Автор проекта
|
Фамилия, имя отчество
| Семенова Светлана Анатольевна
Слюсарева Юлия Алексеевна
|
Регион
| Г. Самара (63 регион)
|
Населенный пункт, в котором находится школа/ОУ
| Г. Самара ул. Антоново – Овсеенко д. 24
|
Номер и/или название школы/ОУ
| Поволжская государственная Социально – гуманитарная академия
|
Описание проекта
|
Название темы вашего учебного проекта
|
«Слушается дело Снегурочки»
|
Краткое содержание проекта
|
Данный проект на тему «Пьеса А. Н. Островского «Снегурочка» занимает определенное место в системе уроков по знакомству учащихся с литературой XIX века в 6 классе. При изучении данной темы в учебном плане отводится очень малое количество времени на практическую деятельность учащихся, которые рассматривают важный вопрос: история образа Снегурочки. Для этого учителем разработан ряд проблемных вопросов, направляющих деятельность ученика. Отличительные особенности проекта в его сочетании индивидуальной, парной, групповой работы учащихся с медиапрезентацией учителя и интернет – источниками непосредственно на уроке, подготовка небольшого сообщения и выступления с ними в сопровождении слайд – презентации. Это позволяет объединить теоретические знания учащихся с практическими навыками, приобретенными в ходе исследования работы.
|
Предметы
|
При работе над проектом осуществляются межпредметные связи: литературы, ИЗО, музыки. Некоторые элементы данного проекта можно использовать, на наш взгляд, на уроках МХК.
|
Класс
|
Данный учебный проект предназначен для учащихся шестых классов.
|
Приблизительная продолжительность проекта
|
6-7 часов в течение 2-х недель (3-4 часа - факультативные занятия, консультации, уроки; 3-4 часа самостоятельная работа)
|
Основа проекта
|
Образовательные стандарты
|
Пьеса А. Н. Островского «Снегурочка»
|
Дидактические цели / Ожидаемые результаты обучения
|
После завершения проекта учащиеся смогут: увидеть проблему и наметить пути ее решения; осуществлять свою познавательную деятельность самостоятельно и в команде; интерпретировать информацию; научиться обрабатывать и обобщать полученную информацию в результате проведенных экспериментов и исследований; прогнозировать свою познавательную деятельность; оценивать результаты самостоятельно.
|
Вопросы, направляющие проект
|
Основополагающий вопрос
| Любить и потерять или вообще никогда не любить?
|
Проблемные вопросы учебной темы
| 1.Какова фольклорная основа сказки «Снегурочка»?
2.»Снегурочки печальная кончина и страшная погибель Мизгиря…» или в чем смысл финала пьесы?
3. Как сказка А. Н. Островского отразилась в работах художников и композиторов?
|
Учебные вопросы
| Какова связь пьесы «Снегурочки» с фольклором.
Как меняется образ Снегурочки к финалу пьесы?
Какие картины и композиции были созданы к пьесе А. Н. Островского Снегурочка?
|
План оценивания
|
График оценивания
|
До работы над проектом
| Ученики работают над проектом и выполняют задания
| После завершения работы над проектом
|
Был использован метод мотивирующего оценивания, который направлен на оценку исходных знаний ученика, навыков и интересов. Был предложен опросный лист «Как я вижу себя в проекте» и таблица «Знаю – интересуюсь – умею» (ЗИУ)
| Использован метод формирующего оценивания, направленный на выявление потребностей учащихся, выявляющий то, как ученик работал индивидуально и в группе. Предложены три опросных листа: «Самооценка ученика его вклада в проект», «Самооценка готовности групп к защите проекта», «Критерии самооценки работы в группе».
| Учителем созданы критерии оценивания исследовательской работы учащихся. В частности: критерии оценивания презентации (по пятибальной шкале) и критерии оценивания буклета (от 2- до 5 баллов).
|
Описание методов оценивания
|
Контроль проводился посредством анализа исследовательских работ, контрольного опроса и итоговых творческих заданий по разработанным критериям оценивания. Контроль проводили учитель, исследовательская группа и непосредственно ученик. В результате исследования учащимися были подготовлены буклет и презентация. Начальные навыки были выявлены при помощи опросного листа «Как я вижу себя в проекте». В середине работы над проектом были использованы еще три опросных листа: «Самооценка ученика его вклада в проект», в котором ученик сам оценивает внесенный им вклад в проект; «Самооценка готовности групп к защите проекта», в котором учащиеся оценивают, насколько готовы группы к защите проекта; «Критерии самооценки работы в группе», где ученик оценивает совместную работу в группе. Готовые презентация и буклет оценивается совместно: учителем, группой и учеником по предварительно разработанным критериям (презентации, буклета), критерии предъявляются учащимся перед началом работы и тем самым являются ориентиром на положительный результат. По критериям работают и ученики, и учителя, и жюри, собранное из приглашенных родителей.
|
Сведения о проекте
|
Необходимые начальные знания, умения, навыки
|
Чтобы начать выполнение проекта «Слушается дело Снегурочки», ученику необходимо обладать начальными теоретическими знаниями, а именно: знание биографии А. Н. Островского, знание текста пьесы «Снегурочка»; обладать техническими навыками: умением пользоваться компьютерными технологиями (создавать слайд – презентации, пользоваться интернет – ресурсами, знать тонкости работы в программе Word и Excel) и навыком пользования библиотекой.
|
Учебные мероприятия
|
Проект проводится в IV этапа и рассчитан на 7 уроков.
Основной дисциплиной нашего проекта является литература(1 час в неделю).
I этап. На уроке учащиеся знакомятся с темой проекта, разбиваются на команды, выдвигают гипотезы исследования. Ученики готовят презентацию.
II этап Отчетной работой этого этапа будет являться буклет, который учащиеся выполняют на уроке информатики.
III этап. На этом этапе учащиеся работают над небольшими сообщениями, которые будут использовать при защите слайдовой презентации.
IV этап. Защита проекта проходит в форме открытого урока (приглашаются родители, администрация школы и учителя).
|
Материалы и ресурсы, необходимые для проекта
|
Технологии – оборудование (отметьте нужные пункты)
|
Фотоаппарат, лазерный диск, видеомагнитофон, компьютер(-ы), принтер, видеокамера, цифровая камера, проекционная система, видео-, конференц-оборудование, DVD-проигрыватель, сканер, другие типы интернет-соединений, телевизор
|
Технологии – программное обеспечение (отметьте нужные пункты)
|
СУБД/электронные таблицы, программы обработки изображений, программы разработки веб-сайтов, настольная издательская система, веб-браузер, текстовые редакторы, программы электронной почты, мультимедийные системы, другие справочники на CD-ROM
|
Материалы на печатной основе
| Учебники, Хрестоматии, методические пособия, справочники:
А. Н. Островский «Снегурочка»;
Русские народные сказки;
Маранцман В. Г. Фольклор и литература;
Бочкова Е. М. В сказочном мире «Снегурочка»;
Лакшин В.Я. А. Н. Островский;
Малоземова Л. Ю. «Снегурочка» «Весенняя сказка»;
Обряды славянского народа.
|
Другие принадлежности
| Иллюстрации и портреты по теме
|
Интернет-ресурсы
| http://az.lib.ru/o/ostrowskij_a_n/text_0142.shtml
http://slavs.org.ua/obryady-slavyan
|
Другие ресурсы
| Организация работы в читальном зале библиотеки во внеурочное время.
Организация работы в Интернет по теме проекта — поиск информации школьниками (за счет часов факультативов).
Составление «приглашения-объявления» на урок-презентацию: «Уважаемые родители, учителя, одноклассники, а так же все, кто интересуется литературой, приглашаются на урок-презентацию. Здесь вы узнаете много интересного о «Снегурочке».
|