Целью дисциплины «Ландшафтоведение» является фор­мирование у студента представления о ландшафтной сфере Земли как о совокупности природных комплексов на земной





Скачать 437.82 Kb.
НазваниеЦелью дисциплины «Ландшафтоведение» является фор­мирование у студента представления о ландшафтной сфере Земли как о совокупности природных комплексов на земной
страница1/3
Дата публикации25.05.2015
Размер437.82 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
  1   2   3




  1. Цели освоения дисциплины


Целью дисциплины «Ландшафтоведение» является фор­мирование у студента представления о ландшафтной сфере Земли как о совокупности природных комплексов на земной поверхности, их динамике и устойчивости в связи с агрономической деятельностью человека.


  1. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата


Данная дисциплина является базовой частью Профессионального учебного цикла по направлению 110500.62 «Садоводство» (Б.3).
Для успешного освоения дисциплины необходимы знания по следующим дисциплинам и разделам ООП:

—  «География», основные разделы физической географии,

—  «Геология», минералогия, петрография, динамическая геология,

—  «Почвоведение», морфология, физика, химия почв и почвенное картографирование,

—  «Основы экологии», главные законы общей экологии.

Знания, умения и приобретенные компетенции будут использованы при изучении следующих дисциплин и разделов ООП:

— плодоводство, закладка плодовых насаждений,

—виноградарство, планирование размещения виноградников,

—земледелие, контурная обработка почвы,

—ландшафтный дизайн.


  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения

дисциплины (модуля)

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

а) общекультурные (ОК)

— владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

—умением логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

—стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6);

—осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК- 8);
б) профессиональные (ПК)
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями:
– готовностью к оценке пригодности агроландшафтов для возделывания плодовых, овощных культур и винограда (ПК-5).
В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

- оценку пригодности ландшафтов для садовых культур

Уметь:

- осуществлять оценку агроландшафтов для закладки садовых насаждений;

Владеть: теоретическими положениями учения о ландшафте.

Знания и навыки, полученные студентами в результате изучения дисциплины, необходи-мы для формирования у студентов системного подхода к географическому и геоэкологиче-скому познанию мира, необходимы для оптимизации природной среды.



  1. Структура и содержание дисциплины (модуля)


Общая трудоёмкость дисциплины составляет 3 зачётные единицы 108 часов



п/п

Разделы дисциплины, темы занятий,

основные знания

Виды учебной работы и трудоёмкость, час.

Формы текущего контроля успеваемости

Не-деля семе-стра

лекции

ПЗ

са-мос.

работа

1.

Тема 1. Введение. Понятие о ландшафтоведении.

Ландшафтоведение – наука о ландшафтной оболочке и ее структурных составляющих, природных и природно-антропогенных геосистемах.

Место ландшафтоведения среди наук о земле. Ландшафтоведение и геоэкология. Соотношение понятий “Географическая оболочка”, “ландшафтная оболочка”, “биосфера”, “антропосфера”, “техносфера”. Этимология термина ландшафт. Этапы развития отечественной и зарубежной школ ландшафтоведения.

Ключевые понятия: комплекс природный, ландшафт, ландшафтоведение, объект и предмет изучения ландшафтоведения

Краткие выводы.

Студент должен усвоить и запомнить:

– что является объектом изучения “Физической географии”, “Ландшафтоведения”;

– содержание вышеперечисленных понятий;

– роль В.В. Докучаева и других исследователей в развитии ландшафтоведения;-

– значение ландшафтоведения в жизни человеческого общества.

2




4

Устный опрос.

1

2.

Тема 2. Концептуальные основы ландшафтоведения.

Принципы системного познания мира. Общенаучное представление о системах. Геосистемная концепция в ландшафтоведении. Понятия “природный территориальный комплекс” (ПТК), “природная геосистема”, экосистемная концепция. Соотношение понятий “геосистема”, “экосистема”.

Ключевые понятия: уровни, организация, геосистема, планетарный, региональный, локальный, ярусность, вертикальный, горизонтальный.

Краткие выводы.

– что существуют три уровня организации геосистем: планетарный, региональный и локальный или топический (местный);

– что эпигеосфера обладает континуальностью и дискретностью; имеет ярусный характер строения по вертикали, неоднородный - по горизонтали;

– что важнейшими свойствами любых геосистем являются ее целостность, обмен и преобразование вещества и энергии (функционирование), структура, две системы связей (вертикальная и горизонтальная), динамика, устойчивость и развитие.

2

1

4

Реферат.

2

3.

Тема 3. Закономерности ландшафтной дифференциации суши.

Региональная и локальная дифференциация эпигеосферы (геосистемы). Широтная зональность, проявление зональности отдельных компонентов ландшафта. Азональность (секторность) и системы ландшафтных зон. Высотная поясность и орографические факторы ландшафтной дифференциации. Высотная ландшафтная дифференциация равнин. Ярусность и барьерность на равнинах и в горах. Структурно-петрографические факторы и морфоструктурная дифференциация. Локальная дифференциация.

Краткие выводы.

Студент должен усвоить и запомнить:

–     что региональная дифференциация эпигеосферы (геосистемы) обусловлена двумя энергетическими факторами: лучистой энергией солнца и внутренней энергией земли;

–     определение широтной зональности,

–     причины трансформации лучистой энергии солнца,

–     влияние лучистой энергии солнца на широтное распределение воздушных масс, циркуляцию атмосферы, влагооборот, биоту, рельеф, коры выветривания, почвенно-растительный покров.

Студент должен знать:

–     сущность закона азональности (секторности), являющегося отражением внутренней энергии земли,

–     что положение территории в системе континентально-океанической циркуляции атмосферы является одним из важных факторов развития азональности (проиллюстрировать конкретными примерами),

–     хорошо разобраться в причинах высотной поясности (высотной динамике климата, растительности, почв),

2

2

4


Устный опрос.

3

4.

Тема 4. Понятие о ландшафте и его природные компоненты.

Понятие о ландшафте. Природная геосистема как совокупность взаимосвязанных компонентов: литогенной основы, воздушных масс, природных вод, почв, биоты. Вещественные, энергетические, информационные свойства природных компонентов. Их роль в формировании, дифференциации и интеграции ландшафтной оболочки. Границы ландшафтов.

Ключевые понятия: баланс вещества и энергии в ландшаф­те, биотоп ландшафта, биоценоз, биогеоценоз, геотоп, грани­цы ландшафта, зооценоз, компонент ландшафта, контрастность ландшафта, однородность ландшаф­та, пластичность ландшафта, продуктивность ландшафта, свя­зи ландшафта, фактор ландшафтообразования, энергетика ландшафта, элемент ландшафта.

Краткие выводы

Студент должен усвоить и запомнить:

- “типологическое” понимание трактовки понятия “ландшафт”;

– диагностические признаки или условия обособления ландшафта:

1) однородность геологического фундамента;

2) одинаковая история развития ландшафта после формирования фундамента;

3) временная однородность климата на территории ландшафта при любых эволюционных изменения климата.

– определение ландшафта по Н.А. Солнцеву.

Студент должен иметь представления о:

– литогенной основе,

– геологическом фундаменте,

– рельефе,

– состоянии воздушных масс – климате (фоновом климате, мезо- и микроклимате) фации и урочищ,

– гидросфере (классификации природных вод по их физическому состоянию, концентрации солей, характере водовместилищ, химическом составе растворенных веществ),

– биоте,

– педосфере.

Студент должен знать:

– где проходят границы отдельных компонентов,

– роль отдельных компонентов в формировании ландшафта

2

2

4

Реферат.

4

5.

Тема 5. Морфологическая структура ландшафта

Фация как элементарная геосистема. Типы местоположений и типы фаций. Урочища: доминантные, субдоминантные, подчиненные (второстепенные). Категории урочищ: типичные (простые), подурочища, сложные урочища. Факторы формирования урочищ. Местность – сочетания урочищ.

  • Ключевые понятия: структура ландшафта, морфологические части ландшафта, фация, урочища, виды, местность, система связей в ландшафте.



  • Краткие выводы.

Студент должен запомнить определения:

– фация,

– урочище,

Студент должен знать:

–     характерные свойства фации как элементарной геосистемы (динамичность, относительную неустойчивость, недолговечность);

–     факторы формирования фаций;

–     взаимосвязь типов местоположений и типов фаций;

–     уметь выделять фоновые (доминантные), субдоминантные и подчиненные урочища;

–     различать урочища по их внутреннему строению и степени сложности (простые, подурочища, сложные урочища).


2

2

4

Устный опрос.

5

6.

Тема 6. Функционирование природных ландшафтных комплексов.

Функционирование ландшафта как совокупность процессов перемещения, обмена и трансформации вещества и энергии.

Влагооборот в ландшафте, водный баланс ландшафтов в различных зонах. Роль биоты во влагообороте ландшафтов.

Биогенный оборот веществ. Биологический круговорот веществ. Показатели биологического круговорота веществ. Зольность растений. Динамика азота и основных зольных элементов в различных растительных ассоциациях.

Абиотическая миграция веществ литосферы. Абиотические потоки вещества и их взаимосвязь с воздействием силы тяжести. Формы миграции вещества литосферы. Входные и выходные абиогенные и биогенные потоки. Выходные потоки. Механический перенос, географичность твердого стока и его взаимосвязь с состоянием растительного покрова.

Дефляция. Масштабы дефляции и эоловой миграции твердого материала.

Миграция водорастворимых веществ. Роль гравитации в формирование ионного речного стока. Миграция водорастворимых солей с воздушными потоками.

Вулканизм как фактор поступления вещества в ландшафт.

Энергетика ландшафта. Первичные потоки энергии ландшафтов – лучистая энергия солнца и внутренняя энергия земли. Радиационный баланс, затраты тепла на испарение и турбулентный обмен. Трансформация солнечной энергии биотой.

Ключевые понятия: динамика ландшафта, равновесие лан­дшафта, сукцессия ландшафта, типы динамики ландшафта, фун­кционирование ландшафта.

Краткие выводы.

Студент должен усвоить что из себя представляет:

–     функционирование ландшафта,

–     водный баланс,

–     биологический круговорот,

–     абиотическая миграция веществ литосферы,

–     дефляция,

–     энергетика ландшафта,

–     радиационный баланс

Студент должен знать:

–     влияние биоты на атмосферные осадки,

–     интенсивность транспирации влаги,

–     формы абиотической миграции вещества литосферы (механический перенос, дефляция),

–     затраты тепла на фотосинтез, транспирацию, испарение.

2

2

4

Устный опрос.

6

7.

Тема 7. Проблема устойчивости ландшафтов.

Устойчивость, изменчивость и динамика ландшафтов. Типы изменений ландшафта – обратимые и необратимые. Динамика, развитие ландшафтов. Внутривековые, вековые ритмы динамики ландшафтов. Устойчивость ландшафтов. Развитие ландшафта, связь его с обратимыми и необратимыми изменениями. Реликтовые, консервативные и прогрессивные элементы ландшафтов. Возраст ландшафтов.

Краткие выводы.

Студент должен усвоить:

– взаимосвязь обратимых изменений с динамикой ландшафта,

– взаимосвязь необратимых изменений с их развитием.

Студент должен знать:

– что устойчивость ландшафтов – это способность ландшафтов сохранять свою структуру при воздействии возмущающих факторов или возвращаться в прежнее состояние после его нарушения;

–     что проблема устойчивости ландшафтов приобретает все возрастающее значение в связи с нарастающим техногенным воздействием на них;

–     что роль отдельных компонентов в поддержании устойчивости неоднозначна;

–     что биота является важнейшим стабилизирующим фактором состояния ландшафтов.

Студенту важно помнить, что при определении возраста ландшафта, он как бы дифференцируется на два: возраст первичных элементов ландшафта и возраст ландшафта как совокупности этих элементов.


2

2

4

Реферат.

Коллоквиум

7

8.

Тема 8. Классификация природных ландшафтов.

Принципы классификации ландшафтов. Значение ландшафтно-картографических исследований для разработки классификации ландшафтов. Тип ландшафта, номенклатура ландшафта. Подтип ландшафта, класс и подкласс ландшафтов, вид ландшафта. Типы ландшафтов Земли. Полярные и приполярные ландшафты. Бореальные и бореально-суббореальные ландшафты. Суббореальные ландшафты. Субтропические ландшафты. Тропические и субэкваториальные ландшафты. Экваториальные ландшафты.

Ключевые понятия: классификация ландшафтов, принци­пы классификации.

Краткие выводы.

Студент должен усвоить и знать:

–     классификация ландшафтов основывается на их инвариантных свойствах (генезисе, структуре, динамике);

–     важнейшим инструментом классификации является ландшафтная карта;

–     таксономическая система классификации ландшафтов включает: тип, подтип, класс, подкласс, вид ландшафта;

–     критерии выделения типа – сходство ландшафтов по гидротер­мическому режиму;

–     подтип выделяется по наличию признаков отражающих постепенность зональных переходов;

–     класс ландшафтов выделяется с учетом их гипсометрического уровня (равнинный и горный);

–     вид – на основании своеобразия фундамента ландшафта.


2

2

4

Устный опрос.

8

9.

Тема 9. Основные варианты ландшафтной сферы Земли.

Понятия варианта и инварианта ландшафта. Варианты ландшафтной сферы: наземный, ледовый, зем­новодный, водно-поверхностный, донный (подводный). Единство и взаимосвязи вариантов ландшафтной сферы.

Ключевые понятия: вариант ландшафтной сферы, тип ва­рианта ландшафтной сферы.

Краткие выводы.

Студент должен усвоить и знать:

  • –    Понятие о ландшафтной сфере, происхождение.

  • – Типы ландшафтных сфер.

2

2

4

Реферат.

9

10.

Тема 10. Учение о природно-антропогенных ландшафтах.

Ландшафтоведение и взаимодействие природы и общества. Техногенное воздействие на структуру и функционирование геосистем. Устойчивость геосистем к техногенным воздействиям.

Ключевые понятия: загрязнение ландшафта, комфортность ландшафта, ландшафт антропогенный, нагрузка на ландшафт, самоочищение ландшафта, техносфера, факторы антропоген­но-техногенные.

Краткие выводы.

Студент должен усвоить и знать:

– что взаимосвязь и взаимодействие человека и природы со временем меняется, ранее акцент делался на проблеме влияния природной среды на человека, а затем – человека на природную среду.

– что нарушение гравитационного равновесия связано с техногенным перемещением литосферного материала, механической обработкой земли; развитием эрозии, обвалов, селей, оползней в результате нарушения растительного покрова.

Студент должен знать, что:

– динамика влагооборота и водного баланса определяется в результате трансформации стока, испарения;

– техногенный геохимический круговорот – результат вмешательства человека в функционирование геосистем

Студент должен усвоить, что техногенный геохимический круговорот обусловливает:

– появление и воздушную миграцию диоксида углерода, сернистого ангидрида;

– водный цикл миграции токсических веществ (кислот, фенолов, сероводорода, аммиака, ртути, свинца, фтора, мышьяка, кадмия, и др.);

Студен должен знать, что источниками вышеперечисленных токсичных веществ являются:

–     бытовые стоки,

–     промышленные отходы,

–     водный транспорт,

–     молевой сплав леса,

–     внесение удобрение на поля,

–     ядохимикаты,

–     животноводческие фермы,

–     терриконы.

Студент должен усвоить, что изменение теплового баланса является функцией преобразования:

– субаэральной поверхности,

– выброса тепла в атмосферу,

– увеличение аэрозолей в воздухе.

2

2

6

Коллоквиум,

рефераты

10

11.

Тема 11. Прикладное ландшафтоведение

1. Культурный ландшафт.

  1. Учет ландшафтных особенностей при планировании и организации хозяйственной деятельности. Ландшафтное моде­лирование.

  2. Регулирование природных и антропогенных процессов в ландшафте.

  3. Охрана ландшафтов

Ключевые понятия: культурный ландшафт, ландшафтное планирование, оптими­зация ландшафта, охрана ландшафтов, преобразование ланд­шафтов, продуктивность ландшафтов, управление ландшафтами, ландшафтный дизайн.

Краткие выводы.

Студент должен усвоить и знать:

– критерии культурного ландшафта (высокая производительность, экономическая эффективность, оптимальность условий для жизни людей).

Также он должен знать, что ландшафты подразделяются на:

– неизмененные (первобытные),

– слабоизмененные,

– нарушенные (сильно измененные),

– культурные.

2

2

6

Реферат.

Устный опрос.

11

12.

Тема 12. Природные и агроландшафты Краснодарского края.

  • 1.Особенности физико-географического положения,

  • ландшафтообразуюшие факторы.

  • 2.Лесостепная зона.

  • 3.Степная зона.

  • 4.Высотная ландшафтная зональность.

2

2

6

Реферат.

Устный опрос.

12

Итого

24

22

62



  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Целью дисциплины «Ландшафтоведение» является фор­мирование у студента представления о ландшафтной сфере Земли как о совокупности природных комплексов на земной iconСамостоятельная работа: 40 Итоговый контроль: зачет организационно-методический...
Ландшафтоведение – наука о ландшафтной оболочке Земли, ее структурных составляющих, природных и природно-антропогенных системах....
Целью дисциплины «Ландшафтоведение» является фор­мирование у студента представления о ландшафтной сфере Земли как о совокупности природных комплексов на земной iconПрограмма учебной дисциплины «Геохимия окружающей среды и ландшафтоведение»
Целью дисциплины «Геохимия окружающей среды и ландшафтоведение» является формирование у студентов понимания целостности биосферы...
Целью дисциплины «Ландшафтоведение» является фор­мирование у студента представления о ландшафтной сфере Земли как о совокупности природных комплексов на земной iconРабочая программа дисциплины учение о гидросфере Профессиональный...
Земли, а также целостного представления о гидросфере как об одной из оболочек Земли и ее месте и роли в сложной системе взаимодействующих...
Целью дисциплины «Ландшафтоведение» является фор­мирование у студента представления о ландшафтной сфере Земли как о совокупности природных комплексов на земной iconПрограмма учебной дисциплины наименование дисциплины
Целью освоения дисциплины является: формирование у студентов целостного представления о метеорологических процессах в тропическом...
Целью дисциплины «Ландшафтоведение» является фор­мирование у студента представления о ландшафтной сфере Земли как о совокупности природных комплексов на земной iconРабочая программа дисциплины (модуля)
Целью освоения дисциплины «Ландшафтоведение» является формирование у студентов навыков анализа антропогенной преобразованности агроландшафтов...
Целью дисциплины «Ландшафтоведение» является фор­мирование у студента представления о ландшафтной сфере Земли как о совокупности природных комплексов на земной iconЕстественнонаучных и математических дисциплин
Московском психолого-социальном институте. Его цель – сформировать систему знаний по курортному делу и рекреационным услугам как...
Целью дисциплины «Ландшафтоведение» является фор­мирование у студента представления о ландшафтной сфере Земли как о совокупности природных комплексов на земной iconГеология как наука козлов владислав андреевич
Геология – комплекс наук о земной коре и более глубоких сферах Земли, в узком смысле слова – наука о составе, строении, движении...
Целью дисциплины «Ландшафтоведение» является фор­мирование у студента представления о ландшафтной сфере Земли как о совокупности природных комплексов на земной iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Основная цель урока: знакомство с тра­дициями страны изучаемого языка, фор­мирование межкультурной коммуникации учащихся, воспитание...
Целью дисциплины «Ландшафтоведение» является фор­мирование у студента представления о ландшафтной сфере Земли как о совокупности природных комплексов на земной iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обучающая- конкретизировать понятия : «природная зона», «широтная зональность», «высотная поясность»;- сформировать понятие о природных...
Целью дисциплины «Ландшафтоведение» является фор­мирование у студента представления о ландшафтной сфере Земли как о совокупности природных комплексов на земной iconРефератов по дисциплине «Физика Земли»
Вулканизм, его роль в строении и развитии Земли и в процессах протекающих на Земной поверхности
Целью дисциплины «Ландшафтоведение» является фор­мирование у студента представления о ландшафтной сфере Земли как о совокупности природных комплексов на земной iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: создание условий для формирования представлений о природных зонах Земли как зональных природных комплексах
Целью дисциплины «Ландшафтоведение» является фор­мирование у студента представления о ландшафтной сфере Земли как о совокупности природных комплексов на земной iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Это предопределяет направленность целей обучения на фор­мирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению...
Целью дисциплины «Ландшафтоведение» является фор­мирование у студента представления о ландшафтной сфере Земли как о совокупности природных комплексов на земной iconРабочая программа дисциплины «психология и педагогика»
Целью и задачей дисциплины является формирование у студентов представления о психологии и педагогике как науках о закономерностях...
Целью дисциплины «Ландшафтоведение» является фор­мирование у студента представления о ландшафтной сфере Земли как о совокупности природных комплексов на земной iconВ. И. Сологаев водоснабжение и водоотведение
Целью данной дисциплины является изучение устройства водопровода и канализации как части инженерного оборудования и сетей зданий...
Целью дисциплины «Ландшафтоведение» является фор­мирование у студента представления о ландшафтной сфере Земли как о совокупности природных комплексов на земной iconКраткое содержание дисциплины
Целью изучения дисциплины является подготовка студента к общению на иностранном языке в устной и письменной формах в рамках повседневной...
Целью дисциплины «Ландшафтоведение» является фор­мирование у студента представления о ландшафтной сфере Земли как о совокупности природных комплексов на земной iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Внутреннее строение Земли. Состав земной коры. Земная кора и литосфера -каменные оболочки Земли


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск