Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Рослятинская средняя общеобразовательная школа» Принято решением Утверждаю
педагогического совета директор школы
протокол № 17 _________ Красикова Л.Н.
от 31.08.2013 г Приказ № 105 от 31 .08. 2013 года
Рабочая программа
по химии
10 класс
учитель: Бабец Людмила Павловна
2013 – 2014 учебный год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса химии для 10 класса составлена на основе
Примерной федеральной программы основного общего образования по химии для 8 – 11 классов;
Программы курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений, автор О.С. Габриелян (2006 год).
Федеральный компонент Государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ № 1089 от 05.03.2004 г.);
Программа базового курса химии 10 класса отражает современные тенденции в школьном химическом образовании, связанные с реформированием средней школы.
Программа
позволяет сохранить достаточно целостный и системный курс химии;
включает материал, связанный с повседневной жизнью человека;
полностью соответствует стандарту химического образования средней школы базового уровня.
Первая идея курса - это внутрипредметная интеграция учебной дисциплины «Химия».
Вторая идея курса - межпредметная естественнонаучная интеграция, позволяющая на химической базе объединить знания физики, биологии, географии, экологии в единое понимание естественного мира, т.е. сформировать естественнонаучную картину мира.
Третья идея курса - интеграция химических знаний с гуманитарными дисциплинами: историей, литературой, мировой художественной культурой. Теоретическую основу органической химии составляет теория строения в её классическом понимании - зависимости свойств веществ от их химического строения, т.е. от расположения атомов в молекулах органических соединений согласно валентности. В содержании курса сделан акцент на практическую значимость учебного материала. Поэтому изучение представителей каждого класса органических соединений начинается с практической посылки - с их получения. Химические свойства рассматриваются сугубо прагматически - на предмет их практического применения. В основу конструирования курса положена идея о природных источниках органических соединений и их взаимопревращениях, т.е. идеи генетической связи между классами органических соединений.
Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Изучение предмета «химия» способствует решению следующих задач:
Воспитание убеждённости в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде
Подготовка к сознательному выбору профессии в соответствии с личными способностями и потребностями общества.
Формированию умения обращаться с химическими веществами, простейшими приборами, оборудованием, соблюдать правила техники безопасности, фиксировать результаты опытов, делать обобщения.
Технологии обучения:
Обучение по данной программе ведется с использованием элементов технологии индивидуализированного обучения Инге Унт, А.С. Границкой, здоровьесберегающих технологий, теории активизации познавательной деятельности школьника Т.И. Шамова и А.К. Маркова, педагогики сотрудничества, технологии дифференцированного обучения, концепции поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина, работ по личностно-ориентированному обучению И. Якиманской.
Органическая химия рассматривается в 10 классе и строится с учетом знаний, полученных учащимися в основной школе. Поэтому ее изучение начинается с повторения важнейших понятий органической химии, рассмотренных в основной школе.
После повторения важнейших понятий рассматривается строение и классификация органических соединений, теоретическую основу которой составляет современная теория химического строения с некоторыми элементами электронной теории и стереохимии. Логическим продолжением ведущей идеи о взаимосвязи «состава – строения – свойств» веществ является тема «Химические реакции в органической химии», которая знакомит учащихся с классификацией реакций в органической химии и дает представление о некоторых механизмах их протекания.
Полученные в первых темах теоретические знания учащихся затем закрепляются и развиваются на богатом фактическом материале химии классов органических соединений, которые рассматриваются в порядке усложнения от более простых (углеводородов) до наиболее сложных – биополимеров. Такое построение курса позволяет усилить дедуктивный подход к изучению органической химии.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
использование элементов причинно – следственного и структурно - функционального анализа;
определение сущностных характеристик изучаемого объекта;
умение развёрнуто обосновывать суждения, давать определения, проводить доказательства;
оценивание и корректировка своего поведения в окружающем мире.
Требования к уровню подготовки обучающихся включают в себя как требования, основанные на усвоении и воспроизведении
учебного материала, понимании смысла химических понятий и явлений, так и основанные на более сложных видах деятельности:
объяснение физических и химических явлений, приведение примеров практического использования изучаемых химических явлений и закономерностей.
Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов,
овладение учащимися способами интеллектуальной и практической деятельности, овладение знаниями и умениями, востребованными
в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Требования к результатам усвоения учебного материала по органической химии 10 класс.
В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать
важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, химическая связь, валентность, степень окисления, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
основные теории химии: химической связи, строения органических веществ;
важнейшие вещества и материалы: уксусная кислота, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
уметь:
называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
определять: валентность и степень окисления химических элементов, принадлежность веществ к различным классам неорганических соединений;
характеризовать: зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи, зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ;
проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
Виды и формы контроля:
Проводится контроль выработанных знаний, умений и навыков: входной (тестирование, беседа, проверочная работа), итоговый (итоговое тестирование). Текущий контроль усвоения учебного материала осуществляется путем устного или письменного опроса. Изучение каждого раздела курса заканчивается проведением контрольной работы (итогового теста).
План график проведения контрольных и практических работ
| План
| Факт
| Тема контрольной/практической работы
| 1 четверть
|
|
| Контрольная работа №1 по теме «Строение органических веществ»
| 2 четверть
|
|
| Практическая работа №1 «Качественный анализ органических веществ»
Практическая работа №2 «Углеводороды»
Контрольная работа № 2 по теме «Углеводороды»
| 3 четверть
|
|
| Практическая работа №3 «Спирты»
Практическая работа №4 «Альдегиды и кетоны»
Практическая работа №5 «Карбоновые кислоты»
Контрольная работа №3 по теме «Спирты и фенолы»
Контрольная работа № 4 по теме «Карбонильные соединения»
| 4 четверть
|
|
| Практическая работа №6 «Углеводы»
Практическая работа №7 «Амины. Аминокислоты. Белки»
Практическая работа №8 Идентификация органических соединений»
Контрольная работа № 5 по теме «Кислородсодержащие соединения»
Контрольная работа № 6 Итоговая
|
Учебник:
О.С.Габриелян ,. Химия. 10 класс. Базовый уровень.: учеб. для ОУ - М.: Дрофа, 2007. Дополнительная литература:
Стандарт основного общего образования по химии.
Примерная программа основного общего образования по химии.
Программа курса химии для 8-11 классов ОУ / О.С.Габриелян.- 5-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2008.
Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Химия. 10 класс. Настольная книга учителя., - М.: Дрофа, 2004.
В.Г.Денисова. Химия. 10 класс. Поурочные планы по учебнику О.С.Габриелянаи др.,.Волгоград: Учитель, 2008
О.С.Габриелян ,Ф.Н.Маскаев, С.Ю.Пономарев, В.И.Теренин. Химия. 10 класс. Профильный уровень.: учеб. для ОУ - М.: Дрофа, 2005.
Химия 10 класс.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия.10»/ О.С. Габриелян, П.Н. Берёзкин, А.А. Ушакова и др. – М.: Дрофа, 2005.
Радецкий А.М., Дидактический материал по химии для 10-11 классов: пособие для учителя / -М.: Прсвещение. 2004
Павлова Н.С. Дидактические карточки-задания по химии: 10-й кл.: к учебнику О.С.Габриеляна и др. «Химия. 10 класс» / - М.: Экзамен, 2006
Некрасова Л.И., Химия. 10 класс. Карточки заданий.- Саратов: Лицей, 2008.
Ким Е.П. Химия. 10-11 классы. Практические работы. – Саратов: Лицей, 2006
|