Цели освоения дисциплины
Целью дисциплины «Ландшафтоведение» является формирование у студента представления о ландшафтной сфере Земли как о совокупности природных комплексов на земной поверхности, их динамике и устойчивости в связи с агрономической деятельностью человека.
Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Данная дисциплина является базовой частью Профессионального учебного цикла по направлению 110500.62 «Садоводство» (Б.3). Для успешного освоения дисциплины необходимы знания по следующим дисциплинам и разделам ООП:
— «География», основные разделы физической географии,
— «Геология», минералогия, петрография, динамическая геология,
— «Почвоведение», морфология, физика, химия почв и почвенное картографирование,
— «Основы экологии», главные законы общей экологии.
Знания, умения и приобретенные компетенции будут использованы при изучении следующих дисциплин и разделов ООП:
— плодоводство, закладка плодовых насаждений,
—виноградарство, планирование размещения виноградников,
—земледелие, контурная обработка почвы,
—ландшафтный дизайн.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения
дисциплины (модуля)
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
а) общекультурные (ОК)
— владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);
—умением логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);
—стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6);
—осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК- 8); б) профессиональные (ПК) Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями: – готовностью к оценке пригодности агроландшафтов для возделывания плодовых, овощных культур и винограда (ПК-5). В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
- оценку пригодности ландшафтов для садовых культур
Уметь:
- осуществлять оценку агроландшафтов для закладки садовых насаждений;
Владеть: теоретическими положениями учения о ландшафте.
Знания и навыки, полученные студентами в результате изучения дисциплины, необходи-мы для формирования у студентов системного подхода к географическому и геоэкологиче-скому познанию мира, необходимы для оптимизации природной среды.
Структура и содержание дисциплины (модуля)
Общая трудоёмкость дисциплины составляет 3 зачётные единицы 108 часов
№
п/п
| Разделы дисциплины, темы занятий,
основные знания
| Виды учебной работы и трудоёмкость, час.
| Формы текущего контроля успеваемости
| Не-деля семе-стра
| лекции
| ПЗ
| са-мос.
работа
| 1.
| Тема 1. Введение. Понятие о ландшафтоведении.
Ландшафтоведение – наука о ландшафтной оболочке и ее структурных составляющих, природных и природно-антропогенных геосистемах.
Место ландшафтоведения среди наук о земле. Ландшафтоведение и геоэкология. Соотношение понятий “Географическая оболочка”, “ландшафтная оболочка”, “биосфера”, “антропосфера”, “техносфера”. Этимология термина ландшафт. Этапы развития отечественной и зарубежной школ ландшафтоведения.
Ключевые понятия: комплекс природный, ландшафт, ландшафтоведение, объект и предмет изучения ландшафтоведения
Краткие выводы.
Студент должен усвоить и запомнить:
– что является объектом изучения “Физической географии”, “Ландшафтоведения”;
– содержание вышеперечисленных понятий;
– роль В.В. Докучаева и других исследователей в развитии ландшафтоведения;-
– значение ландшафтоведения в жизни человеческого общества.
| 2
|
| 4
| Устный опрос.
| 1
| 2.
| Тема 2. Концептуальные основы ландшафтоведения.
Принципы системного познания мира. Общенаучное представление о системах. Геосистемная концепция в ландшафтоведении. Понятия “природный территориальный комплекс” (ПТК), “природная геосистема”, экосистемная концепция. Соотношение понятий “геосистема”, “экосистема”.
Ключевые понятия: уровни, организация, геосистема, планетарный, региональный, локальный, ярусность, вертикальный, горизонтальный.
Краткие выводы.
– что существуют три уровня организации геосистем: планетарный, региональный и локальный или топический (местный);
– что эпигеосфера обладает континуальностью и дискретностью; имеет ярусный характер строения по вертикали, неоднородный - по горизонтали;
– что важнейшими свойствами любых геосистем являются ее целостность, обмен и преобразование вещества и энергии (функционирование), структура, две системы связей (вертикальная и горизонтальная), динамика, устойчивость и развитие.
| 2
| 1
| 4
| Реферат.
| 2
| 3.
| Тема 3. Закономерности ландшафтной дифференциации суши.
Региональная и локальная дифференциация эпигеосферы (геосистемы). Широтная зональность, проявление зональности отдельных компонентов ландшафта. Азональность (секторность) и системы ландшафтных зон. Высотная поясность и орографические факторы ландшафтной дифференциации. Высотная ландшафтная дифференциация равнин. Ярусность и барьерность на равнинах и в горах. Структурно-петрографические факторы и морфоструктурная дифференциация. Локальная дифференциация.
Краткие выводы.
Студент должен усвоить и запомнить:
– что региональная дифференциация эпигеосферы (геосистемы) обусловлена двумя энергетическими факторами: лучистой энергией солнца и внутренней энергией земли;
– определение широтной зональности,
– причины трансформации лучистой энергии солнца,
– влияние лучистой энергии солнца на широтное распределение воздушных масс, циркуляцию атмосферы, влагооборот, биоту, рельеф, коры выветривания, почвенно-растительный покров.
Студент должен знать:
– сущность закона азональности (секторности), являющегося отражением внутренней энергии земли,
– что положение территории в системе континентально-океанической циркуляции атмосферы является одним из важных факторов развития азональности (проиллюстрировать конкретными примерами),
– хорошо разобраться в причинах высотной поясности (высотной динамике климата, растительности, почв),
| 2
| 2
| 4
| Устный опрос.
| 3
| 4.
| Тема 4. Понятие о ландшафте и его природные компоненты.
Понятие о ландшафте. Природная геосистема как совокупность взаимосвязанных компонентов: литогенной основы, воздушных масс, природных вод, почв, биоты. Вещественные, энергетические, информационные свойства природных компонентов. Их роль в формировании, дифференциации и интеграции ландшафтной оболочки. Границы ландшафтов.
Ключевые понятия: баланс вещества и энергии в ландшафте, биотоп ландшафта, биоценоз, биогеоценоз, геотоп, границы ландшафта, зооценоз, компонент ландшафта, контрастность ландшафта, однородность ландшафта, пластичность ландшафта, продуктивность ландшафта, связи ландшафта, фактор ландшафтообразования, энергетика ландшафта, элемент ландшафта.
Краткие выводы
Студент должен усвоить и запомнить:
- “типологическое” понимание трактовки понятия “ландшафт”;
– диагностические признаки или условия обособления ландшафта:
1) однородность геологического фундамента;
2) одинаковая история развития ландшафта после формирования фундамента;
3) временная однородность климата на территории ландшафта при любых эволюционных изменения климата.
– определение ландшафта по Н.А. Солнцеву.
Студент должен иметь представления о:
– литогенной основе,
– геологическом фундаменте,
– рельефе,
– состоянии воздушных масс – климате (фоновом климате, мезо- и микроклимате) фации и урочищ,
– гидросфере (классификации природных вод по их физическому состоянию, концентрации солей, характере водовместилищ, химическом составе растворенных веществ),
– биоте,
– педосфере.
Студент должен знать:
– где проходят границы отдельных компонентов,
– роль отдельных компонентов в формировании ландшафта
| 2
| 2
| 4
| Реферат.
| 4
| 5.
| Тема 5. Морфологическая структура ландшафта
Фация как элементарная геосистема. Типы местоположений и типы фаций. Урочища: доминантные, субдоминантные, подчиненные (второстепенные). Категории урочищ: типичные (простые), подурочища, сложные урочища. Факторы формирования урочищ. Местность – сочетания урочищ.
Ключевые понятия: структура ландшафта, морфологические части ландшафта, фация, урочища, виды, местность, система связей в ландшафте.
Краткие выводы.
Студент должен запомнить определения:
– фация,
– урочище,
Студент должен знать:
– характерные свойства фации как элементарной геосистемы (динамичность, относительную неустойчивость, недолговечность);
– факторы формирования фаций;
– взаимосвязь типов местоположений и типов фаций;
– уметь выделять фоновые (доминантные), субдоминантные и подчиненные урочища;
– различать урочища по их внутреннему строению и степени сложности (простые, подурочища, сложные урочища).
| 2
| 2
| 4
| Устный опрос.
| 5
| 6.
| Тема 6. Функционирование природных ландшафтных комплексов.
Функционирование ландшафта как совокупность процессов перемещения, обмена и трансформации вещества и энергии.
Влагооборот в ландшафте, водный баланс ландшафтов в различных зонах. Роль биоты во влагообороте ландшафтов.
Биогенный оборот веществ. Биологический круговорот веществ. Показатели биологического круговорота веществ. Зольность растений. Динамика азота и основных зольных элементов в различных растительных ассоциациях.
Абиотическая миграция веществ литосферы. Абиотические потоки вещества и их взаимосвязь с воздействием силы тяжести. Формы миграции вещества литосферы. Входные и выходные абиогенные и биогенные потоки. Выходные потоки. Механический перенос, географичность твердого стока и его взаимосвязь с состоянием растительного покрова.
Дефляция. Масштабы дефляции и эоловой миграции твердого материала.
Миграция водорастворимых веществ. Роль гравитации в формирование ионного речного стока. Миграция водорастворимых солей с воздушными потоками.
Вулканизм как фактор поступления вещества в ландшафт.
Энергетика ландшафта. Первичные потоки энергии ландшафтов – лучистая энергия солнца и внутренняя энергия земли. Радиационный баланс, затраты тепла на испарение и турбулентный обмен. Трансформация солнечной энергии биотой.
Ключевые понятия: динамика ландшафта, равновесие ландшафта, сукцессия ландшафта, типы динамики ландшафта, функционирование ландшафта.
Краткие выводы.
Студент должен усвоить что из себя представляет:
– функционирование ландшафта,
– водный баланс,
– биологический круговорот,
– абиотическая миграция веществ литосферы,
– дефляция,
– энергетика ландшафта,
– радиационный баланс
Студент должен знать:
– влияние биоты на атмосферные осадки,
– интенсивность транспирации влаги,
– формы абиотической миграции вещества литосферы (механический перенос, дефляция),
– затраты тепла на фотосинтез, транспирацию, испарение.
| 2
| 2
| 4
| Устный опрос.
| 6
| 7.
| Тема 7. Проблема устойчивости ландшафтов.
Устойчивость, изменчивость и динамика ландшафтов. Типы изменений ландшафта – обратимые и необратимые. Динамика, развитие ландшафтов. Внутривековые, вековые ритмы динамики ландшафтов. Устойчивость ландшафтов. Развитие ландшафта, связь его с обратимыми и необратимыми изменениями. Реликтовые, консервативные и прогрессивные элементы ландшафтов. Возраст ландшафтов.
Краткие выводы.
Студент должен усвоить:
– взаимосвязь обратимых изменений с динамикой ландшафта,
– взаимосвязь необратимых изменений с их развитием.
Студент должен знать:
– что устойчивость ландшафтов – это способность ландшафтов сохранять свою структуру при воздействии возмущающих факторов или возвращаться в прежнее состояние после его нарушения;
– что проблема устойчивости ландшафтов приобретает все возрастающее значение в связи с нарастающим техногенным воздействием на них;
– что роль отдельных компонентов в поддержании устойчивости неоднозначна;
– что биота является важнейшим стабилизирующим фактором состояния ландшафтов.
Студенту важно помнить, что при определении возраста ландшафта, он как бы дифференцируется на два: возраст первичных элементов ландшафта и возраст ландшафта как совокупности этих элементов.
| 2
| 2
| 4
| Реферат.
Коллоквиум
| 7
| 8.
| Тема 8. Классификация природных ландшафтов.
Принципы классификации ландшафтов. Значение ландшафтно-картографических исследований для разработки классификации ландшафтов. Тип ландшафта, номенклатура ландшафта. Подтип ландшафта, класс и подкласс ландшафтов, вид ландшафта. Типы ландшафтов Земли. Полярные и приполярные ландшафты. Бореальные и бореально-суббореальные ландшафты. Суббореальные ландшафты. Субтропические ландшафты. Тропические и субэкваториальные ландшафты. Экваториальные ландшафты.
Ключевые понятия: классификация ландшафтов, принципы классификации.
Краткие выводы.
Студент должен усвоить и знать:
– классификация ландшафтов основывается на их инвариантных свойствах (генезисе, структуре, динамике);
– важнейшим инструментом классификации является ландшафтная карта;
– таксономическая система классификации ландшафтов включает: тип, подтип, класс, подкласс, вид ландшафта;
– критерии выделения типа – сходство ландшафтов по гидротермическому режиму;
– подтип выделяется по наличию признаков отражающих постепенность зональных переходов;
– класс ландшафтов выделяется с учетом их гипсометрического уровня (равнинный и горный);
– вид – на основании своеобразия фундамента ландшафта.
| 2
| 2
| 4
| Устный опрос.
| 8
| 9.
| Тема 9. Основные варианты ландшафтной сферы Земли.
Понятия варианта и инварианта ландшафта. Варианты ландшафтной сферы: наземный, ледовый, земноводный, водно-поверхностный, донный (подводный). Единство и взаимосвязи вариантов ландшафтной сферы.
Ключевые понятия: вариант ландшафтной сферы, тип варианта ландшафтной сферы.
Краткие выводы.
Студент должен усвоить и знать:
– Понятие о ландшафтной сфере, происхождение.
– Типы ландшафтных сфер.
| 2
| 2
| 4
| Реферат.
| 9
| 10.
| Тема 10. Учение о природно-антропогенных ландшафтах.
Ландшафтоведение и взаимодействие природы и общества. Техногенное воздействие на структуру и функционирование геосистем. Устойчивость геосистем к техногенным воздействиям.
Ключевые понятия: загрязнение ландшафта, комфортность ландшафта, ландшафт антропогенный, нагрузка на ландшафт, самоочищение ландшафта, техносфера, факторы антропогенно-техногенные.
Краткие выводы.
Студент должен усвоить и знать:
– что взаимосвязь и взаимодействие человека и природы со временем меняется, ранее акцент делался на проблеме влияния природной среды на человека, а затем – человека на природную среду.
– что нарушение гравитационного равновесия связано с техногенным перемещением литосферного материала, механической обработкой земли; развитием эрозии, обвалов, селей, оползней в результате нарушения растительного покрова.
Студент должен знать, что:
– динамика влагооборота и водного баланса определяется в результате трансформации стока, испарения;
– техногенный геохимический круговорот – результат вмешательства человека в функционирование геосистем
Студент должен усвоить, что техногенный геохимический круговорот обусловливает:
– появление и воздушную миграцию диоксида углерода, сернистого ангидрида;
– водный цикл миграции токсических веществ (кислот, фенолов, сероводорода, аммиака, ртути, свинца, фтора, мышьяка, кадмия, и др.);
Студен должен знать, что источниками вышеперечисленных токсичных веществ являются:
– бытовые стоки,
– промышленные отходы,
– водный транспорт,
– молевой сплав леса,
– внесение удобрение на поля,
– ядохимикаты,
– животноводческие фермы,
– терриконы.
Студент должен усвоить, что изменение теплового баланса является функцией преобразования:
– субаэральной поверхности,
– выброса тепла в атмосферу,
– увеличение аэрозолей в воздухе.
| 2
| 2
| 6
| Коллоквиум,
рефераты
| 10
| 11.
| Тема 11. Прикладное ландшафтоведение
1. Культурный ландшафт.
Учет ландшафтных особенностей при планировании и организации хозяйственной деятельности. Ландшафтное моделирование.
Регулирование природных и антропогенных процессов в ландшафте.
Охрана ландшафтов
Ключевые понятия: культурный ландшафт, ландшафтное планирование, оптимизация ландшафта, охрана ландшафтов, преобразование ландшафтов, продуктивность ландшафтов, управление ландшафтами, ландшафтный дизайн.
Краткие выводы.
Студент должен усвоить и знать:
– критерии культурного ландшафта (высокая производительность, экономическая эффективность, оптимальность условий для жизни людей).
Также он должен знать, что ландшафты подразделяются на:
– неизмененные (первобытные),
– слабоизмененные,
– нарушенные (сильно измененные),
– культурные.
| 2
| 2
| 6
| Реферат.
Устный опрос.
| 11
| 12.
| Тема 12. Природные и агроландшафты Краснодарского края.
1.Особенности физико-географического положения,
ландшафтообразуюшие факторы.
2.Лесостепная зона.
3.Степная зона.
4.Высотная ландшафтная зональность.
| 2
| 2
| 6
| Реферат.
Устный опрос.
| 12
| Итого
| 24
| 22
| 62
|
| |