Исследовательская работа Ученицы 10 класса





Скачать 156.75 Kb.
НазваниеИсследовательская работа Ученицы 10 класса
Дата публикации07.03.2015
Размер156.75 Kb.
ТипИсследовательская работа
100-bal.ru > Литература > Исследовательская работа


Открытая научно-практическая конференция
для учащихся 6-11 классов "Вышгород-2012"

«Руническая письменность на хорезмийской керамике».

Исследовательская работа

Ученицы 10 класса

ГБОУ гимназии №1505

Ульяновой Татьяны

Руководитель: к.ф.н. Евдокимова А.А.

Москва 2012

Содержание.

Введение …………………………………..……….…. 3

1 Глава ..…………………………………………….. 4

2 Глава …………………………………………….... 11

Заключение ……………………………………………….18

Список литературы …………………...………………………… 19

Введение.

В нашем школьном музее «Археологические памятники Евразии» находятся коллекции Хорезмской археолого-этнической экспедиции. Среди хорезмийской керамики, найдены некоторые фрагменты с нарисованными знаками. Есть гипотеза, что эти знаки относятся к древнетюркскому руническому алфавиту.

Моей целью является узнать, являются ли знаки на этих фрагментах, примерами тюркской письменности, либо это просто орнамент или владельческий знак.

При достижении своей цели, выполнились такие задачи, как:

  1. Изучение литературы о тюркской письменности

  2. Поиск в музее керамических фрагментов с изображениями, похожих на рунические знаки

  3. Описание найденных фрагментов

  4. Составление классификации знаков

  5. Анализ (идентификация) группы знаков, похожих на руны

  6. Составление карты распространения этой письменности

Предметом моего изучения будут найденные керамические фрагменты со знаками.

При работе над написанием дипломной работы, использовались книги С.Г. Кляшторного «Памятники древнетюркской письменности и этнокультурная история Центральной Азии»(СПБ.:Наука,2006), И.Л.Кызласова «Рунические письменности евразийских степей»(Москва.: Восточная литература), А.Е.Макаев «Язык древнейших рунических надписей».

При работе над описанием музейных фрагментов со знаками, использовалось методическое пособие М.В.Малиновской «Преподавание основ музейного дела в школе» (Москва.: Перспектива, 2011).

В книге Кляшторного дается много информации о рунических памятниках и их транслитерации. Много картинок с изображениями рун, которые будут взяты при написании работы.

В книге Кызласова находится много карт распространения тюркской письменности. Описаны все группы алфавитов, и дается подробный анализ и сравнение алфавитов, их основные особенности. При написании работы в большей степени буду опираться на эту книгу.

В книге Макаева находятся только общие положения о рунологии, но нет информации о тюркском алфавите.

1 глава.

Руны - это алфавитные и магические знаки, не имеющие округлых форм, нарисованные на гладкой поверхности, вырезанные по дереву, выгравированные на камне или личных вещах1. Руны представляют основные силы природы. Некоторые люди предполагали, что руны имеют магическое значение, позволяющее высвободить силы, чтобы осуществить свои желания или увидеть будущее. Раньше их можно было увидеть на предметах быта, оружиях, посуде, ими писали заклинания над входом в дом или на носу корабля. Судя по форме рун, можно предположить, что сначала их вырезали на дереве или высекали на камне. Многие рунические надписи имеют древнейшее происхождение. Каждый народ использовал свою руническую письменность. Следовательно, в разных географических местах использовался разный рунический алфавит.

Рунические алфавиты делились на 2 группы: Евроазиатскую и азиатскую. К евроазиатской группе относились: донской и кубанский алфавиты, южноенисейский, ачихташский. К азиатской группе относятся: орхонский, енисейский, таласский алфавиты.

В моей дипломной работе речь пойдет о древнетюркском руническом алфавите, который находится в азиатской группе. Эта письменность использовалась в Центральной Азии(ЦА) в период с VIII—X вв. н. э. на территории Хорезма. В состав ЦА входили: Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Туркменистан, Таджикистан.

Карта Центральной Азии2



Основная масса тюркской письменности находилась не на территории Хорезма, но там встречаются памятники, содержащие тюркские руны. Руны свидетельствуют о том, что Центральная Азия взаимодействовала с другими регионами. Поэтому рунических памятников не много, так как они не производились в самой Центральной Азии.

Хорезм - древнее государство Центральной Азии с центром в низовьях Амударьи - регион развитого ирригационного земледелия, ремесла и торговли, высокой культуры.3 Возникло в VII-VI вв. до н. э. Время существования Хорезма относится к афригидскому времени. Это время получило свое название по династии Афригидов (Династии царей древнего и раннесредневекового Хорезма. Начало династии положил Африг в 305 г. н. э . Династия прекратила свое существование во время правления Абу-Абдаллах Мухаммеда, убитого Мамун ибн Мухаммедом( представителем династии хорезмшахов Мамунидов и будущим царем Хорезма) в 995 году. Через Хорезм проходил Великий шелковый путь. Земли Хорезма подвергались завоеваниям. IV-VI вв. – начало складывания раннефеодальных отношений. В 712 году Хорезм завоевали арабы. С 1220г. Хорезм находился в составе Монгольской империи; затем улус-Джучи. С XVI в. Большая часть территории Хорезма была включена в Хивинское ханство.

Открытие древнетюркской письменности Центральной Азии связанно с освоением и заселением русскими людьми пространства Сибири. Первым путешественником в Сибирь, давшем подробные описания Сибири, был Николас Корнелиссон Витсен( 1641-1717). Его книга «Северная и Восточная Татария» вышла в 1692 и 1705 году и была переиздана в 1785. Его помощниками были такие люди как Андрей Андреевич Виниус (1641- 1715) и Станислав Антонович Лопуцкий, придворный живописец царя Алексея Михайловича. В книге Витсена впервые приведены диалекты и языки России, в том числе и тюркская лексика. После этого тюркские надписи интересесовали еще многих путешественников, Петра I, давшего указание искать «камни с подписью» в Сибири.

Местоположение Енисея(отмечено синим цветом)4



Сама письменность применялась в области реки Енисей (там располагался Кыргызский каганат) и в долине реки Орхон (там располагался второй тюркский каганат). Отсюда второе название письменности – Орхоно-енисейский. В тюркском алфавите содержится 38 букв. Орхонский и Енисейский алфавит имели некоторые различия в написании букв.

Имеющие отличия памятники долины Енисея интерпретируются как "памятники Кыргызского каганата". По этой социально-этнической классификации к памятникам "енисейской рунической письменности" относятся также некоторые наскальные надписи и текст знаменитой Суджинской стелы в Монголии. Наиболее вероятно, что кыргызы заимствовали письменность в результате победоносного похода древних тюрков в 711 г., которые "завели порядок в немногочисленном (т.е. пришедшем тогда в упадок) народе кыргызов".

Ученые полагают, что древнетюркский алфавит возник не раньше VII в., возможно, в первой половине. Рунические тексты старше второй половины VII в. еще не обнаружены.


Существует общее определение памятников древнетюркской письменности как обширного корпуса текстов, написанных рунической, уйгурской, согдийской, манихейской, сирийской, тибетской и арабоглифической письменностью, а также письмом брахми. В более узком смысле под древнетюркскими памятниками понимаются только рунические тексты. Установлен огромный ареал распространения памятников рунической письменности: от Орхона до Дуная, от Якутии до Гоби (показано на рисунке).



До сих пор находятся памятники, свидетельствующие о существовании рун. По надписи можно определить, когда было это написано, кем и место, где жил человек. Наскальные рунические надписи были открыты в Монголии примерно в одно и то же время открытия надписей на стелах. Едва ли ни единственным памятником считалась надпись, сделанная на скале Тайхир-чулу( надпись на р.Тэс).

Река Тэс отмечена красным цветом



Надпись на р.Тэс5

Эта надпись была найдена летом 1915 года во время поездки по Монголии Б.Я.Владимирцовым. она была выбита на необтесанной скале. В данное время надпись находится в Санкт-Петербурге в институте востоковедения РАН. Надпись состоит из одной строки и двух тамг, под надписью находится рисунок (55см высоты и 30 см ширины), имеющая вид креста на круге с четырьмя лучами. Надпись разбивается на две части тамгами (1 часть- 71 см, 2-160 см, буквы- 20-22 см). Б.Я.Владимирцов предлагает следующее чтение надписи:



« [Я], Алп Сол[ из рода с этими тамгами]. Я, Тюпеш Алп Сол, [это] написал. Я пребывал [тогда] здоровым [невредимым] (вариант: я сидел тогда с эсеном)».

Надпись была сделана вверх основаниями знаков (вверх ногами). Заметно влияние енисейского варианта рунического письма по палеографическим особенностям t в слове olurtym. Äsän- здоровый, невредимый. Палеографическая датировка надписи: VII-IX вв.



Надпись из Гурвалжин-ула6.

Эта надпись была найдена в 1975 г на горном массиве Гурвалжин-ула по восточному берегу р. Тарана-гол( в пределах Булганского аймака) южнее Курван-Булака. Надпись выбита на валуне в одну строку( 70 см), сверху- 2 тамги. Надпись состоит из 15 знаков по 8 см. Палеографическая дата: VIII век. Перевод такой:



« Я, раб божий, написал».

Это выражение совсем не похоже на древнетюркскую религию, то есть тенгрианство. Тенгрианство во многом близко буддийскому, завещанному индийским царем Канишкой, от которого берет начало ветвь буддизма, получившая самостоятельное развитие. Соответственно, тюрок не мог написать «раб божий». Таким образом, написание такой надписи определяется влиянием на тюркское общество великих религий, проявившихся очень рано.

Белёвская надпись7



Данный памятник был найден в 1997 году археологом Минусинского музея Н.В.Леонтьевым. памятник был открыт в Хакасии, рядом с озером Бёле( на рисунке вверху красной точной отмечено о.Бёле).

Надпись сделана вертикально и состоит из 23 знаков, вырезанных на кургане8. По словам Кызласова, надпись хорошо сохранилась, каждое слово в которой отделено специальной отметкой ( похож на « : » ).

Чтение Кызласова такое:

Turms(()s t(a)(j(a)((toq(u)zq(a)t(()m(i)n

Перевод такой:

« Возраст ( стоймя) вставшего камня девятикратно надежный( гарант границы)?».

Заметим, что в древнетюркском нет выражения «стоймя вставших камней»: при установке стелы пишется глагол toqy- «устанавливать, воздвигать», и tik- «ставить», а не tur- «стоять, жить».

2 глава.

В стенах нашей гимназии находится музей «Археологические памятники Евразии», существующий с 1996 года. В нем содержатся около 550 тысяч подлинных экспонатов – материалов Южно-уральской археологической экспедиции, Феодосийской, Михайловской, Патрейской экспедиции, Хорезмской археолого-этнической экспедиции, отдельные предметы с раскопок в Сибири и Израиле.

В музейном фонде хранятся вещи, сделанные из разных материалов, таких как стекло, металл, дерево, керамика. На рассмотренных мной стеклянных предметах не было никаких надписей. На изделиях из металла, таких как монеты, если имеются надписи, то они написаны на арабском языке и связаны с исламом. Так же на поливной керамике( изделий из глины, покрытых глазурью) тоже можно было встретить только арабицу. На бусинах или других элементах украшения вообще не использовалась письменность. Поэтому все мое внимание было уделено неполивной керамике.

В ходе работы мною было просмотрено и проанализировано 330 ящиков с фрагментами, а это примерно 9 750 фрагментов, найденных в Хорезмской экспедиции.

Количество ящиков Название стоянки

20

Куня-Ургенч

22

Южно-Кызлыкумский маршрут

15

Якке-Парсан

164

Садвар

12

Сырдарьинский маршрут

6

Шемаха-Кала

15

Ярбекир

16

Кызылнура

27

Левый берег

21

Мынгыр-Кала

7

Кургашин-Кала

Есть гипотеза, что надписи на найденных мною 8-ми фрагментах со знаками среди материалов экспедиций, могут являться не только видом письменности. Они могут означать тамгу, то есть владельческий или мастерский знаки или быть представлены в качестве орнамента. Раньше люди оставляли специальные знаки на предметах, которые они делали, тогда такой знак назывался мастерским. Владельческий знак говорил о человеке, который приобрел этот предмет.

Среди найденных мною фрагментов, был найден фрагмент, на котором руна представлена в качестве орнамента или украшения и не несет никакого письменного значения. Руны отмечены красным цветом на втором рисунке.



Далее приведены 4 найденных в музее фрагмента с руноподобными знаками. В качестве примеров фрагментов были приведены именно они, так как: 1. Именно эти знаки наиболее часто встречаются на рунических памятниках; 2. На этих фрагментах четко видны знаки, в отличие от других.

Фрагмент 1



Вид предмета: фрагмент. Длина составляет 10 см, ширина 9 см, толщина 1,5 см. Сосуд имеет внешне светло-терракотовый цвет, внутри - терракотовый и внутри в середине - коричневый, в поперечном изломе - коричневый. Фрагмент сделан из глины. Поверхность фрагмента снаружи гладкая, а внутри шероховатая. Предположительно, это фрагмент тулова. Фрагмент был сделан на гончарном круге. После обжига предмет был подвергнут полировке. Рельефный орнамент сделан щепкой( руна) и второй орнамент идет вдоль всего фрагмента полосой. Знак эквивалентен руне №67 в таблице(см.ниже «таблица рунических алфавитов»)

Фрагмент 2



Вид предмета: фрагмент. Длина составляет 8,5 см, ширина- 8 см, толщина стенок- 1,2 см. Внешняя сторона фрагмента классического терракотового цвета. Внутри фрагмент светло-терракотовый. Предмет сделан из глины. Внешняя поверхность гладкая, а изнутри - шероховатая. Это черепок неопределенной формы, сделанный на гончарном круге. Имеется рельефный орнамент, сделанный щепкой. Предположительно означает руну, тамгу. Знак эквивалентен руне №7 в таблице.

Фрагмент 3



Вид предмета: фрагмент. Длина составляет 8 см, ширина- 6 см, толщина стенок- 1,2 см. Внешняя сторона фрагмента терракотового цвета. Внутри фрагмент светло-терракотовый. Предмет сделан из глины. Внешняя поверхность гладкая, а изнутри - шероховатая. Это черепок неопределенной формы, сделанный на гончарном круге. Имеется рельефный орнамент, сделанный щепкой. Предположительно означает руну, тамгу. фрагмент №3 соответствуют знаку №36 в таблице.

Фрагмент 4



Вид предмета: фрагмент. Длина составляет 13 см, ширина- 18,5 см, толщина стенок- 1,5-2,5 см. Внешняя сторона фрагмента светло - терракотового цвета. Внутри фрагмент коричневый, в поперечном изломе - терракотовый. Предмет сделан из глины с примесью - шамот. Внешняя и внутренняя поверхности шероховатые. Это черепок неопределенной формы, сделанный на гончарном круге. Имеется рельефный орнамент сделанный специальным приспособлением. Предположительно означает руну, тамгу. Знак эквивалентен руне №7 в таблице.

Таблица9 рунических алфавитов10



При описании данных фрагментов использовалось методическое пособие Малиновской М.В "Преподавание основ музейного дела в школе" (Москва, «Перспектива», 2011). Я использовала именно эту книгу, так как в ней наиболее ярко описана методика анализа и описания изделий из керамики. В книге дается развернутый план описания предметов и пояснение того, что нужно сделать.

В ходе процесса описания найденных фрагментов, я следовала плану:

  1. Определение вида предмета

  2. Определение размеров предмета

  3. Анализ цвета со всех сторон

  4. Определения состава смеси из, которой сделан предмет

  5. Анализ обработки поверхностей

  6. Определение типа предмета

  7. Анализ техники формовки сосуда

  8. Определение метода обработки сосуда после обжига

  9. Анализ орнамента

  10. Определение используемого инструмента

  11. Определение назначения предмета ( в некоторых случаях)

Наша гипотеза о том, что найденные руны, это не только могут означать вид письменности, подтвердилась.

Во-первых, данные 4 знака являются тамгами, так как представлены в единичном экземпляре, не несут за собой никакого текстового смысла. Тамгой может являться одна из букв тюркского алфавита. К каждому из 4-х знаков был найден эквивалент в алфавите.

Во-вторых, мною были найдены фрагменты, на которых руны представлены в качестве орнамента.

В ходе работы мною была составлена карта распространения найденных фрагментов с тюркскими рунами. Места на карте, отмеченные розовой точкой - указывают на место нахождения рун. Карта дает возможность определить, насколько широко использовались тюркские руны.



Заключение.

Таким образом, мною было просмотрено и проанализировано 325 ящиков Хорезмской археолого-этнической экспедиции, а это примерно 9750 фрагментов, то есть:

Количество ящиков Название стоянки

20

Куня-Ургенч

22

Южно-Кызлыкумский маршрут

15

Якке-Парсан

164

Садвар

12

Сырдарьинский маршрут

6

Шемаха-Кала

15

Ярбекир

16

Кызылнура

27

Левый берег

21

Мынгыр-Кала

7

Кургашин-Кала

Среди просмотренных материалов был найден ряд фрагментов с рунами, и была составлена классификация надписей, где руны представлены в качестве письменности и в виде орнамента. Они были описаны, и руническим надписям был найден эквивалент в тюркском алфавите. Так, например надпись на первом фрагменте эквивалентна руне №67 в таблице (стр.14), фрагмент №2 эквивалентен руне №7, фрагмент №3 соответствует знаку №36, и №4 соответствуют знаку №7.

Наша гипотеза о том, что найденные руны, это не только могут означать вид письменности, подтвердилась.

Во-первых, данные 4 знака являются тамгами, так как представлены в единичном экземпляре, не несут за собой никакого текстового смысла. Тамгой может являться одна из букв тюркского алфавита. К каждому из 4-х знаков был найден эквивалент в алфавите.

Во-вторых, мною были найдены фрагменты, на которых руны представлены в качестве орнамента.

Далее была составлена карта распространения найденных фрагментов. Она дает нам возможность понять, что тюркская письменность имела широкое использование.

Список Использованной литературы.

  1. И.Л.Кызласов «Рунические письменности евразийских степей». Москва, « Восточная литература», 1994



  1. Э.А.Макаев " Язык древнейших рунических надписей". Москва, «Наука», 1965



  1. Малиновская М.В. "Преподавание основ музейного дела в школе". Москва, «Перспектива», 2010



  1. C.Г.Кляшторный "Памятники древнетюркской письменности и Этнокультурная история Центральной Азии". СПБ, «Наука», 2006



  1. Интернет - портал центральноазиатского исторического центра http://www.kyrgyz.ru



  1. Интернет – портал о тюркских рунах http://irq.kaznpu.kz

1 Ральф Блум. Книга рун. Чистая руна (руна Одина).-М..: «Чернобыль», 2009. С.1

2 Картинка взята с интернет-портала: http://images.yandex.ru/yandsearch?ed=1&text=%D1%81%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D1%8F%D1%8F%20%D0%B8%20%D1%86%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D1%8F%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B0&p=48&img_url=www.charuecocult.cn%2Frussian%2Fculb%2FUploadPic%2F2010-1%2F20101813375196.gif&rpt=simage

3 Д.Н.Ушакова. Большой Энциклопедический словарь.-М.: «dicView», 2000.

4 Картинка взята с интернет портала: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Enisey.png

5 Рисунок взят из книги С.Г.Кляшторного « Памятники древнетюркской письменности и этнокультурная история центральной Азии», стр.121

6 Рисунок взят из книги С.Г.Кляшторного « Памятники древнетюркской письменности и этнокультурная история центральной Азии», стр.123

7 Рисунок взят из книги С.Г.Кляшторного « Памятники древнетюркской письменности и этнокультурная история центральной Азии», стр.329

8 Курган - насыпь над древней могилой, иногда — занесённый землёй развал многообразных погребальных сооружений (деревянных, каменных или земляных).- Большая Советская Энциклопедия 1969-1978гг.

9 И.Л. Кызласов « Рунические письменности евразийских степей».-М..: «Восточная литература», 1994. С.40

10 Алфавиты в таблице: Д-донской, К-кубанский, Е-енисейский, О-орхонский, Т-таласский


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Исследовательская работа Ученицы 10 класса iconИсследовательская работа ученицы 9 класса
Фильмы Вима Вендерса
Исследовательская работа Ученицы 10 класса iconИсследовательская работа ученицы 9 класса «А» Оловенцовой Екатерины...

Исследовательская работа Ученицы 10 класса iconИсследовательская работа ученицы 9 класса
Взаимоотношения Парфии, Рима и Иудеи через призму «Иудейских древностей»
Исследовательская работа Ученицы 10 класса iconИсследовательская работа ученицы 10 класса «А» Ефремовой Евгении...
Социокультурная характеристика
Исследовательская работа Ученицы 10 класса iconИсследовательская работа Ученицы 10 класса
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося...
Исследовательская работа Ученицы 10 класса iconНаучно-исследовательская работа по математике
Ученицы 7 класса Черногоровой Виолетты Дмитриевны Лисицына Татьяна Петровна учитель математики высшей категории мбоу сош №22, п....
Исследовательская работа Ученицы 10 класса iconИсследовательская работа Ученицы 10 класса
Целью моей работы является изучение вопроса о том, как именно Император оценивал политическую ситуацию в стране; на основании какой...
Исследовательская работа Ученицы 10 класса iconИсследовательская работа «Тайна имени». Выполнила ученица 6 класса...
Научно-исследовательская деятельность в Мокрушинской школе Канского района Красноярского края
Исследовательская работа Ученицы 10 класса iconНаучно-исследовательская работа Научно-исследовательская работа Научно-исследовательская...
Научно-исследовательская работа (нир) относится к циклу «Практики и научно-исследовательская работа» магистерской программы «Русский...
Исследовательская работа Ученицы 10 класса iconНаучно-исследовательская работа Измайлово. История царской усадьбы...
Авторы: Борщевская Рахиль, Южакова Анастасия, Узиенко Мария – ученицы 7 класса «Б» гимназии №1567 зао г. Москвы
Исследовательская работа Ученицы 10 класса icon«Да возродится храм!» Исследовательская работа ученицы 10 класса...
Белгородская область, Ракитянский район, с. Дмитриевка, моу «Дмитриевская средняя общеобразовательная школа», телефон 22-1-30
Исследовательская работа Ученицы 10 класса iconИсследовательская работа ученицы 10 класса гимназии 1505 города Москвы...
Образ Ивана Грозного в понимании С. М. Эйзенштейна и И. В. Сталина как отражение взаимоотношений художника и власти
Исследовательская работа Ученицы 10 класса iconИсследовательская работа ученицы 11 класса гуо «Жодинская женская гимназия»
«Завод №2 Металлширпотреб Касимов». Этот экспонат подарила музею учительница гимназии Елена Николаевна Бекер. Она рассказала, что...
Исследовательская работа Ученицы 10 класса iconНаучно-исследовательская работа Выполнили ученицы 10 класса
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов по специальности 030501. 65...
Исследовательская работа Ученицы 10 класса iconИсследовательская работа ученицы 9 класса «А» Ефремовой Евгении по...
Поколение моих сверстников должно уважать своих предков и знать через что прошли наши дедушки. Ведь в нашей стране наступила настоящая...
Исследовательская работа Ученицы 10 класса iconИсследовательская работа Ученицы 10 класса
Эта великая и могущественная цивилизация могла бы и развиваться дальше, достигать еще больших успехов, если бы на их земли не прибыли...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск