Скачать 0.93 Mb.
|
МОСковский государственный университет им. М.в. Ломоносова ФАКУЛЬТЕТ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ А.Н. Чумаковтеоретическая глобалистика Учебно-методический комплекс Москва 2014 УДК 327 (075.8) ББК 66.4(0)73 И46 Учебно-научная серия«Библиотека факультета глобальных процессов МГУ»Редакционный совет серии:И.И. Абылгазиев (сопредседатель), И.В. Ильин (сопредседатель),И.А. Алешковский (отв. секретарь),А.И. Андреев, Г.А. Дробот, В.А. Змеев, О.Г. Леонова,О.С. Сирота, А.Д. Урсул, А.Н. Чумаков,Т.Л. Шестова (отв. ред.)Чумаков А.Н.И46 Теоретическая глобалистика: Учебно-методический комплекс. – М.: МАКС Пресс, 2014. – 74 с.ISBN 978-5-317-04575-3Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теоретическая глобалистика» подготовлен на кафедре Геополитики и дипломатии факультета глобальных процессов МГУ имени М.В. Ломоносова согласно требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Международные отношения», «Международная экономика».УДК 327 (075.8) ББК 66.4(0)73 ISBN 978-5-317-04575-3 © Чумаков А.Н., 2014 © ФГП МГУ имени М.В. Ломоносова, 2014 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС «ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИСТИКА» Аннотация дисциплины Учебно-методический комплекс по предмету «Теоретическая глобалистика» составлен в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу «Профессиональные дисциплины» Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030 701 «Международные отношения», «Международная экономика». Место дисциплины в структуре ООП: - вид учебного плана: учебный план бакалавриата; - направление подготовки (в соответствии с образовательным стандартом): «Международные отношения», «Международная экономика»; - наименование учебного плана (в соответствии с утвержденным Перечнем ООП) В-ПД-42ю; - профиль подготовки: геополитика и дипломатия. Информация о месте дисциплины в учебном плане: – базовая часть; – 2-й курс; – 4-й семестр. Перечень дисциплин, которые должны быть освоены до начала изучения данного курса. Студенты должны иметь базовые знания по курсу «Введение в глобалистику», по всемирной (глобальной) истории, геополитике и глобальной географии, а также иметь соответствующий уровень владения иностранным (английским) языком, чтобы читать профессиональную литературу и работать с электронными ресурсами. Успешное овладение материалом курса предполагает тесную связь этого предмета с такими учебными дисциплинами, как основы глобалистики, актуальные проблемы глобальных исследований, основы экологии, глобальные проблемы современности, теория международных отношений, мировая политика, история международных отношений, международная конфликтология и др. Общая трудоемкость (в академических часах и зачетных единицах): 3 з.е. Цель дисциплины: Цель дисциплины состоит в том, чтобы привить студентам навыки самостоятельного мышления и развить способность анализировать глобальные процессы в их системной целостности, а также дать им методологию современной глобалистики и научить пользоваться ею при решении актуальных проблем современного мира.Задачи курса:- познакомить студентов с новым научным направлением междисциплинарного знания – глобалистикой, ее категориальным аппаратом, методологией и основными задачами;- показать основные проблемы, историю становления и различные течения глобалистики;- раскрыть основные этапы взаимодействия природы и общества;- дать студентам представление о процессах дифференциации и интеграции в современной науке;- показать, как интеграционные процессы в науке, занятой сложными системами, порождают междисциплинарные сферы научного знания, одной из которых является глобалистика;- дать понимание роли и значения научно-технического прогресса в формировании и проявлении глобальных процессов;- познакомить с основными концепциями, описывающими исторический процесс в его движении от локальных связей и отношений через их регионализацию с выходом на глобальный уровень;- показать, что глобализация и порождаемые ею глобальные проблемы являются важнейшей темой современной глобалистики;- привитие студентам навыков анализа объективных факторов, тенденций, оснований, а также роли субъективных факторов в появлении и развитии глобальных процессов;- формирование у студентов адекватного восприятия глобализации, взвешенной оценки ее роли в обществе и способности влиять на общественное сознание.Программа курса рассчитана на один семестр в объеме 48 часов (32 часа – лекции и 16 часов – семинарские занятия). Учебно-методический комплекс включает в себя учебно-тематический план, темы и основные вопросы лекций, планы семинарских занятий, краткие методические рекомендации, темы докладов и сообщений, контрольные вопросы и краткий терминологический словарь. В помощь студентам предлагается список учебной, а также специальной основной и дополнительной литературы, которая должна быть использована во время самостоятельной работы при подготовке к занятиям, экзаменам, при написании курсовых работ и научных публикаций, докладов и сообщений. С целью лучшего понимания и усвоения студентами материала новой междисциплинарной области научного знания данное пособие содержит в заключительной части основные термины и понятия глобалистики. При изучении курса особое внимание предлагается обратить на междисциплинарный характер и категориальный аппарат глобалистики, на необходимость активно использовать справочные издания, что облегчит работу с первоисточниками и специальной литературой. Более глубокому усвоению материала будут способствовать: самостоятельная работа с первоисточниками, конспектирование лекций, семинарских занятий, прочитанной литературы, а также составление собственного словаря специальных терминов. Семинарские занятия проводятся по планам, помещенным в данном методическом пособии. При подготовке к семинарам студент должен разобраться в вопросах темы, используя лекционный материал, первоисточники, основную и дополнительную литературу, а также консультации с преподавателем. Студенты ориентированы на проведение исследовательской работы и подготовку презентаций с соответствующими аналитическими заключениями. По завершении курса учебным планом предусмотрен зачет (по итогам работы на семинарах) и экзамен, при подготовке к которому следует руководствоваться программой и вопросами, помещенными в конце данного сборника. Формы проведения занятий: Всего суммарная трудоемкость – 96 часов, из них: - лекции: 32 часа; - практические занятии (семинары): 16 часов; - самостоятельная работа: 48 часов. Методы проведения аудиторных занятий: занятия проводятся в форме лекций (32 часа в семестр), семинарских занятий (16 часов в семестр), часть которых проходит в форме коллоквиума, где студенты решают практические задачи, обсуждая заранее выполненные исследовательские работы и вытекающие из них выводы. Предполагается также проведение презентаций, деловых игр, дискуссий и дебатов, а также обсуждений в режиме круглого стола. Формы самостоятельной работы: чтение специальной литературы и первоисточников, подготовка докладов, рефератов, эссе по различным темам предлагаемого курса. Особое внимание уделяется усвоению таких тем как «Основные этапы исторического развития, обусловившие появление глобализации», «Глобализация как исторический процесс и структурные фазы ее эволюции», «Критерии и классификация глобальных проблем», «Протестные движения, инициированные глобализацией», по которым предполагается проведение специальных дискуссий, дебатов, круглых столов на основе самостоятельно выполненных исследований в неурочное время. Форма промежуточного контроля – устное тестирование по теоретическим вопросам дисциплины и по результатам текущей успеваемости. Форма отчетности: - реферат или эссе по одной из тем семинарского занятия с указанием не менее пяти первоисточников, использованных при их написании; - подготовка не менее одной презентации или краткого сообщения для обсуждения на семинарском занятии. Форма итогового контроля – экзамен. Перечень компетенций, формируемых в результате освоения дисциплины: ОНК – общенаучные компетенции: овладение материалом, предусмотренным программой и получение знаний о предмете, структуре методологии и концепциях глобалистики; знание новейших достижений отечественной и зарубежной глобалистики, усвоение ее теоретических наработок и достижений; усвоение и систематизация знаний о глобальных процессах в различных сферах общественной жизни; усвоение интегральной природы, а также предмета, цели и основных задач глобалистики, понимание сути, характера и критериев глобальных проблем; способность всесторонне анализировать и давать самостоятельные оценки современным глобальным процессам, отличая объективно-исторические тенденции мирового развития и особую роль в них субъективного фактора. ИК – инструментальные компетенции: владение современным научным языком, основными понятиями и методологией глобалистики; умение ставить и решать актуальные задачи, обусловленные современными глобальными процессами и их как позитивными, так и негативными последствиями; владение навыками использования программных средств и работы в компьютерных сетях и различных коммуникативных средах; использование Интернет-ресурсов; владение основными методами, способами и средствами получения, переработки и хранения информации; способность пользоваться полученными знаниями в решении практических задач и в профессиональной деятельности. СК – системные компетенции: развитие у обучающихся аналитического мышления и умения творчески применять полученные знания в научно-исследовательской работе, экспертных оценках и практической деятельности; формирование инновационного потенциала обучающихся, выработка умения формулировать новые идеи, строить гипотезы, ставить цели исследования и выбирать наиболее оптимальные пути и методы их достижения. ПК – профессиональные компетенции: Владение предметом, знание истории формирования локальных, региональных и глобальных связей и отношений; владение методологией глобальных исследований, основанных на принципах холизма, историзма, объективности; понимание поступательного развития глобальных процессов в различных сферах общественной жизни и в сфере взаимодействия природы и общества; умение различать метаморфозы глобальных процессов и адекватно воспринимать необратимый характер глобализации; способность различать собственно глобальные проблемы и противоречия от множества иных (частных, локальных, региональных, национальных и т.п.); способность осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения проблем, стоящих перед современной глобалистикой; умение анализировать мировые тенденции экономического, политического, социально-экономического и культурного развития с целью поиска наиболее оптимальных путей влияния на глобальные процессы посредством принятия решений различными субъектами международных отношений; понимание места и роли РФ в системе международных отношений при решении проблем глобального характера; способность использовать для решения аналитических и исследовательских задач глобалистики современные технические средства и информационные технологии; способность разрабатывать учебные планы, программы и соответствующее методическое обеспечение, а также осуществлять педагогическую и учебно-методическую деятельность по основным темам глобалистики в средних и высших учебных заведениях. СПК – специализированные компетенции Знать: - базовые принципы построения глобалистики и ее место в системе современного научного знания; - научную терминологию, основные понятия и методологические подходы, используемые в междисциплинарных глобальных исследованиях; - историю становления, этапы развития и основных представителей отечественной и зарубежной глобалистики; - соотношение и взаимообусловленность объективных причин и субъективных факторов появления и развития глобальных процессов; - основные этапы развития социоприродных процессов; - роль научно-технического прогресса в появлении и усилении глобальных тенденций; - основные уровни развития глобализации и их отличительные признаки; - критерии глобальности и принципы классификации глобальных проблем современности; - взаимообусловленность локального и глобального в современных тенденциях мирового развития; - причины и движущие силы современных протестных движений, обусловленных глобализацией и ее негативными последствиями; - место и роль России в системе современных глобальных отношений и ее возможности влиять на глобальные процессы; - основную научную и научно-методическую литературу по курсу «Глобалистика». Уметь: - аргументировано формулировать и убедительно объяснять сущность современной глобализации; - проводить четкое различие между глобальными процессами, глобализацией и глобальными проблемами; - выявлять причины появления и обострения глобальных процессов и объективно оценивать характер их протекания; - собирать и обобщать фактический материал, теоретические данные и делать на их основе обоснованные выводы; - владеть методологией и эффективно пользоваться понятийным аппаратом глобалистики в профессиональной деятельности; - выявлять объективные и субъективные факторы появления и развития глобальных процессов в различных сферах общественной жизни; - отличать собственно глобальные процессы и их последствия от событий иного масштаба и направленности (локальных, региональных, национальных, межконфессиональных и т.п.); - анализировать, сопоставлять и критически оценивать различные концепции глобального развития; - объективно оценивать протестные движения анти- и альтерглобалистов; - выявлять объективные возможности, место и роль России в системе современных международных отношений; - формулировать и аргументировано отстаивать приоритетные интересы России на международной арене; - видеть динамику, тенденции и перспективы развития современной глобалистики. Владеть: - методологией и методикой проведения междисциплинарных научных исследований в сфере глобалистики с позиции своей специализации; - методами и приемами анализа локальных и глобальных (глокальных) процессов в экономической и политической сферах общественной жизни; - навыком составления аналитического отчета, итогового заключения по вопросам как отдельных глобальных проблем, так и целостного развития различных социо-экономических систем; - навыками работы со специальной литературой, первоисточниками, материалами СМИ, Интернет-ресурсами, в том числе, на иностранных языках; - искусством публичного выступления и ведения эффективной полемики по актуальным вопросам современной глобалистики. Используемые образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии: А. Образовательные технологии. Б. Научно-исследовательские технологии. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов, оценочные средства контроля успеваемости и промежуточной аттестации: А. Учебно-методические рекомендации для обеспечения самостоятельной работы студентов. Б. Примерный список заданий для проведения текущей и промежуточной аттестации (темы и разработки для исследовательских проектов, экспертных заключений и презентаций, вопросы к коллквиуму, круглому столу, сценарий проведения дебатов и др. (по видам заданий). В. Примерный список вопросов для проведения текущей и промежуточной аттестации. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины: А. Основная литература. Б. Дополнительная литература. В. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы. Распределение трудоемкости по темам, а также формам проведения занятий с указанием форм текущего контроля и промежуточной аттестации:
Всего по курсу: 96 часов |
Учебно-методический комплекс для бакалавров направления 080500. 62... Гоу впо «башкирская академия государственной службы и управления при президенте республики башкортостан» | Учебно-методическое пособие для студентов дневного и заочного отделений... Государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050601.... Н. Н. Павлова. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050601.... | Учебно-методическое пособие Для студентов вузов Кемерово 2012 удк... Учеб метод пособие / авт сост. Г. П. Ковалева. Кемеровский технологический Институт пищевой промышленности. – Кемерово, 2012. – 74... | ||
Учебно-методическое пособие удк 159. 9 (075. 8) Ббк 88. 8я73 г 182 isbn 5-98534-569-6 «Товароведение однородных групп продовольственных товаров» для студентов подготовки 100800. 62 «Товароведение» разработано в соответствии... | Учебное пособие Омск-2003 удк 5(075) ббк 20я73 Л 83 Сборник заданий по курсу “Концепции современного естествознания” : Учеб пособие Омск: Изд-во Омгту, 2003. 68с | ||
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 080504 Государственное... Система национального счетоводства: учебно-методический комплекс / сост. Г. И. Япарова-Абдулхаликова. – Уфа: багсу, 2008. 72 с | Практикум по дисциплине Основы информационных технологий Минск, 2012... Екимов, В. Ю. Основы работы с видеоизображениемв графическом редакторе Adobe Photoshop / В. Ю. Екимов, Н. И. Курьянова, О. А. Новицкий,... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов специальностей факультетов... Гоу впо «башкирская академия государственной службы и управления при президенте республики башкортостан» | Учебно-методический комплекс для студентов факультетов гму и Эиу... Гоу впо «башкирская академия государственной службы и управления при президенте республики башкортостан» | ||
Екатериновская Мария Алексеевна Письменный, Д. Т. Конспект лекций по высшей математике: полный курс / Д. Т. Письменный. 9-е изд. М. Айрис-пресс, 2009. 608 с ил.... | Аннотированный список книг по нанотехнологиям Письменный, Д. Т. Конспект лекций по высшей математике: полный курс / Д. Т. Письменный. 9-е изд. М. Айрис-пресс, 2009. 608 с ил.... | ||
Общество семейных консультантов и психотерпевтов Письменный, Д. Т. Конспект лекций по высшей математике: полный курс / Д. Т. Письменный. 9-е изд. М. Айрис-пресс, 2009. 608 с ил.... | Конспект лекций по философии Часть 1 Античная философия Новосибирск... Савостьянов А. Н. Конспект лекций по философии / Новосиб гос ун-т. Новосибирск, 2007. Ч. Античная философия. 68 с | ||
Учебное пособие Краснодар, 2014 г. Удк 658. 8 Ббк Муратова А. Р. Управление продажами: Учебное пособие. Краснодар, 2014 г. – 110 с | Методические указания Под общей редакций С. Е. Туркулец Хабаровск... Правоведение : метод указания / С. Е. Туркулец [и др.]; под общ ред. С. Е. Туркулец. – Хабаровск : Изд-во двгупс, 2012. – 35 с |