Урок литературы в 5-м классе. И. С. Тургенев. "Муму"





Скачать 211.86 Kb.
НазваниеУрок литературы в 5-м классе. И. С. Тургенев. "Муму"
Дата публикации26.09.2013
Размер211.86 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок






Урок литературы в 5-м классе. И.С. Тургенев. "Муму"


Маджидова Ольга Борисовна, учитель русского языка и литературы, МБОУ «СОШ № 13» городского округа город октябрьский Республики Башкортостан.(34767-5-08-70). E-mail:olgaMadghidova@rambler.ru. Адрес:21 микрорайон,д.8,кВ. 35, г. Октябрьский, Республика Башкортотан.

Краткая аннотация

Урок литературы в 5-м классе по рассказу И.С. Тургенева «Муму» нацелен на:

  1. показ своеобразия Тургенева-повествователя в создании портрета, пейзажа, описании интерьера, использование сравнений, эпитетов, метафор,

  2. показ через сопоставления Герасима с людьми, окружавшими его в доме барыни, нравственное превосходство героя,

  3. создание сопоставительной характеристики Герасима в ситуациях «друзья» и «враги»,

  4. развитие умения краткого пересказа текста и художественного пересказа отдельного эпизода,

  5. частичный анализ центральных эпизодов прочитанной к уроку части,

  6. прослеживание изменений, происшедших в главном герое,

  7. создание на основании формирования аналитического чтения проектов презентаций обучающимися в программе Microsoft PowerPoint, выпуск буклетов, газет, инсценирования эпизодов,

  8. умелое пользование ресурсами Интернета.

План-конспект урока

Тема: Герасим и Муму.

Цели урока:

-обучающая: - научить учащихся навыкам исследовательской деятельности и оперативной работе с текстом;

- углубить навыки общения в группах;

- развивающая: - развитие читательских интересов учащихся;

- умения работать с текстом, анализировать, обобщать.

- развитие интереса учащихся к творчеству писателя и его

личности; на основании аналитического чтения, создавать проекты медиа презентаций обучающимися в программе Microsoft PowerPoint, выпуск буклетов, газет,

-умелое пользование Интернетом.

-воспитывающая: - формирование коммуникативной компетенции

обучащихся.

План урока:
1. 10 мин. Работа по сюжету прочитанной части.

2. 10 мин. Беседа по тексту.

3. 15 мин. Пересказ и анализ эпизода «Муму в доме барыни».

4. 5 мин. Сопоставительная характеристика «Гаврила и Степан»

5. 5 мин. Домашнее задание.
Словарная работа: Приживалки, лакей, холоп, челядь, дворецкий, дворянин, дворня, дворовый.
Оборудование: Мультимедиа проектор, презентация, материалы по сопровождению и поддержке проектной деятельности, материалы по формирующему и итоговому оцениванию, полезные ресурсы.

Ход урока:

Заставка – слайд № 1

Нацеливание (слайд № 2)

I. Реализация домашнего задания. (слайд № 3)

Вспомним, познакомившись с планом, сюжет прочитанной части.

1. Герасим нашёл щенка.

2. Забота Герасима о собаке.

3. Барыня увидела собаку.

4. Муму в господском доме.

5. Степан уносит Муму.

Проверяя первичное читательское восприятие, зададим вопрос:

- Одинаковы ли по эмоциональной окраске и по настроению выделенные эпизоды?

Дети отмечают, что испытывали разные чувства: радость, счастье, тревогу, обиду и т.д. Вспоминая свои ощущения от прочитанного, они настраиваются на дальнейшую аналитическую беседу по содержанию рассказа.

II. Герасим и Муму. Беседа по тексту. (слайд № 4)

Вопросы для беседы:

- В каком состоянии находился Герасим после отъезда Татьяны?

- Для кого описанная Тургеневым встреча человека и собаки (Герасима и щенка) была важнее? Найдите слова, подчеркивающее их состояние.

- Изменился ли с появлением Муму сам Герасим?

- Думали ли вы, почему история встречи с Муму идёт после эпизода расставания с Татьяной.

III. Эпизод «Муму в доме барыни». (слайд № 5)

1. Словарная работа.

Приживалки, лакей, холоп, челядь, дворецкий, дворянин, дворня, дворовый.
2. Реализация индивидуального домашнего задания - пересказ эпизода.

Ученику перед пересказом эпизода зададим вопрос, на что он хотел бы обратить внимание своих одноклассников.
3. После пересказа проанализируем эпизод по вопросам:

- Почему так ведет себя в доме барыни собака?

- Как реагируют на происходящее присутствующие слуги?

- Как меняется в этой сцене настроение барыни?

- В этом эпизоде впервые барыне (вспомните I абзац) уделено-значительное место. Почему и здесь автор не наградил её именем, как он её называет ?

- Даёт ли в этой сцене Тургенев почувствовать своё отношение к происходящему событию?

(Обратим внимание на ироничное заключение: «Какие безделицы, подумаешь, могут иногда расстроить человека».)
IV. Сопоставительная характеристика Гаврилы и Степана.(слайд № 6)

- Какую роль в последующих событиях сыграли Степан и Гаврила?

- Чем эти герои похожи друг на друга? (Они боятся барыню, в любую минуту готовы услужить ей, в первую очередь, заботясь о себе.)

- В чем они отличаются?

- Составьте словесный портрет Степана, а затем словесный портрет Гаврилы. Как отличия во внешности героев влияют на их внутренний мир?
V. Обобщение по уроку. (Слайд № 7)

Сегодня мы говорили о том, как одинокая и безрадостная жизнь Герасима в доме барыни была скрашена счастливыми месяцами общения с настоящим верным и чутким другом - собакой. Казалось, оттаяла душа немого богатыря, и мы увидели его чутким, нежным и заботливым человеком. Но Тургенев даёт почувствовать нам, что счастье Герасима недолговечно.
Домашнее задание.(слайды № 8 - 13)

Группам обучающихся создать проекты.

1.Создаются группы:

  1. «Историки»

  2. «Исследователи»

  3. «Литературоведы»

  4. «Биографы»

  5. «Актеры»

Ребята могут участвовать в одной или нескольких группах. (Лидерам групп раздаточный материал поможет в качественном выполнении домашней работы по подготовке к итоговому уроку по данной теме)

Маршрутный лист
Группа «Историки»

  1. Изучить эпоху второй половины XIХ века, на фоне которой происходит действие рассказа.

  2. Выявить, какая ситуация повлияла на создание рассказа «Муму».

  3. Провести синтез изученных материалов, сделать вывод и оформить результаты работы в виде буклета.

Постарайтесь найти исторические факты и примеры, которые будут аргументировать ваши ответы и подтверждать результаты исследования.

Группа «Исследователи»

Опираясь на текст произведения, охарактеризовать Герасима и его окружение:

  1. Как складывались отношения Герасима с дворовыми? В чем по вашему причина его одиночества? Герасим и дворовые.

  2. Герасим и барыня.

  3. Герасим и Татьяна.

4. Представить результаты исследования в виде презентации.

Постарайтесь найти конкретные факты и примеры, которые будут аргументировать ваши ответы и подтверждать результаты исследования.

Группа «Литературоведы»

  1. Выявить проблемы рассказа.

  2. Определить основной конфликт произведения.

  3. Проанализировать особенности композиции.

4. Сделать выводы и представить результаты работы в виде Вики-статьи.

Постарайтесь найти конкретные факты и примеры, которые будут аргументировать ваши ответы и подтверждать результаты исследования.

Группа «Биографы»

1. Проанализировать монографические работы, посвящённые жизни и творчеству писателя.

2. Отразить следующие моменты биографии Т.С. Тургенева:

- Детство И.С. Тургенева

- начало литературной деятельности.

3. Провести синтез и анализ изученных материалов, сделать вывод и оформить результаты работы в виде публикации.

Постарайтесь найти конкретные факты и примеры, которые будут аргументировать ваши ответы и подтверждать результаты исследования

Группа «Актёры»

1. Распределить роли наиболее понравившихся эпизодов рассказа.

2. Продумать костюм, жесты и мимику героя, а также очередность выступления.

3. Создать самостоятельно монологи и диалоги персонажей, опираясь на текст рассказа, пытаясь сохранить особенности речи героев.

4. Подготовить инсценировку эпизодов.

2. Подготовка к ведению дискуссии на следующем уроке по проектам. Для грамотного ведения дискуссии раздается памятка каждой группе.
Правила ведения дискуссии
  

  1. Истина не принадлежит Вам, как не принадлежит никому.

  2. Не говорите «Вы не правы», а только – «Я с Вами не согласен».

  3. У Вас есть право на собственное мнение, но нет права на факты.

  4. Необходимо опираться на надежную фактическую базу.

  5. Желательно в начале выступления уточнить аргумент, который Вы хотите оспорить.

  6. Обсуждая тему «А» не начинайте дискуссию по теме «Б».

  7. Формулируйте тезис в начале и / или / в конце Вашего выступления.

  8. Нельзя превращать реплику в доклад: если Вы не можете развить аргумент в течение трех минут – с Вашими аргументами что-то не так.

  9. Если Ваш аргумент кажется Вам слишком простым и наивным, не стесняйтесь – как раз наивные аргументы часто оказываются продуктивными.

  10. Не оставляйте без внимания ни одного выступления участников: вдруг именно в нем, даже в «банальном» и «странном» содержится что-то ценное для общего хода дискуссии.

  11. Говорите сейчас, здесь, а не потом, в коридоре.

  12. Каждый имеет право на молчание.


Образец буклета для группы «Историки»


Текст внутри буклета

Название:

Последняя страница


Рисунок и подзаголовки:




Контактная информация
ФИО:

Адрес:

E-Mail:

Телефон:





Внутри буклета

Заголовок:

Текст:

Заголовок:

Текст:



Заголовок:

Текст:




Шаблон газеты для группы «Биографы»

Статья:







Текст




Школа, Учитель:

Заголовок статьи:




Заголовок статьи:



Статья:






Рисунок:


Рисунок:




Статья:

Рисунок:


Заголовок статьи::


Учитель, предмет:





Контактная информация:




Статья:


Рисунок:

Заголовок статьи:






Статья::


Заголовок статьи::












Для индивидуальной работы каждого обучающегося над проектом раздается

«Дневник наблюдений»

Дневник наблюдений

Тема моего исследования _______________________________________________________

Что я знаю (мои предположения):

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ключевые понятия:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Графическое изображение материала:

Взаимосвязи между тем, что я знал и что узнал:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Эссе:

Что осталось непонятным (вопросы):

1_______________________________________________________________________________

2_______________________________________________________________________________

3_______________________________________________________________________________

4______________________________________________________________________________

_5_______________________________________________________________________________

6_______________________________________________________________________________

Выполненное задание необходимо обсудить в группе и передать учителю.

Лист планирования работы в группе

Основополагающий вопрос__________________________________________

Вопрос (проблема)__________________________________________________

Этапы

Гипотеза:

Цель:

Задачи:

Что знаю:

Что еще нужно найти:


Что можно использовать:

Источник информации / ресурс

Вид информации







Какую консультацию и у кого мы можем получить:

Координатор в группе:_______________________________

Распределение обязанностей и план работы:




1 ученик

2 ученик

3 ученик




Что делать













Что сделано













Оценивание презентации
Команда учеников __________________             Дата _________

Тема исследования _________________   Эксперт ___________________

Критерии

Баллы

макс.

Оценка группы

Оценка класса

Оценка учителя

Содержание

Отражены цели исследования и выводы

10










Содержание слайдов соответствует теме

10










Тема раскрыта полно

10










Исследование отвечает ОПВ и проблемным вопросам

10










Приведён список использованных ресурсов

5










Дизайн

Оформление презентации логично, эстетично

5










Текст легко читается, фон сочетается с текстом и графическими файлами

5










Использование эффектов анимации логично

5










Организация

Текст написан грамотно, нет опечаток, сформулированные идеи изложены ясно

10










Оправданные способы общения и толерантность в ходе работы над презентацией

10










Чёткое планирование работы всей группы и каждого участника группы

20










Общая оценка

100











Самооценка ученика при работе в группе

Критерии

Абсолютно

согласен

Согласен

Частично

согласен

Не согласен

Я в полной мере участвую во всех мероприятиях группы.













Внимательно выслушиваю то, что говорят члены моей группы.













Я высказываю в своей группе конструктивную критику.













Я помогаю участникам группы, когда она нуждается во мне.













Я завершаю выполнение моих задач в соответствии с графиком.













Я с уважением отношусь к мнению участников группы, даже если я не согласен с ними.













Я поддерживаю позитивное отношение по поводу проекта, даже когда мы сталкиваемся с проблемами.















Критерии оценивания публикации (буклета)
Команда учеников ___________________                    Дата _________

Тема исследования __________________   Эксперт ___________________


Критерии

Баллы

макс.

Оценка группы

Оценка класса

Оценка учителя

Содержание

Работа доказывает понимание темы исследования.

20










Грамотно используются термины.

10










Информация достоверна.

10










Сделаны выводы.

20










Дизайн

Оформление 1-й страницы.

5










Оформление 2-й страницы.

5










Графика соответствует содержанию.

2










Количество текста разумно.

2










Орфография и внешний вид

Грамотность.

2










Текст легко читается, цвет фона и изображения гармонируют и удобны для чтения.

2










Приятный внешний вид.

2










Планирование

Продуманность использования буклета.

20










Сумма баллов

100











Отличная работа 100 – 90 баллов

Хорошая работа 89 – 79 баллов

Удовлетворительная работа 78– 68

Публикация нуждается в доработке 67– 57

Слабая работа 56 - …

Отзыв от сверстников

Ваше имя, фамилия: ___________________________________________________

Имя, Фамилия рецензируемого: _________________________________________

Вопрос, над которым работал рецензируемый:_____________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________
Две похвалы работе:___________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Два предложения о работе:

___________________________________________________________________

__________________________________________________________________

___________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Я хочу знать больше о...

  • Я не уверен, что это значит...

  • Я хочу знать больше деталей о...

Другие идеи и замечания:

______________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок литературы в 5-м классе. И. С. Тургенев. \"Муму\" iconИ. С. Тургенев. «Муму». Герои: немой крепостной Герасим, Татьяна...
И. С. Тургенев. «Муму». Герои: немой крепостной Герасим, Татьяна – его любимая, барыня, самодурно решающая судьбы вверенных её судьбой...
Урок литературы в 5-м классе. И. С. Тургенев. \"Муму\" iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема урока 1: Иван Сергеевич Тургенев. История создания рассказа «Муму». Знакомство с героями
Урок литературы в 5-м классе. И. С. Тургенев. \"Муму\" iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
И. С. Тургенев. «Муму». Герои: немой крепостной Герасим, Татьяна – его любимая, барыня, самодурно решающая судьбы вверенных её судьбой...
Урок литературы в 5-м классе. И. С. Тургенев. \"Муму\" iconУрок литературы в 7 классе (общеобразовательный) с применением икт по теме
Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б
Урок литературы в 5-м классе. И. С. Тургенев. \"Муму\" iconУрок русского языка в 5 классе Тема. Прямая речь
К вечеру облака исчезают, но сначала ложатся розовым клубом напротив заходящего солнца. (И. Тургенев)
Урок литературы в 5-м классе. И. С. Тургенев. \"Муму\" iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок русского языка по теме «Обобщение по теме «Причастие» (учитель – Кириллова С. Л.). Урок русской литературы по теме «И. С. Тургенев....
Урок литературы в 5-м классе. И. С. Тургенев. \"Муму\" iconУрок литературы в 11 классе. Первый урок в системе уроков «Серебряный век русской поэзии»
Урок литературы в 11 классе. Первый урок в системе уроков «Серебряный век русской поэзии». Рассчитан на 2 часа. Материал урока может...
Урок литературы в 5-м классе. И. С. Тургенев. \"Муму\" iconУрок литературы в 7 классе тема: Н. А. Некрасов
План-конспект урока литературы в 5 классе по теме: Н. А. Некрасов. Крестьянские дети
Урок литературы в 5-м классе. И. С. Тургенев. \"Муму\" iconУрок литературы в 6 классе Вьюшина Ирина Викторовна, учитель литературы,...
...
Урок литературы в 5-м классе. И. С. Тургенев. \"Муму\" iconУрок литературы в 4-м классе по развивающей программе "Школа-2100"
Урок литературы в 4-м классе по развивающей программе "Школа-2100" по теме: "Творчество Л. Н. Толстого. Сказка "Два брата" учителя...
Урок литературы в 5-м классе. И. С. Тургенев. \"Муму\" iconТематическое планирование курса литературы в 8 классе
Урок Литература как искусство слова. Отличие литературы от других видов искусства
Урок литературы в 5-м классе. И. С. Тургенев. \"Муму\" iconУрок литературы в 7 классе моу «Козьмодемьянская сош»
Концептуальная цель преподавания литературы: развитие образного мышления и эмоционально-чувственной сферы
Урок литературы в 5-м классе. И. С. Тургенев. \"Муму\" iconУрок литературы в 11 классе по теме «Мотив странничества в лирике...
Данный урок начинает изучение темы «Правописание приставок пре- и при-» в 6 классе по программе М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской,...
Урок литературы в 5-м классе. И. С. Тургенев. \"Муму\" iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Из многих произведений, прочитанных в школе, рассказ «Муму» И. С. Тургенева, бесспорно, остается в памяти каждого учащегося. Почему?...
Урок литературы в 5-м классе. И. С. Тургенев. \"Муму\" iconУрок анализа художественного текста в 5 классе 4 Урок изучения теории...
Учеб метод пособие: Для студ сред пед учеб заведений/Л. В. Борикова, Н. А. Виноградова. М.: Академия, 2000. 124с. Реферат. С. 22-...
Урок литературы в 5-м классе. И. С. Тургенев. \"Муму\" iconУрок литературы в 8-м классе по теме
Назначение: для организации воспитательной работы в классе по патриотическому и экологическому воспитанию


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск