Скачать 269.31 Kb.
|
Сочинение по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь». 5 класс. 1-ый урок - сбор материала к сочинению (устному высказыванию). Разработка Евсягиной Л.Е., учительницы русского языка и литературы Левашовской СОШ.Методические рекомендацииЗнакомство с пейзажем как жанром живописи целесообразно проводить в связи с изучением следующих лексико-грамматических тем: «Лексика. Культура речи», «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи», «Орфография». В ходе работы над описанием картины можно использовать также текст В. Г. Азарковича, описывающий это произведение искусства, поскольку он доступен учащимся. Урок развития речи в 5 классе «Подготовка к сочинению-описанию природы по картине Грабаря «Февральская лазурь» - интегрированный урок с использованием ИКТ. Интеграция как технология обучения с установлением устойчивых связей между разными учебными предметами (в данном случае - между русским языком, литературой, ИЗО, МХК, музыкой и информатикой) позволяет сформировать представление о целостности мира, о взаимосвязи всех его явлений и объектов. На данном уроке устанавливаются связи между полученными знаниями об окружающем мире и конкретной практической деятельностью учащихся, создаются условия для более рационального использования учебного времени и для усиления разнообразной художественной деятельности. Урок проводится с элементами игры и театрализованного действия: дети совершают путешествие в зимнюю сказку, превращаются в путешественников, экскурсоводов и писателей. Использование ИКТ на уроках даёт неограниченные возможности в преподавании: делает процесс обучения и преподавания более интересным, качественным, результативным; позволяет не только вызвать интерес к уроку, но и значительно активизирует деятельность учащихся; способствует развитию познавательной деятельности; позволяет работать самостоятельно, используя Интернет-ресурсы; формирует творчески мыслящую личность; помогает в обучении и развитии одарённых детей. Например, к данному уроку ученики получили предварительные задания: используя Интернет, найти материал о И.Э. Грабаре и его картинах, а также стихи, музыку, песни, пословицы и поговорки о зиме и зимних месяцах; подготовить презентации (рассказы) о жизни и деятельности Грабаря. Тип урока: закрепление знаний и способов действий, развитие связной речи. План урока (Слайд №2). 1) Организационный момент (приглашение волшебной кисточки)...…………… ...1 мин. 2) Подготовка к восприятию (зимняя сказка)………………………………………..1 мин. 3) Введение новой темы (путешествие во времени)…………………………...........2 мин. 4) Показ и рассматривание картины «Февральская лазурь»….………………..... ..1 мин. 5) Беседа по содержанию……………………………..………………………………….7 мин. 6) Физкультминутка……………………………..………………………………………..1 мин. 7) Изобразительные средства картины……………………………..……………...…..3 мин. 8) Работа со словарём настроений…………………………………………………….....2 мин. 9) Речевая подготовка (волшебный сундучок)...…….………………………………...5 мин. 10) Составление плана и озвучивание предполагаемого сочинения……………….5 мин. 11) Написание сочинения (сбор мозаики)……………..………………………………11мин. 12) Самопроверка и самоконтроль (секреты мастерства)……………………………5 мин. 13) Домашнее задание…………………………………………………………………..1 мин. Цели урока: Образовательные: дать понятие об описании как типе речи; Познакомить с жизнью и творчеством художника И. Э. Грабаря и изобразительными средствами, которые он использует при описании зимнего пейзажа. Показать учащимся художественные достоинства картины и средства, с помощью которых художник выражает свое отношение к изображённым предметам. Научить школьников высказывать своё отношение к художественному произведению, правильно оценивать настроение картины, отбирать лексический материал для своего устного выступления. Подготовить учащихся к написанию сочинения. Обучить составлению связного текста – описания картины в художественном стиле с использованием личных впечатлений; учить редактированию текста (своего и товарища). Развивающие: закрепить понятие о пейзаже, совершенствовать навыки описания картины. Развивать пространственное мышление и представления о холодных и тёплых тонах картины. Способствовать развитию творческого воображения и литературной речи учащихся. Формировать навыки сбора и систематизации лексического материала к устному высказыванию по картине. Формировать умения “читать” картину, понимать идейный замысел художника. Научить применять знания о выразительных средствах языка для описания картины и общий план построения сочинения для описания картины; научить отбирать нужные слова, какими можно описать данную картину; научить выражать своё эмоциональное состояние при помощи «словаря настроения», обогатить словарный запас учащихся. Учащиеся понимают, что каждый воспринимает картину по-разному и описывает её разными выразительными средствами; что степень эмоционального восприятия картины зависит от состояния здоровья; что изобразительное искусство оказывает положительное воздействие на человека. Пополнить словарный запас учащихся, закрепить навык самостоятельной работы со справочной литературой (толковыми словарями и словарями синонимов); развивать языковое чутье. Закрепить понятие о пейзаже. Воспитательные: учить эмоционально откликаться на явления зимней природы; учить проявлять творческий интерес к обсуждению собственной работы и работ товарищей. Цели урока: познакомить с творчеством художника и историей создания картины; обучить написанию связного текста – описания картины в художественном стиле с использованием личных впечатлений; пополнить словарный запас учащихся, закрепить навык самостоятельной работы со справочной литературой (толковыми словарями и словарями синонимов); развивать языковое чутьё и воображение, учить редактированию текста (своего и товарища); воспитывать любовь к природе и к прекрасному, национальную гордость. Оборудование: мультимедийный проектор, слайды с изображением художника И. Грабаря и его картин, анимация картины “Февральская лазурь”, музыка Грига и П.И.Чайковского “Времена года” (“Февраль”); стихи и сообщения уч-ся; на партах - карточки со словами, карточки -«помощники», «корреспондентские блокноты»; на доске - портрет Грабаря, иллюстрация картины И. Э. Грабаря «Февральская лазурь»; этимологическая страничка – словарик и высказывания: 1. «Я чувствовал, что удалось создать самое значительное произведение из всех до сих пор мной написанных, наиболее своё, не заимствованное, новое по концепции и по выполнению». 2. «Немного на свете таких потрясающих по красочной полифоничности моментов, как солнечный день инея, где цветовая гамма, ежеминутно меняясь, окрашивается в самые фантастические оттенки, для которых на палитре не хватает красок». 3.«Я стоял около дивного экземпляра березы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на нее, я уронил палку и нагнулся, чтобы ее поднять. Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенные голубой эмалью неба. Природа как будто праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу». Этимологическая страничка. Картина (от русского "карта") - произведение живописи в красках. Репродукция (лат.) - воспроизведённый посредством печати рисунок или картина. Пейзаж (франц.)-1) общий вид местности, картина природы; 2) рисунок, картина, изображающая природу. Пейзажист - художник, пишущий пейзаж. Лазурь (др. русск. - из греч.) - 1) светло-синий цвет, голубизна; 2) краска светло-синего цвета. Лазурный = лазоревый = голубой. Коралловый (цвет) - (перен.) ярко-красный. Сапфировый (цвет) - (перен.) синий или зелёный, цвета сапфира. Ход урока: I. Организационный момент. Подготовка к новой теме. Актуализация мыслительной деятельности. - Прозвенел уже звонок, начинается урок. Сегодня у нас в гостях волшебная кисточка, золотое перо и волшебный сундучок, которые приглашают нас в великолепную зимнюю сказку, сказку инея и снега. ( Слайды №№ 10 – 15. Текст на фоне слайдов и музыки А.В. Вивальди «Зима» из цикла «Времена года» ): Хороша матушка-зима!!! Выйдешь утром из дома на свежий воздух, перехватит на миг дыхание, а потом уж полной грудью вбираешь эту живительную свежесть… И готов горы свернуть, так легко и радостно шагается по хрусткому снежному простору. А кругом всё белым-бело! И такой чистотой веет от природы, что и самому хочется стряхнуть с себя последние пылинки осенней грусти и весело затянуть во весь голос какую-нибудь задорную зимнюю песню… Оно, конечно, верно, что вокруг всё белым-бело, но в песне-то поётся: «Ой, да не белы снежки...». А почему ж они не белы? А потому, что снега белыми кажутся лишь тому, кто видеть не умеет; а у кого глаз острый, тот всегда оттенок какой-нибудь на снегу приметит – то ли розовый, то ли голубой, то ли сиреневый... Главное, как на него взглянуть... Так и зима. Для одного это просто холодное время года между осенью и весной, а для другого - пора забав богатырских, снежных баталий, купаний в студёной проруби, полёта с гор…, чтобы дух захватывало и в ушах свистело. Впрочем, и лирику зима впору: не грех залюбоваться тонким кружевом инея, хитрым рисунком льда на вставшей реке или простой снежинкой, непохожей ни на какую другую снежинку на свете. Падая с высоты, снежинки ложатся на землю тёплой-тёплой шубой и согревают её. Сладко дремлет земля, и снится ей трепетная весна, добротворное лето и щедрая осень... Славное время – зима... (по А. Бочинину, Ю. Кривоносову). II. Сообщение темы, цели и задач урока (или их формулировка самими уч-ся). - Мы с вами побывали в зимней сказке инея и снега писателей А.Бочинина и Ю.Кривоносова, композитора Вивальди и великого русского художника Игоря Эммануиловича Грабаря... (Слайд № «Автопортрет…»). Кто же он такой? Что ещё рисовал? Какие шедевры создала его волшебная кисточка? (На доске портрет и запись темы). III. Путешествие во времени (заранее подготовленные ученики). 1-ый ученик - экскурсовод. «Художник и его творчество». (Слайды № .) Игорь Эммануилович Грабарь родился 13 марта 1871 года в Будапеште в семье юриста. В 1876 году семья переехала в Россию. Грабарь получил блестящее образование, окончив сначала Московский лицей, затем юридический факультет Петербургского университета. После окончания университета он поступил в Высшую художественную школу при Академии искусств. Учителем Грабаря был Репин. Художник много внимания уделяет пейзажам. Он очарован русским раздольем. О влюблённости художника в родную природу свидетельствуют его картины. И.Э. Грабарь был поэтом русской природы. Назовём лишь некоторые из его работ: «Павильон в Кузьминках», «Под берёзами», «Последний снег», «Рябинка», «Рябины», «Сирень и незабудки», «Хризантемы», «Дельфиниум в саду», « Золотые листья», «Абрамцево. Плетень», «Майский вечер», «Мартовский снег», «Февральская лазурь», «Зимнее утро», «Иней», «Сентябрьский снег», « Иней. Восход солнца», «Белая зима» («Грачиные гнёзда»), «Ясный осенний вечер», «Вешний поток», «Снежные сугробы», «Иней при заходе солнца». Художник всегда видел в простых пейзажных мотивах настоящее богатство красок. В февральские и мартовские дни краски природы становятся для него особенно волнующими, необыкновенно привлекательными. 2-ой ученик - экскурсовод. « Мастер пейзажей, натюрмортов и портретов». (Слайды № .) Грабарь – тонкий живописец, мастер пейзажа, портрета и натюрморта. Он открыл новый русский пейзаж. Не всякому живописцу дано такое счастье увидеть по-новому прежнее, показать необычное в обычном. Природа России приобрела в его пейзажах совершенно новый облик, заискрилась радужными красками, наполнилась ощущением простора и света. Его кисти принадлежат картины: "Сентябрьский снег", "Мартовский снег", "Лучезарное утро", "Ясный осенний вечер", "Разъяснивается", "Зимний пейзаж", "Берёзы летом" и др. Все они проникнуты радостным, светлым чувством. Он обогатил свою палитру цветовыми и световоздушными достижениями искусства французских импрессионистов. Художник продолжил и развил лучшие традиции русской пейзажной живописи, традиции Левитана, Серова, Коровина и других пейзажистов.... Его картины способствовали дальнейшему развитию пейзажного жанра. 3-ий ученик - экскурсовод. «Певец зимы и снегов». (Слайды № .) Сказка инея и солнца. Цветенье зимы. И. Э. Грабарь – певец зимы и снегов. Он очень любил рисовать зиму с её бодрящим морозцем, лазурным небом, радостным морозным солнцем, играющим золотыми бликами на пушистом сверкающем снегу и на белых стволах берёз, со сказочными переливами инея и его прихотливыми узорами («Зимний вечер» 1903; «Февральская лазурь» 1904; «Иней» 1907-1908; «Сказка инея и восходящего солнца» 1908 и др.). Вернувшись в 1901 году в Россию, художник был вновь потрясён красотой русской природы. Он заворожён красотой русской зимы, восхищён «грацией» и «магнетизмом» волшебного дерева - берёзы. Его восхищение Россией после долгой разлуки выразилось в картинах: «Белая зима», «Февральская лазурь», «Мартовский снег» и многих других. С наибольшей широтой живописный талант И. Э. Грабаря проявился в «Мартовском снеге» (1904). В снежных просторах он «впервые познал красоту бесконечных бирюзово-сиреневых переливов на снегу». В 1904 году Грабарь открыл для себя один из главных мотивов своих будущих картин – иней, это чудесное и поэтическое явление русской зимы, которое занимало творческое воображение художника на протяжении всей его жизни. Глазу художника открылось фантастическое зрелище, которое он называл "сказкой". "Бриллиантовые кружева на бирюзовой эмали неба" – такое определение инею мог дать только художник. В 1905-1908 годах зимняя тема стала главной, а изображение инея – ведущим её мотивом. "Под знаком" инея прошли январи 1906 и 1907 года. По его собственным словам, работа над инеем будила его "живописный задор". "Немного на свете таких потрясающих… моментов, как солнечный день инея, где цветовая гамма, ежеминутно меняясь, окрашивается в самые фантастические оттенки, для которых на палитре не хватает красок". Грабарь писал иней "на всякие лады" – разнообразные его виды, в утренние и вечерние часы, при солнце и в бессолнечный день. Это были маленькие цветные наброски, так как на морозе быстро застывала краска. Таких набросков накопилось у Грабаря около сотни - "не было эффекта инея в течение дня, которого бы я не зафиксировал в этой коллекции". В мастерской наброски стали превращаться в композиции, составившие сюиту пейзажей "День инея" (1907-1908), которая была задумана ещё в 1904 году. IY. Первичное восприятие картины ( Слайды №№ . Анимация «Берёзы. Дерево-сказка»). (на фоне картин и музыки): (Слайд № .) Любимый мотив Игоря Грабаря — берёза. Мастер пейзажа не переставал восторгаться этим дивом: «Что может быть прекраснее берёзы, единственного в природе дерева, ствол которого ослепительно бел, тогда как все остальные деревья на свете имеют тёмные стволы. Фантастическое, сверхъестественное дерево, дерево-сказка. Я страстно полюбил русскую берёзу и долго почти одну только её и писал». Если вы посмотрите на картины художника, где изображены берёзы, то сразу поймёте, что он хотел сказать (не словами, а красками!). -Что же он хотел сказать нам своими картинами?... Может быть то же, что и поэт в одном из своих стихотворений (Слайд № . Показ картины Грабаря «Февральская лазурь» и рассматривание её под музыку «Времена года. Февраль» П. И. Чайковского ): Люблю берёзу русскую, То светлую, то грустную, В белёном сарафанчике, С платочками в карманчиках, С красивыми застёжками, С зелёными серёжками... (Александр Прокофьев) Новый, новый у берёз наряд, Искры, искры серебром горят. Ветер, ветер заметает след, Лучше, лучше этой сказки нет. (М. Пляцковский) V. Работа по картине. 5.1). Рассмотреть картину. Чем понравилась? Ваше первое впечатление. – Какое впечатление производит на вас эта картина? (Приятное, радостное, хочется долго смотреть на эту картину, потому что она красочная и понятная.) Учитель: - Одно из лучших полотен Грабаря "Февральская лазурь" поражает силой и чистотой цвета, ослепляет чистотой и яркостью колорита… Н. Рыленков в одном из своих стихотворений написал: Здесь мало увидеть, Здесь нужно всмотреться, Чтоб ясной любовью Наполнилось сердце…. Грабарю удалось всмотреться в природу и передать её красоту и величие. Обратимся к воспоминаниям художника и послушаем, как он работал над картиной. 5.2). История создания картины + воспоминания Грабаря (читает подготовленный ученик): “Я стоял около дивного экземпляра берёзы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на неё, я уронил палку и нагнулся, чтобы её поднять. Когда я взглянул на верхушку берёзы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединённых голубой эмалью неба. “Если бы хоть десятую долю этой красоты передать, то и это будет бесподобно”,- подумал я. – Февраль стоял изумительный. Солнце светило ежедневно, и мне посчастливилось писать без перерыва около двух с половиной недель, пока я не кончил картину. Писал я с зонтиком, окрашенным в голубой цвет”. 5.3) Беседа по картине (После того как учащиеся внимательно рассмотрели картину И. Грабаря, учитель задает вопросы): – Как можно по-другому назвать эту картину? («Зима», «Зимнее утро»…). Сам художник долго думал, как назвать картину: «Лазоревый февраль» или «Конец февраля». Наконец решил: «Февральская лазурь»… – Как вы понимаете название этой картины? Почему картина названа «Февральская лазурь», хотя в центре — берёза, и она очень хороша? - Как вы понимаете слово «лазурь»? Объясните значение этого слова и сверьтесь по словарю. (Лазурь -это светло-синий, голубой с сиреневым оттенком цвет; голубая или светло-зелёная краска с сиреневатым оттенком). Вывод 1: Самое красивое и подходящее название картины - «Февральская лазурь». Словом «февральский» художник подчёркивает время года, а словом «лазурь» – то, что на картине изображено всё в светло–синем цвете. Название «Февральская лазурь» картина получила потому, что на ней изображён прекрасный солнечный февральский день с ослепляющей голубизной неба, белоствольной красавицей-берёзой и сиреневым снегом. Всё это представляет собой единое целое, радостное и праздничное по настроению. –Какой день изобразил художник? Тёплый или холодный? - А что помогает нам понять, что день изображён солнечный? (Тёплый. Это зима, лежит снег, но уже пригревает солнце. Сверкают стволы берёз. На них видны отблески солнца). - Какими бы тонами изобразил художник стужу? (белыми, серыми, синими тонами.) Такие тона называют холодными. А на картине преобладают тёплые тона - солнечные. - Посмотрите внимательно на небо на картине Грабаря. Есть ли на нём облака? Какого оно цвета вверху и на горизонте? Когда бывает такое небо? (Ослепляет лазорево-синим небом, уходящим в бескрайнюю высь. Пространство наполнено светом и воздухом. В феврале или марте в ясный, морозный, солнечный день). - Что ещё изобразил художник? (берёзы) Рассмотрите берёзы, как они расположены? Опишите их. (Деревья расположены на картине естественно. Низкий горизонт усиливает впечатление монументальности деревьев. Кружево ветвей отражается в большом безоблачном голубом – голубом небе). -А как выглядит берёза на переднем плане картины? Что можно сказать о цвете её ствола, ветвей, прошлогодней листвы на верхушке? Как выглядит эта берёза? (Плотными мазками написаны огромные белоствольные берёзы на первом плане. На переднем плане старая берёза, вдали расположены её подружки, молодые берёзки. Могучая, огромная, видевшая ни одну зиму. Она уже старая, искривлённая, огромная. У неё толстый ствол, много веток). - Что можно сказать о других берёзках? А на заднем плане, какие берёзы? (там одна старая берёза и много молодых). - Какие краски использует художник, рисуя берёзы? (жёлтые, красноватые, оранжевые оттенки – тёплые тона). -А почему именно берёзу выбрал художник? (Это наше самое любимое, красивое, нарядное дерево. Берёза – символ нашей родины, символ русской зимы. О берёзе сложено много песен и стихов.). - Закроем нижнюю часть картины. Что напоминает нам оставшаяся часть? Что вам напоминают сплетённые ветви молодых и старой берёз, усыпанных снегом? (красивый, морозный узор на окне, кружево). - Откроем нижнюю часть картины. Рассмотрите снег: много ли его, какого он цвета на солнце и в тени? (Снег рыхлый, кое-где осел, подтаял). Ощущаете ли вы присутствие человека? (Нет, снег не тронут, нет следов. Тени на снегу только от берёз. Это берёзовая роща зимой). -Что виднеется на горизонте? (кустарник). - Когда-то И.Э. Грабарь мечтал «передать хотя бы десятую долю красоты зимнего пейзажа». Как вы думаете, ему это удалось? Удалось ли художнику передать красоту, которую он увидел в природе? (Да, его мечта осуществилась. «Февральская лазурь» завораживает: на неё хочется смотреть и смотреть. Зимний пейзаж прекрасен). - Что вы можете сказать о расположении предметов на картине? Опишите их. (Деревья расположены на картине естественно. Снег рыхлый, кое–где осел, подтаял. Кружево ветвей отражается в большом безоблачном голубом – голубом небе). - Как расположена картина? (вертикально. Чтобы увидеть кружево берёзы, живописец рассматривает её снизу вверх. Все другие деревья как бы отодвинуты, чтобы не мешали рассматривать берёзу на фоне голубого неба. Мастерство художника заключается в том, что он сумел в обыкновенном русском пейзаже увидеть самое замечательное, красивое). – Нравится ли вам построение (композиция) картины? (Да, это необычное, интересное построение картины: мы видим большую березу, которая выделяется на переднем плане и занимает почти все полотно. Она хорошо видна.). - Какова основная мысль этого пейзажа? (Работа с учебником: упр.342 – прочитать). - Какие цвета преобладают на картине – тёплые или холодные? (Холодные: светло-голубой, синий, белый.). Как вы думаете, почему художник использовал в основном холодные цвета? (Видимо, он хотел передать красками настроение зимы и радостное восприятие изображенного. Видно, что ему нравится зима, и что он сам любит подышать морозным воздухом, что ему симпатичны те предметы, которые он изобразил.). Вывод 1: В картине И. Грабаря сочетаются тёплые и холодные тона, поэтому можно сказать, что это солнечный прекрасный февральский день. И. Грабарь писал: «В природе творилось нечто необычное. Казалось, что она праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу». И.Э.Грабарь вот такими словами описывал своё любимое время года (на доске): “Настали чудесные солнечные февральские дни. В природе творилось нечто необычное. Казалось, что она праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу”. - Какие слова помогают увидеть февральский день? Изображено ли всё это на картине? Что на картине и о чём эта картина? (На картине зимний пейзаж в бело-голубых тонах: лазоревом (лазурном, светло-синем), жемчужном (белом или желто-белом, как жемчуг), сапфировом (синем или голубом, зеленовато-синем). - Что помогло художнику передать необыкновенную красоту природы? (Сочетаясь, эти тона создают настроение праздника, который увидел художник в природе и передал на полотне. Передал не равнодушно, а с любовью, с восхищением её красотой.) –Какое настроение вызывает эта картина? Что вы чувствуете, о чём думаете, глядя на неё? Какое впечатление производит на вас эта картина? (Приятное, радостное, хочется долго смотреть на эту картину, потому что она красочная и понятная.) -Какие строки из стихотворений или песен вам вспоминаются? (1. А.Пушкина: «Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце снег лежит…2. С. Есенина «Берёза»). Чтение стихотворения С. Есенина “Белая берёза под моим окном...” (Читает ученик). Вывод 2: Поэт и художник видели одни и те же картины природы и выразили увиденное разными средствами: С. Есенин увиденное описал словами, а И. Гра-барь – красками. Мастерство художника заключается в том, что он сумел в обыкновенном русском пейзаже увидеть самое замечательное, красивое. Он всегда искренне и правдиво изображал русскую природу, был выдающимся портретистом и пейзажистом. -Что означает слово портретист? -Что означает слово пейзажист? пейзаж? Обратимся к энциклопедии (Пейзаж – рисунок, картина, на которой изображена природа. Пейзажист – художник, специалист по пейзажам). Скажите, пожалуйста, что такое пейзаж? Что нам говорит об этом энциклопедия? (1. Вид какой-либо местности (подмосковный пейзаж, волжский пейзаж). 2. Рисунок, картина, изображающая природу, вид (в Третьяковской галерее, к примеру, можно увидеть множество великолепных пейзажей, созданных различными художниками). 3. Описание природы в литературном произведении.) Вывод 3: Пейзаж... Природа... Порой мы даже не замечаем той красоты, среди которой живем. Искусство пейзажа напоминает нам об этом. Каждый настоящий художник-пейзажист, внося в картину своё отношение к природе, как бы приглашает нас пристальнее вглядеться в неё и насладиться ею. А может, и пообщаться с ней. Не надо думать, что природа — это нечто неподвижное и молчаливое. Ведь неслучайно поэт Фёдор Тютчев писал: Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык. А вы согласны с поэтом? Ответ аргументируйте. 5.4). Физкультминутка. Стали мы учениками, соблюдаем режим сами. Утром мы, когда проснулись, улыбнулись, потянулись. Для здоровья, настроенья делаем мы упражненья: Руки вверх и руки вниз, на носочки поднялись, То присели, то нагнулись и опять же улыбнулись. YI. Речевая подготовка. - Какое сочинение мы будем писать? (описание) Инструктаж (Слайд № ): Откройте свои «корреспондентские блокноты» и запишите слова, которые можно использовать в сочинении. 6.1). Работа со «словарём настроений» (Слайд № ). - Какое настроение вызывает у вас эта картина? Давайте выберем слова, которые отражают наше настроение. (восхищение, радость) Радость Удивление Испуг Волнение Интерес Восхищение Восторг Грусть 6.2). Выбор опорных слов. Словарно-орфографическая работа. Лазурь - это светло-синий цвет, голубая или светло-зелёная краска с сиреневатым оттенком. (записываем и складываем в «волшебный сундучок»): небо, берёза, снег, зима.Небо – лазоревое, светло-синее, голубое, яркое, чистое. Берёза – жемчужная, как королева, царица, развесила коралловые ветки, серебристые кружева. Снег – серебристый, белый с сиреневыми тенями, синеватый. Зима – волшебница, искусница, чародейка, красавица, нарядила природу, как на праздник. - Какими средствами языка будем пользоваться? (эпитеты, сравнения, олицетворения) 6.3). Словарно-стилистическая работа (по вариантам). - Найти имена прилагательные, в корне которых содержится проверяемая безударная гласная, и объяснить их правописание (увлекательный, плотный, белоствольный, родной). - Каким членом предложения являются прилагательные? (определением). - Какова роль определений в речи? (украшают речь). - Какие образно-выразительные средства языка можно использовать для описания берёзы, неба, снега? - Продолжи предложения «Я восхищаюсь…», «Я поражен….». - Объясните, пользуясь словарем, значение слов лазоревый, фантастический (стр. 290, 295 «Толковый словарь русского языка»). - Из упражнения № 322 выписать глаголы, обозначающие действие предмета (снега). (искрится, блестит, сверкает, притягивает к себе). - Из упражнения № 356 выписать словосочетания (прилаг. + сущ.), которые помогут сделать описание картины более точным и ярким (морозное солнечное утро, синее огромное небо, снежная белизна, фантастическая красота ясного синего утра ). 6.4). Составление и запись плана описания картины. - Как построим своё сочинение? Сколько частей должно быть в сочинении? (вступительная, основная, заключительная) - Что напишем во вступительной части? (Это было зимой, в феврале. Волшебница-зима украсила природу. А художник Грабарь на картине «Февральская лазурь» изобразил на фоне голубого неба белоствольную берёзу) - Запишем план и расскажем по нему содержание предполагаемого сочинения. Планы (Слайд № ). 1) Зима на картине И. Грабаря. 2) Красавица-берёза. 3) Цвет и настроение картины. 4) Моё отношение к картине. 1) Предмет описания в сочинении. 2) Что я вижу на картине? А). Февральский день. Б). Небо. В). Снег. Г).Берёза-красавица. Д). Другие берёзки. Е). Кустарник на горизонте. 3) Что помогло художнику передать необыкновенную красоту природы? 4) Объяснить название картины. 5) Какое настроение вызывает пейзаж? 1. И.Э.Грабарь – певец русской природы. |
Рр сочинение по картине Грабаря «Февральская лазурь» Цель урока Оборудование: репродукции Н. Э. Грабаря, И. К. Левитана, И. И. Шишкина, А. Саврасова, Чайковский "'Времена года", выставка книг М.... | Урок литературы в 5-м классе. И. С. Тургенев. "Муму" Написать на отдельном двойном листе небольшое сочинение по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь» по упражнению 358 (картинка... | ||
Урок литературы в 7 классе по «стихотворению в прозе» И. С. Тургенева «Собака» Написать на отдельном двойном листе небольшое сочинение по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь» по упражнению 358 (картинка... | Конспект урока по теме "Сочинение по картине И. Грабаря «Февральская лазурь»" Демонстрация иллюстраций, художественное чтение фрагментов стихотворений С. А. Есенина | ||
Литература к уроку. Висленко Л. П. примерное перспективно-тематическое... Написать на отдельном двойном листе небольшое сочинение по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь» по упражнению 358 (картинка... | Конспект статьи учебника) Н. А. Островский (15. 09) Написать на отдельном двойном листе небольшое сочинение по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь» по упражнению 358 (картинка... | ||
Конспект по биографии И. С. Тургенева по учебнику на странице 207 208 в тетрадь Написать на отдельном двойном листе небольшое сочинение по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь» по упражнению 358 (картинка... | Сочинение-этюд близкое по содержанию зарисовке: автор рассказывает... Подготовка к сочинению по картине ф. П. Толстого «цветы, фрукты, птица» | ||
Тема урока: Сочинение описание по картине И. И. Машкова «Клубника и белый кувшин» Учитель: Сегодня у нас урок развития речи, мы познакомимся с творчеством русского художника Ильи Ивановича Машкова. Внимательно рассмотрим... | Тема урока : «подготовка к сочинению-описанию по картине и. Бродского... Тема сегодняшнего урока подготовка к сочинению-описанию по картине И. Бродского «Летний сад осенью». Будьте внимательны, так как... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Сегодня у нас необычный урок. Состоится мастер – класс по теме: «Обучение сочинению по картине «Октябрь» Ефима Ефимовича Волкова | Конспект урока сочинение по картине > И. И. > Шишкина > «Утро в сосновом > лесу» фио (полностью) Знакомство с творчеством И. И. Шишкина, формировать умения строить текст в определенной композиционной форме, отбирать речевые средства,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Сочинение – описание по картине М. Нестерова «Видение отроку Варфоломею». Урок развития речи. 8 класс. Тип урока: интегрированный.... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок Подготовка к сочинению по картине В. В. Мешкова «Золотая осень в Карелии» | ||
Приглашаем самых наблюдательных и творческих ребят принять участие... | Урок презентация. Тема: Подготовка к сочинению отзыву о картине И. Тихого «Аисты» Цели ... |