Скачать 211.86 Kb.
|
Маджидова Ольга Борисовна, учитель русского языка и литературы, МБОУ «СОШ № 13» городского округа город октябрьский Республики Башкортостан.(34767-5-08-70). E-mail:olgaMadghidova@rambler.ru. Адрес:21 микрорайон,д.8,кВ. 35, г. Октябрьский, Республика Башкортотан. Краткая аннотация Урок литературы в 5-м классе по рассказу И.С. Тургенева «Муму» нацелен на:
План-конспект урока Тема: Герасим и Муму. Цели урока: -обучающая: - научить учащихся навыкам исследовательской деятельности и оперативной работе с текстом; - углубить навыки общения в группах; - развивающая: - развитие читательских интересов учащихся; - умения работать с текстом, анализировать, обобщать. - развитие интереса учащихся к творчеству писателя и его личности; на основании аналитического чтения, создавать проекты медиа презентаций обучающимися в программе Microsoft PowerPoint, выпуск буклетов, газет, -умелое пользование Интернетом. -воспитывающая: - формирование коммуникативной компетенции обучащихся. План урока: 1. 10 мин. Работа по сюжету прочитанной части. 2. 10 мин. Беседа по тексту. 3. 15 мин. Пересказ и анализ эпизода «Муму в доме барыни». 4. 5 мин. Сопоставительная характеристика «Гаврила и Степан» 5. 5 мин. Домашнее задание. Словарная работа: Приживалки, лакей, холоп, челядь, дворецкий, дворянин, дворня, дворовый. Оборудование: Мультимедиа проектор, презентация, материалы по сопровождению и поддержке проектной деятельности, материалы по формирующему и итоговому оцениванию, полезные ресурсы. Ход урока: Заставка – слайд № 1 Нацеливание (слайд № 2) I. Реализация домашнего задания. (слайд № 3) Вспомним, познакомившись с планом, сюжет прочитанной части. 1. Герасим нашёл щенка. 2. Забота Герасима о собаке. 3. Барыня увидела собаку. 4. Муму в господском доме. 5. Степан уносит Муму. Проверяя первичное читательское восприятие, зададим вопрос: - Одинаковы ли по эмоциональной окраске и по настроению выделенные эпизоды? Дети отмечают, что испытывали разные чувства: радость, счастье, тревогу, обиду и т.д. Вспоминая свои ощущения от прочитанного, они настраиваются на дальнейшую аналитическую беседу по содержанию рассказа. II. Герасим и Муму. Беседа по тексту. (слайд № 4) Вопросы для беседы: - В каком состоянии находился Герасим после отъезда Татьяны? - Для кого описанная Тургеневым встреча человека и собаки (Герасима и щенка) была важнее? Найдите слова, подчеркивающее их состояние. - Изменился ли с появлением Муму сам Герасим? - Думали ли вы, почему история встречи с Муму идёт после эпизода расставания с Татьяной. III. Эпизод «Муму в доме барыни». (слайд № 5) 1. Словарная работа. Приживалки, лакей, холоп, челядь, дворецкий, дворянин, дворня, дворовый. 2. Реализация индивидуального домашнего задания - пересказ эпизода. Ученику перед пересказом эпизода зададим вопрос, на что он хотел бы обратить внимание своих одноклассников. 3. После пересказа проанализируем эпизод по вопросам: - Почему так ведет себя в доме барыни собака? - Как реагируют на происходящее присутствующие слуги? - Как меняется в этой сцене настроение барыни? - В этом эпизоде впервые барыне (вспомните I абзац) уделено-значительное место. Почему и здесь автор не наградил её именем, как он её называет ? - Даёт ли в этой сцене Тургенев почувствовать своё отношение к происходящему событию? (Обратим внимание на ироничное заключение: «Какие безделицы, подумаешь, могут иногда расстроить человека».) IV. Сопоставительная характеристика Гаврилы и Степана.(слайд № 6) - Какую роль в последующих событиях сыграли Степан и Гаврила? - Чем эти герои похожи друг на друга? (Они боятся барыню, в любую минуту готовы услужить ей, в первую очередь, заботясь о себе.) - В чем они отличаются? - Составьте словесный портрет Степана, а затем словесный портрет Гаврилы. Как отличия во внешности героев влияют на их внутренний мир? V. Обобщение по уроку. (Слайд № 7) Сегодня мы говорили о том, как одинокая и безрадостная жизнь Герасима в доме барыни была скрашена счастливыми месяцами общения с настоящим верным и чутким другом - собакой. Казалось, оттаяла душа немого богатыря, и мы увидели его чутким, нежным и заботливым человеком. Но Тургенев даёт почувствовать нам, что счастье Герасима недолговечно. Домашнее задание.(слайды № 8 - 13) Группам обучающихся создать проекты. 1.Создаются группы:
Ребята могут участвовать в одной или нескольких группах. (Лидерам групп раздаточный материал поможет в качественном выполнении домашней работы по подготовке к итоговому уроку по данной теме) Маршрутный лист Группа «Историки»
Постарайтесь найти исторические факты и примеры, которые будут аргументировать ваши ответы и подтверждать результаты исследования. Группа «Исследователи» Опираясь на текст произведения, охарактеризовать Герасима и его окружение:
4. Представить результаты исследования в виде презентации. Постарайтесь найти конкретные факты и примеры, которые будут аргументировать ваши ответы и подтверждать результаты исследования. Группа «Литературоведы»
4. Сделать выводы и представить результаты работы в виде Вики-статьи. Постарайтесь найти конкретные факты и примеры, которые будут аргументировать ваши ответы и подтверждать результаты исследования. Группа «Биографы» 1. Проанализировать монографические работы, посвящённые жизни и творчеству писателя. 2. Отразить следующие моменты биографии Т.С. Тургенева: - Детство И.С. Тургенева - начало литературной деятельности. 3. Провести синтез и анализ изученных материалов, сделать вывод и оформить результаты работы в виде публикации. Постарайтесь найти конкретные факты и примеры, которые будут аргументировать ваши ответы и подтверждать результаты исследования Группа «Актёры» 1. Распределить роли наиболее понравившихся эпизодов рассказа. 2. Продумать костюм, жесты и мимику героя, а также очередность выступления. 3. Создать самостоятельно монологи и диалоги персонажей, опираясь на текст рассказа, пытаясь сохранить особенности речи героев. 4. Подготовить инсценировку эпизодов. 2. Подготовка к ведению дискуссии на следующем уроке по проектам. Для грамотного ведения дискуссии раздается памятка каждой группе. Правила ведения дискуссии
Образец буклета для группы «Историки» Текст внутри буклета Название: Последняя страница Рисунок и подзаголовки: Контактная информация ФИО: Адрес: E-Mail: Телефон: Внутри буклета Заголовок: Текст: Заголовок: Текст: Заголовок: Текст: Шаблон газеты для группы «Биографы» Статья: Текст Школа, Учитель: Заголовок статьи:Заголовок статьи:Статья: Рисунок: Рисунок: |
Этапы | |||||
Гипотеза: Цель: Задачи: Что знаю: Что еще нужно найти: | |||||
Что можно использовать: | |||||
Источник информации / ресурс | Вид информации | ||||
| | ||||
Какую консультацию и у кого мы можем получить: | |||||
Координатор в группе:_______________________________ Распределение обязанностей и план работы: | |||||
| 1 ученик | 2 ученик | 3 ученик | | |
Что делать | | | | | |
Что сделано | | | | |
Критерии | Баллы макс. | Оценка группы | Оценка класса | Оценка учителя |
Содержание | ||||
Отражены цели исследования и выводы | 10 | | | |
Содержание слайдов соответствует теме | 10 | | | |
Тема раскрыта полно | 10 | | | |
Исследование отвечает ОПВ и проблемным вопросам | 10 | | | |
Приведён список использованных ресурсов | 5 | | | |
Дизайн | ||||
Оформление презентации логично, эстетично | 5 | | | |
Текст легко читается, фон сочетается с текстом и графическими файлами | 5 | | | |
Использование эффектов анимации логично | 5 | | | |
Организация | ||||
Текст написан грамотно, нет опечаток, сформулированные идеи изложены ясно | 10 | | | |
Оправданные способы общения и толерантность в ходе работы над презентацией | 10 | | | |
Чёткое планирование работы всей группы и каждого участника группы | 20 | | | |
Общая оценка | 100 | | | |
Критерии | Абсолютно согласен | Согласен | Частично согласен | Не согласен |
Я в полной мере участвую во всех мероприятиях группы. | | | | |
Внимательно выслушиваю то, что говорят члены моей группы. | | | | |
Я высказываю в своей группе конструктивную критику. | | | | |
Я помогаю участникам группы, когда она нуждается во мне. | | | | |
Я завершаю выполнение моих задач в соответствии с графиком. | | | | |
Я с уважением отношусь к мнению участников группы, даже если я не согласен с ними. | | | | |
Я поддерживаю позитивное отношение по поводу проекта, даже когда мы сталкиваемся с проблемами. | | | | |
Критерии | Баллы макс. | Оценка группы | Оценка класса | Оценка учителя |
Содержание | ||||
Работа доказывает понимание темы исследования. | 20 | | | |
Грамотно используются термины. | 10 | | | |
Информация достоверна. | 10 | | | |
Сделаны выводы. | 20 | | | |
Дизайн | ||||
Оформление 1-й страницы. | 5 | | | |
Оформление 2-й страницы. | 5 | | | |
Графика соответствует содержанию. | 2 | | | |
Количество текста разумно. | 2 | | | |
Орфография и внешний вид | ||||
Грамотность. | 2 | | | |
Текст легко читается, цвет фона и изображения гармонируют и удобны для чтения. | 2 | | | |
Приятный внешний вид. | 2 | | | |
Планирование | ||||
Продуманность использования буклета. | 20 | | | |
Сумма баллов | 100 | | | |
И. С. Тургенев. «Муму». Герои: немой крепостной Герасим, Татьяна... И. С. Тургенев. «Муму». Герои: немой крепостной Герасим, Татьяна – его любимая, барыня, самодурно решающая судьбы вверенных её судьбой... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема урока 1: Иван Сергеевич Тургенев. История создания рассказа «Муму». Знакомство с героями | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... И. С. Тургенев. «Муму». Герои: немой крепостной Герасим, Татьяна – его любимая, барыня, самодурно решающая судьбы вверенных её судьбой... | Урок литературы в 7 классе (общеобразовательный) с применением икт по теме Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б | ||
Урок русского языка в 5 классе Тема. Прямая речь К вечеру облака исчезают, но сначала ложатся розовым клубом напротив заходящего солнца. (И. Тургенев) | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок русского языка по теме «Обобщение по теме «Причастие» (учитель – Кириллова С. Л.). Урок русской литературы по теме «И. С. Тургенев.... | ||
Урок литературы в 11 классе. Первый урок в системе уроков «Серебряный век русской поэзии» Урок литературы в 11 классе. Первый урок в системе уроков «Серебряный век русской поэзии». Рассчитан на 2 часа. Материал урока может... | Урок литературы в 7 классе тема: Н. А. Некрасов План-конспект урока литературы в 5 классе по теме: Н. А. Некрасов. Крестьянские дети | ||
Урок литературы в 6 классе Вьюшина Ирина Викторовна, учитель литературы,... ... | Урок литературы в 4-м классе по развивающей программе "Школа-2100" Урок литературы в 4-м классе по развивающей программе "Школа-2100" по теме: "Творчество Л. Н. Толстого. Сказка "Два брата" учителя... | ||
Тематическое планирование курса литературы в 8 классе Урок Литература как искусство слова. Отличие литературы от других видов искусства | Урок литературы в 7 классе моу «Козьмодемьянская сош» Концептуальная цель преподавания литературы: развитие образного мышления и эмоционально-чувственной сферы | ||
Урок литературы в 11 классе по теме «Мотив странничества в лирике... Данный урок начинает изучение темы «Правописание приставок пре- и при-» в 6 классе по программе М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Из многих произведений, прочитанных в школе, рассказ «Муму» И. С. Тургенева, бесспорно, остается в памяти каждого учащегося. Почему?... | ||
Урок анализа художественного текста в 5 классе 4 Урок изучения теории... Учеб метод пособие: Для студ сред пед учеб заведений/Л. В. Борикова, Н. А. Виноградова. М.: Академия, 2000. 124с. Реферат. С. 22-... | Урок литературы в 8-м классе по теме Назначение: для организации воспитательной работы в классе по патриотическому и экологическому воспитанию |