ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Иван Сергеевич Тургенев. История создания рассказа «Муму». Знакомство с героями.
| ФИО (полностью)
| Чжань Татьяна Андреевна
|
| Место работы
| МОУ СОШ №4 МО «Барышский район» Ульяновской области
|
| Должность
| учитель русского языка и литературы
|
| Предмет
| литература
|
| Класс
| 6 класс
|
| Тема и номер урока в теме
| Тема урока 1: Иван Сергеевич Тургенев. История создания рассказа «Муму». Знакомство с героями.
|
| Базовый учебник
| "Литература. Начальный курс", Снежневская М. А., Хренова О. М.: Учебник-хрестоматия для 5 класса общеобразовательных учреждений. В двух частях. / Авт.-сост.: Снежневская М. А., Хренова О. М. - 8-е изд., стер. - М.: Мнемозина, 2007.
| Цель урока
Познакомить с биографией И.С.Тургенева
Познакомить с обстоятельствами, объясняющими появление повести.
Показать своеобразие Тургенева-повествователя.
Развивать умение краткого пересказа текста и художественного пересказа отдельного эпизода.
Тип урока изучение нового материала.
Формы работы учащихся : наблюдение за модулем урока, участие в беседе, работа с текстом, выполнение теста.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, интерактивная доска, мультимедиа проектор, учебник.
Структура и ход урока
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№
| Этап урока
| Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
| Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
| Деятельность ученика
| Время
(в мин.)
| 1
| 2
| 3
| 5
| 6
| 7
| 1
| Организационный момент
|
| Приветствие, сообщение целей урока.
| Приветствие
| 2
| 2
| Объяснение нового материала.
| 1
2
| Воспроизведение материала через компьютер и проектор, работа с учениками.
1. И.С. Тургенев. Слово о писателе.
2. История создания повести. (Еще в детстве, познав ужас крепостничества, молодой Тургенев писал: « Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел… В моих глазах враг этот имел определенный образ, носил известное имя: враг этот был – крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил все, против чего решил бороться до конца – с чем я поклялся никогда не примеряться…» «Муму» – первое произведение, в котором Тургенев изобличает пороки крепостничества. В 1852 году умирает Н.В.Гоголь. Тургенев тяжело пережил смерть писателя. Рыдая, составлял некролог. Но власть запретила употреблять имя Гоголя в печати. А за напечатанную Тургеневым в «Московских ведомостях» статью царь лично приказал посадить Тургенева под арест и через месяц выслать на родину под присмотр. Под арестом «на Съезжей,в помещении при полиции для арестованных», Тургенев жил по соседству с экзекуционной, где секли присылаемых владельцами крепостных слуг. Хлест розог и крики крестьян, наверное, вызывали в памяти и соответствующие впечатления детства. В таких условиях и был написан рассказ «Муму».)
| Наблюдение за воспроизведением модуля и участие в беседе.
| 10
| 3.
| Первичное восприятие текста
|
| Постановка вопросов.
- Понравился ли вам повесть И.С. Тургенева «Муму»? Обоснуйте свой ответ.
- Кто из героев вам больше всего запомнился? Почему?
| Ответы на поставленные вопросы.
| 3
| 4
| Физминутка
|
| Учитель инструктирует учеников в выполнении физминутки.
- А теперь все тихо встали… - А сейчас мы в лес пойдём… - А теперь все тихо встали, Дружно руки вверх подняли, В стороны, вперёд, назад, Повернулись вправо, влево Тихо сели, вновь за дело. Мы маленькие зайки Скакали на полянке. Прыгали, скакали, В школу прибежали. За парты тихо скок И продолжим наш урок.
| Выполнение физминутки.
| 2
| 5.
| Работа с текстом
1) Толкование лексического значения слов (из текста)
2) Работа по идейно-тематическому содержанию текста
| 3
|
Организация работы с толковым словарём.
Беседа с чтением фрагментов текста.
|
Групповая работа со словарём
Беседа, комментированное чтение фрагментов текста.
| 20
| 8.
| Подведение итогов, закрепление материала, выставление оценок.
| 4
| Инструкция к выполнению теста.
| Выполнение теста.
| 5
| 9.
| Домашнее задание.
|
| Комментирование домашнего задания, запись на доске.
| Запись домашнего задания в дневник, вопросы учеников.
| 3
|
Приложение к плану-конспекту урока
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР |