Курсовая работа на тему:
Порядок уплаты страховых взносов из расчета стоимости страхового года
Содержание
Введение 3
Глава 1. Общие положения по уплате страховых взносов 5
1.1 Законодательная база Российской Федерации, определяющая порядок уплаты страховых взносов 5
1.2. Права и обязанности страхователей, уплачивающих страховые взносы из расчета страхового года 8
Введение
С переходом к рыночной экономике активно начал развиваться социальный слой самозанятого населения – это индивидуальные предприниматели, нотариусы, адвокаты и т.д. Государство для данной категории граждан предусматривает различные налоговые льготы и специальные режимы налогообложения, во многом их отчетность отличается от отчетности юридических лиц и других организаций. Данная тенденция коснулась и уплаты страховых взносов. Самозанятое население рассчитывает и уплачивает страховые взносы исходя из стоимости страхового года.
Исчисление и уплата страховых взносов исчисленных из стоимости страхового года регулируется на территории России следующими основными Федеральными законами: № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», а так же № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ в связи с принятием федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».
Данные законы предусматривают переход с 1 января 2010 года от ЕСН к страховым взносам, во внебюджетные фонды. Для Индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов и других категорий лиц, самостоятельно обеспечивающие себя работой, с 1 января 2010 года понятие «страховых взносов в виде фиксированного платежа» в законодательстве отсутствует, страховые взносы уплачиваются за 2010 год исходя из стоимости страхового года.
Данная тема особенно актуальна в связи с тем, что с одной стороны, количество самозанятого населения увеличивается, а государство активно проводит реформирование уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью и доступностью, в связи с постоянным изменениями законодательства. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.
Целью исследования является изучение механизма уплаты страховых взносов из расчета стоимости страхового года
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить основы исчисления страховых взносов во внебюджетные фонды, исходя из стоимости страхового года
-рассмотреть основы уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды, исходя из стоимости страхового года
-рассмотреть на конкретных примерах механизмы уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды, исходя из стоимости страхового года
Объектом данной работы являются страховые взносы, рассчитанные исходы из стоимости страхового года. Предметом - действующий механизм исчисления и уплаты страховых взносов исчисленных исходя из стоимости страхового года.
Глава 1. Общие положения по уплате страховых взносов
1.1 Законодательная база Российской Федерации, определяющая порядок уплаты страховых взносов Отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, регулирует Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (Закон N 212-ФЗ).
Действие этого Закона не распространяется на правоотношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (взносы на травматизм).
Взносам на травматизм посвящен отдельный законодательный акт - Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее - Закон N 125-ФЗ). Несмотря на то, что объект и база по этим двум видам взносов унифицированы, некоторые отличия между ними все же существуют. Об особенностях исчисления и уплаты взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний см. в разделе «Взносы на травматизм».
Данные законодательная база обеспечивает замену с 1 января 2010 года Единый социальный налог страховыми взносами, во внебюджетные фонды. Главным изменением для индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов и других категорий лиц, самостоятельно обеспечивающие себя работой, заключается в том, что с 1 января 2010 года понятие «страховых взносов в виде фиксированного платежа» в законодательстве отсутствует, страховые взносы уплачиваются за 2010 год исходя из стоимости страхового года [9].
Итак, Закон N 212-ФЗ выделяет несколько видов страховых взносов [5]:
- взносы на обязательное пенсионное страхование (уплачиваются в ПФР);
-взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (уплачиваются в ФСС РФ);
- взносы на обязательное медицинское страхование (уплачиваются в Федеральный фонд ОМС).
До 2012 г. взносы на обязательное медицинское страхование уплачивали в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и в территориальные фонды обязательного медицинского страхования. С 2012 г. взносы перечисляют только в федеральный фонд. Это связано с принятием Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». Статьей 12 указанного документа установлено, что страховщиком по обязательному медицинскому страхованию является Федеральный фонд ОМС.
Страховые взносы по своей правовой природе не являются налоговыми платежами, у них иное предназначение. Налоги являются безвозмездными платежами (ст. 8 НК РФ), за счет которых финансируется деятельность государства [4]. Страховые взносы, поступающие в бюджеты государственных внебюджетных фондов, являются своего рода гарантией на получение застрахованными лицами социальных пособий и пенсионного обеспечения. То есть взносы отвечают признакам возмездности и возвратности. Например, при поступлении их в бюджет Пенсионного фонда они персонифицируются и учитываются на индивидуальных лицевых счетах, открытых каждому застрахованному лицу [5].
Обязанность уплачивать страховые взносы за застрахованных физических лиц возложена на страхователей, определяемых в соответствии с конкретными законами. Это, в частности, Федеральные законы от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (Закон N 255-ФЗ) и от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (N 167-ФЗ).
Все индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы и главы фермерских хозяйств в обязательном порядке должны уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд РФ как за себя, так и за своих работников. Для этого они должны в обязательном порядке зарегистрироваться в территориальном управлении Пенсионного фонда РФ по месту жительства [5].
Индивидуальные предприниматели, главы крестьянских (фермерских) хозяйств могут быть зарегистрированы в территориальных органах ПФР несколько раз по различным основаниям. Во-первых, в качестве страхователя, уплачивающего страховые взносы в размере исходя из стоимости страхового года. Во-вторых, они обязаны повторно зарегистрироваться, если являются работодателями и заключают с другими гражданами трудовые или гражданско-правовые договоры. В-третьих, они обязаны пройти регистрацию в Пенсионном фонде РФ, если выразят желание на свой индивидуальный счет в ПФР добровольно уплачивать страховые взносы. Для вышеуказанной категории страхователей необходима регистрация в ПФР в качестве страхователя, уплачивающего взносы в размере исходя из стоимости страхового года. Обращаться в территориальный орган Пенсионного фонда РФ лично не обязательно [5].
Индивидуальные предприниматели, фермеры, частные детективы, адвокаты и нотариусы, зарегистрированные как работодатели, уплачивают страховые взносы в порядке, установленном для плательщиков, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. Порядок исчислений, порядок и сроки уплаты взносов устанавливаются ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».
Для индивидуальных предпринимателей и приравненных к ним страхователей, уплачивающих страховые взносы за себя, ответственность за несвоевременную регистрацию в органах Пенсионного фонда РФ отменена, поскольку эти страхователи с 2004 г. не обязаны подавать заявления в территориальный орган ПФР для регистрации.
Система штрафов распространяется на адвокатов, нотариусов, занимающихся частной практикой, а также на тех страхователей, которые регистрируются в заявительном порядке, - это все индивидуальные предприниматели, частные нотариусы, частные детективы, адвокаты и главы крестьянских (фермерских) хозяйств, которые заключают трудовые или гражданско-правовые договоры с работниками.
За нарушение установленного срока регистрации в ПФР к страхователям применяются штрафы в размере 5 тыс. руб., а за нарушение указанного срока регистрации более чем на 90 дней - в размере 10 тыс. руб [5].
1.2. Права и обязанности страхователей, уплачивающих страховые взносы из расчета страхового года
Страхователи подразделяются на две категории (ч. 1 ст. 5 Закона N 212-ФЗ).
К первой категории относятся те, кто производит выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. Это организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями [5].
Ко второй категории относятся страхователи, которые не производят названные выплаты. Это индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой (так называемые самозанятые лица). Они уплачивают страховые взносы за себя. Ранее в главе 24 НК РФ устанавливалось, что главы крестьянских (фермерских) хозяйств признавались плательщиками ЕСН в порядке, установленном для индивидуальных предпринимателей.
Согласно статье 14 Закона N 212-ФЗ глава крестьянского (фермерского) хозяйства должен самостоятельно уплачивать за себя и за каждого члена такого хозяйства страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, Федеральный и территориальные ФОМС в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, при этом общий размер страховых взносов по каждому виду страхования равен произведению стоимости страхового года и количества всех членов крестьянского (фермерского) хозяйства, включая его главу [5].
Если гражданин зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, он обязан уплачивать страховые взносы. Закон N 212-ФЗ не освобождает предпринимателей, по каким-либо причинам временно не осуществляющих коммерческую деятельность, от уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. Но есть одно исключение. Оно предусмотрено для женщин, осуществляющих уход за ребенком до достижения им возраста полутора лет, и касается уплаты взносов в ПФР. В Письме Минздравсоцразвития России от 22.03.2011 N 19-5/10/2-2767 указано, что в период нахождения индивидуального предпринимателя в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет страховые взносы в ПФР не уплачиваются.
Действительно, Закон N 212-ФЗ не содержит норм о приостановлении обязанностей по уплате страховых взносов в период нахождения предпринимателя в отпуске по уходу за ребенком. Но остались неизменными положения Закона N 167-ФЗ и Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», касающиеся порядка зачета нестраховых периодов в страховой стаж и финансирования расходов фонда в связи с этим за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета [5].
Контролирующие органы на местах продолжают практику взыскания взносов за периоды, когда предприниматели находятся в отпуске по уходу за ребенком. Однако позиция судов сходится с позицией Минздравсоцразвития России. Взносы за эти периоды индивидуальные предприниматели уплачивать не обязаны, а действия ПФР по их взысканию неправомерны (Определение ВАС РФ от 17.02.2012 N ВАС-875/12).
Если страхователь одновременно относится к обеим категориям плательщиков, он уплачивает взносы по двум основаниям. Например, предприниматель, имеющий работников, обязан платить страховые взносы и как самозанятое лицо (за себя), и как работодатель.
Права, которые есть у плательщиков страховых взносов, и обязанности, возложенные на них, перечислены в ч. 1 ст. 28 Закона N 212-ФЗ.
Так, у плательщиков есть право [5]:
- на получение от органов контроля за уплатой страховых взносов бесплатной информации (в том числе в письменной форме и в форме электронных документов) о законодательстве по страховым взносам, о порядке их исчисления и уплаты;
- своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных взносов, пеней и штрафов;
- представление своих интересов в отношениях, лично либо через своего представителя;
- возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами органов контроля или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц;
- присутствовать при проверках, получать документы, с ними связанные, а также представлять необходимые пояснения и возражения по результатам проверок;
- обжаловать акты органов контроля и действия (бездействие) их должностных лиц.
В ст. 5.1 Закона N 212-ФЗ закреплено, что плательщик может участвовать в правоотношениях по страховым взносам через законного или уполномоченного представителя. Личное участие не лишает плательщика права иметь представителя, равно как участие представителя не лишает плательщика на личное участие в указанных правоотношениях [5].
Безусловно, полномочия представителя плательщика должны быть документально подтверждены. Так, законным представителем самозанятого населения является лицо, имеющее доверенность, выданную предпринимателем, нужно заверить у нотариуса.
Также ст. 5.1 Закона N 212-ФЗ установлены ограничения по кругу лиц, имеющих право быть представителями. Не вправе выступать в качестве уполномоченного представителя должностные лица органов контроля, налоговых и таможенных органов, органов внутренних дел, а также судьи, следователи и прокуроры [5].
Перечень основных обязанностей плательщиков страховых взносов приведен в ч. 2 ст. 28 Закона N 212-ФЗ. Во-первых, плательщики должны правильно исчислять и своевременно уплачивать страховые взносы. Во-вторых, вести в установленном порядке учет объектов обложения страховыми взносами. В-третьих, своевременно сдавать отчетность и представлять необходимые документы, подтверждающие правильность исчисления и полноту уплаты (перечисления) страховых взносов, в органы контроля. Кроме того, плательщики обязаны обеспечивать в течение шести лет сохранность документов, подтверждающих исчисление и уплату платежей.
С 2012 г. в Законе N 212-ФЗ некоторые обязанности плательщиков конкретизированы: п. 4 ч. 2 ст. 28 дополнен положением, согласно которому представлять документы плательщики могут в форме электронных документов. Также можно передавать их с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Регистрации в качестве страхователей по обязательному пенсионному страхованию подлежат три группы плательщиков [5]:
- юридические лица (в том числе по месту нахождения обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, расчетный счет и начисляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц) (далее - организации);
- крестьянские (фермерские) хозяйства, осуществляющие деятельность в форме юридического лица, родовые, семейные общины коренных малочисленных народов Севера;
- физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели (включая глав крестьянских (фермерских) хозяйств), нотариусы, занимающиеся частной практикой, частные детективы, адвокаты и иные частнопрактикующие лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, заключившие трудовые договоры с работниками, а также выплачивающие по договорам гражданско-правового характера вознаграждения, на которые в соответствии с законодательством РФ начисляются страховые взносы (далее - физические лица - работодатели).
При регистрации страхователю присваивается регистрационный номер, который представляет собой двенадцатизначный цифровой код. Номер не может быть повторно присвоен другому страхователю, в том числе после снятия страхователя с учета в территориальных органах ПФР, а также в случае смерти физлица. Если страхователь зарегистрирован в фонде до вступления в силу Порядка, утвержденного Постановлением N 296п, за ним сохраняется ранее присвоенный регистрационный номер.
|