Скачать 405.59 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждениевысшего профессионального образования«Ростовский государственный университет»В.Г. Еременко, В.В. Ковалев «Геодезическая основа карт» Учебно – методическое пособие по курсу «Картография» для студентов специальностей география (012500) и геоэкология (013600) Ростов-на-Дону 2005 год Учебно-методическое пособие разработано доцентом кафедры общей географии, краеведения и туризма В.Г. Еременко, доцентом кафедры общей географии, краеведения и туризма В.В. Ковалевым. Ответственный редактор: заведующий кафедрой общей географии, краеведения и туризма, доцент Г.П. Долженко. Рецензент: кандидат географических наук, доцент В.В. Астахов. Печатается по решению Ученого совета геолого-географического факультета РГУ, протокол № 8 от 22 апреля 2005 года. Утверждено на заседании кафедры общей географии, краеведения и туризма, протокол № 2 от 10 октября 2004 года. Федеральный компонентФорма (фигура) Земли: сфероид вращения, эллипсоид, геоид, земной шар; уровенная поверхность Мирового океана; план местности; географическая карта; общеземной (планетарный) эллипсоид, референц - эллипсоид; координатные системы: геодезические «В и L”; географические «φ и λ»; прямоугольные «х и у»; параллели; меридианы, радиус Земли. СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕ - 4 -
КООРДИНАТ (СИСТЕМА ГАУССА-КРЮГЕРА) - 33 -
ИЗМЕРЕНИЯХ - 38 -
ЛИТЕРАТУРА - 46 - ВведениеГеографические карты в наглядной, доступной, непосредственному обозрению форм дают пространственную информацию. Ни один текст не может заменить географической карты. Карты не только источник информации, но и источник новых знаний об исследуемой территории и протекающих в ее пределах процессах.«..Карта – это математически определенное, уменьшенное, генерализованное изображение поверхности Земли, другого небесного тела или космического пространства, показывающее расположенные или спроецированные на них объекты в принятой системе знаков» (А.М. Берлянт, 2003).Основной элемент карты – картографическое изображение, которое строится на разной основе: математической, геодезической, координатной сетке, масштабе и др. В настоящем пособии более углубленно рассматриваются вопросы геодезической основы карт. Основная цель методического пособия сводится к следующим наиболее важным моментам: Акцентировать внимание студентов на предмете картографии, и ее основных разделах. Углубить знания в применении метода проектирования в топографии и геодезии, формировании понятий о плане местности и карте. Закрепить понятия о фигуре Земли: земной эллипсоид, шар, сфероид вращения, геоид, уровенная поверхность и др. Уметь общеземной эллипсоид и референц - эллипсоид. Ориентироваться в применяемых системах координат, а именно: геодезических – «В и L», географических «φ и λ», прямоугольных «х и у»; «Х, У, Z», общеземных – планетарных и референцных – локальных. Уметь производить замену земного эллипсоида на земной шар. Определять широту и долготу (φ и λ). Применять зональную систему прямоугольных координат (система Гаусса-Крюгера). Знать принципы определения радиуса Земли и производить градусные измерения. Современная картография интегрирует разветвленную систему научных знаний, дисциплин и технических отраслей, тесным образом связанных между собой. 1. Предмет картографии Картография – область науки, техники и производства, охватывающая изучение, создание и использование картографических произведений.1 Название «карта» происходит от латинского слова , «charta», означавшего «письмо», «сообщение» появилось в среднем веке – эпоху Возрождения. Карта прошла долгий путь своего развития, прежде чем приобрела современный вид, современное содержание и высокие измерительные свойства. Предметом картографии по определению являются разнообразные картографические произведения2 - их свойства, методы создания и использования. Картография интегрирует фундаментальные дисциплины рассматриваемой области знаний: картоведение; теорию и историю картографии; математическую картографию; проектирование, составление и редактирование карт; оформление (картографический дизайн) и издание карт; картометрию. Издание карт разрабатывает способы и процессы воспроизведения карт, их механического размножения (печати). Предметом картометрии являются методы различных измерений по картам (длин, углов, площадей, объемов и т.п.) Создание картографических произведений – сложный процесс, включающий построение самого изображения (составление карты), оформление, воспроизведение в печати и размножение. В настоящее время подобно обычным картам широко используются цифровые карты, электронные атласы, а так же интернет–карты, интернет–атласы. Картографические произведения применяются в различных областях практики и науки. В каждой из них к ним предъявляются столь специфичные требования, что существенно сказывается на их содержании, оформлении, способах создания. Сюжеты карт могут быть многообразны, в частности это относится к тематическим картам. С этой точки зрения связи картографии с другими науками многофункциональны. Например, исторические карты связывают картографию и историю, геологические – с геологией, карты рельефа – с геоморфологией, почвенные – с почвоведением и т.п. Особо следует отметить взаимозависимость картографии и географии. Объяснением тому служит то, что в центре внимания географии находятся закономерности взаимного положения различных объектов и явлений в пространстве, а географическая карта позволяет исследователю выявлять их. Одновременно география дает необходимые сведения для составления карт географического характера на территории картографирования. Геодезия, которая занимается вопросами определения формы и размеров Земли, созданием геодезической основы для различных съемок и производством топографических съёмок, обеспечивает основой процесса картографирования. Геоинформационные системы – особые аппаратно-программные комплексы, обеспечивающие сбор, обработку и распространение координированных данных; создание электронных карт, атласов и др., удовлетворяют современную картографию. Телекоммуникационные сети посредством интернет имеют возможность оперативно передавать сообщения и изображения, осуществлять доступ к глобальным геоинформационным ресурсам; ввести массивы собственных данных в международный оборот и, наконец, с помощью сетевого компьтинга сформировать глобальное геоинформационное пространство. Геоэконика – синтетическая отрасль знания, изучающая общую теорию геоизображений, метод их анализа, преобразования, использования в науке и практике. Практическая астрономия и гравиметрия. С помощью астрономии определяются координаты опорных точек, а гравиметрия занимается наблюдением над силой тяжести. Фотограмметрия, которая занимается вопросами создания карт по аэрофотоснимкам, космическим снимкам и снимкам фототеодолитной съёмки. Черчение, которое дает графические правила вычерчивания карт. Полиграфия, которая дает типографские основы печати карт. В настоящее время значение карты исключительно велико. Главное достоинство ее состоит в том, что она дает наглядное представление о форме и размерах различных частей земной поверхности, о соотношении между водными пространствами и сушей, о положении отдельных государств и т.д. Только при наличии карт, дающих наглядное представление о положении различных форм земной поверхности, удалось решить такие важные задачи как сокращение водных путей сообщения: прорытие Суэцкого канала (в 1869 г.), прорытие Панамского канала (в 1913 г.), прорытие каналов в России: Беломорско – Балтийского, Москва – Волга и Волга – Дон и др. Важное значение имеет карта в военном деле. Без карты нельзя планировать и проводить никаких военных операций. По карте планируются, строятся различные инженерные и гидротехнические сооружения, дороги, города, промышленно-территориальные комплексы и многое другое. Значительна роль карты в сельском хозяйстве. Карта служит ценным пособием при политическом образовании масс, помогая ориентироваться в вопросах международного положения и геополитики. В настоящее время карта приобрела важное значение при проведении мероприятий природоохранного характера и рационального природопользования. Карта необходима всем: геологу, географу, экологу, инженеру, государственным служащим, оперативно управляющим экономикой, учителям и преподавателям, военослужащим разных родов войск. 2. Метод проектирования в геодезии (план и карта) При графическом изображении Земной поверхности пользуются, главным образом, ортогональным проектированием. Допустим, что мы имеем на местности многоугольник, находящийся на поверхности Земли. Ввиду малого участка, не будем учитывать кривизну Земли и спроектируем участок на горизонтальную плоскость (рис. 1). Такой способ проектирования, когда проектирующие лучи перпендикулярны к плоскости проектирования называется ортогональным. Если полученное нами изображение многоугольника уменьшить в определенное число раз, получим план. Следовательно, планом называется уменьшенное и подобное изображение на плоскости небольшого участка Земной поверхности, принимаемого за плоскость. При изображении больших участков земной поверхности учитывается шарообразность Земли. Составляя карты на такие территории, участки проектируют на эллипс (сферическую поверхность), а далее с него переходят на плоскость, для чего пользуются картографическими проекциями.
|
Методическое пособие для студентов геолого-географического факультета... Учебно-методическое пособие разработано доцентом кафедры общей географии, краеведения и туризма В. Г. Еременко | Учебно-методическое пособие по курсу «Ксенобиохимия» составлено в... Учебно-методическое пособие предназначено для студентов биологических и медико-биологических специальностей университетов | ||
Учебно-методическое пособие по курсу «Антимонопольная политика и... Учебно-методическое пособие по курсу Антимонопольная политика и защита прав потребителей разработано для студентов вузов, обучающихся... | Пояснительная записка Программа курса рассчитана на 80 часов. Из... Новохатин В. В. Глобальные системы позиционирования. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020500.... | ||
Методическое пособие по курсу персональная электроника жидкокристаллические... Методическое пособие предназначено для изучения курса «Персональная электроника» студентами специальности 200800, а также может быть... | Рабочая программа для студентов направления 020500. 62 «География и картография» Е. Ю. Ликутов. Геология и геоморфология. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020500. 62 «География... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов 4-5 курсов очной формы... Муравьев И. Б., Симонов С. А. История мировых религий: Учебно-методический комплекс для студентов 4-5 курсов очной и заочной формы... | Учебно-методическое пособие по курсу «Рентгенографический анализ» Казань, 2010 Методическое пособие предназначено для студентов и аспирантов геологического факультета | ||
Программа курса рассчитана на 400 часов. Из них: 106 ч лекций, 106ч... ... | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Н. Г. Осипова. Информатика: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления «География и картография».... | ||
Методическое пособие для разработки и оформления рефератов с использованием... Методическое пособие предназначено как для обучающихся с получением основного общего (полного) образования, так и для студентов всех... | Методическое пособие для самостоятельной работы студентов по курсу... Методическое пособие подготовлено доцентом кафедры разведения с Х. животных и зоотехнологий Хасановой С. А | ||
Учебно-методическое пособие для студентов всех специальностей технического вуза Краткий курс лекций по философии: Учебно-методическое пособие / А. С. Балакшин, А. А. Владимиров. – Н. Новгород: Изд-во фгоу впо... | Методическое пособие для самостоятельной работы студентов по курсу... Методическое пособие подготовлено профессором кафедры разведения с Х. животных и зоотехнологий Щербатовым В. И. и доцентом Хасановой... | ||
Методическое пособие для самостоятельной работы студентов по курсу... Методическое пособие подготовлено профессором кафедры разведения с Х. животных и зоотехнологий доцентом Хасановой С. А. и ассистентом... | Учебно-методическое пособие для студентов специальностей «История»... Шинаков Е. А., Поляков Г. П., Чубур А. А. Основы восточноевропейской археологии (учебно-методическое пособие). – Брянск, рио бгу,... |