Учебно-методическое пособие удк 159. 9 (075. 8) Ббк 88. 8я73 г 182 isbn 5-98534-569-6





НазваниеУчебно-методическое пособие удк 159. 9 (075. 8) Ббк 88. 8я73 г 182 isbn 5-98534-569-6
страница1/30
Дата публикации06.08.2013
Размер4.84 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
100-bal.ru > Психология > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30
Под общей ред. М.В. Гамезо



Общая психология

Учебно-методическое пособие



УДК 159.9 (075.8) ББК 88.8я73 Г 182 ISBN 5-98534-569-6
Гамезо M.B., Герасимова B.C., Машурцева Д.А., Орлова Л.М.

Общая психология: Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. М.В. Гамезо. - М.: Ось-89, 2007. - 352 с.

Учебно-методическое пособие представляет собой издание справочного характера по общей психологии. Пособие включает три части: «Справочные материалы по основным темам общей психологии», «Методические вопросы преподавания психоло­гии», «Словарь-справочник», включающий терминологические и биографические сведения.

Разносторонность его содержание и специфическое его структу­рирование позволит читателю (обучающемуся) овладеть базовыми психологическими понятиями в их системе, что в свою очередь со­здает предпосылки для более успешного освоения теорией и прак­тикой современной психологической науки. Оригинальным и новым по сравнению с имеющимися учебно-методическими пособиями яв­ляется освещение не только тематического содержания, но и мето­дических вопросов преподавания психологии, разработанных и ап­робированных в многолетней педагогической деятельности B.C. Ге­расимовой. Большое место занимают таблицы и рисунки, что не­сомненно помогает восприятию и переработке информации, в том числе усвоению психологического тезауруса. Пособие разработано в соответствии с Государственным образовательным стандартом.

Издание адресовано студентам, аспирантам, преподавателям ву­зов, в учебный план которых входит психология, а также всем, кто интересуется проблемами психологии.

ББК 88.8я73

ISBN 5-98534-569-6

© Гамезо М.В., Герасимова B.C.,

Машурцева Д.А., Орлова Л.М., 2006 © Ось-89, 2007

Оглавление


Оглавление 2

ВВЕДЕНИЕ 4

ЧАСТЬ 1 6

РАЗДЕЛ 1
введение в психологию 6

ТЕМА 1 • ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ 6

ТЕМА 2 • РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ В ФИЛОГЕНЕЗЕ 10

ТЕМА 3 • ПСИХОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 16

ТЕМА 4 • ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА 22

ТЕМА 5 • МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ_ 26

РАЗДЕЛ 2
психические процессы 30

ТЕМА 6• ОЩУЩЕНИЯ 30

ТЕМА 7 • ВОСПРИЯТИЕ 40

ТЕМА 8 • ВНИМАНИЕ 51

ТЕМА 9 • ПАМЯТЬ 56

ТЕМА 10 • МЫШЛЕНИЕ 63

ТЕМА 11 • РЕЧЬ 70

ТЕМА 12 • ВООБРАЖЕНИЕ 75

ТЕМА 13 • ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА 81

ТЕМА 14 • ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ 89

ТЕМА 15 • ВОЛЯ 92

РАЗДЕЛ 3
психические свойства личности 97

ТЕМА 16 •ЛИЧНОСТЬ 97

ТЕМА 17 • ПОТРЕБНОСТИ И МОТИВЫ ЛИЧНОСТИ 104

ТЕМА 18 • СПОСОБНОСТИ 110

ТЕМА 19 • ИНТЕЛЛЕКТ 115

ТЕМА 20 • ТЕМПЕРАМЕНТ 118

ТЕМА 21 • ХАРАКТЕР 123

ТЕМА 22 • САМОСОЗНАНИЕ 127

ЧАСТЬ 2 131

2.1. РАБОТА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПСИХОЛОГИИ С ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ ТЕЗАУРУСОМ 131

2.2. СЕМИОТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ 133

ЧАСТЬ 3 144

3.1. ОБЩИЙ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ 144

3.2. КРАТКИЙ БИОГРАФИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК 196

ЛИТЕРАТУРА 207



ВВЕДЕНИЕ


Предлагаемое читателю учебно-методическое пособие представ­ляет собой двухтомник информационно-справочного характера:

I. Общая психология: информационно-методические материалы;

II. Общая психология: словарь-справочник.

Бесспорно, трудно переоценить важность справочно-информа­ционных материалов в современном мире в любой области челове­ческого знания. Не является исключением и область психологии.

Психологическая литература на сегодняшний день накопила со­лидный материал такого рода (словари, энциклопедии, атласы и т.п.). Весьма заметным событием в отечественной литературе яви­лось издание шеститомного психологического лексикона под об­щей редакцией академика А.В. Петровского в 2005 году.

Но, как показывает многолетний опыт практического вузовско­го и дополнительного образования, основные (базовые) психологи­ческие понятия в их взаимодействии и реальном практическом ис­пользовании не усваиваются, не становятся фундаментом, на кото­ром можно было бы строить процесс успешного овладения психоло­гическим знанием на новом качественном уровне как в области об­щей психологии, так и в отдельных ее областях (возрастной, соци­альной, педагогической, медицинской, практической и т.д.).

Мы надеемся, что данное издание существенно восполнит этот пробел, так как и содержание, и построение материала направле­ны именно на овладение читателем фундаментом психологического знания, то есть системой понятий по общей психологии.

Весьма важным, на наш взгляд, и новым в такого рода изданиях является включение информационно-справочного материала по ме­тодике преподавания психологии. Успешность овладения основа­ми психологического знания во многом зависят от того, как осущест­вляется этот многогранный процесс, насколько профессионально, адекватно целям и задачам. Считаем, что этот материал будет сущес­

твенным подспорьем в процессе овладения конкретным психологи­ческим знанием, а также для теории и практики психологического образования в целом.

При подготовке учебно-методического пособия использованы материалы словарей, энциклопедий, учебников (см. список литера­туры), а также вышедшие ранее работы авторов («Атлас по психоло­гии», «Методика преподавания психологии», словари).

Пособие содержит три части. I часть - справочные материалы по основным темам общей психологии. Здесь представлено крат­кое систематическое изложение курса в определенном авторском видении. Все темы излагаются в едином ключе, унифицированы по определенному плану. Представленный план выверен авторами в процессе преподавания психологии и позволяет охватить не только все существенное содержание, но и не упустить отдельных особен­ностей, что можно наблюдать в современных учебных пособиях. Ав­торы считают существенными следующие пункты плана:

1) понятие,

2) функции,

3) механизмы,

4) теории,

5) классификация видов,

6) свойства (закономерности),

7) развитие в онтогенезе,

8) нарушения,

9) индивидуальные особенности,

10) изучение (экспериментальное и диагностическое). Последние четыре пункта излагаются кратко в силу наличия в учеб­ных планах вузов специальных учебных дисциплин этого профиля.

Особенность изложения заключается еще и в том, что после из­ложения каждого пункта плана дается перечень встречающихся по­нятий с их формулировкой и выделенные жирным шрифтом.

II часть пособия посвящена методике преподавания психоло­гии. Здесь представлены наиболее важные и слабо исследованные аспекты преподавания общей психологии.

Авторы остановились на трех аспектах:

1) работа преподавателя с психологической терминологией, пос­кольку таково назначение словаря-справочника;

2) семиотические аспекты преподавания психологии. Авторы убеждены, что только единство чувственного (особенно знакового)

и рационального (словесного) может обеспечить полноценное усво­ение знаний. Представленное пособие содержит 12 таблиц и более 40 рисунков;

3) роль задач в усвоении психологических знаний. Задачи еще слабо используются в преподавании психологии, но они незамени­мы. Нельзя научить мыслить, не решая задач.

III часть представляет собой словарь-справочник. Сюда вклю­чены все термины, которые выделены жирным шрифтом в части 1, полностью, без искажений, но иногда и дополненные, так как в раз­ных темах понятия могут раскрываться в разной степени полноты. Кроме того включены термины, не вошедшие в часть 1, но встреча­ющиеся в учебниках по общей психологии и других учебных изда­ниях и словарях. В этой части пособия представлен краткий библи­ографический справочник с кратким описанием существенных сто­рон биографий и научной деятельности известных отечественных и зарубежных психологов. Почти все имена, встречающиеся в текс­те, представлены в той или иной степени.

КАК РАБОТАТЬ С ПОСОБИЕМ

1. Сначала следует прочитать введение.

2. Затем можно приступить к чтению темы 1, затем 2, 3 и т.д. Об­ратите внимание на то, что в тексте жирным шрифтом выделены ос­новные понятия и термины.

3. Читая содержание темы или ее части, особое внимание удели­те терминам. Их интерпретацию вы найдете после каждого фраг­мента темы.

4. Если, работая над какой-либо темой, вы встречаетесь с терми­ном, который забыли или плохо поняли его значение, а после фраг­мента темы этот термин вы не обнаружили, то обратитесь к слова­рю-справочнику (том II пособия).

Внимание!

Термины в словаре расположены в соответствии с основным по­нятием темы (ощущением, восприятием, памятью и т.д.). Так, на­пример, термин «колебание внимания» будет расположен в разделе на букву «В », то есть «Внимания колебание», а не на букву «К»; термин «зрительные ощущения» ищите в разделе на букву «О»: «ощущения зри­тельные»; термин «гипербола» (в теме «Воображение») будет распола­гаться в разделе на букву «В», то есть «Воображение: гипербола».

4. Встречаясь с именами ученых, не забывайте заглядывать в Краткий биографический справочник (том II).

5. Затем целесообразно прочитать текст части II: Методичес­кие вопросы преподавания психологии (не важно, что вы, может быть, не преподаватель). К этому разделу можно обращаться при ос­воении любой темы. Это будет способствовать более осмысленному и глубокому усвоению материала.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методическое пособие удк 159. 9 (075. 8) Ббк 88. 8я73 г 182 isbn 5-98534-569-6 iconУчебно-методическое пособие для студентов дневного и заочного отделений...
Государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методическое пособие удк 159. 9 (075. 8) Ббк 88. 8я73 г 182 isbn 5-98534-569-6 iconУчебно-методическое пособие Для студентов вузов Кемерово 2012 удк...
Учеб метод пособие / авт сост. Г. П. Ковалева. Кемеровский технологический Институт пищевой промышленности. – Кемерово, 2012. – 74...
Учебно-методическое пособие удк 159. 9 (075. 8) Ббк 88. 8я73 г 182 isbn 5-98534-569-6 iconУчебно-методическое пособие Тольятти 2011 удк ббк ахметжанова Г....
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов магистров, обучающихся на педагогическом факультете тгу по направлению «Педагогика»....
Учебно-методическое пособие удк 159. 9 (075. 8) Ббк 88. 8я73 г 182 isbn 5-98534-569-6 iconУчебно-методическое пособие Красноярск сфу 2012 удк 504. 004. 4 (07) ббк 28. 0я73
Экологическая информатика: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. М. А. Субботин. – Красноярск: Сиб федер ун-т, 2012. – 9 с
Учебно-методическое пособие удк 159. 9 (075. 8) Ббк 88. 8я73 г 182 isbn 5-98534-569-6 iconСборник задач по высшей математике : учеб пособие / В. П. Минорский....
Письменный, Д. Т. Конспект лекций по высшей математике: полный курс / Д. Т. Письменный. 9-е изд. М. Айрис-пресс, 2009. 608 с ил....
Учебно-методическое пособие удк 159. 9 (075. 8) Ббк 88. 8я73 г 182 isbn 5-98534-569-6 iconУчебное пособие Омск-2003 удк 5(075) ббк 20я73
Л 83 Сборник заданий по курсу “Концепции современного естествознания” : Учеб пособие Омск: Изд-во Омгту, 2003. 68с
Учебно-методическое пособие удк 159. 9 (075. 8) Ббк 88. 8я73 г 182 isbn 5-98534-569-6 iconУчебно-методическое пособие Елабуга, 2009 ббк 63. 3 (2р-6т) удк 9 (с14Тат)
Султанов А. А., старший преподаватель, заведующий кафедрой юридических дисциплин еф исгз
Учебно-методическое пособие удк 159. 9 (075. 8) Ббк 88. 8я73 г 182 isbn 5-98534-569-6 iconУчебно-методическое пособие для бакалавров направления 080100. 62...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов очного и заочного отделения с целью организации и обеспечения учебного процесса...
Учебно-методическое пособие удк 159. 9 (075. 8) Ббк 88. 8я73 г 182 isbn 5-98534-569-6 iconУчебное пособие Балашов 2007 удк 159. 9(075. 8)
При финансовой поддержке Совета по грантам Президента Российской Федерации по государственной поддержке молодых ученых — кандидатов...
Учебно-методическое пособие удк 159. 9 (075. 8) Ббк 88. 8я73 г 182 isbn 5-98534-569-6 iconУчебно-методическое пособие для подготовки к практическим занятиям...
Л 61 Липовая Т. Б. Экономика организаций(предприятий). Учебно-методическое пособие для подготовки к практическим занятиям / Пятигорск:...
Учебно-методическое пособие удк 159. 9 (075. 8) Ббк 88. 8я73 г 182 isbn 5-98534-569-6 iconУчебно-методическое пособие для студентов очной и заочной форм обучения...
Ш 34 Швелидзе В. Б английский язык. Учебно-методическое пособие для студентов очной и заочной форм обучения. Пятигорск: кмвис фгбоу...
Учебно-методическое пособие удк 159. 9 (075. 8) Ббк 88. 8я73 г 182 isbn 5-98534-569-6 iconУчебно-методическ ий комплекс Москва 2014 удк 327 (075. 8) Ббк 66. 4(0)73
«Профессиональные дисциплины» Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности...
Учебно-методическое пособие удк 159. 9 (075. 8) Ббк 88. 8я73 г 182 isbn 5-98534-569-6 iconУдк 159. 9 Ббк 88. 8 А 733
Электропривод и автоматика промышленных установок и технологических комплексов (ЭП)
Учебно-методическое пособие удк 159. 9 (075. 8) Ббк 88. 8я73 г 182 isbn 5-98534-569-6 iconУчебно-методическое пособие по французскому языку Казань 2012 удк: 811. 133. 1 Ббк: 81. 2 Фр А13
...
Учебно-методическое пособие удк 159. 9 (075. 8) Ббк 88. 8я73 г 182 isbn 5-98534-569-6 icon2011 удк 330. 101(07) ббк 65. 01я73
М экономика: учебно-методическое пособие для практических занятий и самостоятельной работы студентов: вид издания [Текст] / сост....
Учебно-методическое пособие удк 159. 9 (075. 8) Ббк 88. 8я73 г 182 isbn 5-98534-569-6 iconЕкатериновская Мария Алексеевна
Письменный, Д. Т. Конспект лекций по высшей математике: полный курс / Д. Т. Письменный. 9-е изд. М. Айрис-пресс, 2009. 608 с ил....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск