Скачать 1.99 Mb.
|
ГОУ ВПО «БАШКИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН» Кафедра экономической теории и экономической политики О. Е. Малых ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ. МАКРОЭКОНОМИКА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС для студентов факультетов ГМУ и ЭиУ Уфа 2007 УДК 330.101 (07) ББК 65.012.1 М 20 Рецензент: А. Х. Махмутов, д-р экон. наук, профессор Малых О.Е.
УДК 330.101 (07) ББК 65.012.1 Малых О.Е., 2007 ОГЛАВЛЕНИЕ Пояснительная записка……………………………………………………………………...4 1. Рабочая программа дисциплины………………………………………………………5 Задачи изучения дисциплины…………………………………………………………….5 Содержание дисциплины………………………………………………………………...14 2. Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов………..21 - Содержание и особенности учебной деятельности студентов…………………….21 - Научные основы организации самостоятельной учебной деятельности студентов……………………………………………………24 - Техника конспектирования лекций………………………………………………….25 - Методика поиска необходимой учебной и научной литературы………………….27 - Техника изучения учебной и научной литературы………………………………....29 - Самостоятельная работа студентов по подготовке к семинарским (практическим) занятиям……………………………………………32 - Методика подготовки и сдачи зачетов и экзаменов…………………………………35 3. Учебно-методические материалы лекционного курса и практических занятий……………………………………………………………….38 1. Введение в макроэкономику………………………..……………………………….38 2. Измерение результатов экономической деятельности. ВВП……………………..42 3. Макроэкономическая нестабильность: инфляция и безработица……………………………………………………………..46 4. Макроэкономическое равновесие на товарных рынках. Кейнсианская модель доходов-расходов……………………………………………53 5. Бюджетно-налоговая политика. Управление государственным долгом…………………………………...………….62 6. Деньги и равновесие на денежном рынке..…………………………………………68 7. Банки и денежно-кредитная политика………………………………………………72 8. Общее макроэкономическое равновесие. Модель IS-LM….………………………79 9. Экономический цикл…………………………………………………………………81 10. Экономический рост………………………..……………………………………….85 11. Международная торговля. Платежный баланс.…………………………………...89 12. Торговая политика….……………………………………………………………….95 13. Глобализация экономики………………………………..………………………….99 4. Методические указания по выполнению курсовых работ……………………….104 Тематика курсовых работ……………………………………………………………..104 Методические указания по выполнению курсовых работ…………………………..107 5. Тренинг-тесты для промежуточного контроля знаний…………………………..118 6. Примерные вопросы для подготовки к экзамену…………………………………128 7. Методические рекомендации для преподавателей……………………………….130 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Преподавание курса «Экономическая теория. Макроэкономика» строится исходя из требуемого уровня базовой подготовки специалистов государственной службы. Разработанная программа и методика преподавания основывается на требованиях, определенных стандартом экономических знаний, а также требованием стандартов сопряженных дисциплин. Конечная цель изучения дисциплины - формирование теоретических знаний в области экономики. Дисциплина «Экономическая теория. Макроэкономика» является общим теоретическим и методологическим основанием для других экономических наук: конкретной экономики, функционально-экономических наук (финансов, менеджмента, маркетинга и т.д.), информационно-аналитических наук (статистики, математического моделирования и т.д.) и историческо-экономических наук (истории народного хозяйства, истории экономических учений и т.д.). Она логически связана с такими учебными дисциплинами, как: «Экономическая политика государства», «Государственное регулирование экономики», «Государственное регулирование рынка труда», «Социальная политика государства», «Государственный сектор экономики», «Мировая экономика», «Государственные и муниципальные финансы» и др. Данная дисциплина является общепрофессиональной, знание которой необходимо любому управленцу, государственному служащему и экономисту-практику. Табл.1 Перечень дисциплин, знание которых необходимо для изучения данной дисциплины
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ Задачи изучения дисциплины Изучение дисциплины «Экономическая теория. Макроэкономика» способствует формированию системы знаний о явлениях и процессах экономической жизни общества, о методах и инструментах исследования этих явлений, о способах и средствах решения экономических проблем. Цель изучения дисциплины «Экономическая теория. Макроэкономика» - сформировать у студентов научное экономическое мировоззрение, умение анализировать экономические ситуации на разных уровнях поведения хозяйственных субъектов в условиях рыночной экономики. Основной задачей изучения дисциплины является реализация требований, установленных в Государственном стандарте Высшего профессионального образования к подготовке специалиста в области государственной службы и управления. В ходе изучения дисциплины ставятся следующие задачи: - раскрыть сущность экономического механизма; - показать законы и закономерности развития экономических систем; - вооружить знанием форм, методов и инструментов, применяемых в экономической области ведущими странами. В результате изучения дисциплины слушатели должны: а) знать: - сущность различных явлений и процессов в экономике; - основные тенденции в развитии форм и методов экономической теории в условиях глобализации; - основные теоретические положения и ключевые концепции всех разделов дисциплины, направления развития экономической теории; б) уметь: - использовать методы экономической науки в своей профессиональной и организационно-социальной деятельности, выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций на макроуровне, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты; - в письменной и в устной форме логично оформлять результаты своих исследований, отстаивать свою точку зрения; в) иметь представление о: - фактах, влияющих на развитие экономической теории в отдельных экономических и социальных процессах; - особенностях развития экономических систем, определяемых конкретно–историческими условиями; - культуре экономического мышления, знать его общие закономерности; - сущности и направлениях глобализации мировой экономики, преимуществах и недостатках открытой и закрытой экономики; г) владеть: - категориальным аппаратом макроэкономики на уровне понимания и свободного воспроизведения; методикой расчета наиболее важных коэффициентов и показателей, важнейшими методами анализа экономических явлений; - навыками систематической работы с учебной и справочной литературой по экономической проблематике; Ожидаемые результаты обучения в рамках данной дисциплины: слушатели удовлетворяют требованиям к уровню подготовки лиц, успешно завершивших обучение по программе в рамках следующих видов профессиональной деятельности: экономическая, социальная, управленческая, информационно-аналитическая, организационная, диагностическая, методическая. Табл. 2 Объемы учебной нагрузки и виды учебной работы по дисциплине «Экономическая теория. Макроэкономика»
Табл.3 Учебно-тематический план лекций и семинарских занятий Для слушателей специальностей ГМУ, обучающихся 4,6 л.
|
Учебно-методический комплекс для студентов специальностей факультетов... Гоу впо «башкирская академия государственной службы и управления при президенте республики башкортостан» | Учебно-методический комплекс для студентов специальности 080504 Государственное... Система национального счетоводства: учебно-методический комплекс / сост. Г. И. Япарова-Абдулхаликова. – Уфа: багсу, 2008. 72 с | ||
Учебно-методический комплекс для бакалавров направления 080500. 62... Гоу впо «башкирская академия государственной службы и управления при президенте республики башкортостан» | 2011 удк 330. 101(07) ббк 65. 01я73 М экономика: учебно-методическое пособие для практических занятий и самостоятельной работы студентов: вид издания [Текст] / сост.... | ||
Методические указания Направление «Экономика» Санкт-Петербург 2004... Ш14 Подготовка и защита магистерской диссертации /Методические указания. – Спб.: Издательство, 2004. – 41 С | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Разработка управленческих... Р 17 Разработка управленческих решений : учеб метод комплекс для студентов специальности 080504 «Государственное и муниципальное... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Разработка управленческих... Р 17 Разработка управленческих решений : учеб метод комплекс для студентов специальности 080504 «Государственное и муниципальное... | Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050601.... Н. Н. Павлова. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050601.... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «немецкий язык» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения социально экономического, финансового и юридического... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «английский язык» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения социально экономического, финансового и юридического... | ||
Учебная программа удк 37. 012. 7 Ббк 74. 202. 2 У 93 Основы исследовательской деятельности: учебная программа для профильных классов общеобразовательных учреждений / А. А. Ушаков.... | Учебно-методический комплекс по всем направлениям и специальностям Киров 2007 ббк 60 с 69 Социология: учебно-методический комплекс по всем специальностям и направлениям / авт сост. М. И. Ненашев. – Киров: филиал ноу впо... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 080504 государственное... Социальная политика государства: учебно-методический комплекс. Уфа: рио багсу, 2008. 103 с | Учебно-методическое пособие для студентов очной, очно-заочной и заочной... Ч 44 Чепукова А. Б. История экономических учений. Учебно-методическое пособие для студентов очной, очно-заочной и заочной форм обучения... | ||
Конспект лекций по философии Часть 1 Античная философия Новосибирск... Савостьянов А. Н. Конспект лекций по философии / Новосиб гос ун-т. Новосибирск, 2007. Ч. Античная философия. 68 с | Учебно-методическое пособие для студентов очной, очно-заочной и заочной... Ч 44 Чепукова А. Б история экономики. Учебно-методическое пособие для студентов очной, очно-заочной и заочной форм обучения направления... |