Пояснительная записка Художественная обработка древесины имеет богатую и интересную историю. Быт русских людей был тесно связан с лесом, древесиной, из которой изготавливали детали архитектуры,





Скачать 383.49 Kb.
НазваниеПояснительная записка Художественная обработка древесины имеет богатую и интересную историю. Быт русских людей был тесно связан с лесом, древесиной, из которой изготавливали детали архитектуры,
страница1/4
Дата публикации26.05.2015
Размер383.49 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > География > Пояснительная записка
  1   2   3   4

«Азбука мастерства»



Пояснительная записка

Художественная обработка древесины имеет богатую и интересную историю. Быт русских людей был тесно связан с лесом, древесиной, из которой изготавливали детали архитектуры, декоративные элементы в интерьере – мозаичные паркетные полы, резные украшения дверей, мебели, предметы домашнего обихода, игрушки и сувениры (точенные, резные, расписные).

Художественные изделия из дерева, помимо выразительности пропорций, цвета, формы, нередко имеют какое-либо украшение: орнамент или выявленную фактуру материала. Современное декоративно-прикладное искусство в поисках форм и средств художественной выразительности опирается на вековые традиции национального и мирового искусства. При выполнении декоративно-прикладных работ из древесины у воспитанников формируется художественно-творческая активность, умение овладеть образным языком художественных народных промыслов. Художественная обработка древесины требует серьезных знаний и умений в обращении с ручным инструментом и станочным оборудованием.

В основу программы положено обучение, основанное на развитии интереса и творческих возможностей детей. Все объекты труда подбираются с таким расчетом, чтобы они были максимально познавательными с точки зрения политехнического обучения, имели эстетическую привлекательность и давали представление о традиционных художественных видах обработки древесины. Во всем этом и проявляется техническая направленность.

Новизна представленной программы в том, что происходит совершенствование трудовых навыков учащихся по выбранным направлениям, а именно: выпиливание деталей лобзиком, резьба по дереву, токарная обработка древесины, художественное оформление изделий – это те темы, интерес к которым, у обучающихся, особенно высок.

Актуальность программы в том, что работа направлена на:

удовлетворение социального заказа общества так, как максимально приобщает детей всех социальных слоев общества к различным видам декоративно-прикладного творчества по обработке древесины;

выявление и развитие способностей у занимающихся детей к творчеству с дальнейшим профессиональным самоопределением;

социализацию и адаптацию личности через приобретение теоретических знаний и практических умений и навыков создания изделия из древесины.



Цель программы

Создание условий для формирования у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры и художественно-творческой активности при социализации личности в современных условиях жизни, а также творческое и эстетическое развитие в процессе художественной обработки материалов и проектирования изделия.

Задачи программы

Образовательные

сформировать практические навыки и умения в различных областях художественно-декоративной обработки древесины;

способствовать осознанию основополагающих признаков и понятий технологических процессов по изготовлению изделий из древесины;

ориентировать на требования рынка труда и подготовку к учебе в специализированных учебных заведениях.

Развивающие

развить мотивированные познавательные интересы, техническое мышление, пространственное воображение, интеллектуальные, творческие, коммуникативные, организаторские способности и самостоятельность у учащихся;

развить навыки самопознания, самоанализа и саморегуляции через преодоление трудностей практических заданий;

предоставить учащимся сведения о рабочих профессиях деревообрабатывающего профиля на допрофессиональном уровне.

Воспитательные

воспитать чувство «прекрасного» на основе единения с природой через природный материал;

воспитать трудолюбие и аккуратность при изготовлении изделий;

способствовать формированию у учащихся гражданско-патриотических, трудовых, эстетических, экологических и других качеств личности.

Теоретическое обучение проводится в форме беседы о художественных народных промыслах с демонстрацией иллюстраций и слайдов, в ходе которых обучающиеся знакомится с историей и развитием изучаемых видов художественной обработки древесины, инструктажа по обработке древесины на рабочем месте сопровождаемые демонстрацией приемов работы и анализом образцов изготавливаемого изделия. Учащиеся при выполнении практических работ, кроме освоения технологических приемов работы, включаются в решение технологических задач, направленных на создание целостного изделия, отвечающего как функциональным, так и эстетическим требованиям к конструкции.

В процессе занятий предусматривается сообщения учащимся сведений по материаловедению, по разработке конструкций изделий, о технологической документации, технологии точения древесины, о породах древесины, об отделке готовых изделий. В некоторых случаях при построении композиции или конструкции учащийся может использовать современные компьютерные технологии и программы на ПК.

В организации и методической работе с детьми важны все этапы обучения – как начальный, так и последующие. От того, как педагог встретит детей, что им покажет, что предложит сделать исходя из основополагающего принципа «от простого к сложному», зависит, возможно, и последующий успех в обучении.

С технологией художественной обработке древесины надо знакомить детей как в теоретическом плане (беседы, инструкции, демонстрации образцов и др.), так и в практической работе (вслед за показом педагога того или иного приема обработки дети повторяют его сами).

А для этого необходимо тщательно готовить как наглядные пособия, так и пиломатериалы и в соответствии с технологией обработки исправный инструмент и машинное оборудование. Учить удобному и безопасному использованию инструмента в обработке древесины.

Программа направлена на развитие художественного мышления, абстракции в работе с материалом. Уровень освоения программы общекультурный. Именно данная программа предлагает вести обучение трудовым навыкам в неразрывной связи с художественной обработке древесины и ставит своими задачами: сформировать у детей эстетическое отношения к труду, ценить красоту, научить пользоваться инструментом и станочным оборудованием.

Срок реализации дополнительной образовательной программы рассчитан на 3 года обучения детей с режимом занятий 2 часа в неделю. Учебная группа состоит из 12-15 человек (мальчики) в возрасте от 10 до14 лет.

Форма занятий: лекции, практические работы, экскурсии, защита и анализ творческой работы, конкурс, выставки и т.д. Изделия учащихся должны носить общественно полезную направленность и находить применение в оформлении школы, как сувениры для награждения, а также в домашней обстановке как предметы домашнего обихода и т.д. Художественные изделия могут выполняться индивидуально и коллективно.

Навыки, полученные учащимися за трехлетний период обучения в кружке, позволяют им продолжить самостоятельные занятия в этой области декоративно прикладного искусства, совершенствуя приемы художественной обработки древесины.

Местом проведения занятий служит столярная мастерская школы, оснащенная необходимым инструментом и оборудованием.

При проведении занятий особое внимание необходимо уделять вопросам охраны труда, производственной санитарии и личной гигиены.

Программа является примерной. На основе программы руководитель, учитывая интересы учащихся и местные условия и возможности, составляет план работы на год и может вносить изменения (сокращение или некоторое увеличение часов по отдельным темам). Возможна работа по звеньям.



Первый год обучения

Начинать занятия по художественной обработке древесины в системе дополнительного образования нужно с освоения наиболее простых видов работ. Таких, как резных контурная и геометрическая (трехгранно-выемчатая) резьба; выпиливание не сложных силуэтов животных, героев мультфильмов, элементов растительных орнаментов и т.д. К примеру, несмотря на простоту исполнения, геометрическая резьба обладает высокими качествами, выглядит весьма эффективно, позволяет создавать целые ряды разнообразнейших узоров. Это способствует развитию творческого воображения воспитанника, а интересная творческая работа помогает обучающемуся приобрести определенные умения и навыки в обработке древесины. Знания и навыки, полученные в течении первого года обучения. Дают возможность учащимся на втором году успешно справляться с более сложными видами работ.

Цель: Способствовать формированию у учащихся художественной культуры, как составной части материальной и духовной культуры, а также знакомство с наиболее распространенными технологиями художественной обработки древесины.

Задачи:

Образовательные

сформировать практические навыки и умения по обработке древесины с освоением наиболее простых видов работ с применением столярного инструмента и рациональной организацией рабочего места и соблюдением требований охраны труда;

способствовать осознанию основополагающих признаков и понятий технологических процессов по изготовлению изделий из древесины;

Развивающие

развить мотивированные познавательные интересы, техническое мышление, пространственное воображение, интеллектуальные, творческие, коммуникативные, организаторские способности и самостоятельность у учащихся;

развить навыки самопознания, самоанализа и саморегуляции через преодоление трудностей практических заданий;

Воспитательные

воспитать чувство «прекрасного» на основе единения с природой через природный материал;

воспитать трудолюбие и аккуратность при изготовлении изделий;

способствовать формированию и развитию гражданско-патриотических, трудовых, эстетических, экологических и других качеств личности.

Тематический план занятий первого года обучения

Темы

Количество часов

В том числе

На теоретиче-ские занятия

На практиче-ские занятия

1. Вводное занятие.

2

1

1

2. Краткое знакомство с народными художественными промыслами.

4

2

2

3. Технология изготовления изделия.

14

4

10

4. Технология художественной обработки древесины.

14

3

11

5. Общие основы художественного конструирования

6

2

4

6. Отделка древесины лакокрасочными материалами.

8

2

6

7. Индивидуальная работа над проектом изделия, защита проекта. Работа над зачетным изделием

22

3

19

Итого:

72

16

56

Содержание программы

  1. Вводное занятие.

Теория

Организация рабочего места и планирование работы. Физико-механические свойства древесины. Правила внутреннего распорядка и охраны труда при выполнении работ, гигиена труда и санитария в школьных мастерских.

Практика

Знакомство с материалами и декоративными и технологическими разновидностями художественной обработки древесины.

1.Краткое знакомство с художественными народными промыслами.

Теория

Краткий обзор развития художественных народных промыслов, их традиции и своеобразие художественного языка. Роль эстетики в жизни людей. Рассмотрение различных предметов народного быта, оформление интерьера в доме.

Практика

Деревянные подставки под горячую посуду, подсвечники, солонки и т. д. роль декоративно-прикладного искусства в жизни человека и общества. Просмотр слайдов, открыток, диафильмов на тему "Народные художественные промыслы России".

2.Технология изготовления изделия.

Теория

Столярная подготовка поверхности древесины к отделке. Обработка поверхностей детали ручными инструментами. Механизированная подготовка поверхностей. Приспособления для механизированной шлифовки древесины (шлифовальный диск, шлифовальный барабан, шлифовальная головка), шлифовальный станок, ручное и механическое выпиливание.

Практика

Подготовка древесины под следующую отделку (порозаполнение, снятие ворса, заделка дефектов и т.д.).

3.Технология художественной обработки древесины.

Теория

Понятие об орнаменте и узоре. Виды орнаментов: геометрический, растительный и др. Виды узоров. Основы построения узоров (в круге, квадрате и т.д.).

Практика

Выжигание. Сущность выжигания. Инструменты и приспособления, используемые при выжигании. Нанесения рисунка. Технология выполнения операций по выжиганию с применением выжигательного аппарата. Мозаика по дереву. Понятия о видах мозаике по дереву (инструкция, интарсии, блочной мозаике, маркетри). Материалы и инструменты, применяемые для выполнения мозаики. Техника выполнения мозаичных наборов. Подготовка рисунка для мозаичного набора. Изготовления деталей. Фигурный набор шпона.

4. Общие основы художественного конструирования

Теория

Понятие о технической эстетике и художественном конструировании, дизайне. Требование технической эстетики к промышленным изделиям.

Практика

Исходные принципы художественного конструирования (Единство формы и содержания). Понятие о композиции. Закономерности и средства композиции в художественном проектировании. Виды композиции.

5.Отделка древесины лакокрасочными материалами

Теория

Лакирование (виды лаков, область их применения, технология покрытия поверхностей лаками, условия и правила безопасного труда).

Практика

Полирование. Отделка изделий красящими веществами

( водоэмульсионными и другими красками).

6.Индивидуальная работа над проектом изделия. Работа над зачетным изделием

Теория

Выбор или самостоятельная разработка эскизов изделий для художественной последующей отделки.

Практика

Подготовка поверхности изделия под художественную обработку. Нанесения рисунка на поверхность изделия. Художественная отделка поверхностей изделий (выжиганием, выпиливанием, геометрическая резьба, мозаика по дереву и т.д.). Отделка древесины различными способами (лакокрасочными материалами, морилкой, вощением и т.д.).

Примерный перечень изделий

Игрушки, шкатулки, шахматные доски, разделочные доски, подсвечники, подставки под горячую посуду, полочки, подносы, солонки, рамки, декоративные панно, украшения, макеты этнографических предметов домашнего быта (ложки, миски, чашки, кубки и -др.).

К концу I года обучения

Учащиеся должны знать:

традиционные виды ремесел, народных промыслов;

основные технологические понятия; назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений, приемы и последовательность выполнения технологических операций;

столярная (ручная и механическая) подготовка поверхности древесины к отделке;

отделка древесины (воскование, полирование);

общие основы художественного конструирования;

виды декоративной отделки изделий (деталей); виды орнаментов и узоров;

методы защиты материалов от воздействия окружающей среды;

должны уметь:

рационально организовывать рабочее место и соблюдать требования охраны труда;

подготавливать поверхности изделия под художественную обработку; составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия;

выбирать и самостоятельно переносить рисунки для художественной отделки изделий;

выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами;

осуществлять инструментальный контроль качества изготавливаемого изделия (детали);

проводить разработку проекта изготовления изделия с использованием освоенных технологий и доступных материалов;

выполнять отделку изделий для защиты от воздействия окружающей среды;

осуществлять художественную отделку поверхности изделия (выжиганием, окраской).

Второй год обучения

На базе опыта первого года обучения педагог продолжает занятия с воспитанниками на более высоком эстетическом и технологическом уровне с закреплением навыков и умений полученных на первом годе обучения. Выпиливанию криволинейных орнаментальных начертаний при помощи лобзика. Художественной обработке поверхностей изделия резьбой. Освоение приемов выполнения резьбы (плоскорельефная, плосковыемчатая, рельефная). Второй год обучения предполагает усложнение как элементов изделий, так и более высокую степень обработки древесины в ручную и на станочном оборудовании. Художественная обработка древесины точением на СТД.

Цель: Способствовать формированию у воспитанников художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, а также формирование добросовестного отношения к труду, бережного отношения к окружающей среде и своему здоровью.

Задачи:

Образовательные

сформировать практические навыки и умения по обработке древесины с освоением наиболее простых видов работ с применением столярного инструмента и рациональной организацией рабочего места и соблюдением требований охраны труда;

способствовать осознанию основополагающих признаков и понятий технологических процессов по изготовлению изделий из древесины;

Развивающие

развить мотивированные познавательные интересы, техническое мышление, пространственное воображение, интеллектуальные, творческие, коммуникативные, организаторские способности и самостоятельность у воспитанников;

способствовать формированию и развитию гражданско-патриотических, трудовых, эстетических, экологических и других качеств личности.

Воспитательные

воспитать чувство «прекрасного» на основе единения с природой через природный материал;

воспитать чувство ответственности в преодолении трудностей практических заданий;

воспитать трудолюбие и аккуратность при изготовлении изделий.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Художественная обработка древесины имеет богатую и интересную историю. Быт русских людей был тесно связан с лесом, древесиной, из которой изготавливали детали архитектуры, iconПрограмма дополнительного образования «Художественная обработка материалов»
Пояснительная записка к программе «Художественная обработка материалов»
Пояснительная записка Художественная обработка древесины имеет богатую и интересную историю. Быт русских людей был тесно связан с лесом, древесиной, из которой изготавливали детали архитектуры, iconРабочая программа по курсу «История Сибири» для 8 класса 2013 2014 учебный год
России, имеет богатую историю. Но, к сожалению, в рамках школьного курса истории России в средней школе история Сибири практически...
Пояснительная записка Художественная обработка древесины имеет богатую и интересную историю. Быт русских людей был тесно связан с лесом, древесиной, из которой изготавливали детали архитектуры, iconII. Применение средств визуализации в учебном процессе 12
Черноземья, имеющее богатую историю и традицию. Каждое утро он встречает сотни молодых людей, юношей и девушек, которые осваивают...
Пояснительная записка Художественная обработка древесины имеет богатую и интересную историю. Быт русских людей был тесно связан с лесом, древесиной, из которой изготавливали детали архитектуры, iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Выставка творческих работ объединений дополнительного образования «Бисероплетение», «Художественная обработка древесины»
Пояснительная записка Художественная обработка древесины имеет богатую и интересную историю. Быт русских людей был тесно связан с лесом, древесиной, из которой изготавливали детали архитектуры, iconРабочая программа по технологии (художественная обработка древесины)
Ильин Иван Юрьевич, учитель технологии муниципального общеобразовательного учреждения Итомлинской средней общеобразовательной школы...
Пояснительная записка Художественная обработка древесины имеет богатую и интересную историю. Быт русских людей был тесно связан с лесом, древесиной, из которой изготавливали детали архитектуры, iconДополнительная образовательная программа «Моя Зарека» для детей от...
Державинский лицей расположен на территории микрорайона Зарека. Район имеет богатую историю
Пояснительная записка Художественная обработка древесины имеет богатую и интересную историю. Быт русских людей был тесно связан с лесом, древесиной, из которой изготавливали детали архитектуры, iconГород липецк: история и современность
Много на карте нашей Родины русских городов. Каждый имеет свою историю. А если собрать эти истории вместе—получится летопись нашей...
Пояснительная записка Художественная обработка древесины имеет богатую и интересную историю. Быт русских людей был тесно связан с лесом, древесиной, из которой изготавливали детали архитектуры, iconРеферат тема: «Обработка металлов давлением: художественная ковка»
Художественная обработка металлов – искусство малых форм. Благодаря красоте материала, талант и техническое мастерство исполнителя...
Пояснительная записка Художественная обработка древесины имеет богатую и интересную историю. Быт русских людей был тесно связан с лесом, древесиной, из которой изготавливали детали архитектуры, iconПояснительная записка Предмет «Мировая художественная культура»
Предмет «Мировая художественная культура» рассматривает общие закономерности развития художественной культуры, составляющие ее различные...
Пояснительная записка Художественная обработка древесины имеет богатую и интересную историю. Быт русских людей был тесно связан с лесом, древесиной, из которой изготавливали детали архитектуры, iconА. И. Друшляков Ивановская обл., г. Шуя, огкоу «Шуйская школа-интернат VIII вида»
Социализация учащихся специальной школы-интерната VIII вида через организацию процесса профессионально-трудового обучения и воспитания...
Пояснительная записка Художественная обработка древесины имеет богатую и интересную историю. Быт русских людей был тесно связан с лесом, древесиной, из которой изготавливали детали архитектуры, iconИсторический факультет
Регион Центральной Азии, который расположен в самом сердце огромного Евразийского континента на стыке четырех крупнейших цивилизаций...
Пояснительная записка Художественная обработка древесины имеет богатую и интересную историю. Быт русских людей был тесно связан с лесом, древесиной, из которой изготавливали детали архитектуры, iconПрограмма дисциплины дпп. Дс. 05 Художественная обработка материалов...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Пояснительная записка Художественная обработка древесины имеет богатую и интересную историю. Быт русских людей был тесно связан с лесом, древесиной, из которой изготавливали детали архитектуры, iconПояснительная записка программа рассчитана на 70 учебных часа
Художественная литература имеет огромнейшее значение в формировании духовно богатой личности с высокими нравственными идеалами и...
Пояснительная записка Художественная обработка древесины имеет богатую и интересную историю. Быт русских людей был тесно связан с лесом, древесиной, из которой изготавливали детали архитектуры, iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Дисциплина «История кино» предназначена для студентов, обучающихся по специальностям «Социально-культурная деятельность», а также...
Пояснительная записка Художественная обработка древесины имеет богатую и интересную историю. Быт русских людей был тесно связан с лесом, древесиной, из которой изготавливали детали архитектуры, iconМетодическое пособие Петрозаводск 2010 Рассмотрены и утверждены к...
России имеет долгую и богатую историю. До революции в городах работали частнопрактикующие врачи, открывались частные клиники, на...
Пояснительная записка Художественная обработка древесины имеет богатую и интересную историю. Быт русских людей был тесно связан с лесом, древесиной, из которой изготавливали детали архитектуры, iconПояснительная записка к рабочей программе «Мировая художественная...
Мировая художественная культура 5-11 кл. Составитель Данилова Г. И м.: Дрофа, 2009


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск