Ежегодный доклад уполномоченног о поправамчеловек а всмоленскойобласт и з а 2011 г о д





НазваниеЕжегодный доклад уполномоченног о поправамчеловек а всмоленскойобласт и з а 2011 г о д
страница1/9
Дата публикации21.04.2015
Размер1.85 Mb.
ТипДоклад
100-bal.ru > Право > Доклад
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


СМОЛЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ


ЕЖЕГОДНЫЙ ДОКЛАД
У П О Л Н О М О Ч Е Н Н О Г О

П О П Р А В А М Ч Е Л О В Е К А

В С М О Л Е Н С К О Й О Б Л А С Т И

З А 2011 Г О Д

Смоленск

Извлечения из Закона Смоленской области «Об Уполномоченном по правам человека в Смоленской области»
Статья 1. Уполномоченный по правам человека в Смоленской области

1. В целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, соблюдения и уважения их государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами, в соответствии с Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 года N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" учреждается должность Уполномоченного по правам человека в Смоленской области.
Статья 2. Задачи Уполномоченного

В соответствии с установленной компетенцией Уполномоченный способствует восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека и гражданина, форм и методов их защиты.
Статья 17. Доклад Уполномоченного

1. Не позднее чем через месяц по окончании календарного года Уполномоченный направляет доклад о своей деятельности Губернатору Смоленской области, в Смоленскую областную Думу и прокурору Смоленской области.

2. В ежегодном докладе Уполномоченного должны быть даны общие оценки, выводы и рекомендации, относящиеся к обеспечению прав и свобод человека и гражданина в Смоленской области, указаны государственные органы, органы местного самоуправления и их должностные лица, нарушающие права, свободы и законные интересы граждан и не принимающие меры по их восстановлению и защите.


СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………….…………………………………4
I. Соблюдение конституционных прав

и свобод человека в Смоленской области………………………………………………………………………6



  1. Предупреждение и устранение массовых нарушений

конституционных прав граждан: проблемы, пути их решения……………………………...........6


  1. Реализация права на обращения……………………………………………………………………26




  1. Социально – экономические права………………………………………………………………...29

Право на социальное обеспечение и медицинскую помощь……………………………………...29

Реализация права на жилище............................................................................................................38

Защита трудовых прав…………………………………………………………………………….42


  1. Личные права ………………………………………………………………………………….........45

Право на гражданство.......................................................................................................................45

Соблюдение прав человека в местах принудительного содержания...........................................49


  1. Семья, материнство и детство …………………………………………….……………………….55

Становление и развитие института уполномоченного по правам

ребенка в Смоленской области .........................................................................................................55

Развитие правового просвещения участников образовательного процесса ...............................61

Защита прав семьи, материнства и детства,

предупреждение социального сиротства .....................................................................................67

Взаимодействие и профилактика беспризорности, безнадзорности ..........................................82

Положение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

в Смоленской области .......................................................................................................................88

Работа с обращениями граждан: статистика, география ........................................................ 95
II. Формы и методы влияния Уполномоченного на развитие

правозащитной ситуации в Смоленской области …………………………………………………………...97
1. Взаимодействие с органами государственной власти

и органами местного самоуправления ………………………………………………………………...98
2. Взаимодействие с общественными организациями

и средствами массовой информации…………………………………………………………………..104
3. Правовое просвещение……………………………………………………………………………….109
4. Приложения…………………………………………………………………………………………...114

Положение о проведении конкурса инсценированных судебных процессов

по обеспечению реализации и зашиты конституционных прав и свобод

человека и гражданина среди учащихся 9-11 классов средних

общеобразовательных учебных заведений………………………………………………………114

Положение о конкурсе среди студентов вузов на лучшую работу

по проблеме: «Современное трудовое право России: теория и практика,

положительный опыт и недостатки, перспективы развития»……………………………….117
III. Работа с обращениями

граждан: статистика ………………………………………………………………………………………..121
Общие статистические данные об обращениях граждан……………………………………...121
Заключение……………………………………………………………………………………………………….123

ВВЕДЕНИЕ
Ежегодный доклад Уполномоченного по правам человека в Смоленской области (далее по тексту – Уполномоченный) за 2011 год подготовлен в соответствии со статьей 17 областного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Смоленской области». В нем представлена информация о ситуации, отражающей и характеризующей уровень признания, соблюдения и защиты конституционных прав и свобод граждан на территории Смоленской области. Также в докладе анализируется деятельность Уполномоченного, по обеспечению гарантий государственной защиты населения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также должностными лицами. В докладе обращается внимание на проблемы и тенденции в данной сфере, которые, по мнению Уполномоченного, имеют наибольшую социальную значимость и являются показательными.
В основу доклада деятельности Уполномоченного, как и в предыдущие годы, положены данные системного мониторинга правозащитной ситуации в регионе. Они опираются на анализ нарушений прав и свобод, выявленных в инициативном порядке, а так же полученных в ходе посещений различных организаций и учреждений, выездных приемов граждан, анализа публикаций средства массовой информации и материалов, предоставленных государственными органами, общественными организациями. Они базируются и на результатах проверок обращений граждан, проведенных непосредственно сотрудниками аппарата Уполномоченного или по его запросам органами государственной власти, органами местного самоуправления и другими компетентными органами.
Доклад является одной из форм реагирования Уполномоченного, как государственного органа, на выявленные нарушения в сфере прав и свобод человека и гражданина в Смоленской области. В нём содержатся оценки, выводы и рекомендации, относящиеся к обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, указываются конкретные государственные органы власти, органы местного самоуправления, организации и должностные лица, допустившие нарушения прав и свобод, либо не предпринявших своевременных и исчерпывающих мер по защите и восстановлению прав граждан.
Уполномоченный выражает уверенность, что приведенные в настоящем докладе факты нарушений прав граждан и рекомендации по их устранению будут использованы соответствующими органами, службами и ведомствами, что явится важным фактором предупреждения нарушений конституционных прав и свобод граждан.
Исходя из установившейся практики, основные положения доклада рассмотрены на расширенном заседании Экспертного совета по вопросам прав и свобод человека и гражданина Смоленской области (далее по тексту – Экспертный совет). В соответствии с предложениями и рекомендациями членов Экспертного совета, в него внесены соответствующие коррективы и дополнения с целью наиболее полного и объективного отражения ситуации в сфере защиты базовых ценностей человека и общества.
В соответствии с областным законом «Об Уполномоченном по правам человека в Смоленской области» доклад направлен Губернатору Смоленской области, в Смоленскую областную Думу и прокурору Смоленской области. Уполномоченный считает необходимым передать доклад в другие заинтересованные органы государственной власти, органы местного самоуправления, правозащитные органы, общественные правозащитные организации и в средства массовой информации для опубликования.


  1. СОБЛЮДЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА В СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ


В истекшем году направления правозащитной деятельности в регионе в существенной мере определялись положениями Концепции защиты прав и свобод человека и гражданина в Смоленской области на 2010-2012 годы (далее по тексту – Концепция), утвержденной Губернатором Смоленской области, а также разработанными в ее исполнение мероприятиями. Ими конкретизировалась деятельность органов исполнительной власти в реализации положений Концепции, направленных в значительной степени на обеспечение прав наименее защищенных категорий граждан (детей-сирот, ветеранов, инвалидов, одиноких лиц пожилого возраста). Мероприятия явились серьезным организационным и финансовым вкладом, прежде всего исполнительных органов власти Смоленской области в улучшение положения названных групп населения, не имеющих в силу объективных причин достаточных и надлежащих условий к существованию.
Более эффективному развитию правозащитной системы в Смоленской области объективно мешают проблемы, обусловленные на наш взгляд недостаточным уровнем:

- развития механизмов регулирования вопросов, затрагивающих права человека;

- профессионализма, правовой культуры и исполнительной дисциплины отдельных государственных и муниципальных служащих;

- государственного и общественного контроля за деятельностью органов власти и органов местного самоуправления, принимающих решения, затрагивающие права человека;

- развития правозащитного движения в Смоленской области, координации деятельности общественных организаций в сфере защиты прав человека;

- финансирования мероприятий, обеспечивающих государственные гарантии основных прав и свобод из бюджетов разных уровней;

- правовой грамотности жителей области.
На эти проблемы указывалось и в докладе Уполномоченного за 2010 год. Вошли они и в Концепцию, как негативные факторы на устранение которых необходимо направить совместные усилия органов государственной власти Смоленской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по Смоленской области.
Представляется, что устранить вышеназванные проблемы и создать эффективную правозащитную систему в регионе возможно только комплексно, в силу чего проводимая работа должна носить исключительно системный характер. Системность может быть обеспечена скоординированным межведомственным взаимодействием всех заинтересованных компетентных органов, служб, общественных организаций, средств массовой информации.
Как свидетельствуют поступившие к Уполномоченному материалы, сообщения средств массовой информации, нарушения прав и свобод граждан для всех органов власти, по-прежнему, остаются достаточно многочисленными. С учетом этого, Уполномоченный ставит своей целью обозначить те направления и сферы жизни, в которых наиболее часто допускаются нарушения прав граждан, с анализом причин их возникновения и возможностей устранения.
1. Предупреждение и устранение массовых нарушений конституционных прав граждан: проблемы и пути их решения.
По объективно обоснованным причинам случаи нарушения прав и свобод, имеющие признаки массовых (нарушения, связанные с ущемлением прав значительного числа граждан), находились и находятся в сфере особого внимания Уполномоченного. В связи с тем, что такие случаи влекут ограничение законных интересов широкого круга лиц, они имеют большую социальную значимость и, в значительной степени, являются показательными в характеристике правозащитной ситуации в целом.
В 2011 году вопросы, связанные с предоставлением жилищно-коммунальных услуг, оставались одними из наиболее острых. Для большинства граждан расходы, связанные с оплатой жилья и коммунальных услуг являются наибольшим бременем для семейного бюджета. Всё это усугубляется отсутствием в данной сфере деятельности четкого порядка, регламентирующего взаимоотношения соответствующих правосубъектов, информационным вакуумом и недостаточным опытом правоприменительной практики, что влечёт множество нареканий со стороны населения. В большинстве случаев, такие жалобы граждан носили коллективный характер и были обоснованными.
В числе вопросов, с которыми наиболее часто обращались граждане, следует выделить следующие:

- низкий уровень ответственности управляющих компаний перед собственниками квартир в многоквартирных домах;

- неудовлетворительное качество предоставляемых услуг;

- необоснованные отказы в перерасчете платы за коммунальные услуги с учетом их качества;

- выставление управляющими компаниями завышенных счетов за коммунальные услуги;

- чрезмерно большие дополнительные начисления на общедомовые нужды к показаниям индивидуальных счетчиков (суммы доплаты могут в 2-3 раза превышать показания индивидуальных счетчиков);

- возможность выставления в счетах за оплату жилищно-коммунальных услуг под видом общедомовых потерь долгов соседей-неплательщиков;

- не удовлетворяет сама процедура снятия показаний общедомовых приборов учета и индивидуальных счетчиков, а вернее ее фактическое отсутствие;

- отсутствие полной информации о порядке предоставления и оплаты жилищно-коммунальных услуг.
Как отмечалось в ежегодном докладе Уполномоченного по правам человека в Смоленской области за 2010 год, в связи с многочисленными обращениями граждан по вопросам ЖКХ и их социальной значимостью, проблема обеспечения прав населения Смоленской области при предоставлении жилищно-коммунальных услуг взята Уполномоченным на особый контроль. Был подготовлен и направлен запрос в Министерство регионального развития РФ о необходимости официальных разъяснений по применению Правил предоставления коммунальных услуг гражданам. В запросе обращено внимание на возможность разработки Министерством единых методических рекомендаций по снятию показаний и расчету платы за коммунальные ресурсы с использованием показаний общедомовых приборов учета. Так же в Министерство, с учетом анализа и обобщения правоприменительной практики, была представлена информация о несовершенстве многих положений Правил. Согласно полученному ответу Правительством РФ подготовлены существенные изменения в действующее законодательство, регламентирующее порядок предоставления и оплаты жилищно-коммунальных услуг.
В 2011 году законодателем внесены существенные изменения в основополагающие документы, затрагивающие права граждан в жилищно-коммунальной сфере, регулирующие жилищные отношения, оплату коммунальных услуг. Так Постановлением Правительства РФ от 06.05. 2011 г. № 354 установлены новые «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее по тексту – новые Правила). Данный документ отменяет действовавший ранее Порядок предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденный Постановлением правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307.

В новых Правилах определены требования к качеству коммунальных услуг с допустимыми отклонениями и порядок изменения (перерасчета) оплаты за некачественную услугу, а также приведены непосредственно расчетные формулы для определения платы за коммунальные услуги отдельно для:

- многоквартирных и индивидуальных домов,

- комнат в коммунальных квартирах,

- случаев наличия/либо отсутствия приборов учета.
Федеральным законом от 04.06.2011 г. № 123-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ (ЖК РФ) и отдельные законодательные акты РФ», вступившим в силу 17.11.2011 г., внесен ряд существенных изменений в Жилищный кодекс РФ. Одна из главных целей закона - обеспечить правовую защищенность собственников в многоквартирном доме при выборе любого из трех способов управления домом (непосредственное управление собственниками, ТСЖ и управляющая компания). Законом предусматривается установление повышенного контроля за структурами, которые управляют многоквартирными домами, то есть ТСЖ и УК, как со стороны органов государственной власти, органов местного самоуправления, так и собственников квартир. Статья 20 ЖК РФ, регламентирующая порядок проведения государственного жилищного надзора, за июнь-июль 2011 года дважды претерпела существенные изменения (Федеральные законы от 04.06.2011 г. № 123-ФЗ и от 18.07.2011 г. № 242-ФЗ). Теперь государственные жилищные инспекторы обязаны по заявлениям собственников помещений в многоквартирном доме проверять правомерность принятия общим собранием решения о создании ТСЖ или о выборе управляющей компании, соответствие уставов ТСЖ и договоров управления многоквартирного дома требованиям законодательства.
В данном направлении существенно расширены полномочия органов местного самоуправления, изложенные в части 1.1. статьи 165 ЖК РФ, которые наделяют их полномочиями по контролю за управляющими компаниями, отвечающими за содержание многоквартирных домов. Он направлен на то, чтобы защитить, прежде всего, права граждан, Органы местного самоуправления обязаны содействовать гражданам в проведении общих собраний, в выборе способа управления домом и осуществлении контроля и призыва к ответу управляющих организаций. В соответствии с новыми нормами, орган местного самоуправления на основании обращения собственников помещений в многоквартирном доме, председателя совета многоквартирного дома о невыполнении управляющей организацией своих обязательств обязан организовать в пятидневный срок проведение проверки ее деятельности.

В случае, если по результатам указанной проверки выявлено невыполнение управляющей организацией условий договора управления многоквартирным домом, орган местного самоуправления созывает общее собрание собственников помещений для решения вопросов о расторжении договора управления и о выборе новой управляющей организации или об изменении способа управления.

Однако на данном этапе актуален вопрос - справятся ли муниципалитеты с новыми полномочиями. На сегодняшний день им необходимы методические указания, как себя вести, как реагировать на подобного рода ситуации. Отсутствие какого-либо реагирования со стороны органов местного самоуправления в порядке статьи 165 ЖК РФ уже подтверждается в ходе работы по обращениям, поступающим в адрес Уполномоченного. На наше письмо, в августе прошедшего года, о проведении такой проверки в отношении управляющей компании ООО «Жилищный сервис» (обращение гр. М) из УЖКХ Администрации г. Смоленска поступил ответ, что это вообще не относится к их компетенции.
Закон теперь допускает возможность внесения прямых платежей за предоставленные услуги ресурсоснабжающей организации, минуя ТСЖ и управляющую компанию. При этом за качество предоставляемых коммунальных услуг все равно будут отвечать ТСЖ и УК. В таком подходе есть как свои плюсы, так и минусы. Несомненно, внесение платежей за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию позволит исключить случаи, когда денежные средства плательщиков задерживаются на счетах управляющих организаций или расходуются ими на другие цели, тем самым создавая задолженность. С другой стороны – может иметь место угроза насаждения повсеместно дополнительных расчетных центров, которые берут свой процент за услуги.
Остается открытым вопрос контроля со стороны собственников квартир в многоквартирном доме за расходованием средств управляющими организациями, собранными с жильцов в качестве платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Согласно подпункта 1 п. 2 ст. 154 ЖК РФ, плата за содержание и ремонт жилого помещения, включает в себя плату за:

- услуги и работы по управлению многоквартирным домом,

- услуги по содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
ЖК РФ дополнен статьей 161.1., вводящей понятие и определяющей компетенцию совета многоквартирного дома («домовых комитетов»). Такой подход, не уменьшая компетенции общего собрания собственников, упрощает на практике решение текущих вопросов. Советы смогут также представлять в суде интересы собственников помещений.

Какой-либо регистрации совета не требуется. При этом, если в течение календарного года решение об избрании совета многоквартирного дома не принято или соответствующее решение не реализовано, орган местного самоуправления в 3-х месячный срок созывает общее собрание, на котором должен быть избран указанный совет. Несомненно, что домовые советы нужны, но остается не урегулированным их правовой статус, сам порядок работы, выстраивание взаимоотношений с управляющими и ресурсоснабжающими организациями.
В числе основных изменений, содержащихся в новых Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов следует выделить следующие.

В квитанциях на оплату за одну услугу выставляется две платежные суммы. По новым Правилам отдельно рассчитываться плата за индивидуальное потребление и отдельно - за общедомовые нужды. При этом сохраняется прежний принцип: если установлен счетчик - платим по нему (теперь и индивидуальному, и общедомовому). Если же счетчика нет - расчеты делаются по нормативам потребления, уже с учетом предположительной величины общедомовых расходов.

В связи с чем, остается актуальной проблема, связанная с тем, что индивидуальные счетчики установлены не у всех жильцов. На практике если индивидуальные счетчики имеются не у всех граждан, фактическое бремя платежей по общедомовым приборам учета ложится на значительно меньшую часть жильцов.

При этом не исключается вариант, когда под коммунальные ресурсы, потребляемые в помещениях общего пользования, рассчитанные исходя из показаний общедомовых приборов учета, управляющие компании могут подвести не только потери ресурса во внутридомовых сетях, но и все накопившиеся текущие долги соседей – неплательщиков.
Может сложиться и такая ситуация, когда фактически в квартире, не оборудованной индивидуальными счетчиками, проживают граждане (по договорам найма жилья) в количестве большем, чем официально зарегистрировано. Тем самым увеличивается объем фактически потребленных коммунальных услуг, в то время как плата по нормативу остается неизменной (в зависимости от количества официально зарегистрированных граждан).

В этом, возможно, и заключаться причина выставления больших счетов гражданам на оплату общедомовых нужд, практически в 2 раза превышающих показания их внутриквартирных счетчиков.
Приведенная выше система коммунальных расчетов вряд ли станет более простой. Больше исходных данных, больше нормативов. В каждом доме всегда кто-то будет в отпуске, кто-то заплатит «на глаз», кто-то забудет. Формулы расчетов таковы, что если кто-то не сообщит исполнителю точное потребление за конкретный месяц, то размер платы за общедомовые нужды для тех, кто сообщит правильные объемы индивидуального потребления, будет завышен. Плату за общедомовые нужды за этот месяц нужно будет пересчитывать всем потребителям каждый раз, как будут всплывать недостающие сведения. То есть в правилах заложен "вечный перерасчет". Но поскольку это сложно и хлопотно, существует реальная угроза, что исполнители этого делать не будут.
Положительным моментом является принятие мер по повышению прозрачности для населения производимых расчетов за жилищно-коммунальные услуги. Так, по новым Правилам исполнитель обязан непосредственно при обращении потребителя произвести проверку правильности исчисления коммунальных платежей, а в квитанциях на оплату указывать также и показания общедомовых приборов учета.
Внесены существенные изменения в положения, касающиеся корректировки платы за коммунальные услуги. Новые Правила отменяют произведение корректировки платы теплоснабжающими организациями в конце года, в зависимости от того, насколько холодным или теплым был год, выставляя дополнительные платежи, что неизменно возмущало граждан. Если текущий год был заметно холоднее предыдущего, потребителям выставлялись дополнительные счета. Но если зима была теплой и поставщики явно экономили на энергоносителях, в конце года «переплаченных» денег потребителям никто не возвращал. Теперь этот порядок будет отменен.
Новые правила предусматривают ежегодную корректировку размера платы за отопление только в том случае, если многоквартирный дом оборудован прибором учета тепловой энергии и при этом жилые помещения в многоквартирном доме, общая площадь которых составляет более 50 % от всех помещений в доме, оборудованы распределителями.
По новым правилам все расчеты по оплате тепла будут проводиться по фактическому потреблению ежемесячно, что имеет как свои плюсы, так и минусы. Летом, когда тепло отключают, платить не придется, зато зимой платежи резко возрастут. За это, кстати, выступали многие: зачем платить за тепло летом, когда батареи холодные.

Необходимо иметь в виду, что неравномерность оплаты в течение года может ударить по малообеспеченным жильцам, получающими субсидии каждый месяц в одном и том же размере. Если пришли за субсидией летом, когда расходы на оплату ЖКУ меньше, то и размер субсидии будет маленький. Такая пониженная субсидия будет уплачиваться 6 месяцев, то есть до Нового года. При этом получается, что возросшая плата за отопление какое-то время субсидироваться не будет.
С введения новых Правил прошло еще недостаточно времени, чтобы можно было бы делать какие-то обобщения и абсолютные выводы относительно гарантированности обеспечения прав граждан. Однако приведенный краткий анализ нововведений позволяет проецировать возможное возникновение проблем, с которыми могут столкнуться жители многоквартирных домов при потреблении и оплате жилищно-коммунальных услуг.

Практика применения новых Правил будет находиться на особом контроле Уполномоченного, по результатам ее изучения, учитывая поступающие обращения от жителей Смоленской области, экспертные заключения специалистов, будут выработаны и направлены в соответствующие компетентные ведомства предложения и рекомендации по оптимизации системы расчетов населения в сфере ЖКХ с учетом законных интересов и возможностей граждан.
Немало вопросов у граждан возникает по порядку проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятию по его результатам решения, оформлению протокола и возможности обжалования итогов голосования. В этой связи представляется необходимым усиление разъяснительной работы со стороны органов местного самоуправления.

При организации таких собраний гражданам следует учитывать следующие положения Жилищного кодекса РФ.

Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в порядке, установленном общим собранием собственников помещений в данном доме.

Решения, принятые общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, а также итоги голосования доводятся до сведения собственников помещений в данном доме собственником, по инициативе которого было созвано такое собрание, путем размещения соответствующего сообщения об этом в помещении данного дома, определенном решением общего собрания собственников помещений в данном доме и доступном для всех собственников помещений в данном доме, не позднее чем через десять дней со дня принятия этих решений.

Протоколы общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме и решения таких собственников по вопросам, поставленным на голосование, хранятся в месте или по адресу, которые определены решением данного собрания.
Решение общего собрания собственников помещений в
многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом
порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является
обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном
доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в
голосовании.

Собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований настоящего Кодекса, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы. Заявление о таком обжаловании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или
должен был узнать о принятом решении. Суд с учетом всех обстоятельств
дела вправе оставить в силе обжалуемое решение, если голосование
указанного собственника не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и принятое решение не повлекло за собой причинение указанному собственнику.
В сентябре истекшего года в газете «Рабочий путь» был опубликован материал: «Отопительный сезон в Смоленске под угрозой срыва из-за задолженности перед поставщиком энергии», а также размещены извещения СМУП «ВЦ ЖКХ» о проведении открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по взысканию задолженности населения за жилищно-коммунальные услуги.

Из указанных публикаций следовало, что СМУП «ВЦ ЖКХ» имело намерение и предпринимало конкретные действия по привлечению коллекторских агентств для взыскания задолженности с населения г. Смоленска, что создавало предпосылки к нарушению прав граждан, установленных ст.ст. 21; 23; 24; 25 Конституции Российской Федерации, гарантирующими право на неприкосновенность частной жизни, защиту чести и достоинства, недопустимость применения насилия и другого жестокого, унижающего человеческое достоинство обращения.
До настоящего времени не принят федеральный закон, регулирующий коллекторскую деятельность, который определял бы права и обязанности сторон, защищал права должников, четко регламентировал процедуры взысканий.

В рамках имеющего место на сегодняшний день правового поля, суды и служба судебных приставов являются единственными легитимным механизмами для удовлетворения каких-либо финансовых претензий одной стороны к другой.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных», операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом. Принимая во внимание изложенное, обращение к коллекторским агентствам правомерным станет только в том случае, когда в договорах, заключенных гражданами с ресурсоснабжающими организациями (управляющими организациями) будет прямо указано о возможности передачи их персональных данных третьим лицам.
Учитывая приведенные обстоятельства, широкий общественный резонанс, который может иметь указанная проблема, Уполномоченный обратился в Управление федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Смоленской области с просьбой о проведении соответствующей проверки относительно правомерности привлечения коллекторских агентств к взысканию задолженности с населения по коммунальным платежам. Согласно полученному ответу передача персональных данных третьим лицам без согласия граждан будет противоречить действующему законодательству. Ситуация остается в сфере внимания Уполномоченного, при необходимости будут приняты меры реагирования, направленные на защиту конституционных прав граждан.
В прошедшем году по прежнему значительная часть обращений была связана с вопросами, касающимися обеспечения и защиты трудовых прав граждан, предусмотренных статьей 37 Конституции РФ.

Спектр вопросов, с которыми обращались граждане в 2011 году, в целом не претерпел существенных изменений в сравнении с 2010 годом - это:

- правомерность увольнения (в том числе вследствие сокращения штата);

- неосуществление предусмотренных законодательством выплат при увольнении;

- задержка выплаты заработной платы;

- заниженная оплата сверхурочной работы;

- правомерность вынужденного неоплачиваемого отпуска.
При этом, следует отметить, что наибольшее количество обращений поступило в адрес Уполномоченного по вопросам, связанным с несоблюдением работодателем всех условий и требований, предусмотренных Трудовым кодексом РФ (ТК РФ), при оформлении приема на работу; и снижением размера заработной платы.

Как следует из содержания заявлений о ненадлежащем оформлении приема на работу, при обращении в суд для оспаривания своего увольнения граждане сталкиваются с большими трудностями в возможности защиты своих прав. Причинами тому являются: несоблюдение работодателем предусмотренных требований при приеме на работу; незнание этих требований потенциальным работником.
Согласно нормам Трудового кодекса РФ, трудовые отношения возникают на основании заключенного в письменной форме трудового договора или в результате фактического допущения к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя независимо от того, был ли трудовой договор надлежащим образом оформлен (ст. 16, 67 ТК РФ). При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех дней со дня фактического допущения работника к работе. Прием на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, который объявляется работнику под расписку. Приказ должен быть издан в течение трех дней со дня подписания сторонами трудового договора. По требованию работника работодатель обязан выдать ему надлежаще заверенную копию указанного приказа.

В законе также говорится о том, что трудовой договор считается заключенным при фактическом допуске к работе с ведома или по поручению работодателя. Это имеет существенное значение, так как если допуск к работе осуществлен ненадлежащим лицом, то трудовой договор считается незаключенным. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 г. "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" указывается, что представителем работодателя в данном случае является лицо, которое наделено полномочиями по найму работников, поскольку именно в этом случае при фактическом допущении работника к работе с ведома или по поручению такого лица возникают трудовые отношения (ст. 16 ТК РФ) и на работодателя может быть возложена обязанность оформить трудовой договор с этим работником надлежащим образом в соответствии с законом.
В ходе проведения проверок по обращениям о снижении размера заработной платы были выявлены нарушения, связанные с несоблюдением работодателями положений ст. 57, ст. 72 ТК РФ, в соответствии с которыми условия оплаты труда (в т.ч. размер оклада, доплаты, надбавки, поощрительные выплаты) относятся к обязательным условиям трудового договора, которые можно изменить только письменным согласием сторон.

Одностороннее изменение работодателем условий трудового договора об оплате труда в соответствии со ст. 74 ТК РФ возможно только по причинам изменения организационных или технических условий труда (например, изменений в технике и технологии производства, структурной реорганизации и т.п.). При этом в соответствии с Постановлением Пленума ВС РФ от 17.03.2004 г. № 2 работодатель обязан представить доказательства, подтверждающие, что изменение определенных сторонами условий трудового договора явилось следствием изменений организационных или технологических условий труда.
Рассмотрение обращений граждан по обеспечению и защите трудовых прав осуществлялось сотрудниками службы Уполномоченного во взаимодействии с прокуратурой Смоленской области, Государственной инспекцией труда в Смоленской области, Смоленским областным объединением организаций профессиональных союзов и рядом других ведомств. Такое межведомственное сотрудничество способствовало более оперативному и эффективному рассмотрению данных дел.

Посредством прокурорского реагирования, предписаний инспекции труда, рекомендаций Уполномоченного практически все выявленные нарушения были устранены и права граждан восстановлены. В нескольких случаях права и законные интересы заявителей были восстановлены в судебном порядке. Вопросы обеспечения и защиты трудовых прав граждан остаются в сфере внимания Уполномоченного.
В истекшем году в адрес Уполномоченного продолжали поступать обращения граждан – ветеранов Великой Отечественной войны (далее – ветераны ВОВ) по фактам, связанным с отказом в постановке их на очередь на улучшение жилищных условий и, соответственно, непредоставлением им жилья, согласно Указу Президента РФ от 07.05.2008г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов».

Под действие данного Указа попадают не все ветераны ВОВ, а только признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий, а также члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ.
Из содержания поступающих обращений следует, что одной из основных причин отказов органами местного самоуправления в признании ветеранов нуждающимися в улучшении жилищных условий является предоставление не полного пакета требуемых документов.
Так к Уполномоченному обратилась вдова инвалида ВОВ гражданка Ф, имеющая право на льготы, установленные ст. 21 ФЗ «О ветеранах», по вопросу отказа Администрации г. Смоленска в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. В обоснование отказа указано на отсутствие требуемого полного пакета документов.

Положительно решить вопрос стало возможным только в судебном порядке. При этом в судебном решении указывалось, что заявительницей при обращении в администрацию были представлены все необходимые документы. В связи с чем, невольно возникает вопрос об уровне профессиональной компетенции специалиста, который рассматривал заявление гражданки Ф.
Подобные обращения по сравнению с 2010 годом не носили массовый характер, однако учитывая статус данной категории граждан их заслуги перед Отечеством, представляется, что таких жалоб быть не должно.
Принимая во внимание, в том числе и нравственную значимость вопроса обеспечения жильем ветеранов ВОВ, ранее он был внесен Уполномоченным на рассмотрение в Комиссию Смоленской областной Думы по рассмотрению обращений граждан, связанных с совершенствованием правовой основы деятельности органов государственной власти Смоленской области, с решением экономических, политических и социальных вопросов (далее – Комиссия). По результатам обсуждения сложившейся ситуации Комиссия приняла решение:

- рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области активизировать разъяснительную работу среди ветеранов ВОВ по всем основаниям, предусмотренным для постановки на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также по категориям ветеранов, подпадающим под действие Указа Президента РФ от 07.05.2008 г. № 714;

- рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области оказывать помощь ветеранам ВОВ в сборе необходимых документов для признания их нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Исполнение указанных рекомендаций будет находиться на контроле Уполномоченного и в 2012 году.
В 2011 году в адрес Уполномоченного продолжали поступать обращения от жителей сельских поселений, связанные с отсутствием возможности бесперебойного приобретения лекарственных препаратов первой необходимости.
Несмотря на принятие Федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части повышения доступности лекарственного обеспечения жителей сельских поселений» от 27.06.2010 г. № 192-ФЗ, в котором предусматривается право амбулаторий, фельдшерских, фельдшерско – акушерских пунктов (ФАПов) при наличии лицензии на осуществление фармацевтической деятельности, осуществлять розничную торговлю лекарственными средствами, проблема лекарственного обеспечения указанной категории граждан, остается не разрешенной в полной степени.
С учетом установленных лицензионных требований для возможности осуществления фармацевтической деятельности, Департамент Смоленской области по здравоохранению оказывает содействие в исполнении необходимых условий. Для получения указанной лицензии медицинскими организациями и их обособленными подразделениями (центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики, амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, необходимо предоставить следующие документы:

- лицензию на осуществление медицинской деятельности;

- документы о медицинском образовании (для осуществления деятельности в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения), сертификата специалиста и документа о дополнительном профессиональном образовании в части розничной торговли лекарственными препаратами.
Согласно информации, предоставленной Департаментом Смоленской области по здравоохранению, по состоянию на ноябрь 2011 года предоставлены лицензии на осуществление фармацевтической деятельности всем центральным районным больницам (25 медицинским организациям). Пролицензировано 408 ФАПов и 20 врачебных амбулаторий (всего осуществляют свою деятельность 505 ФАПов и врачебных амбулаторий). В этих учреждениях созданы условия для хранения и реализации медикаментов и осуществляется торговля лекарственными средствами. Работники ФАПов прошли соответствующее обучение в части розничной торговли.

В марте-апреле 2011 года сотрудники аппарата Уполномоченного по правам человека в Смоленской области совместно с Общественным Советом по защите прав пациентов при Управлении Росздравнадзора по Смоленской области с участием органов исполнительной власти Смоленской области посетили ряд районов Смоленской области (Демидовский, Шумячский, Духовщинский, Ярцевский), с целью изучения вопроса о доступности медицинской помощи в сельской местности (в т. ч. качества лекарственного обеспечения сельских жителей).
В числе наиболее острых вопросов, которые поднимали граждане, можно назвать :

- отсутствие лекарственных средств на фельдшерско-акушерских пунктах.

Фельдшера продолжают возить лекарственные средства из районного центра, покупая их вначале за свои денежные средства в аптечных организациях, а затем разносить по домам жителям. В связи с этим возникает вопрос - когда вести фельдшеру прием жителей и обслуживать вызовы.

- транспортная доступность ФАПов и лекарственной помощи.

В большинстве случаев имеет место такая ситуация, когда фельдшер проживает в районном центре и осуществляет обслуживание более пяти деревень, в которых проживает до 200 человек. При этом до многих населенных пунктов нет транспортного сообщения.

- возможность сокращения численности ФАПов.

Данный вопрос вызывает у большинства сельского населения опасения. Согласно информации, предоставленной Департаментом Смоленской области по здравоохранению, в настоящее время в Смоленской области не проводится планового сокращения численности ФАПов, т.к. рассмотрение вопроса о сокращении каждого конкретного ФАПа, принимается Департаментом на основании и при наличии письменного обращения руководителя лечебно-профилактического учреждения (ЛПУ) Смоленской области, таких обращений в Департамент не поступало.
Учитывая большую значимость вопроса обеспечения населения Смоленской области лекарственными средствами, он был вынесен Уполномоченным на рассмотрение членов экспертного Совета по вопросам прав и свобод человека и гражданина. На заседании Совета была заслушана информация начальника Департамента Смоленской области по здравоохранению «О состоянии проведения организационных мероприятий по лекарственному обеспечению сельских жителей на территории Смоленской области».

По результатам обсуждения данного вопроса члены экспертного Совета решили вернуться к его рассмотрению в первой декаде февраля 2012 года и вновь заслушать информацию начальника Департамента Смоленской области по здравоохранению о ходе реализации мероприятий по лекарственному обеспечению жителей сельских поселений Смоленской области.

Принимая во внимание важность вопроса надлежащего обеспечения населения лекарственными препаратами, он будет оставаться в сфере внимания Уполномоченного и в 2012 году.
В сентябре 2008 г. Россия присоединилась к международной Конвенции о правах инвалидов, которая предусматривает создание полноценной безбарьерной среды для инвалидов. Ее подписание и ратификация активизировали внимание государства и общества к нуждам и заботам инвалидов. Впервые приоритетным в социальной политике государства в отношении инвалидов признано реабилитационное направление, понимаемое как система мер, направленных на восстановление социального статуса и достижение материального благополучия и равноправия инвалидов. Однако вызывает беспокойство медленное внедрение ее концептуальных установок в практику работы.
В целях формирования условий для беспрепятственного доступа людей с ограниченными возможностями к объектам и услугам в приоритетных сферах их жизнедеятельности принята Государственная программа РФ «Доступная среда», которая будет реализовываться в два этапа: 2011 -2012 годы и 2013-2015 годы.

Сегодня в Смоленской области проблемам инвалидов уделяется большое внимание, однако, несмотря на проводимую активную работу в регионе по созданию безбарьерной среды жизнедеятельности для инвалидов, в 2011 году имели место обращения указанной категории граждан, связанные с отказом в установке пандуса.
Так в адрес Уполномоченного поступило обращение от гражданина С., проживающего в г. Смоленске. Как следовало из его содержания, заявитель является инвалидом 1 группы, страдает заболеванием опорно-двигательного аппарата. В связи с чем, по причине отсутствия откидного пандуса на нижнем пролете лестницы подъезда, где заявитель проживает, что вызывает значительные трудности при подъеме на этаж.

По вопросу установки пандуса гражданин С. неоднократно обращался в управляющую компанию «Жилищный сервис», в Администрацию г. Смоленска, однако вопрос не нашел своего разрешения.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, с учетом положений ст. 15 ФЗ от 24.11.1995 г. № 181 «О социальной защите инвалидов в РФ» согласно которым органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм должны создавать условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным, производственным зданиям, строениям и сооружениям и др.), Уполномоченный обратился в прокуратуру.

В результате проведенной прокуратурой проверки было установлено, что гражданин С. передвигается с помощью кресла-коляски и проживает в девяти этажном жилом доме, в котором отсутствуют необходимые сооружения для маломобильных групп населения (инвалидов), что препятствует его свободному передвижению в жилом помещении и за его пределами.

В связи с выявленным нарушением прокуратурой в интересах заявителя было направлено исковое заявление о признании бездействия Администрации г. Смоленска не законным и возложении обязанности по оборудованию нижнего пролета лестницы подъезда указанным выше сооружением.
В прошедшем году к Уполномоченному обращались граждане в связи с отказом профильного департамента во включении их в реестр и выдаче удостоверения единого образца как лицам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Основанием к отказу явился тот факт, что заявители проживали в Семипалатинской области за пределами периода радиационного воздействия (с 29.08.1949 г. по 31.12.1963 г.), установленного в соответствии с постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. № 849.
В соответствии с Определениями Конституционного Суда РФ от 11.07.2006 г. № 404-О и от 04.12.2007 г. № 960-О-П, п.п. 6 п. 3 Правил выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (устанавливает указанный период радиационного воздействия), утвержденных названным постановлением Правительства РФ, по его конституционно-правовому смыслу не может рассматриваться как ограничивающий право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся рационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», гражданам, которые получили суммарную (накопительную) дозу облучения свыше 5 сЗв (бэр). Вопрос о возможности предоставления мер социальной поддержки может быть разрешен судами общей юрисдикции в зависимости от фактических обстоятельств, подтверждающих либо опровергающих получение соответствующим лицом суммарной дозы облучения свыше 5 бэр вследствие проведения ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Согласно правовой позиции Конституционного суда основаниями для выполнения конституционной обязанности по возмещению вреда перед конкретным лицом является факт причинения ему вреда и наличие причинно-следственной связи между наступлением неблагоприятных последствий для его здоровья или имущества и соответствующей чрезвычайной ситуацией. При этом само по себе проживание в населенном пункте, в котором гражданин подвергся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, не в тот установленный период, с которым связывалось предоставление льгот и компенсаций, не может служить основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки.
Одним из составляющих аспектов проблемы реализации прав гражданами, подвергшихся радиационному воздействию, является отсутствие единой правоприменительной практики в вопросе признания за ними указанного статуса. Вследствие чего возросло число обращений в суд. С учетом анализа данной проблемы, службой Уполномоченного в 2010 г. был подготовлен и проведен «круглый стол» по теме: «Социальная поддержка и защита граждан, проживающих на территории Смоленской области, ранее подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»..
Следует отметить, что по итогам «круглого стола» прокуратура взяла на себя обязательства представлять интересы «Семипалатинцев» в судах.

При активной поддержке прокуратуры граждане из указанной категории лиц, с учетом позиции профильного департамента, были вынуждены отстаивать свои права и законные интересы в судебном порядке. Но, даже имея судебные решения о праве на оформление соответствующего удостоверения единого образца и на получение мер социальной поддержки, они не имели такой возможности, в связи с тем, что указанные решения, как правило, обжаловались департаментом.

Вышестоящая судебная инстанция в подавляющем большинстве случаев оставляет в силе ранее вынесенные судебные решения, однако люди при этом теряют время.

Подобная практика носит негативный характер. Позиция Уполномоченного по данному вопросу доведена до руководителей соответствующих компетентных служб, достигнуто понимание. Ситуация, связанная с обеспечением прав граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне остается в поле внимания Уполномоченного.
В 2011 году к Уполномоченному поступали обращения граждан, связанные с возникшими препятствиями в пользовании земельными участками. Как правило, такие препятствия появляются при возникновении спора с соседями по определению границ земельных участков и соответственно относительно места установки огораживающего забора.
В ходе проведенных сотрудниками аппарата Уполномоченного проверок по данным обращениям, было установлено, что используемые гражданами земельные участки находятся в собственности муниципальных образований, но их межевание (то есть определение фактических границ на плане поселения) не производилось. Соответствующие письменные договора на пользование землей (аренды) с гражданами не оформляются. Указанные обстоятельства обуславливают возможное возникновение ограничения прав пользователей земельных участков.
В соответствии со ст. 609 Гражданского кодекса РФ, договор аренды на срок более одного года, а если хотя бы одной из сторон договора является юридическое лицо, независимо от срока, должен быть заключен в письменной форме. Договор аренды недвижимого имущества, к которому относится земельный участок, подлежит обязательной государственной регистрации.

Согласно п. 1 ст. 25 Земельного кодекса РФ, права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством и подлежат государственной регистрации.

Условия и порядок пользования землей, в соответствии с ч. 3 ст. 36 Конституции РФ, определяются на основе федерального закона.
В целях недопущения массовых нарушений прав граждан на законное пользование земельными участками, данная информация о требованиях закона доведена до руководителей муниципальных образований.
Немало обращений из числа поступивших в истекшем году в адрес Уполномоченного касалось вопроса ненадлежащего содержания и обслуживания муниципального жилищного фонда, не проведения необходимых ремонтных работ в жилых домах.
К примеру, для проведения проверки обстоятельств, изложенных в одном из таких обращений, поступившем из Починковского района, оно было направлено Уполномоченным в прокуратуру. В ходе проведенной проверки установлено, что распоряжением главы администрации МО «Починковский район» Смоленской области от 26.01.2006 г. № 33-р жилой фонд и объекты инженерной инфраструктуры (в том числе жилой дом, жильцы которого обратились с жалобой), находящиеся на территории Васьковского поселения, переданы в собственность администрации сельского поселения. Распоряжением главы администрации Васьковского сельского поселения от 16.03.2006 г. № 18-а по актам приема-передачи указанные объекты жилищно-коммунального назначения приняты на баланс администрации поселения.
С момента передачи право собственности на вышеуказанный объект недвижимости администрации поселения не зарегистрировано. В нарушение ст. 163 Жилищного кодекса РФ порядок управления многоквартирным домом органом местного самоуправления не установлен. Капитальный ремонт многоквартирного жилого дома не производился длительное время, кровля дома имеет множественные повреждения, выявлены иные нарушения предусмотренных норм для условий проживания.
В соответствии с п. 6 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» содержание муниципального жилищного фонда относится к вопросам местного значения поселения.

Согласно п. 9 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений донного фонда, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
По результатам проверки в адрес главы названного сельского поселения прокуратурой внесено представление об устранении нарушений требований жилищного законодательства и объявлено предупреждение о недопустимости нарушений законов. Кроме того, глава поселения привлечен к административной ответственности по ст. 7.22 КоАП РФ за нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и жилых помещений. (другие примеры и анализ конкретных обращений приведены в разделе «Обеспечение права на жилище»).
В прошедшем году к Уполномоченному обращались граждане, которые на момент призыва на срочную службу в вооруженные силы России не имели паспорта гражданина Российской Федерации. После увольнения заявители вынуждены были проходить длительную процедуру проверки компетентными органами факта наличия гражданства РФ.
В соответствии со статьей 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ, который несет военную службу в соответствии с федеральным законом. Таким образом, одним из требований при призыве на военную службу является наличие у призывника российского гражданства.
Представляется, что неправомерная практика призыва на срочную военную службу при отсутствии информации о наличии у призывника гражданства РФ должна быть исключена. Данную позицию Уполномоченный озвучил в ходе заседания Координационного совета российских уполномоченных по правам человека с участием Министра обороны РФ А.Э. Сердюкова по теме: «Защита прав военнослужащих, а также формирование позитивного образа вооруженных сил РФ».
При рассмотрении названных обращений были выявлены случаи, когда по окончании военной службы выясняется, что имевшийся паспорт был выдан с нарушением требований действующего законодательства, при отсутствии вины обратившихся, которые вынуждены самостоятельно, без возможной государственной поддержки в лице военного ведомства, пытаться подтвердить свое гражданство и получить паспорт. Многие ребята после срочной службы отслужили несколько лет по контракту, после чего у них возникли указанные проблемы. Следует отметить, что нередко заявители во время службы участвовали в боевых действиях, были награждены государственными наградами.
С учетом изложенных обстоятельств, Уполномоченный обратился к Министру обороны РФ с предложением о необходимости координации работы военных комиссариатов по документальному подтверждению личности призывников, по выяснению и подтверждению наличия у них российского гражданства.
В 2011 году Уполномоченным обращено внимание на проблему, касающуюся социальной реабилитации осужденных. Частью работы, проводимой в данном направлении, является получение осужденными в период отбывания наказания среднего профессионального образования. Для этого в учреждениях уголовно-исполнительной системы созданы «Федеральные казенные образовательные учреждения начального профессионального образования Федеральной службы исполнения наказания – профессиональные училища». Данное наименование профессиональные училища получили после их перехода под юрисдикцию ФСИН России.

По окончании училища обучавшиеся осужденные, успешно прошедшие в установленном порядке итоговую государственную аттестацию, получают дипломы государственного образца. Приказом Министерства образования и науки России от 9 марта 2007 г. N 80 «Об утверждении инструкции о порядке выдачи документов государственного образца о среднем профессиональном образовании, заполнении и хранении соответствующих бланков документов» (пункт 5.1) определено, что в верхней части правой оборотной стороны титула бланка диплома указываются наименование города (населенного пункта), в котором находится образовательное учреждение, и полное официальное наименование образовательного учреждения, которое его выдало (в именительном падеже), согласно уставу данного образовательного учреждения.
Применительно к рассматриваемой ситуации, указание полного официального наименования учебного заведения со ссылками на принадлежность к уголовно - исполнительной системе способствует фактическому созданию препятствий к реализации гражданином своих прав. Лицо, получившее такой диплом, будет вынуждено всякий раз преодолевать трудности, связанные с трудоустройством по специальности. Даже после снятия или погашения судимости, в дипломе гражданина остаются нежелательные для него указания на отбывание наказания в местах лишения свободы.
Решением вопроса могло бы стать издание приказа, учитывающего названные особенности получения образования в местах лишения свободы, либо внесение изменений в названный приказ в виде отдельного пункта, дающего право образовательным учреждениям уголовно-исполнительной системы, обучающим осужденных, не указывать в выдаваемых дипломах сведения о получении образования в местах лишения свободы. Такое предложение подготовлено и направлено Уполномоченным в Министерство образования и науки России.
Уполномоченный и в последующем намерен уделять особое внимание нарушениям прав граждан, имеющих характер массовых, поскольку их предупреждением и устранением определяется доверие граждан к власти, стабильность в обществе.

Однако, отмеченное не исключает внимания и соответствующего отношения к иным проявлениям нарушения прав и свобод человека и гражданина.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Ежегодный доклад уполномоченног о поправамчеловек а всмоленскойобласт и з а 2011 г о д iconЕжегодный публичный доклад
Доклад отражает состояние дел в колледже и результаты его деятельности за последний отчетный (2010-2011) учебный год
Ежегодный доклад уполномоченног о поправамчеловек а всмоленскойобласт и з а 2011 г о д iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ежегодный публичный доклад директора гбоу сош №1226 ювоуо департамента образования г. Москвы за 2011 – 2012 учебный год
Ежегодный доклад уполномоченног о поправамчеловек а всмоленскойобласт и з а 2011 г о д iconПубличный доклад мкоу «Средняя общеобразовательная школа №5 г. Баксан»
Рф «Об образовании» (пункт 3,4 ст. 32) Учреждение предоставляет Учредителю и общественности ежегодный отчет (Публичный доклад)
Ежегодный доклад уполномоченног о поправамчеловек а всмоленскойобласт и з а 2011 г о д iconДоклад о результатах деятельности в 2010-2011 году 31. 08. 2011 моу...
В рамках проекта «Реформа системы образования» предусмотрено введение в практику деятельности публичных докладов образовательных...
Ежегодный доклад уполномоченног о поправамчеловек а всмоленскойобласт и з а 2011 г о д iconАдминистрация мбоу сош №11, в лице директора С. Н. Симбиревой, представляет...
Оу для организации диалога и согласования интересов всех участников образовательного процесса в школе, потому что сотрудничество...
Ежегодный доклад уполномоченног о поправамчеловек а всмоленскойобласт и з а 2011 г о д iconДоклад составлен на основе анализа поступившей Уполномоченному в...
Ежегодный доклад Уполномоченного по правам человека в Свердловской области о деятельности в 2013 году
Ежегодный доклад уполномоченног о поправамчеловек а всмоленскойобласт и з а 2011 г о д iconДоклад
Ежегодный доклад Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан (далее Уполномоченный) "О соблюдении прав и свобод человека...
Ежегодный доклад уполномоченног о поправамчеловек а всмоленскойобласт и з а 2011 г о д iconМр «Амгинский улус (район)» му амгинское муниципальное управление...
I. Социально-экономические условия развития территориальной системы образования
Ежегодный доклад уполномоченног о поправамчеловек а всмоленскойобласт и з а 2011 г о д iconГ тырныауза утвержден ус моу «сош №6»
Администрация школы предлагает вниманию учредителя, родителей, общественности ежегодный Публичный доклад о деятельности моу «сош...
Ежегодный доклад уполномоченног о поправамчеловек а всмоленскойобласт и з а 2011 г о д iconДоклад о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Ненецком...
Ежегодный доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Ненецком автономном округе, о соблюдении и защите прав и законных...
Ежегодный доклад уполномоченног о поправамчеловек а всмоленскойобласт и з а 2011 г о д iconДоклад о соблюдении прав человека в оренбургской области и деятельности...
...
Ежегодный доклад уполномоченног о поправамчеловек а всмоленскойобласт и з а 2011 г о д iconЕжегодный доклад
Омский институт водного транспорта (филиал) фбоу впо «Новосибирская государственная академия водного транспорта»
Ежегодный доклад уполномоченног о поправамчеловек а всмоленскойобласт и з а 2011 г о д iconТерриториальная подсистема рсчс Томской области Ежегодный государственный доклад
О состоянии защиты населения и территории Томской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
Ежегодный доклад уполномоченног о поправамчеловек а всмоленскойобласт и з а 2011 г о д iconЕжегодный доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребенка...
Презентация представляет собой наглядное пособие, с помощью которого студент иллюстрирует свой доклад к дипломной (курсовой) работе....
Ежегодный доклад уполномоченног о поправамчеловек а всмоленскойобласт и з а 2011 г о д iconЕжегодный доклад Совета муниципальных образований Пермского края
Анализ реализации положений резолюций Съездов Совета муниципальных образований за период с 2010 по 2013 гг. 9
Ежегодный доклад уполномоченног о поправамчеловек а всмоленскойобласт и з а 2011 г о д iconДоклад за 2011/2012 учебный год
Публичный доклад муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №38» содержит информацию...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск