Урок по химии, биологии, экологии Тема урока: «Жить для того, чтобы есть или есть для того, чтобы жить?». 8-й класс





Скачать 116.97 Kb.
НазваниеУрок по химии, биологии, экологии Тема урока: «Жить для того, чтобы есть или есть для того, чтобы жить?». 8-й класс
Дата публикации25.08.2014
Размер116.97 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Химия > Урок
Интегрированный урок по химии, биологии, экологии

Тема урока: «Жить для того, чтобы есть или есть для того, чтобы жить?». 8-й класс


Денисова Т. А. учитель биологии

Початкова Т. Д. учитель экологии

Храброва Н. Г. Учитель химии



Цели урока: систематизация знаний учащихся на межпредметной основе.

Задачи:

Образовательные.

  1. Обобщение знаний о химических свойствах веществ

  2. Рассмотрение применение знаний по химии на практике

  3. Закрепление навыков экспериментирования

Развивающие.

  1. Развивать внутреннюю мотивацию к учению, через исследовательскую деятельность, личностно - значимое содержание учебного материала, выполнение практической работы .

  2. Формировать умения анализировать информацию на упаковке продовольственных товаров.

  3. Формировать умения проводить первичную экологическую экспертизу упакованных продуктов питания и умения оценивать целесообразность использования продуктов питания.

  4. Формировать необходимое в современной экологической и экономической обстановке экологическое мышление.

  5. Развивать устную речь, коммуникативные способности и умения отстаивать свою точку зрения.

  6. Расширить кругозор учащихся через самостоятельное освоение специальной литературы.

  7. Продолжить формирование экологического мышления и культуры.

Воспитывающие.

  1. Подвести учащихся к выработке нравственной позиции по вопросам производства экологически безопасных продуктов питания.

  2. Воспитывать ответственное отношение учащихся к своему здоровью.

  3. Воспитывать коммуникативную культуру учащихся.

Методы:

1) словесные – беседа, объяснение

2) наглядные - демонстрация карты, таблиц, схем, упаковок продуктов питании

3) практические – работа с раздаточным материалом

4) частично - поисковый поисковые – работа с дополнительным материалом.

5) исследовательские – работа по исследованию выдвинутых проблем, вопросов

6) проблемный – постановка проблемных вопросов

Подготовка к уроку: учащиеся заранее разделены на группы (количество по усмотрению учителя); нескольким учащимся дано опережающее задание исследовательского характера (в соответствии с темами сообщений)/

Формы работы:

фронтальная, самостоятельная, групповая работа;
самоконтроль и взаимоконтроль;

Тип урока: урок- исследования

Оборудование:

  1. Планшет с цитатой из экологического манифеста Реймерса: “Мы не технофобы. Нелепо призывать к отказу от успехов любых наук. Нам по пути с новшествами. Но только с теми, что возникают не за счет горя людей. Мы за науку и технику здоровья и жизни, мы против техники и науки разрушения”.

  2. Весы и разновесы.

  3. Химические реактивы:-------

Материалы на столах учащихся

  1. Ноутбуки, маршрутные листы,------

Базовые знания

  • Продукты питания, сроки их хранения.

  • Возможности длительного хранения продуктов питания.

  • Экологическая характеристика производства продуктов питания.

  • Категории продовольственных товаров.

  • Информация на упаковке продовольственных товаров и требования к ней.

  • Пищевые добавки и красители, их экологическая характеристика.

ХОД УРОКА


  1. Организационный момент: приветствие, визуальный контроль подготовки учащихся к уроку.

  2. Мотивация учебной деятельности учащихся, сообщение темы, цели,

задач урока
Учитель: Сказки любят взрослые и дети. И думаю что вы не исключение. Вашему вниманию предлагается сказка. Слушайте.  

         «В некотором царстве, в некотором государстве, жила-была принцесса. Звали ее Сладкоежка. Этим именем ее назвал король-отец, который очень любил свою дочь. Сладкоежке никто, ни в чем не отказывал и когда на завтрак, обед и ужин она съедала торты, конфеты, шоколад и зефир, все только радовались ее прекрасному аппетиту. Но почему-то сама принцесса не была рада. Наоборот, она увядала. И тогда король-отец приказал гонцам скакать во весь дух во все концы царства и объявить: «Принцесса больна, тому, кто вылечит ее, он пообещал полцарства». Со всего королевства съехались во дворец лекари, начали спорить, чем лечить принцессу. Каждый выписывал свой рецепт и утверждал, что это самое лучшее средство. Но принцессе лучше не становилось. В конце концов, нашёлся знающий человек и дал очень простой совет: «Пусть принцессу кормят чёрным хлебом и молоком». Так и сделали – и принцесса выздоровела».

Беседа по содержанию.    

           - Почему заболела принцесса?  

           - Благодаря чему принцесса выздоровела?

           - Кто догадался, о чём будем говорить на уроке?

           - Мы будем говорить о пище, продуктах питания.

           - Почему человеку нужна пища?

Обобщение учителем: Действительно, пища помогает расти, двигаться, поддерживать тепло организма, бороться с болезнями. Без пищи человек не может жить. 

            -  Как вы думаете, сколько человек съедает за свою жизнь?

            - Очень много, примерно 50 тонн. Это целый товарный вагон.

            - Как вы думаете,  всякая ли пища полезна?  

            -  Вот сегодня мы должны выяснить, отчего зависит полезность пищи. 
 Тема нашего урока - «Жить для того, чтобы есть или есть для того, чтобы жить?»

 Это очень важная тема, так как наша жизнь и наше здоровье напрямую зависят от питания.
Рефлексия: У вас на столах маршрутные листы, с помощью которых мы сейчас определим ваше настроение перед началом нашей работы: Поставьте любой опознавательный знак в окошке под рисунком, который соответствует вашему настроению.

Вы видите, тема не простая, она как бы составлена из двух: Жизнь для еды и еда для жизни. Как раз это нам и предстоит сегодня выяснить. Перед вами весы. Для чего нужны весы? А, что мы сегодня можем взвешивать на уроке? Сегодня на уроке мы будем взвешивать наши суждения. Одна чаша весов нужна для того чтобы взвешивать утвердительные суждения в пользу пищи – «Жить для того, чтобы есть», другая чаша для суждений в пользу жизни – «есть, для того чтобы жить». Я предлагаю вам определиться с выбором: что для вас важнее и положить шарики на ту чашу весов, которую вы считаете более важной.

     

   Питание – один из элементов здорового образа жизни, физиологическая потребность организма, а пища – единственный источник необходимых организму питательных веществ и главный источник его энергии. Она необходима для согревания и поддержания постоянной температуры тела, работы мышц, сердца и всех других органов. Правильное питание – основа трудоспособности человека, его силы, бодрости и долголетия. Всякое отступление от принципов рационального питания неизбежно влечет за собой нарушение обменных процессов, расстройство деятельности различных органов и систем, преждевременное старение организма. Вот почему каждому необходимо знать и применять правила рационального питания.

                         

Мозговой штурм. «Это связано с пищей» (Вставьте вместо точек слова, размещенные в скобках, так чтобы смысл текста был правильным)
Человеческий организм – это живая самоуправляемая машина, которая в качестве топлива потребляет высокоэнергетические соединения, известные как белки, углеводы и жиры, точно так же, как автомобиль использует бензин…

В результате пищеварения эти вещества превращаются в более простые и разносятся кровью во все клетки организма, где окисляются кислородом, доставляемым кровью из легких. Энергия, содержащаяся в веществах пищи, обеспечивает наш рост, развитие и трудоспособность. Сбалансированное питание позволяет увеличить продолжительность жизни и сохранить здоровье. (здоровье, организм, энергия, кровь, пищеварение, жиры, углеводы)

Проверка (взаимопроверка в парах по слайду)

Питательные вещества включают себя основные компоненты и вкусовые компоненты.

- По вашему мнению, из чего состоят основные компоненты пищи? (белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли, вода)

Я предлагаю вам представить себя сотрудниками пищевой лаборатории. В ней четыре группы, которые возглавляют старшие лаборанты. В ваших маршрутных листах есть план работы вашей группы (белки, жиры, углеводы, витамины) – это задание номер 4. (состав, функции, в каких продуктах содержатся, значение)

Каждая группа должна в течение 15 минут найти информацию и сделать мини – проект в форме презентации по теме, написанной в вашем маршрутном листе. Затем старший лаборант должен представить отчет о проделанной работе.

Физминутка: Игра «ДА-НЕТ»

Я предлагаю вам вопросы, ответы на которые вы должны дать кивком головы. Если считаете, ответ утвердительным, кивните вперед – назад, если отрицательный влево-вправо.

  1. Белки – основной строительный материал клеток. (ДА)

  2. Из жиров образуются ферменты и гормоны. (НЕТ)

  3. Нехватка белка в пищи снижает защитную функцию организма. (ДА)

  4. Углеводы содержатся в мясе, рыбе, молочных продуктах. (НЕТ)

  5. Структурные жиры входят в состав мембран клетки. (ДА)

  6. Существуют животные и растительные углеводы. (НЕТ)

  7. Глюкоза, сахароза, фруктоза – относятся к углеводом. (ДА)

  8. Гликоген – является запасающим веществом растений. (НЕТ)

  9. Полное отсутствие витаминов в организме называется гипервитаминоз. (НЕТ)

  10. Полное отсутствие, какого либо витамина называется авитаминоз. (ДА)

Молекулы пищевых веществ, служат материалом для построения всех клеток нашего организма. ( Рост клеток человеческого организма происходит в результате протекающих в нем химических реакций) в то же время молекулы пищи «сгорают» внутри нас и снабжают организм энергией, необходимой для поддержания его постоянной температуры, физической и мыслительной деятельности

Энергию дает практически любая пища, но углеводы (сахар и крахмал) содержат ее больше других продуктов. Чтобы успешно строить клетки нашего организма, нужны более специфичные вещества. Основной строительный материал в этом случае – белки и жиры. Также абсолютно необходимы витамины и минеральные соли, хотя и в очень небольших количествах. Теоритические исследование, которые мы провели сегодня показали нам, что мясо богато белками, фрукты, овощи, молоко, хлеб – углеводами. А так ли дело обстоит на практике – давайте проверим.

В маршрутных листах в задании №5 (1 и 2 группы наличие углеводов в молоке, хлебе, картофеле; 3 и 4 группы определяют наличие белков в мясном бульоне) - описывается практическая работа, которую вам предстоит выполнить и по окончанию работы представить отчет о выполненной работе.
Подведем итоги урока. С питанием человек обычно соприкасается 3-5 раз в день. От него зависит работоспособность, настроение, состояние здоровья, продолжительность жизни и многое другое. Жизнь человека – непрерывный расход энергии; затраты ее восполняются единственным способом – питанием. Организм человека можно рассматривать как универсальный реактор, в котором происходит огромное количество разнообразных химических реакций.
В начале урока вы сделали свой выбор что для вас важнее жить для того чтобы есть или есть для того чтобы жить. Если вы поменяли свое мнение, то подойдите и переложите шарик на ту чашу весов, куда вы считаете нужным.

Урок №2

Тема урока: «разговор о здоровой пищи». 8-й класс


Денисова Т. А. учитель биологии

Початкова Т. Д. учитель экологии

Храброва Н. Г. Учитель химии



Урок-исследование

Мы продолжаем разговор о питании. В конце предыдущего урока мы сделали с вами вывод что жизнь человека – непрерывный расход энергии; затраты ее восполняются единственным способом – питанием. Для каждого из нас, очевидно, что питание должно быть здоровым. Здоровое питание - это путь к долгой и активной жизни, наполненной кр.асками и хорошими эмоциями. Питаться в соответствие с принципами здорового питания стало модно, многие известные люди с гордостью позиционируют себя, как приверженцев здорового питание.

Но что представляет собой здоровое питание?

Здоровое питание - это совокупность принципов и систем, диет и рекомендаций для каждого конкретного человека, в соответствие с состоянием его здоровья, национальной и культурной принадлежностью, а также личностными предпочтениями.

На этом уроке мы еще раз подтвердим, что без поступления пищи организм существовать не может, человеку требуется полноценное питание. Существует несколько теорий питания: питание Древних греков, калорийное питание, вегетарианство и теория раздельного питания. В маршрутных листах это задание №6.

(история возникновения теории, суть теории, положительные и отрицательные стороны теории, выводы: 1группа- разнообразное питание, 2 – здоровое питание, 3 группа – экологическое питание, 4 группа - сбалансированное). Отчет о работе мини-проектов мы предлагаем выполнить в виде: презентации, постеров, схем, карт – памяти, кластеров, экспериментов.
Здоровое питание – это не обязательно скучно. Свежая, красиво поданная пища поможет отказаться от сладкого и жирного. Поэтому жизненно важно есть разные продукты в правильных количествах. Несомненно, однако, то, что надо питаться только качественными продуктами. Особенно необходимо это в подростковом возрасте, когда организм растет и развивается. А для нормального роста и развития организма необходимо присутствие всех компонентов пищи в рационе человека: белков, жиров, углеводов, минеральных солей и витаминов.

Я предлагаю вам составить меню школьника в возрасте 13-14 лет. (Один представитель от группы защищает свое меню на день, если останется время провести анализ школьного меню на день)

Вывод: Итак пища должна быть разнообразной. Обязательно включать в рацион фрукты, молоко, кисломолочные продукты, рыбу, растительные и животные масла, салаты из овощей – эти продукты содержат вещества, необходимые растущему организму. Надеемся что ваш интерес к здоровому питанию позволит сохранить ваше здоровье.


Урок №3
Урок – конференция.

Я предлагаю Вам совершить виртуальную экскурсию в ресторан. Что нам для этого понадобиться?
Мы зашли в ресторан, наши действия?

Перед вами лучшие блюда этого ресторана, что Вы выберите? Аргументируйте свой выбор блюд из меню.

Пища является первой жизненной необходимостью: ее состав, способы приготовления, застольный этикет – все это связано с социальным мировоззрением того или иного народа. Хотя традиции питания отличаются этническим своеобразием, тем не менее, они содержат ряд общих черт. Это обусловлено единством моделей питания, хозяйственно-культурных типов, конфессиональной принадлежности и территории проживания, разных по происхождению народов.

  Культура любого этнического образования уникальна и неповторима. К одному из наиболее консервативных элементов культуры, отсылающих нас к прошлым эпохам, относятся традиции питания.

На территории Саратовской области проживает 134 национальности, на территории пушкинского муниципального образования – 37, в нашем классе – 8.

У всех народов в старину существовали традиции питания, проверенные опытом многих поколений.

- Проект Блюда национальной кухни

Вы, наверное, согласитесь со мной, что большую часть продуктов мы приобретаем в магазине. Красочные упаковки и рекламные ролики нас просто притягивают своей пестротой. Некоторые из этих продуктов дети любят, а некоторые даже очень любят. Покупая рекламируемые продукты мы не задумываемся об их пользе, наиболее часто употребляемыми продуктами по проведенному опросу среди учащихся нашей школы является: чипсы, кока-кола и шоколад.

О пользе или вреде этих продуктов мы узнаем из подготовленных проектов. (Проекты Чипсы – Паутов А., Кока-кола – Корнеева А.. Шоколад – Уразалиев И.)

В наш век высоких технологий уже начали консервировать Здоровье! Не верите? В результате получаются чудо-средства – биодобавки.

Полноценное питание учеников в школьных столовых является необходимым условием качественного усвоения ими получаемых знаний. Состояние здоровья напрямую зависит от питания. Особенно важно это учитывать в период активного роста и развития детей. Им нужна не новая диета, а новое отношение к тому, что и как они едят.

По анализу проведения анкетирования школьников были высказаны пожелания по улучшению школьной столовой о которых нам расскажет Муханов Аман.

(Вывод - Для того чтобы организовать по-настоящему правильное питание в школах, необходимы совместные усилия педагогического коллектива, родителей, работников столовой и всех заинтересованных лиц.)

Американский писатель Ирвинг Фишер писал: Магическая цифра 7 имеет непосредственное отношение к нашему организму. Я могу сказать, что афоризмы «Завтрак – съешь сам, обед – поделись с другом, а ужин отдай врагу» в настоящее время устарел. Несозвучно ли «Семь раз отмерь – один раз отрежь» другому – «Лучше семь раз поесть, чем один раз наесться» Поэтому я рекомендую семиразовое питание. А вот мнения другого специалиста академика России Комарова пятиразовое питание – эта та самая пятерка для нашего желудка. Хочу предложить присутствующим назвать одно из золотых правил питания.

(питаться надо регулярно, не меньше 4-5 раз в день в одно и то же время; умеренное потребление пищи; принимать еду лучше в спокойной обстановке, не спешить; рацион питания должен быть разнообразным и полноценным по составу)

Рефлексия. В конце ваших маршрутных листов выполните рефлексию.

Вернемся к теме нашего урока «Жить для того, чтобы есть или есть для того, чтобы жить?».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по химии, биологии, экологии Тема урока: «Жить для того, чтобы есть или есть для того, чтобы жить?». 8-й класс iconМы живём не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить
План мероприятий по модернизации школьного питания в Алексеевском районе на 2012-2014 годы
Урок по химии, биологии, экологии Тема урока: «Жить для того, чтобы есть или есть для того, чтобы жить?». 8-й класс iconСочинение Работа ученицы 11 класса Печугиной Натальей г. Ярцево Смоленской...
Мужество жить! Слова эти я прочитала в поэме Р. Рождественского «Реквием». Прочитала и не поняла. Разве требуется мужество для того,...
Урок по химии, биологии, экологии Тема урока: «Жить для того, чтобы есть или есть для того, чтобы жить?». 8-й класс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Одним из главных условий здоровья является правильное питание т к неправильное питание приводит к болезням. А наша задача научиться...
Урок по химии, биологии, экологии Тема урока: «Жить для того, чтобы есть или есть для того, чтобы жить?». 8-й класс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Данный урок – один из таких примеров. И мы хотим знать ваш ответ на проблемный вопрос «Нужно ли жить для того, чтобы пить?»
Урок по химии, биологии, экологии Тема урока: «Жить для того, чтобы есть или есть для того, чтобы жить?». 8-й класс iconЛеви Владимир Львович Исповедь гипнотизера (книга 2) кот в мешке...
Чтобы быть счастливым, достаточно жить внимательно, утверждает Коллега. Чтобы не быть несчастным, согласен я
Урок по химии, биологии, экологии Тема урока: «Жить для того, чтобы есть или есть для того, чтобы жить?». 8-й класс iconУрок экологии в 9 -б Тема: «Как жить сегодня, чтобы увидеть завтра?»
Оборудование : мультимедийная установка, высказывания, пословицы и поговорки, тест
Урок по химии, биологии, экологии Тема урока: «Жить для того, чтобы есть или есть для того, чтобы жить?». 8-й класс icon«научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать»
Для жизни, деятельности человека важно не наличие у него накоплений впрок, запаса какого – то внутреннего багажа всего усвоенного,...
Урок по химии, биологии, экологии Тема урока: «Жить для того, чтобы есть или есть для того, чтобы жить?». 8-й класс icon«Человек должен жить в сфере добра или воспитание милосердия»
И раз уж без воспитания в школе никуда, значит, стоит прилагать осознанные усилия для того, чтобы наши выпускники покидали школьные...
Урок по химии, биологии, экологии Тема урока: «Жить для того, чтобы есть или есть для того, чтобы жить?». 8-й класс iconИспользование икт на уроках химии и биологии
Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально- экономических условиях жизни?...
Урок по химии, биологии, экологии Тема урока: «Жить для того, чтобы есть или есть для того, чтобы жить?». 8-й класс iconПереговоры
Ечить сотрудниче­ство. Таким образом, переговоры проводятся для того, чтобы догово­риться. Однако это утверждение справедливо только...
Урок по химии, биологии, экологии Тема урока: «Жить для того, чтобы есть или есть для того, чтобы жить?». 8-й класс iconРеферат по философии на тему «Философские проблемы фантастики»
Но к этой негативной причине прибавляется позитивная. Человек стремится… создать в себе простую и ясную картину мира; и это не только...
Урок по химии, биологии, экологии Тема урока: «Жить для того, чтобы есть или есть для того, чтобы жить?». 8-й класс iconРеферат. Мольер «Мещанин во дворянстве» Сатира на дворянство и буржуа
«из грязи в князи». Ведь есть же люди, которые день и ночь работают на своей земле, чтобы только была возможность жить, а такие,...
Урок по химии, биологии, экологии Тема урока: «Жить для того, чтобы есть или есть для того, чтобы жить?». 8-й класс iconРеферат. Мольер «Мещанин во дворянстве» Сатира на дворянство и буржуа
«из грязи в князи». Ведь есть же люди, которые день и ночь работают на своей земле, чтобы только была возможность жить, а такие,...
Урок по химии, биологии, экологии Тема урока: «Жить для того, чтобы есть или есть для того, чтобы жить?». 8-й класс iconНауки жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса Издательство политической литературы
Всякое произведение на историческую тему пишется не только для того, чтобы рассказать о прошлом, но и для того, чтобы выразить через...
Урок по химии, биологии, экологии Тема урока: «Жить для того, чтобы есть или есть для того, чтобы жить?». 8-й класс icon01. 12., 03. 12 и 04. 12 проводятся on-line уроки по английскому...
Колтуковой Е. П. Для того, чтобы принять участие в уроке, необходимо иметь адрес icq и желание учиться
Урок по химии, биологии, экологии Тема урока: «Жить для того, чтобы есть или есть для того, чтобы жить?». 8-й класс iconКриптограмма «наш урок химии»
Для того, чтобы прочитать зашифрованное стихотворение, вам нужно из названия указанного элемента взять букву, порядковый номер которой...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск