Скачать 195.06 Kb.
|
Пояснительная записка Рабочая программа предмета «Технология» для 5 класса на 2012 – 2013 учебный год составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по технологии, примерной программы для общеобразовательных школ «Технология. Обслуживающий труд» под редакцией Ю.Л. Хотунцева, В.Д. Симоненко. Москва «Просвещение» 2004г При составлении программы учитывались нормативные документы:
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов в год на изучение учебного материала, из расчета 2 учебных часа в неделю. И по школьному учебному плану на изучении технологии тоже отведено 2часа. Программа включает в себя следующие разделы: «Кулинария», « Создание изделий из текстильных и поделочных материалов», «Технология ведения дома», «Электротехнические работы», «Творческие, проектные работы». В программу внесены следующие изменения: раздел «Кулинария» сокращен до12 (14ч.) часов, так как материальное обеспечение не удовлетворяет требованиям по оснащению кабинета технологии для кулинарных работ, и изучается теоретически в связи с отсутствием в кабинете необходимых санитарно-гигиенических условий и оборудования для проведения практических работ по темам данного раздела. Цели предмета: Главная цель образовательной области «Технология» - подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики.
Задачи предмета: 1. Формирование политехнических знаний и экологической культуры 2. Привитие элементарных знаний и умений по ведению домашнего хозяйства и расчету бюджета семьи. 3. Ознакомление с основами современного производства сферы услуг; 4. Развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи. 5. Обеспечение учащимся возможностей самопознания, изучения мира профессий, выполнения профессиональных проб целью профессионального самоопределения. 6. Воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, человечности и милосердия, обязательности, честности, ответственности и порядочности. Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчетных и графических операций, с химией при характеристике свойств материалов, с физикой при изучении устройства и принципов работы машин и механизмов, современных технологий, с историей и искусством при освоении технологий традиционных промыслов. Обучение строится с учетом внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей учащихся. Используемые технологи: интеграция традиционной, развивающего обучения, модульного обучения, метод проектов. 1.Объяснительно-иллюстративный, сочетающий словесные методы (рассказ, объяснение, работа с литературными источниками) с иллюстрацией различных по содержанию источников (справочники, картины, схемы, и др.). 2. Частично-поисковый, основанный на использовании технологических знаний, жизненного и познавательного опыта учащихся. Конкретным проявлением этого метода является беседа, которая в зависимости от дидактических целей урока может быть проверочной, эвристической, повторительно-обобщающей. 3. .Исследовательский метод как один из способов организации поисковой деятельности учащихся в учебной работе, привития им умений и навыков самостоятельной работы. Реализовать программу планируется в условиях классно-урочной, системы обучения. Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы, предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. Формы организации работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая. Формы учебных занятий: ролевые игры, урок-лекция, семинары, практическое занятие, проектные работы, презентации. Виды деятельности учащихся: устные сообщения, защита презентаций, защита проектов, рефлексия. В планировании предусмотрено выполнение школьниками творческих проектных работ. По учебным планам программ они выполняются в конце каждого года обучения. Широкое использование творческой и проектной деятельности при обучении технологии способствует развитию инициативы, творческих способностей школьников. У них формируется функциональная грамотность. Они приобретают опыт коллективной трудовой деятельности, учатся определять потребности в результатах труда, планировать свою деятельность и оценивать ее результаты. Проекты являются творческими самостоятельными работами и выполняются каждым учеником или группой, в том числе и разновозрастной, как в учебное, так и во внеучебное время. Основное содержание 5 класс Вводный урок (2час.) Правила ТБ работы в кабинете обслуживающего труда. Введение в курс технологии Кулинария (16 час). Санитария и гигиена (2 час). Основные теоретические сведения Санитарные требования к помещению кухни и столовой. Правила санитарии и гигиены при обработке пищевых продуктов. Практические работы Приведение помещения кухни в соответствие с требованиями санитарии и гигиены. Проведение сухой и влажной уборки. Оказание первой помощи при ожогах, порезах и других травмах. Варианты объектов труда. Рабочее место бригады на кухне. Физиология питания (4 час). Основные теоретические сведения Понятие о процессе пищеварения. Общие сведения о питательных веществах и витаминах. Содержание витаминов в пищевых продуктах. Суточная потребность в витаминах. Практические работы Работа с таблицами по составу и количеству витаминов в различных продуктах. Определение количества и состава продуктов, обеспечивающих суточную потребность человека в витаминах. Варианты объектов труда. Таблицы, справочные материалы. Технология приготовления пищи (8 час). Бутерброды, горячие напитки Основные теоретические сведения Продукты, используемые для приготовления бутербродов. Виды бутербродов. Способы оформления открытых бутербродов. Условия и сроки хранения бутербродов. Виды горячих напитков. Способы заваривания кофе, какао, чая и трав. Практические работы Выполнение эскизов художественного оформления бутербродов. Блюда из яиц Основные теоретические сведения Строение яйца. Способы определения свежести яиц. Приспособления и оборудование для приготовления блюд из яиц. Особенности кулинарного использования перепелиных яиц. Блюда из овощей Основные теоретические сведения Виды овощей, содержание в них минеральных веществ, белков, жиров, углеводов, витаминов. Методы определения качества овощей. Влияние экологии на качество овощей. Назначение, виды и технология механической обработки овощей. Виды салатов. Изменение содержания витаминов и минеральных веществ в зависимости от условий кулинарной обработки. Принципы подбора овощных гарниров к мясу, рыбе. Практические работы Выполнение эскизов оформления салатов для различной формы салатниц: круглой, овальной, квадратной. Варианты объектов труда. Эскизы оформления салатов. Сервировка стола (2 час). Основные теоретические сведения Составление меню па завтрак. Правила подачи горячих напитков. Столовые приборы и правила пользования ими. Эстетическое оформление стола. Правила поведения за столом. Практические работы Выполнение эскизов художественного украшения стола к завтраку. Складывание тканевых и бумажных салфеток различными способами. Варианты объектов труда. Эскизы художественного украшения стола к завтраку. Салфетки. Заготовка продуктов (2 час). Основные теоретические сведения Роль продовольственных запасов в экономном ведении домашнего хозяйства. Способы приготовления домашних запасов. Правила сбора ягод, овощей, фруктов грибов, лекарственных трав для закладки на хранение. Условия и сроки хранения сушеных и замороженных продуктов. Температура и влажность в хранилище овощей и фруктов. Создание изделий из текстильных и поделочных материалов ( 48 час). Рукоделие. Художественные ремесла (10 час). Вышивка Основные теоретические сведения Традиционные виды рукоделия и декоративно-прикладного творчества. Применение вышивки в народном и современном костюме. Знакомство с видами вышивки. Композиция, ритм, орнамент, раппорт в вышивке. Построение узора в художественной отделке вышивкой. Холодные, теплые, хроматические и ахроматические цвета. Цветовые контрасты. Практические работы Зарисовка традиционных орнаментов, определение колорита и материалов для вышивки. Организация рабочего места для ручного шитья. Вышивание метки, монограммы стебельчатым швом. Выполнение эскизов композиции вышивки для отделки фартука или салфетки. Определение места и размера узора на изделии. Перевод рисунка на ткань, увеличение и уменьшение рисунка. Заправка изделия в пяльцы. Выполнения простейших вышивальных швов: стебельчатого, тамбурного, «вперед иголку», «назад иголку», петельного, «козлик». Способы безузлового закрепления рабочей нити. Свободная вышивка по рисованному контуру узора. Отделка вышивкой скатерти, салфетки, фартука, носового платка. Варианты объектов труда. Скатерть, салфетка, фартук, носовой платок. Элементы материаловедения (2 час). Основные теоретические сведения классификация текстильных волокон, натуральные растительные волокна, изготовление нитей и тканей в условиях прядильного и ткацкого производства и в домашних условиях. Основная и уточная нити, кромка и ширина ткани. Полотняное переплетение. Лицевая и изнаночная сторона ткани. Свойства тканей из натуральных растительных волокон. Краткие сведения об ассортименте хлопчатобумажных и льняных тканей. Материалы, применяемые в декоративно-прикладном искусстве. Практические работы Изучение свойств нитей основы и утка. Определение направления долевой нити в ткани. Определение лицевой и изнаночной сторон ткани. Выполнение образца полотняного переплетения. Варианты объектов труда. Образцы ткани. Образец полотняного переплетения. Элементы машиноведения (4 час). Основные теоретические сведения Виды передач поступательного, колебательного и вращательного движения. Виды машин, применяемых в швейной промышленности. Бытовая универсальная швейная машина, ее технические характеристики. Назначение основных узлов. Виды приводов швейной машины, их устройство, преимущества и недостатки. Практические работы Подготовка универсальной бытовой швейной машины к работе. Безопасные приемы труда при работе на швейной машине. Намотка нитки на шпульку. Заправка верхней и нижней нитей. Выполнение машинных строчек на ткани по намеченным линиям. Регулировка длины стежка. Варианты объектов труда. Швейная машина. Образцы машинных строчек. Конструирование и моделирование рабочей одежды (8 час). Основные теоретические сведения Виды рабочей одежды. Фартуки в национальном костюме. Общие правила построения и оформления чертежей швейных изделий. Правила пользования чертежными инструментами и принадлежностями. Понятие о масштабе, чертеже, эскизе. Фигура человека и ее измерение. Правила снятия мерок. Понятие о форме, контрасте, симметрии и асимметрии. Использование цвета, фактуры материала, различных видов отделки при моделировании швейных изделий. Практические работы Снятие мерок и запись результатов измерений. Построение чертежа фартука в масштабе 1:4 и в натуральную величину по своим меркам. Моделирование фартука выбранного фасона. Подготовка выкройки к раскрою. Варианты объектов труда Чертеж и выкройки фартука. Виды отделок. Технология изготовления рабочей одежды (14 час). Основные теоретические сведения Прямые стежки. Строчки, выполняемые прямыми стежками: сметочная, заметочная, наметочная, копировальная, строчки для образования сборок. Шов, строчка, стежок, длина стежка, ширина шва. Правила безопасной работы с колющим и режущим инструментом. Конструкция машинного шва. Длина стежка, ширина шва. Назначение и конструкция соединительных и краевых швов, их условные графические обозначения и технология выполнения. Способы рациональной раскладки выкройки в зависимости от ширины ткани и направления рисунка. Художественная отделка изделия. Влажно-тепловая обработка и ее значение при изготовлении швейных изделий. Практические работы Организация рабочего места для ручных работ. Подбор инструментов и материалов. Выполнение ручных стежков, строчек и швов. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкройки фартука и головного убора. Обмеловка и раскрой ткани. Перенос контурных и контрольных линий и точек на ткань. Обработка нагрудника и нижней части фартука швом вподгибку с закрытым срезом или тесьмой. Обработка накладных карманов, пояса и бретелей. Соединение деталей изделия машинными швами. Отделка и влажно-тепловая обработка изделия. Контроль и оценка качества готового изделия. Варианты объектов труда. Образцы ручных стежков, строчек и швов, фартук, головной убор. Технологии ведения дома (4 час). Эстетика и экология жилища Основные теоретические сведения Краткие сведения из истории архитектуры и интерьера. Национальные традиции, связь архитектуры с природой. Интерьер жилых помещений и их комфортность. Современные стили в интерьере. Рациональное размещение оборудования кухни и уход за ним. Создание интерьера кухни с учетом запросов и потребностей семьи и санитарно-гигиенических требований. Современные системы фильтрации воды. Разделение кухни на зону для приготовления пищи и зону столовой. Отделка интерьера тканями, росписью, резьбой по дереву. Декоративное украшение кухни изделиями собственного изготовления. Влияние электробытовых приборов и технологий приготовления пищи па здоровье человека. Практические работы: Выполнение эскиза интерьера кухни. Выполнение эскизов прихваток, полотенец и др. Варианты объектов труда. Интерьер кухни. Прихватки, салфетки, полотенца. Творческие, проектные работы (10 час). Примерные темы Блюда национальной кухни для традиционных праздников. Отделка швейного изделия вышивкой. Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса Должны знать:
Должны уметь:
Список литературы по реализации программы Для учителя:
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ Технологии обработки тканей и пищевых продуктовСайт учителя технологии для девочек. Кулинария. Интерьер. Цветы. Этикет. Кожа. Литература. Афоризмы о труде. Фотографии. Проекты. http://news.kss1.ru/news.php?kodsh=scool Сценарии трех уроков технологии с использованием электронных ресурсов ("Энциклопедия Кирилла и Мефодий") по теме "Гостевой этикет". http://edu.km.ru/opyt/kubyshka2002_k15.htm Обобщающий урок по разделу "Технология обработки пищевых продуктов", "Электронные таблицы". Тема урока: "Исследование комплексного меню завтрака (ужина)". http://vlc.pedclub.ru/modules/wfsection/print.php?articleid=86 Секреты традиционной китайской кухни. http://www.ournet.md/~chinesecookery План работы по изготовлению ручного носового платка, авторский курс. http://www-windows-1251.edu.yar.ru/russian/tvorch/nekras/platok/ Модели и уроки вязания крючком. http://www.knitting.east.ru/ Сайт для тех, кто любит вышивать. http://www.rukodelie.ru Этот кулинарный портал – незаменимый помощник и начинающего и профессионального кулинара, где и учителя и ученики найдут полезную информацию о многих продуктах, овощах и фруктах, советы начинающим кулинарам, рецепты и статьи о кухнях народов мира. Ежедневные обновления. http://kuking.net/ Эта страничка об изделиях, выполненных лоскутной техникой – одеяла, панно и современный русский костюм. http://pembrok.narod.ru/sharsmain.html Сайт учителя технологии для девочек. Крайне полезный! Программы. Тематическое планирование. Построение чертежей и выкроек. Дизайн кухни и интерьеров и многое другое. http://news.kss1.ru/news.php?kodsh=scool Книги по технологии и ДПИ, иллюстрации по всем разделам для мальчиков и девочек. http://remesla.ru/ Все о вязании, рукоделии и кулинарии с рисунками. http://ad.adriver.ru/cgi-bin/erle.cgi?sid=37653&bn=1&target=blank&bt=2&pz=0&rnd=782571600 Кулинария. Рецепты, медиатека. Практикум по кулинарии. Материаловедение. http://sc1173.narod.ru/texn-med.html Декада технологии в школе. http://pages.marsu.ru/iac/school/sh2/sv/tehnol/index.html Сахар (сахароза): исторические факты, источники в природе, применение, производство, потребление. http://www.krugosvet.ru/articles/03/1000344/1000344a1.htm#1000344-A-101 Мыла и синтетические моющие средства (СМС): компоненты бытовых моющих средств, типы и механизмы действия поверхностно-активных веществ, экологические проблемы, связанные с применением СМС. http://www.krugosvet.ru/articles/43/1004369/1004369a1.htm Интересные факты про запах и вкус веществ: самые противные и самые приятно пахнущие вещества, роль пахучих веществ в животном и растительном мире, чувствительность к запаху и вкусу веществ, связь запаха и вкуса со строением молекул. http://www.krugosvet.ru/articles/105/1010554/1010554a1.htm Соединения железа в природных водах: источники поступления, влияние на качество воды, физиологическая роль в организме человека. http://www.water.ru/bz/param/ferrum.shtml Пища: минеральные вещества и их значение. Макро- и микроэлементы, их роль в построении костной ткани и важнейших обменных процессах организма. http://www.water.ru/bz/digest/min_subst.shtml Декоративно-прикладное искусствоНенаглядное пособие. Мастерская мягкой игрушки: работы, технология изготовления, эскизы, выкройки. http://www-koi8-r.edu.yar.ru/russian/org/pre-school/rassvet/rassvet.html Учебники по ДПИ. http://remesla.ru/ Возрождение ремесел: факультативный курс для учащихся: традиционные русские игрушки из глины, орнамент, матрешки. http://www.novgorod.fio.ru/projects/Project798/index.htm Городецкая роспись. Подборка материалов о городецкой росписи: история возникновения, галерея изделий, технология росписи, композиция. http://www.novgorod.fio.ru/projects/Project1005/index.htm Последовательность выполнения игрушки, эскиз игрушки, чертежи деталей. http://www-koi8-r.edu.yar.ru/russian/tvorch/ryb_dt/toy/ Работы, техника выполнения макраме, описание выполнения работ, эскизы. http://www-koi8-r.edu.yar.ru/russian/tvorch/ryb_dt/mak/ Мастерская мягкой игрушки: работы, технология изготовления, эскизы, выкройки. http://www-koi8-r.edu.yar.ru/russian/org/pre-school/rassvet/rassvet.html Информация о том, как складывать разнообразные фигурки из бумаги, начиная с самых простых, и заканчивая сложными. Фотографии готовых моделей. http://www.vostal.narod.ru/ Школьный кружок по росписи ткани. Можно получить консультации и научиться рисовать. http://www.catalog.alledu.ru/predmet/trud/http/www.sunrain.by.ru Приемы, техника, описание узоров плетения из бисера. http://www.chat.ru/~hisveta/lesson.htm Картины-панно в технике аппликация соломкой. Последовательность и технология изготовления. http://www-koi8-r.edu.yar.ru/russian/tvorch/ryb_dt/app/ История Палеха. Технология изготовления лаковой миниатюры. Стилистические особенности палехской росписи. Художники Палеха и их произведения. Палехские миниатюры в музейных собраниях. Словарь специальных терминов и сокращений. http://www.palekh.narod.ru/ Изготовления изделий в стиле лоскутной техники «пэтчворк». Работы: фотографии, описания изготовления. http://www-koi8-r.edu.yar.ru/russian/tvorch/ugl_dt/models1.html Страница посвящена бисеру и работе с ним. Создание украшений и модных вещей. Галереи работ, ссылки на родственные сайты. http://ns.cg.ukrtel.net/~wowik/biser.htm Геометрия вышивки крестом. Советы начинающим, примеры рисунков, этапы вышивки. Инструкции, по которым можно сделать украшения для дома, подарки к праздникам, детские поделки. http://www.chat.ru/~krestom/ Виртуальный музей палехской лаковой миниатюры. Лаковая миниатюра: технология, особенности изготовления, художники. Коллекция миниатюр. История Палеха. http://palekh.narod.ru/ Гобелен. Исторический очерк из истории гобеленов и шпалерного производства. Техника изготовления гобеленов. http://archive.1september.ru/nsc/2002/02/7.htm Конспект открытого комплексно-тематического занятия. Работа с соломкой. http://www-koi8-r.edu.yar.ru/russian/org/pre-school/sad171/yar.html Уроки плетения из бисера. Приемы, техника, описание узоров. http://www.chat.ru/~hisveta/lesson.htm Сайт для тех, кто любит вышивать. Очень много цветных бесплатных схем, которые можно скачать. http://www.rukodelie.ru Картины-панно в технике «аппликация соломкой». Последовательность и технология изготовления. http://www-koi8-r.edu.yar.ru/russian/tvorch/ryb_dt/app/ Волшебный лоскуток. Изготовления изделий в стиле лоскутной техники «пэтчворк». Работы: фотографии, описания изготовления. http://www-koi8-r.edu.yar.ru/russian/tvorch/ugl_dt/models1.html Конспект открытого тематического урока работа с соломкой: цель, задачи, ход урока, эскизы. http://www-koi8-r.edu.yar.ru/russian/org/pre-school/sad171/moscow.html Вышивка крестом. Геометрия вышивки крестом. Советы начинающим, примеры рисунков, этапы вышивки. Инструкции, по которым можно сделать украшения для дома, подарки к праздникам, детские поделки. http://krestom.chat.ru/ Глиняная игрушка. Этапы создания игрушки: план лепки, режим обжига, роспись. http://www-koi8-r.edu.yar.ru/russian/tvorch/kr_perek/ Декоративно-прикладное творчество. Раздел сайта Ярославского областного центра дистанционного обучения школьников. http://www-koi8-r.edu.yar.ru/russian/tvorch/indexa.html Игрушки-сувениры. Последовательность выполнения игрушки, эскиз игрушки, чертежи деталей. http://www-koi8-r.edu.yar.ru/russian/tvorch/ryb_dt/toy/ Картина на бересте. Этапы создания картины на бересте. Фотографии. http://www.edu.yar.ru/russian/tvorch/nekras/beresta/ Кружевные платочки. План работы по изготовлению ручного носового платка, авторский курс. http://www-windows-1251.edu.yar.ru/russian/tvorch/nekras/platok/ Макраме. Работы, техника выполнения макраме, описание выполнения работ, эскизы. http://www-koi8-r.edu.yar.ru/russian/tvorch/ryb_dt/mak/ Для ученика:
|
Пояснительная записка рабочая программа учебного предмета «Технология» Рабочая программа учебного предмета «Технология» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного... | Пояснительная записка рабочая программа учебного предмета «Технология» Рабочая программа учебного предмета «Технология» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного... | ||
Рабочая учебная программа предмета физическая и коллоидная химия... Рабочая учебная программа предмета «Физическая и коллоидная химия» предназначена для реализации государственных требований к содержанию... | Рабочая программа по технологии 5 класс Пояснительная записка Цель предмета «Технология» Цель предмета «Технология» заложить основы подготовки учащейся молодежи к трудовой деятельности в новых экономических условиях, способствовать... | ||
Рабочая программа предмета «Технология» «Технология. Обслуживающий труд» под редакцией Ю. Л. Хотунцева, В. Д. Симоненко. Москва «Просвещение» 2004г | Рабочая программа учебного предмета «Технология» «Технология. Обслуживающий труд», рекомендованной Министерством образования Российской Федерации, 2-е издание издательства «Дрофа»,... | ||
Рабочая программа учебного предмета «Технология» «Технология» для 2 класса общеобразовательной школы на 2013-2014 учебный год составлена на основе авторской программы«Технология»Роговцевой... | Рабочая программа учебного курса «Технология» Освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности определяет общие цели учебного... | ||
Рабочая программа учебного предмета «Технология» Фгос, авторской программы Н. А. Цирулик «Технология», что позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый... | Рабочая программа учебного предмета «Технология» «Технология. Обслуживающий труд», составленной на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования... | ||
Рабочая программа курса «технология» Программа по технологии разработана на основе авторской программы «Технология» умк «Гармония» с. В качестве концептуальных основ... | Рабочая учебная программа по предмету «Технология» составлена на... Отечеству, национального достоинства, интереса к культурно-историческим традициям русского народа и других народов страны | ||
Рабочая программа Учебного предмета «Технология» | Рабочая программа учебного предмета «Технология» Министерства образования России №1089 от 05. 03. 04. Основой послужили Программы общеобразовательных учреждений «Технология. Трудовое... | ||
Рабочая программа учебного предмета «Технология» Министерства образования России №1089 от 05. 03. 04. Основой послужили Программы общеобразовательных учреждений «Технология. Трудовое... | Рабочая учебная программа предмета органическая химия по специальности... Изучение предмета базируется на атомно-молекулярной теории, периодической системе Д. И. Менделеева, теории строения атома, теории... |