^Т.Н.Калабухова
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании МО классных Пр № / от
Руководитель МО
Утверждена ПР. №
от
Директор МБОУ Крутинская СОШ В.Н.Иванова Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Крутинская средняя общеобразовательная школа Рабочая программа экологического кружка « Эколог» для учащихся 6-8 классов на 2013- 2014 уч.год Руководитель кружка: Калабухова J1.H.. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы
Стремительное изменение природной среды в эпоху научно-технической революции связано с активным воздействием общества на природу. В результате значительно улучшается жизнь человека, лучше обеспечиваются его конкретные потребности. Однако ширится и число нежелательных явлений в окружающей среде. Причины здесь неоднозначны. Одна из них - экологическая неграмотность населения. Сегодня экологическая культура становится важным проявлением социальной активности и гражданской зрелости выпускника общеобразовательной школы. Общеобразовательная школа призвана развивать у учащихся ответственное отношение к природе. Формирование такого отношения к природе - сложный и длительный социальнопедагогический процесс. В условиях среднего образования он направлен не только на овладение знаниями и умениями, но и на развитие эмоций, воли детей, их деятельности по защите, уходу и улучшению природной среды. Такого рода работа предполагает расширение педагогически организованных контактов школьников с природной средой, организацию целенаправленного общения школьников между собой и со взрослыми в условиях обучающих ситуаций. Достичь отмеченных целей сложно в условиях классноурочной системы. Внеклассная работа значительно расширяет возможности учебно- воспитательного воздействия на школьника в становлении и развитии его взглядов на необходимость изучения и охраны природной среды.
Это возможно, в системе внеурочных занятий, к числу которых относится творческое объединение «Мир вокруг нас».
В век научно-технического прогресса, когда в эксплуатацию вовлекаются все большее количество природных ресурсов, охрана природы является одной из острейших проблем современности, поэтому каждому члену нашего общества необходимы знания естественных законов природы. Экологических факторов и научных основ правильных взаимоотношений человека с окружающей его природной средой.
Цели и задачи программы Цель: '
- обеспечение условий для формирования экологического мышления и экологической . грамотности школьников. ’
Задачи:
обогащение школьников новыми, интересными фактами, понятиями, отражающими различные стороны жизни природы и общества;
усиление интереса школьников к географической, биологической и экологической наукам;
воспитание дисциплинированности, товарищества, самостоятельности, целеустремлённости, умения организовывать свою деятельность;
развитие творческих способностей школьников с учётом их индивидуальных особенностей, выработка устойчивого интереса к пополнению знаниями, стремления работать;
обучение учащихся навыкам состоятельного пользования различными источниками информации.
воспитать у школьников чувство любви и бережного отношения к природе, ответственность за сохранение природного наследия;
углубить теоретические знания программного материала по биологическим дисциплинам, изучаемым в школе;
пополнить разносторонние сведения об окружающем мире природы, тесных экологических связях, существующих в природной среде, о влиянии хозяйственной деятельности
человека на окружающую среду и мерах ее охраны;
научить слушателей кружка умению самостоятельно работать со справочниками;
выработать качества рачительного и разумного хозяина природы.
четко определить правила и обязанности по отношению к ней;
вооружить учащихся трудовыми навыками умениями при выполнении природоохранных мер.
В программу входят как теоретические занятия в виде лекций и бесед, так и выполнение практических заданий по пройденным темам, проведение опытных и исследовательских работ. Ведение сезонных наблюдений в природе и обязательное участие в общественно-полезном труде.
Кроме того, в процессе занятий предусмотрено широкое участие членов кружка в подготовке и проведении экологических праздников, участие в школьных, районных, областных и всероссийских конкурсах, викторинах, в трудовых операциях, в целевых экскурсиях и походах в природу.
Программа кружка ориентирована на учащихся 5-7 классов и рассчитана на 70 часов в год.
Основные формы занятий кружка «Мир вокруг нас» - лекции, рассказы учителя, обсуждение проблем, практические работы, просмотр видеофильмов, экскурсии. Члены кружка готовят рефераты и доклады, сообщения.
Особенностью методики проведения занятий является сочетание коллективных и индивидуальных форм работы.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ИХ ПРОВЕРКИ
повышение уровня знаний учащихся по географии и биологии;' повышение интереса к изучению биологии, географии, экологии; повышение интереса учащихся к исследовательской и проектной деятельности; рост числа учащихся, занимающихся исследованиями в области географии, биологии, экологии;
Мониторинг результатов выполнения целей и задач программы предполагает наблюдение за деятельностью учащихся на уроках, отслеживание количества учащихся, занимающихся исследовательской и проектной деятельностью и её результативности.
Результаты годовой работы кружка (дневники наблюдений, материалы, собранные на экскурсиях и походах, фотографии, рисунки, поделки, доклады, рефераты, проекты, альбомы, газеты и др.) оформляются в виде итоговой выставки.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Организационное занятие (2ч).Знакомство с кружковцами и их интересами. План работы на год. Перспективы занятий на последующие годы. Правила поведения в кружке. Знакомство с литературой. Демонстрация творческих работ, сделанных кружковцами прежних лет. Осенние явления в природе (4ч).Знакомство с распространенными деревьями, кустарниками, травянистыми растениями. Подготовка растений к зиме. Осенняя окраска листьев деревьев и кустарников. Сравнение окраски листьев у различных деревьев и кустарников и у одного дерева, но в разных частях кроны. Наиболее распространенные животные. Подготовка животных к зиме. Экскурсия в природу. Проведение фенологических наблюдений. Практическая работа. Выделение пигментов из осенних листьев. Сбор природного материала для изготовления наглядных пособий (2ч).Экскурсия на учебно-опытный участок. Классификация плодов: сухие и сочные. Сборные и сложные плоды, соплодия. Приспособления плодов и семян к распространению. Значение плодов и семян в жизни человека. Практическая работа. Сбор различных плодов и семян (боб, орешек, коробочка, стручок, семянка, зерновка и др.) для изготовления наглядных пособий. Изготовление наглядных пособий (2ч).Практическая работа. Изготовление наглядных пособий: коллекций плодов и семян. Сбор природного материала для изготовления поделок (4ч).Экскурсия в природу. Знакомство с местными породами деревьев, кустарников и видами дикорастущих трав. Практическая работа. Сбор семян и плодов дикорастущих трав, деревьев, кустарников (шишек, желудей, хвои, и другого природного материала) для изготовления поделок. Изготовление поделок (4ч).Практическая работа. Изготовление поделок из прироДного материала. Зеленые спутники человека (6 ч).Знакомство с комнатными растениями. Разнообразие комнатных растений, йх родина, группировка и биологические особенности. Викторина «Путешествие с комнатными растениями» Практическая работа. Паспортизация комнатных растений. Работа со справочной литературой по комнатному цветоводству. Оформление этикеток. Требовательность комнатных растений к влажности почвы и воздуха, температуре, освещению. Виды ухода за комнатными растениями и сроки его проведения в связи с биологическими особенностями растений и временем года. Значение перевалки и пересадки для роста и развития растений. Сроки и техника проведения этой работы. Практическая работа. Проведение работ по перевалке и пересадке комнатных растений. Питание комнатных растений. Питательные вещества, необходимые для правильного развития комнатных растений. Виды удобрений, их характеристика. Подкормка как добавочное питание. Сроки, правила и количество подкормок в течение вегетационного периода. Практическая работа. Приготовление растворов для подкормки и проведение подкормки комнатных растений. Значение комнатных растений в жизни человека. Комнатные растения и чистота воздуха в помещении. 'Практическая работа. Исследование фитонцидно®активности комнатного растения. Часы занимательной биологии ( 8 ч).Живые барометры. Растения - приборы и индикаторы. Растения - гиганты и карлики. Просмотр и обсуждение д/ф «Необычные растения»Просмотр и обсуждение д/ф «Растения - хищники»Зимующие птицы (4ч).Причины( изменения сезонного поведения птиц. Зимующие птицы. Сроки пролета зимующих (пролетных) птиц: снегирей, чижей, чечеток, свиристелей. Потребители ягод. Рябина как орнитохорное растение. Практическая работа с коллекционным материалом и определителями. Организация зимней подкормки птиц (2 ч).Практическая работа. Изготовление кормушек и их развеска. Практическая работа. Наблюдение за кормящимися птицами. Их определение. Наблюдение за жизнью растений зимой (4ч).Приспособления растений к перенесению низких температур и неблагоприятных условий в зимнее время. Состояние покоя. Деревья и кустарники зимой. Жизнь растений под снегом. Экскурсия в природу. Проведение фенологических наблюдений. Практическая работа. Измерение температуры воздуха, высоты снежного покрова. Наблюдение за жизнью животных зимой (4ч).Жизнь животных зимой. Приспособления животных к перенесению низких температур и неблагоприятных условий в зимнее время. Учеты животных too белой тропе. Экскурсия в природу. Изучение следов на снегу. Викторина «Кто как зимует?» ' - Экологические праздники (8ч).Конкурс знатоков природы КВН «В мире животных»Конкурс рисунков о природе Путешествие по страницам «Черной книги»День птиц: устный журнал «В мире птиц»Викторина «Природа »День Земли: инсценировка «На лесной поляне»По страницам Красной книги. Животные (4ч).Роль животных в природе и жизни человека. Редкие и охраняемые виды животных. Законы об охране животных. Практическая работа. Выпуск газеты «Красная книга» По страницам Красной книги. Растения (4ч).Роль растений в природе и жизни человека. Редкие и охраняемые виды растений. Законы об охране растений. Практическая работа. Выпуск газеты «Берегите первоцветы!». День экологических действий (2ч).Практическая работа. Уход за цветниками Зеленая аптека (4ч).Роль лекарственных растений в жизни человека. Лекарственные растения местной фйоры, их биологические особенности. Охрана лекарственных растений. Практическая работа. Изучение лекарственных растений местной флоры (работа с готовыми гербариями, справочной литературой, определителями).
Экологические особенности и ареалы лекарственных растений. Экскурсия. Знакомство с видами лекарственных растений, произрастающих в окрестностях школы. Практическая работа. Составления гербария лекарственных растений. Правила сбора и сушки лекарственного сырья Практическая работа. Заготовка лекарственного сырья Итоговое занятие (2ч).Подведение итогов работы кружка за год. Рассмотрение достижений и недостатков в природоохранной работе кружка. Практическая работа. Организация выставки творческих работ учащихся. MemodimecKoe^ обемьеченж дополнительной программы _игры, игровые моменты, практикумы -конкурсы, выставки,
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН №
| Тема
| Всего
часов
| 1
| Организационное занятие
Знакомство с кружковцами и их интересами. План работы на год. Перспективы занятий на последующие годы. Правила поведения в кружке. Знакомство с литературой. Демонстрация творческих работ, сделанных кружковцами прежних лет.
| 2
4/J'- ,
| 2
| Осенние явления в природе
Знакомство с распространенными деревьями, кустарниками, травянистыми растениями. Подготовка растений к зиме. Осенняя окраска листьев деревьев и кустарников. Сравнение окраски листьев у различных деревьев и кустарников и у одного дерева, но в разных частях кроны.
Наиболее распространенные животные. Подготовка животных к зиме. Экскурсия в природу. Проведение фенологических наблюдений.
Практическая работа. Выделение пигментов из осенних листьев.
| 4
//, 0 if. Я 4
/ /J7
| 3
| Сбор природного материала для изготовления наглядных пособий
Экскурсия на учебно-опытный участок. Классификация плодов: сухие и сочные. Сборные и сложные плоды, соплодия. Приспособления плодов и семян к распространению. Значение плодов и семян в жизни человека.
Практическая работа. Сбор различных плодов и семян (боб, орешек, коробочка, стручок, семянка, зерновка и др.) для изготовления наглядных пособий.
| 2
^34
£ f У IT
| 4
| Изготовление наглядных пособий
Практическая работа. Изготовление наглядных пособий: коллекций плодов и семян.
| 2Ж *0
//'Ufb
Ш- //
| 5
| Сбор природного материала для изготовления поделок
Экскурсия в природу. Знакомство с местными породами деревьев, кустарников и видами дикорастущих трав.
Практическая работа. Сбор семян и плодов дикорастущих трав, деревьев, кустарников (шишек, желудей, хвои, и другого природного материала) для ' изготовления поделок. ' -
| 4
//
у$М-
с **
| 6
| Изготовление поделок
Практическая работа. Изготовление поделок из природного материала.
| 4 ^
| 7
| Зеленые спутники человека (6 ч).
Знакомство с комнатными растениями. Разнообразие комнатных растений, их родина, группировка и биологические особенности.
Викторина «Путешествие с комнатными растениями»
Практическая работа. Паспортизация комнатных растений. Работа со справочной литературой по комнатному цветоводству. Оформление этикеток.
Требовательность комнатных растений к влажности почвы и воздуха, температуре, освещению. Виды ухода за комнатными растениями и сроки его проведения в связи с биологическими особенностями растений и временем года. Значение перевалки и пересадки для роста и развития растений. Сроки и техника
| 6
# п/
4F
0 &
£ #S,
|
| проведения этой работы.
Практическая работа. Проведение работ по перевалке и пересадке комнатных растений.
Питание комнатных растений. Питательные вещества, необходимые для правильного развития комнатных растений. Виды удобрений, их характеристика. Подкормка как добавочное питание. Сроки, правила и количество подкормок в течение вегетационного периода.
Практическая работа. Приготовление растворов для подкормки и проведение подкормки комнатных растений. \ ,
Значение комнатных растений в жизни человека. Комнатные растения и чистота воздуха в помещении.
Практическая работа. Исследование фитонцидной активности комнатного растения.
| /£. ч, /j? £
| 8
| Часы занимательной биологии ( 8ч).
Живые барометры. Растения - приборы и индикаторы. Растения - гиганты и карлики. Растения и письменность.
Просмотр и обсуждение /ф «Необычные растения»
Просмотр и обсуждение ф «Растения - хищники»
Составление презентаций
| 8
4Л 4 У
'з/ $$,
ЛД М & f J ,f / '
| 9
| Зимующие птицы (4ч).
Причины( изменения сезонного поведения птиц. Зимующие ■ птицы. Сроки пролета зимующих (пролетных) птиц: снегирей, чижей, чечеток, свиристелей. Потребители ягод. Рябина как орнитохорное растение.
Практическая работа с коллекционным материалом и определителями.
| 4
| 10
| Организация зимней подкормки птиц (2 ч).
Практическая работа. Изготовление кормушек и их развеска.
Практическая работа. Наблюдение за кормящимися птицами. Их определение.
| 2
| 11
| Наблюдение за жизнью растений зимой (4ч).
Приспособления растений к перенесению низких температур и неблагоприятных условий в зимнее время. Состояние покоя. Деревья и кустарники зимой. Жизнь растений под снегом.
Экскурсия в природу. Проведение фенологических наблюдений.
" Практическая работа. Измерение температуры воздуха, высоты снежного покрова.
| 4
| 12
| Наблюдение за жизнью животных зимой 4ч).
Жизнь животных зимой. Приспособления животных к перенесению низких температур и неблагоприятных условий в зимнее время. Учеты животных по белой тропе.
Экскурсия в природу. Изучение следов на снегу.
Викторина «Кто как зимует?»
| 4
| 13
| Экологические праздники (8ч).
Конкурс знатоков природы КВН «В мире животных»
Конкурс рисунков о природе Путешествие по страницам « Черной книги»
| 8
|
| День птиц: устный журнал «В мире птиц» Викторина «Природа »
День Земли: инсценировка «На лесной поляне»
|
| 14
| По страницам Красной книги. Животные (4ч).
Роль животных в природе и жизни человека. Редкие и охраняемые виды животных. Законы об охране животных.
Практическая работа. Выпуск газеты «Красная книга»
| 4
| 15
| По страницам Красной книги. Растения (4ч). \
Роль растений в природе и жизни человека. Редкие и охраняемые виды растений. Законы об охране растений.
Практическая работа. Выпуск газеты «Берегите первоцветы!».
| 4
| 16
| День экологических действий (2ч).
Практическая работа. Уход за цветниками
| 2
| 47
| Зеленая аптека (4ч).
Роль лекарственных растений в жизни человека. Лекарственные растения местной флоры, их биологические особенности. Охрана лекарственных растений.
Практическая работа. Изучение лекарственных растений местной флоры (работа с готовыми гербариями, справочной литературой, определителями).
Экологические особенности и ареалы лекарственных растений.
Экскурсия. Знакомство с видами лекарственных растений, произрастающих в окрестностях школы.
Практическая работа. Составления гербария лекарственных растений.
Правила сбора и сушки лекарственного сырья
Практическая работа. Заготовка лекарственного сырья >*
| 4
| 18
| Итоговое занятие (2ч).
Подведение итогов работы кружка за год. Рассмотрение достижений и недостатков в природоохранной работе кружка.
Практическая работа. Организация выставки творческих работ учащихся.
| 2
|
ЛИТЕРАТУРА
Акимушкин И.И. Занимательная биология. М., Молодая гвардия, 1972 Благосклонов К.Н. Охрана и привлечение птиц. М., Просвещение, 1972 Васильева З.В., Кирилова Г.А. и другие. Лабораторные работы по микробиологии. М.: Просвещение, 1979
Денисов Г.А. Удивительный мир растений. М., Просвещение, 1973
Денисов Л.В. Редкие и исчезающие растения СССР. М., Лесная промышленность,
1974
Жирнов Л.В., Винокуров А.А., Бычков В.А. Редкие и исчезающие животные СССР. Млекопитающие и птицы. М., Лесная промышленность, 1978
Клинковская Н.И., Пасечник В.В. Комнатные растения в школе. М., Проевежение, 1986
Книга для чтения по ботанике: Для учащихся 5-6 кл. / Сост. Д.И. Ррайтак. 2-е изд., перед. М., Прсвещение, 1985
Книга для чтения по зоологии: Для учащихся 6-7 кл. / Сост. С.А. Молис. 2-е изд., перед. М., Просвещение, 1986
Никишов А.И, Мокеева З.А., Орловская Е.В. Внеклассная работа по биологии. М., Просвещение, 1980
Новиков Г.А. Жизнь на снегу и под снегом. Л., Изд-во ЛГУ, 1981 Олигер И. М. Краткий определитель позвоночных животных средней полосы европейской части СССр. М, Просвещение, 1971
Рокин Б.П. Целебные яды растений, 3-е изд. Л.: Лениздат, 1980
Формозов А.Н. Спутник следопыта. М., Детская литература, 1974
Чиков П.С., Лаптев Ю.П. Витаминные и лекарственные растения. М., Колос, 1976 |