Скачать 57.03 Kb.
|
Иванова Анна Владимировна ГБОУ СОШ №1909 ЮВАО г. Москвы Учитель химии ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНО-ПОИСКОВОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ « РАСТВОРИМОСТЬ ВЕЩЕСТВ. ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКАЯ ДИССОЦИАЦИЯ. ЭЛЕКТРОЛИТЫ И НЕЭЛЕКТРОЛИТЫ» 9 КЛАСС. Цель: сформировать понятие об электролитах и неэлектролитах и их поведении в водных растворах; научить записывать уравнения диссоциации веществ в водных растворах; раскрыть материальную причину появления заряженных частиц в растворах электролитов. Тип урока: комбинированный Основной метод: поисковая беседа. Оборудование: Мультимедийный проектор, ПК, презентация урока, прибор для демонстрации электропроводности. Реактивы: хлорид натрия кристаллический, в растворе, сахар кристаллический, в растворе, дистиллированная вода. План:
3. Закрепление изученной темы. Игра «Третий лишний» Ход урока:
Химия- это наука о веществах и их превращениях и одним из условий протекания некоторых реакций является растворимость веществ в воде. Почему? Что происходит с веществами при их растворении? Об этом вы узнаете на сегодняшнем уроке. (учащиеся записывают тему урока. Слайд 1). Но прежде, чем приступить к изучению новой темы, давайте вспомним пройденный материал. Тест. Проводится устно (слайд 2)
А) NaCl; б) О2; в) AlCl3; г) H2O 2. Выберите вещество с ионной связью: А) BaCl2; б) Н2; в) Mg; г) СН4 3. Выберите вещество с ковалентной полярной связью: А) KF; б) Br2; в)Na2S; г) NH3 4. Какой тип кристаллической решётки у воды: А) ионная; Б) атомная; В) молекулярная; Г) металлическая 5. Твёрдость, высокая температура плавления, хорошая растворимость в воде характерна для веществ с : А) ионная; Б) атомная; В) молекулярная; Г) металлическая 2.Изучение новой темы Итак, что же происходит в процессе растворения веществ? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, проведем исследование физических свойств твердых веществ с ковалентной и ионной связями и их растворов. Демонстрационный эксперимент «Электропроводность растворов и твердых веществ» Опыт 1. Электроды прибора для демонстрации электропроводности поочерёдно опускаем в :
проверяем электропроводность данных веществ, подчёркивая, что вода как чистое вещество электрический ток не проводит. То же самое делаем с растворами сахара и соли. Результаты отмечаем в таблицу, оставляя незаполненной 3ю колонку. (слайд 3)
Опыт 2. Электроды опускаем в концентрированный раствор соли. Постепенно приливаем дистиллированную воду, наблюдая, как постепенно разгорается лампочка прибора. Обсуждение результатов: ?-Почему не проводят электрический ток твердые вещества и концентрированные растворы органических веществ? Чтобы ответить на этот вопрос, вспомните, - что такое электрический ток? (Направленное движение заряженных частиц) -А как появились заряженные частицы в растворе? (учащиеся делают свои предположения) Раствор сахара электрический ток не проводит. Какими частицами образованы его молекулы? (атомами) -Какой вид связи между атомами? (ковалентная). -Почему молекулы воды не проводят электрический ток? (связь также ковалентная полярная) -Вспомните, какие частицы образуют хлорид натрия? (ионы) -Какой вид связи? (ионная) -Что это за связь? (Связь между ионами за счёт электростатического притяжения) НО МОЛЕКУЛА В ЦЕЛОМ ЭЛЕКТРОНЕЙТРАЛЬНА!!! Почему появляется электропроводность? Обратите внимание, что твердая соль электрический ток не проводит. Какой вывод можно сделать? При растворении появляются заряженные частицы-ионы, т.е. ионная связь разрушается. -Почему? Гипотеза- на ионную связь оказывают влияние молекулы воды -Почему? Вспомните, какое строение имеют молекулы воды? (слайд 4) Н-О-Н связь ковалентная полярная. На атоме кислорода сосредотачивается отрицательный, а на атомах водорода- положительный заряды Посмотрим, что происходит при помещении кристаллов хлорида натрия в воду ( слайд 5) Молекулы воды начинают ориентироваться вокруг ионов натрия и хлора соответствующими полюсами, разрушая ионные связи. Далее, молекулы воды тут же окружают освободившиеся ионы, не давая им вновь соединиться, образуя гидратантные «шубы». Появились заряженные частицы- появился электрический ток. Выводы учащиеся делают сами, опираясь на вопросы: -Так почему же в твердом состоянии хлорид натрия не проводит ток? Почему раствор хлорида натрия электропроводен? Почему концентрированный раствор сахара диэлектрик? Учащиеся делают выводы, заполняют третью часть таблицы. Теперь, зная, что происходит с веществами с ионной связью при растворении, объясните результаты второго опыта (Чем больше молекул воды, тем лучше они «атакуют» растворяемое вещество и тем больше ионов появляется- лампочка разгорается сильнее.) -Как вы думаете, какие еще условия помимо растворения разрушают ионную связь? (нагревание) Вещества, которые при растворении или расплавлении проводят электрический ток, называются электролиты. Вещества, которые не проводят электрический ток, соответственно называются неэлектролитами. Выпишите примеры. Обратите внимание, что электролиты это не только вещества с ионным типом связи, но и с ковалентной сильнополярной связью. (объяснение процесса диссоциации веществ с ковалентной полярной связью, слайд 6) Процесс, при котором происходит распад электролита на ионы, называется электролитической диссоциацией. Химически этот процесс можно выразить при помощи уравнений: NaCl Na+ + Cl- -Почему в уравнении проставлена двусторонняя стрелка? Что произойдет, если вода испарится? (Ионы вновь соединятся) Произойдет обратный процесс- ассоциация. Задание. Составьте уравнения диссоциации для:
Учащиеся выходят к доске по одному и выполняют задание 3. Закрепление. Игра «Третий лишний»( слайд 7) Задание- выбрать «лишнее» понятие, объяснить свой выбор:
Источники материалов: http://justwater.ru/xarakteristika-vody/stroenie-molekuly-vody.html http://www.lyceum8.ru/himiya/7.htm |
Иванова Анна Владимировна гбоу сош №1909 ювао г. Москвы Учитель химии Использование частично-поискового метода обучения при изучении темы «классификация неорганических веществ» 8 класс | Иванова Анна Владимировна гбоу сош №1909 ювао г. Москвы Учитель химии... Цель урока: систематизировать сведения о химических свойствах металлов, рассмотренных при изучении материала курса химии 8, 9 классов,... | ||
Урок химии и литературы. Учитель химии и биологии гбоу специальная... Суворове А. В., способствовать формированию интереса к изучению Отечественной истории и истории Кубани, создать атмосферу здорового... | Конспект урока (фио) Вершинина Анна Владимировна учитель начальных классов мбоу «сош 76» Мурзагареева Гульнара Рамиловна учитель истории и обществознания высшей категории | ||
Реферат по теме «Деревянный лист» Учитель начальных классов мобу сош №6 г. Тында Амурской области Иванова Валерия Владимировна | Реферат по теме «Любимая сладость детей» Учитель начальных классов моу «сош №6» г. Тында Амурской области Иванова Валерия Владимировна | ||
Реферат по теме «Императоры льдов и снегов» Учитель начальных классов моу «сош №6» г. Тында Амурской области Иванова Валерия Владимировна | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Разработала Иванова Любовь Владимировна, учитель русского языка и литературы мбоу «Ново-Ямская сош» | ||
Анализ учебно-воспитательной деятельности за 2012-2013 учебный год Гбоу сош №1005 «Алые паруса» руководствовался в своей работе «Законом об Образовании», нормативными документами Министерства образования... | Исследовательская работа Молот Дарья Анатольевна 10 Хмелева Людмила... Влияние славянских свадебных обрядов на формирование национального женского характера | ||
Влияние солнечной активности на исторические события на Земле Ивахненко Анна, ученица 7 класса моу сош №11 г. Ейска Научный Семке Андрей Иванович, учитель физики и астрономии моу сош №11 г. Ейска,... | Пояснительная записка к учебному плану гбоу сош №400 вао г. Москвы на 2013-2014 учебный год В основу учебного плана гбоу сош №400 положены государственные нормативные документы | ||
Анализ научно-методической работы гбоу сош «Школа здоровья» №473 увоуо до г. Москвы в I полугод Результативное участие гбоу сош №473 в конкурсах, олимпиадах и других мероприятиях разного уровня подчинения | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учитель мхк и музыки первой квалификационной категории гбоу сош №847 г. Москвы | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Черкасова Маргарита Алексеевна, учитель начальных классов гбоу сош 2053 г. Москвы | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Автор: Грязнова Мария Феногеновна, учитель мхк и истории гбоу сош №494 г. Москвы |