Государственное автономное образовательное учреждение СПО СО
«Саратовский областной базовый медицинский колледж»
ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Физическая культура.
2014г.
Программа учебной дисциплиныразработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности(специальностям) среднего профессионального образования (далее СПО) 31.02.01 Лечебное дело
Организация-разработчик: Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Саратовской области Саратовский областной базовый медицинский колледж» Разработчики: Шевченко Максим Сергеевич преподаватель высшей категории, ГАОУ СПО СО «Саратовский областной базовый медицинский колледж»
Горин Алексей Николаевич преподаватель высшей категории, ГАОУ СПО СО «Саратовский областной базовый медицинский колледж»
Рецензент:
И.Ю. Водолагина, доцент, кандидат педагогических наук, директор института физической культуры и спорта СГУ им. Н.Г. Чернышевского
СОДЕРЖАНИЕ
| стр.
| ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 4
| СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 5
| условия реализации программы учебной дисциплины
| 7
| Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
| 8
|
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Физическая культура
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 31.02.01 Лечебное дело 1.2.Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общий гуманитарный и социально экономический цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины-требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
планировать, проводить и анализировать занятия по изученным видам физкультурно-спортивной деятельности;
выполнять профессионально значимые двигательные действия по изученным видам физкультурно-спортивной деятельности;
использовать терминологию базовых и новых видов физкультурно-спортивной деятельности;
применять приемы страховки и самостраховки при выполнении физических упражнений;
подбирать, хранить, осуществлять мелкий ремонт оборудования и инвентаря;
использовать оборудование и инвентарь для занятий различными видами физкультурно-спортивной деятельности в соответствии с его назначением и особенностями эксплуатации.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
историю и этапы развития изученных базовых видов спорта и новых видов физкультурно-спортивной деятельности;
терминологию изученных базовых и новых видов физкультурно-спортивной деятельности;
технику профессионально значимых двигательных действий базовых и новых видов физкультурно-спортивной деятельности;
особенности и методику развития физических качеств в базовых и новых видах физкультурно-спортивной деятельности;
технику безопасности и требования к физкультурно-спортивным сооружениям, оборудованию и инвентарю.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 476 часов,
в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 238 часа;
самостоятельной работы обучающегося 238 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Объем часов
| Максимальная учебная нагрузка (всего)
| 476
| Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
| 238
| Самостоятельная работа обучающегося (всего)
|
| в том числе:
| 238
| Написание рефератов
Составление презентаций
Изготовление наглядных пособий
Выполнение домашних заданий
| 98
20
20
100
| Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета.
|
|
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины:
Наименование разделов и тем
| Содержание учебного материала и практические работы, самостоятельная работа обучающихся
| Объем часов
| Уровень освоения
| 1
| 2
| 3
| 4
| Раздел 1. Обучение беговым видам физкультурно-спортивной деятельности
|
| 56
|
|
| Техника безопасности на занятии.
Применение приемов страховки и самостраховки, правила пользования инвентарем, гигиенические основы ФВ.
| 2
| 1.2
| Спортивная ходьба и бег. Фазы отталкивания. Сходства и различия между ходьбой и бегом. Особенности техники бега на короткие, средние, длинные дистанции. Преодоление естественных и искусственных препятствий.Правила соревнований.
| 14
| 2
| Прыжки и метания. Прыжок - естественный способ преодоления вертикальных и горизонтальных препятствий. Виды легкоатлетических прыжков. Метания и толкания, как способ перемещения снарядов в пространстве. Виды легкоатлетических метаний. Правила соревнований.
| 8
| 2
| Практические занятия:
Отработка техникиспециально-беговых упражнений.
Проведение комплекса специально-беговых упражнений.
Отработка техники прыжковых упражнений.
Отработка техники метания.
| 14
| 2
| Контрольные занятия:
Сдача контрольных нормативов по бегу на короткие дистанции.
Сдача контрольных нормативов по бегуна средние дистанции.
Сдача контрольных нормативов по прыжкам.
Сдача контрольных нормативов по метанию малого мяча.
| 10
| 2
| Практические занятия:
Проведение специально-беговых и подводящих упражнений,.
Демонстрация методики обучения прыжкам и метанию.
«Организация и проведение судейства соревнований по легкой атлетике»
Разработка программ: «День здоровья», «День бегуна»,
|
8
|
2
| Самостоятельная работа:
Составление плана – конспекта урока по легкой атлетике.
Написание рефератов по теме: Легкая атлетика.
Тренировочные занятия в спортивных секциях по легкой атлетике. Изготовление учебных пособий презентаций
Самосовершенствование.
|
56
|
2
|
Раздел 2 Обучение игровым видам физкультурно-спортивной деятельности
|
|
48
|
| Игровые виды спорта История развития спортивных игр. Модернизация инвентаря, оборудования и костюма спортсменов. Классификация спортивных игр. Специфические признаки. Техника спортивной игры. Правила соревнований.
| 10
| 2
| Методика обучению игры в волейбол. Характеристика упражнений. Имитационные и подводящие упражнения. Подача мяча. Нападающие удары, блокирование.
| 8
|
2
| Методика обучения игре в баскетбол. Имитационные и подводящие упражнения. Передачи и ловля мяча. Ведение и перемещение. Броски мяча. Тактические приемы. Индивидуальные и групповые действия. Командные действия. Позиционное нападение.
| 8
| 2
| Практические занятия:
Упражнения по подготовке и обучению волейболистов. Характеристика игры в нападении, защите, прием и передача мяча, владение мячом.
Упражнения по подготовке и обучению баскетболистов Техника и тактика игры. Классификация техники игры. Отработка техники спортивных итр.
Учебная двусторонняя игра с последующим анализом (.по всем видам игр).
| 12
| 2
| Контрольные занятия.
Сдача контрольных нормативов и тестов по общей специальной подготовке спортсменов-игровиков.
|
10
| 2
| Самостоятельная работа.
Написание рефератов на темы: Баскетбол, Волейбол, Футбол, Гандбол, Хоккей
Составление комплексов общеразвивающих и специальных упражнений для совершенствования техники и тактики игры. Изготовление учебных пособий презентаций
Самосовершенствование.
|
48
| 2
|
Раздел 3.Плавание
|
|
48
|
| Плавание. Место плавания в системе физического воспитания школьников. Классификация видов плавания. Влияние анатомического строения тела и физиологических процессов на построение техники плавания. Статическое и динамическое плавание. Равновесие тела в воде. Составляющие полной гидродинамической силы. Техника плавания способами: кроль на груди, кроль на спине, брасс, баттерфляй. Техника стартов и поворотов.
| 12
| 2
| Основные средства и методы обученияплаванию. Методика индивидуального и группового методов обучения. Методика обучения различным спортивным способам плавания. Методика тренировки в зале.
| 14
| 2
| Практические занятия:
Составление комплекса подводящих и имитационных упражнений.
Освоение технических приемов разных видов плавания.
| 14
| 2
| Контрольные занятия.
Сдача контрольных нормативов по видам плавания.
| 8
| 2
| Самостоятельная работа.
Подбор игр, проводимых на воде. Написание рефератов по теме: Плавание Изготовление учебных пособий презентаций
Самосовершенствование.
| 48
| 2
|
Раздел 4.Общефизическая подготовка и шейпинг
|
|
48
|
| Введение. Возникновение новых видов физкультурно-спортивной деятельности и их место в массовом физкультурном движении.
| 10
| 1
| Понятие «Шейпинг» и его возникновение. Содержание комплекса упражнений шейпинга, направленных на коррекцию и укрепление мышц верхней части туловища. Содержание комплекса упражнений шейпинга, направленных на коррекцию и укрепление групп мышц нижней части туловища. Техника и методика выполнения комплекса упражнений шейпинга
|
10
|
2
| Практические занятия
Формирование и закрепление навыков проведения и выполнения комплекса шейпинга, направленных на коррекцию и укрепление мышц верхней части туловища. Формирование и закрепление навыков проведения и выполнения упражнений комплекса шейпинга , направленных на коррекцию и укрепление мышц нижней части туловища.
| 10
| 2
| Контрольная работа.
Сдача контрольных нормативов.
| 10
| 2
| Самостоятельная работа
Самостоятельное изучение комплекса упражнений шейпинга.
Углублённое изучение упражнений для укрепления мышц рук и плечевого пояса.
Углублённое изучение упражнений для пресса.
Углублённое изучение упражнений для мышц груди.
Углублённое изучение упражнений для формирования правильной осанки и укрепления мышц спины.
Углублённое изучение упражнений для укрепления мышц передней, внутренней, боковой и задней поверхностей бедра.
Углублённое изучение упражнений для укрепления мышц ягодиц и икроножных мышц и мышц стопы..
Углублённое изучение упражнений для укрепления связок и развивающих подвижность суставов.
Написание реферата на тему: «Общефизическая подготовка» Изготовление учебных пособий презентаций
Самосовершенствование.
|
48
|
2
| Раздел 5.Стрельба из пневматической винтовки
|
| 36
|
|
| Стрельба. История возникновения данного вида спорта. Техника безопасности на занятии
| 10
| 1
| Основные средства и методы обучения стрельбе. Методика индивидуального метода обучения.
| 8
| 2
| Практические занятия:
Обучение технике стрельбы, стоя и лежа. Формирование и закрепление навыков стрельбы лежа и стоя.
| 12
| 2
| Контрольные занятия.
Сдача контрольных нормативов
| 6
| 2
| Самостоятельная работа.
Самосовершенствование.
| 36
| 1
|
| Всего
| 476
|
|
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета теории и методики физического воспитания, спортивного зала.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета теории и методики физического воспитания:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект учебно-наглядных пособий по физкультурно-спортивной деятельности;
доска;
мультимедиапроектор.
Оборудование спортивного зала:
гимнастические скамейки;
спортивное оборудование и спортивный инвентарь для базовых и новых видов физкультурно-спортивной деятельности.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
Андреев С.Н., Левин В.С. Футбол: Методическое пособие. -Липецк, 2009-494с. Гриф МО РФ
Анискина С.Н. Методика обучения технике баскетбола: Учебник для вузов физической культуры. – М., ФиС 2009-190с. Гриф Минобр.
Беляев А.В., Савин М.В. Волейбол: Учебное пособие. – М., ФиС, 2010-380с. Гриф МО РФ
БылееваЛ.В.,Коротков И.М. Подвижные игры: Учебное пособие для институтов физической культуры.-М., ФиС 2011-224с.
Железняк Ю.Д., Кунянский В.А. Волейбол: У истоков мастерства: Учебник для институтов физической культуры. – М., ФиС 2010-256с. Гриф Минобр.
Зайцева Л.С. Основы настольного тенниса: Учебник для вузов физической культуры. –М., ФиС 2009-240с.
Ильина Е.Н. Основы туристической деятельности: Учебное пособие. –М., «Спорт» 2012-200с.
Костикова Л.В., Шерстюк А.А., Григорович И.М. Особенности обучения и тренировки баскетболистов: Учебник для вузов физической культуры. – М., ФиС 2010-360с. Гриф Минобр.
Макаров А.Н. Легкая атлетика: Учебник для студентов педагогических институтов. – М., «Физическое воспитание», 2011-304с. Гриф МО РФ.
Озолин Н.Г., Воронкин В.И. Легкая атлетика: Учебник для институтов физической культуры. – М., «Физкультура и спорт», 2010-597с. Гриф МО РФ.
Парфенов В.А. Плавание: Учебник для техникумов физической культуры.-М., ФиС 2012 -230с.
Дополнительные источники:
Аграновский М.А. Лыжный спорт: Учебник для вузов физической культуры. – М., ФиС 2009-215с.
Ангелевич А.З. Первые ракетки: Учебное пособие. –М., ФиС 2009-170с.
Бардин К.В. Азбука туризма: Учебное пособие.-М., «Просвещение» 2010-190с.
Вяткин Л.А., Сидорчук Е.В., Немытов Д.Н. Туризм и спортивное ориентирование: Учебное пособие.-М., «Академия» 2011-245с.
Годик М.А. Физическая подготовка футболистов: Методическое пособие – М., 2012-269с.
Гуревич И.А. Круговая тренировка по развитию физических качеств: Учебное пособие. –Минск, «Высшая школа» 2010-370с.
Железняк Ю.Д. Юный волейболист: Учебное пособие. – М., ФиС 2009-260с.
Железняк Ю.Д., Минбулатов В.М. Теория и методика обучения физической культуре: Учебник для вузов физической культуры. – М., «Академия» 2010-348с.
Колодницкий Г.А., Кузнецов В.С. Ритмические упражнения, хореография и игры: Учебное пособие.- М., «Дрофа» 2013-230с.
Коротков И.М. Подвижные игры в занятиях спорта: Учебное пособие.-М.,ФиС 2009-120с.
Лисицкая Т.С. Хореография в гимнастике: Учебное пособие по базовой хореографии.- М., ФиС 2010-176с.
Монаков Г.В. Подготовка футболистов, теория и практика: Методическое пособие – М., 2009-285с.
Парфенов В.А., Платонов В.Н. Тренировка квалифицированных плавцов: Учебник для вузов физической культуры. –М., ФиС 2011-325с.
Портнов Ю.М. Основы управления тренировочно-соревновательным процессом в спортивных играх: Учебное пособие. – М., ФиС 2009-200с.
Портнов Ю.М., Костикова Л.В. Основы подготовки квалифицированных баскетболистов: Учебное пособие. – М., ФиС 2009-410с.
Ромашин Г.Н. Подвижные игры: Методическое пособие.- Краснодар, 2010
Сиднева Л.В., Алексеева Е.П. Аэробика: Учебное пособие по базовой аэробике.- М., Федерация аэробики России 2011-48с.
Хоменков Л.С. Учебник тренера по легкой атлетике. – М., «Физкультура и спорт», 2010-479с.
ofizkulture.ru
fizcultura.ucoz.ru
fizra1373.taba.ru
sport-ksl.com
lib.sportedu.ru
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения
( освоенные умения, усвоенные знания )
| Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
| 1
| 2
| Умения:
|
| планировать, проводить и анализировать занятия по изученным видам физкультурно-спортивной деятельности
| экспертная оценка выполнения практического задания
| выполнять профессионально значимые двигательные действия по изученным видам физкультурно-спортивной деятельности
| экспертная оценка на практическом занятии
| использовать терминологию базовых и новых видов физкультурно-спортивной деятельности
| экспертная оценка выполнения практического задания
| применять приемы страховки и самостраховки при выполнении физических упражнений
| контрольные нормативы
| подбирать, хранить, осуществлять мелкий ремонт оборудования и инвентаря
| экспертная оценка выполнения практического задания
| использовать оборудование и инвентарь для занятий различными видами физкультурно-спортивной деятельности в соответствии с его назначением и особенностями эксплуатации
| экспертная оценка на практическом занятии
| Знания:
|
| историю и этапы развития изученных базовых видов спорта и новых видов физкультурно-спортивной деятельности
| контрольная работа, устный опрос
| терминологию изученных базовых и новых видов физкультурно-спортивной деятельности
| устный опрос
| технику профессионально значимых двигательных действий базовых и новых видов физкультурно-спортивной деятельности
| диагностический тест
| основы судейства по изученным базовым видам спорта
| устный опрос
| технику безопасности и требования к физкультурно-спортивным сооружениям, оборудованию и инвентарю
| практические занятия
|
|