Скачать 158.27 Kb.
|
Костромская область. Галичский район. Муниципальное общеобразовательное учреждение Степановская средняя общеобразовательная школа утверждено Программа кружка по экспериментальной органической химии для 10 класса и разработка нескольких занятий по программе кружка. Разработана учителем химии и биологии МОУ Степановской СОШ Румянцевой Е. А. 2004 - 2005гг Программа кружка была разработана и успешно апробирована на занятиях предметного кружка по химии в 10 классе. Программа имеет практическую экспериментальную направленность. Необходимость в ней возникла для повышения интереса учащихся к предмету органической химии. Она позволяет развивать практические знания, умения и навыки учащихся в области проведения химического эксперимента, начиная с постановки целей и задач, подбора оборудования и метода работы, позволяет способствовать освоению учащимися умений осуществлять грамотно и с соблюдением техники безопасности сам эксперимент, наблюдать, делать выводы и заключения. Программа позволила повысить интерес учащихся и к теоретическому материалу органической химии, учащиеся стали сами подбирать материалы для сообщений по тематике занятий, повысилась успеваемость и по самому предмету «органическая химия» Программа работы кружка по экспериментальной органической химии в 10 классе. 2004-2005 учебный год. Пояснительная записка. Цели и задачи кружка: Способствовать формированию научной картины мира в сознании учащихся, пониманию процессов и явлений окружающего мира. Развивать аналитическое и логическое мышление, умение прогнозировать результат эксперимента на основе теоретических знаний, и осмыслять теорию на основе практических исследований. Формировать стойкий позитивный интерес к предмету. Развивать представления учащихся о химии, как о практически необходимой науке. Формировать практические умения планировать, осуществлять эксперимент, с соблюдением техники безопасности и охраны труда. Грамотно оформлять и представлять результаты работ. Способствовать развитию умений работать как индивидуально, так и в группе, обсуждать план и ход , результаты эксперимента. Небольшое количество членов кружка позволит более полно осветить вопросы школьного курса, существенно расширить его рамки, так как есть возможность выполнить работы, которые обычно не выполняются в ходе изучения предмета из-за их сложности, продолжительности, или потому, что они не входят в ныне действующую программу по химии План рассчитан на 34 часа, по числу учебных недель, исходя из одного занятия в неделю. Занятия спланированы с учетом тематического планирования уроков, чтобы отдельные темы кружка не обгоняли основное изучение, это необходимо для осмысленной деятельности учащихся на кружке, а непросто воспроизведение красивого эксперимента. В ходе кружковых занятий учащиеся готовят сообщения для уроков по заданной тематике, знакомят одноклассников с результатами своей деятельности, демонстрируя полученные вещества или осуществленные процессы. Занятия предполагается усложнять по мере накопления учащимися опыта работы, так первые занятия планируются с выдачей точных инструкций, алгоритмов работы, на последующих учащиеся сами собирают модели установок, опираясь на полученные знания, обсуждают подбор реактивов, используемее реакции, необходимые правила безопасности. Учитель контролирует процесс, подсказывает, координирует работу учащихся, корректирует, иногда вносит поправки или замечания , т. е. ведет себя как консультант. Предлагаются планы проведения нескольких занятий, которые были выполнены учащимися в 2005-2006 учебном году на кружке органической экспериментальной химии. Так как в кружок ходило только трое учащихся ( всего в 10 классе их было семь) , то все участники могли работать вместе во время сложных синтезов на одной установке в находящейся в вытяжном шкафу, или индивидуально когда вытяжной шкаф не требовался. План занятий кружка.
Планируемые результаты: У учащихся будет развиваться химическое мышление, как мышление основанное на синтезе и анализе событий, явлений, фактов. У учащихся будут сформированы умения грамотно, с соблюдением техники безопасности, планировать, проводить и анализировать химический эксперимент. Научатся теоретически осмысливать проводимые опыты, подтверждать практически химические явления,. Научаться правильно , грамотно оформлять результаты исследований, излагать свою точку зрения. Сформируется представление о важности и необходимости знаний по химии в повседневной жизни. Занятие № 4. Крекинг нефтепродуктов. Цель занятия: познакомить учащихся с процессом крекинга на практике, формировать практические навыки и умения, понятие о действии катализатора, о технике безопасности при работе, способствовать осмыслению теоретического материала , полученного на уроках. Ход работы:
Ход эксперимента: Проверить керосин на отсутствие непредельных соединений, если они есть очисть керосин, если нет -сразу же использовать для опыта. Собрать установку, как показано на рисунке. Для этого использовать металлическую трубку диаметром внутри 2 – 2,5 см и длиной 15 -20 см. Внутрь трубки поместить железную стружку от токарного станка или свернутую спиралью железную тонкую проволоку – это катализатор. Закрепить трубку в лапке штатива под небольшим углом В оба конца трубки поместить корковые пробки, чтоб они сидели плотно, их нужно хорошо обмять на пробкомялке и обработать силикатным клеем (чтоб не загорелись), в отверстиях пробок укрепить плотно две изогнутые под прямым углом газоотводные трубки. Верхнюю трубку соединить резиновым шлангом или пластиковым шлангом с воронкой, поставить на шланге регулирующий зажим, нижнюю опустить в пробирку –приёмник, которую поставить в охлаждающую жидкость ( холодную воду, или лед кусочками с водой, или смесь снега и соли) Нагреваем трубку в пламени спиртовки и по каплям пропускаем из воронки керосин. Нагревание продолжать 5-6 минут, за это время в пробирке соберется достаточное количество жидких продуктов крекинга, которые можно затем проверить на непредельность при помощи бромной или иодной воды или раствора перманганата калия. Используемая литература:
Оборудование : Металлическая трубка длиной 20 см, диаметром 2,5 см, спиртовка, спички, 2 газоотводные стеклянные трубки, резиновая или пластиковая трубка, корковые пробки, воронка, пробирка, стакан с холодной водой, штатив, тонкая стальная проволока или спиральная стружка от токарного станка. Реактивы: Очищенный керосин, раствор перманганата калия. Занятие № 5 .Синтез бромэтана из этанола. Изучение химических свойств бромэтана. Цель занятия : познакомить учащихся с процессом получения галогеналканана практике, формировать практические навыки и умения, понятие о действии катализатора, о технике безопасности при работе, способствовать осмыслению теоретического материала , полученного на уроках, на практике показать возможность генетического родства органических веществ, возможности превращения вещества одного класса в другое. Ход работы:
Используемая литература:
Оборудование: Стакан с холодной водой, пробирки, газоотводная трубка, изогнутая под углом 90 градусов, пробка, штатив, спиртовка, спички, ложка для насыпания веществ, медная спираль ( для пробы Бельштейна.) Реактивы: Этанол, серная кислота (концентрированная), бромид калия, вода, нитрат серебра. Занятие № 8 . Каучук. Получение каучука из сока растений каучуконосов. Цели занятия: расширить представления учащихся о каучуке, его значении, способах получения, познакомить с растениями каучуконосами и способом получения каучука из них., изучить свойства природного каучука, сравнить со свойствами синтетического, развивать теоретические и практические умения. Ход занятия:
Используемая литература:
Установка для термического разложения синтетического каучука. Установка для получения натурального каучука из сока растения Оборудование: бюретка, пробирки, спиртовка, спички, штатив, газоотводная трубка с пробкой, стакан с холодной водой, стеклянная палочка, предметное стекло., ложка. Реактивы: каучук, индикаторная бумага с солью свинца, сульфат аммония, спирт, вода, раствор перманганата калия, бензин. Занятие № 29 – 30 Что мы кушаем, чем запиваем. Цель занятий : создать условия для практического применения учащимися знаний по качественному анализу веществ , содержащихся в самых распространенных продуктах питания. Способствовать формированию представлений о химии, как о необходимой науке . Развивать мышление учащихся, развивать практические умения и навыки по постановке, планированию и осуществлению эксперимента, наблюдению, обобщению результатов, формулированию выводов. Ход работы.
Оборудование: Пробирки, спиртовка, спички, держатель пробирочный, пипетки, стаканы химические, ступки с пестиками, лезвия, чашка для выпаривания, предметные стекла, лупа. Реактивы: Азотная кислота, раствор гидроксида аммония, раствор сульфата меди, раствор гидроксида натрия, раствор оксида серебра в гидроксиде аммомия, раствор иода, вода, оксид магния. Предполагаемые реакции: На крахмал – действие раствора иода. На глюкозу действие свежеосажденного гидроксида меди при нагревании, реакция серебряного зеркала. На жиры действием бензина с последующей пробой на фильтровальной бумаге. На кофеин –выделение его термическим разложением в присутствии оксида магния, с последующей пробой азотной кислотой м гидроксидом аммония. На белки – ксантопротеиновая реакция с азотной кислотой и гидроксидом аммония, и биуретовая реакция ( действие свежеосажденного гидроксида меди). Набор продуктов и напитков: молоко, бульон из настоящего мяса , бульон из кубиков, лимонад, сок «Любимый сад» нескольких сортов, хлеб ржаной и пшеничный, колбаса нескольких сортов, яблоко, апельсин, томат, огурец, капуста, кофе растворимый , чай. Занятие № 7. Мир пластмасс. Цель занятия: познакомить учащихся с качественным определением вида пластмассы на примере полистирола (опыты с ним наиболее доступны), с процессом разложения полистирола на стирол и обратным синтезом полистирола из стирола, свойствами стирола как непредельного ароматического соединения. Формирование химического мышления, навыков практического синтеза и анализа веществ, овладение техникой безопасности в ходе химического эксперимента. Ход работы:
Инструкция:
Литература:
Оборудование и реактивы: пробирки, стакан со снегом и солью, воздушный холодильник, газоотводная трубка, спиртовка, спички, штатив, асбестовая сетка, раствор перманганата калия, таблетка гидропирита, вода, полистирол Занятия № 18 -19 . Можно ли из мыла изготовить свечу? А из свечи – мыло? Цели занятий закрепить представления о генетическом родстве органических веществ, дать возможность наглядно удостовериться в возможности превращений различных веществ друг в друга, развивать представления о синтезе веществ, развивать интерес к предмету, через эмоциональное воздействие, совершенствовать практические умения и теоретические знания, развивать представления о технике безопасности химического эксперимента. Ход работы. Занятие первое: Мыло хозяйственное из стеариновой свечи.
Занятие второе. Свеча из мыла.
4. Обсудить результаты работы, подготовить сообщение одному из учащихся для урока с демонстрацией полученных образцов мыла и свечей. Литература:
|
Образовательная программа «Друзья природы» Для обучающихся 7-11 классов Данная программа экологического кружка составлена учителем химии и биологии мб оу «Ужовская сош» Чивкуновой Е. В. на основе опыта... | Рабочая программа кружка по химии для учащихся 11 класса | ||
Рабочая программа кружка «Юный химик» для учащихся 8-9 класса В связи с этим занятия кружка по этой программе помогут решить следующие задачи | Происхождение химии. На первом занятии следует ознакомить учащихся... Интерес вызывает умение египтян мумифицировать трупы, получать чистое золото. Следует обратить внимание на развитие ремесленной химии... | ||
Тематическое планирование по химии 11 класс Предмет органической химии. Краткий исторический очерк: виталистическая теория. Связь органической и неорганической химии. Органические... | Разработка урока подготовлена учителем химии- биологии Р. А. Мухсиновой... Разработка урока подготовлена учителем химии- биологии Р. А. Мухсиновой учителем английского языка Р. Г. Тимергалиевой Интегрированный... | ||
Программа кружка по химии «занимательная химия» Целью создания кружка является формирование у учащихся глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и химических превращений,... | Пояснительная записка 9 класс рабочая программа по химии для 9 класса... В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения химии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной... | ||
Рабочая программа пропедевтического курса химии 7 класса разработана... ... | Рабочая программа по химии 9 класса разработана на основании: Государственного... Классификация рабочей программы типовая Рабочая программа по химии 9 класса разработана на основании | ||
Программа разработана учителем биологии моусош №46 Кейн Светланой Викторовной Программа согласована на заседании методического объединения учителей биологии, химии и географии | Программа межрайонного семинара учителей географии, биологии, химии «Работа школьного методического объединения учителей географии, биологии, химии в условиях деятельности муниципальной экспериментальной... | ||
Программа курса дополнительного образования кружка «Исследователи» Темы занятий нацеливают на овладение законами химии, на приобретение практических умений и навыков проведения химического анализа,... | Программа кружка «юный эколог» Основные цели кружка – выработка у учащихся сознательного бережного отношения к природе, создание условий для углубления знаний по... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Знать : определение органической химии, что изучает данная наука; различия между органическими и неорганическими веществами, особенности... | Тема Форма проведения Свойство атомов углерода образовывать прямые, разветвленные и замкнутые цепи, одинарные и краткие связи. Гомология, изомерия. Значение... |