Литература Класс 7





Скачать 140.17 Kb.
НазваниеЛитература Класс 7
Дата публикации25.09.2013
Размер140.17 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > География > Конспект
Конспект урока

Аттестуемый педагог Лобова Ирина Александровна

Предмет литература Класс 7

Тема урока : «… что может быть интересного

в грубом, необразованном человеке?» (В. Г. Белинский)

Технология личностно-ориентированного обучения

Урок- исследование.



п./п.

Этапы работы

Содержание этапа

1

Организацион-ный

Цели:

  • Формирование общих представлений учащихся о влиянии крепостного права на образ жизни, мысли, поступки, судьбу героев рассказа И.С.Тургенева “Бирюк” через выявление причин несчастья людей разных социальных категорий.

  • Развитие умений правильной читательской деятельности: умения вести познавательный диалог с автором, умения сравнивать факты, обобщать, делать выводы, пользоваться словарем, устанавливать причинно-следственные связи, выразительно читать.

  • Воспитание личности с активной жизненной позиции и развитие творческих способностей учеников.

Задачи:

  • Познакомить учащихся с рассказом Тургенева;

  • Помочь учащимся “увидеть” героя художественного произведения;

  • выяснить авторскую позицию

  • сформировать свою собственную точку зрения на основе прочитанного;

  • показать мастерство писателя в описании природы, интерьера, в создании портретной характеристики;

  • формировать навыки исследовательской работы с текстом;

  • развивать логическое мышление, наблюдательность,

  • развивать и обогащать речь учащихся;

  • воспитывать чувство любви к природе, к человеку.

Тип урока: комбинированный

Используемые технологии:

  • личностно-ориентированная;

  • проблемно-поисковая

  • Игровая

  • ИКТ

Оборудование:

  • словари;

  • мультимедиапроектор, компьютер, «Уроки литературы Кирилла и Мефодия » 6 класс, интернет.

  • В. Г. Перов. «Портрет И. С. Тургенева», И.И. Шишкин «Лесник», К. В .Лебедев. Бирюк. Иллюстрации к «Запискам охотника», Кузьмин Александр. Рисунок пером. Тушь. Иллюстрация к рассказу И. Тургенева "Бирюк".2010 год. Крамской И.Н. «Полесовщик». 1874.







Актуализация знаний.

Фронтальный опрос.

Проверка

домашнего задания.

  1. К какому роду принадлежал И .С. Тургенев?

  2. В каком имении прошло детство писателя? Чему он там научился?( чувствовать природу и ненавидеть крепостное право).

  3. В каком произведении И. С. Тургенева, изученном в прошлом году, мы познакомились с героем, который был крепостным ? Что это за герой? ( «Муму», Герасим).

  4. Что вы помните о крепостном праве? Почему крестьян называли крепостными?

  5. Почему цикл рассказов И. С. Тургенев назвал «Записки охотника»? Где они были созданы? («Записки охотника» созданы в родовом имении Тургенева – Спасском - Лутовинове, это цикл лирических очерков и рассказов, новелл. Тургенев записывал свои воспоминания, то , что он видел)

  6. Кто является главным героем этих «Записок…»? (крестьяне)

  7. Что объединяет отдельные рассказы в цикл?

(образ рассказчика Петра

Дома вы должны были прочитать рассказ «Бирюк» и пополнить свои электронные словари «В мире слов русской литературы» словами, понимание которых вызвало у вас затруднение.

На компьютере с помощью мультимедиапроектора один из учеников показывает свой словарь:
Дрожки – легкий открытый рессорный экипаж .

Мещанин- Лицо податного сословия, состоящего из мелких домовладельцев, торговцев, ремесленников

Покромка- 1. Край, кромка (обычно ткани).
2. Узкая полоска ткани, используемая в качестве тесемки, веревки и т.п





Изучение нового материала.

Слово учителя.

Словарная работа

Вступительная беседа

Сообщение темы и цели урока. Введение в проблему.

Запись темы и проблемного вопроса в тетрадь.

Рассказ «Бирюк» был написан в 1847 году. Создавая это произведение, как и весь цикл «Записки охотника», Тургенев опирался на собственные впечатления о жизни крестьян в Орловской губернии. В имении матери Тургенева был лесник бирюк, которого в лесу убили свои же крестьяне.

– Кто главный герой рассказа И.Тургенева «Бирюк»? ( Лесник, которого все называют «Бирюк»).

– Слово «бирюк» устаревшее. А что оно обозначает?

Бирюк-1. местн. Волк (обычно волк-одиночка).
2. перен. разг. Угрюмый, замкнутый, нелюдимый человек.

– Какое впечатление у вас осталось после прочтения рассказа?

В процессе урока вам необходимо ответить на проблемный вопрос: что может быть интересного в грубом, необразованном человеке? Что такое проблема?( Проблема - это сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования).

А как вы думаете, что станет объектом нашего исследования?( текст рассказа «Бирюк»)

Учитель: исследовать текст – значит изучать его с разных сторон. Для этого нам необходимо формировать навыки исследовательской работы с текстом, развивать логическое мышление, наблюдательность. Результатом работы и станет ответ на проблемный вопрос.





Работа по группам(5-7 мин.)

Выступление групп. Обсуждение.


Задание 1 группе.

  • Что такое пейзаж?

  • Какую роль играет пейзаж в произведении?

  • К появлению какого героя подготавливает читателя гроза?

  • Докажите, что гроза здесь не только явление природы, а образ, символ. Вспомните, что обозначает термин «символ», при затруднении обращайтесь к словарю литературоведческих терминов.(Бирюк-гроза воров. Гроза- психологическое состояние мужика, его страх, отчаяние, перешедшее в гнев)

Задание 2 группе.

  • Что называется интерьером?

  • Какова роль интерьера в литературном произведении?

  • О чем говорит обстановка в избе лесника?

  • На какие чувства настраивает изображение среди нищей обстановки двух маленьких детей лесника?

  • Что помогает понять интерьер в характере Бирюка?

  • Как автор относится к герою, видя обстановку в доме?

(Герой очень беден, несчастен, ответственен за детей. Автор его жалеет)

Задание 3 группе.

  • Что такое литературный портрет?

  • Перечитайте описание Бирюка, что в этом описании подчеркивает автор?

  • Как звали героя? Как его называет автор? Крестьяне? Почему?

  • Что сделало героя Бирюком?

  • Каково ваше отношение к герою?

  • Рассмотрите изображение Бирюка на иллюстрациях.

Как вы представляете себе этого героя?

Задание 4 группе.

Художественные особенности новеллы.

  • И.С.Тургенев одушевляет природу, то есть наделяет ее душой, показывает ее чистоту и красоту. Какими средствами он этого добивается?



  • Чему противопоставляет И.С.Тургенев красоту и гармонию природы?(красоту и гармонию природу И.С.Тургенев противопоставляет с крепостным правом)







Игровые технологии.

Инсценировка эпизода.

Создание проблемной ситуации.


Мужик (жалобно). Фома Кузьмич, а, Фома Кузьмич!

Бирюк. Чего тебе?

Мужик. Отпусти. Отпусти…с голодухи…отпусти.

Бирюк. Знаю я вас! Ваша вся слобода такая-вор на воре.

Мужик. Отпусти…приказчик…разорены, во как… Отпусти!

Бирюк. Разорены!...Воровать никому не след.

Мужик( с отчаяньем). Отпусти, Фома Кузьмич…не погуби. Ваш-то, сам знаешь, заест, во как, ей-богу. Ей-богу с голодухи…детки пищат, сам знаешь. Круто,во как, приходится.

Бирюк: а ты все-таки воровать не ходи.

Мужик. Лошаденку-то, хоть её-то…один живот и есть…отпусти!

Бирюк. Говорят, нельзя. Я тоже человек подневольный; с меня взыщут. Вас баловать тоже не приходится.

Мужик :Отпусти! Нужда, Фома Кузьмич, нужда , как есть того…отпусти!

Бирюк .Знаю я вас!

Мужик. Да отпусти!

Бирюк. Э, да что с тобой толковать; сиди смирно, а то у меня знаешь? Не видишь, что ли барина?,

Мужик( внезапно выпрямился, глаза у него загорелись, на лице выступила краска) Ну на, ешь, на, подавись, на, душегубец окаянный: пей христианскую кровь, пей! Тебе говорю, азиат ,кровопийца, тебе!

Бирюк. Пьян ты, что ли, что ругаться вздумал? С ума сошел, что ли?

Мужик. Пьян!..не на твои ли деньги, душегубец окаянный, зверь, зверь, зверь!

Бирюк. Ах ты, да я тебя!

Мужик: А мне все едино- пропадать; куда я без лошади пойду? Пришиби-один конец; что с голоду, что так- все едино. Пропадай все: жена, дети- околевай все… А до тебя погоди, доберемся! Бей! Бей! Бей!

Бирюк. Молчать!

Мужик. Не стану я молчать. Все едино- околевать-то. Душегубец ты, зверь, погибели на тебя нету…Да постой, не долго тебе царствовать! Затянут тебе глотку, постой!

Немая сцена. Герои замерли.

Вопрос к классу: как поступит Бирюк? Чего ждет от него

несчастный мужик? (мужик уже не сомневается в том, что Бирюк отведет его к барину).

Продолжение сценки:

Бирюк( схватил за шиворот мужика, нахлобучил ему шапку на глаза, растворил дверь и вытолкал вон). Убирайся к черту со своей лошадью, да смотри в другой раз у меня!...





Работа с текстом.

Беседа.

-Как относится автор к мужику-вору и Бирюку?( Автор сочувствует своим героям. Это видно по многим деталям текста :обращениям к героям, диалогам. Он просит Бирюка отпустить бедняка, предлагает заплатить деньги за срубленное дерево, радуется тому, что Бирюк помиловал мужика. Автор восхищается честностью, талантом лесника, его добротой. Ему горько , что такая жизнь выпала на долю его героев).




Анализ проблемной ситуации.

Сопоставле ние деталей.


Так кто же такой наш герой?

Сопоставление деталей

- Попробуйте теперь все нами сказанное сопоставить в одном предложении, используя данные таблицы:

С одной стороны, Бирюк_________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________, но с другой стороны, ______________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________, ПОТОМУ ЧТО__________________________

___________________________________________________________

Внешние проявления

Внутренние качества

Подневольный, мрачный, нелюдимый, хмурый, грозный (гроза всех мужиков), грубый, немногословный, сильный физически, необщительный, одинокий, покинутый, бедный.

Мужественный, совестливый, сострадательный, добросовестный, великодушный, добрый, отзывчивый, понимающий, хозяйственный, заботливый, честный.





Проверка

Сопоставление героев

Беседа

С одной стороны, Бирюк одинокий, бедный, несчастный, брошенный, понимающий, мужественный, добросовестный работник, его можно пожалеть, но с другой стороны, жестокий , строгий, его хотят сжить со свету другие крестьяне.

- То есть, мы уже частично узнали Бирюка. Каким человеком он предстает перед нами? (хорошим, умным, добросовестным)

- Но только одно слово у нас осталось непонятным – причина, которая не дает ему раскрыться перед мужиками, чтобы они поняли, каков он на самом деле.

Поиск причины явления
-Для этого нам необходимо обратиться еще к одному герою Тургенева, с которым мы познакомились в прошлом году. О ком я веду речь? (О Герасиме, герое рассказа «Муму»).

- Есть ли какие-то общие черты у Герасима и Бирюка? Какие? Это было вашим домашним заданием: найти общие черты у Герасима и Бирюка (сложен богатырем, нрава строгого и серьезного, одинок, нет близких людей, ни с кем не общается, добросовестный работник, каморка обставлена скромно – только самое необходимое).

- Герасим воспринимается нами как положительный образ. Но что же в его поступках нас до боли души возмущает? (Герасим утопил свою любимую собаку)

- Почему же он это делает? (ему приказывает избавиться от нее барыня).

- Мы видим, что Герасим так поступает против своей воли. А Бирюк делает что-то против своей воли? (да, он задерживает вора – несчастного мужика – и собирается его наказать, хотя понимает, что мужик ворует лес из-за безвыходного положения).

- Так что же заставляет этих сильных, мужественных людей поступать против своей воли? Как отвечает на этот вопрос сам Бирюк?(« Я тоже человек подневольный»,-говорит Бирюк. А подневольные- это крепостные)

- Вот мы и нашли причину, по которой Бирюк угрюм, излишне суров. Запишите название этой причины в тетрадь.

– Как же должны относиться крестьяне к Бирюку, если он такой же подневольный, как и они? Почему происходит иначе? За что они ненавидят Бирюка?
– И все-таки герой отпускает вора. Почему?

(Крепостное право- это враждебная человеку сила. Но она не способна уничтожить душу и человечность)



Рефлексия.


  1. Подведем итоги. Сделаем выводы.

– Против чего направлен рассказ Тургенева?

– Почему героем его произведений становится простой крестьянин? Что же может быть в нем привлекательного?

-Что вы для себя открыли нового на этом уроке?

  1. Ответим на вопрос, который мы вынесли в заглавие нашего урока. «Как что? – Его душа, ум, сердце, всё то же, что и в образованном человеке». (В.Г.Белинский).

- Да, действительно, Тургенев был одним из первых русских писателей, которые поняли душевную силу и красоту крепостных крестьян и рассказали об этом миру.

-И теперь я вам приоткрою завесу тайны самого Тургенева. Он желал, чтобы на его памятнике были высечены слова о том, что его _________________послужила делу освобождения крестьян от крепостного права.

Вставьте пропущенное слово (книга «Записки охотника»)

Известно, что в решении царя Александра II (воспитанника В .А. Жуковского) освободить крестьян в 1861 году, большую роль сыграли «Записки охотника».



Итоговый тест

Познакомившись с рассказом И. С. Тургенева «Бирюк», проверьте свои знания, ответив на вопросы итогового тестирования.

Выставление оценок за работу на уроке.



Домашнее задание

Написать небольшое сочинение- рассуждение на тему «Как я отношусь к леснику из рассказа И.С.Тургенева «Бирюк», обязательно аргументируйте свой ответ.

*дополнительное задание для сильных учеников:

Составьте синквейн на тему «Бирюк».


ПРИЛОЖЕНИЕ
Карточки для работы по группам.

Карточка для 1 группы.

  • Что такое пейзаж?

  • Какую роль играет пейзаж в произведении?

  • К появлению какого героя подготавливает читателя гроза?

Докажите, что гроза здесь не только явление природы, а образ, символ. Вспомните, что обозначает термин «символ», при затруднении обращайтесь к словарю литературоведческих терминов.
А) приближение грозы:

Гроза надвигалась. Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса; надо мною и мне навстречу неслись длинные серые облака; ракиты тревожно шевелились и трепетали.

Б)гроза подчиняет себе окружающую природу:

Душный жар внезапно сменился влажным холодом; тени быстро густели.

В) царство грозы:

Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлепали по листьям, сверкнула молния, и гроза разразилась. Дождь полил ручьями.
Карточка для 2 группы

  • Что называется интерьером?

  • Какова роль интерьера в литературном произведении?

  • О чем говорит обстановка в избе лесника?

  • На какие чувства настраивает изображение среди нищей обстановки двух маленьких детей лесника?

  • Что помогает понять интерьер в характере Бирюка?

  • Как автор относится к герою, видя обстановку в доме?

Изба лесника состояла из одной комнаты, закоптелой, низкой и пустой, без полатей и перегородок. Изорванный тулуп висел на стене. На лавке лежало одноствольное ружье, в углу валялась груда тряпок; два больших горшка стояли возле печки. Лучина горела на столе, печально вспыхивая и погасая. На самой середине избы висела люлька, привязанная к концу длинного шеста. Девочка погасила фонарь, присела на крошечную скамейку и начала правой рукой качать люльку, левой поправлять лучину

Карточка для 3 группы

  • Что такое литературный портрет?

  • Перечитайте описание Бирюка, что в этом описании подчеркивает автор?

  • Как звали героя? Как его называет автор? Крестьяне?Почему?

  • Что сделало героя Бирюком?

  • Каково ваше отношение к герою?

«Редко мне случалось видеть такого молодца. Он был высокого роста, плечист и сложен на славу. Из-под мокрой замашной рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы, черная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; из-под сросшихся широких бровей смело глядели небольшие карие глаза. Он слегка уперся руками в бока и остановился передо мною».
*объясните значение слова замашная (рубашка). При затруднении пользуйтесь словарем.
Карточка для 4 группы

Средства выразительности, используемые в рассказе «Бирюк»

  • И.С.Тургенев одушевляет природу, то есть наделяет ее душой, показывает ее чистоту и красоту. Какими средствами он этого добивается?

  • Чему противопоставляет И.С.Тургенев красоту и гармонию природы?

Какие средства выразительности использует И.С.Тургенев в следующих пейзажных зарисовках:

А) «Дождик перестал. В отдалении еще толпились тяжелые громады туч…»

Б) «Очерки деревьев, обрызганных дождем и взволнованных ветром, начинали выступать из мрака».

В) «Дождик начал опять накрапывать и скоро полил ручьями».

Г) «Над нашими головами уже виднелось кое-где темно-синее небо, звездочки мерцали сквозь жидкие, быстро летевшие облака».

Д) «Душный жар внезапно сменился влажным холодом».

Тест по рассказу И.С.Тургенева «Бирюк»


  1. Как звали Бирюка?

а)Кузьма Фомич

б)Иван Сергеевич

в)Петр Петрович

г)Фома Кузьмич
2.Образ грозы соотносится в романе с
а) Бирюком

б) дочкой лесника

в) рассказчиком

г) мужиком-вором
3.Какой прием использует И.С.Тургенев при описании грозы?
«…ракиты тревожно шевелились и лепетали», «облака неслись».

а) антитеза

б) олицетворение

в)сравнение

г)гипербола

4. « Я посмотрел кругом- сердце мое заныло». Почему ?
а) « невесело зайти в мужицкую избу»

б) тучами затянуло все небо

в) при виде поваленных деревьев

г) страшно оставаться одному в лесу.
5. За что собирались «добрые люди» сжить Бирюка со свету?
а) за намеренное вредительство

б) за угрюмость

в)за честное исполнение своих обязанностей.

г) за взяточничество
6. Чем освещалась изба лесника?
а) свечами

б) фонарем

в) лампой

г) лучиной

6.Бирюк отпустил провинившегося крестьянина, так как
а) за провинившегося крестьянина заплатил рассказчик

б) испугался угроз мужика о мести крестьян

в) ему стало стыдно перед рассказчиком за свою жестокость

г)понял, что отчаяние крестьянина достигло предела.
7.Почему рассказчик назвал Бирюка « славным малым» ?
а) Бирюк был неподкупным

б) пожалел мужика и отпустил

в) Бирюк исполнял свое дело честно

г) не отнял лошаденку мужика

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Литература Класс 7 iconЛитература Тема: Человек и история в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник»
Учебно-методическое обеспечение: учебник 10 класс литература Коровина В. И. Литература. 10 класс, Москва Просвещение. 1часть. 2012...
Литература Класс 7 iconРабочая программа по литературе составлена на основе программы "Литература....
Литература. 5-11 класс" под ред. Г. И. Беленького. Реализуется в учебнике "Литература. 11 класс: Учебник для общеобразовательных...
Литература Класс 7 iconУчебно-демонстрационное оборудование
Союзы и предлоги; Частицы и междометия; Числительное и местоимение; Морфология; Грамматика; Русский язык 5-7 классов; Основные правила...
Литература Класс 7 iconРабочая программа по предмету «Литература» 11 класс
Учебника для общеобразовательных учреждений В. А. Чалмаев, С. А. Зинин «Литература. 11 класс». Москва, «Русское слово», 2010
Литература Класс 7 iconРабочая программа по предмету «Литература» 11 класс Рассмотрена на заседании мо
Учебника для общеобразовательных учреждений В. А. Чалмаев, С. А. Зинин «Литература. 11 класс». Москва, «Русское слово», 2010
Литература Класс 7 iconРабочая программа по предмету «Литература» 8 класс Рассмотрена на заседании мо
Учебника для общеобразовательных учреждений Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев «Литература. 8 класс». Москва, «Русское слово»,...
Литература Класс 7 iconЛитература 1 Русская литература. Мультимедийная энциклопедия. 8-11...
Математика. Учебное электронное издание. 5-11. Новые возможности для усвоения математики
Литература Класс 7 iconТематическое планирование по литературе в 9 классах гбоу цо №953...
Дополнительное пособие: «Литература. 9 класс». Тематические тестовые задания для подготовки к гиа
Литература Класс 7 iconУрока Учитель: Башлай Наталья Александровна Учебный предмет: литература...
Умк: Литература. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 частях. / Б. А. Ланин, Л. Ю. Устинова, В. М. Шамчикова;...
Литература Класс 7 iconЛитература 5 класс: Фонохрестоматия: электронное пособие на cd-r/Сост....
Коровина В. Я. и др. Литература. Учебник-хрестоматия. Ч. I. II. 5 класс. М.: Просвещение, 2010
Литература Класс 7 iconКонспект урока, 3 класс
Литература. 5-11 классы (Базовый уровень). Учебник: Литература. 10 класс. Учебник для общеобразоват учр. Базовый и профильный уровни....
Литература Класс 7 iconРабочая программа Лыжовой Татьяны Александровны учителя первой квалификационной...
Ю. В. Лебедева «Литература. 10 класс» для общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровни. Учебник состоит из 2-ух частей....
Литература Класс 7 iconПримерная рабочая программа по предмету «Литература» 9 класс (2011...
Рабочая программа ориентирована на использование учебника В. Я. Коровиной. Литература 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений....
Литература Класс 7 iconРодная литература
Рабочая программа по литературе для 5 класса к учебнику «Родная литература» (Ана литература) 5 класс. Авторы: (Суюнчев А., Азаматова...
Литература Класс 7 iconПриказ №129 от 14. 08. 2012 г. Рассмотрено руководитель Методического совета
Федеральным компонентом «Стандарта основного общего образования по литературе» и «Программой для общеобразовательных учреждений 10-11...
Литература Класс 7 iconРабочая программа педагога по курсу «Литература»
Литература 5 – 11 классы/ под редакцией Г. И. Беленького. – 4-е изд., перереб. – М.: Мнемозина, 2009. – 110с и ориентирована на использование...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск