Скачать 231.25 Kb.
|
Рассмотрено на заседании кафедры «Словесность» «28» августа 2013 г. Согласовано заместителем директора по учебной работе С.И.Левиной Утверждено Приказом №119/382 «02» 09.2013г. Директора гимназии №1558 Г.И. Юсуповой РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО УЧЕБНОГО КУРСА «Культура речи. Культура письменной речи. Шаг за шагом к ЕГЭ» (курс дополнительного образования) 9 класс (1 час в неделю, 36 часов за год) типовая Составитель Бузовская А.А. 2013 – 2014 уч. г. Пояснительная записка Русский язык и культура речи вводятся в соответствии с ФГОС в качестве инвариантной дисциплины гуманитарного цикла. 1. Основные задачи учебного курса: - совершенствовать речевую культуру, воспитывать культурно-ценностное отношение к русской речи; способствовать полному и осознанному владению системой норм русского литературного языка; обеспечить дальнейшее овладение речевыми навыками и умениями; - совершенствовать знания школьников о языковых единицах разных уровней (фонетического, лексико-фразеологического и т.д.) и их функционировании в речи; совершенствовать орфографическую, пунктуационную и коммуникативную грамотность. В процессе обучения на основе данной программы учащиеся должны осознать различие между языком и речью, глубже осмыслить функции языка как средства выражения понятий, мыслей и средства общения между людьми, углубить знания о стилистическом расслоении современного русского языка, о качествах литературной речи, о нормах русского литературного языка; знать наиболее употребительные выразительные средства русского литературного языка. В процессе обобщающего повторения фонетики и графики, лексики и фразеологии, словообразования, частей речи и синтаксиса сучащиеся обогащают свои знания о соответствующих единицах языка - фонетических, лексических, фразеологических, морфологических, синтаксических - и в то же время овладевают соответствующими языковыми нормами письменной и устной речи, наиболее употребительными выразительными средствами литературного языка, выявляют орфоэпические, лексические, словообразовательные и иные ошибки и недочеты в специально подобранных текстах и в своей речи. Особую важность приобретают анализ и преобразование школьниками текстов, самостоятельное построение ими текстов типа повествования, описания, рассуждения с учетом нормативных требований, а также особого жанра – сочинения на лингвистическую тему. Основной частью этой работы является совершенствование навыков связной устной речи. Работа над стилями литературного языка предполагает более основательное ознакомление учащихся с особенностями научного, публицистического и официально-делового стилей речи, с жанрами деловой и учебно-научной речи. При этом вполне естественно и даже предпочтительно привлечение в качестве дидактического материала текстов разных жанров, привлечение профессионально и социально значимой тематики планируемых сообщений, высказываний учащихся на лингвистическую тему, тематики анализируемых текстов. Повторяя лексику, словообразование, части речи, школьники будут обращаться к лексике, к средствам художественной выразительности тексов; повторяя синтаксис -будут обращаться к типичным в построении текста оборотам, стилистическим фигурам и словосочетаниям, к синтаксическим структурам. При анализе, например, лексики конкретного научного текста или официального документа важно не только выявить её в тексте, не только привлечь внимание учащихся к словосочетаниям, характерным для данного жанра, для данной тематики публицистических и художественных текстов, но и представить возможные пути реализации этих знаний в речевой практике. Орфографические и пунктуационные нормы на данном этапе обучения не являются предметом специальных занятий. Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков осуществляется одновременно с работой над текстом, стилями речи, речевыми жанрами на том же дидактическом материале. Однако есть некоторые орфографические и пунктуационные трудности, с которыми студенты незнакомы, но которые профессионально значимы и потому требуют особого внимания. Таковы, например, употребительные для данной профессии слова специальной лексики, словосочетания с ними, пунктуационное оформление официальных документов, деловых бумаг. Программа состоит из “Введения” и семи разделов: “Фонетика”, “Лексика и фразеология”, “Словообразование”, “Части речи”, “Синтаксис”, “Нормы русского правописания”, “Текст. Стили речи”. В разделах программы четыре рубрики: в первой дается содержание учебного материала, во второй представлены требования к знаниям, в третьей - к умениям по данному разделу, в четвертой - примерный перечень рекомендуемых лабораторных и практических работ. В программе представлен примерный тематический план данной учебной дисциплины с указанием количества часов, рекомендуемых на изучение каждой темы и на проведение лабораторных и практических работ. Содержательной основой занятий по данному курсу явится обобщение ранее приобретенных учащимися знаний и умений по русскому языку с более глубоким осмыслением общих вопросов русского языка и с разветвленной системой практической работы по применению лингвистических знаний к речевой деятельности студентов, к культуре их речи, к обогащению их речи изобразительно-выразительными средствами, к повышению их грамотности. 2. Цели и задачи учебного курса В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: - использовать языковые единицы в соответствии с современными нормами литературного языка; - строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами; - анализировать свою речь с точки зрения её нормативности, уместности и целесообразности; - обнаруживать и устранять ошибки и недочеты на всех уровнях структуры языка; - пользоваться словарями русского языка, продуцировать тексты основных деловых и учебно-научных жанров. В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: - основные составляющие языка, устной и письменной речи, нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи, культуру речи; - понятие о нормах русского литературного языка; - основные фонетические единицы и средства языковой выразительности; - орфоэпические нормы, основные принципы русской орфографии; - лексические нормы; использование изобразительно- выразительных средств; - морфологические нормы, грамматические категории и способы их выражения в современном русском языке; - основные единицы синтаксиса; русскую пунктуацию; - функциональные стили современного русского языка, взаимодействие функциональных стилей; - структуру текста, смысловую и композиционную целостность текста; - функционально- смысловые типы текстов; - специфику использования элементов различных языковых уровней в научной речи; - жанровую дифференциацию и отбор языковых средств в публицистическом стиле, особенности устной публичной речи. - сфера функционирования публицистического стиля, жанровое разнообразие; - особенности специфики построения сочинения на лингвистическую тему; - роль средств художественной выразительности в авторской оценке героев, их поведения и поступков; - основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения. Количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 34 часа. 3. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
4. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Культура речи. Шаг за шагом к ЕГЭ»наименование
5. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины.Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется учителем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
6. Информационное обеспечение обученияПеречень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы. Основные источники: 1. Введенская Л. А., Черкасова М. Н. Русский язык и культура.- Русский язык и культура речи. – М.: «Феникс» Гриф Минобр. 2. Власенков А. И., Рыбченкова Русский язык. –М. «Просвещение» 2009. 287с. Гриф Минобр. 3. Лекант П. А., Маркелова Т. В., Самсонов Н. Б. Русский язык и культура речи. М.: «Дрофа»2009.224с. Гриф Минобр. Серия: Среднее профессиональное образование. Дополнительные источники: 1.Ожегов С. И. Словарь русского языка.- М.:«Оникс, Мир и Образование», 2010. – 640с. 2. Сазонова И. К. Толково- грамматический словарь причастий. М.: «АСТ- Пресс Книга», 2008. 648с. 3. Шушков А. А. Толково- понятийный словарь русского языка.- «Астрель, АСТ, Транзиткнига», 2003. 768с. 4. Субботина Л. А., Алабугина Ю. В.Фразеологический словарь русского языка для школьников.- «Астрель, АСТ». 2010. 640с. 5. Субботина Л. А., Михайлова О. А. Словарь синонимов и антонимов русского языка для школьников.- «Астрель, АСТ». 2010. 672с. 6. Новейший словарь иностранных слов и выражений: Экономическая и техническая терминология.- «АСТ». 2007. 672с. 7. Зализняк А. А. Грамматический словарь русского языка. М.: «АСТ- Пресс Книга», 2009. 800с. 8. Карпешин И. М. , Совчина Т. Н. Обратный словарь русского языка. М.: «АСТ- Восток- Запад», 2007. 768с. 9. Электронные ресурсы «Русский язык и культура речи». Форма доступа: http://www.gramota.ru |
Тема: Введение в курс «Русский язык и культура речи». Основные понятия курса «Русский язык и культура речи»: литературный язык, язык и речь, норма, диалект, культура языка и культура речи, устная речь, письменная... | Программа курса "культура речи " Культура речи общий гуманитарный вузовский курс. Курс годовой 1-й и 2-й семестры. Реализуется в рамках учебного плана кафедры истории... | ||
Реферат По дисциплине «Русский язык и культура речи» на тему «Культура делового общения» Для делового общения используют официально-деловой стиль. В книге «Культура устной и письменной речи делового человека» приводится... | Вопросы к экзамену по курсу «Стилистика и культура речи» для студентов 1 курса ииял Культура речи как наука. Понятие языковой нормы. Типы норм. Речевая культура. Типы речевых культур | ||
Рабочая программа дисциплины (модуля) Русский язык и культура речи... Дисциплина «Русский язык и культура речи» нацелена на повышение уровня практического владения современным русским языком и приобретение... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Охватывает основные разделы курса: язык как средство общения, литературный язык и культура речи, культура научной речи, культура... | ||
Конспект лекций Раздел Культура речи: аспекты и критерии Тема 1 Основные понятия: культура речи, коммуникативные качества хорошей речи, коммуникативная компетенция, речевая коммуникация, коммуникативный... | Рабочая программа Рыжковой Ларисы Алексеевны 2 квалификационная категория... Рабочая программа элективного курса «Искусство устной и письменной речи» для 10 класса основана на Программе элективного курса «Искусство... | ||
Рабочая программа дисциплины русский язык и культура речи степень... Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» подготовлена Лазаревой Г. А., к п н., доцентом кафедры общественных... | Программа курса «Русский язык и культура речи» Дисциплина «Русский язык и культура речи» В связи с этим программа базового курса включает материал, позволяющий студентам | ||
Gramma ru сайт "Культура письменной речи" Монологическая речь в этом случае является полуподготовленной с элементами спонтанной речи во время обсуждения проблем, затрагиваемых... | Методические указания к выполнению контрольных работ по дисциплине... Культура речи предполагает прежде всего правильность речи, то есть соблюдение норм литературного языка, которые воспринимаются его... | ||
Рабочая программа по дисциплине В. В культура деловой иноязычной речи Курс «Культура деловой иноязычной речи» занимает важное место в лингвистической подготовке будущих работников социально-культурного... | Рабочая программа по дисциплине гсэ в. 04 Культура деловой иноязычной речи Курс «Культура деловой иноязычной речи» занимает важное место в лингвистической подготовке будущих работников сферы туризма | ||
Рабочая программа по дисциплине В. В культура разговорной иноязычной речи Курс «Культура разговорной иноязычной речи» занимает важное место в лингвистической подготовке будущих работников сферы социально-культурного... | Учебно-методический комплекс дисциплины «Русский язык и культура речи» Русский язык и культура речи Направление подготовки 032100. 62 Физическая культура Форма подготовки очная/заочная |