Урок путешествие в страну «Синтаксис и Пунктуация». Тема: Простые и сложные предложения





Скачать 87.23 Kb.
НазваниеУрок путешествие в страну «Синтаксис и Пунктуация». Тема: Простые и сложные предложения
Дата публикации31.08.2014
Размер87.23 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Урок – путешествие

в страну «Синтаксис и Пунктуация».
Тема: Простые и сложные предложения.

Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
Цели:

  1. образовательные:

- ум еть различать простые и сложные предложения; различать сложносочиненные и сложноподчиненные предложения;

  1. развивающие:

- развивать основы исследовательской деятельности, творческого воображения, образного и логического мышления;

- развивать умение ставить знаки препинания в сложных и простых предложениях;

  1. воспитательные:

- воспитывать познавательный интерес к русскому языку, уважение друг к другу.
Задачи:

уметь различать простые и сложные предложения;

определять границы частей в сложных предложениях;

правильно ставить знаки препинания между частями сложного

предложения.
Оборудование: учебный комплекс «Русский язык. Теория. 5-9 класс», В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова;

«Русский язык. Практика. 5 класс», А.Ю. Купалова.

Карточки – задания, тестовые задания, таблицы.
Ход урока.
Грамматика повелевает

даже царям.

Ж. Мольер


  1. Орфографическая пятиминутка.



Уд…вительный эпиграф, пор…зит…льная дек…рация, д…коративные растения, выр…зительная инт…нация, сложн…с…чиненные и сложноп…дчиненные пр…дложения, бесс…юзная связь.
- Каким способом подчинительной связи связаны слова в данных словосочетаниях?

- Какие способы подчинительной связи вы еще знаете? Приведите примеры.


  1. Проверка домашнего задания.


а) Синтаксический разбор предложений из домашнего упр.

б) Беседа с классом.

- какие предложения называются сложными?

- какие виды сложных предложений вы знаете?

- какие предложения называются сложносочиненными?

- какие предложения называются сложноподчиненными?

- какие предложения называются бессоюзными?

- какого вида сложных предложений нет в домашнем упражнении?

- а сочинительные союзы есть? Назовите их.

- что соединяют сочинительные союзы в данных предложениях?

- а для чего еще используются сочинительные и подчинительные союзы?


  1. Повторение и закрепление изученного о Сложносочиненных предложениях и Сложноподчиненных предложениях.




  1. Слово учителя.


Путешествие в словесные джунгли страны «Синтаксис и Пунктуация».


  1. Шаг № 1- языковая разминка «Словесный гербарий».



I вариант: Глубь, листаешь, наша, история, ты, листаешь.
II вариант: Она, чудесная, свои, открывает, и, страницы.


Задания:
- составить предложения из этих слов;

- объяснить орфограммы;

- найдите грамматическую основу;

- прочитайте свои предложения.
I вариант: Листаешь, листаешь ты глубь нашей истории.

II вариант: И она открывает свои чудесные страницы.


  1. Шаг № 2 «Арсенал охотника» во время поиска простых и сложных предложений.


Предложение.



Сколько грамматических основ?



одна две и более

(простое) (сложное)
Средством связи сложных предложений является




интонация союз



части предложения на письме и, а, но, чтобы, что, разделяются запятой. потому что.
Физминутка.
Спал цветок

И вдруг проснулся

Больше спать не захотел,

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется.


  1. Шаг № 3 «Кто – кого передумает»

Выборочный диктант.

Задание:
- выписать сложные предложения;

- расставить знаки препинания;

- объяснить пропущенные орфограммы.
Текст на экране.
Прошло жаркое лето. Наступила ос…нь. Ст…яли ясные дни птицы г…товились (к) отлёту. (С) утра был туман но (к) завтр…ку п …года разгулялась. Прибл…жался к…нец сент…бря а х…л…да ещё (не) наступали. Нач…лся ливень и мы поб…жали к ст…рожке. Гр…за окончилась к вечеру.
- проверка работы.


  1. Шаг № 4. «Работа шифровальщиков с предложениями».

Графический диктант.
Мы взяли с собой резиновую лодку и на рассвете выехали на рыбалку. Мы знали что Петька принёс откуда – то двух карасей. В лучах печально кричали ночные птицы и белая звезда переливалась над прорвой в чистом предутреннем небе. Я посмотрел туда, куда смотрели все. Когда с луга тянул ветер пёс беспокойно ходил от плетня к плетню.
Задание: не записывая предложений, начертите их схемы. Знаки препинания не проставлены.
Проверка работы.

Вывод:
- чем отличаются сложносочиненные предложения от сложноподчиненных предложений?

- какие бывают схемы сложноподчиненных предложений?

- место придаточного предложения в сложноподчиненных предложений изменно или нет?
6. Шаг № 5 «Охотники за простыми и сложными предложениями».
Задание: выполнить синтаксический разбор предложений.
а) Когда пришла долгожданная зима белым ковром порылась земля.

б) За дело общее, быть может, я паду.

К утру, безусловно, мороз крепчал.

в) Декабрь, январь, февраль – зимние месяцы.

г) Небо над берёзовой рощей порозовело, но солнце еще не показывается.
7. Шаг № 6. «Следопыты в словесных джунглях».
Творческая работа
Задание: составить предложение, выполнив ряд действий.


  1. Из предложения Поздней осенью птицы улетают на юг возьмите существительное, обозначающее обстоятельство времени, употребите его в именительном падеже единственного числа.

  2. Из предложения Мороз разрумянил щёки возьмите сказуемое, употребив его без приставки в 3-м лице единственного числа настоящего времени.

  3. Из предложения Кисти винограда свисали до земли возьмите слово обозначающее подлежащее, употребите его как дополнение.

  4. Из предложения Рябины украшают наши леса возьмите существительное, выступающее в роли подлежащего, сделайте его дополнением, употребив его в родительном падеже.

  5. Полученное предложение сделайте сложным, добавив к нему вторую часть. Запишите сложное предложение, разберите его.


- указать морфологические признаки глагола румянит.
II группа. Карточки - задания для Толкова А., Чиндяева С., Журавлёва А., Кабаргина С.

III группа. Работа по учебнику. Упр. № 334.
8. Итог урока. Возвращение к эпиграфу.
Шаг № 7. «Выход из джунглей»

Тест.

I вариант.

  1. К какому предложению можно составить схему: , и ?


а) Капли звонко плакали и отражались в лучах солнца.

б) Надвигались тёмные тучи и дул сильный ветер.

в) Мальчик оделся и побежал на улицу.



  1. Найдите сложноподчинённые предложения.

а) Я увидел, что ярко светит солнце.

б) Солнце светит и блестит роса.

в) Мы посмотрели вперёд и увидели обрыв.
II вариант.

  1. К какому предложению можно составить схему , и ?


а) Веет теплом и слабо алеет закат.

б) Тонкий туман лёг на речку и уснул.

в) Всё видит и слышит рысь в саду.


  1. Найдите сложноподчиненные предложения.


а) Испугался зайчонок и притаился под кустом.

б) Когда туман рассеялся, увидел заросший пруд.

в) Выплыло на небо красное солнышко и разбудило землю.
- Взаимопроверка
Помните, ребята! Кто сам умеет знания добыть, тому легче будет жить.

- Понравился ли урок?

- С каким настроением вы уходите от меня? Покажите мне смайлики, включив ваши телефоны.

- Назовите опознавательные признаки СП.

9. Чтобы упрочить ваши знания,

Даю вам домашнее задание.
Д/з: повторить опоры; словарные слова.

Творческое задание: Сочинение «Зимний лес», используя сложносочинённые и сложноподчинённые предложения, предложения с вводными словами, однородными членами.

Карточка № 1

Первый уровень.

  1. Дописать предложения:

Сложносочинённые предложения это такие предложения, в которых… .

По союзам и по значению сложносочинённые предложения делятся на … группы: …

  1. Составьте схемы данных предложений, укажите значения союзов (знаки не расставлены).

  2. Солнце ещё не выглянуло из-за края неба но рассвет был виден сквозь прозрачный туман.

Уже рассвело и небо над берёзовой рощей порозовело но солнце не показывалось.
Карточка № 2


  1. Выписать, обозначив грамматические основы, предложения с общим второстепенным членом.(знаки не расставлены)

Рванул ветер и в воздухе закрутилась пыль.

Иногда в горах срывались лавины и над ними столбом стояла белая пыль. Ветер был навстречу и дождь валил сплошной стеной.


  1. Выписать предложения, в которых слова так же, тоже, зато пишутся слитно. Расставить, где надо, знаки препинания.


Корень учения горек за(то) плоды его сладки.

Я любил также читать. Он охотно взялся за(то) дело которое ему поручили.

Карточка № 3.

Напишите сочинение - миниатюру «Осень в городе».

(Используйте сложносочинённые предложения).


Карточка № 4

Третий уровень.

Превратите сложносочинённое предложение в простое с однородными членами и наоборот.


  1. Гоголь любил путешествовать, и дорога была необходима ему для наблюдений.

  2. Последний раз Гоголь посетил Петербург осенью 1848 г и провёл в нём около двух недель.

  3. На чужбине Гоголь тосковал по Москве и постоянно стремился поскорее возвратиться в древнюю столицу.



Карточка № 5
По данному началу составьте небольшой рассказ, употребив в нём сложносочинённые предложения с разными союзами:
В старом саду было тихо и грустно…

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок путешествие в страну «Синтаксис и Пунктуация». Тема: Простые и сложные предложения iconУрок по теме «Синтаксис и пунктуация»
Цель урока повторить и обобщить знания раздела «Синтаксис и пунктуация», закрепить пунктуационные правила в простом и сложном предложениях;...
Урок путешествие в страну «Синтаксис и Пунктуация». Тема: Простые и сложные предложения iconУрок. Русский язык Тема: Простые и сложные предложения
Цель: Ознакомить учащихся с простыми и сложными предложениями, учить распознавать их
Урок путешествие в страну «Синтаксис и Пунктуация». Тема: Простые и сложные предложения iconУрока русского языка в 5б классе по теме «Синтаксический разбор предложения»
Урок русского языка, который вы посмотрели, входит в раздел «Синтаксис и пунктуация». На изучение раздела отводится 31 час. Тема...
Урок путешествие в страну «Синтаксис и Пунктуация». Тема: Простые и сложные предложения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема: простые и сложные предложения. Грамматическая характеристика простого предложения
Урок путешествие в страну «Синтаксис и Пунктуация». Тема: Простые и сложные предложения iconУрок русского языка в 5 классе №24 20 г Тема урока: «Синтаксис. Пунктуация....
Урок русского языка по теме «Пунктуация: знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах»
Урок путешествие в страну «Синтаксис и Пунктуация». Тема: Простые и сложные предложения iconКалендарно-тематическое планирование. 7 Класс
Синтаксис. Пунктуация. Отличие словосочетания от предложения. Виды предложении. Главные и второстепенные члены предложения. Синтаксический...
Урок путешествие в страну «Синтаксис и Пунктуация». Тема: Простые и сложные предложения iconПамятка, творческие задания, презентация
Цели: 1 повторить, закрепить, систематизировать знания и умения по теме «Синтаксис и пунктуация»; 2 проверить готовность к контрольной...
Урок путешествие в страну «Синтаксис и Пунктуация». Тема: Простые и сложные предложения iconТема: Повторение по теме «Синтаксис и пунктуация». 5 класс. Урок...
Развивать у учащихся навыки, необходимые для определения простых и сложных предложений как в письменной, так и в устной речи, выделения...
Урок путешествие в страну «Синтаксис и Пунктуация». Тема: Простые и сложные предложения iconУрок русского языка в 5 классе Тема «Сложные предложения. Наличие...
Цель урока: познакомить учащихся с признаками сложного предложения, привить навык постановки знаков препинания между частями сложного...
Урок путешествие в страну «Синтаксис и Пунктуация». Тема: Простые и сложные предложения iconУрок русского языка в 8-м классе "Односоставные предложения. Предложения определенно-личные"
Вопрос учителя: чем отличаются простые предложения в составе данного сложного предложения?
Урок путешествие в страну «Синтаксис и Пунктуация». Тема: Простые и сложные предложения iconУрок русского языка в 5 классе Тема : «Синтаксис и пунктуация»
Слайд № Учитель называет тему урока. Звучит куплет песни «Чему учат в школе?» Вопрос: «Поможет ли нам прозвучавший музыкальный фрагмент...
Урок путешествие в страну «Синтаксис и Пунктуация». Тема: Простые и сложные предложения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема и номер урока в теме: «Синтаксис и пунктуация». Урок «Словосочетание, строение словосочетаний»
Урок путешествие в страну «Синтаксис и Пунктуация». Тема: Простые и сложные предложения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема и номер урока в теме Синтаксис и пунктуация. Знаки препинания в простом осложненном предложении, 9 урок
Урок путешествие в страну «Синтаксис и Пунктуация». Тема: Простые и сложные предложения iconЛитература «Снежная королева»
...
Урок путешествие в страну «Синтаксис и Пунктуация». Тема: Простые и сложные предложения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Синтаксис и пунктуация. Простое предложение. Двусоставное предложение. Второстепенные члены предложения
Урок путешествие в страну «Синтаксис и Пунктуация». Тема: Простые и сложные предложения iconУрок по теме «Дополнение»
Закрепить и углубить знания, полученные учащимися в разделе «Синтаксис и пунктуация»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск