ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Тема урока: Какой бывает вода?
| ФИО: Голюкова Алёна Яковлевна
|
|
| Место работы: МОУ СОШ № 2 городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области
|
|
| Должность: учитель начальных классов
|
|
| Предмет: окружающий мир
|
|
| Класс: 1
|
|
| Тема и номер урока в теме: Какой бывает вода? (десятый урок в разделе «Родная природа»)
|
|
| Базовый учебник: Виноградова Н.Ф.Окружающий мир:1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1/Н.Ф.Виноградова – 4-е изд., дораб. – М.:Вентана-Граф, 2011. – 96 с.: ил. – (Начальная школа XXI века)
|
| Цель урока: Дать представления о свойствах воды, об изменениях состояния воды, о значении воды для растений, животных, человека.
9. Задачи:
- обучающие: Сформировать знания учащихся о свойствах и состояниях воды, значении её в природе и жизни человека, познакомить с экологическими проблемами водных ресурсов земли.
-развивающие: Способствовать развитию внимания, воображения, памяти учащихся; устной речи. Развивать умение выделять главное, существенное в учебном материале; сравнивать, делать выводы, переносить ранее полученные знания на новый учебный материал. Развивать навыки проведения лабораторных опытов. Способствовать развитию творческой активности.
-воспитательные: Воспитать в детях бережное отношение к воде; научить экономить и ценить её; развивать стремление охранять водоемы от загрязнения.
10. Планируемые результаты:
Личностные - формирование положительного отношение к учёбе и своим знаниям, развитие творческого воображения.
Метапредметные:
Регулятивные универсальные учебные действия (УУД) - организация учащимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.
Познавательные УУД – умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос
Коммуникативные УУД – умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре, оказывать взаимопомощь.
Предметные - уточнить представления о свойствах воды, об изменениях состояния воды, о значении воды для растений, животных, человека
Тип урока: открытие новых знаний.
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор.
Структура и ход урока
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№
| Этап урока
| Название используемых ЭОР
| Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| Время
| 1
| Самоопределение к деятельности (орг. момент).
|
| Подготовка учащихся к работе (мотивация); создание положительной эмоциональной атмосферы.
Прозвенел и смолк звонок, Начинаем мы урок. Друг на друга посмотрели
И спокойно, тихо сели.
- Я думаю, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом. Я желаю, чтобы за время работы вы поднялись на ступеньку выше. Успеха и удачи вам!
| Приветствие учителя, посадка за столы.
| 1 мин
| 2
| Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
|
1.Видеозапись дождя.
2.Заснеженный лес. (иллюстрация)
3.Иллюстрация. Град.
4.Изображение инея на траве и листьях
5.Иллюстрация. Туман.
6.Демонстрация процесса образования водяного пара
| Блистают звёзды, цвет меняют горы, Снега сползают, розы опадают. Мне очень жаль людей, которых На свете ничего не удивляет.
- А чему вы удивляетесь в окружающем нас мире?
- Сегодня нас будет удивлять одна особа. А кто она, вы узнаете, отгадав загадки.
Шел долговяз, В землю увяз. (Дождь)
Зимой в поле лежал, А весной в речку побежал. (Снег)
Мост, как синее стекло. Скользко, весело, светло. (Лед)
На дворе переполох, С неба сыплется горох. (Град)
Не колючий, Светло – синий, По кустам развешен…(Иней)
Утром бусы засверкали, Всю траву собой заткали. (Роса)
Над рекой, над долиной, Повисла белая холстина. (Туман)
Без рук, без ног, А вверх ползет. (Пар)
На доске прикрепить слова-отгадки и открыть.
Почему все эти слова здесь собрались вместе? Что их объединяет? (Это всё – вода!)
- Как вы догадались? О чём мы будем говорить на уроке? Тема нашего урока «Вода. Какой бывает вода?»
Отгадывая загадки, у нас получилась схема.
Какой бывает вода?
Вывод: вода бывает в трёх состояниях. Пар и туман – газообразное состояние. Лёд, град, снег – твёрдое состояние. Роса – жидкое
| Выделяют существенную информацию из текста загадки. Выдвигают гипотезы. Слушают собеседника. Контролируют правильность ответов.
Отгадывают загадки. Выдвигают предположения о теме урока.
Слушают вопросы учителя.
Отвечают на вопросы учителя.
Доказывают, аргументируют свою точку зрения.
| 4-5
мин
| 3
| Постановка учебной задачи.
| 9.Анимация "Остывание и замерзание воды в водоеме" 8.Видеофрагмент «Испарение воды при нагревании»
| Как же вода переходит из одного состояния в другое? (ответы детей). Когда температура воздуха опускается ниже отметки 0 градусов - вода переходит из жидкого состояния - в твердое, т.е. замерзает. Когда температура воздуха поднимается выше отметки 0 градусов, вода медленно начинает переходить из жидкого состояния в газообразное, и чем выше температура, тем быстрее она испаряется.
|
| 3 мин
| 4
| Построение проекта выхода из затруднений («открытие» детьми нового знания)
|
| Свойства воды. Нам уже стали привычны дождь или снег, текучие реки и озера, огромные просторы морей и океанов. От этих красот у любого захватывает дух. Но редко кто задумывается над тем, откуда взялись моря и реки, дождь и снег, каковы свойства воды предстающей перед нами в таком разнообразном виде. Сейчас мы с вами узнаем, какими свойствами обладает вода. А для этого проведем опыты.
(Работа в парах) №1. Возьмем прозрачный стакан с водой и опустим в него карандаш. Его хорошо видно? Какое свойство воды мы здесь увидели? (Она прозрачна, бесцветна). №2. Давайте понюхаем её. Что вы чувствуете? (вода не имеет запаха).
№ 3 Дети пробуют воду на вкус (из стакана). Какой вкус имеет вещество? (вещество не имеет вкуса) №4. Теперь определим форму воды. Поочередно наливаем её в разные сосуды: стакан, пиала, бутылка, крышка. Что вы заметили? (Вода всегда принимает форму того сосуда, в который её наливаешь, следовательно она не имеет формы). №5. Теперь нальем воду на любую поверхность, или на блюдо. Что происходит с водой? (Да, она растекается в разные стороны. Это еще одно её свойство - текучесть)
По ходу проведения опытов вывешиваются таблички со свойствами воды. Итак, в жидком состоянии вода имеет свойства: Бесцветна Прозрачна
Нет запаха
Не имеет вкуса Нет формы Текучесть.
| Проводят исследование, работая в парах, и формулируют свойства воды.
Фиксируют в графической модели выделенные свойства воды.
Строят суждения, понятные для собеседника.
Учатся формулировать собственное мнение и позицию.
| 10-11
мин
| 5
| Первичное закрепление.
|
10.Анимация. Вода и минеральные соли в жизни клетки (фрагмент)
| Педагог читает стихотворение Н.Рыжовой: Вы слыхали о воде? Говорят она везде! В луже, в море, в океане И в водопроводном кране. Как сосулька, замерзает, В лес туманом заползает. На плите у вас кипит. Паром чайника шипит, Без неё нам не умыться, Не наесться, не напиться! Смею вам я доложить: Без воды нам не прожить!
-«Капля воды дороже золота»
-Почему так говорят? (Человек может прожить без золота, но не может прожить без воды.)
- Первое из природных богатств, с которым встречается человек – это вода. Она становится неразлучным спутником человека на всю жизнь, с момента его появления на свет до последнего дня. Человек как-нибудь обойдётся без золота, алмазов, но без воды он не сможет жить.
- Зачем же вода так нужна человеку? (Пить, умываться, купаться, готовить еду.) А ещё?
Без нее не обойтись никому и никогда, и заменить ее нечем. Организм человека, в том числе кровь, мозг, больше чем наполовину состоит из воды.
А в некоторых растениях ее содержится еще больше. Достаточно сорвать и помять в руках лист растения, чтобы убедиться в этом.
| Слушают стихотворение, прочитанное учителем.
Отвечают на вопросы учителя.
Строят суждения, понятные для собеседника
Доказывают, аргументируют свою точку зрения.
| 4 мин
| 6
| Самостоятельная работа с самопроверкой
| 7.Тестовый вопрос на определение роли воды в жизни живых существ.
| Не умыться, не напиться Без воды. Листику не распуститься Без воды. Без воды прожить не могут Птица, зверь и человек! И поэтому всегда Всем везде нужна вода!
Работа с иллюстрацией учебника с.89
| Рассматривают иллюстрацию и высказывают свои предположения: для чего нужна вода.
Доказывают, аргументируют свою точку зрения.
| 4 мин
| 7
| Включение в систему знаний и повторение.
|
11.Иллюстрация. Загрязнение вод
| Где и кому нужна вода?
Для этого мы разделимся на группы. У каждой группы есть картинки. Из них надо выбрать и приклеить на лист бумаги именно те объекты природы, которые не могут обойтись без воды. Как только группа готова, лист крепится к доске. У доски остаётся капитан группы для защиты проекта. Учитель предлагает попробовать воду из двух стаканов. (В одном – пресная вода, в другом – солёная).
- Какая вода нужна человеку, растениям, животным? (Пресная.)
- К сожалению, пресной воды на Земле очень мало по сравнению с солёной. А чистой пресной воды остаётся всё меньше и меньше. И не потому, что её запасы заканчиваются. Над водой нависла угроза.
- Рассмотрите рисунок. Какая опасность нависла над водой? (Её загрязняют.)
- Что может случиться? (Не останется пресной чистой воды.)
- Как можно помочь сберечь чистую воду? (Строить очистные сооружения, не мусорить.)
- Какую помощь можем оказать мы? (Не лить воду зря, не мусорить в воде и на берегу рек.)
- С каким призывом мы можем обратиться к людям, чтобы сохранить воду «чистой»? (Берегите воду!)
| Работая в группах, учащиеся выбирают картинки: кому и зачем нужна вода и наклеивают (Создают коллаж). Совещаются. Объясняют свой выбор.
Доказывают, аргументируют свою точку зрения.
Работа с информацией, представленной в форме рисунка.
Доказывают, аргументируют свою точку зрения.
| 5
мин
| 8
| Рефлексия.
|
| – О чём узнали на уроке? – В каких состояниях бывает вода?
- Назовите основные свойства воды.
- Почему нужно беречь воду? Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Теперь я …
Я понял, что…
Я научился…
У меня получилось …
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…
– А мне хочется закончить урок вот такими словами.
Вода! Ты сама жизнь. Ты наполняешь нас невыразимой радостью. Ты самое большое богатство на свете.
Антуан де Сент-Экзюпери
| Отвечают на вопросы учителя.
Продолжают высказывания, основываясь на начале фразы.
| 2-3 мин
|
Приложение к плану-конспекту урока
Какой бывает вода? Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР |