Отчет о практике





Скачать 170.71 Kb.
НазваниеОтчет о практике
Дата публикации23.09.2013
Размер170.71 Kb.
ТипОтчет
100-bal.ru > География > Отчет
Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО»

УТВЕРЖДАЮ

Декан (зав. кафедрой)

уч. ст., уч. зв.










подпись, дата




иниц., фамилия

ОТЧЕТ О ПРАКТИКЕ

Студента__5__ курса ____философского факультета

наименование факультета

________________Малуевой Юлии Валерьевны_________________________

фамилия, имя, отчество

______________________педагогическая________________ ______________

вид практики

___________кафедра теоретической и социальной философии_____________

кафедра

курс________5____________

семестр_____9____________

продолжительность___01.09.2010 – 09.11.2010 (10 недель)________________

кол. недель, сроки практики

Руководитель практики от факультета,
















должность, уч. ст., уч. зв.




личная подпись, дата




инициалы, фамилия

Руководитель практики от кафедры педагогики,
















должность, уч. ст., уч. зв.




личная подпись, дата




инициалы, фамилия

г. Саратов

2010

Содержание

Введение………………………………………………………………….…..3

Учебная работа……………………………………………………………..…5

План-конспект урока……………………………………………………...….6

План-конспект мероприятия по воспитательной работе……………...…..11

Психолого-педагогическая характеристика класса…………………….....13

Заключение……………………………………………………………..…....14

Введение

Мне как студенту-практиканту было предложено пройти педагогическую практику в Гимназии №87, в 10 классе. Проведение данных уроков послужило ознакомлению школьников с культурой мышления в рамках курса «Обществознание».

ЦЕЛЬ ПРАКТИКИ: возможность проверить основательность своей теоретической подготовки, усвоение педагогических дисциплин и практически испытать свои силы в труде преподавателя.

ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ:

  1. Углубление и закрепление теоретических знаний, полученных в вузе; и практическое применение этих знаний в процессе решения педагогических задач;

  2. Формирование и развитие:

  • умений и навыков организации учебного процессами руководства познавательной деятельностью школьников;

  • умения ставить и решать образовательные, развивающие и воспитательные задачи обучения при всех видах учебных занятий: уроках, лекциях, семинарских, практических, факультативных занятиях, консультациях и т.д.;

  • умения осуществлять выбор методов, методических приемов и средств обучения в соответствии с целями и задачами занятия, с учетом его содержания, уровня подготовленности учащихся, их возрастных и индивидуальных особенностей;

  • умения составить конспект (план) урока или другой формы, реализовать его, а в случае необходимости осуществить его перестройку в ходе занятия для более эффективного решения поставленных задач;

  • умения объективно оценивать знания учащихся;

  • умения устанавливать контакт с классом и отдельными школьниками;

  • умения в процессе практики совершенствовать свои знания по философии и методике преподавания философии и обществознания и вырабатывать педагогическое мастерство.

Учебная работа

В ходе практики было проведено 3 учебных урока по предмету «Обществознание». В рамках предложенного предмета были рассмотрены следующие темы:

  • Общество и общественные отношения

  • Личность в общественной жизни

  • Политическая социализация

Также был проведен классный час на тему: «Кем быть и какими нам быть?»

Для активизации познавательной деятельности учащихся использовалась комбинированная форма проведения с использованием наглядных материалов.

План-конспект урока

Тема урока: §1. Общество и общественные отношения ( учебник для 10 - ых классов «Человек и общество» В 2 частях. Часть 1. JI. Н. Боголюбов, JI. Ф. Иванова, А. Т. Кинкулькин, А. Ю. Лазебникова. Под редакцией Л. Н. Боголюбова.)

Форма проведения урока: комбинированный с использованием наглядных материалов.

Данная тема служит своего рода введением к курсу. Здесь рассматриваются ключевые понятия — общество, общественный прогресс, сферы жизни общества и стержневые проблемы курса — причины социальных изменений, соотношение материальных и духовных факторов развития.

План изучения нового материала:

    1. Понятие «общество».

    2. Взаимосвязь общества и природы.

    3. Сферы общественной жизни и их взаимодействие.

    4. Общественные науки, их особенности.

1. Сложность определения понятия «общество» связана с его предельной обобщенностью, а также с многозначностью. Этими особенностями объясняется наличие множества определений данного понятия. Различия в подходах обусловлены также разницей в концептуальных позициях исследователей.

Логический путь к обоснованию определения данного понятия можно позаимствовать из учебного пособия. Учитывая расхожесть данного термина в научной и повседневной лексике, а также многократное оперирование им на уроках истории и обществознания, целесообразно предложить ученикам привести различные словосочетания с термином «общество».

Все эти определения раскрывают узкие, частные смыслы понятия «общество».

В учебнике дается и более общее определение данного понятия, в котором фиксируются два основных аспекта: связь общества и природы, а также связи между людьми, которые, собственно, и образуют «ткань» общественных отношений.

Оба эти аспекта в дальнейшем конкретизируются и углубляются.

2. Раскрывая взаимосвязь общества и природы, важно отметить, что понятие «природа» также может рассматриваться как в узком, так и в широком смысле. В первом случае оно синоним всей действительности, мира в целом. В этом смысле человек и общество — часть природы.

В другом случае понятие «природа» употребляется в более узком смысле как природно-географическая среда, в известном смысле внешняя по отношению к человеку. Имея в виду это значение понятия, мы говорим о специфике общественной формы существования человека, подчеркиваем, что социальная жизнь людей не сводится к биологической жизни, она качественно иная.

Однако, показывая «особость», специфику общества и природы, важно выявить и конкретизировать их неразрывную взаимосвязь. Школьникам можно предложить самим привести факты, отражающие как благотворное, так и отрицательное воздействие человека и общества на природу.

Полезно также обсудить со старшеклассниками идеи, выдвинутые немецким философом XIX в. J1. Фейербахом, который утверждал: «Потому что мы живем, действуем и существуем в природе, она есть то, что охватывает человека; она есть то, через отнятие чего у человека отнимается и его бытие; она есть то, благодаря чему он существует, от чего он зависит во всех своих действиях, в каждом своем шаге. Оторвать человека от природы равносильно тому, как если бы захотеть отделить глаз от света, легкие от воздуха...»

В ходе обсуждения ученики, как правило, приходят к выводу, что, если иметь в виду понятие «природа» в широком смысле, немецкий мыслитель прав. Если же подразумевается природная среда существования человека, то ее значение чрезмерно абсолютизируется: многие действия человека определяются социальными факторами.

3. Обращаясь к анализу структуры общества, учитель подчеркивает, что возможны разные подходы к выделению основных элементов и подсистем общества. Так, в ряде случаев общество рассматривается как совокупность социальных групп, социальных институтов и организаций, социальных ролей и ценностей (можно отметить, что каждый из этих элементов более подробно будет рассмотрен на последующих занятиях). В тех случаях, когда выявляются сложные общественные связи — причинно-следственные, иерархические, на первый план выдвигаются подсистемы — сферы жизни общества. Обычно выделяют четыре основные сферы: экономическую, социальную, политическую и духовную.

Чтобы подробнее рассмотреть с учащимися каждую из этих сфер, учитель может использовать материалы пособия «Человек и общество» (под ред. В. И. Купцова: Кн. 1. Что такое общество. — М., 1993). Так, в разделе «Сферы жизни общества» достаточно обстоятельно характеризуется специфика материального производства. Показывая его огромное значение в общественной жизни, авторы вместе с тем справедливо предостерегают от абсолютизации этой роли, как это делали социологи-марксисты. Вместе с тем отметим, что, на наш взгляд, такое приписывание «материальному производству несвойственных ему функций» допускают и сами авторы, когда несколькими абзацами ниже делают однозначный вывод о том, что зарождение и утверждение капитализма стало результатом внедрения новой производительной техники в Европе. Такое объяснение причин перехода к новым общественным отношениям представляется предельно упрощенным, игнорирующим, в частности, такой фактор, как изменения общественного сознания.

Вопрос о соотношении сфер жизни общества был и остается дискуссионным в теории общественной мысли. Разнообразие существующих точек зрения можно представить в виде несложных графических моделей, сопровождая каждый вариант краткими комментариями.

В своих пояснениях учитель отмечает, что сторонники приоритета экономических отношений исходят из огромной роли материального производства в жизни людей, продукты которого удовлетворяют самые насущные потребности людей в пище, жилье, одежде и т. д. Материальное производство создает необходимые условия и средства (оборудование, здания, инструменты и т. д.) для всех других видов деятельности человека и сфер жизни общества: науки, политики, образования, медицины и т. п.

Кроме того, приверженцы данной позиции считают, что те отношения, которые складываются в сфере экономики (в производстве и распределении), обусловливают появление в обществе определенных классов и социальных групп, что, в свою очередь, ведет к формированию соответствующих политических интересов и образованию партий и других политических групп. Политическая ситуация отражается на духовной жизни общества

Среди аргументов в пользу определяющей роли духовной сферы чаще всего выдвигается идея о первичности сознания, о том, что мысли, идеи, представления предшествуют определенным практическим шагам человека. Всякому общественному перевороту предшествует переворот в сознании многих людей. Так, идеи французских просветителей подготовили

Великую французскую революцию, проникновение марксизма в Россию подготовило почву для победы большевиков в октябре 1917 г.

«Компромиссный вариант». Его приверженцы считают, что каждая из общественных сфер может стать определяющей в различные периоды исторического развития. Так, в период революций, гражданских войн решающая роль принадлежит социальным отношениям и политике. От того, каким в конечном счете станет расклад социально-политических сил, будет зависеть все дальнейшее развитие страны, включая и экономику.

Учащимся предлагается обсудить каждый из представленных аргументов.

4. Заключительный вопрос темы направлен на прояснение некоторых методологических аспектов познания общественных явлений. Центральная проблема здесь соотношение объективного характера знаний и субъективной интерпретации их исследователем. Учитывая, что в начале изучения курса возможны лишь первые подступы к данной проблеме, учитель вправе ограничиться краткими разъяснениями или организовать беседу с учащимися. Предлагаю вариант плана такой беседы:

  1. Что выступает целью познания мира?

  2. В чем принципиальное различие в познании явлений природы и общества?

  3. Можно ли изучать жизнь общества, отвлекаясь от различия во взглядах, интересах, намерениях людей? Свою позицию обоснуйте.

Для закрепления и проверки знаний учащихся полезно использовать специальные задания, в том числе тестового характера. Ниже приводятся примеры таких заданий.

I. Определите, какое из утверждений верно, какое ошибочно:

  • общество и природа неразрывно связаны и развиваются по общим законам;

  • общество обособилось от природы и не подчиняется действию природных закономерностей;

  • общество составляют люди, поэтому достаточно изучить отдельного человека, чтобы иметь представление об обществе в целом;

  • чтобы понять человека, достаточно изучить общество, в котором он живет, выявить сущность его общественных связей и отношений.

II. Опираясь на знания из истории, подумайте, что из нижеперечисленного можно отнести к причинам изменения общества:

  • внешние факторы, воздействие природной среды;

  • противоречия, возникающие между различными социальными силами внутри общества;

  • стремление людей к новому, более совершенному;

все вышеперечисленное.

План-конспект мероприятия по воспитательной работе

Тема классного часа: «Кем быть и какими нам быть?»

Цели:

  • нацелить учащихся на серьезное осмысление в поиске выбора профессии;

  • рассказать учащимся об особенностях классификации профессиональной деятельности человека;

  • дать возможность сориентироваться в типах профессий, выявить свои стремления, желания и наклонности.

Слово учителя:

Каждый человек в своей жизни делает выбор, от которых зависит, как в дальнейшем складывается его жизнь. Это выбор профессии. Сегодня мы поговорим об этом.

Это очень важно, потому что нередко выбор профессии происходит на уровне интуиции, а то и под влиянием настроения, поверхностных впечатлений, родительской прихоти, путем проб и ошибок. А теперь давайте вместе подумаем, какие ошибки могут допустить молодые люди, выбирая профессию?

Затем учитель открывает 1 слайд «Классификация распространенных ошибок»:

    1. Незнание правил выбора профессии:

  • выбор профессии за компанию;

  • перенос отношения к человеку на саму профессию;

  • отождествление учебного предмета с профессией;

  • ориентация сразу на профессию высокой квалификации;

  • неумение определить путь получения профессии.

    1. Незнание самого себя:

  • незнание или недооценка своих физических и психологических особенностей;

  • неумение соотнести свои способности с требованиями профессии. 3. Незнание мира профессий:

  • увлечение только внешней стороной профессии;

  • незнание требований профессии к человеку.

Далее учитель проводит с учениками тренинг «Рука судьбы».

Цель тренинга: показать участникам последствия случайного выбора профессии.

На отдельных листочках написать профессии, которые каждый хочет выбрать.

Складываем все эти листочки в пакет и перемешиваем, затем вытягивают все ребята из пакета, не глядя. Посмотреть на эмоции.

Учитель: Для оптимального выбора профессии должны выполняться три условия (открывается 2 слайд):

Хочу - мои желания;

Могу - способности и возможности;

Надо - востребованность профессии.

Учитель: Различают следующие степени профессиональной пригодности(3 слайд):

  • Непригодность

  • Годность

  • Соответствие

  • Призвание

Идет обсуждение каждого понятия, ученики приводят примеры, делают выводы.

Во многих тысячах профессий нельзя разобраться без классификации. Классификация - осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности по каким-то признакам.

Профессор Е.А.Климов разработал классификацию профессий, построенную на основании существенных признаков. Каждый вид труда человека имеет следующие компоненты: предмет труда, цель, орудия труда, условия деятельности. В соответствии с этими четырьмя признаками и строится классификация профессий, удобная для профессионального самоопределения. Что может быть предметом труда?

По первому признаку - предмету труда - все существующие профессии и специальности можно разделить на пять типов (4 слайд):

  • «человек - техника»,

  • «человек - природа»,

  • «человек - знаковая система»,

  • «человек - человек»,

  • «человек - искусство».

Ученики образуют группы по типу профессии. (Тесты по определению типа профессии должны быть проведены заранее). Ученики характеризуют свои типы профессий.

Проводится игра «Кто больше знает профессий?». Ученики называют профессии, относящиеся к их группе.

Слово учителя: В ходе игры мы смогли увидеть насколько индивидуальна каждая из названных вами профессий.

И, конечно же, вы знаете, что профессия со временем накладывает какой- то отпечаток на внешний вид человека, на его поведение, даже на характер.

Действительно, выбирать профессию не просто. Часто мы хотим одно, родители предлагают другое, друзья советуют третье. После окончания школы многие семьи выпускников оказываются в ситуации выбора. Постарайтесь серьезно подойти к этому выбору и тогда вы сможете в полной мере реализовать себя в обществе.

Психолого-педагогическая характеристика класса

Практика проходила в 10 «А» классе гимназии № 87, классным руководителем которого является преподаватель русского языка и литературы. В классе учится 25 человек (14 девушек и 11 юношей).

10 «А» - профильный социально-гуманитарный класс с углубленным изучением русского, литературы, обществознания, что накладывает определенный отпечаток на характер учащихся этого класса, то есть это люди гуманитарных наук, свободно рассуждающие и интересующиеся окружающим миром.

Формально лидером в классе можно считать старосту, который был избран всеми единогласно и который выполняет возложенные на его обязанности по мере своих возможностей. Но неформального лидера в классе нет. Это связано с тем, что класс был сформирован из четырех девятых классов, и хотя все друг друга знали, но тесно на параллели не общались. Поэтому в классе выделяются определенные группы с лидерами внутри них. Эти группировки можно выделить по различным признакам:

  • По половому признаку, т.е. выделяются отдельно группы девушек и группы юношей, которые естественно решают внутри свои проблемы;

  • По степени успеваемости. По этому признаку, как правило, класс разделяется на тех, кто учится на уровне выше среднего, на среднем уровне, и отстающие на фоне других. В целом класс по своим интеллектуальным задаткам очень сильный. Все они разносторонне развиты и интересуются и музыкой, и литературой, и техникой, и театрами и т.д.

  • По интересам в свободное время. При выделении групп по этому признаку большую роль играют «прошлые связи», т.е. многие ребята в свободное время общаются со своими бывшими одноклассниками, которые учатся в параллельных классах (10-Б и 10-В) это касается и юношей, и девушек.

Но, несмотря на такие внутренние формирования в классе, этот небольшой коллектив живет дружно. В этом есть и заслуга классного руководителя, который живет вместе со своими старшеклассниками, вносит веселое настроение, помогает в сложных ситуациях.

Общение между ребятами не заканчивается одной учебой, а все праздники по школьной традиции проводятся вместе.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод.

Во многом на формирование личности оказывает влияние тот коллектив, в котором человек живет, работает или учится. Так на жизнь отдельных классов влияет общее настроение, дух школы, ее традиции. Не исключением является и 10 «А» класс: ребята настроены дружественно как друг к другу, так и младшим классам, с удовольствием организовывают свои маленькие праздники, участвуют в общешкольных торжествах.

Заключение

Таким образом, за время прохождения педагогической практики были выполнены следующие задачи:

  1. знакомство с образовательным учреждением;



  1. закрепление и применение теоретических знаний в учебно- воспитательной работе;



  1. овладение методикой преподавания обществознания;



  1. проведение учебно-воспитательной работы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей школьников;



  1. самостоятельное планирование и проведение урочной деятельности по предмету «обществознание»;



  1. развитие умений самостоятельной педагогической деятельности в качестве учителя «обществознания»;



  1. овладение современными педагогическими технологиями в преподавании «обществознания»;



  1. отработка приемов владения аудиторией, формирования мотивации учащихся.

В результате посещения, а также самостоятельной подготовки и проведения уроков сделаны следующие выводы:

  1. Для успешного проведения уроков в старших классах очень важны мотивация и стимулирование, пробуждение интереса к материалу. Не менее важно и общение на уроках, установление обратной связи.



  1. Взаимоотношения преподавателя и учеников существенно влияет на успешность процесса обучения. Взаимное уважение - условие, необходимое для усвоения учениками излагаемого материала.



  1. Для достижения успеха также необходимо применять индивидуальный подход. Нельзя ко всем ученикам относиться одинаково, хороший учитель должен учитывать личные особенности каждого ученика, выявить и постараться помочь развить в ученике его способности, заставить поверить в себя. Также процесс обучения носит воспитательный характер, формируется личность ученика. Все эти факторы необходимо учитывать преподавателю.



  1. Огромное значение имеют - стиль, тон, такт, внешний вид, культура речи, также как и наблюдательность, находчивость, поскольку учителю важно найти контакт с аудиторией, но вместе с тем необходимо держать дистанцию.



  1. Дисциплина, хорошее поведение учеников - одно из слагаемых успешности их работы на уроках, а значит и успешности работы учителя. Если ученик собран и нацелен на учебу, то он достигнет успеха в изучении предмета. Поэтому дисциплину на уроке необходимо поддерживать и не позволять ученикам чрезмерно расслабляться.



  1. Большую роль в процессе общения играет обстановка в классе, которая должна максимально благоприятствовать учебе: оборудование, помогающее в изложении материала; рациональное использование времени.

Прослушанные уроки и их анализ, а также самостоятельная педагогическая деятельность, позволили узнать больше о процессе преподавания.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Отчет о практике iconОтчет по практике является основным документов студента, отражающим...
Отчет по практике составляется на основании выполненной студентом работы и исследований, проведенных в соответствии с индивидуальным...
Отчет о практике iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рефлексивный отчет по неделям и общий отчет по всем направлениям педагогической деятельности по практике
Отчет о практике iconОтчет по практике docx Тип документа

Отчет о практике iconОтчет по практике; реферат на заданную (выбранную) тему

Отчет о практике iconОтчёт о преддипломной практике в отделе опеки и попечительства администрации Кимовского

Отчет о практике iconОтчет по преддипломной практике
Рецензирование работ Основные выводы и результаты
Отчет о практике iconОтчет по практике вид практики
Выполнение кадастровых работ по формированию земельного участка
Отчет о практике iconОтчет о преддипломной практике в ООО «Крылья»
Цель и предмет, направления деятельности организации
Отчет о практике iconОтчет по учебной геодезической практике выполнил студент 1 курса, шифр 03-3до-253 специальность

Отчет о практике iconОтчет о практике
Ребята! Сегодня на уроке мы продолжим постигать тайны главного чуда света – человека
Отчет о практике iconМесто прохождения практики
Отчет по практике представляется в аттестационную комиссию кафедры в бумажном и электронном виде
Отчет о практике iconКурсовая Тема: «Отчет о движении денежных средств, его значение в...
...
Отчет о практике iconОтчет по производственной практике на ОАО «егуэс уралтелеком»
Требования к рабочим характеристикам синхронизации Корпоративная (частная сеть) 8
Отчет о практике iconОтчет по педагогической практике студента 5 курса группы
Название внеклассного мероприятия, время и место его проведения, количество учащихся
Отчет о практике iconОтчет по педагогической практике студента 3 курса группы
Название внеклассного мероприятия, время и место его проведения, количество учащихся
Отчет о практике iconОтчет по производственной практике на ОАО «егуэс уралтелеком»
Икм-30 Сокращение, используемое для обозначения потока Е1 с цикловой и сверхцикловой структурой


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск