ЮЖНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАЧАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 992 «ИЗЛУЧИНА» Конспект
развивающего занятия на тему:
«Волшебница – осень».
Выполнила и провела: воспитатель ГПД –
Юдина Н.Н.
2012 г.
Занятие на тему: «Волшебница – осень». Цель. Обобщить и систематизировать знания детей об осени; совмещать ознакомление с сезонными изменениями в природе с формированием эстетических представлений; воспитание экологической культуры; бережное отношение к растениям и животным.
Задачи. Учить детей наблюдать за осенними изменениями в природе. Способствовать использованию русских пословиц, поговорок и примет в речи. Уточнить знания об осенних видах сельскохозяйственных работ людей на полях и в огородах, сборе урожая. Формировать способность наблюдать за поведением животных и птиц осенью. Развивать речь, мышление, умение рассуждать, анализировать.
Оборудование. Презентация Power Point, музыкальное сопровождение «Времена года» П.Чайковского, Ф.Шопена; рисунки на тему «Золотая осень»; детские работы.
Подготовка.
Мероприятие является итоговым при проведении занятия «Волшебница – осень!» Дети готовили сообщения об осени, искали в группах нужные пословицы и поговорки, рисовали иллюстрации.
Ход мероприятия. I. Организационный момент.
Проверка готовности к уроку.
II. Вводное слово воспитателя.
Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами поговорим об осени. Какие осенние месяцы вы знаете? (Ответы). А вы знаете, что осень еще называют – волшебницей, как вы думаете – почему? ( Ответы.)
III. Основная часть.
Воспитатель. (Слайд 2). Послушайте отрывки из произведений П.Чайковского, «Времена года».
Воспитатель: Что вы можете сказать о музыке? Какая она – веселая, грустная, печальная или торжественная? ( Ответы - Музыка грустная, спокойная, светлая, мягкая, нежная, задумчивая).
Воспитатель: Может эта музыка отражать осеннее настроение? (Ответы.) Почему осенняя музыка грустная? ( Ответы.)
Воспитатель: (Слайд 3-7).Давайте рассмотрим явления природы осенью и познакомимся с пословицами и поговорками на эту тему.
- Гром в сентябре – теплая осень.
- Октябрьский гром – к белоснежной зиме.
- Поздний листопад – к суровой продолжительной зиме.
- Когда гусь улетает, снег выпадает.
- Сентябрь яблоками пропах, а октябрь – капустой.
- От первого снега до санного пути – шесть недель. Воспитатель: (Слайд 8-10). Ребята, а вы знаете, что бывает три осени? Первая приходится на сентябрь и называется – первоосенье. Вторая приходится на октябрь – глубокая осень. И третья приходится на ноябрь – предзимняя осень.
Воспитатель. (Слайд 11). Сейчас мы поговорим о сентябре - первом осеннем месяце. Его называют румянцем осени, златоцветом, рябинником. Как вы думаете, почему? (Ответы.) В какие цвета одевает сентябрь деревья? (Ответы)
Воспитатель: Назовите самые характерные признаки сентября. (Ответы: солнышко бледнее, небо холоднее, день короче, ночь длиннее, птицы улетают в теплые края, листья желтеют и опадают и т.д.)
Рассматривание картины И.Левитана «Золотая осень».
Воспитатель: Что происходит на этой картине? (Ответы: Озолотились березы, раскалились докрасна рябины и дубы, зардели клёны, настал карнавал листвы или листопад).
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, какими сельскохозяйственными работами занимаются люди в сентябре? (Ответы).
Воспитатель: (Слайд 12-16). Давайте посмотрим на экран и ответим на вопрос – что делают люди в сентябре в саду, в огороде, в поле? (Ответы).
Воспитатель: (Слайд 17). Посмотрите, сколько даров приносит нам осень.
Воспитатель: Какими продуктами питания на огороде запасаются люди, мы узнаем, отгадав кроссворд. (Слайд 18).
Красный нос в землю врос,
А зеленый хвост снаружи.
Нам зеленый хвост не нужен,
Нужен только красный нос. (Морковь.)
Десять мальчиков
Живут в зеленых чуланчиках. (Фасоль.) Он свежий, приятный
И сочный на вид,
Он соком томатным
Тебя угостит. (Помидор.) На грядке длинный и зеленый,
А в кадке желтый и соленый. (Огурец.) От него душистый зубчик
Мы положим с тобой в супчик.
Даст он супу аромат,
Станет суп вкусней стократ. (Чеснок.) Круглая, рассыпчатая, белая.
На стол она с полей пришла.
Ты посоли ее немножко,
Ведь правда, вкусная… (Картошка.) Ты салаты, винегреты
Украшаешь алым цветом.
Нету ничего вкусней
И наваристей борщей. (Свекла.)
Воспитатель: Посмотрим, какое слово получилось по вертикали? (Ответы: капуста.)
Физминутка: (Слайд 19).
Выросли деревья в поле. Хорошо расти на воле! (Потягивания - руки в стороны.) Каждое старается, К небу, к солнцу тянется. (Потягивания — руки вверх.) Вот подул весёлый ветер, Закачались тут же ветки, (Дети машут руками.) Даже толстые стволы Наклонились до земли. (Наклоны вперёд.) Вправо-влево, взад-вперёд — Так деревья ветер гнёт. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.) Он их вертит, он их крутит. Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем.)
Воспитатель: (Слайд 20). А теперь вспомним, какие плоды растут во фруктовом саду, отгадав загадки. Вот растет зеленый куст,
Не высок но очень густ.
И висят на нем сережки
Для Анюты и Антошки.
Черные и красные,
Для желе - прекрасные. (Смородина.) По весне оно
Очень зелено, кисло.
Как поспеет – покраснеет,
С ветки вниз упасть успеет. (Яблоко.) Вот на ветке, погляди,
Раскраснелись вдруг они.
Сочным соком наливаются,
Детям с веток улыбаются. (Вишня.) С веток кистями свисает,
Сладким соком привлекает.
Угощает всех подряд:
Очень вкусный… (Виноград.) Красненька матрешка,
Беленько сердечко.
Ее любят очень дети,
А в лесу густом – медведи. (Малина.) Воспитатель: (Слайд 21). Сентябрь – самый грибной месяц года. Есть такая поговорка: кто пораньше встает, тот грибов наберет, а сонливый, да ленивый идут после за крапивой. Когда собирают грибы, приговаривают: «Боровик, боровик, красная головка, дам тебе морковку». Но не всякий гриб в лукошко кладут. Есть грибы ядовитые. Какие это грибы? (Ответы: мухомор, бледная поганка.) А какие грибы можно собирать? Давайте соберем эти грибы в кузовок. (Ответы: груздь, подосиновик, подберезовик, боровик или белый гриб, волнушка, масленок, лисичка, опята).
Воспитатель: Много грибов набрали в кузовок! Воспитатель: (Слайд 22).Ушел сентябрь, и вслед за ним пришел октябрь – месяц хмурый, холодный.
Рассматривание картины художника И.Левитана «Поздняя осень», «Туман».
Воспитатель: Октябрь – период глубокой осени. Издавна в народе говорят: октябрь – грязник. Почему его так называют? (Ответы: часто идут моросящие дожди, на улице грязно и неуютно, холодно, дуют порывистые ветры, погода пасмурная).
Воспитатель: Почему октябрь называют листопадом? (Ответы.)
Воспитатель: Давайте вспомним народные приметы об осени.
- Поздний листопад – на неурожайный год.
- Когда лист с дуба и березы опал чисто, то год будет хорошим, урожайным.
- Если листья, осыпаясь, лягут изнанкою вверх – к урожаю и теплой зиме, лицевой стороной вверх – к холодной зиме.
- Если в сентябре птицы готовятся к отлету, то в октябре они начинают улетать.
Воспитатель: Как вы думаете, как появляются приметы? (Ответы: на основе постоянных наблюдений.)
Воспитатель: (Слайд 23-28). Птиц, которые улетают в теплые края, называют перелетными. (Слайд 29-35). Птиц, которые зимуют у нас, называют зимующими. Почему? (Ответы.)
Воспитатель: (Слайд 36). Послушайте стихотворение А.С.Пушкина.
Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась, Ложился на поля туман, Гусей крикливых караван Тянулся к югу: приближалась Довольно скучная пора; Стоял ноябрь уж у двора. (А.С. Пушкин)
Воспитатель: Ребята, вы догадались, о каком месяце мы будем говорить? (Ответы: о ноябре.)
Воспитатель: Почему ноябрь называют – предзимье или воротами зимы? Выделите характерную особенность ноября. (Ответы: деревья стоят голые, становится холоднее, выпадает первый снег.)
(Слайд 37). Дети рассматривают картину А.А. Пластова «Первый снег».
Воспитатель: А теперь давайте «войдем» в эту картину. Возьмите снег, который лежит на перилах. Какой снег? (Холодный, мокрый.)
Давайте поиграем в снежки. (Дети « лепят» воображаемые снежки и кидают друг в друга – физкультминутка).
Воспитатель: (Слайд 38). Чем занимаются лесные жители в ноябре? Осенью в лесу можно увидеть много интересного. Вот послушайте стихи об этом. Белка щелкает орешки
На дубу без всякой спешки.
Чистит дюжину за час,
Будет на зиму запас.
Белка спряталась в дупло.
В нем и сухо и тепло.
Запасла грибов и ягод.
Осторожная лисица
Подошла к ручью напиться.
Наклонилась, а вода
Неподвижна и тверда.
Под корягою в берлоге
Спит медведь, как в теплом доме,
Положил он лапу в рот
И, как маленький, сосет.
Зерен хочется синице,
Но в кормушке есть боится.
«Будь смелее, не робей!-
Приглашает воробей.
Под березой на пригорке
Серый еж устроил норку.
А под листьями лежат
Двое маленьких ежат. IV. Итог занятия.
Воспитатель: Ребята, наше занятие подходит к концу. Мы говорили об осени, о ее приметах. Согласны вы с тем, что осень можно назвать волшебницей и почему? (Ответы.) Да, осень – это сказка, потому что каждый месяц приносит нам волшебные превращения природы? И пусть идет дождик, холодно, день короче, солнышко не так греет. Мы не должны огорчаться, т.к. любое время года приносит нам новые впечатления и нужно с благодарностью принимать каждый день и находить в нем красоту в природе! (Слайд 39).
|