Учебно-методическое пособие по дисциплине «Товароведение однородных групп продовольственных товаров» для студентов направления подготовки 100800. 62 «Товароведение»





НазваниеУчебно-методическое пособие по дисциплине «Товароведение однородных групп продовольственных товаров» для студентов направления подготовки 100800. 62 «Товароведение»
страница1/12
Дата публикации06.08.2013
Размер1.05 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
100-bal.ru > Экономика > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования
«ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА»
Кафедра «Экономика, организация и коммерческая деятельность»

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по УМР

«12» ноября 2012 г.




____________С. П. Ермишин

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

по дисциплине

«Товароведение однородных групп продовольственных товаров»

для студентов направления подготовки 100800.62 «Товароведение»
Составители: к.э.н., доцент Сафарова И.М.,

к.э.н., старший преподаватель Морякова А.В.

Тольятти, 2012 год
Учебно-методическое пособие по дисциплине «Товароведение однородных групп продовольственных товаров» для студентов подготовки 100800.62 «Товароведение» разработано в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 100800.62 «Товароведение», утвержденного Министерством образования и науки РФ 22.12.2009 г.
Рассмотрено

на заседании кафедры «Экономика, организация и коммерческая деятельность»

Протокол № 3 от «08»ноября 2012 года

Зав. кафедрой _____________________ Е. В. Башмачникова
Утверждено

на заседании Научно – методического совета

направления подготовки 100800.62 «Товароведение»

Протокол № 2 от «12» ноября 2012 г.

Председатель НМС_____________________ М.Ю. Лысова

Авторы: к.э.н., доцент Сафарова И.М.,

к.э.н., старший преподаватель Морякова А.В.

Рецензент: к.э.н., доцент Шнякина Ю.Р.

СОДЕРЖАНИЕ



1. Введение. Цели освоения дисциплины………………………………………………………..4

2. Структура дисциплины………………………...……………………………………………….6

3. Содержание дисциплины ……………………………………………………………………....6

4. Тематический план изучения дисциплины ………………………………………………….8

5. Содержание лекционных и практических занятий …………………………………………..11

Тема 1. Общие сведения о пищевых продуктах ………………….…………………………...11

Тема 2. Свежие овощи, плоды, грибы и продукты их переработки ………………….……….22

Тема 3. Рыба и рыбные продукты …………………………………………………………………29

Тема 4. Мясо и мясные продукты …………………………………………………………………37


Тема 5. Молоко и молочные продукты ………………………………………….……...….…..43

Тема 6. Яйца и яйцепродукты. Пищевые жиры …………………………………….……….….50

Тема 7. Зерно и продукты его переработки ………………………………………….……..…...54


Тема 8. Крахмал. Сахар. Кондитерские изделия …………………………….………………...58

Тема 9. Вкусовые продукты ……………………………………………….….…….……….….61

Тема 10. Хлебопекарные дрожжи, химические разрыхлители, пищевые красители …….…65

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости,

промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины ………………………….……68

6.1. Вопросы для самопроверки…………………………………………………………….…..68

6.2. Тестовые задания по дисциплине……..………………………………………………..…..70

6.3. Примерный перечень вопросов к зачету и экзамену……………………………………..70

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины ………………..…..72

7.1. Основная литература……………………………………………………………………….72

7.2. Дополнительная литература………………………………………………………………..72

7.3. Программное обеспечение использования современных

информационно-коммуникационных технологий и Интернет-ресурсы…...………………..73

1. ВВЕДЕНИЕ. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью дисциплины «Товароведение однородных групп продовольственных товаров» является формирование у студентов всесторонних знаний, практических навыков решения конкретных задач, связанных с вопросами повышения конкурентоспособности продовольственных товаров, включая вопросы повышения качества товаров и расширения их торгового ассортимента.

К основным задачам курса «Товароведение однородных групп продовольственных товаров» относятся:

  • изучение сырья, из которого изготавливают продовольственные товары;

  • ознакомление с особенностями технологии производства продовольственных товаров;

  • изучение наиболее рациональных режимов и способов хранения, упаковки и перевозки продовольственных товаров с наименьшими потерями.

Курс «Товароведение однородных групп продовольственных товаров» из профессионального цикла дисциплин изучается студентами направления подготовки 100800.62 «Товароведение». Связь с другими дисциплинами направления:

  • Теоретические основы товароведения и экспертизы.

  • Безопасность товаров.

  • Маркетинг.

В процессе изучения дисциплины будущий бакалавр должен:

Знать: теоретические основы организации и управления предприятием (ПК-2); технические регламенты и другие российские и международные нормативно-правовые документы, регламентирующие качество и безопасность потребительских товаров (ПК-3); критерии выбора поставщиков, правила организации закупки и составления договоров (ПК-7); требования нормативной документации к маркировке упаковке, показателям качества, условиям и срокам хранения, годности и реализации и правила рассмотрения рекламаций (ПК-8); основы экономики торгового предприятия и организации торговых процессов и труда (ПК-9); правила разработки стандартов организации (ПК-11); факторы, формирующие и сохраняющие качество и безопасность на всех этапах жизненного цикла товаров, номенклатуру потребительских свойств и показатели качества и безопасности однородных групп продовольственных и непродовольственных товаров (ПК-13); основные методы идентификации товаров и способы обнаружения и защиты товаров от фальсификации (ПК-14); виды, причины возникновения товарных потерь и порядок их списания (ПК-15); осуществлять контроль за соблюдением правил и сроков хранения, транспортирования и реализации товарно-материальных ценностей (ПК-16); нормативную и техническую документацию по приёмке товаров (ПК-18); требования к упаковке и маркировке товаров, условиям и срокам их хранения и транспортирования (ПК-19); перечень и содержание товарно-сопроводительной документации (ПК-20).

Уметь: осознавать социальную значимость своей будущей профессии, стремиться к саморазвитию и повышению квалификации (ПК-1); осуществлять организацию работы торгового предприятия, проводить его позиционирование (ПК-2); работать с нормативными и правовыми документами в соответствии с направлением и профилем подготовки (ПК-3); составлять и анализировать договора купли-продажи (контракты) потребительских товаров, осуществлять закупки и реализацию сырья и потребительских товаров (ПК-7); осуществлять связь с поставщиками и потребителями, анализировать рекламации и претензии к качеству товаров и услуг, готовить заключения по результатам их рассмотрения (ПК-8); организовывать процессы товародвижения (ПК-9); применять стандарты организации в практике торговли (ПК-11); определять показатели ассортимента и качества товаров (ПК-13); использовать методы идентификации, оценки качества и безопасности товаров для диагностики дефектов, выявления опасной, некачественной, фальсифицированной и контрафактной продукции (ПК-14); выявлять причины возникновения дефектов продукции и товарных потерь (ПК-15); оценивать соответствие товарной информации требованиям нормативной документации (ПК-16); осуществлять приемку товаров по количеству и качеству (ПК-18); оценивать качество упаковки и маркировки товаров, контролировать условия транспортирования и реализации товаров (ПК-19); проводить оперативный учет поступления и реализации товарно-материальных ценностей, контроль наличия материальных ресурсов и продукции на складах, управлять процессом документооборота на всех этапах движения товара (ПК-20).

Владеть: навыками разработки, принятия и реализации управленческих решений (ПК-2); нормативной документацией в товароведной и оценочной деятельности (ПК-3); методами анализа рынка закупок (ПК-7); навыками работы с рекламациями и претензиями (ПК-8); методами управления товарами в сфере обращения (ПК-9); правилами подтверждения соответствия, принципами технического регулирования и стандартизации (ПК-11); методами классификации и кодирования товаров, методами и средствами определения показателей ассортимента и качества товаров и способами сохранения качества товаров (ПК-13); правилами проведения идентификации и методами обнаружения фальсификации товаров на всех этапах товародвижения, основными методами и приемами проведения оценки качества и безопасности потребительских товаров, правилами подтверждения соответствия, принципами технического регулирования и стандартизации (ПК-14); методами определения товарных потерь, способами и средствами их снижения (ПК-15); методами и средствами оценки соответствия товарной информации требованиям нормативной документации (ПК-16); правилами приемки товаров по количеству, качеству и комплектности (ПК-18); правилами товарного соседства и мерчандайзинга (ПК-19); навыками инвентаризации товарно-материальных ценностей (ПК-20).
2. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ


Виды работ


Направление подготовки

100800.62 «Товароведение»

Д/о

З/о

Всего часов,

в том числе

252

252

Лекции

36

8

Практические занятия

56

12

Самостоятельная работа

133

219

Формы контроля

Зачет

6

6

Экзамен

7

7



3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ



п/п

Раздел
дисциплины

 

Семестр

Неделя семест-ра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов
и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

 

Лекции

 Практ. занятия

Лабор. занятия

 Самост. работа

1

Общие сведения о пищевых продуктах

6

3

4

4

-

13

Письменный опрос, выполнение заданий

2

Свежие овощи, плоды, грибы и продукты их переработки

6

7

4

4

-

14

Устный опрос, выполнение ситуационных и лабораторных заданий

3

Рыба и рыбные продукты

6

11

4

8

-

14

Выполнение ситуационных и лабораторных заданий

4

Мясо и мясные продукты

6

15

4

8

-

13

Выполнение ситуационных и лабораторных заданий

5

Молоко и молочные продукты

6

19

4

8

-

14

Тестирование, выполнение ситуационных и лабораторных заданий

6

Яйца и яйцепродукты. Пищевые жиры

7

1

4

4

-

13

Устный опрос, выполнение ситуационных и лабораторных заданий

7

Зерно и продукты его переработки

7

3

2

4

-

13

Выполнение ситуационных и лабораторных заданий

8

Крахмал. Сахар. Кондитерские изделия

7

7

4

4

-

13

Письменный опрос, выполнение ситуационных и лабораторных заданий

9

Вкусовые продукты

7

11

4

8

-

13

Выполнение ситуационных и лабораторных заданий

10

Хлебопекарные дрожжи, химические разрыхлители, пищевые красители

7

15

2

4

-

13

Устный опрос, в выполнение ситуационных и лабораторных заданий

Итого

-

-

36

56

-

133

Зачет (6 семестр)

Экзамен (7 семестр)


4. Тематический план изучения дисциплины
Тема №1. Общие сведения о пищевых продуктах

Цель занятия: закрепление теоретических знаний по теме. В ходе занятия раскрываются взаимосвязи между основными понятиями и категориями дисциплины, задачи дисциплины, связь с другими дисциплинами.

План занятия:

  1. Предмет и задачи курса «Товароведение однородных групп продовольственных товаров».

  2. Химический состав пищевых продуктов.

  3. Качество пищевых продуктов.

  4. Основы хранения и консервирования.

Рекомендуемая литература: 7.1.1, 7.1.2, 7.1.3, 7.1.4, 7.1.5, 7.1.6, 7.1.7, 7.1.8, 7.1.9, 7.2.1, 7.2.4.
Тема №2. Свежие овощи, плоды, грибы, и продукты их переработки

Цель занятия: изучение химического состава и пищевой ценности свежих овощей, плодов и грибов и условий хранения изготовленной продукции.

План занятия:

  1. Химический состав и пищевая ценность свежих овощей и плодов.

  2. Свежие овощи. Свежие плоды.

  3. Продукты переработки овощей, плодов и грибов.

  4. Экспертиза качества овощей плодов, грибов и продуктов их переработки.

Рекомендуемая литература: 7.1.5, 7.1.7, 7.1.9, 7.1.10, 7.2.1, 7. 2.2, 7.2.3.
Тема 3. Рыба и рыбные продукты

Цель занятия: изучение химического состава и пищевой ценности рыбы, условий хранения и переработки рыбы.

План занятия:

  1. Химический состав и пищевая ценность рыбы.

  2. Основные виды рыб.

  3. Рыбные консервы и презервы. Икра.

  4. Экспертиза качества рыбы и рыбных продуктов.

Рекомендуемая литература: 7.1.7, 7.1.9, 7.1.10, 7.2.1, 7.2.3, 7.2.5.

Тема 4. Мясо и мясные продукты

Цель занятия: изучение химического состава и пищевой ценности мяса; требований, предъявляемых к качеству мяса; условий хранения и транспортирования мяса и изделий из него.

План занятия:

  1. Химический состав и пищевая ценность мяса.

  2. Классификация мяса

  3. Экспертиза качества мяса

  4. Колбасные изделия. Мясокопчености.

  5. Мясные консервы.

Рекомендуемая литература: 7.1.2, 7.1.4, 7.1.5, 7.1.6, 7.1.7, 7.1.9, 7.1.12, 7.2.1, 7. 2.2, 7.2.3, 7.2.4, 7.2.5.
Тема 5. Молоко и молочные продукты

Цель занятия: ознакомление с химическим составом и пищевой ценностью молока и молочных продуктов; с условиями переработки, хранения и транспортирования молока и молочных продуктов.

План занятия:

  1. Химический состав и пищевая ценность молока, сливок.

  2. Сухие молоко и сливки. Сгущенные молоко и сливки.

  3. Кисло-молочные продукты. Сыры.

  4. Требования к качеству молока и молочных продуктов.

Рекомендуемая литература: 7.1.2, 7.1.4, 7.1.5, 7.1.8, 7.1.9, 7. 1.10, 7.2.1, 7.2.2, 7.2.3.
Тема 6. Яйца и яйцепродукты. Пищевые жиры

Цель занятия: закрепление теоретических знаний по теме. В ходе занятия изучается строение яйца, химический состав и пищевая ценность, классификация яиц, требования к качеству яиц и яйцепродуктов; классификация жиров, упаковка и хранение жиров.

План занятия:

  1. Яйца куриные. Яйцепродукты.

  2. Растительные масла.

  3. Животные жиры.

  4. Требования к качеству, упаковке, маркировке и транспортировке яиц, яйцепродуктов, пищевых жиров.

Рекомендуемая литература: 7.1.2, 7.1.4, 7.1.5, 7.1.7, 7.1.8, 7. 1.9, 7. 1.10, 7.1.12, 7.2.1, 7. 2.3, 7.2.4, 7.2.5.

Тема 7. Зерно и продукты его переработки

Цель занятия: изучение ассортимента продуктов переработки зерна, требований к их качеству, упаковке, условиям хранения.

План занятия:

  1. Крупа. Мука.

  2. Макаронные изделия.

  3. Хлеб и хлебобулочные изделия.

  4. Требования, предъявляемые к качеству продуктов переработки зерна.

Рекомендуемая литература: 7.1.2, 7.1.3, 7.1.4, 7.1.5, 7.1.6, 7.1.7, 7.1.8, 7.1.9, 7.1.10, 7.1.12, 7.2.1, 7.2.3, 7.2.5, 7.2.6.
Тема 8. Крахмал. Сахар. Кондитерские изделия

Цель занятия: изучение состава, способа получения крахмала, сахара, кондитерских изделий; ознакомление с условиями их хранения, транспортирования, особенностями упаковки; экспертиза качества.

План занятия:

  1. Крахмал.

  2. Сахар.

  3. Кондитерские изделия.

  4. Экспертиза качества крахмала, сахара и кондитерских изделий.

Рекомендуемая литература: 7.1.2, 7.1.4, 7.1.5, 7.1.9, 7.1.10, 7.1.12, 7.2.1, 7.2.2, 7.2.5, 7.2.6.
Тема 9. Вкусовые продукты

Цель занятия: изучение состава и способа получения чая, кофе, пряностей и приправ, соли и пищевых кислот, хлебного кваса и напитков из хлебного сырья; классификация вкусовых продуктов; ознакомление с условиями их хранения, транспортирования, особенностями упаковки; оценка качества.

План занятия:

  1. Чай, кофе и кофейные напитки.

  2. Пряности. Приправы.

  3. Поварена соль. Пищевые кислоты.

  4. Хлебный квас и напитки из хлебного сырья.

Рекомендуемая литература: 7.1.2, 7.1.3, 7.1.4, 7. 1.5, 7.1.7, 7. 1.9, 7. 1.10, 7.1.12, 7.2.1, 7.2.2, 7.2.3, 7.2.5, 7.2.6.
Тема 10. Хлебопекарные дрожжи, химические разрыхлители, пищевые красители

Цель занятия: изучение состава и ознакомление со способами производства хлебопекарных дрожжей, химических разрыхлителей и пищевых красителей; классификация данных продуктов; ознакомление с условиями их хранения, транспортирования, особенностями упаковки, требованиями к качеству.

План занятия:

  1. Хлебопекарные дрожжи. Химические разрыхлители.

  2. Желирующие вещества.

  3. Пищевые красители.

  4. Требования, предъявляемые к качеству, упаковке и хранению хлебопекарных дрожжей, химических разрыхлителей, пищевых красителей.

Рекомендуемая литература: 7.1.2, 7.1.4, 7. 1.5, 7.1.7, 7.1.9, 7. 2.1, 7.2.3, 7.2.5, 7.2.6.

5. СОДЕРЖАНИЕ лекционных и практических занятий
Тема 1. Общие сведения о пищевых продуктах
Конспект лекций

Цель занятия состоит в закреплении теоретических знаний по теме. В ходе занятия раскрываются взаимосвязи между основными понятиями и категориями дисциплины, задачи дисциплины, связь с другими дисциплинами.

Товароведение – научная дисциплина, изучающая природу и полезные свойства товаров, удовлетворяющих определенную потребность человека.

Основная задача товароведения продовольственных товаров состоит в изучении факторов, формирующих и сохраняющих их качество, т.е. в изучении сырья, из которого приготовляют продовольственные товары особенностей технологии их производства, разработке наиболее рациональных режимов и способов хранения, упаковки и перевозки с наименьшими потерями. Товароведение классифицирует продовольственные товары по определенным признакам и свойствам.

Товароведение тесно связано с другими науками: с физикой, основы которой используют в изучении физических свойств и условий хранения продуктов; с химией и микробиологией, способствующими пониманию процессов формирования свойств продуктов и условий их хранения; с биологией, помогающей вскрыть природу и пищевую ценность продуктов; с физиологией питания, которая определяет нормы потребления, усвояемость пищевых веществ и продуктов.

Химический состав большинства пищевых продуктов сложен и разнообразен.

В состав пищевых продуктов входят: вода, минеральные вещества, углеводы, жиры, белки, витамины, ферменты, органические кислоты, дубильные, ароматические, красящие соединения и др.

Все эти вещества называют пищевыми. От их содержания и количественного соотношения зависят химический состав, пищевая ценность, цвет, вкус, запах и свойства пищевых продуктов.

По химическому составу все пищевые вещества делят на неорганические – вода, минеральные вещества и органические – углеводы, жиры, белки, витамины, ферменты и др.

Составной частью всех продуктов является вода.

В продуктах вода может находиться в свободном и связанном состояниях. В свободном виде она содержится в клеточном соке, между клетками, на поверхности продукта. Связанная вода находится в соединении с веществами продуктов.

Чем больше воды в продукте, тем ниже его питательная ценность и меньше срок хранения, так как вода является хорошей средой для развития микроорганизмов и ферментативных процессов, в результате которых происходит порча пищевых продуктов. Все скоропортящиеся продукты (молоко, мясо, рыба, овощи, фрукты) содержат много влаги, а нескоропортящиеся (крупа, мука, сахар) – мало.

Содержание воды в пищевых продуктах должно быть определенным. Уменьшение или увеличение содержания воды влияет на качество продукта. Так, товарный вид, вкус и цвет моркови, зелени, плодов и хлеба ухудшаются при снижении влажности, а крупы, сахара и макаронных изделий при ее увеличении. Многие продукты способны поглощать пары воды, т.е. обладают гигроскопичностью (сахар, соль, сухофрукты, сухари). Так как влажность влияет на питательную ценность пищевых продуктов, а также на сроки и условия хранения, она является важным показателем в оценке их качества.

Минеральные (неорганические) вещества являются обязательной составной частью пищевых продуктов. Они входят в состав минеральных солей, органических кислот и других органических соединений.

В зависимости от содержания в пищевых продуктах минеральные вещества делят на:

  1. макроэлементы, находящиеся в продуктах в сравнительно больших дозах (к ним относятся кальций, фосфор, магний, железо, калий, натрий, серу);

  2. микроэлементы, содержащиеся в малых дозах,

  3. ультрамикроэлементы, количество которых ничтожно мало.

При сжигании продуктов органические вещества сгорают, а минеральные остаются в виде золы (зольные вещества). Зольность является показателем качества некоторых пищевых продуктов, например муки. Максимальные нормы содержания зольных веществ, приводятся в стандартах.

Углеводы – это органические вещества, в состав которых входят углерод, водород, кислород

В зависимости от строения углеводы подразделяют на:

  1. моносахариды (простые сахара);

  2. дисахариды, состоящие из двух молекул моносахаридов;

  3. полисахариды – высокомолекулярные вещества, состоящие из многих моносахаридов.

Моносахариды – это простые сахара, состоящие из одной молекулы углевода. К ним относят глюкозу, фруктозу, галактозу, маннозу. Состав их выражается формулой С6Н12О6. В чистом виде моносахариды представляют собой кристаллическое вещество белого цвета, хорошо растворимое в воде.

Дисахариды – это углеводы, построенные из двух молекул моносахаридов. К ним относят сахарозу, мальтозу, лактозу. Состав их выражается формулой С12Н22О11 .

Полисахариды. Это высокомолекулярные углеводы, имеющие общую формулу (С6Н10О5). К ним относят крахмал, клетчатку, гликоген, инулин. Полисахариды не обладают сладким вкусом и называются несахараподобными углеводами. Эти вещества кроме клетчатки, являются резервным источником энергии для организма.

Жиры - это сложные эфиры трехатомного спирта глицерина и жирных кислот. Имеют большое значение для питания человека. В организме человека жиры выполняют ряд функций. Жиры участвуют почти во всех жизненно важных процессах обмена в организме и влияют на интенсивность многих физиологических реакций - синтез белка, углеводов, витамина D, гормонов, а также на рост и сопротивляемость организма к заболеваниям. Жиры предохраняют организм от охлаждения, участвуют в построении тканей. Как и углеводы, жиры служат источником энергии (возмещая в сутки 30% энергозатрат человека) и жирорастворимых витаминов

Белки - это сложные органические соединения, в состав которых входят углер­од, водород, кислород, азот; могут входить также фосфор, сера, железо и другие элементы. Белки – наиболее важные биологические вещества живых организмов. Они являются основным материалом, из которого строятся клетки, ткани и органы тела человека. Белки могут служить источником энергии и составляют основу гормонов и ферментов, способствующих основным проявлениям жизни (пищеварению, росту, размножению и т.д.).

Белки состоят из аминокислот, соединенных между собой в длинные цепочки, В организме человека белок пищи расщепляется до аминокислот, из которых организмом затем вновь синтезируются белки человека.

Витамины - это низкомолекулярные органические соединения различной химической природы. Они играют роль биологических регуляторов химических реакций обмена веществ, протекающих в организме человека, участвуют в образовании ферментов и тканей, поддерживают защитные свойства организма в борьбе с инфекциями.

Ферменты (энзимы) - это биологические катализаторы белковой при­роды, которые обладают способностью активизировать различные хи­мические реакции, происходящие в живом организме.

Образуются ферменты в любой живой клетке и могут проявлять ак­тивность вне ее.

К прочим веществам пищевых продуктов относят:

  1. 1.органические кислоты;

  2. дубильные, красящие и ароматические вещества;

  3. гликозиды;

  4. фитонциды;

  5. алкалоиды.

Органические кислоты - это вкусовые вещества, содержащиеся почти во всех пищевых продуктах в свободном состоянии или в виде солей. Кис­лоты придают продуктам определенный вкус, улучшают их сохраняемость, способствуют лучшему усвоению и перевариванию пищи.

Дубильные вещества по химической природе представляют собой
сложные вещества. Дубильные вещества содержатся в растениях. Они имеют большое вкусовое значение, так как обуславливают вяжущий и терпкий вкус некоторых плодов (рябины, кизила, черемухи), а также спе­цифический вкус чая и кофе.

Красящие вещества придают продуктам цвет. К ним относят каротиноиды - желтые пигменты: каротин, ксантофилл, ликопин, находящиеся в моркови, в цитрусовых плодах и др. Из зеленых пигментов наибольшее значение имеет хлорофилл, содержащийся в зеленых плодах, ягодах, листьях шпината. Антоцианы и бетацианы окрашивают плоды в красный, фиолетовый и синий цвета.

Ароматические вещества обусловливают аромат (запах) пищевых продуктов. Аромат является важным показателем их качества. Содержатся ароматические вещества в различных продуктах в виде эфирных масел.

Гликозиды. Это сложные органические соединения моносахаридов с агликоном - веществом с резким вкусом и запахом. В основном они содержатся в плодах (грейпфрутах) и овощах (редьке, луке). Попадая в организм человека в большом количестве, они могут раздражать слизистую оболочку пищеварительных органов.

Алкалоиды. Это азотосодержащие органические вещества, находящиеся в растениях и оказывающие возбуждающее действие на нервную систему. К алкалоидам относят кофеин чая и кофе, теобромин какао, империн перца

В больших дозах алкалоиды ядовиты, в небольших дозах их используют в медицине.

Фитонциды. Содержатся фитонциды в растениях (петрушке, чесноке) бактерицидными свойствами. Попадая в организм человека с пищей, фитонциды убивают вредные микробы в желудочно-кишечном тракте. При хранении продуктов количество и активность фитонцидов снижается. Фитонциды используют в медицине и при хране­нии пищевых продуктов. Впервые они были выделены Б. П. Токиным из эфирных масел. Фитонциды играют важную роль в иммунитете растений. Фитонциды низших грибов и бактерий называют антибиотиками.

Качество пищевых продуктов - это совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность для удовлетворения определенных потребностей в соответствии с назначением. Качество пищевых продуктов должно соответствовать требованиям стандартов. Качество пищевого продукта определяется по характерным для него свойствам, которое называют показателями качества

Качество пищевых продуктов определяют органолептическим и измерительным (лабораторным) методами.

Органолептическим методом определяют качество продуктов с помощью органов чувств: зрения, осязания, обоняния и слуха. Таким методом устанавливают вкус, цвет, запах, консистенцию и внешний вид продукта.

Измерительный (лабораторный) метод позволяет с помощью приборов реактивов определить физический (удельная масса, плотность продуктов их плавления и застывания, вязкость), химические влаги, белков, жиров, углеводов, органических кислот, минеральных веществ, вредных и ядовитых примесей, микробиологи­ческие (наличие болезнетворных и портящих пищевые продукты микробов), физиологические свойства, энергетическую ценность, усвояе­мость, пищевую безвредность продуктами и т.д.

В условиях рыночно экономики на насыщенном товарами рынке производящими их разными предприятиями и фирмами, необходимо га­рантированное подтверждение соответствия товара определенному уров­ню качества, указанного в стандарте.

Такое подтверждение соответствия дается в виде сертификата соот­ветствия.

Сертификат - это документ подтверждения соответствия качества продукции установленным требованиям стандарта, составленный по правилам системы сертификации. Он включает в себя: код, тип продукта, фирму-изготовителя; место изготовления; данные соответствия требованиям безопасности, соответствующих стандартов или нормативных документов; данные и одобрение результатов в испытательной лаборатории, протокол испытаний; данные о действительности сертификата, его регистрации в реестре Общества и регистрационный номер Общества

Сертификация - это деятельность независимых уполномоченных органов государства по подтверждению качества продукции установленным требованиям стандартов. Правила сертификации разрабатываются Госстандартом России и утверждаются Законом Российской Федерации.

Одним из важных документов для выдачи сертификата является гигиенический сертификат, введенный постановлением Госсанэпиднадзора в 1993 г.

Во время хранения в пищевых продуктах протекают:

  • физические процессы;

  • химические процессы;

  • биохимические процессы;

  • биологические процессы.

Физические процессы возникают в продуктах под действием температуры, влажности воздуха, газового состава, света, механических воздействий. К ним относятся процессы сорбции и десорбции паров воды и газов кристаллизация сахара и соли, старение белков, уплотнение сыпучих веществ, деформация и нарушение целостности продуктов.

Химические процессы, происходящие в пищевых продуктах, вызыва­ются превращениями отдельных химических веществ, входящих в их со­став, и приводят к образованию и накоплению различных веществ, ухудшающих пищевую ценность и питательность продуктов. Эти процессы протекают без участия фермента продукта и микроорганизмов. Напри­мер, при длительном хранении чая исчезает его аромат, ухудшаются вкус и цвет настоя; жиры в процессе длительного хранения прогоркают.

При длительном хранении пищевых продуктов наблюдается также значительное снижение содержания в них витаминов.

Скорость химических процессов можно замедлить, снизив температуру хранения.

К биохимическим процессам относят дыхание и гидролитические процессы. Протекают эти процессы под действием ферментов, находящихся в самих продуктах.

Дыхание - это окислительно-восстановительный процесс, протекающий в живых организмах. Наблюдается дыхание при хранении зерна, плодов, овощей. При этом расходуются запасные вещества про­дукта: жиры, углеводы, органические кислоты. Это приводит к изменению массы продукта и ухудшению его качества. При интенсивном дыхании в продукте повышается влажность и начинается прорастание, на пример, зерна. Интенсивность дыхания зависит от температуры влажности воздуха и его газового состава.

Гидролитические процессы (гидролиз) протекают, например, при дозревании плодов. При этом крахмал превращается сахар, а протопектин переходит в пектин, в результате чего плоды становятся слаще и мягче. При хранении продуктов, богатых белками (мясо рыба), происходит гидролиз белков до аминокислот. Это превращение называется автолизом (самосозреванием) и обусловливает созревание мяса после убоя животных. Гидролиз жиров в зерне, муке и крупе вызывает увеличение кислотности этих продуктов. Скорость всех гидролитических процессов замедляется при пониженной температуре.

Биологические процессы могут быть вызваны развитием микроорганизмов или воздействием на продукты клещей, насекомых и грызунов. К этим процессам относят: брожение, гниение, плесневение.

Режим хранения. При хранении пищевых продуктов главными факторами, вызывающими изменение качества продукции, являются температура, влажность, газовый состав воздуха, свет, микроорганизмы и товарное соседство.
Консервирование пищевых продуктов
Консервирование - это способ сохранения продуктов от порчи. Он основан на создании таких условий, при которых прекращаются развитие микроорганизмов и деятельность ферментов, вызывающих порчу пи­щевых продуктов, в результате чего увеличивается срок хранения. Кроме того, консервирование расширяет ассортимент пищевых продуктов (рыба свежая, соленая, вяленая), способствует улучшению их вкуса (копченая колбаса, маринованные овощи), повышает калорийность за счет добавления масла, соусов, сахара (шпроты, рыба в томатном соусе). Консервированными продуктами можно снабжать население круглогодично во всех районах страны.
Естественная убыль пищевых продуктов
При хранении, перевозке и реализации пищевых продуктов их масса (вес) может уменьшаться от усыхания, распыла, утечки, раскрошки и других естественных причин. Это уменьшение называют естественной убылью.

Усыхание - уменьшение массы продукта в результате испарения влаги. Оно зависит от условий хранения и может быть уменьшено специальной обработки продукта (глазирование льдом мороженой рыбы, парафинирование головок сыра).
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методическое пособие по дисциплине «Товароведение однородных групп продовольственных товаров» для студентов направления подготовки 100800. 62 «Товароведение» iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «Товароведение однородных...
«Товароведение однородных групп непродовольственных товаров» для студентов подготовки 100800. 62 «Товароведение» разработано в соответствии...
Учебно-методическое пособие по дисциплине «Товароведение однородных групп продовольственных товаров» для студентов направления подготовки 100800. 62 «Товароведение» iconУчебно-методическое пособие удк 159. 9 (075. 8) Ббк 88. 8я73 г 182 isbn 5-98534-569-6
«Товароведение однородных групп продовольственных товаров» для студентов подготовки 100800. 62 «Товароведение» разработано в соответствии...
Учебно-методическое пособие по дисциплине «Товароведение однородных групп продовольственных товаров» для студентов направления подготовки 100800. 62 «Товароведение» iconВводный урок
«Товароведение однородных групп продовольственных товаров» для студентов подготовки 100800. 62 «Товароведение» разработано в соответствии...
Учебно-методическое пособие по дисциплине «Товароведение однородных групп продовольственных товаров» для студентов направления подготовки 100800. 62 «Товароведение» iconСистематика и морфология микроорганизмов
«Товароведение однородных групп продовольственных товаров» для студентов подготовки 100800. 62 «Товароведение» разработано в соответствии...
Учебно-методическое пособие по дисциплине «Товароведение однородных групп продовольственных товаров» для студентов направления подготовки 100800. 62 «Товароведение» iconДеятельность ассоциации висцеральной хиропрактики
«Товароведение однородных групп продовольственных товаров» для студентов подготовки 100800. 62 «Товароведение» разработано в соответствии...
Учебно-методическое пособие по дисциплине «Товароведение однородных групп продовольственных товаров» для студентов направления подготовки 100800. 62 «Товароведение» iconФрэнсис бэкон новая атлантида
«Товароведение однородных групп продовольственных товаров» для студентов подготовки 100800. 62 «Товароведение» разработано в соответствии...
Учебно-методическое пособие по дисциплине «Товароведение однородных групп продовольственных товаров» для студентов направления подготовки 100800. 62 «Товароведение» iconПорудоминский В. И. — Брюллов. Серия «Жизнь Замечательных людей»
«Товароведение однородных групп продовольственных товаров» для студентов подготовки 100800. 62 «Товароведение» разработано в соответствии...
Учебно-методическое пособие по дисциплине «Товароведение однородных групп продовольственных товаров» для студентов направления подготовки 100800. 62 «Товароведение» iconЭкологическая оптимизация виноградарства в агроландшафтах Южного Дагестана
«Товароведение однородных групп продовольственных товаров» для студентов подготовки 100800. 62 «Товароведение» разработано в соответствии...
Учебно-методическое пособие по дисциплине «Товароведение однородных групп продовольственных товаров» для студентов направления подготовки 100800. 62 «Товароведение» iconМинистерство российской федерации по связи и информатизации санкт-Петербургский государственный
«Товароведение однородных групп продовольственных товаров» для студентов подготовки 100800. 62 «Товароведение» разработано в соответствии...
Учебно-методическое пособие по дисциплине «Товароведение однородных групп продовольственных товаров» для студентов направления подготовки 100800. 62 «Товароведение» iconКозлов. Личностный рост Владимир козлов
«Товароведение однородных групп продовольственных товаров» для студентов подготовки 100800. 62 «Товароведение» разработано в соответствии...
Учебно-методическое пособие по дисциплине «Товароведение однородных групп продовольственных товаров» для студентов направления подготовки 100800. 62 «Товароведение» iconПрограмма разработана в соответствии с: Образовательным стандартом...
«Товароведение однородных групп продовольственных товаров» для студентов подготовки 100800. 62 «Товароведение» разработано в соответствии...
Учебно-методическое пособие по дисциплине «Товароведение однородных групп продовольственных товаров» для студентов направления подготовки 100800. 62 «Товароведение» iconОтветы на вопросы заочной олимпиады по биологии, экологии и охране природы «фруктовый марафон»
«Товароведение однородных групп продовольственных товаров» для студентов подготовки 100800. 62 «Товароведение» разработано в соответствии...
Учебно-методическое пособие по дисциплине «Товароведение однородных групп продовольственных товаров» для студентов направления подготовки 100800. 62 «Товароведение» iconСтанислав Гроф Психика и космос: холотропные состояния сознания,...
«Товароведение однородных групп продовольственных товаров» для студентов подготовки 100800. 62 «Товароведение» разработано в соответствии...
Учебно-методическое пособие по дисциплине «Товароведение однородных групп продовольственных товаров» для студентов направления подготовки 100800. 62 «Товароведение» icon525О. В. Загоровская, О. В. Григоренко Русский язык. Готовимся к...
«Товароведение однородных групп продовольственных товаров» для студентов подготовки 100800. 62 «Товароведение» разработано в соответствии...
Учебно-методическое пособие по дисциплине «Товароведение однородных групп продовольственных товаров» для студентов направления подготовки 100800. 62 «Товароведение» icon«краснодарский краевой колледж культуры» сборник уроков преподавателей...
«Товароведение однородных групп продовольственных товаров» для студентов подготовки 100800. 62 «Товароведение» разработано в соответствии...
Учебно-методическое пособие по дисциплине «Товароведение однородных групп продовольственных товаров» для студентов направления подготовки 100800. 62 «Товароведение» iconМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Апастовский...
«Товароведение однородных групп продовольственных товаров» для студентов подготовки 100800. 62 «Товароведение» разработано в соответствии...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск