Урок по теме «Дополнение»





Скачать 67.17 Kb.
НазваниеУрок по теме «Дополнение»
Дата публикации02.07.2014
Размер67.17 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Философия > Урок
Урок по теме «Дополнение»

Цели и задачи урока:


  • Закрепить и углубить знания, полученные учащимися в разделе «Синтаксис и пунктуация».

  • Совершенствовать орфографическую и пунктуационную зоркость учащихся.

  • Способствовать развитию речи и мышления учащихся.

  • Организовать активную, творческую работу учащихся путём постановки познавательных задач.

  • Использовать приём сравнения в качестве основного на данном уроке для создания проблемной ситуации.

  • Сочетать изучение темы со связью слов в словосочетании и предложении.

  • Познакомить учащихся с прямыми и косвенными дополнениями. Научить отличать прямое дополнение от косвенного.


Оборудование урока.


  1. Заранее подготовленные записи на доске

  2. Указка

  3. Мел

  4. Наглядные пособия (таблицы)


Ход урока.

1. Повторение знакомых понятий.

- Какие члены предложения называются второстепенными? (Все, кроме подлежащего и сказуемого)

- В чём их отличие от главных? (Второстепенные члены могут распространять (пояснять) как главные, так и второстепенные члены предложения, вместе с которыми они составляют словосочетание. Они могут соединяться с другими членами предлож. 3-я способами: согласов., управл, примык.)

- Назовите второстепенные члены предложения. (Определение, дополнение, обстоятельство)
Вчера моя сестрёнка читала интересную книгу.
- Назовите второстепенные члены предложения; укажите способ связи, при помощи которого второстепенный член соединяется с главным.

- Что делали, чтобы определить вид второстепенного члена предложения?

- Находили слово, от которого зависит

- Указывали вопрос

- Узнавали, что обозначает и

- Какой частью речи выражается

Постараемся поподробнее ответить на все эти вопросы.
2. На какие вопросы отвечает дополнение.

На какие вопросы отвечает дополнение? (На вопросы косвенных падежей)

Какие падежи называются косвенными? (Все, кроме именительного)



Я пишу

(адресат действия) кому? маме

(предмет, на который направлено действие) что? письмо

(орудие действия) чем? ручкой

(предмет сообщения) о ком?

о друге, о чем? о погоде

(предмет, на который направлено действие) на чём? на бумаге





Прочитать дополнения вместе со словом, к которому оно относится; определить тип связи слов в словосочетании.

Обратите внимание на то, что от одного и того же глагола могут зависеть разные по смыслу дополнения. Могут быть с предлогом или без предлога.

При управлении какой ещё частью речи, кроме глагола, может быть выражено главное слово?
Вывод: Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей и указывает на адресат действия, орудие действия, предмет сообщения, предмет, на который направлено действие или который это действие совершает.
3. От какого слова зависит.


Глагол и его формы

Гуляю с другом

Причастие

Играющий с другом

Деепричастие

играя с другом

Отглагольное существительное

Игра с другом

Прилагательное

Злой на него

Наречие

Наедине с природой


Записать словосочетания; указать главные и зависимые слова; определить, чем выражено главное слово в словосочетании.
Или читать предложения, выписывать словосочетания, в которых есть дополнения со словом к нему относящемуся.
Я гуляю с другом.

Игра с другом была увлекательной.

Саша, играя с другом, поранился.

Играющий с другом малыш восторженно смеялся.

Злой на него, Иван решил работать один.

Я был сердит на соседа.
Прочитать словосочетания, указать главное и зависимое, способ связи. Составить предложения.
Вывод: Дополнение может зависеть от глагола, глагольных форм (причастия и деепричастия), причастия, наречия и отглагольного существительного.
4.. Какими частями речи выражено дополнение?
Вот нахмурил царь брови чёрные и навёл на него очи зоркие.

Все вспоминали о прошлом.
Завтра опять будет походить на сегодня.
Десять делится на пять.
Все просили её спеть.

На каникулах я поеду к отцу с матерью.
Купили пять тетрадей.
Указать способы выражения дополнений, сделать вывод.
Вывод: Дополнение может быть выражено теми же частями речи, что и подлежащее, т. к. и подлежащее, и дополнение обозначают предметы.

+ упр.№148
5. Разграничение дополнения в форме инфинитива и инфинитива, входящего в состав глагольного сказуемого.
Я прошу вас подождать. ( Я прошу, а ждёте вы)

Я велел ямщику ехать. ( Я велел, а ехать должен ямщик)

Все просили её спеть. (Просили все, а поёт она)

Княжна упрашивала свою маменьку не скупиться: этот ковёр так украсил бы её кабинет! (М.Ю.Лермонтов)

Врач посоветовала отцу ехать на юг.
Инфинитив – дополнение, если действия, обозначенные вспомогательным глаголом и неопределённой формой, производят разные лица (предложил вернуться, прошу приказать). В данном случае инфинитив можно заменить существительным (условился встретиться – условился о встрече);

Инфинитив – сказуемое, если действия производит одно лицо (хочу поехать, решил собраться).

Девочка перестала плакать и только громко всхлипывала.

Он старался казаться моложе.

Виктор постарался быстрее переехать в новый дом.

Мы продолжали молча идти друг за другом.

6. Что обозначает дополнение?

Дополнение - второстепенный член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей.

- Какой ещё член предложения обозначает предмет? (Подлежащее)

- Сможем ли мы отличить подлежащее от дополнения? Кто сможет ответить, чем они отличаются?

Подлежащее – И.п.

Дополнение – косвенные падежи

( С горы хорошо видны дом и школа. – С горы хорошо видно дом и школу.)
Сопоставить предложения и определить роль выделенных слов:
Уроки были приготовлены. (И.п.)

Мы приготовили уроки. (В.п.)

Утро мы посвящаем работе. (В.п.)

Утро выдалось ясное, солнечное. (И.п.)
Улицы города чисты.

Я люблю улицы родного города.
Вывод: Подлежащее обозначает предмет речи (кто?, что?) и отвечает на общий вопрос: о ком (о чём) говорится в предложении. Подлежащее со сказуемым образует грамматическую основу предложения. Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет, на который направлено действие.
Найти в предложениях подлежащие и дополнения:
Телефон чинит мастер.

Матушка в слезах наказывала мне беречь своё здоровье.

Зурин велел подать пуншу.

Я прошу Вас подождать.

Буря мглою небо кроет.

Мяч подарил мне брат.

Мать любит дочь.

День сменяет ночь.

Старый город пересёк ж/д путь. + упр№150
- Какую трудность при различении подлежащего и дополнения мы испытывали? - Когда? /При каком условии?/ (Если у подлежащего и дополнения совпадают формы именительного и винительного падежей) /Прямое дополнение выражено существительным, у которого совпадают формы И. и В.п./

- Как необходимо поступать в таких случаях?
7. Дополнения прямые и косвенные.

Прямое дополнение относится к переходным глаголам и обозначает предмет, на который направлено действие.

В речи переходные глаголы всегда употребляются вместе с прямыми дополнениями, в противном случае смысл высказывания, создаваемый перех. гл., остаётся неясным, а сами такие высказывания синтаксически незаконченными. Так предложение Мальчик ловил…. является незаконченным, т.к. переходный глагол «ловил» обязательно требует прямого дополнения, отвечающего на вопросы: что ловил? или кого ловил?

Прямое дополнение выражается В.п. без предлога, показывая, что предмет полностью охвачен действием, и Р.п., если действие охватывает не весь предмет, а только его часть. (принести воды, налить молока, выпить чаю;

При отрицании (не увидел дома, не тронул волоса, не ожидал друга)

В отличие от прямого, все остальные дополнения косвенные.


  1. Действие охватывает не весь предмет, а только часть его:

  1. Я выпил воды. - часть

  2. Я выпил воду. - всю, какая была

2. При глаголе есть отрицание:

    1. Я помню этот фильм. - нет отрицания

2. Я не помню этого фильма. – есть отрицании.

3. При некоторых глаголах:

1. Бояться темноты.
Переходные глаголы выражены существительным в винительном падеже без предлога (т.к. действие переходит на предмет); существительным в родительном падеже при отрицании или если указывается, что действие переходит на часть предмета.


  1. Сердца жаркого не залить вином,

Думу чёрную – не запотчевать.

  1. Заломаю на бочок шапку бархатную.

  2. Вот возьми перстенёк ты мой яхонтовый.



  1. Они не смогли исполнить своего обещания.

  2. Я так и не увидел друга.




  1. Испил бы ты водицы, Иванушка.

  2. Хотите ли молока.


8. Подведение итогов урока.

9. Домашнее задание.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по теме «Дополнение» iconУрок русского языка в 8 классе Тема: Второстепенные члены предложения....
...
Урок по теме «Дополнение» iconУрок – последний урок в теме. Учебный предмет
Урок входит в тематический блок "Россия первой четверти XVIII века", проводимый урок – последний урок в теме
Урок по теме «Дополнение» iconУрок по теме «Латинская Америка». Урок обобщающего повторения по теме «Страны Латинской Америки»
Чтобы активизировать работу на уроках обобщающего повторения использую игру-состязание. Благодаря игровой форме урок проходит интересно,...
Урок по теме «Дополнение» iconУрок самый первый урок в разделе «Вышивка шелковыми лентами» исодержит...
Давление твёрдых тел, жидкостей и газов. Номер урока в теме №1 (и не обязательно)
Урок по теме «Дополнение» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Данный урок – урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков, учащихся по теме «Использование свойств функции при решении...
Урок по теме «Дополнение» iconУрок математики во 2 классе
Организовать деятельность детей по открытию приема сложения однозначных чисел с переходом через десяток (прием разложения второго...
Урок по теме «Дополнение» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок в 5 классе по теме «Умножение и деление десятичных дробей». (интегрированный урок по теме «Здоровье и физкультура»). Урок разработала...
Урок по теме «Дополнение» iconУрок по теме
Тема: Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте (второй урок по теме)
Урок по теме «Дополнение» iconУрок по теме
«Правописание -н- и -нн- в суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных» (первый урок...
Урок по теме «Дополнение» iconУрок в 9-м классе по теме: "Водород"
Тема и номер урока в теме: Какой бывает вода? (десятый урок в разделе «Родная природа»)
Урок по теме «Дополнение» iconУрока в теме. 1 урок по теме «Степени сравнения прилагательных»
Урок русского языка в 6 классе учителя мбоу сош №65 города Краснодара Ждановой М. А
Урок по теме «Дополнение» iconУрок алгебры в 7 классе по теме: «Формулы сокращенного умножения»
Тип урока: Обобщающий урок с применением технологии разноуровневого обучения, учитывая степень продвижения учащихся по теме
Урок по теме «Дополнение» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Современный рынок труда. 28 урок. Пути получения профессии. 29 урок. Навыки самопрезентации. 30 урок. Стратегия выбора профессии....
Урок по теме «Дополнение» iconУрок по теме "Водород. Общая характеристика, нахождение в природе,...
Тема и номер урока в теме: Какой бывает вода? (десятый урок в разделе «Родная природа»)
Урок по теме «Дополнение» iconУрок географии в 7 классе по теме «Южная Америка» Урок по теме «Южная Америка»
Дидактическая цель: Создать условия для обобщения и систематизации знаний по теме «Южная Америка» на основе технологии группового...
Урок по теме «Дополнение» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок русского языка по теме «Обобщение по теме «Причастие» (учитель – Кириллова С. Л.). Урок русской литературы по теме «И. С. Тургенев....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск