Товароведение это … (Препринт, апрель 2011 г.)





Скачать 144.4 Kb.
НазваниеТовароведение это … (Препринт, апрель 2011 г.)
Дата публикации07.08.2013
Размер144.4 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
Товароведение это …

(Препринт, апрель 2011 г.)
Нестеров А. В.

Профессор факультета права Высшей школы экономики, д.ю.н.
Аннотация. Даны дефиниции терминам «товар» и «товароведение», применяемым в товароведении и иных областях знания. Показана тенденция развития товароведения.

Ключевые слова. Товар, продукт, продукция, товароведение, продуцирование, продуцент.
Начнем статью с заключения, т.к. слово «товароведение» до сих пор вызывает споры, а понятие товар стало системным. Товароведение это исторически сложившееся наименование исследовательской и/или учебной дисциплины, в рамках которой исследуются и/или изучаются действительные и/или существующие (информационные) свойства продуктов естественной и/или искусственной природы (продуктовые свойства).

К действительным свойствам относятся свойства, получаемые при продуцировании (производстве), которые представляют собой некоторую модуляцию входного продукта (ресурсов) действительного мира.

К существующим свойствам относятся свойства, получаемые при продуцировании (производстве), которые представляют собой отображения, отображающие нечто отличное от самого себя, естественного и/или искусственного характера (информационные свойства).

Модуляционные и информационные свойства в действительном мире имеют носители данных свойств, которые могут от них не зависеть, поэтому выделяют материально-вещественные свойства носителя продуктов естественной и/или искусственной природы. С точки зрения теории отображения продукт в виде модуляции носителя отображает сам себя.

Особенностью вещественных свойств носителя продукта является наличие массы покоя, а материальных свойств – массы движения (их еще называют энергетические свойства).

При этом отметим, что исследования могут быть как научные, так и практические.

Основным объектом в товароведении является совокупность свойств продукта продуцирования продуцентом, где под продуцентом понимается не только производитель вещественной продукции, но и продуценты, продуцирующие услуги (работы) и/или финансовые средства. Часто в продукте выделяют потребительские свойства, однако важны продуктовые свойства, включающие потребительские свойства, т.к. продукт продуцируется не только для потребления потребителем, но и для пользования, расходования или дальнейшего продуцирования иным продуцентом. В общем случае такие свойства называются продуктовые, а свойства, характеризующие продуцента – продуцентные. При этом, отметим, что у продукта могут быть не только полезные потребительские свойства, но и негативные свойства. Например, первый Технический регламент в России вышел на «продукцию» в виде требований к «товару» - выхлопным газам двигателя автомобиля.

Кроме продуктовых свойств продукта можно выделить его товарные свойства. Для того, чтобы продукт (продукция) попал на рынок (в торговую сеть) или неторговый оборот, он должен соответствовать юридическим требованиям закона «О техническом регулировании» и Гражданского кодекса России, а также иных юридических законов. Кроме того, продукт для получения статуса товара (товарной продукции) на национальном рынке должен соответствовать техническим требованиям по безопасности технических регламентов, пригодности (объективному качеству) национальных стандартов и/или субъективному качеству стандартов организации. В необходимых случаях продукция должна пройти сертификацию. Таким образом, чтобы продукт получил статус товара, он должен соответствовать обязательным требованиям безопасности, стандартизации и/или сертификации, т.е. требованиям, которые проверяются в испытательных лабораториях.

Кроме того в рамках технического регулирования развивается не только стандартизация, но и классификация продукции, которая также базируется на исследованиях ее свойств в исследовательских (испытательных) лабораториях.

Торговая сеть также предъявляет свои торговые требования к продукции, в частности это свойства транспортабельности, сохранности, торговой упаковки и т.п.

В связи с тем, что у товарной продукции есть свойство денежного эквивалента, необходимого для торгового оборота, то выделяют ценовое свойство продукта. Поэтому товароведы исследуют цены товара на определенном рынке за определенный период времени с помощью оценки фактической среднестатистической цены товара, а не его расчетной рыночной стоимости.

В соответствии с Википедией русское слово товар, имеющее тюркские корни, по словарю Фасмера, приобрело системное значение. В современное время оно используется во многих областях деятельности людей и представители нескольких наук конкурируют за то, чтобы дать ему свое собственное значение. Среди дисциплин, которые используют понятие «товар», можно указать на следующие дисциплины: политэкономические, экономические, товароведческие, торговые, таможенные, производственные, юридические, естественнонаучные, квалиметрические, маркетинговые, оценочные дисциплины и т.п.

Основными претендентами на лидерство являются товароведы, однако скептики сомневаются в основаниях данных притязаний.

Попытаемся аргументировать данный тезис. Начнем с истории понятия товара, которое оформилось в Германии. Первое академическое определение товароведения дал в конце XVIII века Иоганн Бекман. Перевод, данный в Википедии, звучит так - Товароведение это наука о свойствах, получении и испытании товаров, а также об их экономическом значении [1]. С современной точки зрения в эту науку входит как минимум четыре науки.

Как отмечается в http://ziebel.ru/index.php?newsid=9 спор между товароведами и экономистами о сути товароведения длится почти 30 лет, выходя на страницы научных журналов и средств массовой информации, в залы заседаний ученых советов и научных конференций. Однако, споры еще начались на заре советской власти, когда слово «товароведение» уже имело политическое значение, т.к. его определил сам К. Маркс.

На определение товароведения в СССР оказал большое влияние марксизм. К. Маркс рассматривал товар как единство потребительной стоимости и стоимости, хотя его определение товара противоречит данному утверждению, в частности, это «внешний предмет, вещь, которая, благодаря ее свойствам, удовлетворяет какие-либо человеческие потребности» [2].

Кроме того, он дал определение и товароведению – «Потребительные стоимости товаров составляют предмет особой самостоятельной дисциплины – товароведения» (Цитата по М. С. Бродский, Г. Р. Корек). Опираясь на данное утверждение, товароведы до сих пор исповедуют марксистское определение в противовес «буржуазному» - «движимое имущество, обращающееся в торговле как меновая стоимость, обладающая свойством давать прибыль» (К. Гассак).

Можно высказать две версии по поводу данного противоречия. Либо К. Маркс ошибался, либо большевики неправильно поняли и использовали слова своего учителя. Скорее всего, большевики механистически восприняли значение слова «товароведение» и неправильно его перевели на русский язык. Также отметим, что К. Маркс не угадал тенденцию роста количества пролетариата и соотношения объема товаров и услуг.

В 1933 году в СССР вышел первый учебник по товароведению «Основы товароведения» [3], в котором авторы считали, что «Центральными проблемами товароведения у нас должна быть проблемы качества товара и сохранение этого качества в процессе товародвижения».

К концу 20-х годов стандартизация в советской стране уже встала на ноги. Ко времени написания учебника авторы отмечают, что Комитет по стандартизации утвердил боле 5000 стандартов на продукцию, определяющих ее качество, обязательных для всех производителей.

В «Основах товароведения» даются довольно противоречивые определения стандартам. Несомненно, что авторам трудно было увязать понятия продукции, продукта, товара и потребительной стоимости. В частности, они указывают, что товарные стандарты характеризуют признаки готовой продукции, давая определенные величины качеств данного товара, обуславливающих его потребительную стоимость. Однако предложением выше авторы применяют словосочетание потребительская стоимость продукта.

При всей политизированности книги авторы подходили к товароведению как естественнонаучной, а не экономической дисциплине. Из 323 стр. текста только 30 страниц посвящены общим рассуждениям и руководящей роли коммунистической партии в борьбе за качество. Остальные страницы учебника посвящены методам исследования и свойствам продукции. История показала, что СССР безнадежно проиграла «борьбу за качество товаров». Наверное, это было также связано с тем, что качество определялось для продукции, а не товаров.

Рассмотрим, как товароведение определяли в энциклопедиях. В соответствии с Большой Советской энциклопедией (1977 г.) товароведение это научная дисциплина, изучающая потребительские свойства товаров; их классификацию и кодирование; стандартизацию; факторы, обусловливающие качество товаров, контроль и оценку его; закономерности формирования ассортимента товаров и его структуру; условия сохранения качества товаров при их транспортировке, в потреблении и эксплуатации.

С образованием России взгляды на товароведение поменялись. В соответствии с Большим Энциклопедическим Словарем (2005 г.) товароведение это прикладная экономическая дисциплина, изучающая полезные свойства продуктов труда, классификацию, стандартизацию, закономерности формирования ассортимента товаров и его структуру, факторы, обусловливающие качество товаров, способы его контроля и оценки, условия сохранения товаров при их транспортировании и хранении.

Несомненно, что данную статью правил экономист, который не учел, что факторы безопасности, объективного и/или субъективного качества продуктов определяются на производстве в технологии, а способы их контроля и оценки базируются на испытаниях в лабораториях, и не имеют отношения к экономике.

Для полного описания слова «товароведение» приведем еще два определения из толковых словарей. В частности, товароведение это отрасль знаний о товаре как предмете торговли, о его свойствах, сортах, потребительном значении [4], и товароведение это наука о товаре как предмете торговли, о происхождении и технологии товаров, их свойствах, их различных сортах и потребительном их значении [5]. Таким образом, по мнению данных авторов, существенными свойствами товара являются торговые свойства.

Для правильного понимания предмета обсуждения необходимо остановиться на этапах становления товароведения. В развитии товароведения как науки в России учебники и методические разработки выделяют следующие три этапа развития:

1. описательный (до XVIII века),

2. товароведно-технологический (XVIII век — середина XX века),

3. товароведно-формирующий (с середины XX века по настоящее время).

Можно предположить, что будущее состояние товароведения будет зависеть от глобализации экономики и интернационализации требований к товарным свойствам продукции, а также характеризоваться гармонизацией положений национального товароведения с международными общепринятыми нормами, как в торговле, так и при продуцировании продуктов.

Современное понятие товара можно найти в Гражданском кодексе, т.к. товарообмен регулируется не в науке, а в юридических законах. В частности в ГК России отмечается, что «Товары, услуги и финансовые средства свободно перемещаются на всей территории Российской Федерации». Таким образом, услуги и финансовые средства приравнены к товарам.

Далее «Товаром по договору купли-продажи могут быть любые вещи с соблюдением правил, предусмотренных статьей 129 настоящего Кодекса». В соответствии со статьей 129 Оборотоспособность объектов гражданских прав «Объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте».

При этом «К объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага». Таким образом, в товарообороте могут принимать участие оборотоспособные объекты гражданских прав, в частности, вещи.

Среди этих объектов выделяются продукты массового продуцирования, которые продуцируют продуценты, в том числе производители вещественной продукции. Однако в современном мире доля вещественной продукции непрерывно уменьшается (примерно 30%), а доля услуг и финансовых транзакций увеличивается (примерно 70%).

Прежде чем массовые продукты продуцирования получат статус товара, некоторые из них должны пройти проверку на безопасность и соответствие национальным стандартам объективного качества (пригодности) и получить соответствующие документы (декларацию и/или сертификат). Еще недавно в России до 70% продукции проходила такую сертификацию.

Особенностью стандартизации и сертификации является то, что ГОСТы в России выпускаются на продукцию, а не на товары. Поэтому исследовать свойства «товарного статуса» на соответствие требований ГОСТа на продукцию выглядит странно, но это наша действительность.

Фактически свойства продукции испытываются на соответствие ГОСТам в испытательных лабораториях, однако, в теории товароведения и учебниках по товароведению используется слово «товар» вместо слова «продукция».

В последнее время в товароведческих учебниках появились заголовки «Товароведение и экспертиза товаров» как отклик на очередное модное течение, связанное с новым системным словом «экспертиза». Как в некоторых других областях, определение слова «экспертиза» было заимствовано из Большого энциклопедического словаря, в котором оно было с искажениями переписано из Советского энциклопедического словаря.

Фактически товароведческая экспертиза представляет собой исследование продукции. Тогда возникает вопрос - зачем исследование называть экспертизой, а продукцию товаром? Если исходить из торговых (не товарных) свойств продукции, связанных с ценой, свойствами хранения и/или транспортировки, то тогда можно обсуждать торгововедческие свойства продукции.

Товар это статус, который присваивается продукции или оборотоспособным объектам гражданских прав, используемый в торговле, таможенном деле и т.п. Если же слову товар придается иное значение, то тогда оно должно быть дефинировано.

Например, в Таможенном кодексе Таможенного союза товар - любое движимое имущество, перемещаемое через таможенную границу, в том числе носители информации, валюта государств - членов таможенного союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая и иные виды энергии, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу.

Федеральная таможенная служба России силами сотрудников Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления проводит примерно 40000 экспертиз товаров в год. В данном управлении имеется несколько лабораторий, в которых проводятся разнообразные исследования товаров по всему спектру товаров в соответствии с ТН ВЭД. Однако, исследования товаров проводятся не в целях товароведения (определения безопасности, пригодности и/или качества продукции), а в таможенных целях. В частности, пробы (образцы) товаров исследуются на предмет определения соответствия значений их свойств значениям контролируемых свойств по ТН ВЭД для определения кода товара по ТН ВЭД, страны происхождения и/или таможенной стоимости.

Однако, по инерции некоторые авторы публикаций считают, что в таможенном деле применяется товароведческая экспертиза. Отметим, что если в товароведении или таможенном деле применяются одни и те же приборы или методы исследования, то это не означает, что при этом используется товароведные или таможенные методы исследования. Хотя известны собственно товароведные или таможенные методы исследования, но их мало.

Далее вернемся к продуктовым свойствам товарных продуктов, которые исследуются в товароведении. С точки зрения потребителей потребительские свойства продукта представляют собой субъективные качественные и объективные (полезные) свойства, которые удовлетворяют потребности потребителей. Полезные свойства продукта делят на свойства безопасности и объективного качества (пригодности). Данные свойства исследуются методами объективных дисциплин (химия, механика, биология, и т. п.) с целью определения элементного состава продукта, его структурных свойств и эксплуатационных характеристик, степени воздействия на человека и среду и пр. Кроме того, исследование продукта осуществляется с помощью субъективных (органолептических) и/или качественных (экспертных) оценок. Отметим, что известна наука квалиметрия, в которой исследуется качество продукции, и разрабатываются методы ее оценки. Также известна научная теория экспертных оценок, в которой создаются методы качественной оценки объектов.

Остановимся на том, как оцениваются субъективные свойства потребителей. Запросы потребителей обычно делят на потребности, нужды и ожидания. Как правило, под нуждой понимают объективную необходимость субъекта в каком-либо объекте или в объективной действительности, а потребность определяется как субъективная необходимость или необходимость в субъекте. В ИСО 9000 под потребностью понимают объективную и субъективную необходимость потребителя в продукции. Кроме того, продукт должен не только соответствовать требованиям, но и удовлетворять ожиданиям потребителей. В этом смысле продуцент должен учитывать не только полезные свойства продукта, но и выгоды, на которые рассчитывал потребитель и ожидаемые им последствия от покупки продукта.

Характеристики продукта могут быть формальными (измеряемыми), оценочными (субъективными) и принципиально не формализуемыми. Последние представляют собой показатели, характеризующие восприятие степени выполнения требований к продукту или удовлетворенность продуктом потребителей. Понятие удовлетворенности потребителя очень расплывчато, т. к. существуют различные группы потребителей с разными целями потребления продуктов, и поэтому у них будут различные мнения на удовлетворенность от одного и того же продукта. Давно уже замечено, что удовлетворенность часто не связана с объективными удобствами потребителей. Поэтому определить какой продукт лучше (качественнее) в этом смысле можно только путем сравнения как минимум двух продуктов, например, вчера и сегодня, или двух однородных продуктов двух продуцентов, или продуктов, продуцированных из разных мест. Для того, что бы оказывать воздействие на отношения и взаимодействия между продуцентом и потребителем (сопродуцентом), оценивают удовлетворенность потребителя.

В товароведении также исследуются не только свойства продукции, но и разрабатываются критерии, которые используют министерства, государственные службы и агентства в своей деятельности по правовому регулированию, регламентированию и надзору (контролю) в области продуцирования продуктов, товарооборота и защиты прав потребителей.

В этой связи, необходимо разделять обязательные критерии по безопасности продукции, значения которых контролируются властью, и добровольные критерии по пригодности и качеству. Отметим, что продукт может быть безопасным, пригодным и некачественным, например, два образца одного и того же названия колбасы, выпускаемых на двух предприятиях, могут соответствовать требованиям технического регламента, обладать эквивалентными свойствами по ГОСТу, но одна колбаса будет вкусной, а другая – нет.

Далее рассмотрим свойства продуктов, которые должны исследоваться товароведами. Как уже отмечалось, основными свойствами являются безопасность, пригодность и качество продуктов. Сочетание категорий пригодный и качественный продукт создает категорию, которая подразумевает не только допускаемый уровень пригодности, но и уровень гарантии продуцента и уверенности приобретателей в продукте.

Категория качества продукта состоит из трех основных категорий: категории качества продукта, соответствующего потребностям потребителей, категории качества продукта, соответствующего удовлетворенности потребителей и категории качества продукта, соответствующего ожиданиям потребителей.

Наиболее общей категорией является категория товарный продукт. Категория товарный продукт состоит из трех основных категорий: пригодный продукт, качественный продукт и безопасный продукт. Пересечение данных категорий по две или три категории дают в совокупности с тремя основными категориями семь категорий товарного продукта, а восьмой логической категорией является категория продукта, который не достиг товарного уровня, т. е. его нельзя выпускать на рынок.

Категорию безопасности продукта будем рассматривать как совокупность трех основных категорий: категории защищенности продукта, категории надежности продукта и категории, которая характеризует факторы окружения, отсутствие мониторинга которых может привести к нарушению безопасности.

К надежности необходимо отнести не только отсутствие отказов, но и сбоев, а также доступность. При сбое продукт может быть восстановлен, а при отказе продукт считается непригодным (не соответствующим). В случае отсутствия доступности продукт остается пригодным (в работоспособном состоянии), но в текущий момент он недоступен для конкретного потребителя (получателя) продукта. Сбои и отсутствие доступности могут сильно влиять на безопасность.

Безопасность, пригодность и качество товарных продуктов проверяется при продуцировании, контролируется органами исполнительной власти и оценивается потребителями. В России существуют несколько контролирующих (надзирающих) органов, которые контролируют (надзирают) безопасность продукции и правила торговли, в частности это подразделения Минпромторга и Минздрава.

Выводы. При использовании системного слова «товар» в какой-либо области знания необходимо тщательно проанализировать его генезис и основные существенные свойства, которые подвергаются исследованию. И только затем дефинировать термин «товар» в данной области. Ни одна наука или практика не имеет на слово «товар» приоритета по определению его единственного значения.
Литература
1. Бекман И. Vorbereitung zur Waarenkunde. 2 Bände, Göttingen. - 1795 bis 1800.

2. Маркс К. Капитал, I том, гл.1. Товар.

3. Бродский M. С., Корек Г.Р. Основы товароведения. - Л.: Огиз, 1933. – 323 с.

4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка (онлайн версия).

5. Толковый словарь Ушакова (онлайн).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Товароведение это … (Препринт, апрель 2011 г.) iconО деятельности Федеральной нотариальной палаты за отчётный период...
Количество рабочих мест в каждой аудитории для участников егэ с овз не должно превышать 12 человек
Товароведение это … (Препринт, апрель 2011 г.) iconЭксперт это … (Препринт июль, 2012)
Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса разработана на основе
Товароведение это … (Препринт, апрель 2011 г.) iconОб изучении экспертики (Препринт сентябрь, 2011 г.)
Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт)
Товароведение это … (Препринт, апрель 2011 г.) iconСборник статей Под редакцией А. В. Турчина Препринт Проект Российского...
Ник Бостром. Угрозы существованию: Анализ сценариев человеческого вымирания и других 54
Товароведение это … (Препринт, апрель 2011 г.) iconМедиа-план министерства культуры, печати и по делам национальностей...
Министерства культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл на апрель 2011 года
Товароведение это … (Препринт, апрель 2011 г.) iconПоступления в библиотеку за апрель – июнь 2012 г. Земельный кодекс...
Список литературы введение 3
Товароведение это … (Препринт, апрель 2011 г.) iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «Товароведение однородных...
«Товароведение однородных групп продовольственных товаров» для студентов подготовки 100800. 62 «Товароведение» разработано в соответствии...
Товароведение это … (Препринт, апрель 2011 г.) iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «Товароведение однородных...
«Товароведение однородных групп непродовольственных товаров» для студентов подготовки 100800. 62 «Товароведение» разработано в соответствии...
Товароведение это … (Препринт, апрель 2011 г.) iconКафедра маркетинга и коммерции
Товароведение. Товароведение и экспертиза товаров в таможенной деятельности. Товароведение и экспертиза товаров во внутренней и внешней...
Товароведение это … (Препринт, апрель 2011 г.) iconВводный урок
«Товароведение однородных групп продовольственных товаров» для студентов подготовки 100800. 62 «Товароведение» разработано в соответствии...
Товароведение это … (Препринт, апрель 2011 г.) iconСистематика и морфология микроорганизмов
«Товароведение однородных групп продовольственных товаров» для студентов подготовки 100800. 62 «Товароведение» разработано в соответствии...
Товароведение это … (Препринт, апрель 2011 г.) iconФрэнсис бэкон новая атлантида
«Товароведение однородных групп продовольственных товаров» для студентов подготовки 100800. 62 «Товароведение» разработано в соответствии...
Товароведение это … (Препринт, апрель 2011 г.) iconДеятельность ассоциации висцеральной хиропрактики
«Товароведение однородных групп продовольственных товаров» для студентов подготовки 100800. 62 «Товароведение» разработано в соответствии...
Товароведение это … (Препринт, апрель 2011 г.) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Интеллектуальная игра «Творчество А. Н. Островского апрель Русские шашки апрель Историко краеведческая акция «Ищу героя»
Товароведение это … (Препринт, апрель 2011 г.) iconОбщие положения 1 Краткая характеристика ооп
«Товароведение однородных групп непродовольственных товаров» для студентов подготовки 100800. 62 «Товароведение» разработано в соответствии...
Товароведение это … (Препринт, апрель 2011 г.) iconПорудоминский В. И. — Брюллов. Серия «Жизнь Замечательных людей»
«Товароведение однородных групп продовольственных товаров» для студентов подготовки 100800. 62 «Товароведение» разработано в соответствии...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск