Скачать 324.54 Kb.
|
http://www.o-detstve.ru Портал «О детстве» «Моя педагогическая инициатива» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3» города Алатыря Чувашской Республики Рассмотрено Утверждаю на ШМО Директор МБОУ «СОШ №3» начальных классов _________М.В. Клементьева « »_______________2013г. Пр. №____от__________ Авторы проекта: Алатырь, 2013г. Мащиц Людмила Александровна, Самойлова Наталья Викторовна, Иванова Наталья Викторовна, Селиверстова Наталья Викторовна, Андоськина Светлана Валерьевна, Михайлова Елена Петровна, Щитова Ольга Евгеньевна, Парфёнова Ольга Алексеевна, учителя начальных классов МБОУ «СОШ №3» Информационная карта проекта МБОУ «СОШ №3» г. Алатырь Чувашской Республики
Пояснительная записка Актуальность проекта состоит в том, что экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество, поэтому в современном мире вопрос экологического образования и воспитания младших школьников приобретает особую остроту. Главная причина этого – тотальная экологическая безответственность. В связи с этим необходимо усилить и больше уделять внимания экологическому воспитанию детей в современной школе уже с первых лет обучения. Проблема экологического воспитания школьников не надумана, её решение должно стать одной из приоритетных задач сегодняшней педагогической действительности. Детям младшего школьного возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе. Чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию учащихся, тем больше будет ее педагогическая результативность. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Именно в младшем школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний, здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Если в воспитании детей упущено что-то существенное, то эти пробелы появятся позже и не останутся незамеченными. Проблема: низкий уровень осведомленности детей начальной школы и их родителей об экологических проблемах, происходящих в мире и сформированности у них системы научных и практических знаний, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей среде. Цель: повысить уровень знаний учащихся начальной школы о законах живой и неживой природы, понимания сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и сформировать у детей ответственное и бережное отношение к окружающему миру в целом. Задачи:
Методы: анкетирование, игровые практикумы, беседы, лекции, тренинги общения и т.д. Формы: индивидуальные, групповые и массовые. Индивидуальная работа тесно связана с приобщением младших школьников к чтению и обсуждению книг и статей в журналах об охране природы. Индивидуальная форма также предполагает деятельность учащихся по подготовке докладов, бесед, лекций, наблюдения за животными и растениями, изготовление поделок, фотографирование, рисование, лепка. Групповая внеклассная работа наиболее успешно протекает в кружках. В них занимаются школьники, проявляющие наибольший интерес к изучению взаимосвязей человека с живой природой. Это клубные, секционные занятия юных друзей природы, кинолектории, экскурсии, туристические походы по изучению природы, экологический практикум. В формировании экологической культуры младших школьников огромную роль играют массовые внеклассные мероприятия: праздники, утренники, ролевые игры на экологические темы, работа учащихся по благоустройству и озеленению помещений и территории школы, массовые природоохранные компании, конференции, экологические фестивали. Средства: методические пособия, игры, комплекты заданий, презентации, учебные фильмы и т.д. Этапы проекта: 1 этап – подготовительный: постановка цели и задач, определение круга проблем (анкетирование), предварительная работа с детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов. 2 этап – формирующий: практическая деятельность по формированию высокого уровня осведомлённости учащихся начальной школы о законах живой и неживой природы, понимания сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой, ответственного и бережного отношения к природе в целом. 3 этап – обобщающий: подведение общих итогов, анализ результатов, их обсуждение с привлечением общественности. Сроки реализации: декабрь, 2012 – декабрь, 2013 гг. Ожидаемые результаты. Реализация проекта работы по экологическому воспитанию и образованию учащихся начальной школы, позволит в дальнейшем:
Конечный продукт. Выпускник «Экошколы «Живая планета», который будет знать:
уметь:
Финансовая поддержка: оплата экознатокам производится за счёт ГПД; методические пособия, индивидуальные комплекты заданий для учеников приобретаются за счёт спонсорской помощи, Попечительского совета родителей. Техническое оснащение: мультимедийный проектор, компьютер, экран.
Для правильной и более эффективной организации работы по экологическому воспитанию и образованию младших школьников, необходимо было определить круг проблем, связанных с уровнем сформированности экологической культуры. Для этого провели анкетирование с учащимися начальных классов и их родителями. Диаграмма 1 Анкетирование родителей учащихся младших классов По данным диаграммы видно, что большинство родителей имеют представление о понятии экологическая культура, но не все знают о глобальных экологических проблемах, происходящих в мире. Большинство из них считают необходимым осуществление экологического образования и воспитания ребенка в школе, так как дома на это не хватает времени. Диаграмма 2 Анкетирование учащихся начальной школы Приведенные данные свидетельствуют, что учащиеся недостаточно полно осознают пагубное влияние человека на природу, в недостаточной мере осведомлены об охраняемых растениях и животных. Не все учащиеся знают, что они могут сделать для охраны природы. В целом, сложилась следующая картина: дети владеют недостаточными знаниями об окружающей среде, об экологии в целом. Данные, полученные в ходе анкетирования учащихся и родителей, говорят о необходимости целенаправленного педагогического влияния на процесс экологического образования и воспитания младших школьников. Это послужило основой для организации системной работы по экологическому воспитанию и образованию детей в «Экошколе «Живая планета».
Организационная структура «Экошколы «Живая планета» ЭКОЗНАТОКИ ЭКОЭКСПЕРТЫ ЭКОУПРАВЛЯЮЩИЙ учителя учителя завуч по ВР начальных классов биологии и географии ЭКОЗНАЙКИ учащиеся начальных классов Ответственные экознатоки блока «Живая сила воды» - Михайлова Елена Петровна, Мащиц Людмила Александровна. Ответственные экознатоки блока «Воздушный океан под названием «Атмосфера» - Селивёрстова Наталья Викторовна, Андоськина Светлана Валерьевна. Ответственные экознатоки блока «В гармонии с природой» - Самойлова Наталья Викторовна, Щитова Ольга Евгеньевна. Ответственные экознатоки блока «Большие дела маленьких рук» - Иванова Наталья Викторовна, Парфёнова Ольга Алексеевна. Функции Экосовета: - составляет тематическое планирование по разным предметным направлениям с учётом индивидуальных особенностей детей с целью повышения у них уровня осведомлённости об экологических проблемах, происходящих в мире и формирования бережного и ответственного отношения к природе в целом. - осуществляет контроль над реализацией и проведением запланированных мероприятий; - оценивает деятельность учащихся в соответствии с разработанной рейтинговой системой; - утверждает номинации и в конце года присваивает учащимся звание «Лучший друг природы». Функции Экознаек: - участвуют в групповых, индивидуальных и массовых видах деятельности; -участвуют в общешкольных конференциях, предметных неделях, региональных, межрегиональных и всероссийских конкурсах и акциях.
МБОУ «СОШ» г.Алатырь Алатырский краеведческий музей МБДОУ «Детские сады» г.Алатырь МБОУ «СОШ №3» Национальный парк «Чаваш вармане» МОУДОД «ДДТ» МОБУДОД «АДШИ»
Познавательный Ценностный Нормативный Деятельностный использование осознание детьми овладение детьми овладение детьми видами понятий, характеризующих значения природы, нормами поведения и способами общественно- человека, труд, природу и как универсальной в окружающей полезной практической общество во взаимодействии ценности природной среде деятельности Таким образом, мы видим, что все 4 компонента направлены на стимулирование учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде, развитие творческого мышления, умений предвидеть возможные последствия природообразующей деятельности человека, формирование исследовательских навыков, вовлечение учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения. На основании выше сказанного, мы пришли к выводу о том, что экологическое образование – это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное и бережное отношение к окружающей среде. В связи с этим нами было разработано тематическое планирование по экологическому образованию и воспитанию младших школьников. |
Краткое содержание проекта Учебный проект проводится на заключительном... Целью проекта является ознакомление учащихся с одним из интереснейших жанров литературного творчества -басней | Краткое содержание проекта Проект «Ярмарка туристических идей» Организация деятельности обучающихся в ходе проекта предполагает создание ими итогового проекта (презентация, буклет), в котором... | ||
Краткое содержание проекта в данном проекте рассматривается виды физической величины «Сила» В данном проекте рассматривается виды физической величины «Сила», в рамках учебного предмета «Физика» в 7 классе. Акцент сделан на... | Краткое содержание проекта Проект реализуется в рамках учебного предмета «Геометрия» Реализация данного проекта способствует углублению знаний учащихся по геометрии. Проект показывает учащимся использование многогранников... | ||
Краткое содержание проекта Проект основан на исследовании учащимися... Группы создадут проект «Сохраним деревья города». Дети проявят свои творческие способности в предметах изобразительного искусства,... | Краткое содержание проекта Данный проект адресован учащимся 7 класса... Данный проект адресован учащимся 7 класса в курсе географии при изучении темы «Гидросфера»(уроки: вода на Земле. Гидросфера. Мировой... | ||
Краткое содержание проекта Краткий обзор вашего учебного проекта включает тему учебного проекта в рамках вашего предмета/предметов, описание основных учебных... | Краткое содержание проекта Организация деятельности учащихся в ходе проекта предполагает создание ими итогового продукта (презентации, рефераты, доклады) в... | ||
Краткое содержание проекта Проект «Упрямые слова» Проект «Упрямые слова» предполагает исследование категории рода. В ходе работы учащиеся ответят на вопросы: «Все ли существительные... | Краткое содержание проекта Проект рассчитан на учащихся 8 класса.... «Теорема Пифагора». В результате проведения проекта учащиеся получат полное представление о жизни и научной деятельности древнегреческого... | ||
Краткое содержание проекта Проект готовится в процессе работы над темой «Спорт» Проект готовится в процессе работы над темой «Спорт»; учащиеся подбирают материалы об Олимпийских играх и спортивных играх в Великобритании,... | Краткое содержание проекта: Чем дальше от нас эпоха «серебряного века» Описание проекта: Этот проект создаётся для того чтобы всецело проанализировать творчество поэтов серебряного века на фоне исторических... | ||
Краткое содержание проекта Данный проект на тему «Пьеса А. Н. Островского «Снегурочка» Это позволяет объединить теоретические знания учащихся с практическими навыками, приобретенными в ходе исследования работы | Краткое содержание проекта Проект подготовлен для учащихся основной... Проект подготовлен для учащихся основной школы по предмету «Технология». Данный проект предусматривает поисковую работу, выполнение... | ||
Краткое содержание проекта Межпредметный учебный проект «Краса моя уральский лес!» «Практика сетевого общения» (предмет «Технология» раздел «Практика работы на компьютере»). Данный проект направлен на формирование... | Краткое содержание проекта Учебный проект «Удивительное в мире металлов» Дьякова Лидия Дмитриевна, Зорина Лидия Семеновна, Наговицына Людмила Ивановна, Рыбцова Галина Николаевна |