Программа курса дополнительного образования кружка «Исследователи»





Скачать 117.32 Kb.
НазваниеПрограмма курса дополнительного образования кружка «Исследователи»
Дата публикации15.03.2015
Размер117.32 Kb.
ТипПрограмма курса
100-bal.ru > Химия > Программа курса
Ильина Людмила Борисовна

учитель химии и биологии

МОУ «СОШ №66 имени Н.И.Вавилова города Саратова»

программа курса дополнительного образования

кружка «Исследователи»

по химии

для 7-8 классов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Школа призвана воспитывать деловых людей, способных к восприятию новых идей, принятию нестандартных решений, умеющих работать в коллективе. Решение этой задачи в развитии у учащихся самостоятельности и интеллектуальной активности, в рациональном сочетании теоретических знаний и их практического применения. В связи с этим необходимо организовывать исследовательскую деятельность учащихся с обязательной презентацией результатов. Программа химического кружка «Исследователи» направлена на углубление знаний учащихся в области химии, формирование интереса к предмету, развитие любознательности, раскрывает перед учащимися интересные и важные стороны практического использования химических знаний, способствует интеллектуальному развитию школьников. Тематика кружка позволит стимулировать развитие познавательного интереса учащихся, способствовать формированию умений работать со специальной литературой, приобретению навыков продуктивной работы в группах, развивать творческие способности школьников. Темы занятий нацеливают на овладение законами химии, на приобретение практических умений и навыков проведения химического анализа, способствуют формированию у учащихся научной картины мира.

В основу программы положена методика организации проектной деятельности учащихся (методическое пособие "Проектная деятельность школьников в процессе обучения химии"- авторы О.С. Аранская, И.В.Бурая; Издательский центр "Вентана-Граф", Москва, 2005) .

Содержание кружка обусловливает необходимость использования разных форм и методов обучения: беседы, лекции, эксперимента, обсуждение докладов, выпуск тематических стенгазет, оформление стендов. Занятия важно строить с опорой на знания курсов: экологии и биологии
ЗАДАЧИ КРУЖКА:

-углубить и расширить знания в области химии;

-развить познавательный интерес к химии, приобщить учащихся к самостоятельному поиску;

-способствовать решению задач экологического воспитания;

-раскрыть перед учащимися вклад химии в научную картину мира, связи между химическими знаниями и повседневной жизнью человека;

-развить навыки выполнения химического эксперимента.



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Вводное занятие. Химия вокруг нас. Значение химии в народном хозяйстве, в развитии науки и в познании окружающего мира.





2. Правила работы в химической лаборатории и охрана труда. Правила безопасной работы в химической лаборатории: со стеклом, металлом, пробками. Техника демонстрации опытов (на примере занимательных опытов).








Практическая работа. Монтаж приборов по заданному образцу. Испытание приборов для получения газов на герметичность.





3. Методы лабораторных исследований. Техника лабораторных работ. Марки химических реактивов. Дистиллированная вода и её свойства. Химическая посуда, её мытьё и сушка. Весы и взвешивание. Измельчение твёрдых веществ. Растворение и растворы. Фильтрование растворов. Способы очистки жидких, твёрдых и газообразных веществ.








Практическая работа. Выполнение типовых химических операций, обращение с лабораторным оборудованием, химической посудой и реактивами, очистка и определение физических констант веществ.





4. Этапы работы над научным исследованием. Виды исследовательских работ. Форма исследовательской работы (доклад, научная статья, научный отчёт, реферат, монография). Структура исследовательской работы.





5. Как работать с научной литературой. Экскурсия в библиотеку. Этапы работы с литературными источниками (общее ознакомление, внимательное чтение по главам и разделам, выборочное чтение, составление плана прочитанного материала, выписка из прочитанного, сравнение и сопоставление прочитанного с другими источниками), содержание этапов.





6. Изучение показателей качества воды. Очистка воды. Природная вода и её разновидности. Характеристика вод по составу и свойствам. Анализ источников информации. Отбор проб и хранение. Выявление источников загрязнения воды. Способы очистки воды. Характеристика фильтрующих материалов.








Практическая работа. 1.Определение органолептических свойств воды. Определение температуры, мутности, цветности и запаха воды. Анализ воды. Определение кислотности воды. Оформление отчёта. 2. Определение минерального состава воды (определение общей и карбонатной жёсткости, определение хлорид-иона, определение сульфат-ионов, определение содержания нитрат-ионов). Оформление отчёта. 3. Очистка воды. Оформление отчёта.




Выпуск стенгазеты "Мир воды".





7. Как оформить результаты научного исследования. Требования к содержанию отчёта о проведённом исследовании. Элементы письменного отчёта о проведённой научно-исследовательской работе (тема исследования, актуальность выбора темы исследования, объект и предмет исследования, цели ,и задачи исследования, гипотеза, теоретическая и прикладная ценность полученных результатов, указание на методы исследования, краткий обзор имеющейся по данной теме литературы, выводы и рекомендации).





8. Анализ прохладительных напитков. Химический состав газированных напитков, популярных в молодёжной среде. Качественные реакции: оксида углерода (IV), кислот; адсорбция красителя. Русский квас.








Практическая работа. 1-2. Качественный анализ газированных прохладительных напитков, популярных в молодёжной среде (по желанию учащихся). Определение оксида углерода (IV), кислоты, красителя. Оформление отчёта.




9. Анализ чипсов. Химический состав чипсов. Разновидности жиров. Поваренная соль как консервант. Качественные реакции на жиры, крахмал, хлорид натрия.








Практическая работа. Качественные определение жиров, крахмала, хлорида натрия в чипсах. Оформление отчёта.




Оформление информационного листка "Продукты, популярные в молодёжной среде".





10. Качественный анализ шоколада. История появления шоколада. Химический состав шоколада. Схема производства шоколада.








Практическая работа. Обнаружение в шоколаде белков, жиров, углеводов. Оформление отчёта.




Оформление информационного листка "Вся правда о шоколаде".





11. Качественный состав мороженого. Замороженный продукт разнообразных вкусов. Пищевые добавки, входящие в состав мороженого. Схема производства мороженого.








Практическая работа Обнаружение в мороженом белков, жиров, углеводов, лимонной кислоты. Обнаружение крахмала в вафельном стаканчике. Оформление отчёта.




Оформление информационного листка "Холодное лакомство".





12. Определение качественного состава мёда. Практическая работа. Определение содержания глюкозы в разных сортах мёда. Оформление отчёта.





13. Качественный анализ зубной пасты. Химический состав зубных паст. Виды зубных паст.







Практическая работа. Качественное определение состава зубных паст. Оформление отчёта.





14. Мыловарение. Из истории мыловарения.








Практическая работа. Изготовление мыла в домашних условиях. Оформление отчёта.





15. Качественный анализ жевательной резинки. История появления жевательной резинки. Каучук - полимерная основа. Пищевые добавки в составе жевательной резинки.








Практическая работа. 1.Свойства резиновой основы жвачки. Определение многоатомных спиртов (ксилит, маннит). Оформление отчёта. 2. Свойства красителей, входящих в состав жевательной резинки. Оформление отчёта.




Оформление информационного листка "Жевательная резинка - польза или вред?"





16. Роль речевых умений в научном исследовании. Культура выступления. Развитие дикции, произношения и речевых умений учащихся.





17. Занимательная химия.

- Получение кристаллов солей из водных растворов методом медленного испарения и постепенного понижения температуры раствора (хлорид натрия, медный купорос, алюмокалиевые квасцы).

- Показ демонстрационных опытов. “Вулкан” на столе, “Зелёный огонь”, “Вода-катализатор”, «Звездный дождь», «Разноцветное пламя», « Химические водоросли», «Норсульфазоловая змея», «Оригинальное яйцо», «Минеральный «хамелеон» .
18. Презентация проектов. Обсуждение исследовательских работ учащихся.
19. Итоговое занятие.







УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



Тема

Число часов для занятий

 

теорией

практикой

 

1.


Вводное занятие. Химия вокруг нас.

Правила работы в химической лаборатории и охрана труда.

1


 

 

 

 

2

Методы лабораторных исследований. Техника лабораторных работ.

1

1

 

3.

Этапы работы над научным исследованием. Виды исследовательских работ.

1

 

 

4.

Как работать с научной литературой.

 1




 

5.

Изучение показателей качества воды. Очистка воды.




1

 

6.

Как оформить результаты научного исследования.

1




 

7.

Качественный анализ прохладительных напитков.

1

1

 

8.

Качественный анализ чипсов.




1

 

9.

Качественный анализ шоколада.

1

1

 

10.

Качественный состав мороженого.

1

1

 

12.

Определение качественного состава мёда.




1

 

13.

Качественный анализ зубных паст.

1

2

 

14.

Изготовление мыла в домашних условиях.

1

3

 

15.

Качественный анализ жевательной резинки.

1

1

 

16.

Роль речевых умений в научном исследовании.

1




 

17.

Занимательная химия

1

5

 

18.

Презентация проектов

 

2

 

19.

Итоговое занятие.

 1




 

 

ИТОГО

14

20

 

34

 


Требования к знаниям и умениям учащихся
В ходе выполнения исследовательской работы школьники приобретают следующие навыки:


  • видеть проблему;

  • самостоятельно ставить задачи;

  • работать с литературными источниками;

  • планировать, учитывать, контролировать, оценивать свою работу;

  • овладевать навыками конструктивного общения, что включает: умение выступать перед публикой, связно излагать свои мысли, аргументировано говорить, выслушивать других, задавать вопросы по проблемам выступления.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Внеклассная работа по химии/ Сост. М.Г. Гольдфельд.- М.: Просвещение 1976.

2.Войтович В.А. Химия в быту. – М.: Знание 1980.

3. Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. – Л. Химия , 1978.

4.Урок окочен – занятия продолжаются: Внеклассная работа по химии./Сост. Э.Г. Золотников, Л.В. Махова, Т.А. Веселова - М.: Просвещение 1992.

5.В.Н.Алексинский Занимательные опыты по химии (2-е издание, исправленное) - М.: Просвещение 1995.

6. Г.И. Штремплер Химия на досуге - М.: Просвещение 1993.

7.А.Х. Гусаков А.А. Лазаренко Учителю химии о внеклассной работе – М.:Просвещение 1978.

8.И.Н. Чертиков П.Н. Жуков Химический Эксперимент. – М.: Просвещение 1988.

9.Леенсон И.А. Занимательная химия. – М.: РОСМЭН, 1999.

10.Воскресенский П.И., Неймарк А.М. Основы химического анализа .-М.: Просвещение, 1972.

11.Хомченко Г.П., Севастьянова К.И. Практические работы по неорганической химии. –М.: Просвещение 1976.

12.Балаев И.И. Домашний эксперимент по химии.-М.: Просвещение 1977.

13.Грабецкий А.А., Назаров Т.С. Кабинет химии. – М. Просвещение, 1983.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа курса дополнительного образования кружка «Исследователи» iconОбразовательная программа дополнительного образования краеведческого кружка «Журавлинка»
Образовательная программа дополнительного образования краеведческого кружка «Журавлинка» действует на базе Эстонской основной общеобразовательной...
Программа курса дополнительного образования кружка «Исследователи» iconПрограмма кружка Маленький мастер
...
Программа курса дополнительного образования кружка «Исследователи» iconРабочая программа курса внеурочной деятельности «Юные исследователи»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Юные исследователи» составлена на основе программы, разработанной Павленко Еленой...
Программа курса дополнительного образования кружка «Исследователи» iconПрограмма дополнительного образования детей эколого-биологической направленности «Юный цветовод»
Программа дополнительного образования детей «Юный цветовод модифицированная, составлена на основе типовой («Программы для внешкольных...
Программа курса дополнительного образования кружка «Исследователи» iconПрограмма дополнительного образования детей эколого-биологической...
Модифицированная программа дополнительного образования детей «Аквариумное рыбоводство» составлена на основе типовой программы для...
Программа курса дополнительного образования кружка «Исследователи» iconПрограмма кружка эколого-географического направления "геоэкология"
Бидюков Г. Ф., Благосклонов К. Н., Вершинина Т. А. Сборник «Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Исследователи...
Программа курса дополнительного образования кружка «Исследователи» iconОбразовательная программа по курсу кружка «В гостях у сказки» для...
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Программа курса «В гостях у сказки» составлена...
Программа курса дополнительного образования кружка «Исследователи» iconРабочая программа кружка дополнительного образования культурологической...
Рабочая программа кружка культурологической направленности, «Этическая грамматика» (в 7-ом классе) соответствует требованиям Федерального...
Программа курса дополнительного образования кружка «Исследователи» iconКружка
Расписание кружков и объединений дополнительного образования школьников на 2013-14 уч год
Программа курса дополнительного образования кружка «Исследователи» iconРабочая программа кружка «Волшебный мир оригами» 1 класс Руководитель...
Программа дополнительного образования «Волшебный мир оригами» является общекультурной модифицированной программой художественно-эстетической...
Программа курса дополнительного образования кружка «Исследователи» iconКонкурс методических разработок Образовательная программа «Исследователи природы»
...
Программа курса дополнительного образования кружка «Исследователи» iconОбразовательная программа кружка по декоративно прикладному творчеству «Рукодельница»
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детский оздоровительно-образовательный центр» муниципального...
Программа курса дополнительного образования кружка «Исследователи» iconПрограмма дополнительного образования краеведческого кружка «Следопыт»
Юридический адрес: 433 122 Ульяновская область Вешкаймский район с. Стемасс ул. Центральный массив д. 4
Программа курса дополнительного образования кружка «Исследователи» iconТематическое планирование и схематика занятий кружка «Геометрика» 1 4 классы
Методическая разработка рекомендована для педагогов дополнительного образования детей
Программа курса дополнительного образования кружка «Исследователи» iconПрограмма кружка "Компьютерная графика и основы дизайна" (Для детей...
Модифицированная образовательная программа дополнительного образования детей «информационные технологии» С. Н. Ковалёв
Программа курса дополнительного образования кружка «Исследователи» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа кружка «Наследники Победы» в блоке дополнительного образования школьников


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск