Скачать 194.31 Kb.
|
Пояснительная записка Рабочая программа предмета «Технология» для 6 класса на 2012 – 2013 учебный год составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по технологии, примерной программы для общеобразовательных школ «Технология. Обслуживающий труд» под редакцией Ю.Л. Хотунцева, В.Д. Симоненко. Москва «Просвещение» 2004г При составлении программы учитывались нормативные документы:
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов в год на изучение учебного материала, из расчета 2 учебных часа в неделю. И по школьному учебному плану на изучении технологии тоже отведено 2часа. Программа включает в себя следующие разделы: «Кулинария», « Создание изделий из текстильных и поделочных материалов», «Технология ведения дома», «Электротехнические работы», «Творческие, проектные работы». В программу внесены следующие изменения: раздел «Кулинария» сокращен до12 (14ч.) часов, так как материальное обеспечение не удовлетворяет требованиям по оснащению кабинета технологии для кулинарных работ, и изучается теоретически в связи с отсутствием в кабинете необходимых санитарно-гигиенических условий и оборудования для проведения практических работ по темам данного раздела. Цели предмета: Главная цель образовательной области «Технология» - подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики.
Задачи предмета: 1. Формирование политехнических знаний и экологической культуры 2. Привитие элементарных знаний и умений по ведению домашнего хозяйства и расчету бюджета семьи. 3. Ознакомление с основами современного производства сферы услуг; 4. Развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи. 5. Обеспечение учащимся возможностей самопознания, изучения мира профессий, выполнения профессиональных проб целью профессионального самоопределения. 6. Воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, человечности и милосердия, обязательности, честности, ответственности и порядочности. Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчетных и графических операций, с химией при характеристике свойств материалов, с физикой при изучении устройства и принципов работы машин и механизмов, современных технологий, с историей и искусством при освоении технологий традиционных промыслов. Обучение строится с учетом внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей учащихся. Используемые технологи: интеграция традиционной, развивающего обучения, модульного обучения, метод проектов. 1.Объяснительно-иллюстративный, сочетающий словесные методы (рассказ, объяснение, работа с литературными источниками) с иллюстрацией различных по содержанию источников (справочники, картины, схемы, и др.). 2. Частично-поисковый, основанный на использовании технологических знаний, жизненного и познавательного опыта учащихся. Конкретным проявлением этого метода является беседа, которая в зависимости от дидактических целей урока может быть проверочной, эвристической, повторительно-обобщающей. 3. .Исследовательский метод как один из способов организации поисковой деятельности учащихся в учебной работе, привития им умений и навыков самостоятельной работы. Реализовать программу планируется в условиях классно-урочной, системы обучения. Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы, предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. Формы организации работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая. Формы учебных занятий: ролевые игры, урок-лекция, семинары, практическое занятие, проектные работы, презентации. Виды деятельности учащихся: устные сообщения, защита презентаций, защита проектов, рефлексия. В планировании предусмотрено выполнение школьниками творческих проектных работ. По учебным планам программ они выполняются в конце каждого года обучения. Широкое использование творческой и проектной деятельности при обучении технологии способствует развитию инициативы, творческих способностей школьников. У них формируется функциональная грамотность. Они приобретают опыт коллективной трудовой деятельности, учатся определять потребности в результатах труда, планировать свою деятельность и оценивать ее результаты. Проекты являются творческими самостоятельными работами и выполняются каждым учеником или группой, в том числе и разновозрастной, как в учебное, так и во внеучебное время. Основное содержание 6 класс Вводный урок (2час.) Правила ТБ работы в кабинете обслуживающего труда. Введение в курс технологии. Кулинария (12 час). Физиология питания (2 час). Основные теоретические сведения Минеральные соли и микроэлементы, содержание их в пищевых продуктах. Роль минеральных веществ в жизнедеятельности организма человека. Значение солей кальция, калия, натрия, железа, йода для организма человека. Суточная потребность в солях. Практические работы Работа с таблицами по составу и количеству минеральных солей и микроэлементов в различных продуктах. Определение количества и состава продуктов, обеспечивающих суточную потребность человека в минеральных солях и микроэлементах. Варианты объектов труда. Таблицы, справочные материалы. Технология приготовления пищи (8 час). Блюда из молока и кисломолочных продуктов Основные теоретические сведения Кулинарное значение молока и молочных продуктов. Виды молока и молочных продуктов. Питательная ценность и химический состав молока. Условия и сроки его хранения. Значение кисломолочных продуктов в питании человека. Ассортимент кисломолочных продуктов. Виды бактериальных культур для приготовления кисломолочных продуктов. Блюда из рыбы и нерыбных продуктов моря Основные теоретические сведения Понятие о пищевой ценности рыбы и не рыбных продуктов моря. Возможности кулинарного использования рыбы разных пород. Технология и санитарные условия первичной и тепловой обработки рыбы. Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий Основные теоретические сведения Виды круп и макаронных изделий. Правила варки крупяных рассыпных, вязких и жидких каш, макаронных изделий. Технология приготовления блюд из бобовых, обеспечивающая сохранение в них витаминов группы "В". Причины увеличения веса и объема при варке. Приготовление обеда в походных условиях Основные теоретические сведения Обеспечение сохранности продуктов. Посуда для приготовления пищи в походных условиях. Природные источники воды. Способы обеззараживания воды. Способы разогрева и приготовления пищи в походных условиях. Соблюдение мер противопожарной безопасности. Практическая работа: Расчет количества, состава и стоимости продуктов для похода. Заготовка продуктов (2 час). Основные теоретические сведения Процессы, происходящие при солении и квашении. Консервирующая роль молочной кислоты. Сохранность питательных веществ в соленых и квашеных овощах. Время ферментации (брожения) квашеных и соленых овощей до готовности. Условия и сроки храпения. Практические работы Первичная обработка овощей перед засолкой. Подготовка тары. Определение количества соли и специй. Квашение капусты. Варианты объектов труда Квашеная капуста. Создание изделий из текстильных и поделочных материалов (38 час). Рукоделие. Художественные ремесла (10 час). Лоскутное шитье Основные теоретические сведения Краткие сведения из истории создания изделий из лоскута. Орнамент в декоративно-прикладном искусстве. Симметрия и асимметрия в композиции. Геометрический орнамент. Возможности лоскутного шитья, его связь с направлениями современной моды. Практические работы Изготовление эскиза изделия в технике лоскутного шитья. Подбор тканей по цвету, рисунку и фактуре, подготовка их к работе. Изготовление шаблонов из картона или плотной бумаги для выкраивания элементов орнамента. Раскрой ткани с учетом направления долевой нити. Технология соединения деталей между собой и с подкладкой. Использование прокладочных материалов. Варианты объектов труда. Прихватка, салфетка, диванная подушка. Свободная роспись по ткани Основные теоретические сведения Приемы стилизации реальных форм. Элементы декоративного решения реально существующих форм. Художественные особенности свободной росписи тканей: построение композиции, колоритное решение рисунка. Приемы выполнения свободной росписи. Практические работы Выполнение статичной, динамичной, симметричной и асимметричной композиций. Зарисовка природных мотивов с натуры и их стилизация. Подбор тканей и красителей. Инструменты и приспособления для свободной росписи. Свободная роспись с применением солевого раствора. Закрепление рисунка на ткани. Создание композиции с изображением пейзажа для панно или платка в технике «свободной росписи» по ткани. Варианты объектов труда Декоративное панно, платок, скатерть. Элементы материаловедения (2 час). Основные теоретические сведения Натуральные волокна животного происхождения. Получение нитей из этих волокон в условиях прядильного производства и в домашних условиях. Свойства натуральных волокон животного происхождения, а также нитей и тканей на их основе. Саржевые и атласные переплетения нитей в тканях. Понятие о раппорте переплетения. Влияние вида переплетения на драпируемость ткани. Дефекты ткани. Сравнительные характеристики свойств хлопчато-бумажных, льняных, шелковых и шерстяных тканей. Практические работы Распознавание в тканях волокон и нитей из хлопка, льна, шелка, шерсти. Определение лицевой и изнаночной сторон тканей саржевого и атласного переплетений. Составление коллекции тканей саржевого и атласного переплетений. Варианты объектов труда. Образцы хлопчатобумажных, льняных, шелковых и шерстяных тканей. Элементы машиноведении (4 час). Основные теоретические сведения Назначение, устройство и принцип действия регуляторов бытовой универсальной швейной машины. Подбор толщины иглы и нитей в зависимости от вида ткани. Неполадки в работе швейной машины, вызываемые дефектами машинной иглы или неправильной ее установкой. Практические работы Регулировка качества машинной строчки для различных видов тканей. Замена иглы в швейной машине. Уход за швейной машиной, чистка и смазка. Варианты объектов труда. Швейная машина. Конструирование и моделирование поясных швейных изделий (6 час). Основные теоретические сведения Эксплуатационные, гигиенические и эстетические требования к легкому женскому платью. Ткани и отделки, применяемые для изготовления юбок. Конструкции юбок. Мерки, необходимые для построения основы чертежа конической, клиньевой и прямой юбок. Прибавки к меркам на свободу облегания. Условные графические изображения деталей и изделий на рисунках, эскизах, чертежах, схемах. Способы моделирования конических, клиньевых и прямых юбок. Форма, силуэт, стиль. Индивидуальный стиль в одежде. Практические работы Снятие мерок и запись результатов измерений. Построение основы чертежа юбки в масштабе 1:4 и в натуральную величину по своим меркам. Выбор модели юбки в зависимости от особенностей фигуры. Моделирование юбки выбранного фасона. Подготовка выкройки юбки к раскрою. Варианты объектов труда. Чертеж и выкройка юбки. Технология изготовления поясных швейных изделий (16 час). Основные теоретические сведения Назначение и конструкция стачных, настрочных и накладных швов, их условные графические обозначения и технология выполнения. Особенности раскладки выкройки па ткани в клетку и в полоску. Способы обработки нижнего и верхнего срезов юбки. Особенности влажно-тепловой обработки шерстяных и шелковых тканей. Практические работы Раскладка выкройки, обмеловка и раскрой ткани. Прокладывание контурных и контрольных линий и точек на деталях кроя. Обработка деталей кроя. Скалывание и сметывание деталей кроя. Подготовка юбки к примерке. Примерка юбки, выравнивание низа изделия, выявление и исправление дефектов. подгонка изделия по фигуре. Стачивание деталей изделия. Окончательная отделка и влажно-тепловая обработка изделия. Художественное оформление изделия. Контроль и оценка качества готового изделия. Варианты объектов труда. Юбка коническая, клиньевая или прямая. Технологии ведения дома (2 час). Уход за одеждой и обувью (2 час). Основные теоретические сведения Современные средства ухода за бельевыми изделиями, одеждой и обувью. Средства защиты от моли. Оборудование и приспособления для сухой и влажной уборки. Практические работы Удаление пятен с одежды. Ремонт одежды декоративными отделочными заплатами ручным и машинным способами. Закладка на хранение шерстяных и меховых изделий. Влажная уборка дома. Варианты объектов труда Изделие, подлежащее ремонту, шерстяные изделия. Электротехнические работы (2 час). Электромонтажные работы Основные теоретические сведения Общее понятие об электрическом токе. Виды источников тока и потребителей электрической энергии. Правила электробезопасности и эксплуатации бытовых электроприборов. Индивидуальные средства защиты при выполнении электротехнических работ. Виды соединения элементов в электрических цепях. Условное графическое изображение элементов электрических цепей на электрических схемах. Электроустановочные изделия. Виды проводов. Приемы монтажа установочных изделий. Профессии, связанные с выполнением электромонтажных работ. Практические работы Оказание первой помощи при поражении электрическим током. Творческие, проектные работы (10 час). Примерные темы Сбор коллекции образцов декоративно-прикладного искусства края. Изготовление сувенира. Изготовление изделия в технике лоскутного шитья. Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса Должны знать:
Должны уметь:
Учащиеся должны владеть компетенциями: ценностно-смысловой, коммуникативной, культурно-эстетической, личностно-саморазвивающей, рефлексивной. Учащиеся должны быть способны решать следующие жизненно-практические задачи: - вести экологически здоровый образ жизни; - использовать ПЭВМ для решения технологических, конструкторских, экономических задач, как источник информации; - планировать и оформлять интерьер комнаты; - проводить уборку квартиры; - ухаживать за одеждой и обувью; - соблюдать гигиену; - выражать уважение и заботу к членам семьи; - принимать гостей и правильно вести себя в гостях; - проектировать и изготавливать полезные изделия из конструкторских и поделочных материалов. Список литературы по реализации программы Для учителя:
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ Технологии обработки тканей и пищевых продуктовСайт учителя технологии для девочек. Кулинария. Интерьер. Цветы. Этикет. Кожа. Литература. Афоризмы о труде. Фотографии. Проекты. http://news.kss1.ru/news.php?kodsh=scool Сценарии трех уроков технологии с использованием электронных ресурсов ("Энциклопедия Кирилла и Мефодий") по теме "Гостевой этикет". http://edu.km.ru/opyt/kubyshka2002_k15.htm Обобщающий урок по разделу "Технология обработки пищевых продуктов", "Электронные таблицы". Тема урока: "Исследование комплексного меню завтрака (ужина)". http://vlc.pedclub.ru/modules/wfsection/print.php?articleid=86 Секреты традиционной китайской кухни. http://www.ournet.md/~chinesecookery План работы по изготовлению ручного носового платка, авторский курс. http://www-windows-1251.edu.yar.ru/russian/tvorch/nekras/platok/ Модели и уроки вязания крючком. http://www.knitting.east.ru/ Сайт для тех, кто любит вышивать. http://www.rukodelie.ru Этот кулинарный портал – незаменимый помощник и начинающего и профессионального кулинара, где и учителя и ученики найдут полезную информацию о многих продуктах, овощах и фруктах, советы начинающим кулинарам, рецепты и статьи о кухнях народов мира. Ежедневные обновления. http://kuking.net/ Эта страничка об изделиях, выполненных лоскутной техникой – одеяла, панно и современный русский костюм. http://pembrok.narod.ru/sharsmain.html Сайт учителя технологии для девочек. Крайне полезный! Программы. Тематическое планирование. Построение чертежей и выкроек. Дизайн кухни и интерьеров и многое другое. http://news.kss1.ru/news.php?kodsh=scool Книги по технологии и ДПИ, иллюстрации по всем разделам для мальчиков и девочек. http://remesla.ru/ Все о вязании, рукоделии и кулинарии с рисунками. http://ad.adriver.ru/cgi-bin/erle.cgi?sid=37653&bn=1&target=blank&bt=2&pz=0&rnd=782571600 Кулинария. Рецепты, медиатека. Практикум по кулинарии. Материаловедение. http://sc1173.narod.ru/texn-med.html Декада технологии в школе. http://pages.marsu.ru/iac/school/sh2/sv/tehnol/index.html Сахар (сахароза): исторические факты, источники в природе, применение, производство, потребление. http://www.krugosvet.ru/articles/03/1000344/1000344a1.htm#1000344-A-101 Мыла и синтетические моющие средства (СМС): компоненты бытовых моющих средств, типы и механизмы действия поверхностно-активных веществ, экологические проблемы, связанные с применением СМС. http://www.krugosvet.ru/articles/43/1004369/1004369a1.htm Интересные факты про запах и вкус веществ: самые противные и самые приятно пахнущие вещества, роль пахучих веществ в животном и растительном мире, чувствительность к запаху и вкусу веществ, связь запаха и вкуса со строением молекул. http://www.krugosvet.ru/articles/105/1010554/1010554a1.htm Соединения железа в природных водах: источники поступления, влияние на качество воды, физиологическая роль в организме человека. http://www.water.ru/bz/param/ferrum.shtml Пища: минеральные вещества и их значение. Макро- и микроэлементы, их роль в построении костной ткани и важнейших обменных процессах организма. http://www.water.ru/bz/digest/min_subst.shtml Декоративно-прикладное искусствоНенаглядное пособие. Мастерская мягкой игрушки: работы, технология изготовления, эскизы, выкройки. http://www-koi8-r.edu.yar.ru/russian/org/pre-school/rassvet/rassvet.html Учебники по ДПИ. http://remesla.ru/ Возрождение ремесел: факультативный курс для учащихся: традиционные русские игрушки из глины, орнамент, матрешки. http://www.novgorod.fio.ru/projects/Project798/index.htm Городецкая роспись. Подборка материалов о городецкой росписи: история возникновения, галерея изделий, технология росписи, композиция. http://www.novgorod.fio.ru/projects/Project1005/index.htm Последовательность выполнения игрушки, эскиз игрушки, чертежи деталей. http://www-koi8-r.edu.yar.ru/russian/tvorch/ryb_dt/toy/ Работы, техника выполнения макраме, описание выполнения работ, эскизы. http://www-koi8-r.edu.yar.ru/russian/tvorch/ryb_dt/mak/ Мастерская мягкой игрушки: работы, технология изготовления, эскизы, выкройки. http://www-koi8-r.edu.yar.ru/russian/org/pre-school/rassvet/rassvet.html Информация о том, как складывать разнообразные фигурки из бумаги, начиная с самых простых, и заканчивая сложными. Фотографии готовых моделей. http://www.vostal.narod.ru/ Школьный кружок по росписи ткани. Можно получить консультации и научиться рисовать. http://www.catalog.alledu.ru/predmet/trud/http/www.sunrain.by.ru Приемы, техника, описание узоров плетения из бисера. http://www.chat.ru/~hisveta/lesson.htm Картины-панно в технике аппликация соломкой. Последовательность и технология изготовления. http://www-koi8-r.edu.yar.ru/russian/tvorch/ryb_dt/app/ История Палеха. Технология изготовления лаковой миниатюры. Стилистические особенности палехской росписи. Художники Палеха и их произведения. Палехские миниатюры в музейных собраниях. Словарь специальных терминов и сокращений. http://www.palekh.narod.ru/ Изготовления изделий в стиле лоскутной техники «пэтчворк». Работы: фотографии, описания изготовления. http://www-koi8-r.edu.yar.ru/russian/tvorch/ugl_dt/models1.html Страница посвящена бисеру и работе с ним. Создание украшений и модных вещей. Галереи работ, ссылки на родственные сайты. http://ns.cg.ukrtel.net/~wowik/biser.htm Геометрия вышивки крестом. Советы начинающим, примеры рисунков, этапы вышивки. Инструкции, по которым можно сделать украшения для дома, подарки к праздникам, детские поделки. http://www.chat.ru/~krestom/ Виртуальный музей палехской лаковой миниатюры. Лаковая миниатюра: технология, особенности изготовления, художники. Коллекция миниатюр. История Палеха. http://palekh.narod.ru/ Гобелен. Исторический очерк из истории гобеленов и шпалерного производства. Техника изготовления гобеленов. http://archive.1september.ru/nsc/2002/02/7.htm Конспект открытого комплексно-тематического занятия. Работа с соломкой. http://www-koi8-r.edu.yar.ru/russian/org/pre-school/sad171/yar.html Уроки плетения из бисера. Приемы, техника, описание узоров. http://www.chat.ru/~hisveta/lesson.htm Сайт для тех, кто любит вышивать. Очень много цветных бесплатных схем, которые можно скачать. http://www.rukodelie.ru Картины-панно в технике «аппликация соломкой». Последовательность и технология изготовления. http://www-koi8-r.edu.yar.ru/russian/tvorch/ryb_dt/app/ Волшебный лоскуток. Изготовления изделий в стиле лоскутной техники «пэтчворк». Работы: фотографии, описания изготовления. http://www-koi8-r.edu.yar.ru/russian/tvorch/ugl_dt/models1.html Конспект открытого тематического урока работа с соломкой: цель, задачи, ход урока, эскизы. http://www-koi8-r.edu.yar.ru/russian/org/pre-school/sad171/moscow.html Вышивка крестом. Геометрия вышивки крестом. Советы начинающим, примеры рисунков, этапы вышивки. Инструкции, по которым можно сделать украшения для дома, подарки к праздникам, детские поделки. http://krestom.chat.ru/ Глиняная игрушка. Этапы создания игрушки: план лепки, режим обжига, роспись. http://www-koi8-r.edu.yar.ru/russian/tvorch/kr_perek/ Декоративно-прикладное творчество. Раздел сайта Ярославского областного центра дистанционного обучения школьников. http://www-koi8-r.edu.yar.ru/russian/tvorch/indexa.html Игрушки-сувениры. Последовательность выполнения игрушки, эскиз игрушки, чертежи деталей. http://www-koi8-r.edu.yar.ru/russian/tvorch/ryb_dt/toy/ Картина на бересте. Этапы создания картины на бересте. Фотографии. http://www.edu.yar.ru/russian/tvorch/nekras/beresta/ Кружевные платочки. План работы по изготовлению ручного носового платка, авторский курс. http://www-windows-1251.edu.yar.ru/russian/tvorch/nekras/platok/ Макраме. Работы, техника выполнения макраме, описание выполнения работ, эскизы. http://www-koi8-r.edu.yar.ru/russian/tvorch/ryb_dt/mak/ Для ученика:
|
Пояснительная записка рабочая программа учебного предмета «Технология» Рабочая программа учебного предмета «Технология» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного... | Пояснительная записка рабочая программа учебного предмета «Технология» Рабочая программа учебного предмета «Технология» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного... | ||
Рабочая учебная программа предмета физическая и коллоидная химия... Рабочая учебная программа предмета «Физическая и коллоидная химия» предназначена для реализации государственных требований к содержанию... | Рабочая программа по технологии 5 класс Пояснительная записка Цель предмета «Технология» Цель предмета «Технология» заложить основы подготовки учащейся молодежи к трудовой деятельности в новых экономических условиях, способствовать... | ||
Рабочая программа предмета «Технология» «Технология. Обслуживающий труд» под редакцией Ю. Л. Хотунцева, В. Д. Симоненко. Москва «Просвещение» 2004г | Рабочая программа учебного предмета «Технология» «Технология. Обслуживающий труд», рекомендованной Министерством образования Российской Федерации, 2-е издание издательства «Дрофа»,... | ||
Рабочая программа учебного предмета «Технология» «Технология» для 2 класса общеобразовательной школы на 2013-2014 учебный год составлена на основе авторской программы«Технология»Роговцевой... | Рабочая программа учебного курса «Технология» Освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности определяет общие цели учебного... | ||
Рабочая программа учебного предмета «Технология» Фгос, авторской программы Н. А. Цирулик «Технология», что позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый... | Рабочая программа учебного предмета «Технология» «Технология. Обслуживающий труд», составленной на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования... | ||
Рабочая программа курса «технология» Программа по технологии разработана на основе авторской программы «Технология» умк «Гармония» с. В качестве концептуальных основ... | Рабочая учебная программа по предмету «Технология» составлена на... Отечеству, национального достоинства, интереса к культурно-историческим традициям русского народа и других народов страны | ||
Рабочая программа Учебного предмета «Технология» | Рабочая программа учебного предмета «Технология» Министерства образования России №1089 от 05. 03. 04. Основой послужили Программы общеобразовательных учреждений «Технология. Трудовое... | ||
Рабочая программа учебного предмета «Технология» Министерства образования России №1089 от 05. 03. 04. Основой послужили Программы общеобразовательных учреждений «Технология. Трудовое... | Рабочая учебная программа предмета органическая химия по специальности... Изучение предмета базируется на атомно-молекулярной теории, периодической системе Д. И. Менделеева, теории строения атома, теории... |