«Утверждаю»
Директор МБОУ «Кадетская школа-интернат» Спасского муниципального района РТ
_______________Е.А.Марянин
Приказ №_____________
от «_____» _________________20____г.
| «Согласовано»
Зам.директора по УВР МБОУ «Кадетская школа-интернат» Спасского муниципального района РТ
_____________/_____________________________
от «_____» ____________________20_____г.
| Рассмотрено на МО учителей-предметников МБОУ «Кадетская школа-интернат»
Спасского муниципального района РТ
Протокол № ______
от «_____» ________________________20____г
Руководитель МО
______________/_________________________
| Рабочая учебная программа по _____________________Природоведению____________________________
(наименование учебного предмета)
_____5_________
(класс)
Год разработки __2012_
Срок реализации программы ____1 год___
Составлена на основе ___ Федерального Государственного стандарта, программы основного общего образования по природоведению 5 класс. Авторы: В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова. М.:Просвещение, 2008 г.
Программу составил ___Кутлаев Александр Михайлович
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы основного общего образования по природоведению 5 класс. Авторы: В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова (2008 г.). Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 5-го класса предусматривает обучение природоведению 1 час в неделю, 34 часа в год.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника В.М. Пакуловой, Н.В. Ивановой «Природа неживая и живая 5 класс», М.,»Дрофа» 2008г. Курс природоведения в 5 классе продолжает одноименный курс начальной школы и является пропедевтическим по отношению к биологическому курсу, курсам физики, химии, физической географии в основной школе. Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы, о связи мира живой и неживой природы, об изменениях природной среды под воздействием человека;
овладение начальными естественнонаучными умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе, стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказание простейших видов первой медицинской помощи.
В 5 классе учащиеся получают достаточную естественнонаучную подготовку для изучения биологии как самостоятельного предмета в 6-9 классах. Они узнают, чем живая природа отличается от неживой, из чего состоят живые и неживые тела, получают новые знания о строении веществ, их физических свойствах, об электрических, химических, физических, биологических явлениях. Учащиеся впервые узнают о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии организмов. Особое внимание уделяется растениям и животным, играющим большую роль в жизни человека, его хозяйственной деятельности. Изложенный в программе материал соответствует трем основным содержательным разделам стандарта основного общего образования по природоведению – «Как человек изучает природу», «Многообразие тел, веществ и явлений природы», «Здоровье человека и безопасность жизни» - и распределен по соответствующим темам. Кроме системы знаний о природе, программа предусматривает формирование как общеучебных, так и специальных умений и навыков, направленных на работу с различными литературными источниками, наблюдения за природными объектами, постановку с ними опытов, измерений, на конструирование моделей, разработку экологических проектов и т.д.
В рамках преподавания курса природоведения могут быть эффективно использованы и освоены современные информационные и
коммуникационные технологии (на элементарном уровне). В соответствии с изменением отдельных разделов курса природоведения
необходимо уделить особое внимание новому разделу «Здоровье человека и безопасность жизни», не отраженному, или частично
отраженному, в УМК:
Пакулова В.М., Иванова Н.В. Природа. Неживая и живая. 5 класс (учебник). М.:Дрофа, 2008 ;
Пакулова В.М., Иванова Н.В. Природа. Неживая и живая. 5 класс ( рабочая тетрадь).М.:Дрофа,2009;
Пакулова В.М., Иванова Н.В. Природа. Неживая и живая. 5 класс, М.:Дрофа, 2002 (рабочая тетрадь для учителя);
Л.Д. Парфилова. Тематическое и поурочное планирование по природоведению. К учебнику В.М. Пакуловой, Н.В. Ивановой « Природа. Неживая и живая. 5 класс», М.: изд-во «Экзамен», 2008;
Тематическое планирование «Биология» 5-11 классы /авт.-сост. М.В.Оданович, Н.И. Старикова, Е.М. Гаджиева,
Е.Ю.Щелчкова. – Волгоград: Учитель, 2009.
Приоритетной является практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды. Важное внимание обращается на развитие практических навыков и умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой, ресурсами Internet и др.
Требования к уровню подготовки учащихся, заканчивающих 5 класс
В результате изучения природоведения ученик должен знать/понимать:
о многообразии тел, веществ и явлений живой природы и их простейших классификациях; отдельных методах изучения природы;
cтроение живой клетки (главные части);
царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей);
среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать);
природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры представителей);
изменения в природе, вызванные деятельностью человека ( на уровне представлений);
важнейшие экологические проблемы (перечислить и кратко характеризовать);
основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения.
уметь:
узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности, включая редкие и охраняемые виды; определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;
приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;
указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе; находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;
описывать личные наблюдения или опыты, различать в них цель (гипотезу), условия проведения и полученные результаты;
сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;
описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи;
находить значение указанных терминов в справочной литературе;
кратко пересказывать учебный текст естественнонаучного характера; отвечать на вопросы по его содержанию; выделять его главную мысль;
использовать естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (на 2-3 минуты);
пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
следовать правилам безопасности при проведении практических работ. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды и местных признаков;
измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;
определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;
составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;
оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.
Литература
1. Пакулова В.М.,Иванова Н.В Природа.Неживая и живая (Учебник). - М.: Дрофа, 2008.
2. Пакулова В.М.,Иванова Н.В. Природа.Неживая и живая (Рабочая тетрадь). - М.: Дрофа, 2009.
3. Пакулова В.М., Иванова Н.В. Природа. Неживая и живая. 5 класс, М.:Дрофа, 2004(рабочая тетрадь для учителя);
4. Л.Д. Парфилова. Тематическое и поурочное планирование по природоведению. К учебнику В.М. Пакуловой, Н.В. Ивановой «
Природа. Неживая и живая. 5 класс», М.: изд-во «Экзамен», 2005.
Дополнительная литература:
1. Биология. Энциклопедия / Гл. редактор М.С.Гиляров. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.
2. Верзилин Н.М. По следам Робинзона. - М.: Дрофа, 2005.
3. Волцит О.В., Черняховский М.Е. Популярный атлас-определитель. Насекомые. - М.: Дрофа, 2005.
4. Галеева Н.Л. Экология и мир человека. Уроки экологического мышления. 5 класс. Мой мир – мой дом. Рабочая тетрадь. - М.:
Тайдекс Ко, 2002.
5. Запартович Б.Б., Криворучко Э.Н., Соловьева Л.И. С любовью к природе. Дидактический материал по природоведению. М.,
Педагогика, 1978.
6. Новиков В.С., Губанов И.А. Популярный атлас-определитель. Дикорастущие растения. - М.: Дрофа, 2005.
Календарно-тематическое планирование по природе 5 класс №
п\п
| Наименование
раздела программы (кол-во часов)
| Тема урока
| Часы
| Тип урока
| Цель урока
| Основные понятия
| Демонстрац. материал
| Домашнее задание
| Контроль
| Дата
| план
| факт
| 1
| Введение (1 час)
| Человек и природа.
| 1
| Объяснительно-иллюстративный
| - сформировать у детей общие представления об учебном предмете;
- развить интерес к изучению природы;
-познакомить с основными методами познания природы;
- учить находить взаимосвязь между живой и неживой природой.
| Природа живая и неживая, тела природы, явления природы.
| Таблицы с изображением различных тел природы
| с.3-6
| Устный опрос
| 5 -9 сентября
|
| 2
| Вселенная (3 часа)
| Звезды на небе.
Земля – наш дом.
Оболочки Земли.
| 1
| Объяснительно-иллюстративный
| - сформировать у уч-ся знания о Солнечной системе, её составе, познакомить со спутником Земли – луной;
- научить детей проводить наблюдения за звездным небом, находить созвездия Большой и Малой медведицы, ориентироваться по Полярной звезде, определять фазы Луны;
- учить наблюдать за изменениями высоты полуденного Солнца;
- формировать умения работать с глобусом.
| Тела природы
Форма и размеры Земли, глобус
| Карты, атласы звездного неба
Глобус, таблица «Планеты Солнечной системы»
Физическая карта полушарий
| § 1-3, составить сообщение о гипотезах возникновения Земли Жорж Бюффон; о вращении небесных сфер Н.Коперник
подготовить дополнительный материал о Луне
| Устный опрос
| 12-17 сентября
|
| 3
|
| Луна – естественный спутник Земли.
Солнце. Солнечная система.
| 1
| Объяснительно-иллюстративный
| Причины смены дня и ночи на Земле
Солнце, его значение для жизни на Земле, звезды, орбита
| Фотографии Луны, лунохода
таблица «Планеты Солнечной системы»
| § 4-5, повторить к обобщающему уроку § 1-4
| Устный опрос
| 19-24 сентября
|
| 4
|
| Вселенная. Обобщающий урок
| 1
| Репродуктивный
|
|
| таблица «Планеты Солнечной системы», глобус, физическая карта полушарий
| Повторить «Введение»
| Зачет
| 26-30 сентября
|
| 5
| Строение и свойства вещества (6 часов)
| Тела и вещества.
Свойства твердых тел, жидкостей и газов.
| 1
| Объяснительно-иллюстративный с элементами проблемного изложения
| - актуализировать знания уч-ся о телах природы, их состоянии и свойствах;
-раскрыть особенности их строения;
- ввести понятие «молекула», «атом», «элемент»;
- познакомить школьников с диффузией в газах, жидкостях и твердых телах;
- сформировать знания о физических и химических явлениях в природе;
- познакомить с разнообразием веществ в природе.
| Три состояния воды
Круговорот воды
| Демонстрация опыта: «Три состояния воды»
Пластичность тел
| § 6-7
| Устный опрос
| 3-7 октября
|
| 6
|
| Вещества и смеси.
Молекулы, атомы, элементы.
| 1
| Объяснительноиллюстративный с элементами проблемного изложения
| Вещества, свойства веществ
Свойства твердых тел, жидкостей, газов
|
| § 8-9
| Устный опрос
| 10-15 октября
|
| 7
|
| Движение частиц веществ. Взаимодействие частиц.
Разнообразие веществ.
| 1
| Объяснительноиллюстративный с элементами проблемного изложения
| Молекулы, свойства молекул
Движение частиц вещества
Молекулы, атомы, элементы., тела природы
| Опыт «Взаимодействие между молекулами в жидкостях»
Демонстрация моделей простых и сложных веществ.
| § 10-12
| Устный опрос
| 17-22 октября
|
| 8
|
| Физические и химические явления.
| 1
| Объяснительноиллюстративный с элементами проблемного изложения
|
| Явления природы
| Опыты «Физические и химические явления в природе»
| § 13
| Устный опрос
| 24-29 октября
|
| 9
|
| Горение.
Окисление.
| 1
| Объяснительноиллюстративный с элементами проблемного изложения
|
| Физические и химические явления
Горение, химические явления, дыхание
| Демонстрация жидкого и твердого топлива, опыт с горением 3-х свечей.
Демонстрация тел, подверженных медленному окислению
| § 14-15, повторить
§ 9
| Устный опрос
| 31-2 ноября
|
| 10
|
| Строение и свойства вещества. Обобщающий урок. Лабораторная работа: «Определение физических свойств твердых тел, жидкостей и газов»
| 1
| Поисковая
|
|
| Кубики льда, химические стаканчики с водой, колбы, пипетки, стеклянные пластинки, воздушные шарики, нитки, ластики, кусочки пластилина.
| § 6-15
|
| 14-19 ноября
|
| 11
| Электрические явления (2 часа)
| Электризация тел. Электрические заряды.
Молния.
| 1
| Объяснительноиллюстративный
| - познакомить уч-ся с простейшими электрическими явлениями;
- сформировать первоначальное представление об электрических разрядах, о молнии, об электрическом токе, источниках электрического тока.
| Явления природы.
Электризация тел.
| Детские воздушные шарики, шёлковая тряпочка, пластмассовая расческа, мелкие кусочки бумаги
| § 16-17 сообщение «Из истории изучения молнии»
| Устный опрос
| 21-26 ноября
|
| 12
|
| Электрический ток
Электрические станции на службе у человека.
| 1
| Объяснительноиллюстративны
| Орбита.
Источники электрического тока.
| Демонстрация различных источников электрического тока.
Фотографии электрических станций.
| § 18
Записи в тетрадях
| Устный опрос
| 28ноября-3 декабря
|
| 13
| Воздух. (5 часов)
| Воздух – смесь различных газов.
Свойства воздуха.
| 1
| Объяснительноиллюстративны
| - расширить и углубить знания уч-ся о воздухе, его составе, свойствах;
- сформировать знания о зависимости веса, давления, температуры воздуха от высоты.;
- раскрыть процесс образования облаков, различных видов осадков, ветра, показать их работу в природе;
- сформировать представление о погоде, о возможностях её предсказания;
- раскрыть значение воздуха в природе и жизни человека;
| Значение воздуха для человека, кислород, углекислый газ.
Свойства воздуха
| Стаканчики с известковой водой, резиновая груша, стеклянная палочка
| § 19- 20
| Устный опрос
| 5-10 декабря
|
| 14
|
| Вес воздуха и атмосферное давление.
Изменение давления воздуха с высотой.
| 1
| Объяснительноиллюстративны
| Атмосфера
Вес воздуха
| Демонстрация опыта Торричелли
| § 21-22
| Устный опрос
| 12-17 декабря
|
| 15
|
| Нагревание воздуха.
Изменение температуры воздуха с высотой.
| 1
| Поисковый
| Солнце – источник тепла на Земле.
Ледники, круговорот воды в природе.
| Работа с картой, определение местонахождение гор со снежными вершинами
| Записи в тетрадях
| Устный опрос
| 19-24 декабря
|
| 16
|
| Ветер. Погода и её предсказание. Лабораторная работа «Описание погоды за месяц и сезон»
| 1
| Поисковый
| Атмосферное давление. Годовое движение Земли, причины смены времен года.
| Модель флюгера и направление ветра Лабораторная работа.
| § 19-22
|
| 26-28 декабря
|
| 17
| Вода. (2 часа)
| Три состояния воды.
Тепловое расширение воды.
Температура кипения воды и плавления льда.
| 1
| Объяснительно-иллюстративный
| - продолжить формирование знаний о воде, её свойствах;
- раскрыть значение воды в природе и жизни человека;
- сформировать понятие о тепловом расширении воды;
- продолжить экологическое воспитание школьников.
| Вода в природе, свойства воды
Свойства твердых тел
Изменение давления воздуха с высотой
| Пробирка, кусочек льда, спиртовка, небольшой груз, держатель для пробирки, две подставки, тонкая проволока, физическая карта полушарий.
Демонстрация опыта
Опыт кипение воды и плавление льда.
| § 23-24
Записи в тетрадях
| Устный опрос
| 10-14 января
|
| 18
|
| Вода – растворитель. Работа воды в природе.
| 1
| Объяснительно-иллюстративный
|
| Значение воды в жизни человека, животных, растений; охрана воды
| Картины с изображением оврагов, пещер.
| § 25
| Устный опрос
| 16-21 января
|
| 19
| Горные породы (2часа)
| Внутреннее строение Земли. Лабораторная работа «Определение свойств минералов и горных пород»
| 1
| Частично-поисковый
| - формирование общего представления о горных породах и минералах, слагающих земную кору, о происхождении и многообразии горных пород, их свойствах;
- ознакомление с процессами разрушения горных пород, с понятиями:
| Внешние оболочки Земли, полезные ископаемые
| Демонстрация схем, рисунков внутреннего строения Земли
| § 26
|
| 23-28 января
|
| 20
|
| Разрушение горных пород.
| 1
| Объяснительно-иллюстративный
| Свойства твердых тел, жидкостей и газов.
| Фотографии, рисунки с изображением скал причудливых форм.
| § 27
| Устный опрос
| 30 января по 4 февраля
|
| 21
| Почва (2 часа)
| Образование почв и их разнообразие.
Состав и свойства почвы. Почва – кладовая Земли.
| 1
| Объяснительноиллюстративный
| - углубить знания о почве, её составе:
- сформировать знания о разнообразии почв, их образовании, о влиянии растений на почву, о плодородии почв;
- показать необходимость охраны почв.
| Почва, перегной, черноземные и подзолистые почвы
Состав почвы, её плодородие, удобрения
| Физическая карта России
| § 29-31
| Устный опрос
| 6-11 февраля
|
| 22
|
| Влияние растений на почву.
Разрушение почв.
| 1
| Объяснительноиллюстративный
| Плодородие почвы, еловый лес, луг
Влияние ветра и воды на почву, защитные лесные полосы.
| Таблицы с изображением елового леса, луга
| § 32-33
| Устный опрос
| 13-18 февраля
|
| 23
| Организмы
(4 часа)
| Организм и его свойства.
| 1
| Объяснительноиллюстративный
| - обобщить конкретные знания школьников о растениях, животных, человеке в такие сложные понятия, как живой организм, его свойства, среда его обитания и строение;
- формировать умение находить общее в разных объектах природы и на этой основе делать обобщение.
| Растения, грибы животные
| Таблицы с изображением растений, животных, грибов
| §34
| Устный опрос
| 20-25 февраля
|
| 24
|
| Где живут организмы.
| 1
| Объяснительноиллюстративный
| Лес, растения и животные леса, влияние растений на животных; приспособленность организмов к условиям среды
| Гербарный материал, муляжи, таблицы с изображением растений и животных леса.
| § 35
| Устный опрос
| 27 февраля по 3 марта
|
| 25
|
| Увеличительные приборы.
Строение организмов.
| 1
| Объяснительноиллюстративный
| Микроскоп
Микроорганизмы
| Лупа, микроскоп
Гербарные экземпляры растений, коллекции насекомых, муляжи грибов
| § 36- 37
| Устный опрос
| 5-10 марта
|
| 26
|
| Организмы (обобщающий урок)
| 1
|
|
|
|
| Повторить тему «Организмы»
| Зачет
| 12-17 марта
|
| 27
| Растения (3 часов)
| Признаки растения.
Разнообразие растительного мира.
| 1
| Объяснительно-иллюстративный
| - обобщить знания о развитии растений, показать их значение в биосфере, значение их жизнедеятельности для других организмов;
- формировать понятие «организм растения»
| Значение растений в природе
Растения леса, луга, поля, водоёма; теневыносливые и светолюбивые; дикорастущие и культурные
| Комнатные растения, гербарий
Гербарий дикорастущих и культурных растений
| § 38- 39
| Устный опрос
| 19-23 марта
|
| 28
|
| Строение цветковых растений. Лабораторная работа «Распознавание органов цветковых растений на живых и гербарных образцах».
| 1
| Частично-поисковый
|
| Части растения; семенное размножение
| Гербарии и живые растения
| § 40
|
| 3-7 апреля
|
| 29
|
| Места обитания дикорастущих растений. «Зелёная аптека».
Растения Красной книги. Многообразие культурных растений
| 1
| Объяснительноиллюстративный
|
| Разнообразие лекарственных растений
Красная книга. Растения красной книги. Культурные растения
| Гербарии дикорастущих лекарственных растений
Красная книга.
Образцы овощных, зерновых, плодовых, технических культур
| § 41-43
| Устный опрос
| 9-14 апреля
|
| 30
| Грибы (1 час)
| Разнообразие грибов.
Шляпочные грибы.
| 1
| Объяснительноиллюстративный
| - познакомить с представителями особого царства – грибами;
- сформировать знания о строении, размножении грибов, об их значении для человека.
| Грибы
Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.
| Демонстрация белой плесени на продуктах, зеленой плесени на хлебе.
Муляжи грибов.
| § 44-45
| Устный опрос
| 16-21 апреля
|
| 31
| Животные (2 часа)
| Признаки животных.
Условия жизни и многообразие диких животных.
Значение диких животных и их охрана.
| 1
| Объяснительноиллюстративный
| - продолжить развитие знаний о животных, их характерных признаках.;
- сформировать знания о многообразии животных, их значении в природе и хозяйственной деятельности человека
| Животные леса, луга, водоема. Животные дикие и домашние.
Сезонные явления в жизни диких животных.
Значение диких животных, охрана животных.
| Коллекции животных, чучела, влажные препараты.
Таблицы изображающие диких животных.
Животные Красной книги.
| § 46- 48
| Устный опрос
| 23-28 апреля
|
| 32
|
| Домашние животные.
| 1
| Объяснительноиллюстративный
| Домашние животные, условия их жизни, уход за домашними животными.
| Таблицы изображающие домашних животных
| § 49
|
| 30-5 мая
|
| 33
| Ваши любимые растения и животные ( 1 час)
| Растения в вашем доме. Практическая работа: «Уход за комнатными растениями».
| 1
| Частично-поисковый
| - расширить знания учащихся о комнатных растениях и домашних животных, об их разнообразии, образе жизни и поведении;
- познакомить с правилами ухода за ними;
- воспитывать любовь и доброе, бережное отношение к природе, прививать интерес к ней.
| Комнатные растения. Разнообразие комнатных растений
| Комнатные растения
| Записи в тетрадях
|
| 7-12 мая
|
| 34
| Природа едина ( 1 час)
| Связи живого и неживого. Практическая работа (игра) «Построй невидимую цель» (ботаническое и зоологическое лото).
| 1
| Частично-поисковый
| - продолжить формирование научного мировоззрения и развитие экологической культуры;
- обобщить и углубить знания о неживой и живой природе.
| Неживая и живая природа. Факторы неживой природы, факторы живой природы. Значение живой и неживой природы. Экология.
| Таблицы с изображением животных и растений для составления простых цепей питания.
| § 50
Летние задания: наблюдение за растениями и животными в уголке живой природы и в природе
|
| 14-19 мая
|
| |