525О. В. Загоровская, О. В. Григоренко Русский язык.
Готовимся к ЕГЭ.
Часть В
Синтаксис
Пунктуация
Культура речи
Издательство: Просвещение, 2009 г., 176 стр. Пособие представляет собой вторую часть комплексного курса русского языка для школьников старших классов и абитуриентов, ориентированного на систематизированную подготовку к Единому государственному экзамену (ЕГЭ), и включает в себя материалы по трем содержательным разделам школьной программы: "Синтаксис", "Пунктуация", "Культура речи. Языковые нормы".
В книге объединены сведения теоретического характера, упражнения и тестовые задания, соответствующие формату проведения ЕГЭ.
Пособие может быть использовано как дополнительный материал для работы на уроках русского языка по основному учебнику, а также как материал для проведения специальных курсов и факультативов.
Содержание
Предисловие
СИНТАКСИС СЛОВОСОЧЕТАНИЕ Теоретические сведения и языковой анализ
§ 1. Словосочетание и его грамматические признаки
§ 2. Связь слов в словосочетании и предложении
§ 3. Синтаксический разбор словосочетания
§ 4. Тестовые задания
Культура речи
§ 5. Нормы управления
§ 6. Тестовые задания ПРЕДЛОЖЕНИЕ Простое предложение
Теоретические сведения и языковой анализ
§ 7. Понятие о простом предложении и его видах
§ 8. Тестовые задания
Культура речи
§ 9. Порядок слов в предложении
§ 10. Тестовые задания Главные члены предложения
Теоретические сведения и языковой анализ
§ 11. Подлежащее и способы его выражения
§ 12. Сказуемое и его основные типы
§ 13. Тестовые задания
Культура речи
§ 14. Согласование сказуемого с подлежащим
§ 15. Тестовые задания
Практикум по пунктуации
§ 16. Тире между подлежащим и сказуемым
§ 17. Тестовые задания Второстепенные члены предложения
Теоретические сведения и языковой анализ
§ 18. Определение
§ 19. Дополнение
§ 20. Обстоятельство
§ 21. Тестовые задания Односоставные предложения
Теоретические сведения и языковой анализ
§ 22. Понятие об односоставных предложениях. Типы односоставных предложений
§ 23. Тестовые задания Неполные предложения
Теоретические сведения и языковой анализ
§ 24. Неполные предложения и их особенности
§ 25. Тестовые задания Осложненное предложение
Предложения с однородными членами
Теоретические сведения и языковой анализ
§ 26. Понятие об однородных членах предложения
§ 27. Тестовые задания
Культура речи
§ 28. Употребление однородных членов предложения
§ 29. Тестовые задания
Практикум по пунктуации
§ 30. Знаки препинания в предложениях с однородными членами
§ 31. Тестовые задания Предложения с обособленными членами
Теоретические сведения и языковой анализ
§ 32. Понятие об обособленных членах предложения. Виды обособленных членов
§ 33. Тестовые задания
Культура речи
§ 34. Употребление деепричастных оборотов
§ 35. Тестовые задания
Практикум по пунктуации
§ 36. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами
§ 37. Тестовые задания Предложения с вводными словами и обращениями
Теоретические сведения и языковой анализ
§ 38. Понятие о вводных словах и обращениях
§ 39. Тестовые задания
Практикум по пунктуации
§ 40. Знаки препинания при вводных словах и предложениях, вставных конструкциях и обращениях
§ 41. Тестовые задания Синтаксический разбор простого предложения
Теоретические сведения и языковой анализ
§ 42. Порядок синтаксического разбора простого предложения
§ 43. Тестовые задания
Практикум по пунктуации
§ 44. Обобщающие упражнения
§ 45. Обобщающие тестовые задания Сложное предложение
Теоретические сведения и языковой анализ
§ 46. Понятие о сложном предложении. Основные типы сложных предложений
§ 47. Тестовые задания Сложносочиненное предложение
Теоретические сведения и языковой анализ
§ 48. Сложносочиненное предложение и его грамматические признаки
§ 49. Тестовые задания
Практикум по пунктуации
§ 50. Знаки препинания в сложносочиненном предложении
§ 51. Тестовые задания Сложноподчиненное предложение
Теоретические сведения и языковой анализ
§ 52. Сложноподчиненное предложение и его грамматические признаки
§ 53. Типы сложноподчиненных предложений
§ 54. Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными
§ 55. Тестовые задания
Практикум по пунктуации
§ 56. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении
§ 57. Тестовые задания Бессоюзное предложение
Теоретические сведения и языковой анализ
§ 58. Бессоюзное предложение и его грамматические признаки
§ 59. Тестовые задания
Практикум по пунктуации
§ 60. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
§ 61. Тестовые задания Сложное предложение с разными видами связи
Теоретические сведения и языковой анализ
§ 62. Понятие о сложном предложении с разными видами связи
§ 63. Тестовые задания
Практикум по пунктуации
§ 64. Знаки препинания в предложениях с разными видами связи
§ 65. Тестовые задания Синтаксический разбор сложного предложения
Теоретические сведения и языковой анализ
§ 66. Порядок синтаксического разбора сложного предложения
§ 67. Тестовые задания
Культура речи
§ 68. Особенности состава и структуры сложных предложений
§ 69. Тестовые задания
Практикум по пунктуации
§ 70. Обобщающие упражнения
§ 71. Обобщающие тестовые задания
Трудные случаи пунктуации
§ 72. Запятая перед союзом и
§ 73. Тестовые задания
§ 74. Запятая перед союзом как
§ 75. Тестовые задания
§ 76. Двоеточие и тире в простом и сложном предложениях
§ 77. Тестовые задания
§ 78. Способы передачи чужой речи
§ 79. Тестовые задания Список рекомендуемой литературы ПРЕДИСЛОВИЕ
Настоящее пособие представляет собой вторую часть комплексного курса русского языка для школьников старших классов и абитуриентов, ориентированного на систематизированную подготовку к Единому государственному экзамену (ЕГЭ). В книгу включены материалы по трем содержательным разделам школьной программы: «Синтаксис», «Пунктуация», «Культура речи. Языковые нормы». Основными задачами пособия являются: — повторение и обобщение знаний учащихся по названным разделам школьного курса «Русский язык»; — закрепление и отработка умений и навыков, связанных с различными видами анализа изучаемых языковых явлений и нормативным использованием языковых единиц в речи; — выработка навыков выполнения тестовых контрольных заданий в формате ЕГЭ. Содержание и построение данного издания ориентированы на требования ЕГЭ, а также на современные нормативные документы, определяющие содержание и оценку качества знаний по русскому языку выпускников средней (полной) общеобразовательной школы. Все разделы пособия имеют четкую структуру и состоят из трех подразделов: 1) теоретические сведения и языковой анализ тех или иных явлений соответствующего уровня системы русского языка; 2) материалы и упражнения по культуре речи и особенностям соответствующих норм русского литературного языка; 3) практикум по пунктуации. В каждом из подразделов представлена краткая информация теоретического характера, практические упражнения, а также тестовые задания, позволяющие осуществлять итоговый контроль и максимально приблизить материал пособия к форме проведения ЕГЭ по русскому языку. Отличительными чертами предлагаемого пособия являются: — объединение в одной книге сведений теоретического характера и тестовых заданий, соответствующих требованиям и формату ЕГЭ; — направленность пособия на углубление, расширение и систематизацию материалов школьного курса русского языка, а также включение в книгу специальных разделов по культуре русской речи и нормам русского литературного языка; — ориентация материалов данного издания на наиболее трудные случаи языкового разбора и использования языковых единиц в речи; — четкая практическая направленность пособия, предполагающая активную самостоятельную работу учащихся. В каждом разделе пособия имеется достаточное количество тренировочных упражнений, вопросов для самопроверки и обобщающих заданий, которые позволяют определить степень усвоенности изученного материала и приобрести твердые навыки выполнения тестовых заданий в формате ЕГЭ. Настоящая книга может быть использована как дополнительный материал для работы на уроках русского языка по основному учебнику, а также как материал для проведения специальных курсов и факультативов. Включенные в пособие упражнения тестового характера являются готовыми вариантами заданий для проведения контрольных и проверочных работ по синтаксису и пунктуации русского языка и культуре русской речи.
СИНТАКСИС
Синтаксис — раздел науки о языке, в котором изучаются строение, грамматические значения и употребление в речи синтаксических единиц: словосочетаний и предложений.
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ
Теоретические сведения и языковой анализ
§ 1. Словосочетание и его грамматические признаки
Словосочетание — это соединение двух или нескольких самостоятельных (знаменательных) слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически. Например: белые березы, готовиться к занятиям, более трудная задача, выполнил вовремя и т. д. Словосочетание состоит из главного и зависимого компонентов, между которыми существуют подчинительные отношения. Иногда к словосочетаниям относят также соединения равных в синтаксическом отношении слов, связанных сочинительными отношениями (брат и сестра; красивый, но дорогой), а также сочетания подлежащего и сказуемого в предложении. Смысловая связь слов в словосочетаниях устанавливается по вопросам, которые задаются от главного слова к зависимому. В словосочетаниях могут выражаться следующие основные значения: — определительные (атрибутивные): между предметом и его признаком (солнечный день, тетрадь в клетку, яйца всмятку); — объектные: между действием и предметом, на который оно направлено (стремиться к знаниям, защищать Родину); между действием и орудием действия (стучать молотком) и т. п.; — обстоятельственные: между действием и местом, временем, причиной совершения действия или проявлением признака (уехать из города, вернуться поздно, отсутствовать по болезни, одет модно).
Примечание. В некоторых словосочетаниях может наблюдаться совмещение значений. Например: поездка в город — какая? и куда? (определительные и обстоятельственные отношения).
Грамматическая связь слов в словосочетании выражается с помощью окончаний, предлогов и порядка слов. Сравните: сибирская река, новые вещи, участвовать в экспедиции, идти в школу, бежать быстро. По характеру главного слова словосочетания делятся на именные (с главным словом существительным, прилагательным или числительным), глагольные (с главным словом глаголом, причастием или деепричастием), наречные и местоименные. К именным относятся, например, словосочетания новый дом, книга с картинками, участник встречи, черный от загара, очень полезный, пятый с краю, двух учеников; к глагольным — совершить подвиг, поехал отдохнуть, работать добросовестно, покрасневший от смущения, радостно улыбаясь; к наречным — совершенно секретно, весьма важно, по-весеннему тепло; к местоименным — мы с тобой, каждый из нас. Среди словосочетаний выделяются синтаксически неделимые, которые выступают в роли одного члена предложения: трое друзей, один из них, несколько книг и др. Например: Ночью два приятеля шли по Тверскому бульвару (Чехов).
§ 2. Связь слов в словосочетании и предложении
В русском языке существуют три основных вида (типа) подчинительной связи слов в словосочетании: согласование, управление и примыкание. Согласование — это такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное (т. е. согласуется с главным словом в роде, числе и падеже или в числе и падеже). Например: глубокая река, глубокий пруд, глубокое озеро, глубокого озера, глубокую реку, глубокие реки и озера, глубокими озерами и т. д. При согласовании с изменением формы главного слова соответственно изменяются и формы зависимого слова. Управление — это такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном в определенном падеже независимо от того, в какой форме стоит главное слово. Например: читать книгу; читал, читала, читали, читает, читай, читающий, читая книгу. При управлении с изменением формы главного слова зависимое слово не изменяется (остается в том же падеже). Примыкание — это такой вид подчинительной связи, при котором в роли зависимого слова выступают неизменяемые слова: наречия, деепричастия, неопределенная форма глагола (инфинитив) и притяжательные местоимения его, ее, их. В словосочетании со связью примыкание зависимое неизменяемое слово соединяется с главным только по смыслу. Например: правдиво изобразить, правдиво изобразивший; по-осеннему хмурый, по-осеннему хмурого; собрался сделать, соберутся сделать; его дом, его дому.
Упр. 1. Заполните таблицу приведенными ниже словосочетаниями, вставляя пропущенные буквы. Определите, какие части речи выступают в качестве зависимых слов при согласовании, управлении, примыкании.
Согласование
| Управление
| Примыкание
|
|
|
| Здание эл..ватора, легкое пр..к..сновение, к..сательная к окружности, ..десь не курят, качественное прил..гательное, ра..пространенное пр..дл..жение, пр..гласить на танец, пр..дл..гать помощь, пр..спустить флаг, оди(н, нн)надцатая ост..новка, наш пр..подаватель, пр..клонный возр..ст, пр..клонить к..лена, пр..имущество в игре, пр..ехал пр..смотреться, не(за)чем беспокоит(?)ся, пр..одолеть пр..пятствия, его сб..режения, бежал не огляд..ваясь.
§ 3. Синтаксический разбор словосочетания
Порядок разбора
I. Выделить словосочетание из предложения. II. Охарактеризовать строение словосочетания: а) указать главное и зависимое слова; б) назвать части речи, которыми они выражены; в) определить тип связи (согласование, управление, примыкание). III. Определить грамматическое значение словосочетания.
Образец разбора
Язык есть вековой труд4 целого поколения (Даль). какой? Вековой труд (прил. + сущ.). Тип связи — согласование (зависимое слово согласуется с главным в мужском роде, единственном числе, именительном падеже; при изменении главного слова изменяется и зависимое). В словосочетании выражаются определительные (атрибутивные) отношения.
Упр. 2. Сделайте синтаксический разбор выделенных словосочетаний. Выпишите из предложений другие примеры словосочетаний с разными видами связи.
Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и развитие чутья языка, умение пользоваться его выразительными средствами, его стилистическим многообразием — самая лучшая опора, самое верное подспорье и самая надежная рекомендация для каждого человека в его общественной жизни и творческой деятельности (В. Виноградов). Я понял, что человек может знать великое множество слов, может совершенно правильно писать их и так же правильно сочетать их в предложении и т. п. — всему этому учит нас грамматика. Но никакая грамматика не в силах заранее определить, какие именно слова должен выбрать человек и в каком порядке и соподчинении он должен расположить их для того, чтобы речь его была красочной, веской, убедительной, точной. Это в каждом отдельном случае он должен решить сам, и только сам (M. Исаковский).
|