, 1971. – 486 p.

Peirce Ch. S. Elements of Logic.// Collected papers. Vol. II. – Cambridge (Mass): Harv. Univ. Press, 1965. – 535 p.

1 Напомним, что в пирсовской модели семиогенеза на первом месте стоит иконический знак, за ним следует индексный знак, и венчает весь процесс семиогенеза языковой знак, который Ч. Пирс характеризует как символический знак: иконический знак – индексный знак – символический знак [Пирс: 153-162].


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Об остаточных признаках семиогенеза в языковом знаке iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Повторить и обобщить знания об отличительных признаках растений класса Однодольные и класса Двудольные, о характерных признаках растений...
Об остаточных признаках семиогенеза в языковом знаке iconКритерии оценивания учащихся
«5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого
Об остаточных признаках семиогенеза в языковом знаке iconЯзыковая репрезентация концепта confidence/уверенность в английском и русском языковом сознании
Охватывает все содержание слова (Л. О. Чернейко)
Об остаточных признаках семиогенеза в языковом знаке iconРеферат по теме : Имя Иван в языковом сознании русских людей
Томская область, Кожевниковский район, ул. Советская 57,тел. (8-244) 42-322, 42-415
Об остаточных признаках семиогенеза в языковом знаке iconМетодологические аспекты построения курса теории перевода в специальном языковом вузе
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
Об остаточных признаках семиогенеза в языковом знаке iconА. В. Левин, Е. А. Цеймах, О. Н. Ананко, А. М. Самуйленков
Применение трансбронхиальной диатермокоагуляции бронхиальных свищей при пострезекционных эмпиемах и остаточных полостях
Об остаточных признаках семиогенеза в языковом знаке iconТестовые задания для проверки остаточных знаний студентов
Заполнение послеродовой палаты при совместном пребывании матери и ребенка осуществляется
Об остаточных признаках семиогенеза в языковом знаке iconПрограмма дисциплины опд. Р. 02 Страноведение и лингвострановедение
Освоение дисциплины должно способствовать достижению максимального взаимопонимания при языковом общении представителей двух различных...
Об остаточных признаках семиогенеза в языковом знаке iconТестовые задания для проверки остаточных и базовых знаний студентов
Заполнение послеродовой палаты при совместном пребывании матери и ребенка осуществляется
Об остаточных признаках семиогенеза в языковом знаке iconАннотированный список книг, представленных в проекте
...
Об остаточных признаках семиогенеза в языковом знаке iconУрок по русскому языку во 2 классе Тема. Обобщение знаний о ь знаке...
Цели: Обобщить знания о ь – как показателе мягкости согласных на письме и переносе слов с мягким знаком в середине
Об остаточных признаках семиогенеза в языковом знаке iconТвердые и мягкие согласные звуки, обозначение их на письме. Перенос...
Обобщение знаний о мягком знаке, как показатель мягкости, развивать умения правильно переносить слова с ь в середине слова, развивать...
Об остаточных признаках семиогенеза в языковом знаке iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проверка остаточных знаний с учётом специфики класса. История открытий органических соединений (краткий конспект). Формирование химических...
Об остаточных признаках семиогенеза в языковом знаке iconМетодические указания по написанию контрольных работ 26 Ким для аттестации остаточных знаний 28
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов направления: 080100, 080200, 100100, 100400, 230400, 072500
Об остаточных признаках семиогенеза в языковом знаке iconПедагогическая антропология (психология)
Данное учебное пособие представляет собой попытку приложить психологическую науку к практике овладения иностранным языком. На конкретном...
Об остаточных признаках семиогенеза в языковом знаке iconПротокол №8 временное положение о педагогических тестовых материалах в ягу
Педагогические тестовые материалы являются стандартизированными измерителями, используемыми для организации и оценки внутривузовского...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск