Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Технология» составлена с учетом федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по технологии, утвержденного приказом Министерства образования России № 1089 от 05.03.04. Основой послужили Программы общеобразовательных учреждений «Технология. Трудовое обучение», рекомендованные Министерством образования Российской Федерации, 5-е издание издательства «Просвещение» г. Москва 2006 г.
Рабочая программа учебного курса технологии предназначена для обучения учащихся 5-6 классов средней общеобразовательной школы и рассчитана на один учебный год.
Важность привития молодежи технологической культуры в настоящее время признается во всем мире: ЮНЕСКО разработана программа «2000+» (Международный проект по научной и технологической грамотности для всех).
Технология определяется как наука о преобразовании и использовании материи, энергии и информации в интересах и по плану человека. Эта наука включает изучение методов и средств (орудия, техника) преобразования и использования указанных объектов.
В школе «Технология» - интегративная образовательная область, синтезирующая научные знания из математики, физики, химии и биологии и показывающая их использование в промышленности, энергетике, связи, сельском хозяйстве, транспорте и других направлениях деятельности человека. Поэтому изучение образовательной области «Технология», предусматривающей творческое развитие учащихся в рамках системы проектов, позволит молодежи приобрести обще трудовые знания и умения, а также обеспечит ей интеллектуальное, физическое, этическое и эстетическое развитие и адаптацию к социально-экономическим условиям.
Главной целью предмета «Технология» является подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в современном информационном постиндустриальном обществе. Учитывая цель и задачи образовательной программы школы:
* создание условий обучения, при которых учащиеся могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном мире;
* формирование личности ученика, обладающей интеллектуальной, этической, технологической культурой, культурой ЗОЖ, способной к самовоспитанию и самореализации;
*формирование у всех участников УВП интеллектуальной, исследовательской, информационной культуры и культуры самореализации;
изучение технологии на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
овладение обще трудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;
развитие познавательных интересов, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
получение опыта применения технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
Формирование технологической культуры в первую очередь подразумевает овладение учащимися обще трудовыми и жизненно важными умениями и навыками, так необходимыми в семье, коллективе, современном обществе, поэтому основная задача, решение которой предполагается при изучении курса «Технология», - это приобретение жизненно важных умений.
Использование метода проектов позволяет на деле реализовать деятельностный подход в трудовом обучении учащихся и интегрировать знания и умения, полученные ими при изучении предмета технологии на разных этапах обучения.
Данная программа по желанию социума (детей и родителей), а также, учитывая оснащение кабинета технологии, уделяет особое внимание ручному труду учащихся, так как навыки ручного труда всегда будут необходимы и профессионалу и просто в быту, в семейном «разделении труда». В век автоматизации и механизации создается опасность зарождения «безрукого» поколения.
На основании требований государственного образовательного стандарта в содержании календарно-тематической планирования предлагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подход, которые определяют задачи обучения:
*приобретение знаний о взаимодействии природы, общества и человека, об экологических проблемах и способах их разрешения, о негативных последствиях влияния трудовой деятельности человека ,элементах машиноведения, культуры дома, технологии обработки ткани и пищевых продуктов ,художественной обработке материалов ,об информационных технологиях;
*воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности ,предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности .уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
*овладение способами деятельностей:
-умение действовать автономно : защищать свои права ,интересы, проявлять ответственность ,планировать и организовывать личностные планы, самостоятельно приобретать знания, используя различные источники;
-способность работать с разными видами информации :диаграммами, символами, текстами, таблицами, графиками и т.д. критически осмысливать ,полученные сведения, применять их для разрешения свих знаний;
-умение работать в группе: устанавливать хорошие отношения, разрешать конфликты и т.д.;
*освоение компетенций- коммуникативной ,ценностно-смысловой, культурно-эстетической ,социально-трудовой, личностно- саморазвивающей.
Программа разработана для неделимых классов для средней общеобразовательной школы. . Основные разделы базовой (государственной) программы 5, 6 классов сохранены (изучаются не в полном объеме) и включены в разделы рабочей программы. Направление «Технология. Обслуживающий труд» интегрировно для девочек и изучается не в полном объеме.
Обучение предусматривает линейно-концентрический принцип обучения: с 5 по 6 класс учащиеся знакомятся с разделами:
1.Эстетика пришкольного участка(Осень)
2.Интерьер кухни и столовой.
3Работа на швейной машине.
4.Проектирование и изготовление рабочей одежды.
5.Вышивка
6 Кулинария. Формирование культуры питания у детей способствует созданию физически здорового поколения.
Раздел 7 Эстетика пришкольного участка
Каждый раздел программы и включенные в них темы предусматривают знакомство с профессиями в области труда, связанного или с обработкой конструкционных и поделочных материалов, или с производством и обработкой пищевых продуктов и многое другое, что способствует выявлению осознанного профессионального самоопределения учащимися.
Поскольку ведущей деятельностью пятиклассников остается игра, в процесс обучения включены элементы игровых технологий. Теоретический материал преподносится в форме бесед, поисковых и самостоятельных работ. Согласно требованиям СанПиН 2.4.2.1178-02 длительность практической работы на уроках технологии для обучающихся в 5-6 классах не превышает 65% времени занятий. Длительность непрерывной работы по основным трудовым операциям для обучающихся в 5 классах – не более 10 минут, в 6 – 12 минут. На выполнение творческих проектов выделяется около 25% общего времени интегративно в течение учебного года.
Оценка знаний, умений и уровня творческого развития учащихся осуществляется с помощью тестирования, перечня теоретических вопросов, практических работ и заданий в течение года, также защиты проекта. Для оценки теоретических понятий используются проверочные тесты, для оценки умений – практические задания и мини-проекты.
В результате освоения обучающимися различных видов деятельности (индивидуальной, коллективной, самостоятельной, поисковой, практической, проектной) предполагается сформировать и значительно развить жизненно важные компетентности: социально-трудовая, социально-бытовая, самообслуживания, коммуникативная. Кроме того, знакомство с трудовыми профессиями позволит сформировать и компетентность в сфере профессионального самоопределения.
Развернутое тематическое планирование 5 класса
№ п/п
| Наименование раздела программ
|
Тема урока
|
Тип урока
|
Элементы
содержания
|
Требования к
уровню подготовки обучающихся
|
Вид контроля измерители
|
Дата проведения
| Кол-во часов
| план
| факт
| Эстетика приусадебного участка. Осенний период. (10ч)
| 1-2
|
| Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Содержание и задачи курса.
| Беседа
| Содержание и задачи курса «Технология».
Правила внутреннего распорядка ,техника безопасности.
| Знать правила : внутреннего распорядка, техники безопасности. Уметь соблюдать правила ТБ
| вопросы
|
|
| 2
| 3
|
| Техника безопасности при работе с сельскохозяйственным инвентарем.
| Комбинированный урок
| Овладение безопасными приемами труда при работе на участке.
| Знать: безопасные приемы труда при работе на участке. Уметь: правильно их выполнять.
| Ответы на вопросы.
|
|
| 1
| 4
|
| Очистка поверхности земли от растительных остатков.
| Комбинированный урок
| Овладение различными способами очистки поверхности земли от растительных остатков.
| Знать: приемы очистки поверхности земли от растительных остатков Уметь: правильно их выполнять..
| Контроль качества выполнения
|
|
| 1
| 5
|
| Очистка поверхности земли от растительных остатков.
| Комбинированный урок
| Овладение различными способами очистки поверхности земли от растительных остатков.
| Знать: приемы очистки поверхности земли от растительных остатков Уметь: правильно их выполнять..
| Контроль качества выполнения очистки поверхности земли
|
|
| 1
| 6
|
| Особенности подготовки почвы осенью.
| Комбинированный урок
| Овладение различными способами трудовой деятельности.
| Знать: безопасные приемы труда при работе на участке. Уметь: правильно их выполнять.
| Ответы на вопросы Контроль выполнения работы
|
|
| 1
| 7
|
| Очистка почвы от сорняков.
| Комбинированный урок
| Овладение различными способами очистки почвы от сорняков.
| Знать: приемы и способы очистки почвы от сорняков. Уметь: правильно их выполнять.
| Ответы на вопросы. Контроль выполнения работы
|
|
| 1
| 8
|
| Очистка почвы от сорняков.
| Комбинированный урок
| Овладение различными способами очистки почвы от сорняков.
| Знать: приемы и способы очистки почвы от сорняков. Уметь: правильно их выполнять.
| Ответы на вопросы. Контроль выполнения работы
|
|
| 1
| 9
|
| Обрезка поросли.
| Комбинированный урок
| Выработка навыков работы с секатором. Правила безопасной работы.
| Знать: приемы работы с секатором. Уметь: правильно их выполнять.
| Ответы на вопросы. Контроль качества
|
|
| 1
| 10
|
| Подготовка деревьев к зимовке.
| Комбинированный урок
| Овладение различными способами трудовой деятельности.
| Знать: приемы и способы подготовки деревьев к зимовке.
| Ответы на вопросы. Контроль качества выполнения работы
|
|
| 1
| 11
|
| Очистка почвы от сорняков.
| Комбинированный урок
| Овладение различными способами очистки почвы от сорняков.
| Знать: приемы и способы очистки почвы от сорняков. Уметь: правильно их выполнять.
| Ответы на вопросы. Контроль выполнения работы
|
|
| 1
| 12
|
| Очистка почвы от сорняков.
| Комбинированный урок
| Овладение различными способами очистки почвы от сорняков.
| Знать: приемы и способы очистки почвы от сорняков. Уметь: правильно выполнять.
| Ответы на вопросы. Контроль выполнения работы
|
|
| 1
| Кулинария(6 часов)
| 13
|
| Санитария и гигиена. Правила ТБ при кулинарных работах .
| Комбинированный
| Санитарные требования к помещению кухни и столовой. Правила санитарии и гигиены при обработке пищевых продуктов. Правила ТБ при кулинарных работах.
| Иметь представление о возможностях отделки и декоративного убранства кухни.
Уметь выполнять эскизы изделий
| Знать правила санатории и гигиены, ТБ на кухне и оказание первой помощи.
|
|
| 1
| 14
|
| Физиология питания.
| Комбинированный .
| Понятие о процессе пищеварения. Общие сведения о питательных веществах и витаминах. Содержание витаминов в пищевых продуктах, суточная потребность в них.
| Иметь представление о процессах пищеварения, витаминах и их влиянии на здоровье человека.
| Опрос
|
|
| 1
| 15
|
| Правила первичной обработки овощей.
Технология приготовления блюд из сырых и вареных овощей .
| Комбинированный.
| Виды овощей и содержание в них полезных веществ.
Правила первичной обработки овощей и сохранения в них полезных веществ при обработке.
| Иметь представление :
-о правилах первичной обработки всех видов овощей ;
-Пищевой ценности, способах использования, рецептур овощных блюд.
| Опрос
|
|
| 1
| 16
|
| Блюда из яиц, приспособления и оборудования для их приготовления. Способы определения свежести яиц и их хранения.
| Комбинированный
| Технология приготовления блюд из яиц Приспособления и оборудование для этого
| Знать технологию приготовления блюд из яиц. Уметь определять свежесть яиц
| Опрос
|
|
| 1
| 17-18
|
| Бутерброды и горячие напитки. Приготовление бутербродов и горячих напитков к завтраку
| Комбинированный урок
| Продукты, используемые для бутербродов, способы их оформления, условия и сроки хранения. Виды горячих напитков и способы их приготовления.
| Иметь представление
О разновидностях бутербродов и горячих напитков, способах нарезки продуктов, инструментах и приспособлениях
| Опрос
|
|
| 2
| Создание изделий из текстильных и поделочных материалы.
| 19-20
| Рукоделие .Вышивка(6 часов)
| Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства и ее применение в народном и современном костюме.
Инструменты и материалы. Цвет и его свойства
| Комбинированный
| Вид декоративно-прикладного искусства.
Материалы и инструменты. Композиция, ритм, орнамент, раппорт)Цвети его свойства .Элементы построения узора вышивки
| Знать :
-виды декоративного искусства;
-материалы и инструменты для вышивания;
-свойства цвета и элемента построения вышивки
| Опрос
|
|
| 2
| 21-22
| Выполнение простейших вышивальных швов: «вперед иголку», «назад иголку». Способы безузелкового закрепления рабочей нити
| Практическая работа
| Правила посадки и поставки рук во время вышивания. Правила ТБ работы с тканями. Способы закрепления рабочей нити. Техника выполнения швов «вперед иголку», «назад иголку».
| Уметь:
-закреплять нити разными способами;
-выполнять швы «вперед иголку», «назад иголку»
| Качество образца
|
|
| 2
| 23
| Простейшие вышивальные швы: стебельчатый и тамбурный. Заправка ткани в пяльцы.
| Практическая работа
| Правила заправки ткани в пяльцы. Техника выполнения стебельчатых и тамбурных швов
| Уметь:
- выполнять стебельчатый и тамбурный швы;
-закреплять ткань в пяльцы.
| Качество образца
|
|
| 1
| 24
|
| Выполнение простейших вышивальных швов «козлик» и петельный
| Практическая работа.
| Техника выполнения швов «козлик» и петельный
| Уметь: выполнять швы:
«козлик» (крестообразные стежки) и петельный
| Качества образца
|
|
| 1
| |