Об изучении экспертики (Препринт сентябрь, 2011 г.)





Скачать 102.75 Kb.
НазваниеОб изучении экспертики (Препринт сентябрь, 2011 г.)
Дата публикации10.07.2013
Размер102.75 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
Об изучении экспертики
(Препринт – сентябрь, 2011 г.)
Нестеров А. В.
Аннотация. Рассмотрены проблемы судебной экспертизы как важного, наукоемкого и недостаточно правильно применяемого юридического инструментария. Показано, что исторически сложившаяся практика обязательного изучения в юридических вузах дисциплин Судебная медицина и Судебная психиатрия в противовес дисциплине Судебная экспертиза является анахронизмом. Современному состоянию юриспруденции соответствует необходимость изучения экспертики.

Ключевые слова. Судебная экспертиза, судебная медицина, судебная психиатрия, экспертика.
В области легитимной экспертизы необходимо выделить и обсуждать три актуальные и важные проблемы.

1. Проблему учебной дисциплины «Экспертика» (Общая теория экспертизы), которая должна прийти на смену дисциплинам «Судебная экспертиза», «Судебная медицина» и «Судебная психиатрия» не только в юридических вузах. Дисциплину «Экспертика» необходимо изучать во всех видах магистратур, т.к. квалификация магистра (исследователя) подразумевает наличие экспертной компетентности в любой специализации магистра.

2. Проблему образовательной специальности «Судебный эксперт», которая недавно появилась, и которая позволяет готовить специалистов (магистров) для экспертной профессиональной деятельности в подразделениях органов исполнительной власти или в государственных судебно-экспертных учреждениях Минюста России.

3. Проблему юридической квалификационной научной специальности Экспертика для институциональной юридической науки. История зарождения и развития, несомненно, показывает, что наука Экспертика относится к юридической науке. В рамках данной специальности должны найти свое место научные направления по исследованию свойств экспертизы в судебной, административной и/или законодательной деятельности, а также применение методов экспертного исследования во всех иных жизнедеятельных ситуациях.

Знание положений экспертики необходимо:

- лицам, которые выступают в юридической роли эксперта,

- лицам, которые уполномочены законодательством, назначать экспертизы,

- лицам, участвующим в принятии законов, в которых упоминается экспертиза или регулируются правовые положения экспертизы.

Наверное, сейчас уже, ни кто из юристов не будет возражать, что экспертиза не только важное и актуальное юридическое средство доказывания, но и средство состязательности и достижения справедливости, как в судопроизводстве, так и в юриспруденции. Экспертиза как юридический инструментарий применяется во всех областях юридически значимой жизнедеятельности людей.

Однако, история дискуссий по поводу природы применения специальных знаний, сначала в криминалистической экспертизе, потом в судебной экспертизе началась еще в 19 веке и с переменным успехом продолжается, и по сей день [1, 2].

Известны мнения некоторых ученых юристов, которые считают, что экспертиза как правовое общественное явление не может иметь самостоятельного значения, и поэтому не должна исследоваться самостоятельной юридической наукой, а, напротив - в рамках процессуальных наук или отраслевых научных специальностей. Такое отношение трансформировалось в практику обучения юристов, которая заключается в том, что вопросы криминалистической экспертизы изучаются мимоходом в криминалистике, а свойства судебной экспертизы либо вообще не рассматриваются, либо только упоминаются в процессуальных дисциплинах.

К сожалению, исторически сложилось так, что Судебную медицину и Судебную психиатрию изучают студенты медики и студенты юристы практически по одним и тем же учебникам. Это связано с тем, что юристов в основном готовили для правоохранительных органов. Необходимо, чтобы в юридических вузах появилась одна дисциплина Экспертика, в рамках которой студенты юристы будут изучать правовые основания применения в юриспруденции всех видов современных специальных знаний. Где под Экспертикой понимается Общая теория экспертизы, применяемая в юридически значимых взаимодействиях публичных и частных лиц, в том числе, Общая теория судебной экспертизы [3].

В последней дисциплине должен быть раздел по судебно-медицинским экспертизам, среди которых должна быть судебно-психиатрическая экспертиза. При этом в данной дисциплине основной упор должен быть сделан на применении специальных знаний (экспертизы) юристами. Любой юрист должен знать язык общения с лицами, обладающими специальными знаниями. Точно также как любые эксперты должны знать юридический язык.

Некоторые ученые юристы считали, что наука о судебной экспертизе базируется на основе судебных предметных наук (материнских, базовых), например, на судебной медицине, т.е. что судебная медицина породила судебно-медицинскую экспертизу [4]. Другие юристы им возражали – почему нет науки судебной химии? Можно также задать вопрос, а на какой науке базируется экспертиза, в которой используются знания некоторого ремесла? Для решения вопроса, что является причиной, а что следствием в отношениях «материнской» науки и науке об экспертизе, необходимо рассмотреть данный вопрос с категорийной точки зрения. Которая показывает, что не может существовать наука судебной медицины без научных данных юридических науки, как и не может существовать наука судебной экспертизы без научных данных специальных наук или специальных данных техники, ремесла или искусства.

Примерно такая же негативная ситуация сложилась с правовым регулированием экспертизы в законодательстве России. В частности, были приняты законы, посвященные отдельным видам экспертизы, а именно, первым законом, стал закон «Об экологической экспертизе», затем появился закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ» и, наконец, – «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актах и проектов нормативных правовых актов».

Во многих законах России упоминаются самые разнообразные экспертизы, в частности, независимые, общественные, метрологические и т.п. экспертизы. Естественно, все это многообразие экспертиз не определено и не урегулировано с единых позиций экспертики. Процессуальные науки не могут представить научно обоснованные рекомендации для законодателей по экспертной деятельности.

Расширение применения экспертизы в юридической практике, как юридического инструментария, а также в законодательстве России, как правового института (наличие трех законов, посвященных экспертизе), говорит о том, что категория судебной экспертизы является только частью категории экспертизы.

Также исторически сложилось, что правовой институт судебной экспертизы и экспертизы в юриспруденции России, развивался в каждой отрасли права самостоятельно без учета достижений в общей теории экспертизы. Это привело к тому, что законодатели стали по-разному регулировать взаимодействия экспертов и субъектов права, уполномоченных назначать экспертизы.

При этом во многих законах экспертиза только один раз упоминается. Отсутствие легитимного регулирования экспертизы привело к расцвету ведомственного нормотворчества, нормы которого противоречат, как Конституции России, так и правовой доктрине.

Недостаточное правовое регулирование института экспертизы проявилось в еще одной негативной тенденции. В частности, в последнее время появилось многочисленное сообщество, которое называет себя «экспертами» и зарабатывает себе на жизнь проведением разнообразных экспертных услуг («экспертиз»). Рынок данных «экспертиз» по оценкам некоторых ученых составляет сотни миллиардов рублей [5]. Естественно, эти «эксперты» не проходили обучения для занятия экспертной деятельностью.

Хотя идея «эксперта – научного судьи», родившаяся в судебной медицине, была давно отвергнута юридической наукой, снова появились апологеты данной идеи в других областях деятельности людей, в частности в оценочной деятельности [6]. Они, пользуясь отсутствием четкого и единого законодательства в области экспертизы, не только пропагандируют свои взгляды, но и лоббируют их в нормативных правовых актах.

Некоторые ученые начали иронизировать, что самыми главными в нашей жизни стали «эксперты», мнения которых влияют на ученых, политиков, педагогов, бизнесменов. При этом как сами «эксперты», так и заказчики «экспертиз» не понимают, в чем отличие экспертизы от экспертной оценки, и в чем заключается ответственность «эксперта» [5].

Несомненно, что прежде чем заниматься профессиональной деятельностью эксперта необходимо изучить данную профессию, а не только быть сведущим лицом. С другой стороны, субъекты права, вступающие в сложные юридические взаимодействия с экспертами, должны знать возможности экспертиз, правовые положения взаимодействующих сторон, а также процедуры таких взаимодействий. Процессуальные науки не могут помочь в этом деле.

Такое разобщение, как в юридической науке, так и при преподавании дисциплин в юридических вузах, можно объяснить отсутствием единого научного подхода к правовому институту экспертизы.

Ученых юристов-экспертов нельзя упрекнуть в отсутствии такой теории, т.к. юридическая наука развивается в рамках квалификационной науки, в которой традиционно нет места не только экспертизе, но и судебной экспертизе. Есть только одно отраслевое направление в рамках криминалистики, которое называется судебная экспертиза (имеющее отношение к дисциплинам уголовной направленности).

В этой связи, с категорийной точки зрения наука об экспертизе (экспертика) включает в себя науку о судебной экспертизе, а также и другие науки, в которых исследуются иные правовые свойства правового общественного явления - экспертизы.

На наш взгляд, результаты экспертики, как науки, в которой открываются, формулируются и/или развиваются научные данные о свойствах и закономерностях изменений экспертных правовых отношений, экспертных юридических взаимодействий и/или экспертных юридически значимых продуктов, применяются во всех областях юридически значимой жизнедеятельности людей и их объединений, в том числе и медицине.

Судебная медицина, юридическая психология и иные научные направления в деятельности, связанной с медициной напрямую используют научные данные, полученные в юридических науках, в том числе и в дисциплине применения специальных знаний в юриспруденции. При этом необходимо разделять процессуальную форму применения специальных знаний в судопроизводстве (процедурную форму в юриспруденции) и юридическое значение процедур применения специальных знаний. Кроме процессуальных (процедурных) проблем существуют не менее значимые организационно-правовые и методологико-юридические проблемы применения специальных знаний.

Например, проведение экспертизы связано со специальным исследованием объекта экспертизы в ее рамках. Результат данного исследования связан с тем, как был получен и оформлен объект экспертизы, а стало быть, с методикой, регламентирующей данные операции. Студенты юристы должны знать, что если при оформлении назначения экспертизы, в том числе обособлении объектов экспертизы, ее проведении или применении ее результатов будут нарушены не только процессуальные требования, но и требования методик, то экспертное доказательство будет ничтожным. Юридическая и судебная практика показывает, что многие юристы не знают правовой институт экспертизы, не умеют пользоваться юридическим инструментарием экспертизы, и поэтому принимают решения, не соответствующие законодательству. С другой стороны, в случаях, когда необходимо применить экспертизу, они ее не применяют, что приводит к необоснованным решениям [3].

Научные квалификационные исследования в рамках аспирантуры относятся к высшему профессиональному образованию, поэтому необходимо остановиться на вопросах получения такого образования по экспертике (шифра научной специальности в аспирантуре) и вопроса, в каких диссертационных советах должны защищаться такие аспиранты.

Исторически сложилось так, что сначала появилось словосочетание «судебная медицина», с помощью которой обозначается квалификационная научная медицинская специальность. В других квалификационных науках такие явления не отразились. Однако появилась квалификационная научная специальность юридическая психология, по которой можно получить ученую степень, как психолога, так и юриста.

Кроме того сформировался подход, в рамках которого юристы, а также иные специалисты, сдавшие соответствующие экзамены по юриспруденции, проводят научные квалификационные исследования экспертизы в рамках юридических научных специальностей.

Возможны два сценария научного развития правового института экспертизы. По первому сценарию предусматривается отраслевое, и поэтому разобщенное развитие, с официальным включением во все паспорта научных специальностей вопросов применения специальных знаний. По второму сценарию предусматривается включение проблем правового института специальных знаний в юриспруденции отдельной научной специальностью.

Несомненно, что должна появиться Общая теория экспертизы, которая должна развиваться в рамках собственной научной юридической специальности, рекомендации которых должны учитываться в отраслевых научных специальностях.

В заключение еще раз подчеркнем. Исторически сложилось так, что только в медицинских научных специальностях появилось научное направление, имеющее отношение к юриспруденции, в частности к судопроизводству. При этом медикам приходится в рамках данной дисциплины изучать, но не исследовать, вопросы юриспруденции.

Юристам в рамках данной дисциплины приходится изучать не только вопросы применения специальных медицинских знаний (судебно-медицинской экспертизы), но и минимальный набор медицинских сведений, связанных с расследованием убийств и нанесением телесных повреждений.

Естественно, возникает вопрос, почему такие сведения нужно изучать, если существует правовой институт специалиста. Почему не нужно изучать такие сведения из других областей науки, техники, искусства и ремесла. Учитывая ограниченный объем времени на подготовку юриста-магистра, надо исключить дисциплины Судебная медицина и Судебная психиатрия из рабочих учебных планов юридических вузов, а вопросы медицинских, психиатрических, психологических и иных экспертиз, изучать в единой дисциплине Экспертике.

Если экспертная компетентность является актуальной и важной для высшего образования, то экспертика должна существовать в виде самостоятельной и обязательной дисциплины, посвященная экспертизе, которую должны изучать все магистры-студенты.

Выводы. В России исторически сложилось, что экспертная деятельность приравнивалась к деятельности специалиста, а это фактически привело к тому, что обучение применению специальных знаний поставлено на самотек, а само применение специальных знаний законодательство регулирует недостаточно полно. Проблему изучения экспертизы как правового общественного явления необходимо разделить на три проблемы в соответствии с трехступенчатым образованием в России.

В юридическом бакалавриате студенты должны познакомиться с основами криминалистической экспертизы в дисциплине Криминалистика.

Несомненно, что в любой магистратуре студенты обязаны изучать Экспертику для приобретения экспертной компетентности. Без такой дисциплины экспертная компетентность не может появиться у магистров. Отсутствие такой компетентности у конкретного лица ставит под вопрос правомерность его привлечения в юридической роли эксперта.

Третья проблема - это проблема подготовки студентов юристов по специальности Судебная экспертиза. Сейчас они обучаются по пятилетней программе подготовки специалистов. Судебные эксперты в отличие от экспертов, привлекаемых эпизодически, представляют собой профессионально организованную и сейчас достаточно многочисленную группу, поэтому логично появление аспирантуры по данному направлению.
Литература
1. Спасович В. Д. О теории судебно-уголовных доказательств в связи с судоустройством и судопроизводством. – СПб.: 1861.

2. Нестеров А. В. История экспертизы и экспертика // Препринт. – ВШЭ, 2011. – www.hse.ru.

3. Нестеров А. В. Прагматические и теоретические проблемы экспертики // Эксперт-криминалист. – 2011. - №. 2 – С. 33 – 36.

4. Винберг А. И., Малаховская Н. Т. Судебная экспертология. – Волгоград, ВСШ МВД СССР. - 1979. – 182 с.

5. Рубцов А. В. Реформа системы технического регулирования // tybet.ru.

6. Нестеров А. В. Что рекомендуют МР по экспертизе отчетов по оценке? // www.hse.ru.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Об изучении экспертики (Препринт сентябрь, 2011 г.) icon«Механизмы реализации фгос и фгт на основе деятельностного метода...
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно- речевому направлению развития детей...
Об изучении экспертики (Препринт сентябрь, 2011 г.) iconСборник статей Под редакцией А. В. Турчина Препринт Проект Российского...
Ник Бостром. Угрозы существованию: Анализ сценариев человеческого вымирания и других 54
Об изучении экспертики (Препринт сентябрь, 2011 г.) iconИнформационный бюллетень osint №21 сентябрь октябрь 2011 г
Содержание журнала Вестник военного университета №2 (26) 2011
Об изучении экспертики (Препринт сентябрь, 2011 г.) iconПлан работы гоу сош №496 на сентябрь 2011 года № п/п
Заседание методического объединения учителей иностранного языка «Итоги гиа,егэ 2011 г.»
Об изучении экспертики (Препринт сентябрь, 2011 г.) iconТовароведение это … (Препринт, апрель 2011 г.)
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Товароведение и экспертиза в таможенном деле» составлен в соответствии с требованиями...
Об изучении экспертики (Препринт сентябрь, 2011 г.) iconЗначимые мероприятия по воспитательной работе гбоу сош №1961 за сентябрь – март 2011-2012 у г

Об изучении экспертики (Препринт сентябрь, 2011 г.) iconКраткое описание ким егэ 2011 года по математике
Сентябрь- октябрь 2011г. –мониторинговые обследования готовности первоклассников к обучению в школе
Об изучении экспертики (Препринт сентябрь, 2011 г.) iconЭксперт это … (Препринт июль, 2012)
Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса разработана на основе
Об изучении экспертики (Препринт сентябрь, 2011 г.) iconПлан воспитательной работы на сентябрь 2011-2012 гг
Формирование предметных и универсальных учебных действий на основе применения знаний о художественном жанре – басня
Об изучении экспертики (Препринт сентябрь, 2011 г.) iconВ. И. Вернадский ученый и организатор науки
Этот препринт был подарен автором, Аркадием Ивановичем Мелуа, «Электронному Архиву В. И. Вернадского»
Об изучении экспертики (Препринт сентябрь, 2011 г.) iconИнформационный бюллетень новых поступлений книг за сентябрь 2011 года
Амангельдиева Ж. А. Финансы: учебно-методи-ческий комплекс. Астана: Казату, 2010. 146с. 1 Сбо., 2 н а., 2 ч з., 1 оф., 59 уч а
Об изучении экспертики (Препринт сентябрь, 2011 г.) iconПлан работы гоу сош №867 на сентябрь 2011 года Дата
Сбор сведений и составление ош совещание по первому дню. Нормативные требования к ведению школьной документации
Об изучении экспертики (Препринт сентябрь, 2011 г.) iconПлан работы средней школы №2 на сентябрь месяц 2011 года
Сдача отчетов по социальному паспорту класса. Составление социального паспорта школы
Об изучении экспертики (Препринт сентябрь, 2011 г.) iconТематика обязательных классных часов в 2010-2011 учебном году. Сентябрь
Виртуальная экскурсия «Неизвестное об известном» (Памятные места города, мимо которых мы проходим каждый день)
Об изучении экспертики (Препринт сентябрь, 2011 г.) iconАнализ выполнения плана повышения качества образования моу сош п. Сараны в 2011/2012 учебном год
Сентябрь- октябрь 2011г. –мониторинговые обследования готовности первоклассников к обучению в школе
Об изучении экспертики (Препринт сентябрь, 2011 г.) iconПлан работы учебно-методического центра развития образования на сентябрь 2011 г
Сбор заявок и разработок урока на участие во Всероссийском конкурсе профессионального мастерства «Мой лучший урок» (гуманитарное...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск