Рабочая программа дисциплины (модуля)





Скачать 207.77 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины (модуля)
Дата публикации28.02.2016
Размер207.77 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > География > Рабочая программа
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Сахалинский государственный университет»

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по УР _________ М.А. Романова
"_____"__________________20__ г.


Рабочая программа дисциплины (модуля)
Концепции современного естествознания


Направление подготовки:



040100.62 Социология

Профиль: экономическая социология
Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр
Форма обучения

очная

Южно-Сахалинск

2014 г.

1. Цели и задачи дисциплины:

Цель: ознакомление студентов с естественнонаучной картиной мира как важнейшим феноменом современной науки, ее ролью в решении социальных проблем современности и сохранении жизни на Земле.

К основной практической цели курса следует отнести развитие у студентов умения сочетать достижения естественнонаучных и гуманитарных наук, научно объяснять взаимосвязь природных и социальных процессов.

Задачи. Широта предметного поля дисциплины определяет многообразие ее задач:

  1. раскрыть особенности современной естественнонаучной картины мира, в том числе – в ее связи с наиболее значимыми феноменами гуманитарной культуры;

  2. обозначить этапы становления научного естествознания в рамках общего культурно-исторического процесса;

  3. обозначить основные естественнонаучные концепции, описывающие сущность и взаимодействие материальных объектов, пространства и времени, происхождения Земли, жизни и социальности;

  4. раскрыть сущность современных философских концепций в их связи с естественнонаучной методологией (основы системного, эволюционно-синергетического подходов, концепция устойчивого развития);

  5. сформировать у студентов уровень естественнонаучной грамотности, необходимый для адекватного понимания современных социально-экологических проблем, потребностей и возможностей современного человека, возможных сценариев дальнейшего развития человечества.


2. Место дисциплины в структуре ООП:

«Концепции современного естествознания» - дисциплина базовой части математического и естественнонаучного цикла Б2.В.ОД.2, изучается на 1 курсе, во 2 семестре. Это общеобразовательная мировоззренческая дисциплина, предназначенная для подготовки бакалавров и специалистов по множеству научных направлений. Ее важнейшее значение – раскрытие взаимосвязи между природными и социальными процессами, естественными и гуманитарными науками. Мировоззренческая функция данного курса дополняется методологической, предоставляя студентам комплекс теоретико-методологических концепций естественных наук. В целом, изучение данной дисциплины позволяет студентам более глубоко понять области своего профессионального интереса и избегать, с одной стороны, излишней гуманитаризации множества социальных процессов, а с другой – увидеть связь социальных явлений с природными процессами.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки

040100.62 Социология Профиль: экономическая социология
должен обладать следующими компетенциями:

а) общекультурными (ОК)

  -  способностью к восприятию, обобщению, анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
  -  умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);
  - готовностью к кооперации с коллегами, к работе в коллективе (ОК-3);

  - стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации (ОК-6);
  - способностью использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-11);


В результате освоения дисциплины студент должен:
знать: основные черты естественнонаучной картины мира как одного из важнейших элементов современной культуры; этапы становления современного естествознания; концепции, описывающие сущность пространства и времени как арены природных и социальных явлений; важнейшие концепции физики, химии, биологии и наук о Земле; роль естествознания в решении социальных проблем современности и сохранении жизни на Земле.

уметь: применять основы естественнонаучной методологии в теории и на практике; сочетать естественнонаучное мировоззрение с гуманитарным; объяснять взаимосвязь природных и социальных процессов; оперировать системными моделями объектов и явлений в описании природных и социальных феноменов.

владеть: представлением о сущности естественнонаучной картины мира; методологическими принципами, выработанными в рамках естествознания; основами генетического, системного, синергетического и других подходов.
4. Структура содержания дисциплины



№№ семестров

1

Аудиторные занятия:

36

лекции

18

практические и семинарские занятия

18

Самостоятельная работа

72

Кол-во зачетных единиц

2

ВСЕГО ЧАСОВ НА ДИСЦИПЛИНУ

108

Текущий контроль


зачет-2



Распределение часов по темам и видам учебной работы

Форма обучения очная





п/п

Темы

курса

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы

Форма текущего контроля успеваемости

Лекции

Практические занятия

СР

1

Эволюция научного метода и естественнонаучной картины мира


1

1-2

2

2

10

Устный опрос, конспекты, тест.


2

Пространство, время, симметрия


1

3-6

4

4

10

Устный опрос, конспекты, тест.

3

Структурные уровни и системная организация материи

1

7-10

4

4

10

Устный опрос, конспекты, тест.

4

Порядок и беспорядок в природе

1

11-12

2

2

10

Устный опрос, конспекты, тест.

5

Панорама современного естествознания

1

13-16

4

4

10

Устный опрос, конспекты, тест.

6

Биосфера и человек


1

17-18

2

2

10

Устный опрос, конспекты, тест.




Зачет













12







Итого часов







18

18

72







Всего часов







108




4.1 Содержание разделов дисциплины .

1. Эволюция научного метода и естественнонаучной картины мира

Естественнонаучная и гуманитарная культуры. Научный метод познания. Развитие

научных исследовательских программ и картин мира (история естествознания, тенденции

развития). Развитие представлений о материи. Развитие представлений о движении. Раз-

витие представлений о взаимодействии

2. Пространство, время, симметрия

Принципы симметрии, законы сохранения. Эволюция представлений о пространстве

и времени. Специальная теория относительности. Общая теория относительности

3. Структурные уровни и системная организация материи

Микро-, макро-, мегамиры. Структуры микромира. Химические системы. Особен-

ности биологического уровня организации

4. Порядок и беспорядок в природе

Динамические и статистические закономерности в природе. Концепции квантовой

механики. Принцип возрастания энтропии. Закономерности самоорганизации. Принципы

универсального эволюционизма

5. Панорама современного естествознания

Космология (мегамир). Геологическая эволюция. Происхождение жизни (эволюция

и развитие живых систем). Эволюция живых систем. История жизни на Земле и методы

исследования эволюции (эволюция и развитие живых систем). Генетика и эволюция

6. Биосфера и человек

Экосистемы (многообразие живых организмов – основа организации и устойчивости

живых систем). Учение В. И. Вернадского о биосфере. Человек в биосфере. Глобальный

экологический кризис (экологические функции литосферы, экология и здоровье)__
4.2. Семинарские и практические занятия
Семинар 1. Предмет естествознания. Естественнонаучная культура
Вопросы, рассматриваемые на семинаре

1.Предмет естествознания.

2.Естественнонаучная культура, как составная часть культуры.

3.Научный метод познания окружающего мира.
На что обратить внимание:

На раскрытие содержания естествознания как системы знаний о природе, действительном окружающем мире и месте в нём человека. Дать понятие культуры и составной её части – естественнонаучной культуре. Иметь представление о панораме развития естествознания и взаимосвязи естественных наук. При характеристике научного познания дать представления о парадигме, проблеме, гипотезе, теории, законе.
Основные термины : естествознание, естественнонаучная культура, проблема, гипотеза, теория, закон, аксиома, парадигма, научная революция.
Самостоятельный анализ панорамы развития научного знания:

  1. античный период;

  1. классический (ньютоновский) период;

  1. релятивистский (эйнштейновский).


Возможные разработки тем на основе рефератов, докладов, обзоров

панорамы развития разделов:

  1. математики;

  1. физики;

  1. астрономии, атрофизики;

  1. химии;

  1. биологии;

  1. геологии.



Семинар -2 Концепции описания природы
Вопросы, рассматриваемые на семинаре:

1.Формы существования материи.

2.Корпускулярная концепция описания природы

3.Континуальная концепция описания природы.

На что обратить внимание.

Почему возникает необходимость описания природы и явлений по частям? Почему этот процесс познания непрерывен?

Почему возникает необходимость расчленения материального мира на иерархической основе? В чём сущность непрерывности познания? Интеграция естественно-научного знания, что это такое?
Основные термины и понятия:

концепция, корпускула, поле, континуум, принцип суперпозиции, структурные формы организации материи: микромир, мезомир, макромир, мегамир, супермир.

Семинар 3. Порядок и беспорядок в природе

Вопросы, рассматриваемые на семинаре:

  1. Структура

  2. Порядок

  3. Хаос



На что обратить внимание:

на современные представления о порядке и хаосе; на явление и революционности представлений самоорганизации; дать представление о синергетике и эволюции структур в неравновесных процессах.
Основные термины и понятия:

структура, порядок, хаос, энтропия, симметрия, асимметрия, инвариантность, самоорганизация, синергетика, флуктуации, диссипативные структуры, бифуркация, триггер, эволюция, катализ, автокатализ.

Семинар 4. Пространство и время
Вопросы, рассматриваемые на семинаре:

1.Пространство и время.

2.Четырехмерность Мира.

3. Элементы ОТО

На что обратить внимание:

На четырехмерность (многомерность) пространства; на материальность времени; на элементы ОТО; на асимметрию пространства и времени; на континуальность материи, пространства, времени.
Основные термины и понятия:

пространство, время, пространственно-временной континуум, эффект Доплера, фундаментальные постоянные, куб фундаментальных теорий.

Семинар 5. Физические системы. Взаимодействия.
Вопросы, выносимые на семинар:


  1. Четыре типа взаимодействия

  2. На пути к теории Великого Объединения



На что обратить внимание:

на существовании в реальном мире разделенных взаимодействий;

на возможность объединения слабого и электромагнитного взаимодействий в рамках теории электрослабого взаимодействия; на возможность объединения электрослабого и сильного взаимодействия в рамках теории Великого Объединения; на возможность объединения всех четырех типов взаимодействий в рамках единой теории поля (суперобъединения).
Термины и понятия:

законы сохранения, дальнодействие, близкодействие, электромагнитное взаимодействие, слабое взаимодействие, сильное взаимодействие, гравитационное взаимодействие.

Семинар 6. Химические и физико-химические системы.
Вопросы, рассматриваемые на семинаре:
1.Реакции. Катализ, автокатализ

2.Диссипативные структуры, управляющие параметры

3.Фазовые состояния.
На что обратить внимание:

на системы, в которых происходят реакции; на явление процессов, ускоряющих или замедляющих ход реакций; на роль свободных радикалов; на управляющие параметры реакций, влияющие на изменение хода реакций; на законы в области химических реакций.
Термины и понятия:

Реакция, фаза, фазовый переход, катализ, автокатализ, диссипативные структуры, кольца Сатурна, ячейки Бенара, управляющие параметры реакций.

Семинар 7. Концепции жизни



Вопросы, рассматриваемые на семинаре:

  1. Что такое преджизнь и жизнь?

  2. Концепции возникновения или развития жизни на Земле?

  3. Феномен жизни как ставка материи на предотвращение собственного вырождения


На что обратить внимание:

на понятие живого; на условность границ живого и неживого; на особый вид живой материи, сформировавшей биосферу Земли; на условность признаков живого; на точки зрения, приведшие к созданию современных представлений о развитии жизни на Земле; на существование преджизненных форм материи и механизм зарождения живого из неживого.
Термины и понятия:

жизнь, живое вещество, биосфера, ноосфера, организм, популяция, онтогенез, филлогенез, естественный отбор, ген, геном, генотип, фенотип, эволюция, синтетика, неодарвинизм, клетка, автотрофы, ареал, аэробные организмы,биомасса, биота, биотоп, биоценоз, мутации, экосистемы, аксиомы биологии.

Семинар 8. Концепции происхождения и эволюции человека
Вопросы, рассматриваемые на семинаре:

  1. От проконсула до современного человека (проблемы генезиса)

  2. Проблемы расселения человека. Митохондриальная и мультирегиональная концепции

  3. Современные представления о прародине человечества


На что обратить внимание:

на роль географической и геологической среды в эволюции гоминид; на противоречия митохондриальной и мультирегиональной концепции; на сценарии возможного становления человека в царстве животных; на идеи становления сознания и разума.
Семинар 9. Космологические концепции. Модель Большого Взрыва.
Вопросы, рассматриваемые на семинаре:
1. Концепции и взгляды на структуру Метагалактики

2. Современные концепции происхождения и эволюции Вселенной.

3. Космическая шкала времени
На что обратить внимание:
на историю представлений структуры Метагалактики; на открытия, которые привели к современным представлениям о структуре Метагалактики; на феномен реликтового космического излучения; на разбегающуюся Вселенную, на закон Хаббла и эффект Доплера; на синтез водорода и гелия в догалактическую стадию.
Термины и понятия:
метагалактика, Большой Взрыв, космическая шкала времени, инфляционная фаза, реликтовое космическое излучение, аннигиляция, догалактическая стадия.


Дискуссия

Познаваем ли действительный окружающий мир? Каково место человека в мироздании? Что движет человеком в познании окружающего мира: любопытство? жажда знания? или необходимость выжить в условиях изменяющегося мира? Какие практические следствия для человека и общества возникают из теории и практики научного знания? Для чего нам нужно изучать курс «Концепции современного естествознания?». Что это курс дал лично Вам?
Цель дискуссии заключается в формировании у студентов культуры публичного, аргументированного выступления по нетривиальным проблемам естествознания, а также для углубленного представления ими картины действительного окружающего мира.

5. Образовательные технологии

активные и интерактивные формы, проекционные технологии.

В процессе преподавания дисциплины используются как классические формы и методы обучения (лекции, практические занятия), так и активные методы обучения (компьютерные интерактивные задания в процессе, индивидуальные задания).

Лекции: вводная лекция, лекция-информация, проблемная лекция. При проведении лекционных занятий используется аудиовизуальные, компьютерные и мультимедийные средства обучения Университета, а также демонстрационные и наглядно-иллюстрационные (в том числе раздаточные) материалы.

Практические занятия: ситуация-упражнение, технология проблемного обучения, технология учебного исследования. контрольные домашние задания предполагают использование индивидуальных компьютеров, при необходимости с привлечением Интернет-ресурсов.

6.Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

6.1.Самостоятельная работа студентов.

Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:
Для более эффективного усвоения материала предусмотрены разнообразные формы работы студентов. Во-первых, это прослушивание лекционного курса в аудитории с написанием подробного конспекта. Во-вторых, чтение и конспектирование рекомендованной литературы для повышения эффективности восприятия материала рекомендуется, помимо устного изложения, использовать визуальную поддержку в виде компьютерной презентации содержания лекции, отражающей основные тезисы, понятия, схемы, иллюстрации по теме лекции. Эффективно, также, использование материалов учебных и научно-популярных фильмов, если для их просмотра в аудитории есть необходимое техническое оснащение.

Итоговая оценка знаний производится по результатам тестирования, оценки реферата. Контроль над выполнением студентами каждого вида работ может осуществляться поэтапно и служить основанием для промежуточной и итоговой аттестации.




Задания для самостоятельной работы:

  1. Дополнить конспект лекций по теме, используя рекомендованную основную и дополнительную литературу.

  2. Составить конспект по вопросам для обсуждения по теме семинарского занятия.

  3. Составить кроссворд и тест по выбранной теме.

  4. Подготовить реферат с презентацией.


Содержание самостоятельной работы обучающихся.


Вид СРС

Срок выполнения

Форма контроля

Оценка результата в баллах

Конспект литературы по теме лекций

В теч. семестра

Опрос на семинарах

1

Анализ литературы по выбранной теме, написание реферата

В теч. семестра

Представление на семинаре

3 - 5

Составление презентации по выбранной теме

В теч. семестра

Представление на семинаре

3 - 5

Составление тестового задания по выбранной теме

В теч. семестра

Выполнение в письменном виде

3 - 5

Составление кроссворда по выбранной теме

В теч. семестра

Представление на семинаре

3 - 5



Вопросы к зачету

1. Определение науки.

2. Место и роль науки в культуре.

3. Формы мировоззрения, их особенности. Как соотносятся знание и реальность?

4. Различие гуманитарных и естественных наук.

5. Доклассическая, классическая и неклассическая наука.

6. Тенденции развития науки.

7.  Материя, пространство, время в картинах мира физики.

8.  Принципы близкодействия и дальнодействия

9. Структурные уровни организации материи.

10. Что такое квант, кварк, нуклон, атом, молекула?

11. Учение о химических процессах. Реакционная способность веществ.

12. Симметрические и асимметрические закономерности.

13. Статистические и динамические закономерности.

14. Принципы дополнительности, неопределенности, соответствия.

15. Физические взаимодействия.

16. Принцип суперпозиции.

17. Концепции времени и пространства.

18. Общие и специфические свойства времени и пространства.

19. Положения теории относительности А. Эйнштейна

20. Термодинамика, три начала термодинамики.

21. Признаки равновесных / неравновесных систем.

22. Понятие «хаос» в синергетике.

23. Точка сингулярности. Космическая шкала времени.

24. Виды галактик.

25. Природа звезд.

26. Внутреннее строение земли.

27. История геологического развития земли.

28. Современные концепции развития геосферных оболочек.

29. Экологические функции литосферы.

30. Закон видовой дифференциации.

31. Признаки живой системы.

32. Онтогенез и филогенез.

33. Подходы к природе жизни.

34. Уровни организации живых систем. Биома, биосфера.

35. Особенности строения человека.

36. Видовая и половая дифференциация полушарий. Нейрон.

37. Виды психоактивных веществ и последствия их употребления.

38. Гипотезы о происхождении жизни.

39. Положения эволюционного учения. Антидарвинизм.

40. Биохимическая эволюция. Прокариоты, эукариоты.

41. Генотип и фенотип.

42. Проблемы биоэтики.
Рекомендации к оцениванию:

«зачтено»

- глубокий, осмысленный, полный по содержанию ответ, не требующий дополнений и уточнений. Отличный ответ должен характеризоваться последовательностью, логикой изложения, умением студента подтверждать основные теоретические положения практическими примерами, устанавливать межпредметные связи, наличием собственной точки зрения на излагаемую проблему. Студент должен продемонстрировать умение анализировать материал, обобщать его, делать точные емкие выводы. Ему необходимо хорошо ориентироваться в содержании материала, быстро и точно отвечать на дополнительные вопросы. Речь студента должна быть грамотной и достаточно выразительной.

- содержательный полный ответ, требующий лишь незначительных уточнений и дополнений, которые студент может сделать самостоятельно после наводящих вопросов преподавателя. Допускаются такие незначительные недочёты в ответе студента как отсутствие самостоятельного вывода, нарушение последовательности в изложении, речевые ошибки и др. По остальным позициям ответ должен соответствовать требованиям, предъявляемым к отличному ответу.

- содержание материала раскрыто, но недостаточно глубоко. Удовлетворительный ответ требует серьёзных дополнений, не всегда последователен и логичен, не всегда содержит обобщения и выводы. Студент испытывает затруднения в установлении связи теории с практикой, не достаточно доказателен в процессе изложения

материала, не всегда оперативно и адекватно реагирует на дополнительные вопросы, однако, понимает основные положения учебного материала, оперирует основными понятиями дисциплины.

«не зачтено» - студент не может изложить содержание материала, не знает

основных понятий дисциплины, не отвечает на дополнительные и наводящие вопросы

преподавателя.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)

А) основная литература (учебники и учебные пособия)

  1. Бондарев В.П. Концепции современного естествознания. М., 2003.

  2. Философия современного естествознания / Под общ. ред. С.А. Лебедева. М., 2004.


Б) дополнительная литература:

В) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

Портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/

Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/

Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collection.edu.ru/
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины (МОДУЛЯ)
1.Учебные и специализированные лекционные аудитории с мультимедиапроектором -103, 208.
Автор к.п.н.,доцент КОФИМПФ Смирнова М.А.

Рецензент: к.п.н., доцент КОФИМПФ Федоров О.А.

Программа одобрена на заседании кафедры ОФиМПФ от ___________ года, протокол № ________.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины (модуля) iconРабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа дисциплины (модуля) iconРабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа дисциплины (модуля) iconРабочая учебная программа дисциплины пс рупд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа дисциплины (модуля) iconРабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа дисциплины (модуля) iconРабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа дисциплины (модуля) iconРабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа дисциплины (модуля) iconРабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа дисциплины (модуля) iconРабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа дисциплины (модуля) iconРабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа дисциплины (модуля) iconРабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа дисциплины (модуля) iconРабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа дисциплины (модуля) iconРабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа дисциплины (модуля) iconРабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа дисциплины (модуля) iconРабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа дисциплины (модуля) iconРабочая программа дисциплины (модуля) основы ветеринарии (наименование...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа дисциплины (модуля) iconРабочая программа дисциплины (модуля) морфология с. Х. Животных (наименование...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск