Скачать 52.05 Kb.
|
«Кроме желания выжить, Есть ещё мужество жить?» Р.Рождественский. Мужество жить! Слова эти я прочитала в поэме Р.Рождественского «Реквием». Прочитала и не поняла. Разве требуется мужество для того, чтобы жить? Жизнь, -думалось мне, -это весёлое ожидание Нового года, потом весенней капели, летних каникул, пышного осеннего листопада. Надо только уметь радоваться окружающему миру. Но жизнь вскоре открылась мне с другой своей стороны. В наше школе учебный год начался с урока мужества, который завершился экскурсией в школьный музей, где нас познакомили с необычной судьбой необычного человека. Александру Корнеевичу Новиченкову исполнилось 19 лет, «когда пришёл 41-й и "прокричали репродукторы беду". Война. Из училища, где в срочном порядке готовили командирские кадры для фронта, он пошёл воевать и весной 1942г. принял боевое крещение на Угре, на родной Смоленщине. Дни стояли тёплые, густые. В воздухе летал запах убитого железа, запах раздавленной травы. Солнца было так много, словно природа не знала, куда его деть. Очень хотелось жить под этим небом, - великим, взлетевшим, крылатым, с льющейся в душу родниковой синевой. Но уже расползались по родной земле вражеские орды. Людское горе вышло на пыльные дороги. И у молодого лейтенанта мучительно ныло сердце при встрече с неизвестно куда бредущими стариками и детьми. Жестокий бой, и отступление, и первые потери друзей до сих пор опаляют Александра Корнеевича в страшных его снах. После боя последовало переформирование, и Александр Корнеевич Новиченков оказался под Ржевом. Война набирала свой страшный размах. А.Твардовский в стихотворении "Я убит подо Ржевом" писал: "Этот месяц был страшен. Было всё на кону." Горело всё. Земля катилась волнами на окопы. Шли тяжелые, кровавые бои. Вряд ли возможно передать «сколько пришлось вынести, выдержать, потратить моральных и физических сил «чтобы устоять, не дрогнуть, не бросить родную землю на поругание. Александр Корнеевич помнит: когда стал затихать бой, все заулыбались, подтянулись, потому что поняли: выстояли, сегодня победили и завтра победят. Быть родной земле свободной! Далекие наши предки не отдали её захватчикам, и они не отдадут! Так мужество советских воинов разбивало злобу врага. Взводу лейтенанта Новиченкова приказано держать оборону и стоять насмерть. Он готовил взвод к атаке, когда рядом разорвалась осколочная мина, смешав землю с пламенем. Летящая на него земля и пламя - это последнее, что помнил Александр Корнеевич. Очнулся он лишь через трое суток в медсанбате. Он был без кистей рук и слепой. Так началась для А.К.Новиченкова новая, горькая жизнь в госпиталях. Он узнал и беспамятство после потери крови, и нестерпимую боль, и горячий бред. Из госпиталя выписался только в 1944г. И сразу жизнь поставила его перед жестоким выбором: что же делать дальше? Идёт урок мужества. Может быть, самый главный из всех уроков в нашей жизни. Класс замер, слушает. А я думаю: вот что значат эти слова –«мужество жить». Как же, должно быть, нелегко их понять и принять человеку, которому едва исполнилось 20 лет. Александр Корнеевич принял и сделал мужество законом своей жизни. Были, конечно, в душе его и великая печаль, и отчаяние. Была дума. С ней он ложился спать и с ней вставал, начиная утро. Думал и слушал. Вот где-то неподалёку крикнула птица, где-то запела гармонь, раздался девичий смех. Это была жизнь. И Александр Корнеевич решил: надо не жаловаться на судьбу, не принимать соболезнования, надо трудиться, радоваться быть с людьми. Его всегда отличала самостоятельность в решениях, суждениях, в поведении. Он и раньше рассчитывал, прежде всего, на самого себя. Теперь же было просто необходимо проверить свои силы, чтобы вернуться в жизнь, к людям. По-моему, вот это умение найти выход там, где, кажется, его вовсе нет, и есть подлинный героизм. Как тут не вспомнить истину: огромным делом может быть маленькое дело. Александр Корнеевич настойчиво стал проявлять маленькие доказательства большой любви к жизни. Он упорно учился обслуживать себя: одевался без посторонней помощи, чистил одежду и обувь. Научился ориентироваться. Стал выходить на улицу сначала с братом, потом один. И это были победы. Он упорно начинал работать с утра, в одно и то же время. Аккуратное обращение со временем - тоже черта характера. Позиция жизни. С детства, с бабушкиной сказки, с отцовского выговора, всем течением жизни и примером тех, кого уважал и любил, в уме и сердце своём он был убеждён: отношение к труду - главное мерило человеческой ценности. Александр Корнеевич брался за любую работу: и дом строил, и землю копал, носил охапки сена, работал в саду. Разве это не подвиг? Героизм будничный, скромный, не заявляющий о себе громкими словами,- это героизм настоящий. Не все выдерживают испытания буднями, повседневной неустроенностью, тяжёлой рядовой работой. Александр Корнеевич выдержал. Мы, познакомившись с историей жизни А. К. Новиченкова, получили ещё один урок - урок высокого, мудрого отношения к труду. Великая тайна - не разгаданная мудрецами - душа человеческая. Казалось бы, это именно Александра Корнеевича имел в виду поэт, говоря "Живу, бедой объятый." Нет, Александр Корнеевич так жить себе не позволил. Сам загадка природы, он внёс много загадок в жизнь. Одна из них -игра на гармони. Впервые взял он гармонь в руки в госпитале, в Ташкенте. Да с тех пор и не расстался с ней. Он разучивает одну мелодию за другой, добиваясь совершенства в исполнении. Так в жизнь Александра Корнеевича вошли песни добрые, нежные, игровые, задорные, родные песни, западающие в сердце, зажигающие душу стремлением к прекрасному, дающие пищу разуму. Народные песни говорят языком, который пришёл к нам из глубины веков. Благодаря песням не прерывается вечно живая нить поколений. Без песни как без хлеба, нельзя жить. Для исполнения песен не нужно ни особого торжественного случая, ни специального собрания людей, ни особой обстановки. Александр Корнеевич исполняет их и в праздники, и в будни, перед слушателями и для себя. Но исполняет с той святостью, которую не могли охладить ни страдания от ран, ни уходящие годы, ни жизненные невзгоды. Этот человек излучает жизнерадостность. В его песнях светло и просто от ощущения полноты бытия, от веры в человека, его силы. Я внимательно смотрю на фотографию из музейного архива. На ней Александр Корнеевич. Я не увидела на его лице ни страдания, ни отчаяния. Умное, твёрдое мужское лицо. Мне вспомнились строчки из стихотворения: "Течёт с небес неторопливо время и оседает в думах и глазах" (А.В.Мишин). Глаза были за тёмными очками - трагический след войны. А думы у этого человека, видимые, были добрые и мудрые. Так вот что значит – мужество жить! Список используемой литературы Материалы школьного музея: 1.Фотографии 2.Воспоминания участников встречи 3.Аудиокассета |
Коровиной В. Я. и др Наименование учебного заведения – Муниципальная основная общеобразовательная школа №5 г. Ярцево Смоленской области | Исследовательская работа Ученицы 10 класса Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося... | ||
Распоряжение Смоленской области областным государственным предприятиям (учреждениям), утвержденным постановлением Администрации Смоленской области... | Холм жирковского района смоленской области публичный доклад за 2012- 2013 Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Стешинская основная общеобразовательная школа» Холм- жирковского района Смоленской... | ||
Холм жирковского района смоленской области публичный доклад за 2011- 2012 Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Стешинская основная общеобразовательная школа» Холм- жирковского района Смоленской... | Сочинение ученицы 6 класса Бикбулатовой Зулейхи моу «Стеклозаводская оош» Война… Само слово говорит о беде и горе, о несчастиях и слезах… Нелегкой ценой досталась она | ||
Исследовательская работа Ученицы 10 класса В нашем школьном музее «Археологические памятники Евразии» находятся коллекции Хорезмской археолого-этнической экспедиции. Среди... | Ежегодный доклад уполномоченног о поправамчеловек а всмоленскойобласт и з а 2011 г о д Извлечения из Закона Смоленской области «Об Уполномоченном по правам человека в Смоленской области» | ||
В смоленской области Петрусева Е. С., специалист специалиста отдела по защите прав и интересов ребёнка аппарата Уполномоченного по правам человека в Смоленской... | «Спасибо за то, что Вы есть!» Проверка тетрадей, подготовка к урокам все это забирает много времени и сил. Кроме того, работа с небрежными учениками, которые не... | ||
Исследовательская работа Ученицы 10 класса Эта великая и могущественная цивилизация могла бы и развиваться дальше, достигать еще больших успехов, если бы на их земли не прибыли... | Исследовательская работа ученицы 9 класса Фильмы Вима Вендерса | ||
«научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» Для жизни, деятельности человека важно не наличие у него накоплений впрок, запаса какого – то внутреннего багажа всего усвоенного,... | Урок по химии, биологии, экологии Тема урока: «Жить для того, чтобы... Развивать внутреннюю мотивацию к учению, через исследовательскую деятельность, личностно значимое содержание учебного материала,... | ||
Открытый урок экологическая тревога Кроме четырех океанов на свете есть еще есть один океан – самый большой из всех океанов, в котором мы «купаемся» каждый день, каждый... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Приказ Департамента Смоленской области по образованию, науке и делам молодёжи "Об утверждении примерного учебного плана для общеобразовательных... |