Процесс поиска ответов на эти вопросы представляет собой пример ситуации





Скачать 44.74 Kb.
НазваниеПроцесс поиска ответов на эти вопросы представляет собой пример ситуации
Дата публикации29.06.2014
Размер44.74 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Химия > Документы
Формирование и развитие исследовательских умений и навыков учащихся на уроках химии.

На такую тему, согласно условиям конкурса «Учитель года 2012», провела методическое объединение Сырчикова З. М.

Как известно, химия – наука экспериментальная. Поэтому в сегодняшнем разговоре я предлагаю рассмотреть роль именно химического эксперимента в становлении исследовательской культуры школьников. Исследовательскую деятельность учащихся следует рассматривать как процесс формирования новых знаний и как вид познавательной деятельности. Её цель - приобретение учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, активизация личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми  для конкретного учащегося). Одним из методических инструментов, лежащих в основе формирования исследовательских умений школьников, является технология критического мышления. Американские педагоги Дж. Стил, К. Мередит и Ч. Темпл предлагают чёткую структуру алгоритма урока по такой технологии. Один из её приёмов – составление кластера – выделение смысловых единиц информации.

Перенесёмся на урок химии в 9 классе по теме «Гидролиз солей». Аппелирую к коллегам: эта тема вызывает значительные затруднения доля учащихся. Перед вами в пробирках растворы двух веществ. Одно из них кислота, другое – щёлочь. Как распознать, в какой пробирке какое вещество?

Индикатор. Итак, первая смысловая единица кластера – индикатор.

С его помощью определяется кислотная и щелочная среда (СЛАЙД кислота, щёлочь).

Эксперимент. Какие ионы так изменили цвет индикатора?

И кислоты и щёлочи могут вести себя как слабые и как сильные электролиты.

Испытаем индикатором раствор соли.

Изменится ли окраска индикатора в растворе соли?

Какие ионы так изменили цвет?

Как в растворе появились катионы водорода?

Каким образом они высвободились из воды?

Процесс поиска ответов на эти вопросы представляет собой пример ситуации теоретико-экспериментального исследования на уроке. Это первая ступень развития исследовательских умений и навыков на уроках химии в основной школе. Её цель- стимулирование интереса к исследовательской деятельности, осознание значимости для самореализации и успешной адаптации в предмете. Эффективным способом организации исследовательских заданий считаю проблемные миниэксперименты, один из которых был использован на конкурсном уроке. Результатом этого этапа, где действия ограничены неким алгоритмом, должно стать желание проектировать собственный эксперимент.

Вторая ступень - это ситуация частично-поискового исследования, научение образцам исследовательской деятельности на основе получения новой информации. Условия организации познавательной деятельности отличаются от первой ступени. Это развитие самостоятельности и активности, возбуждение внутреннего стремления к осмыслению и усвоению, вовлечение в практическую деятельность.

В условиях нашей школы частично-поисковые исследования мы применяем не только на уроках, но и через курсы по выбору в контексте предпрофильной подготовки. Практически 100% восьмиклассников осваивают курс «Химический эксперимент», программа которого предполагает исследовательский эксперимент в малых группах, обсуждение результатов и обмен мнениями в форме диалога. На выходе формируются метапредметные умения: анализировать, классифицировать, синтезировать, обобщать. А это уже признаки учебной исследовательской деятельности.

Уверена, что каждый из вас может поделиться примерами использования частично-поисковых исследований на разных предметах.

Более высокой ступенью является ситуация поисковой исследовательской деятельности, основанием для создания которой служит исследование с неопределённым результатом. На данном этапе идёт формирование объективной оценки предметов и явлений, самостоятельное определение целей будущего эксперимента и механизмов собственной деятельности для достижения этих целей. Следует сказать, что на уроках химии в основной школе такую ситуацию создать достаточно трудно. Поэтому, понимая её значимость для старшей ступени, был разработан, прошёл экспертизу и введён в учебный план за счёт часов компонента ОУ курс по выбору «Окислительно-восстановительные реакции». Примером поисковой исследовательской деятельности на этом курсе может служить изучение реакций взаимодействия сульфида натрия с перманганатом калия в разных средах. Опуская подробности химических превращений, перечислю виды деятельности девятиклассников: анализ химических формул исходных веществ, выбор веществ для создания среды, проведение эксперимента, наблюдение и фиксация результата, анализ состава и формул продуктов. И как результат получение нового знания и совершенствование умений.

Следует различать учебное исследование, о котором шёл разговор до сих пор, и научное исследование. Его отличает самостоятельно заданная проблема, самостоятельное определение цели и механизмов действия по их достижению. Этот уровень предлагаем тем старшеклассникам (3 ступень), которые планируют продолжение образования в Вузах. Таких выпускников у нас немало. До 40% учащихся 9 и 11 классов выбирают химию для сдачи экзамена. До 60% выпускников 11 класса продолжают изучение химии в ВУЗах, становятся призёры конкурсов исследовательских работ. Среди выпускников ВУЗов есть первые магистры химии, преподаватели ВУЗов и ССУЗов.

Я не ставила целью перечислить все технологии, которые формируют исследовательские умения и навыки школьников, и вернусь к технологии критического мышления. В этом контексте необходимо подчеркнуть важность осмысления не только самой информации, но и собственных действий. Предлагаю вам это сделать вместе со мной. Механизм рефлексии разработан Сергеем Измаиловичем Заир - Беком.

При планировании уроков важно проектировать образовательные ситуации, которые рождают новое знание и становление опыта учащихся, приводят к осознанию своего «Я», собственных действий и действий других учеников. Рефлексивная позиция учителя позволяет осознать собственные действия и приводит к становлению нового педагогического опыта. Это важнейшее условие эффективного педагогического процесса.

Составление кластера собственной рефлексии участия в конкурсе я представила на слайде.

Спасибо организаторам конкурса за предоставленную возможность получить новый педагогический опыт.

А коллегам – участником конкурса поэтическое послание.

Я иду на урок посреди неразбуженных улиц.

Тихо падает снег, заметая канавки дорог.

А ребята – ребята, ребята, наверное, только проснулись.

Я иду на урок.

Я иду на урок, я пока ещё точно не знаю.

Что за день предстоит, где начало его, где итог.

Но за счастьем иду, это я уж давно понимаю…

Я иду на урок.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Процесс поиска ответов на эти вопросы представляет собой пример ситуации iconПроцесс поиска и творчества в науке представляет собой весьма сложную и комплексную проблему
Федеральное агентство по образованию российской федерации фгоу впо «южный федеральный университет педагогический иститут»
Процесс поиска ответов на эти вопросы представляет собой пример ситуации iconЧто представляет собой это заболевание?
Эти вопросы мы располагаем сейчас однозначными ответами, и цель нашей статьи не столько "выдача" готовых рекомендаций, сколько предоставление...
Процесс поиска ответов на эти вопросы представляет собой пример ситуации iconТемы вашего учебного проекта
В процессе поиска ответов на проблемные и учебные вопросы ученики осваивают методы исследования животного мира
Процесс поиска ответов на эти вопросы представляет собой пример ситуации iconШкола в сша… Какая она? Что представляет из себя учебный процесс?...
Методическое сопровождение к презентации урока для учащихся 8 класса по теме “зож основа счастливого человека”
Процесс поиска ответов на эти вопросы представляет собой пример ситуации iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Интеграция – есть процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами дифференциации. Процесс интеграции представляет...
Процесс поиска ответов на эти вопросы представляет собой пример ситуации iconЛ. В. Ким (подпись) (Инициалы, Фамилия)
Инвестиционный процесс представляет собой сложный комплекс работ, включающий следующие основные фазы
Процесс поиска ответов на эти вопросы представляет собой пример ситуации iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Что представляет собой современная математика? Зачем она нужна? Эти и подобные им вопросы часто задают учителям дети. И каждый раз...
Процесс поиска ответов на эти вопросы представляет собой пример ситуации iconИзменения в вопросах программы аос-д актуализированы вопросы, исправлены...
Ситуации для работников хозяйства движения (приведены в соответствие с новыми инструкциями) (72 ситуации)
Процесс поиска ответов на эти вопросы представляет собой пример ситуации iconРефераты или презентации
Первая группа заданий – теоретические, связанные с поиском информации. Вы можете использовать Интернет и другие источники информации...
Процесс поиска ответов на эти вопросы представляет собой пример ситуации iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Таким образом, по наполненности семинара материалом, разрабатываемым обучающимися, он представляет собой интегрированный урок. По...
Процесс поиска ответов на эти вопросы представляет собой пример ситуации iconПунк Поэзия и психоанализ
Творчество и терапия частично совпадают: то, что является творческим, зачастую оказывается терапевтичным, то, что терапевтично, часто...
Процесс поиска ответов на эти вопросы представляет собой пример ситуации iconЧто же представляет собой атеизм?
Великой французской буржуазной революцией конца XVIII в и первой русской революцией 1905, революциями 1917 г и построением коммунизма...
Процесс поиска ответов на эти вопросы представляет собой пример ситуации iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Показать, что представляет собой процесс познания и в чем заключаются особенности чувственного, рационального, научного познания
Процесс поиска ответов на эти вопросы представляет собой пример ситуации iconНазвание проекта
Комплекс представляет собой программу, генерирующую, в соответствии с указанным временем, электрические сигналы на одном из com-портов...
Процесс поиска ответов на эти вопросы представляет собой пример ситуации iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебное занятие в системе дополнительного образования детей представляет собой сложнейший психолого-педагогический процесс, к которому...
Процесс поиска ответов на эти вопросы представляет собой пример ситуации iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Текст задания представляет собой некоторое утверждение, к которому необходимо добавить один из предложенных ответов. При этом утверждение...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск