Наименование разделов и тем
| Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
| Объем часов
| Уровень освоения
|
1
| 2
| 3
| 4
|
Введение
| География как наука. Традиционные и новые методы географических исследований, Виды географической информации, ее роль и использование в жизни людей. Геоинформационные системы.
| 1
| 1
|
Самостоятельная работа обучающихся
| 2
|
|
Подготовка доклада на тему: «История развития географии»
|
Раздел 1. Источники географической информации
| 5
|
Тема 1.1.
Источники географической информации
| Содержание учебного материала
| 1
|
1
| Географическая карта – особый источник информации о действительности.
Статистические материалы. Другие способы и формы получения географической информации: использование космических снимков, моделирование. Геоинформационные системы как средство получения, обработки и представления пространственно-координированных географических данных. Международные сравнения.
| 3
|
Практические занятия Анализ карт различной тематики, в том числе сравнительный.
Обозначение на контурной карте основных географических объектов.
Составление картосхем и простейших карт, отражающих различные географические явления и процессы, их территориальные взаимодействия.
Сопоставление географических карт различной тематики для определения тенденций и закономерностей развития географических явлений и процессов.
Использование статистической информации и геоинфорационных систем разной формы и содержания; обработка, анализ и представление географической информации в графической и картографической форме.
| 4
|
|
Самостоятельная работа обучающихся
| 2
|
Выполнение индивидуального задания: «Тематические карты»
|
Раздел 2. Политическая карта мира
| 3
|
Тема 2.1.
Страны на современной политической карте мира.
| Содержание учебного материала
| 1
|
1
| Их группировка по площади территории, по численности населения. Примеры стран. Экономическая типология стран мира по ВВП. Примеры стран. Социальные показатели состояния развития стран мира. Доходы на душу населения в странах разных типов. Примеры стран. Государственное устройство стран мира. «Горячие точки» планеты.
| 3
|
Практические занятия Знакомство с политической картой мира. Составление картосхем, характеризующих государственное устройство стран мира; географию международных конфликтов. Обозначение на контурной карте первых пяти стран по численности населения и размерам территории. Составление тематических таблиц, характеризующих типы стран по социально-экономическим показателям.
| 2
|
|
Самостоятельная работа обучающихся
| 2
|
Выполнение индивидуальных заданий-карточек о странах современной политической карты мира
|
Раздел 3. География населения мира
| 4
|
Тема 3.1.
Население мира
| Содержание учебного материала
| 1
|
1
| Численность и динамика населения мира, крупных регионов и стран. Воспроизводство и миграции населения, их типы и виды. Состав и структура населения (половая, возрастная, расовая, этническая, религиозная, по уровню образования). Демографическая политика в разных регионах и странах мира. Географические аспекты качества жизни населения.
| 3
|
2
| Культурные традиции разных народов, их связь с природно-историческими факторами. Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения в крупных странах и регионах мира. Понятие о качестве трудовых ресурсов.
Расселение населения. Специфика городских и сельских поселений. Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира. Экологические проблемы больших городов.
| 3
|
Практические занятия « Определение особенностей расселения населения в разных странах и регионах мира. Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах и регионах мира. Оценка особенностей уровня и качества жизни населения в разных странах и регионах мира. Оценка качества трудовых ресурсов в разных странах и регионах мира. Сопоставление культурных традиций разных народов».
| 3
|
|
Самостоятельная работа обучающихся
| 2
|
Подготовка рефератов на темы: «Демографическая ситуация и демографическая политика в России, странах и регионах мира»; «Культурные традиции разных народов мира»
|
|
Раздел 4. География мировых природных ресурсов
| 4
|
Тема 4.1. Мировые природные ресурсы.
| Содержание учебного материала
| 2
|
1
| Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Природные ресурсы Земли, их виды. Ресурсообеспеченность. Природно-ресурсный потенциал разных территорий. Территориальные сочетания природных ресурсов. География природных ресурсов Земли. Основные типы природопользования.
| 3
|
2
| Экологические ресурсы территории. Источники загрязнения окружающей среды. Геоэкологические проблемы регионов различных типов природопользования. Пути сохранения качества окружающей среды.
| 3
|
Практические занятия «Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов. Определение наиболее типичных экологических проблем для каждой группы природных ресурсов и их сочетаний, а также возможных путей их решения. Экономическая оценка использования природных ресурсов в различных отраслях мирового хозяйства».
| 2
|
|
Самостоятельная работа обучающихся
| 2
|
Выполнение индивидуальных карточек-заданий по теме: «Природно-ресурсный потенциал разных территорий»
|
Раздел 5. География мирового хозяйства
| 8
|
Тема 5.1.
Мировое хозяйство
| Содержание учебного материала
| 1
|
1
| Мировое хозяйство, его отраслевая и территориальная структура.
| 2
|
2
| География важнейших отраслей, их технологические особенности и факторы размещения. Международное географическое разделение труда.
| 2
|
Самостоятельная работа обучающихся
| 2
|
|
Подготовка реферата на тему: «Географическая «модель» современного мирового хозяйства»
|
Тема 5.2.
Международная специализация и кооперирование
| Содержание учебного материала
| 2
|
1
| Международная специализация и кооперирование – интеграционные зоны, крупнейшие фирмы и транснациональные корпорации.
| 3
|
2
| Отрасли международной специализации стран и регионов мира; определяющие их факторы.
| 3
|
Практические занятия Определение стран-экспортеров основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, видов сырья; районов международного туризма и отдыха, стран, предоставляющих банковские и другие виды международных услуг.
| 2
|
|
Самостоятельная работа обучающихся
| 1
|
Выполнение индивидуальных карточек-заданий по теме: «Территориальная структура хозяйства на примере стран разных типов»
|
Тема 5.3.
Внешние экономические связи
| Содержание учебного материала
| 1
|
1
| Внешние экономические связи – научно-технические, производственное сотрудничество, создание свободных экономических зон. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы.
| 2
|
2
| Международная торговля – основные направления и структура. Главные центры мировой торговли.
| 3
|
Практические занятия Определение основных направлений международной торговли; факторов, определяющих международную специализацию стран и регионов мира.
| 2
|
|
Самостоятельная работа обучающихся
| 2
|
Выполнение доклада на тему: «Традиционные и новые формы внешних экономических связей»
|
Раздел 6. Регионы и страны мира
| 8
|
Тема 6.1.
Регионы и страны мира
| Содержание учебного материала
| 4
|
1
| Различия стран современного мира по размерам территории, численности населения, особенностям населения, особенностям географического положения. Типы стран. Экономически развитые и развивающиеся страны (главные; высокоразвитые страны Западной Европы; страны переселенческого типа; ключевые страны; страны внешне-ориентированного развития; новые индустриальные страны и др. группы).
| 2
|
2
| Географическое положение, история открытия и освоения, природно-ресурсный потенциал, население, хозяйство, проблемы современного социально-экономического развития на примере стран Европы, Азии, Африки, Северной и Латинской Америки, Австралии и крупных регионов. Международные сравнения.
| 3
|
Практические занятия «Объяснение взаимосвязей между размещением населения, хозяйства, природными условиями разных территорий. Составление комплексной географической характеристики стран разных типов и крупных регионов мира; определение их географической специфик».
| 4
|
|
Самостоятельная работа обучающихся
| 1
|
Выполнение индивидуальных карточек-заданий – географическая характеристика заданных стран мира
|
Раздел 7. Россия в современном мире
| 4
|
Тема 7.1.
Россия в современном мире
| Содержание учебного материала
| 2
|
1
| Россия на политической карте мира. Изменение географического, геополитического и геоэкономического положения России. Характеристика современного этапа развития хозяйства. Россия в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда.
| 2
|
2
| Участие России в международной торговле и других формах внешних экономических связей. Внешние экономические связи России со странами СНГ и Балтии; со странами АТР; Западной Европы и другими зарубежными странами; их структура.
| 2
|
3
| Участие разных регионов России в географическом разделении труда. География отраслей международной специализации России.
| 3
|
Практические занятия «Анализ особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России, тенденций их возможного развития. Определение роли России и ее отдельных регионов в международном географическом разделении труда. Определение основных направлений и структуры внешних экономических связей России с зарубежными странами. Составление картосхем географии внешней торговли России с зарубежными странами и регионами».
| 2
|
|
Самостоятельная работа обучающихся
| 1
|
Выполнение индивидуальных карточек-заданий – географическая характеристика регионов России
|
Раздел 8. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества
| 3
|
Тема 8.1.
Географические аспекты современных глобальных проблем человечества
| Содержание учебного материала
| 1
|
1
| Географические аспекты глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем. Сырьевая, демографическая, продовольственная, экологическая проблемы как особо приоритетные, пути их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.
| 2
|
2
| Геоэкология – фокус глобальных проблем человечества. Общие и специфические экологические проблемы разных регионов Земли.
| 3
|
Практические занятия «Выявление по картам регионов с неблагоприятной экологической ситуацией, а также географических аспектов других глобальных проблем человечества. Выявление, объяснение и оценка важнейших событий международной жизни; географических аспектов различных текущих событий и ситуаций в русле решения глобальных проблем человечества».
| 2
|
|
Самостоятельная работа обучающихся
| 2
|
Подготовка рефератов по темам: «Стратегия устойчивого развития и решение глобальных проблем человечества»; «Организация особо охраняемых природных территорий; их география»
|
Всего:
| 58
|
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
| Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
|
Умения:
|
|
определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений
| Экспертная оценка результатов тестирования
Экспертная оценка результатов практических работ.
|
оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий
| Экспертная оценка результатов тестирования
Экспертная оценка результатов практических работ.
|
применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов
| Экспертная оценка результатов устного опроса.
Экспертная оценка результатов тестирования
Экспертная оценка результатов практических работ.
|
составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия
| Экспертная оценка результатов устного опроса.
Экспертная оценка результатов тестирования
Экспертная оценка результатов практических работ.
|
сопоставлять географические карты различной тематики использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
| Экспертная оценка результатов устного опроса.
Экспертная оценка результатов тестирования
Экспертная оценка результатов практических работ.
|
для выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций
| Экспертная оценка результатов устного опроса.
Экспертная оценка результатов тестирования
Экспертная оценка результатов практических работ.
|
нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития
| Экспертная оценка результатов тестирования
Экспертная оценка результатов практических работ.
|
понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.
| Экспертная оценка результатов устного опроса.
Экспертная оценка результатов практических работ.
|
Знания:
|
|
основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
| Экспертная оценка результатов практических работ.
|
особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
| Экспертная оценка результатов практических работ.
|
географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
| Экспертная оценка результатов практических работ.
|
особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда.
| Экспертная оценка результатов практических работ.
|