Кротова Светлана Викторовна моу лицей №76





Скачать 82.77 Kb.
НазваниеКротова Светлана Викторовна моу лицей №76
Дата публикации06.08.2014
Размер82.77 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Химия > Документы
Химическое образование
Кротова Светлана Викторовна

МОУ лицей №76

ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ХИМИИ



Одним из важнейших критериев мастерства педагога считается результативность работы учителя, которая проявляется в высоком качестве знаний школьников и таком же их интересе к предмету. Всем известно, что учащиеся, еще не приступившие к изучению химии, ожидают от этого предмета, прежде всего, множество ярких и захватывающих экспериментов. На деле же оказывается все иначе. Школьный курс химии, в основном, предполагает получение теоретических знаний, с практической точки зрения мы знакомим детей лишь с основами работы с лабораторным оборудованием. Таким образом, можно потерять интерес к предмету учащихся, склонных к практической деятельности. Каждый учитель химии не раз отмечал, что оценки за лабораторные и практические работы и оценки за самостоятельные теоретические работы по одной и той же теме зачастую разительно отличаются.

Провести анализ причин несложно: практические и лабораторные работы выполняются в группе или паре, они требуют большей самостоятельности в выборе правильного пути поиска решения. Поэтому ребята ждут лабораторные практикумы с нетерпением.

Так зачем же ждать! Можно организовать практические занятия самим, причем, не повторяя изученное по программе, а исследуя что-то новое. На помощь учителю химии могут прийти часы предмета «Проектная деятельность», кружковая работа, факультативы и элективные курсы.

В начале юного исследователя следует специально обучать приемам исследовательской деятельности. Причем при обучении нужно изменять уровни ее реализации. С начинающими исследователями учитель ставит проблему, сам намечает стратегию и тактику ее решения. Решение в этом случае предстоит самостоятельно найти ребенку. На следующем этапе учитель ставит проблему, но метод ее решения ребенок ищет самостоятельно. На этом уровне допускается коллективный поиск. Высший уровень – постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработка решения осуществляются ребенком самостоятельно. А это уже не просто исследовательская, а уже проектная деятельность.

Проект – это завершенная форма творчески организованной самостоятельной работы учащихся. Количество проектов обычно меньше, чем исследовательских работ, но именно проекты завершают логику обучения.

Со мною исследовательской и проектной деятельностью учащиеся нашего лицея занимаются немало лет. По оценкам всех преподавателей, школьники, которые занимаются исследовательской деятельностью, более заинтересованно относятся к освоению нового материала, более продуктивно работают, более глубоко разбираются в причинах различных явлений, убедительно отстаивают свою точку зрения. При работе над проектом в исследовательской деятельности учащиеся вырабатывают умение самостоятельно добывать знания, навыки самоорганизации. Они учатся речевой культуре: написанию текста, произнесению монолога, ведению беседы, дискуссии, интервьюированию и другим формам коммуникативного взаимодействия. Используя современные технологии, учатся создавать материалы для представления результатов исследования: компьютерные презентации, слайд-шоу, видеофильмы. У ребят формируется адекватная самооценка. Четко видна связь между занятиями исследовательской деятельностью и успешной социализацией учащихся. Они начинают испытывать потребность в непрерывном самообразовании: интерес к познанию развивается по собственной инициативе, без внешнего стимула. Формируется интерес не только к предмету «Химия», но и к обучению в целом.

Андреева Светлана Федоровна

МОУ школа №87
НАНОТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ДОСТИЖЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЕСТЕСТВЕННО НАУЧНОГО МИРОВОЗРЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ МУЛЬТИМИДИЙНЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРОГРАММ
В 9-ых классах в рамках предпрофильной подготовки на базе ТГУ обучающиеся проходят спецкурс «Введение в нанотехнологии». Необходимо отметить, что химия в общеобразовательной школе является базовым предметом для формирования нанотехнологических познаний.

Первая компьютерная программа под названием «Применение нанотехнологий в мировой практике» предназначенная для учителей химии, биологии, физики и обучающихся старших классов включает теоретические и практические данные по нанотехнологиям на современном уровне.

Вторая компьютерная программа под названием «Применение наноматериалов и нанотехнологий в мировой практике» раскрывает на красочных слайдах по классической классификации применение нанотехнологических достижений в различных сферах деятельности человечества (медицине, промышленности, энергетике, транспорте, строительстве, экологии, коммунальном хозяйстве, энергетике).

Фактический материал как отечественных, так и зарубежных нанотехнологических открытий предназначен для обучающихся 9-ых и 11-ых классов с целью формирования естественно - научного мировоззрения.

15 апреля 2010 г. обучающиеся 9-ых классов участвовали в городском конкурсе «Мой выбор» с проектом: «Идеи, задачи и перспективы развития нанотехнологий в городе Тольятти». Ими было предложено определить на территории городского округа Тольятти научные центры по нанотехнологиям в школах с последующим финансированием через федеральные и региональные программы, как это делается в специализированных школах Москвы, Санкт-Петербурга и Благовещенска, где ведутся исследования с помощью электронных микроскопов в кабинетах физики, химии и биологии.

Клементьева Татьяна Вячеславовна

МОУ СОШ №63
ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРА НА УРОКАХ ХИМИИ
Я строю свои уроки, исходя из того, что учащимся необходимо научиться самостоятельно работать с информацией и приобретать знания, и учитель уже не основной источник знаний, а его функция сводится к консультативно – координирующей. Задача учителя – подобрать материалы из современных электронных учебников, виртуальных химических лабораторий, Интернета в соответствии с содержанием учебного материала, возрастными и психологическими особенностями школьников, а также с умением учащихся использовать компьютер. Таким образом, на уроках применяются элементы адаптивной и информационной технологий.

Приведу примеры такого использования компьютера на уроках разных типов. Помимо прочих, обязательными целями таких уроков являются развитие умения наблюдать и анализировать, умения работать с текстом, а также развитие коммуникативных компетентностей.

Уроки изучения нового материала (например, урок в 9 классе «Кислородные соединения углерода»). 1 вариант (для слабых классов): видеофрагменты применяются как иллюстрации к объяснению учителя и тексту параграфа. Затем в качестве актуализации материала и активизации учащихся, им предлагается ответить на вопросы в рабочих тетрадях по видеофрагменту, используя текст учебника. При этом учащиеся могут работать в группах, советуясь друг с другом и с учителем. По окончании работы ответы обсуждаются, исправляются. Для закрепления изученного можно использовать интерактивный тест по теме в игровой форме, организовав между группами брейн-ринг. 2 вариант (для сильных классов): видеофрагменты применяются вместо объяснения учителя, при этом учащихся нужно предварительно ознакомить с вопросами, на которые следует обратить внимание при просмотре видео. Затем, используя текст параграфа и, если нужно, консультации учителя, учащиеся отвечают на вопросы в рабочих тетрадях. Работа может проводиться как индивидуально, так и группами. По окончании работы ответы обсуждаются, исправляются. Для закрепления изученного можно также использовать интерактивный тест по теме в игровой форме, организовав между группами брейн-ринг.

Урок закрепления и обобщения (напрмер, урок в 10 классе «Сложные эфиры.Жиры»). 1-я часть урока – «мозговой штурм», где класс – единый коллектив, и все помогают каждому найти ответ на вопрос.

Учащихся знакомят с вопросами по теме и устанавливают правила работы: 1.версии ответов высказывать по очереди, основываясь на том, что уже сказано; 2.спорные вопросы разрешаем с текстом учебника. Затем учитель демонстрирует видеофрагменты, интерактивные задания и флэш-иллюстрации, контролирует ответы на вопросы. Учащиеся отвечают с места или по очереди выходят к компьютеру. 2-я часть урока – индивидуальные ответы на интерактивный тест. Построенные таким образом уроки проходят живее и результативнее.
Тошева Лидия Анатольевна

МОУ лицей №51
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ КОМБИНИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ НА УРОКАХ ХИМИИ
Основополагающим принципом комбинированной системы является принцип подачи учебного материала большими порциями. Суть его состоит в том, что вся программа делится на крупные разделы (блоки). Эти разделы охватывают несколько тем и рассматриваются первоначально на специальных уроках, которые можно назвать уроками общего разбора темы и методики ее исследования. Главная задача этих уроков – разбор основополагающих законов, теорий, лежащих в основе явлений, рассматриваемых в данной теме, а также методики применения этих главных знаний для изучения производных и второстепенных.

Принцип подачи материала большими порциями позволяет высвободить достаточное количество времени для углубленного изучения темы каждым учеником непосредственно на уроке под руководством учителя. Также для успешной реализации данного принципа организуется обучение от общего к частному: от закона к явлениям.

Другой принцип системы – обучение на оптимальном уровне сложности. Под этим принципом предполагается такая организация учебного труда обучающегося, при которой обеспечивается максимальное использование индивидуальных возможностей учащегося для его оптимального развития.

Дифференцирование сложности учебных заданий для каждого ученика позволяет индивидуализировать процесс обучения: максимально используя время урока, учить каждого. Для этого составляется три программы заданий, которые отличаются друг от друга сложностью и общей методикой их решения. Эти программ позволяют максимально подготовить обучающихся

(особенно в старших классах) к сдаче ЕГЭ.

Программа А (первая группа сложности)

Суть направления работы над заданиями этой программы заключается в том, что от обучающегося требуется самостоятельная творческая деятельность в ситуациях, отличающихся от обычных. Материал в программе А подается в новых взаимосвязях.

Программа В (вторая группа сложности)

Выполнение этих заданий основывается на репродукции приобретенных знаний в новых условиях с последующим теоретическим и практическим их объяснением. Учебные умения, знания и навыки, выработанные на предыдущих уроках, ученик имеет возможность здесь применить по аналогии.

Программа С (третья группа сложности)

Задания этой программы репродуктивны и требуют применения знаний по образцу.

Чтобы обучающиеся могли выбрать программу, в начале семинарского занятия все три программы проецируются на экран или можно выдать на карточках каждому обучающему.

По тому, какую программу выбирает обучающийся, учитель может определить свойственный ему тип мышления, уровень его развития и наметить оптимальную для него программу развития. Кроме того, посильность заданий, самостоятельно выбранных учеником- одно из условий заинтересованного, активного отношения к учебному труду, формирования положительных мотивов учения.

Дифференцированные задания позволяют более эффективно обучать и развивать индивидуальные способности учащихся.

Прочность знаний обеспечивается реализацией принципа многократного и постоянного контроля за качеством и глубиной усвоения учебного материала.

Первичный контроль осуществляет на уроке общий разбор темы. Он позволяет учителю определять также, какие учебные приемы необходимо сформировать у учащихся, чтобы обеспечить усвоение изучаемого материала на необходимом уровне.

Вторичный контроль можно провести на комбинированном семинарском занятии. На этом занятии также контролируем не только качество усвоения материала, но и достигнутый уровень познавательной деятельности.

Окончательный контроль овладения умениями учиться и качества знаний учащихся осуществляем на уроке тематического зачета.

Многократный контроль имеет бесспорные преимущества перед выборочным. Он позволяет вовремя заметить отставания в учебном материале. Многократный контроль позволяет обеспечить системность учебного материала и способствует выработке системы знаний как основы развития обучающихся.

Немаловажным является тот факт, что в процессе многократной проверки учащиеся имеют возможность исправить не удовлетворяющую его оценку, что создает благоприятный для обучения психологический климат.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Кротова Светлана Викторовна моу лицей №76 iconБожко Светлана Викторовна Описание опыта: Исследовательская деятельность...
Сведения об авторе: Божко Светлана Викторовна, учитель информатики, Новоалександровская средняя школа
Кротова Светлана Викторовна моу лицей №76 iconЛапшанова Светлана Викторовна, первая квалификационная категория...
Автор: учитель географии Лапшанова Светлана Викторовна, первая квалификационная категория
Кротова Светлана Викторовна моу лицей №76 iconУрок-путешествие
Сухова Ольга Викторовна, учитель русского языка и литературы моу лицей «Созвездие»№131 г о. Самара
Кротова Светлана Викторовна моу лицей №76 iconКраткое содержание проекта: проект состоит из 4 блоков: «Живая сила воды»
Самойлова Наталья Викторовна, Иванова Наталья Викторовна, Селиверстова Наталья Викторовна, Андоськина Светлана Валерьевна, Михайлова...
Кротова Светлана Викторовна моу лицей №76 iconКонкурс «День науки» Коллекция ваз «Времена года»
Научный Титова Светлана Эдуардовна, учитель технологии моу лицей №41
Кротова Светлана Викторовна моу лицей №76 iconМоу «Красногвардейская средняя общеобразовательная школа №2»
Классен Светлана Викторовна, учитель математики моу «Красногвардейская средняя общеобразовательная школа №2», Оренбургская область,...
Кротова Светлана Викторовна моу лицей №76 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Авторы: Зазуляк Оксана Викторовна учитель истории и обществознания высшей категории моу сош №16, Владимирова Светлана Петровна учитель...
Кротова Светлана Викторовна моу лицей №76 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Классен Светлана Викторовна, учитель математики высшей категории моу «Красногвардейская средняя общеобразовательная школа №2», с....
Кротова Светлана Викторовна моу лицей №76 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Кротова Светлана Викторовна моу лицей №76 iconСоставители Цопина Любовь Ивановна, учитель географии Коринь Светлана...
Охватывает все аспекты содержания школьной географии основной школы и предлагает их на новом качественном уровне в условиях среднего...
Кротова Светлана Викторовна моу лицей №76 iconПрограмма предназначена для обучения учащихся 1 «А» класса моу «Лицей №3 им. П. А. Столыпина»
Программа предназначена для обучения учащихся 1 «А» класса моу «Лицей №3 им. П. А. Столыпина». Программа разработана в соответствии...
Кротова Светлана Викторовна моу лицей №76 iconПредседатель Управляющего совета
«О правах ребенка», федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-фз «Об образовании в Российской Федерации», в соответствии с...
Кротова Светлана Викторовна моу лицей №76 iconРазработки повторительно-обобщающего урока по истории России в 7...
Программа обеспечивает преемственность обучения с подготовкой учащихся в основной школе, а также предоставляет возможность для получения...
Кротова Светлана Викторовна моу лицей №76 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Виа. Инструментальный ансамбль моу «Лицей №2» 09: 53. 48 Мультфильм. Правила безопасного поведения детей на природе 09: 59. 46 Детский...
Кротова Светлана Викторовна моу лицей №76 iconПравила поведения учащихся моу лицей
Настоящие Правила поведения учащихся составлены в соответствии с Федеральным законом «Об образовании», «Типовым положением об образовательном...
Кротова Светлана Викторовна моу лицей №76 iconВулканы. Гейзеры
Автор: учитель географии Лапшанова Светлана Викторовна, первая квалификационная категория


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск