Рабочая программа учебной дисциплины география 2014г





Скачать 216.28 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины география 2014г
Дата публикации05.03.2016
Размер216.28 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > География > Рабочая программа





государственное бюджетное учреждение

Калининградской области

профессиональная образовательная организация

«прибалтийский судостроительный техникум»


рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
География

2014г.



СОДЕРЖАНИЕ


стр.
  1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ





4
  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


6
  1. условия реализации учебной дисциплины


12
  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины


13



1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

География

1.1. Область применения примерной программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессиям 09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации, 11.01.08 Оператор связи.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительной и профессиональной подготовке работников во всех областях при наличии среднего общего образования.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общеобразовательный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • определять и сравнивать по разным источникам информации гео­графические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

  • оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

  • применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

  • составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, моде­ли, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

  • • сопоставлять географические карты различной тематики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для выявления и объяснения географических аспектов различных теку­щих событий и ситуаций;

  • нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических со­бытий международной жизни, геополитической и геоэкономической си­туации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возмож­ного развития;

  • понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.


В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;

  • особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и ди­намику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;

  • географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социаль­но-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;

  • особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда.


1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 58 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 16 часов, практические занятия - 23 часа;

самостоятельной работы обучающегося 19 часов.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

58

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

39

в том числе:




практические занятия

23

лекции

16

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

19

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета



2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «География»




Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

География как наука. Традиционные и новые методы географических исследований, Виды географической информации, ее роль и использование в жизни людей. Геоинформационные системы.

1

1

Самостоятельная работа обучающихся

2




Подготовка доклада на тему: «История развития географии»

Раздел 1. Источники географической информации

5


Тема 1.1.

Источники географической информации


Содержание учебного материала

1

1

Географическая карта – особый источник информации о действительности.

Статистические материалы. Другие способы и формы получения географической информации: использование космических снимков, моделирование. Геоинформационные системы как средство получения, обработки и представления пространственно-координированных географических данных. Международные сравнения.

3

Практические занятия Анализ карт различной тематики, в том числе сравнительный.

Обозначение на контурной карте основных географических объектов.

Составление картосхем и простейших карт, отражающих различные географические явления и процессы, их территориальные взаимодействия.

Сопоставление географических карт различной тематики для определения тенденций и закономерностей развития географических явлений и процессов.

Использование статистической информации и геоинфорационных систем разной формы и содержания; обработка, анализ и представление географической информации в графической и картографической форме.

4




Самостоятельная работа обучающихся

2

Выполнение индивидуального задания: «Тематические карты»

Раздел 2. Политическая карта мира

3


Тема 2.1.

Страны на современной политической карте мира.

Содержание учебного материала

1

1

Их группировка по площади территории, по численности населения. Примеры стран. Экономическая типология стран мира по ВВП. Примеры стран. Социальные показатели состояния развития стран мира. Доходы на душу населения в странах разных типов. Примеры стран. Государственное устройство стран мира. «Горячие точки» планеты.

3

Практические занятия Знакомство с политической картой мира. Составление картосхем, характеризующих государственное устройство стран мира; географию международных конфликтов. Обозначение на контурной карте первых пяти стран по численности населения и размерам территории. Составление тематических таблиц, характеризующих типы стран по социально-экономическим показателям.

2




Самостоятельная работа обучающихся

2

Выполнение индивидуальных заданий-карточек о странах современной политической карты мира

Раздел 3. География населения мира

4


Тема 3.1.

Население мира

Содержание учебного материала

1

1

Численность и динамика населения мира, крупных ре­гионов и стран. Воспроизводство и миграции населения, их типы и виды. Состав и структура населения (половая, возрастная, расовая, этническая, религиозная, по уровню образования). Демографическая политика в разных регионах и странах мира. Географические аспекты качества жизни населения.

3

2

Культурные традиции разных народов, их связь с природно-историческими факторами. Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения в крупных странах и регионах мира. Понятие о качестве трудовых ресурсов.

Расселение населения. Специфика городских и сельских поселений. Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира. Экологические проблемы больших городов.

3

Практические занятия « Определение особенностей расселения населения в разных странах и регионах мира. Определение демографической ситуации и особенностей демографи­ческой политики в разных странах и регионах мира. Оценка особенностей уровня и качества жизни населения в разных странах и регионах мира. Оценка качества трудовых ресурсов в разных странах и регионах мира. Сопоставление культурных традиций разных народов».

3




Самостоятельная работа обучающихся

2

Подготовка рефератов на темы: «Демографическая ситуация и демографическая политика в России, странах и регионах мира»; «Культурные традиции разных народов мира»




Раздел 4. География мировых природных ресурсов

4


Тема 4.1.
Мировые природные ресурсы.

Содержание учебного материала

2

1

Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Природные ресурсы Земли, их виды. Ресурсообеспеченность. Природно-ресурсный потенциал разных территорий. Территориальные сочетания природных ресурсов. География природных ресурсов Земли. Основные типы природопользования.

3

2

Экологические ресурсы территории. Источники загрязнения окружающей среды. Геоэкологические проблемы регионов различных типов природопользования. Пути сохранения качества окружающей среды.

3

Практические занятия «Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов. Определение наиболее типичных экологических проблем для каждой группы природных ресурсов и их сочетаний, а также возможных путей их решения. Экономическая оценка использования природных ресурсов в различных отраслях мирового хозяйства».

2




Самостоятельная работа обучающихся

2

Выполнение индивидуальных карточек-заданий по теме: «Природно-ресурсный потенциал разных территорий»

Раздел 5. География мирового хозяйства

8

Тема 5.1.

Мировое хозяйство

Содержание учебного материала

1

1

Мировое хозяйство, его отраслевая и территориальная структура.

2

2

География важнейших отраслей, их технологические особенности и факторы размещения. Международное географическое разделение труда.

2

Самостоятельная работа обучающихся

2




Подготовка реферата на тему: «Географическая «модель» современного мирового хозяйства»


Тема 5.2.

Международная специализация и кооперирование

Содержание учебного материала

2

1

Международная специализация и кооперирование – интеграционные зоны, крупнейшие фирмы и транснациональные корпорации.

3

2

От­расли международной специализации стран и регионов мира; определяю­щие их факторы.

3

Практические занятия Определение стран-экспортеров основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, видов сырья; районов международного туризма и отдыха, стран, предоставляющих банковские и другие виды ме­ждународных услуг.

2




Самостоятельная работа обучающихся

1

Выполнение индивидуальных карточек-заданий по теме: «Территориальная структура хозяйства на примере стран разных типов»

Тема 5.3.

Внешние экономические связи

Содержание учебного материала

1

1

Внешние экономические связи – научно-технические, производст­венное сотрудничество, создание свободных экономических зон. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы.

2

2

Международная торговля – основные направления и структура. Главные центры мировой торговли.

3

Практические занятия Определение основных направлений международной торговли; фак­торов, определяющих международную специализацию стран и регионов мира.

2




Самостоятельная работа обучающихся

2

Выполнение доклада на тему: «Традиционные и новые формы внешних экономических связей»

Раздел 6. Регионы и страны мира

8

Тема 6.1.

Регионы и страны мира

Содержание учебного материала

4

1

Различия стран современного мира по размерам территории, численности населения, особенностям населения, особенностям географического положения. Типы стран. Экономически развитые и развивающиеся страны (главные; высокоразвитые страны Западной Европы; страны переселенческого типа; клю­чевые страны; страны внешне-ориентированного развития; новые индуст­риальные страны и др. группы).

2

2

Географическое положение, история открытия и освоения, природно-ресурсный потенциал, население, хозяйство, проблемы современного социально-экономического развития на примере стран Европы, Азии, Африки, Северной и Латинской Америки, Австралии и крупных регионов. Международные сравнения.

3

Практические занятия «Объяснение взаимосвязей между размещением населения, хозяйства, природными условиями разных территорий. Составление комплексной географической характеристики стран разных типов и крупных регионов мира; определение их географической специфик».

4




Самостоятельная работа обучающихся

1

Выполнение индивидуальных карточек-заданий – географическая характеристика заданных стран мира

Раздел 7. Россия в современном мире

4

Тема 7.1.

Россия в современном мире

Содержание учебного материала

2

1

Россия на политической карте мира. Изменение географического, геополитического и геоэкономического положения России. Характеристика современного этапа развития хозяйства. Россия в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда.

2

2

Участие России в международной торговле и других формах внешних экономических связей. Внешние экономические связи России со странами СНГ и Балтии; со странами АТР; Западной Европы и другими зарубежными странами; их структура.

2

3

Участие разных регионов России в географическом разделении труда. География отраслей международной специализации России.

3

Практические занятия «Анализ особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России, тенденций их возможного развития. Определение роли России и ее отдельных регионов в международном географическом разделении труда. Определение основных направлений и структуры внешних экономических связей России с зарубежными странами. Составление картосхем географии внешней торговли России с зарубежными странами и регионами».

2




Самостоятельная работа обучающихся

1

Выполнение индивидуальных карточек-заданий – географическая характеристика регионов России

Раздел 8. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества

3

Тема 8.1.

Географические аспекты современных глобальных проблем человечества

Содержание учебного материала

1

1

Географические аспекты глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем. Сырьевая, демографическая, продовольственная, экологическая проблемы как особо приоритетные, пути их решения. Про­блема преодоления отсталости развивающихся стран. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.

2

2

Геоэкология – фокус глобальных проблем человечества. Общие и специфические экологические проблемы разных регионов Земли.

3

Практические занятия «Выявление по картам регионов с неблагоприятной экологической си­туацией, а также географических аспектов других глобальных проблем че­ловечества. Выявление, объяснение и оценка важнейших событий международной жизни; географических аспектов различных текущих событий и ситуаций в русле решения глобальных проблем человечества».

2




Самостоятельная работа обучающихся

2

Подготовка рефератов по темам: «Стратегия устойчивого развития и решение глобальных проблем человечества»; «Организация особо охраняемых природных территорий; их география»

Всего:

58

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины


3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «География»
Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий «География»

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.


3.2. Информационное обеспечение обучения


Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1. Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Глобальная география. 11 класс. – М., 2012.

2. Кузнецов А.П. География. Население и хозяйство мира. 10 кл. – М., 2012.

3. Максаковский В.П. «Экономическая и социальная география мира». 10 кл. – М., 2012

4. Петрова Н.Н. География. Современный мир. Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. – М., 2010
Дополнительные источники:

1. Максаковский В.П. Новое в мире. Цифры и факты. Дополнительные главы к учебнике «Экономическая и социальная география мира». – М., 2005.

2. Петрова Н.Н. География мира. Экспериментальное учебное пособие. ИРПО. – М., 2008.

3. Петрова Н.Н. ЕГЭ. Эффективная подготовка. География в вопросах и ответах. – М., 2007.

4. Баранчиков Е.А., Горохов С.А., Козаренко А.Е. и др. Под редакцией Баранчикова Е.В. География. Учебник для студ. образоват. учрежд. СПО. – М., 2005.

5. Плисецкий Е.Л. Коммерческая география. Россия и мировой рынок; ч. 1 и ч. 2. – М., 2005.

Интернет-ресурсы:

1. http://www.gde-eto.narod.ru

2. http://geoman.ru/

3. http://garshin.ru/travel/maps.html

4. http://www.geography.in.ua/index.php

4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.





Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:




определять и сравнивать по разным источникам информации гео­графические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений


Экспертная оценка результатов тестирования

Экспертная оценка результатов практических работ.

оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий


Экспертная оценка результатов тестирования

Экспертная оценка результатов практических работ.

применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов


Экспертная оценка результатов устного опроса.

Экспертная оценка результатов тестирования

Экспертная оценка результатов практических работ.

составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, моде­ли, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия


Экспертная оценка результатов устного опроса.

Экспертная оценка результатов тестирования

Экспертная оценка результатов практических работ.

сопоставлять географические карты различной тематики использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни



Экспертная оценка результатов устного опроса.

Экспертная оценка результатов тестирования

Экспертная оценка результатов практических работ.

для выявления и объяснения географических аспектов различных теку­щих событий и ситуаций


Экспертная оценка результатов устного опроса.

Экспертная оценка результатов тестирования

Экспертная оценка результатов практических работ.

нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических со­бытий международной жизни, геополитической и геоэкономической си­туации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возмож­ного развития


Экспертная оценка результатов тестирования

Экспертная оценка результатов практических работ.

понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.


Экспертная оценка результатов устного опроса.

Экспертная оценка результатов практических работ.

Знания:




основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;


Экспертная оценка результатов практических работ.

особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и ди­намику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;


Экспертная оценка результатов практических работ.

географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социаль­но-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;


Экспертная оценка результатов практических работ.

особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда.


Экспертная оценка результатов практических работ.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины география 2014г iconРабочая программа учебной дисциплины 03300062 Культурология Владивосток...
Рабочая программа учебной дисциплины «Историческая география Востока» составлена в соответствии с требованиями ооп: 03300062 Культурология...
Рабочая программа учебной дисциплины география 2014г iconРабочая программа учебной дисциплины география по профессии среднего...
Государственное автономное образовательное учреждение мурманской области среднего профессионального образования «кандалакшский индустриальный...
Рабочая программа учебной дисциплины география 2014г iconПрограмма учебной дисциплины физическая культура 2014г
Программа учебной дисциплины по подготовке специалистов среднего звена 35. 02. 07. Механизация сельского хозяйства разработана на...
Рабочая программа учебной дисциплины география 2014г iconРабочая программа составлена на основе примерной программы учебной дисциплины «география»
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...
Рабочая программа учебной дисциплины география 2014г iconПрограмма учебной дисциплины оп 04. Основы технологии общестроительных работ 2014г.
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос) по профессии...
Рабочая программа учебной дисциплины география 2014г iconРабочая программа учебной дисциплины «физическая культура»
Минобрнауки РФ от 13. 08. 2014г., №1003 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального...
Рабочая программа учебной дисциплины география 2014г iconПамятка (силлабус) учебной дисциплины «География туризма»
В 4 семестре начинается изучение дисциплины «География туризма». Будут рассмотрены следующие темы
Рабочая программа учебной дисциплины география 2014г icon1. паспорт рабочей программы учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины «География» предназначена для изучения географии в учреждениях среднего профессионального образования...
Рабочая программа учебной дисциплины география 2014г iconРабочая программа учебной дисциплины «история»
Министерства образования и науки РФ от 18. 04. 2014г., №349 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа учебной дисциплины география 2014г iconРабочая программа по географии (базовый уровень)
Учебник: А. П. Кузнецов, Л. Е. Савельева, В. П. Дронов География. Земля и люди. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений,...
Рабочая программа учебной дисциплины география 2014г iconПрограмма учебной дисциплины физическая культура. 2014г
Программа учебной дисциплиныразработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос) по специальности(специальностям)...
Рабочая программа учебной дисциплины география 2014г iconРабочая программа
Разработана на основе Примерной программы учебной дисциплины «География», одобренной и рекомендованной для использования
Рабочая программа учебной дисциплины география 2014г iconРабочая программа учебной дисциплины Литература 2014г
Сварщик (Электросварочные и газосварочные работы); 26. 01. 03 Слесарь-монтажник судовой;26. 01. 01 Судостроитель-судоремонтник металлических...
Рабочая программа учебной дисциплины география 2014г iconРабочая программа дисциплины география
Целями освоения дисциплины «География» является углубление и расширение представлений студентов о Земле как планете Солнечной системы;...
Рабочая программа учебной дисциплины география 2014г iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 2 География туризма...
Для успешного усвоения дисциплины необходимы знания, полученные студентами при изучении следующих дисциплин, таких, как введение...
Рабочая программа учебной дисциплины география 2014г iconРабочая программа учебной дисциплины физическая география материков и океанов
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск