Конспект урока по химии.
Класс:10
Тема: Алкадиены. Каучук
Цель: продолжить изучение электронного и пространственного строения органических веществ, развивать умение пользоваться номенклатурой органических веществ, строить структурные формулы изомеров, сформировать представление о каучуках.
Задачи:
Образовательные:
- ознакомить с физическими свойствами и основными способами получения алкадиенов;
- изучить химические свойства алкадиенов: реакции присоединения и полимеризации;
- ознакомить учащихся с натуральным и синтетическим каучуком, резиной;
Развивающие:
- способствовать развитию внимательности, усидчивости, дисциплины;
- развивать самостоятельность и волю учащихся, используя поощрение настойчивости при решении заданий, устранении опеки при оказании помощи;
- развивать познавательный интерес, используя данные о применении алкадиенов;
Воспитательные:
- продолжить формирование локальной химической картины мира;
- содействовать в ходе урока формированию следующих мировоззренческих идей:
- обусловленность развития химической науки потребностями производства, жизни и быта;
- истинность научных знаний и законов природы;
- обеспечить нравственно эстетическое воспитание.
Форма организации занятия: урок с использованием видеофрагментов и ИК технологий.
Оборудование: мультимедиа презентация
Ход урока
Организационный момент
Подготовка восприятия к новому материалу
Мы с вами сегодня познакомимся с новым классом непредельных углеводородов, проведя сравнение с алкенами. Целью урока будет не только повторение и изучение нового материала, но и овладение умениями контроля и оценки своей деятельности и деятельности одноклассников. Для этого вам выданы оценочные листы (см. Приложение 1). За каждый верный ответ – 1 бал. Максимальное число баллов по каждому виду работы – указано в оценочном листе.
Вспомним все, что мы знаем об алкенах.
а) Номенклатура алкенов (Ответ: указан суффикс “-ен” и номер атома С после “=” связи);
б) Изомерия (Ответ: перечислить виды изомерии);
в) Химические свойства (Ответ: характерны реакции присоединения);
г) Реакции полимеризации (Ответ: полимер как самостоятельный продукт);
д) Получение алкенов (Ответ: реакции дегидрирования).
Что произойдет с алкенами при более глубоком дегидрировании?
Запишите реакции дегидрирования.
(Один ученик записывает на доске, остальные в тетради)
С3Н6 → Н2С=С=СН2 + Н2
Проверим: ставим 1 балл за верно выполненное задание.
Вопросы учащимся:
– Как отмечается одна двойная связь (Ответ: суффиксом “-ен”)?
Тогда две “=” связи отмечаются суффиксом “–диен”.
Тогда новый класс непредельных соединений: алкадиены.
Это и будет темой нашего урока (слайд 1).
– Какая общая формула у алкенов? (Ответ: СnH2n).
– Тогда у алкадиенов? (Ответ: CnH2n-2)
– Дайте определение алкадиенов, записав его в тетради, отметив, все что мы сказали.
– Откройте учебник на стр. 44, прочитайте вслух. У кого так же – 1 балл проставьте в оценочный лист.
Изучение нового материала
Давайте вспомним план (ребята предлагают пункты плана), по которому мы описываем любой класс органических соединений:
План.(слайд 2)
Общая характеристика.
Изомерия. Номенклатура.
Получение, физические свойства.
Химические свойства
Применение. Каучук. Резина.
Начнем с первого ( слайд 3)
Различают 3 вида алкадиенов:
1.Алкадиены с изолированным расположением двойных связей
CH2=CH-CH2-CH2-CH=CH2
(связи разделены двумя и более одинарными связями)
2.Алкадиены с сопряженным положением двойных связей:
CH2=CH-CH=CH2
(Разделены одной одинарной связью)
3.Алкадиены с кумулированным расположение двойных связей
CH2=C=CH-CH3
(связи расположены рядом).
Ребята, определите вид гибридизации атомов углерода находящихся при двойной связи. (Ответ: Sр2- гибридизация)
А в кумулированных алкадиенах какой тип гибридизации атомов углерода. (Ответ: Sр2 Sр-гибридизация)
Атом углерода образующий две пи связи ,находится в состоянии Sр-гибридизации.
В сопряженных диенах пи - электронные облака двух двойных связей перекрываются между собой и образуют единое пи - электронное облако.
Ребята,а чему равна связь в алканах? Алкенах? (Ответ: 0,154нм, 0,132нм)
Хорошо. В алкадиенах одинарная связь меньше, чем в алканах- 0,146, а двойная связь больше, чем в алкенах- 0,135.
Переходим ко второму пункту плана.(слайд 4)
У алкадиенов наблюдаются все виды изомерии, характерные для алкенов. Перечислите пожалуйста еще раз. (Ответ: Структурная:
-изомерия углеродного скелета
-изомерия положения кратных связей.
Геометрическая
Межклассовая) Замечательно. Запишите виды структурной изомерии и дайте названия веществам.
( Один ученик выполняет задание на доске, остальные в тетради)
Изомерия положения кратных связей :
СН2=СН-СН=СН-СН3
Пентадиен-1,3
СН3 –СН=С= СН-СН3
Пентадиен-2,3
У кого правильно ставят себе один балл.
Следующий пункт. Получение и физические свойства.(слайд 5, 6)
Алкадиены, такие как бутадиен-1,3 и 2-метилбутадиен-1,3 (изопрен) имеют огромное значение в промышленности, так как служат исходным сырьём для получения синтетических полимеров. Поэтому рассмотрим способы их получения. Для синтеза алкадиенов широко используются реакции отщепления:
1. Метод Лебедева (дегидратация и дегидрирование)
2CH3-CH2-OH→
CH2=CH-CH=CH2+2H2O+H2
2. Способ дегидрирования алканов :
а) Получение бутадиена-1,3
C4H10→CH2=CH-CH=CH2 +2H2
б) Напишите получение изопрена самостоятельно
(Ответ: CH3-CH –CH-CH3→
│
CH3 →CH2=C -CH=CH2+2H2O
│
CH3
У кого правильно ставят 1 балл
3. Способ дегидрогологенирования
СН2-СН2-СН2-СН2 +2KOH→ CH2=CH-CH=CH2+
/ / +2KCl+2H2O
Cl Cl
Низшие диены- газы или жидкости, высшие- твёрдые вещества. Бутадиен-1,3- бесцветный газ с характерным запахом. Изопрен- летучая жидкость обладает неприятным запахом.
Химические свойства. (слайд 7)
Две реакции: присоединение и полимеризация. Особенности реакции присоединения к алкадиенам с сопряженной связью является способность присоединять молекулы как по месту 1,2 так и по краям- 1,4-присоединение. Уравнения приведены на экране
Алкадиены легко вступают в реакцию полимеризации, при этом образуются синтетические каучуки. Особенность: протекают как 1,4 присоединение:
nCH2=CH-CH=CH2→
(-CH2-CH=CH-CH2-)n
Продуктом полимеризации алканов являются каучуки, которые нашли широкое применение в нашей жизни. Рассказ учителя( слайд 8, 9, 10)
Закрепление изученного материала (тест). Слайд 11, 12.
За каждый правильный ответ ставится 1 балл.
Домашнее задание: параграф 11, стр. 49 вопросы 1-3, задача 1.
Приложение 1.
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ УРОКА ПО ТЕМЕ “АЛКАДИЕНЫ. КАУЧУК И ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ”
Дата _____________ Фамилия, имя учащегося_______________________ Оцениваемые параметры
| Баллы
| самооценка
| взаимооценка
| I. Повторение
| Количество верных ответов
|
|
| Устный комментарий
|
|
| II. Определение алкенов
| Верная запись
|
|
| Комментирование
|
|
| III. Изомерия (0-2)
| Верная запись
|
|
| Комментирование
|
|
| IV. Получение
| Верная запись
|
|
| Дополнительный ответ
|
|
| V.Тест
| Количество верных ответов
|
|
|
|
|
| Итого:
|
|
| Просуммируйте все баллы, полученные за урок
Определите итоговую оценку по следующим критериям:
12баллов и выше – “Отлично”. 9-11баллов – “Хорошо”. 7-8 баллов – “Удовлетворительно”. 6 и меньше – “Неудовлетворительно”. |